- Понятие кассовой дисциплины
- Арбитражная практика. Ответственность за неоприходование выручки
- Порядок организации кассы
- Как изменится штраф за неиспользование онлайн-кассы в 2021 году
- Какие нарушения допускаются
- Как нарушается?
- Виды наказаний за нарушения
- Какой штраф начисляют за отсутствие кассы
- Штрафы и наказания за нарушения кассовой дисциплины
- Каковы меры ответственности за несоблюдение правил?
- Предупреждение
- Какие штрафные санкции установлены — размеры штрафов для юридических лиц и ИП
- Срок исковой давности
- Внутренний контроль
- Внешний контроль
- Как фиксируются нарушения
- Как доказать неправомерность штрафа при обвинении в неоприходовании в кассу наличности?
- Ближайшие бесплатные вебинары
Понятие кассовой дисциплины
Правила ведения кассовых операций в организации закрепляют указания Центробанка России № 3210-У. Нормативный документ предусматривает порядок работы с наличными денежными средствами в учреждении. За любое отклонение от установленных требований предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций. Но это не единственный норматив в работе с наличностью.
Все организации и ИП, которые принимают наличную оплату за оказанные услуги и работы или реализованный товар от физических лиц, обязаны применять онлайн-кассы. Работать без ККТ нового поколения запрещено (закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ). Если компания или коммерсант проведет операцию «мимо кассы», то штрафов не избежать.
Ключевые правила организации работы с кассовыми операциями — в статье Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».
Арбитражная практика. Ответственность за неоприходование выручки
Ситуация
Налоговая инспекция провела проверку соблюдения организацией правил пользования ККМ, в результате которой установлено, что она не оприходовала часть выручки. Такой вывод был сделан на основании того, что суммы, указанные в кассовой книге и зафиксированные в фискальной памяти ККМ (контрольные ленты), не совпадали. За это организацию оштрафована в соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 (далее — Указ № 1006). Величина санкции равна трехкратному размеру неоприходованной в кассу выручки. Фирма отказалась уплачивать штраф в добровольном порядке. Поэтому налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании. Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Он указал, что налоговая инспекция не представила достаточных доказательств факта неоприходования организацией денежных средств в кассу. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Налоговая инспекция подала кассационную жалобу. В ней она попросила удовлетворить иск в полном объеме, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Решение
ФАС Северо-Западного округа рассмотрел материалы дела и в постановлении от 27.02.2002 № 5641 указал следующее. Сведения о всех суммах, которые поступили в кассу организации, должны отражаться в кассовой книге. Это следует из статьи 34 Федерального закона от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке РФ (Банке России)» и пункта 22 Порядка ведения кассовых операций в РФ, который утвержден решением совета директоров Банка России 22.09.93 № 40. Однако проверяемая организация нарушила указанные правила. Она не учла в кассовой книге денежную выручку, получение которой зафиксировано фискальной памятью ККМ и приходными кассовыми ордерами. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена пунктом 9 Указа № 1006. На организацию накладывается штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы. При этом довод о неумышленных ошибках не может быть принят во внимание. Напомним, что в соответствии со статьей 12 КоАП РСФСР административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности. Суд кассационной инстанции отметил, что налоговая инспекция не нарушила процедуру привлечения организации к административной ответственности. Размер штрафа определен в соответствии с данными приходно-кассовых ордеров, кассовых чеков и кассовой книги и не оспаривается предприятием-нарушителем. Решение о привлечении организации к ответственности вынесено в пределах двухмесячного срока со дня совершения правонарушения. На основании вышеизложенного ФАС Северо-Западного округа удовлетворил кассационную жалобу налоговой инспекции. Решение суда первой инстанции отменено.
Советы
Читайте также: Как вести учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении
Отметим, что инспекторы отделов оперативного контроля, которые проверяют соблюдение организациями правил применения ККМ, в последнее время делают упор именно на проверку полноты оприходования выручки в кассу. Фактически сейчас ее неотражение — это единственное основание, по которому на организацию может быть наложен штраф. Напомним, что штрафы за неприменение ККМ налагались в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением». Однако в конце прошлого года они были удалены из этой статьи Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ. Проверки полноты оприходования выручки обычно проводятся по следующему алгоритму. 1. С ККМ снимают полные фискальные отчеты за проверяемый период (месяц, квартал и т. д.). 2. Данные этих отчетов сверяются с журналами кассира-операциониста, приходными кассовыми ордерами, Z-отчетами (отчеты по ККМ за каждый день работы) и кассовой книгой организации. 3. Проверяется правильность оформления возвратов и ошибочно пробитых сумм. В ходе проверки могут быть обнаружены расхождения (например, по кассе пробито больше, чем оприходовано в кассовой книге) и незадокументированные возвраты или ошибочно пробитые суммы. В этом случае проверяющие составляют акт и протокол об административном правонарушении. Чтобы избежать таких неприятностей, бухгалтер должен внимательно следить, чтобы все суммы из Z-отчетов по всем ККМ за каждый день работы были отражены в приходных кассовых ордерах и кассовой книге. Кроме того, следует правильно оформлять возвраты и ошибочно пробитые суммы. Для этого нужно составлять акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Акт составляется в одном экземпляре. Его подписывают члены комиссии, в которую обычно входят заведующий отделом (секцией), старший кассир, кассир-операционист. Чеки, которые возвращены покупателями (ошибочно пробиты), должны быть погашены, наклеены на лист бумаги и вместе с актом сданы в бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным чекам, записываются в журнал кассира-операциониста. На них уменьшается выручка за соответствующий день. Отметим, что оштрафовать за неоприходование выручки в кассу могут не только организацию, но и ее руководителя. В соответствии с пунктом 9 Указа № 1006 ему придется заплатить 5000 рублей.
М.В. Скороходов , эксперт АГ «РАДА»
Порядок организации кассы
Для соблюдения установленных норм учреждению достаточно выполнить пять ключевых шагов:
- Назначить ответственного работника за ведение кассовых операций. Ознакомьте сотрудника с положениями указаний № 3210-У и закона № 54-ФЗ в последней редакции под подпись.
- Обеспечьте сохранность кассы и документации. Необходимо оборудовать кабинет сейфом, в котором храните деньги, ордера, кассовые книги и чековую книжку.
- Установите предельный лимит остатка наличности в кассе. Эта сумма вычисляется расчетным путем, по приходу или выбытиям из кассы. Не допускайте превышение лимита на конец рабочей смены или дня, иначе гарантированы штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины. Излишки вносите на расчетный счет компании в банке. В дни зарплаты остаток может быть больше лимита.
- Все операции отражайте специальными кассовыми документами. На приходные операции выписывайте приходный ордер, на расход — расходный. Регистрируйте операции в кассовой книге. Если принимаете наличную оплату за товар, работы, услуги, используйте онлайн-ККТ.
- Тратьте выручку только на разрешенные цели. Перечень одобренных затрат приведен в указаниях Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.
Как изменится штраф за неиспользование онлайн-кассы в 2021 году
В текущем 2021 году ожидается отмена ФЗ № 54 и ужесточение санкций за неприменение ККМ. Правила эксплуатации кассовой техники планируют перенести в Налоговый Кодекс. Законопроект разработан Минфином и находится на стадии рассмотрения. В случае принятия, закон начнет действовать уже с 01.01.2021. Тогда среди наиболее значимых изменений, которые ждут бизнесменов в ближайшем будущем, окажутся следующие:
- налоговики будут проводить оперативные проверки учета выручки по ККТ;
- электронные чеки можно будет создавать в личном кабинете на сайте ФНС;
- будет введен новый термин «фиксация расчетов» вместо «применение ККТ».
Санкции за несоблюдение требований в работе с ККМ будут перенесены из КоАП в НК РФ. По некоторым правонарушениям будут скорректированы размеры взысканий. Какой штраф за отсутствие онлайн-кассы придется платить в 2021 году:
- на ИП — 50 % от оборота без ККМ, но не менее 10 000 руб.;
- на организацию — вся сумма операции, но не менее 30 тыс. руб.
Какой штраф будут начислять за отсутствие кассового аппарата, соответствующего требованиям НК РФ (фиксацию расчетов с нарушением требований):
- на частных предпринимателей — 3 000 руб. (минимальный порог не установлен);
- на предприятие — 10 000 руб.
За невыдачу кассового чека размеры санкций не изменятся. Непредоставление документов по запросу ФНС чревато взысканиями:
- для ИП — 3 000 руб.;
- для юрлиц — 10 000 руб.
Планируется дополнить КоАП РФ новыми статьями, устанавливающими административную ответственность в виде денежного взыскания (тыс. руб.):
ПравонарушениеДля ИПДля юрлицФиксация мнимых и притворных расчетов50 % от суммы операции, но не менее 10Полная сумма продажи, но не менее 30Отсутствие в чеке названия товара, подлежащего маркировке50100Непредоставление (или несвоевременная отправка) ФД в налоговый орган100200
Под мнимыми понимаются операции, которые проведены «для вида», например, для устранения кассового разрыва. Кроме денежных взысканий, Минфин предложил применять к нарушителям дополнительные ограничения:
- приостановку операций по банковским счетам;
- ограничение доступа к сайту, соцсетям и блогам — для компаний, реализующих товары в интернете;
- запрет на торговлю через стационарные торговые объекты.
Санкции в виде предупреждения могут сохраниться только для субъектов малого предпринимательства. При первичном нарушении они смогут избежать штрафа за торговлю без кассового аппарата, если предварительно отправят ходатайство в ФНС.
Какие нарушения допускаются
Подконтрольные организации обязаны разбираться и понимать, за какие кассовые нарушения штрафуют, и при каких условиях наказания недопустимы. Всего выделяют пять категорий проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:
Суть проступка Пояснения За расчет наличными сверх лимита Если организация рассчиталась наличными деньгами в сумме более 100 000 рублей в рамках одного контракта. Нецелевое расходование наличной выручки Если компания потратила наличную выручку на цели, не предусмотренные указаниями № 3073-У. Например, выплатила заработную плату или перечислила страховые взносы. Превышение лимита кассы Если в кассе организации на конец рабочего дня денег осталось больше, чем утвержден лимит остатка. За исключением дней выплаты зарплаты, пособий и стипендий. Неоприходование наличной выручки Если поступившая в кассу выручка не оприходована в установленном порядке. То есть не оформлена кассовая документация (ПКО, фискальный чек или БСО). Нарушение порядка ведения операционной онлайн-кассы Если фирма допустила отклонение от правил ведения онлайн-касс по закону № 54-ФЗ. Например, не оприходовала покупку через онлайн-ККТ.
ВАЖНО!
В назначении мер административной ответственности предусмотрен срок исковой давности по нарушениям кассовой дисциплины — всего два месяца со дня совершения правонарушения. Например, лимит остатка кассы превышен 10.01.2019. Накажут учреждение, только если проступок выявят до 10.03.2019. Позже применять взыскание неправомерно.
Исключением являются длящиеся преступления. Это категория проступков в части нарушений положений закона № 54-ФЗ. Например, если организация длительное время не переходит на онлайн-кассу.
Как нарушается?
Нарушением кассовой дисциплины принято считать любое невыполнение правил совершения и учета операций (транзакций) с наличностью, регламентированных законодательством РФ или нормативными документами самого хозяйствующего субъекта.
Читайте также: Распределение транспортных расходов на остаток товара
Как правило, в организациях, работающих с наличными средствами, часто допускаются следующие нарушения кассового порядка:
- Расходование средств наличной выручки на нужды, не предусмотренные общеобязательным регламентом.
- Превышение разрешенного лимита (ограничения), установленного для суммы кассового остатка хозяйствующего субъекта на конец рабочего дня.
- Ненадлежащее хранение денежной наличности, несоблюдение требований, предъявляемых законодательством к обеспечению сохранности наличных средств на предприятии. Примером подобного нарушения может являться размещение наличных вне специального денежного ящика (сейфа).
- В операционной кассе организации находится сумма денежной наличности, для которой отсутствует документальное обоснование и не оформлялись приходные документы.
- Для наличных расчетов со сторонними хозяйствующими субъектами – предприятиями, индивидуальными предпринимателями – превышен лимит, установленный в размере 100 (ста) тысяч рублей по одному соглашению (договору).
- Ошибки, неточности в кассовых документах, допущенные ответственным сотрудником организации при оформлении соответствующих бумаг.
- Ошибки арифметического характера, допущенные ответственным субъектом при вычислении оборотов/остатков кассы в регистрах бухучета.
Отдельной категорией нарушений кассовой дисциплины считается несоблюдение организацией правил, регламентирующих использование онлайн-касс:
- Покупателю (плательщику) не предоставляется надлежащий кассовый чек в бумажном/электронном виде.
- Аппарат онлайн-кассы не соответствует актуальным требованиям действующего законодательства.
- Отсутствие онлайн-кассы у хозяйствующего субъекта, принимающего (получающего) денежную наличность от покупателей (плательщиков).
Виды наказаний за нарушения
За проступки в части соблюдения кассовой дисциплины нарушителя ждет административная ответственность. Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ и письмо ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338 предусматривают следующие виды взысканий:
- предупреждение;
- штраф в отношении ответственного работника (руководителя или иного сотрудника организации);
- штраф в отношении компании-нарушителя.
В отношении проступков в части соблюдения закона 54-ФЗ (ст. 14.5 КоАП РФ) наказания следующие:
- предупреждение;
- штраф на ответственное лицо;
- штраф на организацию;
- дисквалификация должностного лица;
- приостановка деятельности компании (срок до 90 дней).
Какой штраф начисляют за отсутствие кассы
Если предприниматели или компании, обязанные фиксировать продажи через кассу, не выполняют это требование и продолжают утаивать выручку, ФНС вправе применить к ним штраф за неиспользование ККТ:
- для ИП и ДЛ — до половины от неучтенной прибыли, но не менее 10 тыс. руб.;
- для организаций — до 100 % от суммы неучтенных продаж, но не менее 30 тыс. руб.
При повторном правонарушении с неучтенной выручкой от 1 млн рублей предпринимателю грозят более жесткие санкции:
- для уполномоченных лиц — дисквалификация на срок до 2 лет;
- для ИП и предприятий — запрет на ведение деятельности до 3 месяцев.
Рассмотрим применение санкций на конкретном примере. Магазин косметики, зарегистрированный в статусе ООО, продает товары без ККМ. За весь период деятельности было продано косметики на сумму 500 000 руб. При выявлении нарушения инспектор ФНС может начислить для ООО штраф за работу без кассового аппарата на сумму до полумиллиона рублей. Если магазин не поставит кассу, при следующем нарушении деятельность могут приостановить на 90 дней. Штраф за отсутствие кассового аппарата для ИП составит не более 250 000 руб. Санкции применимы даже в том случае, если ККМ уже зарегистрирована в ФНС, но по каким-то причинам не используется в торговле.
Кассовые аппараты для любых сфер бизнеса. Доставка по всей России.
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.
Штрафы и наказания за нарушения кассовой дисциплины
Представим в виде таблицы, какие штрафы предусмотрены за нарушение кассовой дисциплины. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ, нарушителей накажут:
Суть проступка Штрафы для должностных лиц и ИП Штрафы для юрлиц Штрафы для СМП За нарушения кассовой дисциплины (указания 3210-У):
- расчет наличными сверх лимита;
- нецелевое расходование наличной выручки;
- превышение лимита кассы;
- неоприходование наличной выручки.
От 4000 до 5000 рублей. От 40 000 до 50 000 рублей. За нарушение, допущенное впервые, — предупреждение. За повторный проступок — штраф, в зависимости от правового статуса СМП. Нарушение порядка ведения онлайн-касс (закон № 54-ФЗ): Прием наличной выручки мимо онлайн-ККТ. От 25% до 50% суммы расчета без ККТ, но не менее 10 000 руб. От 75% до 100% суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб. Штраф могут заменить предупреждением, если проступок выявлен впервые. Повторное неприменение ККТ, если сумма выручки, проведенной мимо кассы, составила 1 миллион и более. Дисквалификация должностного лица от года до двух лет.
Для ИП — приостановка деятельности до 90 суток.
Приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Приостановка деятельности до 920 дней. Онлайн-касса не отвечает установленным требованиям либо нарушен порядок применения ККТ. Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей. Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей. Предупреждение или штраф. Документы, связанные с применением ККМ, не предоставлены в ФНС по запросу. Чек или БСО не выдан покупателю. Предупреждение или административный штраф в размере 2000 руб. Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб. Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.
Каковы меры ответственности за несоблюдение правил?
Законодательством РФ предусматриваются определенные санкции за нарушения кассовой дисциплины, выявленные при проверке налоговой службой у хозяйствующего субъекта, работающего с наличностью.
Речь идет о вынесении хозяйствующему субъекту предупреждения (что нередко практикуется при первых нарушениях) или наложении денежного штрафа.
Применение фискальным органом той или иной меры воздействия зависит от величины допущенного нарушения.
Предупреждение
Так, мера ответственности в виде предупреждения выносится хозяйствующему субъекту только в тех случаях, когда у него отсутствует или некорректно эксплуатируется контрольно-кассовая техника.
Читайте также: Убытки на будущее: нюансы переноса в налоговом учете
Дополнительным условием для применения столь «лояльной» меры воздействия является отсутствие у субъекта предпринимательства иных серьезных нарушений на протяжении периода проверки.
Кроме того, организация-нарушитель может отделаться получением предупреждения, если её руководство своевременно направило налоговой службе соответствующее ходатайство с обещанием скорейшего устранения обнаруженных ошибок.
Какие штрафные санкции установлены — размеры штрафов для юридических лиц и ИП
Мера ответственности в виде начисления штрафа хозяйствующему субъекту осуществляется налоговой службой, если выявляются такие нарушения кассовой дисциплины, как превышение максимального ограничения по кассовому остатку или, например, некорректное оформление наличной выручки.
Суммы накладываемых штрафов предопределяются в этом случае организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта:
- Индивидуальному предпринимателю, допустившему нарушение установленного порядка кассовых операций, может быть начислен штраф в размере 4000-5000 рублей.
- На юридическое лицо, пренебрегающее нормами кассовой дисциплины, налагается штраф, величина которого может составлять уже 40000 – 50000 рублей.
- Сотрудник юридического лица (организации), отвечающий за кассовые операции и допустивший ошибку в данной сфере, например, кассир также может быть оштрафован на сумму, составляющую 4000-5000 рублей. Таким субъектом может являться, например, старший кассир, главный бухгалтер или, как вариант, руководитель организации.
Отсутствие контрольно-кассовой техники у индивидуального предпринимателя повлечет наложение на него штрафа в размере 25-50% наличной выручки, не проведенной по кассе (минимальный штраф – 10000 рублей).
Для юридических лиц подобный штраф составит уже 75-100% наличной выручки.
Если применяемый аппарат онлайн-кассы не соответствует актуальным требованиям действующего законодательства, индивидуальный предприниматель штрафуется на 1500-3000 рублей, а юридическое лицо – на 5000-10000 рублей.
Если покупателю (плательщику) не предоставляется надлежащий кассовый чек, индивидуальный предприниматель штрафуется на 2000 рублей, а организация – уже на 10000 рублей.
Срок исковой давности
За несоблюдение и нарушение норм (правил) кассовой дисциплины хозяйствующий субъект может быть оштрафован на протяжении 2 (двух) месяцев, отсчитываемых с момента допущения каждого подобного нарушения.
Такая оговорка о сроке давности четко предусматривается нормами действующего законодательства (КоАП РФ, статья 4.5).
Внутренний контроль
На проведение ревизий внутреннего характера уполномочены штатные сотрудники организации. Например, провести внезапную ревизию кассы вправе главный бухгалтер или руководитель организации.
Порядок проведения ревизии, как и перечень уполномоченных лиц, закрепите в учетной политике учреждения. Либо издайте отдельный приказ. Учтите, что внезапная ревизия кассы проводится группой лиц. То есть специально созданной комиссией.
Проверку кассовой дисциплины в организации следует проводить и при смене кассира (работника, ответственного за прием и выдачу наличных, оформление документов).
Внешний контроль
Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.
Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.
Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:
- Счетная палата;
- ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
- Министерство внутреннего финансового контроля;
- Министерство финансов;
- учредитель или профильное министерство и ведомство;
- органы прокуратуры и следственного комитета;
- иные представители госструктур.
Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.
При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:
- удостоверение контролера;
- распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
- план проведения ревизии;
- предмет проверки;
- сроки проведения контрольного мероприятия.
ВАЖНО!
Документы заверяют подписью и печатью руководителя ведомства. Если бумаг недостаточно или отсутствуют подписи или печати, потребуйте предоставить верную документацию. До этого не допускайте ревизора к проверке.
Как фиксируются нарушения
Выявленные ошибки, отклонения и проступки оформляют специальным актом. Иначе привлечь нарушителя к ответственности нельзя. Проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в акте про нарушения при проверке кассовых операций. К ним относят:
- наименование документа, дата составления, номер;
- наименование подконтрольной организации;
- члены комиссии (Ф.И.О., должности) — для внутренней проверки;
- должность, Ф.И.О. ревизора, наименование ведомства — для внешней формы контроля;
- кассир или иное материально-ответственное лицо (Ф.И.О., должность);
- перечень ценностей в кассе на начало проведения ревизии (это не только наличность, но и марки, ценные бумаги, бланки строгой отчетности);
- сумма наличных денег и стоимость прочих ценностей по учетным данным;
- последние номера приходных и расходных ордеров (при наличии);
- детальное отражение факта и содержания нарушения.
Как доказать неправомерность штрафа при обвинении в неоприходовании в кассу наличности?
Нередко налоговики проводят проверки кассовой дисциплины и обнаруживают нарушения порядка ведения кассовых операций, например, когда предприятие имеет обособленные структурные подразделения (магазины), но не ведет в них кассовые книги, как того требует обновленный в 2014 году порядок ведения кассовых операций, или когда производится систематическая выдача из кассы денег под отчет без соблюдения условия о полном погашении ранее полученных под отчет денежных средств. Результаты такой проверки зачастую оборачиваются обвинением (1) в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств и (2) неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности и соответствующими штрафными санкциями по статье 15.1 КоАП РФ. Но, всегда ли правомерны такие обвинения … и как можно попытаться доказать неправомерность административного штрафа в этом случае? — об этом расскажет генеральный директор ООО «Аудиторская Николай Некрасов.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно части 1 статьи 15.1 КоАП РФ административно наказуемым деянием признается нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся:
- в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
- в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Таким образом, законодателем четко определен перечень конкретных случаев (исходя из диспозиции нормы их всего четыре, поскольку список носит закрытый характер), когда нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций признается административным правонарушением, за которое предусмотрено административное наказание в виде штрафа для должностного лица в размере от 4 000 руб. до 5 000 руб., для юридического лица — от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Следовательно, совсем НЕ ЛЮБОЕ из всех возможных нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является административно наказуемым деянием. Это факт. Порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций регламентирован Указанием Центрального Банка РФ от 11.03.2014 года №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее по тексту – Указания №3210-У).
Разберем первый случай. Обществу вменяются в вину деяние, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежных средств в сумме …. тыс.руб., поскольку в обособленном подразделении организации не велась отдельная кассовая книга, но велась кассовая книга в центральном офисе компании. Однако, на наш взгляд, утверждение Инспекции о факте неоприходования Обществом (неполном оприходовании) в кассу Общества денежной наличности при таких обстоятельствах, на наш взгляд, не соответствуют положениям статьи 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 4.6 пункта 4 Указаний ЦБ РФ №3210-У обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа своей кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из указанной нормы следует, что каждое территориально обособленное подразделение Общества обязано вести свою отдельную кассовую книгу, и соответственно оформлять приходные и расходные кассовые ордера, документально подтверждающие каждый факт оприходования наличных денежных средств в кассу обособленного подразделения предприятия, а затем эти данные в установленном порядке передаются в головной офис предприятия, к котором оформляется сводная финансовая отчетность предприятия, содержащая данные обо всех фактах оприходования наличных денежных средств по предприятию в целом.
Инспекцией было установлено, что само Общество в своей кассе вело учет ВСЕХ наличных денежных средств, поступивших от покупателей, включая, в т.ч. и поступавших через обособленное подразделение Общества. Учет поступивших денежных средств велся Обществом в кассовой книге Общества в целом, однако не оформлялся в отдельной кассовой книге обособленного подразделения Общества. Это, конечно же, является нарушением установленного порядка ведения кассовых операций, регламентированных Указанием №3210-У. С этим никто и не спорит. Работники Общества просто не отреагировали на последнее изменение в 2014 году Правил ведения кассовых операций, хотя прошло уже почти два года. Это обстоятельство, конечно же, их не оправдывает, однако, по нашему мнению, такое нарушение порядка ведения кассовых операций не является административно-наказуемым деянием, поскольку оно не предусмотрено (не поименовано) в части 1 статьи 15.1. КоАП РФ.
Очевидно, что оприходование денежных средств, полученных обособленным подразделением Общества, (т.е. их учет) Обществом на самом деле производился, но в головной организации этого Общества, что не опровергается и самой Инспекцией.
Законодательством не установлено, что понимается под оприходованием денежных средств, а также, что понимается под неоприходованием денежных средств. Согласно словарю бухгалтерским терминов (см. Большой бухгалтерский словарь под ред. А.Н. Азрилияна), оприходование – это отражение в стоимостном выражении в активе (учете) соответствующих счетов, поступивших материальных ценностей, имущества. Соответственно под неоприходованием следует пониматься неотражение (сокрытие) в стоимостном выражении в активе (учете) соответствующих счетов, поступивших материальных ценностей, имущества.
Следовательно, в ходе проверки налоговым органом было выявлено, что Общество неправильно оприходовало в кассовую книгу денежную наличность, поступившую в обособленное подразделение предприятия, но при этом не было выявлено нарушения, что Общество вообще не оприходовало эту денежную наличность.
На наш взгляд это совершенно разные нарушения порядка ведения кассовых операций, а ответственность по ст.15.1 КоАП РФ предусмотрена не за все без исключения возможные нарушение порядка ведения кассовых операций, а лишь за те из них, которые прямо предусмотрены этой статьей.
Следовательно, в рассматриваемом случае в действиях Общества отсутствует состав правонарушения. Однако, необходимо отметить, что имеющаяся судебная практика на эту тему весьма разнообразна и порой решения судов при аналогичных обстоятельствах удовлетворяют требования налоговиков о наложении административного штрафа. Поэтому нельзя быть уверенным в том, что предлагаемую нами правовую позицию в Вашем случае суд поддержит.
Поэтому, рекомендуем, на всякий случай указывать, что если уважаемый суд сочтет наши доводы относительно отсутствия в деянии состава правонарушения неубедительными, тогда следует принять во внимание, что нарушение, совершенное Обществом является малозначительным (см. ст.2.9 КоАП РФ), поскольку в нем отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Кроме того, в настоящий момент данное нарушение Обществом устранено, а к тому времени, оно (нарушение) уже действительно должно быть Вами устранено. Возможно, Вам повезет и вы избежите штрафных санкций.
Разберем второй случай. Обществу вменяют в вину деяния, выразившиеся в систематической выдаче из кассы наличных денежных средств под отчет руководителю Общества без соблюдения условия полного погашения ранее полученных под отчет сумм наличных денежных средств. При этом подотчетное лицо, обязано было оформить и представить по ранее выданным под отчет суммам авансовые отчеты о расходах, связанных с осуществлением деятельности организации, с подтверждающими документами. Либо вернуть в кассу Общества неизрасходованные наличные деньги с их последующим оприходованием в кассе. Однако, неизрасходованные подотчетным лицом суммы денежной наличности систематически не были оприходованы в кассу, т.е. Инспекцией установлен факт неоприходования в кассу общества денежной наличности. Кроме того, неизрасходованные суммы наличных денежных средств, ранее выданных под отчет не были сданы в банк на расчетный счет общества, а находились в подотчете руководителя организации. Чем нарушен порядок хранения свободных денежных средств.
Из текста постановления о назначении административного наказания следует, что Инспекция совершенно четко определила и описала все нарушения порядка ведения кассовых операций, которые она выявила в проверяемом Обществе (структурируем их):
- Первое. Из кассы общества систематически выдавались денежные средства под отчет без соблюдения условия полного погашения ранее полученных под отчет сумм наличных денежных средств. И мы согласны с Инспекцией, что такое нарушение порядка ведения кассовых операций Обществом действительно допущено. Но … это нарушение порядка ведения кассовых операций не поименовано в части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
- Второе. При этом подотчетное лицо, в случае если оно не отчиталось по ранее выданным ему под отчет суммам, обязано было вернуть в кассу Общества неизрасходованные им наличные подотчетные деньги, а Общество должно было оприходовать эти денежные средства в кассе Общества с оформлением приходных кассовых ордеров и внесением записей в кассовую книгу общества. Однако, неизрасходованные подотчетным лицом (директором) суммы денежной наличности систематически не были оприходованы в кассу Общества.
А вот в этом мы не согласны с Инспекцией, поскольку на наш взгляд, нарушения порядка ведения кассовых операций в виде неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности в данной ситуации Обществом допущено не было, поскольку руководитель организации в кассу Общества неизрасходованные им денежные средства действительно не сдавал и в связи с этим, оприходовать денежные средства, которые в кассу Общества фактически не поступали, Общество никак не могло. Следовательно, нарушения порядка ведения кассовых операций в виде неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, а следовательно и нарушения порядок хранения свободных денежных средств в данном случае Обществом допущено не было.
По нашему мнению, только в случае, если бы подотчетное лицо действительно сдавало в кассу Общества неизрасходаванные им подотчетные суммы, а Общество их при этом бы не оприходовало в своей кассе, то лишь тогда имели бы место нарушения порядка ведения кассовых операций, поименованные в части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, выразившиеся в (1) неоприходовании (неполном оприходовании) денежных средств и (2) несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Фактически выданные Обществом подотчетному лицу денежные средства не могут являться свободными денежными средствами Общества (как их трактует Инспекция), поскольку они выданы из кассы Общества и находятся в распоряжении у подотчетного лица, а не у Общества, даже если они выданы ему в нарушение порядка ведения кассовых операций. Очевидно, что по денежным средствам, фактически выданным в подотчет, возникает задолженность подотчетного лица перед Обществом, но денег, выданных под отчет в кассе Общества в этот момент нет. Следовательно, нет и не может быть несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств в кассе предприятия.
В соответствии с Указаниями №3210-У (подпункт 6.3 пункта 6) установлено, что выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. Следовательно, в рассматриваемом случае, Обществом были нарушены положения именно подпункта 6.3 пункта 6 Указаний 3210-У, поскольку руководитель организации получал от Общества денежные средства под отчет, при этом, не отчитавшись за ранее полученную им под отчет сумму наличных денег.
Каким образом Общество могло нарушить порядок хранения свободных денежных средств в кассе (как полагает налоговый орган), если денежные средства, фактически выданные подотчетному лицу, фактически в кассе Общества не находятся? При этом факт выдачи денежных средств под отчет директору общества подтвержден расходными кассовыми ордерами, которые оформлены в полном соответствии с установленными правилами и сомнению со стороны Инспекции не подвергаются. А доказательств, подтверждающих факт наличия в кассе предприятия денежных средств, выданных под отчет, налоговым органом не представлено.
Как, по мнению налогового органа, Общество могло бы оприходовать в свою кассу денежные средства, которые фактически в кассу от подотчетного лица не поступали, даже если подотчетное лицо нарушало установленный порядок, не возвращая предприятию неизрасходованные им подотчетные денежные средства? Доказательств, подтверждающих факты возврата подотчетным лицом в кассу предприятия неизрасходованных им подотчетных денежных средств налоговым органом не представлено.
За нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет административная ответственность в настоящее время КоАП РФ не предусмотрена. Аналогичную позицию высказал и Верховный суд РФ в своем постановлении от 30.09.2015 года по делу № 307-АД15-11670. Следовательно, в рассматриваемом случае в действиях ООО «Энотека» отсутствует состав правонарушения.
Однако, на случай, если суд сочтет эти доводы относительно отсутствия в деянии состава правонарушения неубедительными, тогда рекомендуем просить суд принять во внимание, что нарушение, совершенное Обществом является малозначительным (см. ст.2.9 КоАП РФ), поскольку в нем отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, и это не привело к серьезным негативным последствиям. Кроме того, к тому времени данное нарушение Обществом должно быть уже устранено.
Ближайшие бесплатные вебинары
- 23.08.2021
Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность - 25.08.2021
Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности - 26.08.2021
Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание