Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Рассмотрим в данной статье:

  1. Порядок действий в программе 1С 8.3 Бухгалтерия по отражению платы по системе “Платон”;
  2. Автоматический расчет вычета для уменьшения транспортного налога, отражение в налоговой декларации;
  3. Отражение превышения платы в систему «Платон» над транспортным налогом в расходах по налогу на прибыль;
  4. Отражение превышения платы в расходах при УСН.

Подробнее смотрите в онлайн-курсе: «Бухгалтерский и налоговый учет в 1С:Бухгалтерия 8 ред. 3 от А до Я»

Налоговый учет операций, связанных с платежами в систему «Платон»

С 15.11.2015 все участники движения, осуществляющие проезд по федеральным дорогам общего пользования на транспорте грузоподъемностью более 12 тонн уплачивают плату, в счет вреда, причиняемого дорожному покрытию, на основании п.1 ст.31.1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ.

В программе 1С 8.3 Бухгалтерия с релиза 3.0.46.16 появилась возможность отражения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, грузоподъемностью более 12 тонн (далее – плата в систему «Платон»).

С 2021 года налогоплательщики, производящие плату в систему «Платон» в отношении «большегрузов» грузоподъемностью свыше 12 тонн, имеют право уменьшить транспортный налог по каждому транспортному средству на сумму произведенной платы за это ТС за налоговый период (абз.12 п.1 ст.362 НК РФ).

Читайте также:  Коммунальные платежи при усн учитываются в составе материальных расходов

Сумма превышения указанной платы над транспортным налогом признается в расходах и уменьшает налог на прибыль за налоговый (отчетный) период (п.п.49 п.1 ст.264, п.48.21 ст.270 НК РФ). Такой же порядок предусмотрен в отношении единого налога при УСН (п.п.37 п.1 ст.346.16 НК РФ).

Сколько собрали?

За пять лет грузоперевозчики заплатили в бюджет более 130 млрд рублей. При этом 124 млрд рублей – это компенсации за ущерб, наносимый тяжелым автотранспортом дорожному полотну (то, ради чего и задумывалась система). Еще 6 млрд рублей – штрафы, уплаченные перевозчиками за просрочку оплаты взносов в «Платон» и другие нарушения.

Больше всего средств принесли грузоперевозчики Центрального федерального округа: они дали 40% поступлений. Еще 20% пришлось на Приволжский федеральный округ. В аутсайдерах – Дальний Восток: грузоперевозчики этого региона заплатили всего 2% от всех сборов системы.

За 2021 год поступления в «Платон» достигли отметки 32 млрд рублей (самый высокий показатель с 2015 года). Помогли повышенные взносы: в январе 2021 закончился льготный период, после чего перевозчики стали платить 2,04 рубля за каждый пройденный фурой километр по федеральным автотрассам (ранее – 1,53 рубля).

Порядок действий в 1С по отражению платы по системе “ПЛАТОН”

Итак, рассмотрим порядок действий в программе 1С 8.3 Бухгалтерия по отражению платы по системе “Платон” и автоматического применения ее в качестве вычета для уменьшения транспортного налога.

Шаг 1. Регистрация транспортного средства

В карточку регистрации транспортных средств добавлены сведения о том, что автомобиль зарегистрирован в системе «Платон». На основании этих сведений в налоговой декларации автоматически появится запись о применении вычета на стоимость платы в систему «Платон»:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Шаг 2. Перечисление авансового платежа в счет платы в систему «Платон»

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Шаг 3. Регистрация отчета от оператора системы «Платон» за месяц в 1С 8.3

Документ находится в разделе Покупки – журнал Отчеты оператора системы «Платон». Может заполняться автоматически по кнопке Заполнить:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

В результате проведения формируются проводки:

  • По зачету аванса;
  • По отражению в расходах платы за вред, причиняемый федеральным дорогам на основании п.5,18 ПБУ 10/99 (в бухгалтерском учете);
  • По формированию расходов на счете 97.21 «Расходы будущих периодов» (в налоговом учете) до тех пор, пока налог (авансовый платеж) не будет посчитан.

В конце налогового (отчетного) периода положительная разница между платой в систему «Платон» и величиной транспортного налога (авансового платежа по нему) может быть учтена в расходах по налогу на прибыль на основании п.49 ст.264 НК РФ:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Также запись о плате заносится в регистр накопления Расходы на «Платон».

Читайте также:  Вклады в имущество: особенности применения на практике

Шаг 4. Регламентная операция Расчет транспортного налога

Формируется по окончании каждого налогового (отчетного) периода. Документ производит расчет транспортного налога (авансовых платежей), учитывая сумму налогового вычета, исходя из уплаченного сбора по системе «Платон»:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Движения по регламентному документу Расчет транспортного налога в 1С 8.3:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Справка-расчет транспортного налога в 1С 8.3является результатом регламентной операции «Расчет транспортного налога» и может быть использована в качестве налогового регистра по транспортному налогу.

Форма доступна в разделе Операции – Закрытие месяца и может быть сформирована из регламентной операции Расчет транспортного налога или из списка Справки – расчеты:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Шаг 5. Заполнение декларации по транспортному налогу

Исчисленный налог с учтенным вычетом отражается в декларации по транспортному налогу по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.12.2016 №ММВ-7-21/668:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Куда были направлены полученные средства?

За пять лет, прошедшие с момента появления «Платона», на собранные деньги удалось отремонтировать почти 300 км федеральный и региональных дорог, произведен капитальный ремонт 31 моста во всех федеральных округах страны.

Отремонтированный участок трассы «М-7» Волга, в Чувашии. Источник: platon.ru
Отремонтированный участок трассы «М-7» Волга, в Чувашии. Источник: platon.ru

По данным «Платона», 60% собранных средств направляется на ремонт дорог и мостов в Приволжском и Центральном федеральном округах. Мотивируется это тем, что именно в этих частях страны больше автотрасс с высокой нагрузкой, требующих восстановления покрытия. Меньшая доля средств выделяется на Дальневосточный федеральный округ: только каждый 50-й рубль, собранный через «Платон», расходуется на ремонт дорог и мостов в ДФО.

Отремонтированный мост на трассе А-331, «Вилюй». Источник: platon.ru
Отремонтированный мост на трассе А-331, «Вилюй». Источник: platon.ru

Отражение платы в расходах, учитываемых при расчете налога на прибыль (ОСНО)

Если плата в систему «Платон» окажется больше рассчитанного налога, то сумму превышения можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль (п.п.49 п.1 ст.264, п.48.21 ст.270 НК РФ) или единого налога при УСН, (п.п.37 п.1 ст.346.16 НК РФ).

Читайте также:  Подотчетное лицо Директор, расчет и учет с подотчетными лицами

В программе 1С 8.3 Бухгалтерия отражение суммы превышения платы за вред дорогам в налоговых расходах производит та же Регламентная операция «Расчет транспортного налога». Движения по данному документу:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Для тех, кто применяет ПБУ 18/02, сумма, на которую произведено уменьшение рассчитанного транспортного налога по каждому отдельному ТС грузоподъемностью свыше 12т, отражается в расходах в виде постоянной разницы:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Для каких автомобилей применяется «Платон»

Максимальная масса грузовых транспортных средств, до которой разрешено не носить плату-компенсацию за дорожное покрытие, составляет 12 тонн. Автомобили, весящие больше, должны использовать «Платон» в обязательном порядке.

СПРАВКА! Исследованиями подтверждено, что большегрузный транспорт причиняет 56% ущерба покрытию дороги, что сопоставимо с проездом до 50 тысяч легковых авто. За счет количества основная часть налогов и дорожных сборов поступает как раз с водителей легковушек, поэтому справедливо, чтобы автомобили, доход владельцев которых как раз и зависит от дорог, тоже принимали участие в компенсации наносимого вреда.

Отражение платы в расходах, учитываемых при расчете единого налога (УСН)

Регистрация платы за проезд по федеральным дорогам в организациях на УСН производится тем же документом, «Отчет оператора системы «Платон». Документ формирует проводки:

  • по зачету аванса;
  • по отражению в бухгалтерском учете в составе расходов платы за вред, причиняемый федеральным дорогам (п.5,18 ПБУ 10/99):

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

  • для отражения в расходах для целей УСН будут использоваться записи в регистре накопления «Расходы на «Платон»:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Регламентная операция «Расчет транспортного налога» за налоговый (отчетный период) производит расчет транспортного налога и, в случае превышения платы за вред федеральным дорогам над транспортным налогом, отражает сумму превышения в КУДиР:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Если в результате расчета транспортный налог окажется больше, чем плата за проезд по федеральным дорогам, то сумма транспортного налога будет начислена в бухгалтерском учете:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

А также будет отражена в налоговом регистре «Расходы при УСН»:

Расчет транспортного налога с учетом платы по системе Платон в 1С 8.3

Таким образом, у компаний возможны следующие ситуации:

  • сумма транспортного налога (авансового платежа), рассчитанного без вычета платы, меньше суммы «платоновской» платы.

3,73 руб./км х 0,41 х 4 975,311 км = 7 608,51 руб.

При этом расчет учитывает суммы по отмененным маршрутным картам и произведенным корректировкам начислений по бортовым устройствам.

Такой отчет формируется автоматически из государственной системы взимания платы «Платон». Подобный документ подготавливает оператор государственной системы взимания платы ООО «РТИТС», действующий на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014 г. №1662, постановления Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, от 18.05.2015 г. №474, от 03.11.2015 г. №1191.

Выписка необходима для отслеживания состояния расчетов по «платоновской» плате.

В ней нет информации о датах движения, номерах большегрузов.

Для этого необходимо через личный кабинет компании заказать детализацию операций по дате проезда.

Детализация операций по дате проезда.

Как воспользоваться «Платоном»

Чтобы внести плату за движение и провоз груза на автомобиле, масса которого превышает 12 тонн, владельцу необходимо совершить несколько шагов:

  1. Регистрация в системе (в Реестре «Платона», где фиксируются все транспортные средства, с которых нужно взимать этот платеж). Это можно сделать несколькими способами:
      через Личный кабинет официального сайта «Платон»;
  2. в терминале самообслуживания;
  3. через мобильное приложение;
  4. в одном из Центров информационной поддержки пользователей.
  5. Получение логина и пароля. Эти данные необходимы для доступа в Личный кабинет на сайте.
  6. Внесение денег. Ответственное лицо пополняет счет на необходимую сумму до того, как автомобиль выезжает на маршрут.
  7. Оформление Маршрутной карты или расчет посредством данных бортового устройства.

Тарифы «Платона»

С 1 марта 2021 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).

Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.

Добавить комментарий

Adblock
detector