Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки

Понятие налога, его признаки

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Читайте также:  Как написать и подать жалобу на налоговую инспекцию (ИФНС)?

Госпошлина – это налог или сбор: характеристика, сравнение, юридическое определение – Fin-az.ru

  • 4 Декабря, 2019
  • Термины
  • Елена Ерохина

За выполнение государственными органами ряда функций предусмотрена плата. Ее взимают как с юридических, так и с физических лиц в размере, установленном законодательством. По-простому, это стоимость услуги, оказанная официальными организациями, уполномоченными на проведение такого рода действий.

Среди обывателей расходятся мнения: госпошлина – это налог или сбор? Для большинства российских граждан эти два понятия равнозначны. Люди не рассматривают их с юридической точки зрения. Узнаем, есть ли что-то общее между налогом и сбором и каковы их различия.

Чем похожи

Налог или сбор – это сумма, взимаемая с частных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей и направляемая в бюджет.

Если не вдаваться в подробности, то, несомненно, госпошлина относится к налогам и сборам, которые имеют общие черты:

  • закреплены в Налоговом кодексе РФ;
  • поддаются уточнению и изменению суммы на местном уровне;
  • оплаченные суммы поступают в казну.

Юридическое определение

Налогом называют безвозмездно перечисленные субъектом денежные средства для целей государства или муниципальных образований. Этот платеж является обязательным и уплачивается согласно Налоговому кодексу РФ.

Сбором называют сумму, которую вносят в бюджет за совершение в отношении лиц юридически значимых действий. В отдельных случаях денежные средства оплачивают за ведение предпринимательской деятельности, что может быть обусловлено местным законодательством.

Различия

Чтобы определить, является госпошлина налогом или сбором, нужно рассмотреть их основные характеристики. Первое понятие более емкое, ведь налог – это обязанность всех плательщиков отчислять в казну часть доходов или прибыли. Сбор же не является обязательным. Такой взнос необходим для совершения в отношении плательщика каких-либо действий со стороны государства.

Основными характеристиками налога являются:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • принудительность;
  • необходимость расчета;
  • принадлежность бюджетам различных уровней.

Для правильного исчисления суммы платежа необходимо определиться с объектом, знать его базовую стоимость, налоговую ставку и период. Необходимо также понимать, каков порядок взимания налога, чтобы не пропустить установленные сроки.

В отношении сбора действуют иные правила. Его оплачивают разово и за определенную услугу со стороны уполномоченных органов. Это значит, что он необязателен и не может быть принудителен. Однако главным отличием сбора от налога является то, что после оплаты гарантировано выполнение действий юридического характера по получению определенных прав.

Когда появляется необходимость оплаты госпошлины, налог это или сбор, физическому лицу все равно. Имея на руках квитанцию, он вносит установленную законом сумму. Ему абсолютно не важно, как именуется такое действие.

Для юридического лица все сложнее. Форма платежного поручения, с помощью которого возможно перевести денежные средства, требует точного определения назначения взноса и внесения этой информации в соответствующее поле. Однако для банка достаточно информации, что уплачивается государственная пошлина. Сбор это или налог, в поле назначения платежа уточнять не нужно.

Классификация

Налоги и сборы разделяют по следующим направлениям:

  1. По способу взимания: прямые и косвенные. Первые зависят только от размера фактического или ожидаемого дохода. Вторые связаны или с расходами, или с реализацией. Примером косвенных взносов может служить сбор за пользование недрами или налог на прибыль.
  2. По месту: федеральные, региональные и местные.
  3. По субъекту оплаты: для физлиц, для юрлиц и смешанные.
  4. По пополнению: закрепленные, которые идут только в федеральный бюджет, и регулирующие (с распределением средств по разным уровням).

Понятие госпошлины

Налоги, сборы и их признаки разъяснены достаточно подробно. Теперь можно без труда разобраться с государственной пошлиной и понять, к какому виду платежа она относится.

По факту это платеж, установленный российским законодательством. Он взимается на всей территории России в одном и том же размере за совершение действий юридического характера или за выдачу определенного документа при обращении в арбитражные и мировые суды, суды общей юрисдикции и иные организации с целью совершения определенных действий:

Читайте также:  Заемные средства. Строка 1410

  • нотариального характера;
  • приобретения гражданства;
  • въезда и выезда из РФ.

Обязательна пошлина при регистрации:

  • лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • актов гражданского состояния;
  • прав собственности;
  • транспорта;
  • юридических лиц;
  • политических партий;
  • средств массовой информации.

Также на законодательном уровне определена оплата этого взноса:

  • за использования некоторых слов государственного значения при присвоении наименования организации;
  • при получении разрешения на перемещение через границу опасных отходов;
  • за выдачу разрешения на ввоз и вывоз культурных ценностей, редких животных и растений.

Все вышеперечисленное однозначно определяет госпошлину. Налог это или сбор, становится понятно сразу после того, как выясняется, что взимается она за оказание услуги или проведение действия со стороны государственных органов различных уровней. Назначение платежа говорит о том, что пошлина – это сбор.

Подтверждением этого являются и характеристики такого рода взноса, а именно: необязательность, отсутствие необходимости расчета и принуждения к оплате. Помимо этого, взамен на потраченные деньги субъект получает документ или необходимую ему регистрацию.

Плательщики

Ими являются юридические и физические лица, которые нуждаются:

  • в совершении действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • выступают участниками в судах.

Если истец в соответствии с законодательством освобожден от оплаты пошлины или решение принято в его пользу, то государственную пошлину взимают с ответчика.

Тонкости судебных сборов

Их оплата необходима в случае подачи исковых заявлений или жалоб. Адресатом в данном случае может являться арбитражный, Конституционный или мировой суд, а также суд общей юрисдикции.

Следует отметить, что существуют льготные категории, представители которых не оплачивают госпошлину в суд. Налог это или сбор, их не должно волновать, поскольку они освобождены от такого взноса.

Распространенные взносы

Наиболее часто оплачивают такие сборы, как акцизы и госпошлина. Налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, НДС – это распространенные налоги. Сделать вывод о принадлежности к определенному виду взносов можно не только из названия, но и из характеристик платежей.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Читайте также:  Компьютерный шкаф серверный сколько лет служб какая групп основных средств

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).

Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.

Налоги и сборы — это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ. Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Налог Сбор Субъект Физические и юридические лица Физические и юридические лица Природа возникновения обязательства Является индивидуально безвозмездным платежом Является условием совершения юридически значимых действий Обязанность по уплате Обязателен в силу закона Относительно доброволен Цель Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Основные различия налогов и сборов.

  • •Оглавление
  • •1.Основные причины возникновения налогов и сборов. Причины возникновения налогов и налогообложения
  • •2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
  • •2. Развитие налогообложения в России
  • •3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
  • •Предмет налогового права
  • •4. Метод налогового права. Метод налогового права
  • •5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
  • •Признаки налоговых правоотношений
  • •Структура налоговых правоотношений
  • •6. Публично-правовая природа налогового права.
  • •7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
  • •8. Общие принципы налогообложения. Принципы налогообложения
  • •9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами рф и муниципальными образованиями.
  • •10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
  • •Особенности норм налогового права
  • •Особенности норм налогового права:
  • •Виды норм налогового права
  • •11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой. Законодательство о налогах и сборах
  • •Система налогов и сборов, юридический состав налогов
  • •12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
  • •Содержание правового статуса кредитной организации
  • •13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
  • •14. Императивно обязательный характер налогов.
  • •15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
  • •16. Основные различия налогов и сборов.
  • •О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
  • •17. Основания классификации налогов и сборов.
  • •Виды налогов:
  • •2) По принадлежности к уровню правления:
  • •3) По объекту обложения:
  • •5) По субъекту обложения:
  • •18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения». Понятие и классификация субъектов налогового права
  • •1) По способу нормативной определенности:
  • •2) По характеру фискального интереса:
  • •3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
  • •19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса. Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
  • •Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
  • •20. Основные элементы налогообложения. Обязательные (основные) элементы
  • •Факультативные элементы
  • •Вспомогательные элементы юридического состава налога
  • •21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
  • •Нк рф Статья 376. Порядок определения налоговой базы
  • •Объект налогообложения
  • •22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения. Факультативные элементы налогообложения
  • •23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
  • •Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
  • •Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
  • •Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
  • •Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
  • •24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности. Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
  • •Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
  • •Основания для прекращения налоговой обязанности
  • •Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
  • •25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Требование об уплате налогов и сборов
  • •Содержание требования об уплате налога:
  • •Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
  • •Залог имущества
  • •Поручительство
  • •Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
  • •Арест имущества
  • •26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
  • •Понятие и значение налогового контроля
  • •Цель налогового контроля:
  • •Объекты налогового контроля:
  • •Предмет налогового контроля:
  • •Субъекты налогового контроля:
  • •Формы и виды налогового контроля
  • •Основные формы налогового контроля:
  • •Виды налогового контроля:
  • •2) В зависимости от субъекта:
  • •3) В зависимости от места проведения:
  • •27. Основания для постановки на учет в налоговых органах.
  • •28. Виды налоговых проверок. Налоговая проверка как основной метод налогового контроля
  • •Виды налоговых проверок:
  • •Основная цель налоговых про­верок:
  • •Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:
  • •Общие правила проведения налоговых проверок:
  • •Камеральная налоговая проверка
  • •29. Период времени, охватываемый налоговой проверкой. Процессуальные сроки при проведении налоговой проверки
  • •Рассчет максимального срока от момента начала проверки до момента, когда нужно исполнить решение фнс
  • •30. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
  • •Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • •31. Выездная налоговая проверка.
  • •Объект выездной налоговой проверки:
  • •Предмет выездной налоговой проверки:
  • •Налоговые органы не вправе проводить:
  • •Сроки выездной налоговой проверки
  • •Повторная выездная налоговая проверка
  • •32. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля. Налоговое администрирование
  • •Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:
  • •Структура налоговых органов рф Структура фнс (https://www.Nalog.Ru/mnsrus/mns_pages/):
  • •Функции налоговых органов рф Основные функции налоговых органов рф:
  • •Полномочия налоговых органов
  • •33. Налоговая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.
  • •34. Общие условия привлечение к налоговой ответственности
  • •Понятие налоговых правонарушений, лица, подлежащие ответственности за их совершение
  • •Элементы состава налогового правонарушения:
  • •Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • •35. Основные принципы налоговой ответственности.
  • •36. Обстоятельства освобождения от привлечения к налоговой ответственности.
  • •Отсутствие события налогового правонарушения
  • •Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения
  • •37. Налоговый процесс.
  • •38. Понятие налогового правонарушения. Основные составы налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
  • •Санкции, предусмотренные нк рф за совершение налоговых правонарушений:
  • •Характеристика налоговых правонарушений
  • •Противоправность деяния
  • •Виновность
  • •Наказуемость деяния
  • •Состав налогового правонарушения
  • •Классификация составов налоговых правонарушений
  • •39. Основания классификации субъектов налогового права – резиденты и нерезиденты. Налоговые резиденты и нерезиденты
  • •40. Порядок исчисления и уплата налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль.
  • •Льготы по налогу на прибыль
  • •41. Основные отличия прямых и косвенных налогов. Понятие «носитель налога». Различия между прямыми и косвенными налогами
  • •Носитель налога
  • •42. Подакцизный товар и марка акцизного сбора.
  • •О марках акцизного сбора
  • •43. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
  • •Налогоплательщики налога на добавленную стоимость
  • •Объект налогообложения налога на добавленную стоимость
  • •Налоговая база налога на добавленную стоимость
  • •Налоговый период налога на добавленную стоимость
  • •Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:
  • •44. Особенности введения, изменения и отмены федеральных налогов.
  • •Нк рф Статья 13. Федеральные налоги и сборы
  • •45. Региональные налоги Региональные налоги
  • •Нк рф Статья 14. Региональные налоги
  • •Региональные налоги
  • •Роль региональных налогов
  • •Характеристика региональных налогов
  • •Перспективы развития
  • •46. Особенности введения, изменения и отмена региональных налогов
  • •47. Местные налоги. Местные налоги
  • •48. Особенности введения, изменения и отмены местных налогов.
  • •49. Основные особенности исчисления и уплаты земельного налога. Особенности исчисления и уплаты земельного налога.
  • •Для юридических лиц Особенности и формула
  • •Для физических лиц
  • •Как происходит уплата
  • •Сам налог
  • •Санкции за неуплату
  • •51. Специальные налоговые режимы.
  • •52. Порядок применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
  • •Какие налоги заменяет есхн
  • •Переход на есхн
  • •Налоговая отчетность
  • •Расчет единого налога на примере
  • •Уплата единого налога
  • •53. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
  • •54. Виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменный доход. Специфика данного налогового режима и его правовая характеристика.
  • •55. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
  • •Упрощенная система налогообложения в России
  • •Определение усн
  • •Усно и осно
  • •Что значит упрощенная система налогообложения для бизнеса
  • •Субъекты упрощенной системы налогообложения
  • •Упрощенка: общие положения
  • •Усн для ип
  • •Выбор объектов налогообложения при упрощенном режиме
  • •Отчетность при упрощенной системе налогообложения
  • •Какой налог при упрощенной системе налогообложения платится с 2015 года
  • •Усно: расшифровка сроков и способов подачи декларации и уплаты налога
  • •Упрощенка в 2021 году
  • •Преимущества упрощенной системы налогообложения
  • •56. Источники налогового права зарубежных стран.
  • •57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Чем отличается налог от сбора

При наличии некоторых общих черт между этими двумя видами платежей в пользу государства, существует достаточное количество различий. Некоторые из них приведены в таблице 1.

Расчет налоговых сборов

Читайте также:  Как правильно написать возражения на акт налоговой проверки Критерии Налоги Сборы Целевое использование после перечисления в бюджет Отсутствует Направляются на улучшение работы государственных структур, предоставляющих некоторые полномочия и услуги различным лицам Законодательная регламентация Становится обязательным к уплате после законодательного определения категорий плательщиков, базы, ставки и прочих критериев Параметры сбора регламентируются в специальном порядке и обуславливаются назначением платежа Периодичность перечисления Периоды и регулярность уплаты определяются на законодательном уровне Перечисляется по мере возникновения у плательщика необходимости в получении государственных услуг, то есть платежи носят разовый характер Дата перечисления Зависит от налогового периода, предельные даты уплаты четко определяются законодательством Привязка к конкретному временному периоду отсутствует, перечисляется после возникновения необходимости в получении государственных услуг Основания для прекращения уплаты После ликвидации организации либо ИП Разовый платеж Определение размера платежа Для расчета суммы необходимо перемножить ставку на налогооблагаемую базу, для некоторых категорий плательщиков предусмотрены специальные льготы Сумма к уплате определяется нормативно-правовыми актами и является для всех одинаковой Особенности установления размера платежа Определяя сумму платежа, законодатели учитывают финансовые возможности плательщиков, разрабатываются льготы Устанавливается твердая сумма платежа за предоставление услуги без учета особенностей плательщиков Результаты перечисления взносов Отсутствие неприятностей после проведения платежа Уплата необходимой суммы является основанием для получения государственной услуги Ответственность за неуплату Взимание недоимки, пени в принудительном порядке, наложение штрафных санкций, трудности с отправкой декларации При отсутствии платежа заявитель не сможет получить необходимую услугу Вид Только перечисление денежных средств Иной вид платежа, если данное положение закреплено на законодательном уровне

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Что такое налог

В соответствие с Налоговым Кодексом, налог – это общеобязательный платеж, который уплачивается юридическими и физическими лицами.

  • Взимаются со всех. Исключение – те категории налогоплательщиков, которые в соответствие с законодательными документами имеют такое право и включены в круг льготников;
  • Установлены в большинстве случаев не в твердой форме, то есть в фиксированной форме вне зависимости от разных факторов. Налоги устанавливаются в процентном соотношении от величины чего-либо. Например, подоходный налог удерживается от заработной платы, налог на прибыль – с получаемой прибыли и т.д.;
  • Носят абсолютно безвозмездный характер, то есть их уплата не предоставляет взамен плательщику какое-либо материальное благо;
  • Не имеют целенаправленного использования, то есть их оплата в федеральный или региональный бюджеты формирует общую доходную часть, используемую уже по необходимости.

Кроме того, что налоги имеют свои особенности уплаты, они еще выполняют и ряд специфических функций, среди которых выделяют следующие:

  1. Регулирующая. Заключается в том, что при помощи таких взысканий происходит регулирование экономического развития страны;
  2. Распределительная. Благодаря налогам происходит распределение и перераспределение денежных потоков между разными субъектами хозяйствования и социальными институтами, более богатыми и менее защищенными;
  3. Контрольная. Благодаря налогам происходит контроль за платежной дисциплиной физических и юридических лиц.

Итак, что такое сбор? Это определенный платеж, который взимается по действующему законодательству с физических и юридических лиц. Так прописано в Налоговом Кодексе. Тогда в чем же разница? В том, что такое удержание осуществляется не со всех субъектов и на не безвозмездной основе, а на абсолютно других условиях.

  • Сбор удерживается исключительно на добровольных основах, то есть от его уплаты при определенных условиях каждый имеет право отказаться. Взамен он не получит конечно необходимое благо, но право выбора есть всегда;
  • Сумма устанавливается в большинстве случаев в твердой форме, то есть в валюте или натуральном эквиваленте, но не устанавливается в процентном соотношении от какой-либо иной величины;
  • Уплата такого платежа является одним из условий осуществления хозяйственной деятельности в отдельном регионе или на всей территории России для отдельных, а не для всех видов деятельности;
  • Оплата необходимо для того, чтобы органы местной власти смогли предоставить отдельным категориям субъектам исключительного права на ведение бизнеса, например, получение лицензии.

В результате, есть двойственность: с одной стороны есть право выбора плательщика – не хочешь платить, меняй сферу деятельности. А с другой стороны сбор также необходимо платить в обязательном порядке.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Соотношение налога и сбора по условиям

Статья 17 НК РФ устанавливает общие условия для установления и тех и других. Для платежей налогового характера это:

  • объект налогообложения;
  • облагаемая база;
  • период и порядок исчисления;
  • ставка;
  • порядок и сроки уплаты.

Также возможны разнообразные льготы (например, вычеты). Применяются они по основаниям, обоснованным законодательно. Для каждого конкретного типа платежа устанавливаются лишь плательщики и элементы обложения.

Таким образом, в отличие от сбора, налог является более регламентированным законодательно в вопросе его сущности.

Еще один важный момент — размер платежей. Существуют определенные налоговые ставки, закрепленные в процентах. Так, например, если у двух людей разные зарплаты, то и отчисления на НДФЛ в абсолютном выражении у них будут отличаться.

Взносы за юридически значимые действия, как правило, привязываются к МРОТ. Отличаться они могут лишь во времени — по мере пересмотра минимального размера оплаты труда. В один и тот же день все заявители по одинаковому основанию уплатят идентичные суммы.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

Автор статьи

Стороны налоговых отношений

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых отношений являются следующие категории:

  • физические лица (граждане страны, лица без подданства, иностранцы)
  • юридические лица (отечественные и иностранные юрлица)
  • налоговые агенты (лица, обязанные, основываясь на законодательных нормах, начислять, изымать и переводить в бюджет различные виды сборов)
  • Управление и местные отделы ФНС, выполняющие контрольные и надзорные функции за своевременностью, правильностью и необходимой величиной уплаты всех налоговых сборов
  • таможенные органы РФ, являющиеся агентами в области контроля над валютой и выполняющие обязанности при реализации мер по предотвращению контрабанды и борьбе с ней

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Это интересно: Какой сейчас штраф за езду без страховки

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Добавить комментарий

Adblock
detector