Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Подробный комментарий

Функции налоговых органов

В НК РФ указаны основные обязанности, возложенные на налоговые органы, но есть и сторонние, которые предусмотрены прочими иными актами. Рассмотрим обязанности налоговых органов более подробно.

Главной обязанностью налоговой является требование к соблюдению норм законодательства о налогах и сборах. Данное положение закрепляется тем, что налоговые органы обязаны исполнять свой функции должным образом, соблюдая законные права остальных участников правовых налоговых отношений.

Основными функциями являются:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • правоохранительная;
  • консультационно-информационная.

Фискальная функция заключается в том, что оплаченные налоги и сборы зачисляются на свои счета своевременно и в полном объеме.

Контрольная функция подразумевает осуществление контроля за соблюдением законодательства и учет налогоплательщиков.

Правоохранительная функция необходима для выявления нарушений налогового законодательства и своевременного их пресечения. Сюда относятся различные штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, за задержку налоговых платежей и прочее.

Информационно-консультационная функция предполагает, что налоговые органы обязаны информировать плательщиков налогов и сборов о правилах уплаты налогов, о нормах и об изменениях законодательства.

Читайте также:  Замена паспорта после замужества при смене фамилии

Таким образом, выполнения перечисленных функций позволяет осуществлять налоговый оборот без задержек и структурировано. Законодательство России закрепляет нормы о том, что налоговые органы обязаны соблюдать права налогоплательщиков.

Комментарий к Статье 31 НК РФ

Статья 31 НК РФ, закрепляющая права налоговых органов, Законом N 137-ФЗ изложена в новой редакции. С 1 января 2007 г. за налоговыми органами закрепляются следующие права:

требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);

проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ);

производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ);

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);

приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (пп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ);

в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ);

определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ);

требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ);

взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ);

требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ (пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ);

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ);

Читайте также:  МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС РОССИИ № 4 ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ);

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (пп. 13 п. 1 ст. 31 НК РФ);

предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Кроме этого, п. 2 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) предусмотрено, что налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

В основном новая редакция ст. 31 НК РФ содержит поправки технического и уточняющего характера.

Так, исключено право налоговых органов контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ, — в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ). При этом следует отметить, что контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщиков фактически был прекращен еще в середине 2003 г., когда Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 104-ФЗ из текста НК РФ были исключены ст. ст. 86.1 — 86.3, определяющие порядок проведения налогового контроля над расходами физического лица.

Кроме этого, исключено право налоговых органов создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (пп. 15 п. 1 ст. 31 НК РФ, — в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ).

Правовой режим налогового поста устанавливался налоговыми органами на основании ст. 197.1 НК РФ для целей контроля над организациями, осуществляющими производство и (или) реализацию нефтепродуктов и (или) переработку прямогонного бензина <1>. ——————————— <1> Пунктом 12 ст. 2 Закона N 137-ФЗ ст. 197.1 также признана утратившей силу.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 197.1 НК РФ налоговые органы по решению руководителя налогового органа вправе были создавать постоянно действующие налоговые посты (далее — налоговые посты) у налогоплательщика.

При этом под налоговым постом понимался комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Организация налогового поста осуществлялась на основании решения руководителя налогового органа, выдавшего свидетельство, о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Читайте также:  «Северный поток — 2»: В Европе хотят запустить проект в IV квартале, для этого осталось уложить меньше 50 км труб

Налогоплательщик был обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Минфином России формам. Сотрудники налоговых органов, на основании решения руководителя налогового органа имели право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов и (или) переработку прямогонного бензина (п. 2 ст. 197.1 НК РФ).

Функции налоговых постов были указаны в п. 3 ст. 197.1 НК РФ:

1) обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов и (или) продукции нефтехимии, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов и (или) продукции нефтехимии;

2) обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;

3) проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;

4) проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;

5) проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.

Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов был утвержден Приказом МНС России от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79.

За налоговым органом закреплено также право (пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ) предъявлять в суды иски о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика.

Основные обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов заключаются в следующем:

  • в полном соблюдении законодательных налоговых норм;
  • в осуществлении полноценного контроля за процессом оплаты налогов и сборов;
  • в учете организаций и физических лиц;
  • в принятии решения о выдаче налогоплательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм;
  • в соблюдении налоговой тайны;
  • в направлении плательщикам оповещений о сроках и суммах налогов, которые необходимо оплатить;
  • в предоставлении по первому требованию плательщикам информации о состоянии счета;
  • в выдаче на руки налогоплательщикам копий решений налоговых органов;
  • в предоставлении выписок из ЕГРЮЛ.

НК РФ подразумевает такой подход, при котором обязанности налоговых органов коррелируют с правами налогоплательщиков.

Например, органы обязаны по запросу своевременно и достоверно информировать плательщиков о всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся уплаты налогов, сумм, ставок, а также о заполнении декларационных форм.

Отдельной обязанностью является проведение выездной проверки. В правилах проведения выездной проверки закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган.

Самостоятельное осуществление выездной проверки отдельных подразделений проводится по решению налоговых органов по месту нахождения данного филиала.

Решение о проведении выездной проверке обязательно должно содержать следующее:

  • полное и сокращенное наименование организации либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка.

Выездная проверка может осуществлять по одному налогу или по совокупности. При этом в России структура проверки устанавливается налоговыми органами, а не руководством юридического лица.

Основные права налогоплательщика при проведении выездной проверки закреплены налоговых законодательством и должны соблюдаться налоговыми органами России в полном объеме.

Таким образом, список обязанностей налоговых органов достаточно широк и охватывает полный цикл налоговых правоотношений. Но в НК РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению информации плательщикам о выполнении контрагентами требований или о нарушениях такими субъектами законодательства о сборах.

Ответственность налоговых органов: методичка для юристов

Большая статья для налоговых юристов про правоприменительные аспекты.

Объектом исследования являются законодательные нормы об ответственности налоговых органов и их должностных лиц, а также возмещении убытков как способе защиты имущественных прав налогоплательщиков, и мере гражданско-правовой ответственности налоговых органов. В работе анализируются нормативные, правоприменительные и доктринальные подходы к понятию убытков, формулируется их сущность, структура правовых норм о возмещении убытков, исследуется механизм реализации права на возмещение убытков с учетом позиций, изложенных в судебной практике.

Вопросы ответственности налоговых органов и их должностных лиц хотя и не относят в теории права к числу приоритетных, проблемных, но рассматривают их в качестве актуальных и практически значимых для целей зашиты прав и законных интересов налогоплательщиков. Об этом свидетельствует не только правоприменительная практика, но и достаточные литературные источники.

Осмысление вопросов ответственности налоговых органов и их должностных лиц позволит привести к необходимому балансу правопонимание и применение допустимых мер ответственности к проявлениям нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков со стороны налоговых органов. Проблемы привлечения к ответственности налоговых органов и их должностных лиц давно привлекают внимание исследователей, а также непосредственно налогоплательщиков, сталкивающихся с нарушением своих прав в результате взаимодействия с контролирующими субъектами.

Однако, изучение вопросов ответственности налоговых органов и их должностных лиц в литературе не привело к комплексному законодательному регулированию данного вопроса, соответственно, меры ответственности «растворены» в нормах гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства.

Так, в разделе 6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) нет норм, предусматривающих ответственность налоговых органов и их должностных лиц. Законодатель ограничивается лишь констатацией ответственности налоговых органов в целом.
Так, согласно ст. 35 НК РФ за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон о налоговых органах) должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Законодатель, обозначая виды ответственности должностных лиц налоговых органов, не регламентирует их и закрепляет лишь отсылочные нормы без конкретизации составов правонарушений.

Читайте также:  Как исчислить акциз при реализации подакцизных товаров

В связи с наличием отсылочных норм, указанных выше, обратимся к отраслевому законодательству, регулирующему вопросы ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

Во-первых, как государственные гражданские служащие должностные лица налоговых органов несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), в п. 1 которой указано, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, а именно:

— неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

— однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: прогула; появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

— принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

— однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания с государственного служащего детально и исчерпывающе регламентирован в ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Во-вторых, на должностных лиц налоговых органов, как сторону трудовых отношений, возлагается материальная ответственность, предусмотренная нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В силу универсального характера данной нормы она подлежит применению и в отношении должностных лиц налоговых органов.

Указанные меры ответственности подлежат применению исключительно к должностным лицам налоговых органов, соответственно, инициатором применения таких мер может быть только работодатель — соответствующий налоговый орган, но не налогоплательщик, в связи с чем сфера применения данных мер ограничена конкретными правоотношениями между государством и его служащими.

В-третьих, к указанным субъектам может быть применена административная ответственность, которая традиционно является одним из наиболее детально урегулированных видов юридической ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Правонарушения, за которые применяется данный вид ответственности, затрагивают интересы публичного порядка, поэтому лицо, совершившее административный проступок, несет ответственность непосредственно перед государством.

Так, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, КоАП РФ, как и другие нормативные источники, не содержит специальных норм, посвященных ответственности должностных лиц налоговых органов, не выделяет их в качестве отдельных субъектов проступков, поэтому, к рассматриваемым субъектам могут быть применены различные составы административных правонарушений, например, таких как: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ); непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4 КоАП РФ); самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ); нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ) и др.

В-четвертых, должностные лица налоговых органов могут быть субъектами уголовной ответственности. Привлечение к уголовной ответственности должностных лиц налоговых органов возможно в том числе на основании норм специализированных статей главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), предусматривающих ответственность за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Также при наличии соответствующих оснований невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом налогового органа своих обязанностей может быть расценено, к примеру, как: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ) и др.

Как видим, субъектами административной и уголовной ответственности могут быть исключительно должностные лица налоговых органов, при этом, материалы административных и уголовных производств могут стать доказательственным подспорьем для применения к налоговым органам мер гражданско-правовой ответственности, которая является наиболее актуальной для налогоплательщиков, в особенности для субъектов предпринимательской деятельности.

Хозяйствующие субъекты являются основным источником пополнения бюджета, в связи с чем обеспечение их прав и законных интересов в ходе процедур налогового администрирования выступает приоритетным условием формирования благоприятной предпринимательской среды, и, как следствие, экономического развития, устойчивого пополнения бюджета и успешного выполнения государством своих политических, экономических и социальных функций.
Причинение убытков хозяйствующим субъектам влечет последствия не только для них самих, но и порождает причины для социального и политического напряжения в обществе, дискредитирует налоговые органы, как представителей государства в отношениях с налогоплательщиками, в связи с чем осуществление налогового администрирования без причинения убытков субъектами предпринимательской деятельности имеет приоритетное значение в осуществлении полномочий публично-правовыми субъектами.

Вопрос возмещения убытков, причиненными действиями (бездействиями) налоговых органов, а также вынесением ненормативных актов, относится к сфере пристального внимания правоприменителей, в связи с чем к настоящему времени сложились достаточно устойчивые правовые подходы как в практике, так и в юридической литературе, касающиеся правовой конструкции возмещения убытков.

Нормативные основы вопроса восходят к тому, что согласно подп.14 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

В силу п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном названным Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученные доходы).

НК РФ понятие убытков не определено, в связи с этим согласно п. 1 ст. 11 НК РФ является правомерным использование данного понятия в том значении, которое ему придается другими отраслями законодательства, в том числе гражданского.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): факта причинения вреда и его размера; противоправности действий причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправными действиями и убытками; вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Изложенного нормативного подхода и условий применения ответственности в виде возмещения убытков придерживаются суды при рассмотрении соответствующих дел.
Зачастую отказ в удовлетворении требований налогоплательщика о возмещении вреда происходит по причине недоказанности факта причинения налоговым органом вреда и его размера. Суды в таких случаях исходят из того, что в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Лицо, требующее возмещения убытков, в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должно доказать наличие убытков, обосновать их размер (пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 года № 145).

Обязанность доказывания противоправности действий (бездействия) налогового органа с учетом обстоятельств, послуживших основанием для таких действий (бездействия) также вытекает из пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 года № 145. При изложении данного аспекта следует обратить внимание, что многие отказы в возмещении убытков связаны с тем, что налогоплательщики не доказывают, что наступление убытков было связано исключительно с обстоятельствами противоправного поведения налогового органа. Наряду с этим, судебные инстанции оценивают действия самого налогоплательщика по предприятию действий, исключающих причинение имущественного вреда.

Указанный подход достаточно близко воспринят судебными инстанциями из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2012 № 2683/12 по делу № А60-25348/2010, где высшей инстанцией было указано, что произведенные затраты не подлежат возмещению в виде убытков, так как общество их осуществляя не могло не осознавать незаконность акта органа власти.

Следовательно, осознание налогоплательщиком незаконности акта налогового органа и не совершение им действий по предотвращению убытков, может повлиять на возможность их взыскания, так как единственной причиной убытков должны быть неправомерные акты, действия (бездействия) налогового органа, в возникновении убытков не должно прослеживаться умышленное их генерирование со стороны самого налогоплательщика.

На эти обстоятельства пристально обращают внимание суды всех уровней, равно как и обстоятельству наличия причинно-следственной связи, что отражают, в частности, последние примеры известной судебной практики.

Аналогичного мнения о составе признаков, свидетельствующих об основаниях применения такой меры ответственности, как взыскание убытков придерживаются и представители правовой доктрины, при этом, особое внимание уделяется критерию вины причинителя вреда, о корректности применения которого в исключительно гражданско-правовом смысле существуют серьезные дискуссии.
Так, Романец Ю.В. обращает внимание на то, что по общему правилу вред, причиненный незаконным деянием государственного органа или должностного лица, подлежит возмещению при наличии его вины

Иные исследователи также указывают, что вина налогового органа (должностного лица) — необходимое основание ответственности за причинение убытков налогоплательщикам. Государство несет ответственность за действия своих должностных лиц только в случае доказанности их вины.

При этом, например, Шпачева Т.В. небезосновательно отмечает, что вина тесно связана с противоправностью. Если есть противоправность, то практически всегда присутствует и вина. Поэтому выделение четырех условий (наличие вреда, противоправность, вина, причинная связь) можно считать достаточно условным, так как противоправность и вина находятся в тесной взаимосвязи. С данным подходом автора можно согласиться, однако, следует настоять на самостоятельности таких критериев как противоправность и вина, так как каждый из элементов характеризуют объективную и субъективную сторону нарушения. Однако, изложенное мнение вполне справедливо в том плане, что значительно облегчает задачу налогоплательщика по доказыванию оснований для привлечения налогового органа к ответственности, но не вполне корректно с точки зрения буквального толкования норм права.

Вместе с тем, существуют и работы, авторы которых указывают, что наличие вины причинителя вреда не должно иметь юридического значения в контексте возмещения убытков в налоговых органов, так как данная мера ответственности носит правовосстановительный характер. В связи с данной позицией можно прийти к выводу, что мотивы действий должностного лица и в целом субъективная сторона значения не имеют, однако, правоприменительная практика свидетельствует о том, что доказывание вины налогового органа в возникших убытках является самостоятельным и необходимым условием применения данной меры ответственности.

Наряду с этим многие исследователи отмечают, что вина в гражданском праве имеет свою специфику и рассматривается не как субъективное, психическое отношение лица к своему поведению, а как непринятие им объективно возможных мер по устранению и недопущению отрицательных результатов своих действий, диктуемых обстоятельствами конкретной ситуации. Некоторые ученые отмечают, что сугубо частноправовой подход к данным вопросам чреват многими практическими проблемами, поскольку публично-правовая специфика функционирования государства не исчезает даже в гражданско-правовых отношениях.

Учет данной специфики вполне справедлив с той точки зрения, что деятельность органов власти регламентируется нормами публичного права. Базовыми нормами публичного права являются императивные нормы. Налоговые органы законом наделены властными полномочиями и действуют в соответствии с ними, ограничивая права и интересы налогоплательщиков в строго очерченных рамках. Вред причиняется действиями, регулирование которых само по себе выходит за рамки гражданского права. Таким образом, признак противоправности и признак вины в действиях (бездействиях) налоговых органов и их должностных лиц, а также при вынесении противоречащих законодательству ненормативных актов, находятся в тесной взаимосвязи, что должны учитывать правоприменители.

В противном случае, по сути, применение данной меры ответственности существенно ограничивается, а порой и вовсе исключается, тем самым нивелируется право налогоплательщика, установленное ст. 21 НК РФ, которое превращается из правовой возможности в не имеющую значения декларацию.

В литературе существует подход, согласно которому под виной в хозяйственной и юрисдикционной практике следует понимать существование двух обстоятельств, дающих основание для возложения ответственности: наличие у причинителя вреда реальных возможностей для соблюдения своих обязанностей; непринятие им всех необходимых мер к недопущению нарушения, причинению вреда.

При этом, со своей стороны, изложенный подход вины налогового органа хотелось бы дополнить уже упомянутым аспектом отсутствия умысла в возникновении убытков у потерпевшего, т.е. налогоплательщика и принятие им всех мер к недопущению нарушения, что соотносится с общегражданским принципом добросовестности и недопущения злоупотребления гражданскими правами (ст. 10 ГК РФ), в частности, правами на возмещение убытков (ст. 15, 16 ГК РФ).

Наряду с изложенными вопросами, для целей взыскания убытков актуальным остается вопрос правильности выбора лица — причинителя вреда. Соответственно, возникает вопрос, кто может быть субъектом ответственности в виде возмещения убытков.
Между тем, как уже было указано, что по условиям п. 1 ст. 35 НК РФ, п. 2 ст. 103 НК РФ ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам несут налоговые органы, в частности, налоговые органы несут ответственность за действия (бездействия) своих работников при исполнении ими служебных обязанностей. Аналогичного мнения придерживаются и суды. Соответственно, если убытки причинены работниками налоговых органов не в связи с осуществлением ими служебных обязанностей, субъектом ответственности будет конкретное лицо, причинившее вред, а не налоговый орган, поскольку в данном случае не реализуются полномочия указанные в п. 5 Положения о Федеральной налоговой службе, ст. 31 НК РФ, ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

В то же время актуален и вопрос о том, на какой бюджет возлагается ответственность по возмещению убытков, если вред был причинен налоговыми органами (должностными лицами), поскольку причинитель вреда не является источником возмещения причиненного ущерба, что вытекает из следующих нормативных положений.

Читайте также:  В чем отличие временно пребывающих от временно проживающих иностранцев?

Так, согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) установлен принцип самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который в том числе означает право и обязанность органов публичной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и недопустимость непосредственного исполнения публичных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней.

Согласно п.3 ст.158 БК РФ, п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В силу правовой позиции, изложенной в п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, рассматривая иски, предъявленные в соответствии со ст.16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда по данной категории дел также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Следовательно, с учетом подхода, отраженного в налоговом (ст. 35 НК РФ) и гражданском законодательстве (ст. 16, 1069 ГК РФ) при определении источника возмещения главное правило таково, что источник возмещения убытков (бюджет) должен быть того же уровня, что и причинитель вреда.

Учитывая, что налоговые органы являются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета. Следовательно, за причиненный вред налоговыми органами (их должностными лицами) ответственность может нести исключительно Российская Федерация.
Таким образом, анализ правоприменительной практики и юридической литературы позволяет прийти к выводу о том, что условия взыскания убытков с налоговых органов в целом находятся в общеправовом русле, однако, имеют свою специфику с точки зрения доказывания вины и противоправности поведения причинителя вреда, а также специфику источника взыскания, которые должны учитываться налогоплательщиками при предъявлении соответствующих требований к налоговым органом. Учет вышеизложенных положений позволит налогоплательщикам производить эффективную и добросовестную реализацию гражданско-правовых механизмов защиты своих прав, а также снизить степень неформальных практик при реализации налоговыми органами и их должностными лицами своих контролирующих функций, способствовать невыгодности формирования административных барьеров и коррупционных факторов в реализации налоговыми органами своих полномочий.

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
  • 26.08.2021
    Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание

Сроки исполнения требований об уплате налога (сбора)

Налогоплательщик получает требование об уплате налога за 2 месяца до конечной даты погашения. Так, если в течение этого времени плательщик не оплатил задолженность в полном объеме, то налоговые органы вправе говорить о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Признаки преступления позволяют назначить виновному лицу соответствующие пени и штрафы по ставкам и в размере, установленном НК РФ и прочими законодательными актами.

Налоговые органы России обязаны в течение 10 дней после выявления нарушения подать документы следователю, которые уполномочен проводить следствие по данной категории уголовных дел. Чаще всего дела возбуждаются по статьям 198-199 Уголовного Кодекса России.

Таким образом, обязанности должностного налогового лица закреплены нормами налогового законодательства. При этом, ответственность за выполнение обязанностей регламентируется статьей 32 НК РФ.

Неуплата налогов влечет за собой уголовное преследование и уплату штрафов и пеней, установленных НК РФ по состоянию на дату нарушения.

Автор статьи

Нормативные акты по налоговому законодательству

Библиотека Онлайн школы «СтаньГлавбухом»!

атериал для урока №1.1н «Урок №1.1н. Налогоплательщики и Налоговый контроль

Статья 32 НК РФ Обязанности налоговых органов

(в редакции, действующей с 01.01.2021г.)

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8)

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами. 2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов. 3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 33 НК РФ Обязанности должностных лиц налоговых органов

Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Дополнительный материал:Права налоговых органов

Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Подробный комментарий

Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ внес существенные изменения и дополнения в часть первую НК РФ, а также ряд изменений в большинство глав части второй НК РФ.

Основная часть изменений вступает в силу с 1 января 2007 года.

Об изменениях, для которых установлены иные сроки вступления в силу, будет конкретно указано в тексте комментария.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ
Законодательство о налогах и сборах
Порядок исчисления сроков

Статья 6.1

«Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» изложена в новой редакции.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Срок, определяемый периодом времени

,
с 01.01.2007 г.не может исчисляться неделями
, как в настоящее время.

Течение срока начинается на следующий день

после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами

, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается

любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами

, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами

, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день

этого месяца.

Установлено, что срок, определенный днями

, исчисляется
в рабочих днях
, если срок не установлен в календарных днях.

При этом рабочим днем считается

день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день

.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Институты, понятия и термины, используемые в НК РФ

Ст. 11 НК РФ

приводит новое определение индивидуальных предпринимателей.

С 01.01.2007 г.
индивидуальными предпринимателями признаются
индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и
главы крестьянских (фермерских) хозяйств
.

Таким образом, с 01.01.2007 г.

частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,
не будут признаваться индивидуальными предпринимателями
.

Определение физических лиц — налоговых резидентов РФ теперь будет содержаться не в ст. 11 НК РФ, а в ст. 207 главы 23 НК РФ

.

В ст. 11 НК РФ

кроме понятия счета введены следующие понятия:

лицевые счета

– счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства

– счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Местом жительства физического лица признается

адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлено, что при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации по просьбе этого физического лица для целей НК РФ место жительства может определяться по месту пребывания

физического лица.

При этом местом пребывания физического лица признается

место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо
зарегистрировано по месту пребывания
в порядке, установленном законодательством РФ.

В настоящее время понятие «учетная политика»

установлено только для целей бухгалтерского учета в
ПБУ 1/98
.

Обратите внимание!

В ст. 11 НК РФ

введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».

Учетная политика для целей налогообложения

– это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

С 01.01.2007 г.

правила, предусмотренные частью первой НК РФ в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации.

Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

Из НК РФ исключено понятие «налоговый кредит»

. Исключена
ст. 65 НК РФ
, определяющая порядок и условия предоставления налогового кредита, и все упоминания по тексту Кодекса.

С 01.01.2007 г.

налогоплательщики имеют право на
участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки
или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Соответствующие дополнения внесены в ст. 21 НК РФ

.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Ст. 23 НК РФ

изложена в новой редакции.

Обратите внимание!

С 01.01.2007 г.

индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обязаны представлять по своему месту жительства по запросу налогового органа
книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций
.

Оговорено, что налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность

в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»,
за исключением случаев
, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Вводится обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных не только бухгалтерского, но и налогового учета

.

Индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет хранить документы, подтверждающие не только полученные доходы, но и осуществленные расходы

.

С десяти до семи дней

сокращен срок, в течение которого со дня открытия (закрытия) счетов налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов).

Обратите внимание!

Сообщать в налоговый орган необходимо не только о счетах, но и о лицевых

счетах.

Уточнено, что индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности

.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности

.

Налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях

, созданных на территории Российской Федерации, – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Уточнено, что указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации

.

В налоговый орган необходимо сообщать не только о реорганизации, но и о ликвидации

организации – в течение
трех дней
со дня принятия такого решения.

Налоговые агенты

Согласно ст. 24 НК РФ

налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика
в течение одного месяца
.

Установлено, что отсчет одного месяца начинается

со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

На налоговых агентов возложена обязанность вести учет не только выплаченных, но и начисленных
налогоплательщикам доходов
, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.

Так же как и налогоплательщики налоговые агенты будут обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые и финансовые органы

Права налоговых органов

Ст. 31

«Права налоговых органов» изложена в новой редакции.

Налоговые органы вправе осматривать

любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории,
проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества.

Уточнено, что производить осмотр налоговые органы должны в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ

.

С 01.01.2007 г.

налоговые органы
не вправе
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.

Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания не только со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но и с корреспондентских счетов

банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые органы с 01.01.2007 г.

утрачивают право создания налоговых постов.

Уточнены случаи, когда налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски

,
а именно
:

– о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

– о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

– о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

– в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Обязанности налоговых органов

Ст. 32

«Обязанности налоговых органов» изложена в новой редакции.

С 01.01.2007 г.

должна кануть в Лету «информационная война» между ФНС РФ и Минфином РФ.

Налогоплательщики не раз сталкивались с ситуацией, когда по одной и той же проблеме Минфин и налоговики выражали абсолютно противоположные точки зрения.

Обратите внимание!

С 01.01.2007 г.

налоговые органы
обязаны
руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства

, а также в порядке, определяемом ФНС РФ, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
сведения об изменении реквизитов этих счетов
и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые органы обязаны принимать решения

о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов
(а не осуществлять возврат или зачет, как в настоящее время)
, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Введены новые обязанности налоговых органов

, а именно:

– представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов

указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней

со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

– осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку

сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

– по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений

, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Конкретизировано, при каких обстоятельствах налоговые органы обязаны направлять материалы на налогоплательщика в органы внутренних дел

для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В настоящее время такая обязанность возникает у налоговиков при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

С 01.01.2007 г.

если в течение
двух месяцев
со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны
в течение 10 дней
со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Полномочия финансовых органов

Согласно ст. 34.2 НК РФ

Минфин РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Установлен срок

– в течение
двух месяцев
со дня поступления соответствующего запроса, – в течение которого Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований должны давать письменные разъяснения в пределах своей компетенции.

При этом по решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц

.

Объект налогообложения

В ст. 38 НК РФ

уточнено понятие объекта налогообложения.

Объект налогообложения

– это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход,
расход
или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

(Продолжение – в следующем номере.)

установлены в ст. 31 НК и Законе РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах РФ». Налоговые органы имеют следующие права (ст. 31 НК):

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержа ния и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания пола гать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество (арест имущества) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию при надлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщи ками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) про изводственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8)

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представите лей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (налоговый контроль за расходами физического лица);

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платеж ных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени (обязанности банков по налоговому законодательству);

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов (экспертиза) и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какиелибо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о ликвидации организации (ликвидация юридического лица) любой организационноправовой формы по основаниям, установленным законода тельством РФ;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

— о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

— в иных случаях, предусмотренных НК. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК (в ст. 40 НК установлено право налоговых органов определять цену товаров (работ, услуг) для целей налогообложения; в ст. 42 НК — право участвовать в определении источника дохода; в ст. 73 НК — оформлять договор залога имущества; право осуществлять зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога). В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, МНС в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Кроме того, налоговым органам в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах РФ» предоставлено право:

1) налагать административные штрафы на руководителей организаций;

2) выполнять функции органа валютного контроля.

ФНС России: структура, функции

ФНС — структура, подведомственная Минфину. Основные функции, возложенные на ФНС России, следующие:

  • соблюдение национального законодательства, регулирующего налоги и сборы;
  • контроль над корректностью исчисления и сроками внесения сборов в казну;
  • обеспечение законности оборота валюты в пределах своей компетенции;
  • информирование граждан по вопросам, связанным с правовым регулированием сферы сбора налогов.

Важнейшая функция ФНС — регистрация юридических лиц и ИП. Гражданин РФ, запланировавший заняться бизнесом, почти на всех этапах своей деятельности будет так или иначе взаимодействовать с ФНС. Сюда относится не только регистрация в налоговом органе, но также и сверка финансовых документов, различного рода отчетность и т.д.

Основные источники права, регулирующие деятельность ФНС — это Конституция России, федеральные законы, акты главы государства и правительства, международные соглашения РФ. ФНС и Министерство Финансов — это налоговые органы, которые ведут свою деятельность в тесном взаимодействии с многими другими структурами исполнительной власти (как на федеральном уровне, так и соотносительно полномочиям субъектов и муниципалитетов).

Организация, с которой, по мнению многих экспертов, ФНС взаимодействует наиболее интенсивно и регулярно — это Пенсионный Фонд. Очень активно сотрудничают налоговики также и с Министерством Связи, «Ростелекомом» в части повышения уровня технологизации работы.

Структура и организация налоговых органов утверждается посредством приказа, издаваемого федеральным руководством ФНС России. Каждый региональный субъект системы является, с одной стороны, отдельным юрлицом, с другой — подотчетен вышестоящим структурам ФНС.

Существуют также особого вида налоговые органы РФ, в компетенции которых — контроль над выполнением законных обязательств со стороны плательщиков сборов, исходя из их отраслевой принадлежности и иных классифицирующих признаков. Речь идет от так называемых межрегиональных (а также межрайонных) инспекциях.

Добавить комментарий

Adblock
detector