Списание конкретного объекта нематериальных активов (НМА) обязательно производится, если он не способен более приносить пользу (экономическую выгоду) правообладателю или просто выбывает с предприятия по тем или иным основаниям.
Данное требование однозначно устанавливается ПБУ-14/2007. Оно прописано в пункте 34 этого нормативного документа.
Типичные способы (причины) выбытия объектов НМА также регламентируются вышеупомянутым стандартом ПБУ.
Следует иметь виду, что процедуры списания таких активов осуществляются в установленном порядке, подлежат документальному оформлению, а также адекватному отражению в бухгалтерском и, конечно же, налоговом учете.
Кроме того, совершая необходимые учетные действия по факту выбытия НМА, не следует забывать и об амортизации соответствующих объектов. Все эти аспекты необходимо рассмотреть более детально.
- Почему выбывают НМА из организации?
- Способы
- Документальное оформление
- Как оформляется акт приема-передачи?
- Список возможных проводок, которые можно составить при учете нематериальных активов
- Бухгалтерский учет и проводки
- Непригодность
- Реализация
- Передача вкладом или долей
- Проводки по продажа HMA
- Налоговый учет
- Амортизация
- Настройка программы
Почему выбывают НМА из организации?
Если у объекта нематериальных активов завершился регламентированный период эксплуатации, а он не выбывает и по-прежнему приносит фактическую пользу (экономическую выгоду) организации-правообладателю, необходимость в его списании отсутствует.
Иными словами, наличие на хозяйственном балансе предприятия НМА с остаточной стоимостью, равной нулю, считается нормальной ситуацией.
Аналогичный принцип, как известно, действует и для основных средств, также относящихся к внеоборотным активам компании.
Таким образом, нулевая остаточная стоимость у нематериальных активов не является обязательным основанием для безусловного списания таких активов в бухучете.
Стандартом ПБУ-14/2007, однако, предусматриваются типичные обстоятельства, обуславливающие выбытие НМА, их надлежащее списание.
Способы
Надо отметить, что перечень возможных способов выбытия нематериальных активов с хозяйственного учета является открытым.
Стандарт ПБУ-14/2007 предполагает следующие допустимые варианты:
- Инвентаризация (проверка, ревизия) обнаружила недостачу НМА, что обуславливает необходимость надлежащего списания недостающих объектов.
- Соответствующий актив вносится в качестве вклада по соглашению о совместной деятельности.
- Актив передается сторонним субъектам по соглашению о дарении (дарственной).
- Актив передается сторонним субъектам по договору обмена (соглашение о мене).
- Актив передается как вклад в уставный капитал иной компании.
- Объект перестал эксплуатироваться по причине морального износа.
- Исключительное право переходит к иным субъектам без оформления какого-либо соглашения (к примеру, наложение взыскания на нематериальный имущественный объект, стандартное правопреемство собственности).
- В отношении средства индивидуализации или продукта интеллектуальной деятельности производится отчуждение исключительного права по соответствующему соглашению, что обуславливает передачу такого права стороннему субъекту.
- Для средства индивидуализации или иного продукта интеллектуальной деятельности завершился период действия соответствующего права, законно предоставленного предприятию.
- Иные легальные основания.
Документальное оформление
Если нематериальный актив списывается, данный факт не просто отражается в бухучете предприятия.
Он обязательно оформляется соответствующими документами.
Прежде всего, издается распорядительный акт руководства организации – приказ.
Помимо этого, составляется специальная бумага, официально удостоверяющая факт списания данного актива.
Речь идет о так называемом акте на списание, в котором четко указывается, почему НМА выбывает с предприятия.
Акт на списание является документальным основанием для последующего внесения в карточку НМА-1 соответствующих записей, свидетельствующих о выбытии конкретного объекта.
Отметка списания вносится специалистами бухгалтерского подразделения.
Продажа нематериальных активов оформляется на предприятии следующими документами:
- карточка учета для конкретного объекта НМА, в которой обозначается причина его выбытия;
- акт, документирующий факт выбытия нематериального актива;
- счет-фактура реализованного актива;
- соглашение об отчуждении актива.
Если НМА передается предприятием-правообладателем в уставный фонд иной организации, данная процедура документируется следующими бумагами:
- карточка учета;
- акт выбытия;
- решение сообщества учредителей;
- соглашение со стоимостной оценкой нематериального актива.
Если НМА передается стороннему субъекту безвозмездно, предприятием составляются и заполняются следующие бумаги:
Читайте также: Простая памятка для корректного забалансового учета
- вносится соответствующая отметка в учетную карточку;
- счет-фактура бесплатного актива;
- акт выбытия;
- соглашение о дарении;
- документальное подтверждение принятия.
Как оформляется акт приема-передачи?
Если нематериальный актив реализуется (продается), составляется соглашение купли-продажи. Если НМА безвозмездно передается стороннему субъекту, оформляется соглашение дарения.
В обоих случаях происходит выбытие актива.
Данный факт зачастую подтверждается заполнением акта приема-передачи, в котором должны присутствовать следующие обязательные реквизиты:
- наименование организации;
- дата составления;
- кто передал (предприятие, подразделение);
- кто получил (предприятие, подразделение);
- проводка бухучета (дебет/кредит);
- первичная стоимость объекта;
- регламентированный период эксплуатации НМА;
- амортизационная норма для нематериального актива;
- наименование и краткое описание НМА;
- ссылка на правоустанавливающую бумагу;
- подписи, согласования.
Список возможных проводок, которые можно составить при учете нематериальных активов
Счет ДтСчет КтСумма проводки, руб.Описание проводкиДокумент-основаниеПокупка нематериального актива60 (76)51109 000,00По безналичной форме оплачена стоимость программного обеспечения (патента, лицензии)Платежное поручение60 (76)5115 000,00Оплачены услуги программиста, который обеспечил подключение с последующей настройкой ранее купленного программного обеспечения (для патента и лицензии – оплата госпошлины)Платежное поручение0860 (76)109 000,00В первоначальную стоимость программного обеспечения включены затраты на его приобретение – покупкаПриходная накладная, бухгалтерская справка0860 (76)12 711,86В первоначальную стоимость программного обеспечения включены затраты на его установку и настройку (без НДС)Акт выполненных работ, бухгалтерская справка1960 (76)2 288,14Получен налоговый кредит, который не включается в первоначальную стоимость нематериального активаСчет входящий0408121 711,86Купленное программное обеспечение (нематериальный актив) введен в эксплуатацию, то есть объект принят к учету109000 + 12711,86 = 121711,86 руб.Карточка учета нематериальных активов – 1Создание нематериального актива· может быть связано с выполнением конкретного задания, которое ставит работодатель перед своими сотрудниками;· заключение договора на создание.087030 000Начислена зарплата работникам, которые занимаются разработкой промышленного образцаВедомость начисления заработной платы08697 800На зарплату сотрудников начислен ЕСНСвод отчислений в страховые фонды081015 000Стоимость материальных затрат включена в первоначальную стоимость промышленного образцаАкты списания60 (76)512 500Оплачена стоимость госпошлиныПлатежное поручение60 (76)511 550Оплачен сбор за проведение экспертизыПлатежное поручение0860 (76)2 500Учтена стоимость госпошлиныБухгалтерская справка0860 (76)1 550Учтена стоимость сбора за проведение экспертизыБухгалтерская справка040856 850Промышленный образец принят к учету30000 + 7800 + 15000 + 2500 +1550 = = 56850 руб.Карточка учета нематериальных активов – 1* Интересно, что в налоговом учете затраты связанные с уплатой налогов не учитываются в качестве затрат при создании нематериального активаВнесение нематериального актива в уставной капитал0875150 000Поступление нематериальных активов в качестве вклада в уставной капиталУчредительные документы и бухгалтерская справка0108-5150 000Принятие к учету нематериальных активов, которые были внесены в уставной капиталКарточка учета нематериальных активов – 1Начисление амортизационных отчислений20 (44)044 500На нематериальный актив начислены ежемесячные амортизационные отчисленияАмортизационная ведомость20 (44)054 500На нематериальный актив начислены ежемесячные амортизационные отчисления. При использовании счета 05.Амортизационная ведомостьПереоценка нематериального актива048345 000Увеличена остаточная стоимость нематериального активаРешения комиссии, бухгалтерская справка83055 850На основании проведенной дооценки увеличен размер амортизационных отчисленийБухгалтерская справка91-20425 000Уценена (уменьшена) остаточная стоимость нематериального активаРешения комиссии, бухгалтерская справка0591-17 800Уменьшен размер амортизационных отчислений по нематериальному объектуБухгалтерская справкаСписание нематериального актива050445 600Списана сумма амортизационных отчисленийАкт списания, карточка учета нематериальных активов – 191-2047 500Списана остаточная стоимость нематериального активаАкт списания, карточка учета нематериальных активов – 1
Бухгалтерский учет и проводки
Как уже говорилось ранее, выбытие нематериального актива с предприятия обуславливается разными причинами.
Следовательно, основание для выбытия НМА предопределяет специфику учета соответствующей процедуры. Учет выбытия осуществляется по 91-счету, а точнее – по субсчету 91/4.
На дебете 91/4 фиксируются остаточная стоимость выбывающего объекта, затраты выбытия, а также НДС-суммы. По кредиту 91/4 отражаются реализационная выручка, а также иные доходы, обусловленные выбытием объекта.
Сальдо 91/4 может быть кредитовое (полученный доход, заработанная прибыль) или дебетовое (понесенные затраты, зафиксированный убыток).
Сальдо 91/4 переносится на 91/9 («Сальдо иных доходов и затрат»), а затем переносится на 99 (иначе говоря, на счет прибылей и убытков).
Непригодность
Если НМА списываются (выбывают) с предприятия по причине дальнейшей непригодности, составляются следующие корреспонденции:
Операция Дебет Кредит Амортизация накопленная выводится 05 04 Стоимость остаточная выявляется 91/4 04 Фиксация убытка 91/9 91/4 99 91/9
Реализация
Списание НМА при его реализации (продаже) сопровождается оформлением следующих проводок:
Операция Дебет Кредит Амортизация накопленная устанавливается 05-счет 04-счет Стоимость остаточная выявляется 91/4-счет 04-счет Сбытовые затраты учитываются 91/4-счет 44,70 НДС-сумма по реализации отражается 91/4 68 Реализационная выручка (начисленная/поступившая) отражается 62,76,51 91/4-счет Фиксация прибыли (если есть) 91/4-счет 91/9-счет 91/9-счет 99-счет Фиксация убытка (если есть) 91/9-счет 91/4-счет 99-счет 91/9-счет
Передача вкладом или долей
Если НМА передается вкладом (частью) в уставный фонд или долей по соглашению совместной деятельности, составляются такие корреспонденции:
Операция Дебет Кредит Амортизация накопленная устанавливается 05 04 Стоимость остаточная устанавливается 91/4 04 Затраты на передаточные процедуры учитываются 91/4 76,23,прочие Договорная стоимость вклада отражается 58 91/4 Доходы списываются 91/4 91/9 Прибыль фиксируется 91/9 99 Затраты переносятся 91/9 91/4 Убыток фиксируется 99 91/9
О бухгалтерском учете при движении нематериальных активов читайте здесь.
Проводки по продажа HMA
Продажа нематериальных активов означает, что предприятие передаёт своё исключительное право над объектом, согласно договору, другому юридическому или физическому лицу. Когда идёт списание НМА, в карточке должна стоять отметка НМА-1.
Также должна быть списана амортизация и тогда уже высчитывается цена объекта на счёте 04. В дебете счёта 91 фиксируются все расходы на создание НМА, а кредит отображает продажную цену, которая вычисляется покупателем и продавцом. После на счёте 91 отображается убыток или прибыль. Если НМА не имеет освобождения от НДС, то нужно не забывать вносить НДС в состав расходов.
ДебетКредитСуммаОперацияДокумент04.01Без НДССписание амортизацииАкт на списание91.0204.01Без НДССписание стоимости НМААкт на списание91.0268.02С НДССумма НДС от продажной стоимости НМАНакладная62.0191.01Без НДСПродажная стоимость НМАНакладная62.01Без НДСПолученная отплата за НМАБанковская выписка, платежный документ, расходный кассовый ордер.91.0299.09Без НДСПрибыльПлатежки и квитанции
Налоговый учет
Специфика налогового учета зависит от того, какой именно объект выбывает – амортизируемый актив или, как вариант, неамортизируемый.
Для целей налогообложения амортизируемость НМА предопределяется его первичной стоимостью.
Этим обстоятельством налоговый учет данного аспекта существенно отличается от бухучета.
Если первичная стоимость НМА составляет меньше ста тысяч рублей, такой объект не считается амортизируемым для налогового учета.
Затраты на покупку данного актива изначально учитываются в иных расходах организации, обусловленных производством и сбытом.
Если НМА – объект амортизируемый, ситуация с налоговым учетом несколько усложняется.
Когда списывается нематериальный актив из-за прекращения его эксплуатации по причине морального износа, затраты списания и амортизация, еще подлежащая начислению, фиксируются как внереализационные издержки.
Реализация/обмен амортизируемого НМА обуславливает уменьшение реализационного дохода (продажной выручки) на остаточную стоимость выбывающих объектов и реализационные издержки.
Налогообложение прибыли в этом случае осуществляется по типичной схеме. Убыток подлежит равномерному включению в иные затраты изготовления/сбыта на протяжении оставшегося периода эксплуатации объекта.
Амортизация
Определение, отражение амортизации НМА регламентируется действующими стандартами ПБУ-14/2007. Что касается процедур выбытия, они отражаются по 04-счету.
Если для выбывающих активов амортизация фиксировалась в бухучете посредством накопления начисляемых величин по 05-счету, то перенесение (списание) стоимости данных объектов должно сопровождаться списанием накопленной амортизации.
Для выбывающего (списываемого) объекта списание аккумулированной амортизации выполняется на 04-счет.
Таким образом, когда НМА списывается, его стоимостная оценка, отражаемая по 04-счету, сокращается на величину начисленной амортизации.
Настройка программы
В программе 1С Бухгалтерия предприятия 3.0 необходимо произвести следующую настройку, чтобы была возможность проводить операции с ОС и НМА. Если в конфигурации данной настройки нет то пользователю необходимо зайти в пункт меню “Главное” и выбрать “Функциональность”, после чего перейти на вкладку “ОС и НМА” и активировать следующие пункты.