Театр-музей Сальвадора Дали, башня Галатеи

Teatre-Museu Dali, Torre Galatea

Архитектор: Сальвадор Дали (Salvador Dali). Находится: Фигерос, Испания. Дата постройки: 1974 год. Назначение: музей.

 

Немного из истории

Когда в 1961 году новоизбранный мэр Фи-героса Рамон Гвардиола попросил великого уроженца этих мест Сальвадора Дали подарить городу одну из своих работ, тот решил сделать своей малой родине более масштабный дар - целый музей, который хранил бы большинство работ мастера. Под перестройку было избрано здание старого театра, где когда-то в возрасте 14 лет юный Дали выставил одну из первых своих работ. В ходе Гражданской войны дом подвергся бомбардировкам, от него остались лишь фундамент, коридоры, арки авансцены и кладовые, но художника это только порадовало.

Музей строился целых 14 лет, на его создание ушло огромное количество бюджетных денег, а также значительная часть состояния самого маэстро. Тем не менее Дали сумел воплотить в нем все свои затеи, ни в чем себя не ограничивая. Салон открылся в сентябре 1974 года и до середины 1980-х годов еще достраивался. Сначала театр-музей стал прижизненным памятником неординарной личности Дали и хранилищем для большого количества работ, а позже превратился в его мавзолей. Последние годы художник доживал в башне Галатеи, приобретенной в 1983 году для расширения музея, оформленной в своеобразном стиле.

Сравнительно недавно, в 2001 году, в экспозиции открылась новая галерея «Сокровища Дали», включающая 37 золотых драгоценностей с камнями, созданных по проекту великого сюрреалиста, а также 27 рисунков и эскизов этих украшений.

Театр-музей Сальвадора Дали, башня Галатеи

Театр-музей Сальвадора Дали, башня Галатеи

 

Замысел и исполнение

Эпатаж и эклектичность в ансамбле представляетбашня Галатеи, контрастирующая с почти классическим отстроенным театром, выполненным в скромных серых и бежевых тонах. Стены башни словно покрыты карминно-красной мантией, усеянной золотистыми караваями, а на крыше расположились в большом количестве яйца. Самая заметная деталь облика - геодезический купол работы Эмилио Переса Пиньеро, построенный над пространством сцены.

Номинально музей имеет три этажа, но первый при этом распадается еще на несколько дополнительных уровней. Описать его внутреннее убранство упорядочение практически невозможно: оно превращено в причудливый сюрреалистический лабиринт, в котором самые обычные вещи способны приобрести иной смысл. При входе гостей встречает Ньютон с распахнутыми руками и дырой в голове, а в фойе художник изобразил себя и жену, моющих золото, со свисающими с потолка ногами. В зрительных залах, разбитых на секторы, Дали манит посетителей в мир сюрреализма, интригуя названиями: «Дворец ветров», «Зал Траяна» (названный в честь похищенной художником в Каннах таблички с названием улицы), «Зал сокровищ», «Комната рыбных рядов»... В них выставлены не только картины, но и необычная мебель, фрески, голограммы и скульптуры вроде знаменитой Венеры с выдвинутыми из тела ящиками. Некоторые помещения - это уже экспонаты из-за своей неординарности, например «Мэй Уэст»: комната - женское лицо с глазами из картин и губами-диванчиком.

В экспозицию входит и гробница мастера в темном зале с чашами, обвитыми драконами. Здесь с 1989 года хранится прах одного из основателей сюрреализма.

В конце экскурсии гость может попасть в «Мир» - внутренний дворик округлой формы, по всему периметру стен которого оформлены симметричные ряды ниш, уставленных скульптурами. Остальное пространство занимают цементные клумбы с вечнозеленой растительностью. Здесь же грустит «Дождливый Кадиллак» - любимое черное такси Дали с манекенами, на которых льется дождь.


20.09.2018