Транспортные и заготовительно-складские расходы. Как считать по новой Методике 421

Транспортные расходы в сметной документации

Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.
Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).

Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.

Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:

  • — стоимости тары, упаковки и реквизита;
  • — стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
  • — стоимости перевозки грузов.

При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.

Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.

Читайте также:  Приказ об учетной политике в целях налогообложения (примерная форма)

Расчет транспортных расходов на остаток товара

Аккумулирование издержек, связанных с доставкой товаров, на отдельном счете предполагает проведение ежемесячного распределения таких расходов. Методика определена нормами ст. 320 НК РФ. Распределение транспортных расходов осуществляется посредством формулы:

ТРотч.п.=(ТРнач.м.+ТРмес.) – (ТРнач.м.+ ТРмес.) / (СТмес.+СТостатка)* СТостатка, где:

  • ТРотч.п. – это размер транспортных издержек, которые подлежат учету в текущем месяце;
  • ТРнач.м. – остаток издержек на доставку по состоянию на начало месячного периода;
  • ТРмес. – транспортные расходы по доставке товара покупателю за месячный промежуток времени;
  • СТмес. – общая стоимость товарных групп, проданных в рассматриваемом месяце;
  • СТостатка – стоимостная оценка остатка товаров, относящихся к категории нереализованных.

Например, как рассчитать транспортные расходы и правильно их распределить при таких данных:

  1. Стоимость доставки товаров, реализованных в феврале, равна 62 377 руб.
  2. Остаток издержек на доставку на 1 февраля составил 5 673 руб.
  3. За февраль было реализовано товаров на общую сумму 724 524 руб.
  4. Остаток непроданных товаров в пределах 68 076 руб.

За февраль необходимо списать транспортных затрат в размере:

(5 673+62 377) – (5 673+62 377) / (724 524+68 076) х 68 076 = 62 205,22 руб.

На 1 марта переносится остаток издержек, связанных с доставкой, в сумме 5 844,78 руб. (5 673+62 377-62 205,22).

Стоимость тары, упаковки, реквизита в смете.

Тара, упаковка и реквизит – одна из важнейших составляющих, и они необходимы для защиты материальных ценностей от повреждений при перевозках, перемещениях, и естественно их включают в стоимость сметных расчетов.

Так согласно п. 4.57 МДС 81-35.2004 если материалы, оборудование, изделия, конструкции применяются по сборникам сметных цен (ФССЦ, стройцена), стоимость тары и упаковки, реквизита уже учтена в стоимости. А вот если по фактической стоимости и в стоимости товара не учтены затраты на тару, упаковку, то необходимо учитывать в сметных расчетах дополнительно. Обычно поставщик помимо стоимости товара отдельной строкой в счете-фактуре или коммерческом предложении прописывает стоимость упаковки, тары, но чаще про это забывается и приходится сметчику отдельно высчитывать эти цены. В этом ему помогает п. 4.58. все того же документа МДС 81-35.2004. Где говорится, что при отсутствии подробной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования, а именно:

  • — крупное технологическое оборудование – от 0,1% — до 0,5%;
  • — станочного оборудования – до 1%;
  • — электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в сметной документации

Погрузочно-разгрузочные работы – это работы, связанные с погрузкой в транспорт и выгрузкой из транспорта материалов, изделий, конструкций, которые осуществляются при доставке этих ресурсов на строительный объект.

Погрузочно-разгрузочные работы могут производиться разными методами:

  • 1) Вручную;
  • 2) С применением подручных средств — лебедки, такелажные приспособления, домкраты, тали;
  • 3) С применением крупной техники – краны, погрузчики, экскаваторы, транспортеры и пр.

Стоимость этих работ, если она не учтена в цене товара, можно применять по сборникам сметных цен на погрузочно-разгрузочные работы (ФССЦпг) с учетом категорий материалов, изделий, конструкций, оборудования и в зависимости от способа погрузки и разгрузки. Стоимость работ по этим сборникам рассчитывается в тоннах. В указанных сборниках присутствует очень большой перечень таких работ.

При отсутствии каких-либо работ в этих сборниках, а также по согласованию с заказчиком строительства можно применить фактическую стоимость механизмов и машин с учетом затраченного времени на работы. Фактическая стоимость определяется на основании составления отдельной калькуляции на данные работы по действующим ценникам организаций и прайс-листам. В отличии от размера транспортных расходов на материалы в смете погрузочно-разгрузочные работы не имеют фиксированного процента по отношению к стоимости строительных материалов и оборудованию.

Стоимость перевозки грузов в смете

При составлении смет на строительно-монтажные работы, финансируемые из федерального или муниципального бюджета обязательны к применению сборники сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом. Данные сборники разработаны в базах уровне цен на 2001 года (ФЕР, ТЕР и пр.) и посредством индексации переводятся в текущий уровень.

Однако при расчетах Заказчика с Подрядчиком могут быть использованы и фактические затраты на перевозку грузов по действующим рыночным ценам в конкретном регионе, однако это возможно только при отсутствии конкурентного вида перевозки в сборниках цен или данный вид работ финансируется за счет не государственного бюджета. В этих случаях также составляется калькуляция с обоснованием фактических затрат на перевозку.

Порядок расчета сметных цены на перевозку грузов автомобильным транспортом в 2021 году определены Приказом Минстроя России № 517/пр от 04.09.2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» раздел 3.

Читайте также:  Как учитывать земельные участки в бухгалтерском и налоговом учете

В данном приказе подробно разъясняется как правильно и точно рассчитать стоимость перевозки грузов автомобильным транспортом в зависимости от класса груза, видов транспортных средств, расстояния перевозки и видов дорог, по которым осуществляется перевозка.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» уточняет, что письма Минстроя России и подведомственных ему организаций, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного и временного характера.

Вопрос: будет ли создан документ (приказ или методика), который заменит следующие основополагающие документы:

  1. МДС 81-35.2004
  2. ГСН 81-05-01-2001 Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений
  3. ГСН 81-05-02-2007 Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

Если да, то когда планируется разработка и утверждение данного документа? Если не планируется, то будут ли внесены изменения в действующие документы?

Просим Вас прокомментировать положения приказа № 1001 «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства», приказа № 77 «Об утверждении Методики применения сметных цен строительных ресурсов» в части определения стоимости материальных ресурсов.

В ФГИС ЦС будет размещаться стоимость того или иного материального ресурса, определенная как средняя арифметическая величина. Согласно приказа №77 специалист-сметчик должен включить в локальный сметный расчет данные по этому ресурсу, указанному в ФГИС ЦС, при этом он должен учесть затраты на транспортировку данного ресурса до приобъектного склада по формуле 6.1 приказ №77.

Ответ: в соответствии с частью 33 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) сметными нормативами являются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

В настоящее время Учреждением разрабатываются (актуализируются) методические документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства, в том числе затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, а также методики определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства на территории Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 8.3 ГрК РФ сметные нормативы утверждаются Минстроем России в установленном им порядке. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

Вопрос: заготовительно-складские расходы (ЗСР) необходимо будет применять согласно приказа № 77, пункт 6.4.5 в размере 1,5 % или согласно МДС 35. Пункт 4.64 в размере 1,2?

Инженерам-сметчикам, работающим в населенных пунктах, находящихся на большом удалении от административного центра, необходимо будет определять два ближайших к объекту строительства (капитального ремонта) поставщика материала или оборудования согласно требованиям пункта 6.4.2 приказа №77?

Приказ №77 п. 6.4.2. Для каждого вида материального ресурса определяются два ближайших к месту расположения объекта капитального строительства производителя (поставщика) с целью формирования экономически эффективных маршрутов перевозки грузов для строительства, с учетом вида транспорта и подвижного состава, а также класса груза и массы брутто на установленную единицу измерения материального ресурса в соответствии с классификатором строительных ресурсов.

Ответ: в пункте 6.4.5 раздела 6 «Порядок применения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование» Методики применения сметных цен строительных ресурсов, утвержденной приказом Минстроя России от 08.02.2017 № 77/пр (далее — Методика № 77/пр), допущена опечатка в размере показателя заготовительно-складских расходов (ЗСР) по оборудованию (1,5%).

Второй абзац пункта 6.4.5 раздела 6 Методики № 77/пр необходимо изложить в следующей редакции:

Показатель ЗСР дифференцируется по следующим видам материальных ресурсов:

Читайте также:  Внеплановая инвентаризация: образец приказа о проведении, в каких случаях она проводится, сроки и причины

  1. строительные материалы (за исключением металлических конструкций) — 2%;
  2. металлические строительные конструкции — 0,75%;
  3. оборудование — 1,2%.

Вопрос: кто будет утверждать двух ближайших поставщиков: государственный Заказчик или проектировщик? Если государственный Заказчик, то он будет лоббировать интересы поставщика продукции в нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ? Если проектировщик, то какой специалист проектировщик должен указать этих поставщиков?

В официальных документах: Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ГОСТах, системе проектной документации для строительства (СПДС) отсутствуют ссылки на необходимость применения этих данных в проекте.

Как сметчику обосновывать выбор расстояния до двух ближайших поставщиков? Ведь у экспертов, которые проверяет достоверность сметной стоимости, всегда будет право указать исполнителю сметной документации, что он нарушил требования пункта 3.9 и 4.1 МДС81- 35.2004 (стоимость работ не подтверждена проектными решениями).

Ответ: согласно пункту 10 правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее — Правила мониторинга, Постановление № 1452), государственное учреждение на основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти, указанными в пунктах 5-8 Правил мониторинга, формирует перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов (далее — Перечень), и осуществляет ежегодную его актуализацию. При этом в соответствии с пунктом 11 Правил мониторинга Перечень размещается государственным учреждением в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) с 2021 года — ежегодно, не позднее 30 декабря текущего года.

В соответствии с пунктом 6.4.3 Методика № 77/пр, экономически эффективные маршруты перевозки материальных ресурсов от двух ближайших производителей (поставщиков) определяются на основании данных открытых источников по всей номенклатуре материальных ресурсов, от каждого из определенных производителя (поставщика), исходя из принципа минимизации издержек на перевозку, в том числе затрат на перевалку, а также на основании цен услуг на перевозку соответствующим видом (видами) транспорта.

Таким образом, при определении производителей материальных ресурсов, ближайших к месту расположения объекта капитального строительства, следует использовать информацию (Перечень), размещенную в ФГИС ЦС.

Вопрос: как поступать сметчику чтобы обосновать сметную стоимость транспортных затрат?

Цена продавцов (поставщиков) двух ближайших к месту расположения объекта капитального строительства в своей стоимости уже учитывает транспортную составляющую. Эта цена, вероятно, будет значительно выше, чем средняя арифметическая величина, указанная в ФГИС ЦС.

В случае, когда ближайший поставщик находится в районном центре, который удален от административного центра на достаточно большое расстояние (примеры для крайнего севера), стоимость данного материального ресурса не будет являться достоверной (будет сильно заниженной). Как следствие, не будет возможности привлечения потенциальных исполнителей для реализации контракта, где стоимость материальных ресурсов рассчитана по методике, указанной в приказе № 77.

Ответ: в соответствии с пунктом 8 примечания к разделам 1 и 1.1 приложения 2 Приказа Минстроя России от 29.03.2017 № 659/пр «Об утверждении форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов» (далее — Приказ 659/пр) в ФГИС ЦС указаны отпускные цены продукции, средневзвешенные по объемам реализации, с учетом затрат на тару, упаковку и реквизит (при наличии), затраты на погрузку продукции на транспортное средство у склада производителя (поставщика), относимых на стоимость продукции на складе производителя (поставщика). Указывается цена продукции, отгружаемая со склада производителя (поставщика) в рублях без налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил мониторинга, мониторинг цен строительных ресурсов предусматривает предоставление информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, включая отпускную цену (цену реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренную договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенную по объемам и цене их реализации за отчетный период.

Таким образом, сметные цены строительных ресурсов, размещенные в ФГИС ЦС, не учитывают затраты на их доставку от склада производителя (поставщика) до объекта строительства.

Вопрос: в приказе № 77 не отражено, что необходимо считать расстояние от ближайшего поставщика, который указан в перечне юридических лиц (согласно приказа №1001 пункт 4.2). Как в данном случае поступать всем участникам инвестиционно-строительного процесса?

Как доказать достоверность этой сметной стоимости, ведь у ближайшего поставщика транспорт уже заложен?

Приказ № 1001 п. 4.2. Информация об отпускных ценах (ценах реализации) и объемах реализации материальных ресурсов, применяемая для определения сметных цен, представляется производителями (поставщиками) указанных ресурсов, включенными в Перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для определения сметных цен строительных ресурсов (далее — Перечень юридических лиц), в соответствии с утвержденными Минстроем России формами.

Ответ: согласно пункту 6.2. Методики № 77/пр, сметными ценами на материальные ресурсы отечественного производства учтены стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада лиц, осуществляющих производство материальных ресурсов на территории Российской Федерации (далее — производители).

Стоимость перевозки материального ресурса на приобъектный склад учитывается дополнительно.

В соответствии с пунктом 3.5 Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, утвержденной приказом Минстроя России от

20.12.2016 № 1001/пр (далее — Методика № 1001/пр), определение сметных цен и цен услуг и их размещение в ФГИС ЦС осуществляются государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Цены услуг применяются для определения в сметной документации затрат на доставку грузов на приобъектный склад строительной площадки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 положения о ФГИС ЦС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» (далее — Постановление № 959), ФГИС ЦС включает подсистему мониторинга цен строительных ресурсов, обеспечивающая сбор информации о ценах строительных ресурсов, ее обработку для формирования сметных цен строительных ресурсов, размещение информации об обладателях информации, размещение методики определения сметных цен строительных ресурсов, методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов. Таким образом источником получения информации о ближайшем поставщике является ФГИС ЦС.

В соответствии с примечанием, приведенным в приложении 2 Приказа 659/пр, в ФГИС ЦС указаны отпускные цены продукции, средневзвешенные по объемам реализации, с учетом затрат на тару, упаковку и реквизит (при наличии), затраты на погрузку продукции на транспортное средство у склада производителя (поставщика), относимых на стоимость продукции на складе производителя (поставщика). Указывается цена продукции, отгружаемая со склада производителя (поставщика) в рублях без налога на добавленную стоимость. Из изложенного следует, что сметные цены материальных ресурсов, размещенные в ФГИС ЦС, не содержат затраты на их доставку от склада производителя (поставщика) до объекта строительства.

Вопрос: с учетом вышеуказанных обстоятельств, можно ли внести дополнения в нормативные документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в которых будет отражена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ вносить поправки на местном уровне?

В проектной документации, согласно требований системы проектной документации для строительства (СПДС), проектировщики указывают спецификацию материалов. В данной спецификации указаны те материалы, которые непосредственно будут применяться при проведении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. МДС 81-35.2004, Приказ Министерства строительства и ЖКХ указывают, что сметные нормы – это совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Согласно сметным нормативам РФ, сметные ресурсы в сторону уменьшения не корректируются (в соответствии с МДС 81-35.2004, пункта 2.2 сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются). Соответственно, нет основания для удаления данных ресурсов из сметы.

Читайте также:  Образец инвентарной карточки учета основных средств

Ответ: полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регламентируются статьей 8 главы 2 ГрК РФ.

Внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты в области градостроительной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Порядок сбора и опубликования информации о сметной стоимости строительных ресурсов регламентируется ГрК РФ, Постановлением № 1452 Постановлением № 959.

Согласно пункту 10 статьи 8.3 ГрК РФ мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов (далее — КСР). Формирование и ведение КСР осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке

Также в соответствии с пунктом 2 Постановления № 1452 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует классификатор строительных ресурсов, утверждает форму и порядок его ведения в целях осуществления мониторинга цен строительных ресурсов.

Государственное учреждение на основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти, формирует Перечень и осуществляет ежегодную его актуализацию (пункт 10 Постановления № 1452).

Таким образом, мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется в соответствии с Правилами мониторинга, на основе информации, содержащейся в КСР и сведений, предоставленных юридическими лицами, включенными в Перечень. Сметные цены строительных ресурсов и Перечень размещаются в ФГИС ЦС.

Вопрос: как учитывать материальные ресурсы, которых нет в спецификации (в проекте), но которые есть в сметных нормативах? Кто должен указать двух ближайших поставщиков строительных материалов, которых нет в проекте, но которые есть в сметных ресурсах?

В МДС 81-35.2004, в пункте 4.91, указано, что средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (ремонтом) рекомендуется определять расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

В СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, пункт 4.1 указано:

4.1 Авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на её основе, рабочей документации.

Ответ: согласно пункту 32 главы 1 ГрК РФ сметные цены строительных ресурсов — это сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в ФГИС ЦС.

Порядок определения сметной стоимости материально-технических ресурсов, отсутствующих в КСР, будет определен Минстроем России в рамках осуществления соответствующих полномочий.

В соответствии Методикой № 77/пр:

  1. для каждого вида материального ресурса определяются два ближайших к месту расположения объекта капитального строительства производителя (поставщика) с целью формирования экономически эффективных маршрутов перевозки грузов для строительства, с учетом вида транспорта и подвижного состава, а также класса груза и массы брутто на установленную единицу измерения материального ресурса согласно классификатору строительных ресурсов (пункт 6.4.2);
  2. экономически эффективные маршруты перевозки материальных ресурсов от двух ближайших производителей (поставщиков) определяются на основании данных открытых источников по всей номенклатуре материальных ресурсов, от каждого из определенных производителей (поставщиков), исходя из принципа минимизации издержек на перевозку, в том числе затрат на перевалку, а также на основании цен услуг на перевозку соответствующим видом (видами) транспорта (пункт 6.4.3).
  3. для расчета сметной стоимости материального ресурса принимается сметная цена, опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен производитель (поставщик) соответствующего материального ресурса (пункт 6.4.4).

Вопрос: как применять норму, указанную в пункте 4.91:

  1. 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета согласно МДС 81.35.2004;
  2. или включить эти затраты 0,2 % в стоимость строительного контроля, определенные на основании Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства) и СП 246.1325800.2016?

В приказе № 81, в разделе № 8 «Особенности применения сметных норм на ремонтно-строительные работы», в пункте 8.4 указаны следующие моменты:

8.4. В единичных расценках на ремонтно-строительные работы и сметных нормах, на основе которых разработаны соответствующие единичные расценки, учтены затраты:

  1. по вертикальному и горизонтальному перемещению материалов от приобъектного склада к месту производства работ;
  2. на горизонтальное перемещение мусора и материалов от разборки конструкций в зданиях и сооружениях на расстояние до 80 м;
  3. на вертикальное перемещение мусора и материалов от разборки при условии опускания через окно в лотках;
  4. на горизонтальное перемещение мусора и материалов от разборки конструкций до места их складирования в пределах строительной площадки на расстояние до 50 м от объекта капитального строительства.

Исходя из вышеизложенного следует, что в стоимость ремонтно-строительных работ не включена погрузка и вывоз мусора на автотранспорте за пределы строительной площадки.

Ответ: необходимость осуществления авторского надзора за строительством объектов устанавливается федеральным законодательством или законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4.89, 4.91 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее — МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством предусматривается в главе 12 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства в размере до 0,2% от итога глав 1- 9 (графы 7 и 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» затраты на авторский надзор не учтены.

Вопрос: включена ли погрузка мусора на автомобильный транспорт и вывоз мусора в стоимость работ?

В приказе № 81, в разделе № 10 «Особенности применения сметных норм при производстве демонтажных работ» указан следующий момент:

10.2. При отсутствии единичных расценок на работы по демонтажу (разборке) зданий, сооружений, строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения в сборниках единичных расценок на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы при определении сметной стоимости применяются:

единичные расценки на строительные и специальные строительные работы на устройство, установку строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения с применением коэффициентов, приведенных в Таблице 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

При определении сметной стоимости указанные коэффициенты применяются к затратам труда и оплате труда рабочих, затратам на эксплуатацию машин и механизмов в том числе к оплате труда машинистов, включенным в соответствующие единичные расценки, в зависимости от вида разбираемых строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения.

Стоимость материальных ресурсов в расчете не учитывается.

Ведь при новом строительстве в расценках учтена доставка и разгрузка строительного материала на объекте и подача этого материала в рабочую зону, т.е. транспортные затраты включены в расценку.

Включена ли погрузка мусора на автомобильный транспорт?

Включен ли вывоз мусора в стоимость работ?

Ответ: в соответствии с общими положениями сборников государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр) нормами сборников ГЭСНр учтена уборка материалов, отходов и мусора, полученных при разборке, сортировка и штабелировка материалов и отходов, полученных от разборки и годных для дальнейшего использования, и т.п.

Согласно пункту 8.6 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр (далее- Методика № 1028/пр) при подготовке локальных сметных расчетов (смет) на ремонтно-строительные работы дополнительно должны учитываться затраты по затариванию мусора в мешки и спуску мусора с отноской вручную на носилках или в мешках в соответствии с положениями методических документов.

В соответствии с пунктом 10.7 Методики № 1028/пр в сметных нормах не учтены затраты по погрузке, вывозке и разгрузке строительного мусора и материалов непригодных для дальнейшего применения, получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений и оборудования. Эти затраты в локальных сметных расчетах должны определяться дополнительно исходя из действующих сметных норм на погрузо- разгрузочные работы, перевозку грузов, массы и расстояний от строительной площадки до места складирования материальных ресурсов или размещения мусора (согласно данным проектной документации) на специальных полигонах с учетом положений соответствующих методических документов.

Вопрос: как учитывать расходные материалы: отрезные круги, ацетилен, прочие расходные материалы при применения данных нормативов с коэффициентами, приведенными в Таблице 2?

Просим Вас рассмотреть возможность внесения уточнений в нормативные документы, которые бы устранили неправильное толкование сметных нормативов (так как данные методики, приказы не указывают на эти обстоятельства).

Ответ: в соответствии с пунктом 3.4 Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 81/пр (далее — Методические рекомендации № 81/пр), единичные расценки учитывают среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень строительного производства, техники и технологии выполнения работ, разработаны на основе сметных норм по принципу усреднения с определением необходимого и достаточного нормативного количества строительных ресурсов, для выполнения соответствующего вида работ.

Согласно разделу 10 Методических рекомендаций № 81/пр сметная стоимость демонтажных работ определяется по единичным расценкам, включенным в сборники единичных расценок на строительные, специальные строительные и единичным расценкам на ремонтно-строительные работы.

При отсутствии единичных расценок на работы по демонтажу (разборке) зданий, сооружений, строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения в сборниках единичных расценок на строительные, специальные строительные и ремонтно- строительные работы при определении сметной стоимости применяются единичные расценки на строительные и специальные строительные работы на устройство, установку строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения с применением коэффициентов, приведенных в таблице 2 к Методическим рекомендациям № 81/пр.

Сметная стоимость демонтажа оборудования определяется с учетом следующих положений.

Читайте также:  Как правильно проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей

При наличии единичных расценок на работы по демонтажу оборудования сметная стоимость демонтажных работ определяется по единичным расценкам, включенным в сборники единичных расценок на монтаж оборудования, с учетом состава работ, включенного в сметные нормы, на основе которых разработаны соответствующие единичные расценки.

При отсутствии единичных расценок на работы по демонтажу (разборке) оборудования используются единичные расценки на монтаж оборудования, включенные в сборники единичных расценок на монтаж оборудования, с применением коэффициентов, приведенных в таблице 3 Методических рекомендаций № 81/пр.

При определении сметной стоимости понижающие коэффициенты применяются к затратам труда и оплате труда рабочих и машинистов и к затратам на эксплуатацию машин и механизмов, включенным в единичные расценки, в зависимости в зависимости от вида разбираемых строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения, от назначения демонтируемого оборудования.

Стоимость материальных ресурсов в расчете не учитывается.

Стоимость расходных материалов учтена при расчете указанных понижающих коэффициентов.

Вопрос: ФЕРп-02, ГЭСНп-02 в технической части в главе 2 «Расчет объемов работ» указывают на следующие обстоятельства:

2.2.1. В таблицах ФЕРп сборника 2 приведены базовые расценки (Рб) на пусконаладочные работы для систем I, II и III категории технической сложности (PI, PII, PIII) в зависимости от общего количества каналов информационных и управления аналоговых и дискретных в данной системе.

2.2. Базовая расценка для сложной системы, имеющей в своем составе подсистемы с разной категорией технической сложности, определяется применением к соответствующей базовой расценке для системы I категории технической сложности коэффициента сложности (С), рассчитываемого по формуле:

(1)

В сборниках ФЕРп-02, ГЭСНп-02 имеются расценки:

  1. Таблица ФЕРп 02-01-002 Автоматизированные системы управления II категории технической сложности,
  2. Таблица ФЕРп 02-01-003 Автоматизированные системы управления III категории технической сложности.

Наличие данных расценок вводит сметчиков в заблуждение и провоцирует не пользоваться формулой (1) по расчету категории сложности системы.

Возможно ли на законодательном уровне удалить данные расценки в ГСН (ФЕРп-02, ГЭСНп-02)?

Это позволило бы сметчикам при расчете смет на ПНР по сборникам ФЕРп-02, ГЭСНп-02 всегда рассчитывать категорию сложности системы, имеющей в своем составе подсистемы с разной категорией технической сложности (а не назначать всегда III категорию).

Возможно ли на законодательном уровне внести в сборники ФЕРп-02и ГЭСНп-02 изменения, которые бы исключили таблицы, которые имеют расценки II, III категории сложности?

Ответ: при составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного сметного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика и организации, разрабатывающей проектную документацию.

По вопросам, касающимся правил определения и подсчета объёмов работ, следует также руководствоваться общими положениями соответствующих сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН).

В соответствии с пунктом 1.2.11 Общих положений ГЭСНп Сборника 2 «Автоматизированные системы управления» (далее — Сборник 2, АС) сметные нормы Сборника 2 отдела 2 разработаны для систем I, II, III и IV категории технической сложности, в зависимости от количества используемых при создании АС функций программного обеспечения.

Согласно пункту 2.19 МДС 81-35.2004 основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением требований сметных нормативов.

Категории технической сложности систем, состав работ и коэффициенты, учитывающие особенности выполнения пусконаладочных работ, приведены в приложениях с 2.6 по 2.8 Сборника 2.

В соответствии с пунктом 4 Порядка утверждения сметных нормативов, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 №710/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11.08.2017 № 47744) (далее — Порядок), предложения по включению в план утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов рекомендуется направить в Минстрой России с приложением:

  1. информации, указанной в пункте 16 либо 17 Порядка;
  2. технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость актуализации сметного норматива (сметных нормативов);
  3. сведений о наличии (отсутствии) объектов капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых применяются технологии, материалы, оборудование, по которым инициатором предлагается актуализация сметных норм.

Также необходимо предоставить информацию о наличии объектов для проведения нормативных наблюдений, сроках проведения работ, по которым будут проводиться нормативные наблюдения, и исходные данные для актуализации государственных элементных сметных норм (проектную документацию, проекты производства работ и другие).

Заготовительно-складские и транспортные расходы в сметах

Чаще всего при расчетах сметной документации мы применяем термин транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это понятие кроме указанных выше расходов можно подразделить на более мелкие, но важные затраты, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов). Однако данный термин больше применим для бухгалтерского учета чем для сметного дела, но часто в нем рассматривается именно в таком виде.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

  • — расходы по погрузке, транспортировке и разгрузке, при условии, что они не учтены в цене товара;
  • — расходы по заготовке, хранению материалов, содержанию складов, заработной плате работников, связанных с заготовкой, хранением, отгрузкой;
  • — расходы по оплате услуг посреднических организаций;
  • — расходы по оплате за хранение материалов на складах поставщиков, железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • — расходы по уплате процентов за кредиты, связанные с приобретением товаров;
  • — и другие расходы.

Размеры транспортных расходов на материалы и оборудование в смете, заготовительно-складских, а также упаковки, тары и реквизита можно в качестве единой справки свести в следующую таблицу:

Таблица №1. Размеры заготовительно-складских и транспортных расходов в сметной документации

№Статья затратСпособ определения сметных цен и размер транспортных расходов.1Транспортные расходы1. Сборники сметных цен (ФССЦпг, стройцена). 2. Составление калькуляции стоимости транспортных расходов по фактическим расходам. 3. Расчет по Приказу Минстроя России № 517/пр от 04.09.2019 года. 4. При отсутствии нормативов транспортные расходы могут приниматься в размере 3 — 6% от отпускной цены.2Заготовительно- складские расходы1. Для бюджетного строительства — 1,2% от стоимости материалов и оборудования.3Расходы на упаковку, тару, реквизит1. Если стоимость не включена в цену и при отсутствии детальной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования: — крупное технологическое оборудование – от 0,1% — до 0,5%; — станочного оборудования – до 1%; — электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.

Что относится к транспортным расходам

Спектр потенциальных вариантов достаточно широк — в данном случае специфика, как правило, обуславливается профилем предприятия.

Например, организация ведет производственную деятельность, выпуская различного рода оборудование, сырье или продукцию для последующей реализации оптовым и розничным клиентам. Это значит, что при заключении договора одним из обсуждаемых вопросов является доставка товара, затраты на которую могут ложиться как на продавца, так и на покупателя. Условия зависят от договоренностей между сторонами, финансовых аспектов сделки, наличия необходимых логистических мощностей и иных факторов. Главное, что каждая произведенная единица должна пройти полный цикл товародвижения, поступая в итоге к конечному потребителю — либо напрямую, либо через ритейлера.

Кроме того, для производства требуются определенные ресурсы, поставляемые сторонними компаниями — и в этом случае издержки на перевозку продукции также должны быть отражены в официальной отчетности. Если задаться вопросом: затраты на транспортные расходы — какие это издержки, то, можно сказать, что они включают в себя все заготовительные операции по перемещению реализуемых и закупаемых товаров, оборудования или сырья, и дополняются статьями, напрямую связанными с обеспечением указанных процессов.

списание транспортных расходов в налоговом учете

Чем более значительной оказывается потраченная за отчетный период сумма — тем большее внимание ей уделяется как менеджментом организации, так и проверяющими службами. В связи с этим особую важность приобретает корректное ведение бухгалтерского учета, в котором отражается вся сопряженная деятельность. Стоит отметить, что достаточно распространенной является практика, когда расходы на транспортные услуги по доставке товара от поставщика до покупателя (по сути, оплачиваемые за его счет) включены в стоимость — это важно учитывать при принятии решений о предоставлении клиентских скидок, поскольку без оптимизации себестоимости в первую очередь страдает маржа, для компенсации которой требуется значительное увеличение количественного объема продаж. Комплексный анализ позволяет определить источники лишних трат и сократить их без ущерба для операционной деятельности. Так, к примеру, если организация владеет собственным автопарком, однако числящиеся на балансе машины эксплуатируются достаточно редко — что не отменяет необходимости их периодического техобслуживания — рекомендуется расформировать подразделение, и привлечь для выполнения нерегулярных логистических задач стороннюю компанию.

как рассчитать транспортные расходы на доставку товара

Добавить комментарий

Adblock
detector