Переоценка имущества: учет и налогообложение результатов

Формирование состава основных средств организации

Нормативное регулирование переоценки основных средств

Методы переоценки, документальное оформление

Отражение результатов переоценки в бухгалтерском и налоговом учете

Взаимодействие с оценщиком: составление договора на оценку, требования к заключению об оценке

Читайте также:  Если была начислена премия — бухгалтерские проводки

Производные итогов переоценки: прочие доходы и расходы, добавочный капитал

Проводить ли переоценку основных средств, каждая организация решает самостоятельно. При этом нужно представлять, в каких случаях проведение переоценки необходимо, как ее итоги изменят структуру бухгалтерского баланса, какие налоговые последствия будут после пересчета стоимости основных средств. О том, как правильно провести эту непростую процедуру, соблюдая все нюансы законодательства, мы и поговорим.

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: каковы предельные сроки проведения переоценки основных средств?

Переоценка основных средств проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Результаты проведенной переоценки учитываются при формировании данных Бухгалтерского баланса за этот год. Об этом сказано в пункте 15 ПБУ 6/01 и пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Годовой бухгалтерский баланс должен быть утвержден в зависимости от организационно-правовой формы, в частности:

– общим собранием акционеров (АО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);

– общим собранием участников (ООО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Таким образом, возможные сроки проведения переоценки основных средств – это период с 31 декабря отчетного года до утверждения годового баланса на общем собрании акционеров (участников) следующего за ним года.

Ситуация: как определить группы однородных объектов основных средств для целей проведения переоценки?

Переоценку основных средств организация может провести только по группам однородных объектов (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако группы однородных объектов основных средств законодательством не установлены. В пункте 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведены в качестве примера три группы однородных объектов основных средств:

  • здания;
  • сооружения;
  • транспортные средства.

Поэтому остальные группы однородных объектов организация должна установить самостоятельно, прописав эти положения в учетной политике для целей бухучета. Например, следуя пункту 3 Методический указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, можно установить следующие группы однородных основных средств:

  • передаточные устройства;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника (оргтехника);
  • инструмент;
  • производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • многолетние насаждения;
  • внутрихозяйственные дороги.

Что можно переоценить во внеоборотных активах?

Последняя редакция (от 06.04.2015 г.) полной формы бухбаланса, утвержденной приказом от 02.07.2010 № 66н, внеоборотные активы подразделяет на 9 строк, которые, по существу, содержат данные по 5 видам активов:

  • ОС (сюда входят строки по ОС, доходным вложениям, материальным поисковым активам).
  • НМА (это строки по НМА, НИОКР, нематериальным поисковым активам).
  • Незавершенные вложения в ОС и НМА (данные по ним в балансе либо распределяют между строками ОС и НМА, либо выделяют в строку прочих активов).
  • Долгосрочные (на период более года) финвложения.
  • ОНА.

Подробнее о составе внеоборотных активов в бухбалансе читайте в статье «Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)».

Из них переоценка обязательна для финвложений, в отношении которых действует установленный порядок определения их текущей рыночной стоимости (п. 20 ПБУ 19/02, утвержденного приказом МФ РФ от 10.12.2002 № 126н). В составе внеоборотных активов это могут быть долгосрочные ценные бумаги. Однако СМП вправе их не переоценивать (п. 19 ПБУ 19/02).

Читайте также:  Оприходование металлолома от списания основных средств: особенности учета и примеры проводок

Возможной является переоценка:

  • Выделенных для этого групп ОС (п. 14, п. 15 ПБУ 06/1, утвержденного приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н).
  • Выделенных для этого групп НМА, имеющих хождение на активном их рынке (п. 16, 17 ПБУ 14/2007, утвержденного приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н).

Незавершенные вложения в ОС и НМА не переоценивают (письма МФ РФ 10.11.2005 № 07-05-06/295, от 02.10.2007 № 02-14-10а/2480).

ОНА не подлежат переоценке, исходя из их природы. Они представляют собой временные разницы, образующиеся при несовпадении данных бухгалтерского и налогового учета, в частности, при формировании первоначальной стоимости ОС, НМА и финвложений. Проведение переоценки ОС, НМА и финвложений возможно только применительно к бухгалтерской стоимости этих активов, а для целей налогообложения ее не учитывают (подп. 24 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 257, п. 46 ст. 270 НК РФ, письмо МФ РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/659). Поэтому разницы, дополнительно возникающие между бухгалтерской и налоговой стоимостью за счет переоценки, будут постоянными и учтутся на счете 99. Счета 09, предназначенного для ОНА, эти начисления не коснутся.

Регулярность переоценок

Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: должна ли организация ежегодно проводить переоценку основных средств? Ранее основные средства уже подвергались переоценке.

Ответ: нет, не должна.

Переоценив группу однородных объектов основных средств, организация должна делать это регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако в законодательстве не сказано, как часто нужно проводить переоценку, чтобы она считалась регулярной. В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано только, что организация не должна переоценивать основные средства чаще одного раза в год.

В такой ситуации организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Например, в учетной политике для целей бухучета можно указать, что переоценка по основным средствам будет проводиться ежегодно или с регулярностью каждые два (три и т. д.) года.

Внимание: нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

При нерегулярном проведении переоценок на счете 01 (03) будет отражаться недостоверная информация о стоимости основных средств, ранее подвергшихся переоценке. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если организация один раз пропустила срок, установленный в учетной политике для целей бухучета для проведения переоценки, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если два раза подряд и больше – размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Кроме того, за нерегулярное проведение последующих переоценок основных средств (за нарушение правил ведения бухучета) по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ). Однако наказание последует только в том случае, если нерегулярность проведения переоценки основных средств приведет к искажению показателей бухгалтерской отчетности или сумм налогов не менее чем на 10 процентов.

Переоценка основных средств и налоги

Изменение стоимости активов хозяйствующих субъектов, учет которых является одной из задач современного бухгалтерского учета, обусловлено инфляционными процессами и другими атрибутами рыночной экономики. Методы проведения оценки имущества, исследование теоретических и прикладных проблем, связанных с оценкой бизнеса в целом, занимают в настоящее время одно из центральных мест не только в бухгалтерском учете, но и в оценочной деятельности. Однако в отличие от оценки бизнеса данные проблемы в бухгалтерском учете необходимо рассматривать в комплексе с проблемами отражения операций по переоценке на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Основной целью переоценки основных средств в учете является определение их восстановительной стоимости, обусловленной необходимостью формирования источника воспроизводства основных средств, исходя из потребностей и уровня цен на подобные объекты применительно к условиям рынка на данный момент времени, достоверностью определения показателей себестоимости, прибыли и коэффициентов, характеризующих эффективность использования основных средств.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) коммерческая организация может не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года) производить переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При изменении первоначальной стоимости основных средств в результате их дооценки увеличиваются суммы накопленной амортизации и амортизационных отчислений в последующих отчетных периодах. При принятии решения о переоценке основных средств организации следует учитывать, что в последующем они должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Результаты переоценки учитываются при формировании показателей бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Читайте также:  Может ли ИП на УСН учесть расходы, оплаченные им как физлицом?

В российской практике до 2002 г. текущая (восстановительная) стоимость (с учетом переоценки) основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения принималась одинаковой.

С введением гл. 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ установлены разные правила включения сумм переоценки в стоимость основных средств для целей налогообложения в зависимости от даты проведения переоценки (ст. 257 «Порядок определения стоимости амортизируемого имущества»):

1) сумма переоценки основных средств, осуществленной по решению налогоплательщика по состоянию на 01.01.2002 и отраженной в бухгалтерском учете налогоплательщиком после 01.01.2002, принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30% от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2001. При этом величина переоценки по состоянию на 01.01.2002, отраженной налогоплательщиком в 2002 г., не признается его доходом (расходом) для целей налогообложения. В аналогичном порядке принимается соответствующая переоценка сумм амортизации;

2) суммы переоценок объектов основных средств, проведенных в последующих отчетных (налоговых) периодах, не признаются доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимаются при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и начислении амортизации.

Весомой причиной отказа многих экономических субъектов от проведения переоценки является то обстоятельство, что результаты переоценки не учитываются в целях налогообложения прибыли. При отражении результатов переоценки возникают разницы в бухгалтерском и налоговом учете, методика учета которых является довольно сложным и трудоемким процессом, требующим значительных затрат рабочего времени бухгалтеров, а также определенного уровня профессиональных знаний. Возникающие разницы отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В случае превышения фактических расходов по данным бухгалтерского учета над расходами, признанными в налоговом учете, по которым предусмотрены ограничения, возникают постоянные разницы и постоянное налоговое обязательство.

Сумма постоянного налогового обязательства определяется как произведение постоянной разницы и ставки налога на прибыль (24%). В бухгалтерском учете постоянное налоговое обязательство отражается следующими записями:

Дебет 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Постоянное налоговое обязательство»

Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам».

Опыт последних лет показал, что переоценка может быть весьма эффективным инструментом решения целого ряда вопросов, а именно:

— учета интересов акционеров (участников) хозяйственных обществ и самих обществ как субъектов экономических отношений;

— формирования увеличенных уставных капиталов;

— учета интересов хозяйствующих субъектов в условиях государственного регулирования отдельных видов цен и тарифов.

Интересы предприятий (как хозяйствующих субъектов) и интересы акционеров (участников), в основном, не совпадают. Акционеры (участники) заинтересованы в максимально возможной величине дивидендов, тогда как предприятие заинтересовано в максимальной величине оборотных средств и средств, направляемых на модернизацию производства и на оплату труда, причем общие экономические показатели деятельности предприятий определяются по данным бухгалтерского учета.

В условиях, когда налоговый и бухгалтерский учет амортизации ОС (в силу положений ст. 257 НК РФ) не совпадают, акционеры могут получить относительно больший размер дивидендов при сближении налоговой и бухгалтерской стоимости основных средств, но сами предприятия могут оказаться финансово «обескровленными». Именно за счет переоценки удается найти сбалансированное решение, удовлетворяющее интересы акционеров (участников) и предприятий как хозяйствующих субъектов.

Переоценка основных средств в российском учете производится с учетом начисленной на дату переоценки амортизации, т.е. переоцениваются как суммы, учтенные на счете 01 «Основные средства», так и суммы, учтенные на счете 02 «Амортизация основных средств». В результате переоценки фактически переоценивается остаточная стоимость основных средств, которая может быть дооценена (увеличена) или уценена (уменьшена) по сравнению с оценкой на дату переоценки.

Результаты переоценки основных средств по российским правилам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от того, проводилась ли ранее переоценка объекта основного средства или эта переоценка производится впервые.

Так, если проводится первая переоценка, в результате которой производится дооценка объекта основного средства или увеличение его стоимости, то сумма дооценки отражается по дебету счета 01 «Основные средства» кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Доначисление сумм амортизации по объекту переоценки оформляется бухгалтерской записью: дебет счета 83 «Добавочный капитал» кредит счета 02 «Амортизация основных средств». В результате прирост стоимости основных средств от переоценки отражается как сальдо одноименного субсчета, открываемого при этом к счету 83 «Добавочный капитал». Если результатом первой переоценки является уценка объектов основных средств, то сумма уценки показывается по корреспонденции: дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» кредит счета 01 «Основные средства» с одновременной корректировкой сумм начисленной амортизации по кредиту этого счета и по дебету счета 02 «Амортизация основных средств».

Отражение результатов последующих переоценок зависит от того, как была отражена ранее произведенная переоценка. Например, если в результате второй переоценки стоимость объектов основных средств увеличивается, как и при первой переоценке, то эти операции отражаются на увеличении добавочного капитала с одновременным оформлением записей по доначислению сумм амортизации по переоцененным объектам основных средств. Если в результате второй переоценки произведена уценка, то оформляются следующие проводки:

1) Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» К-т сч. 01″Основные средства» — на сумму уценки в пределах предыдущей дооценки основных средств;

2) Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 01 «Основные средства» — на сумму превышения последующей уценки над предыдущей уценкой.

В случае если в результате второй переоценки вновь производится уценка основных средств, то ее результаты также списываются, как и в первом случае, в дебет счета 84 в корреспонденции со счетом 01 — на сумму уценки с одновременной корректировкой суммы амортизации по кредиту указанного счета и дебету счета 02. Если в результате второй переоценки происходит увеличение стоимости объекта переоценки, то вначале производится списание сумм, отраженных ранее на счете 84, затем на счете 83 показывается превышение последующей дооценки над суммой предыдущей уценкой как увеличение добавочного капитала.

Порядок отражения в учете последующих переоценок (третьей, четвертой и т.д.) производится таким же образом в зависимости от отражения на счетах бухгалтерского учета сумм ранее произведенных переоценок.

Читайте также:  Как оформить покупку материалов для хозяйственных нужд (с доставкой)?

Таким образом, в российском учете возможны два варианта отражения на счетах бухгалтерского учета результатов переоценки основных средств: на счете добавочного капитала и на счете нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Анализ приведенных бухгалтерских проводок по оформлению результатов переоценки позволяет сделать вывод о том, что на счете 83 «Добавочный капитал» эти результаты отражаются в следующих случаях:

1) при дооценке основных средств по результатам первой переоценки;

2) при дооценке основных средств по результатам последующей переоценки, но при условии, что предыдущая уценка объектов основных средств не отражалась на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

3) при уценке основных средств, но при условии, что в предыдущем отчетном периоде был сформирован добавочный капитал за счет дооценки основных средств.

Результаты переоценки отражаются на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

1) если основные средства уценены при проведенной первой переоценке объектов основных средств;

2) если основные средства уценены, но по результатам предыдущих переоценок не сформирован добавочный капитал за счет дооценки объектов основных средств;

3) если основные средства дооценены, но по результатам предыдущих переоценок была произведена уценка объектов основных средств, которая отражена на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Налоговые последствия переоценки

Напрямую переоценка влияет только на налог на имущество. Напомним, что Налоговый кодекс для этого налога признает показатели бухгалтерского учета. Согласно ст. 374 Налогового кодекса для российских организаций объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Под порядком ведения понимается ПБУ 6/01.

Пунктом 15 ПБУ 6/01 установлено, что коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Отдельно следует отметить, что результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно, не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего расчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

В Налоговом кодексе п. 4 ст. 376 установлено, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Данная норма Налогового кодекса породила ряд коллизий:

1) если предприятие произвело переоценку основных средств, то результаты переоценки «не видны» в годовой отчетности, т.е. бухгалтерская отчетность (за налоговый период) как единственный источник сведений для контроля начисления налога на имущество не может содержать результатов переоценки;

2) если же следовать нормам уже упомянутой ст. 376 в ее взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 Налогового кодекса, то при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом).

Таким образом, прямое прочтение норм гл. 30 Налогового кодекса обязывает предприятие для целей исчисления налоговой базы за истекший налоговый период применять показатели, которые войдут в учет только в следующем периоде. Именно так трактует ситуацию Минфин России в своем Письме от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69.

Однако, на наш взгляд, это положение более чем спорно. Как мы уже указали, переоценки производились и раньше. Правительством был принят порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество предприятий, согласно которому результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января налогового периода по данному налогу не учитывались при исчислении налога на имущество предприятий за предыдущий налоговый период. Интересно, что Минфин в уже упомянутом Письме от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69 утверждает, что правила учета переоценки, регулировавшиеся, в частности, Постановлениями Правительства РФ от 25.11.1995 N 1148 «О переоценке основных фондов» (п. 7), от 07.12.1996 N 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» (п. 5), применялись до признания утратившим силу Закона «О налоге на имущество предприятий». Однако это утверждение ничем не подкреплено. Все эти Постановления считаются действующими в полном объеме и сейчас.

Больше того, в иных разъяснениях, касающихся налогообложения имущества (основных средств, прошедших переоценку), Минфин придерживается прямо противоположной точки зрения (см., например, Письмо от 19.05.2004 N 04-05-06/57).

Отдельную позицию занимают кредитные организации. Напомним, что правила бухгалтерского учета для них устанавливает ЦБ РФ. В частности, Приложением N 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П предусмотрено, что результаты переоценки основных средств на 1 января отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете оборотами за январь. При невозможности отражения в этот срок в силу определенных причин крайний срок для отражения переоценки — последний рабочий день марта отчетного года. При этом начисление амортизации с 1 января отчетного года должно производиться исходя из восстановительной стоимости объектов основных средств с учетом произведенной переоценки (п. 2.8.5).

Это означает, что банки, проведшие переоценку своих основных средств, в отличие от хозяйственных обществ, включают результаты переоценки в обороты следующего года и избавлены от необходимости уплачивать налог на имущество за истекший налоговый период с учетом переоценки.

Все это вместе взятое показывает, что формулировки гл. 30 Налогового кодекса содержат элементы неопределенности. И сам Минфин в упомянутом выше Письме от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69 с этим, по сути, соглашается. Специалисты отмечают, учитывая, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов ОС подлежат отражению в бухучете обособленно и не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего расчетного года, но принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года, вопрос об уточнении порядка определения среднегодовой стоимости имущества заслуживает внимания и требует законодательного урегулирования.

Стоит отметить, что пунктом 46 ст. 1 Федерального закона N 216-ФЗ в п. 4 ст. 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) внесены изменения, согласно которым среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Предусмотренный п. 4 ст. 376 Кодекса новый порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества установлен для определения налоговой базы за налоговый период.

Положения п. 46 ст. 1 Федерального закона N 216-ФЗ, опубликованного в «Российской газете» 01.08.2007, вступают в силу с 1 января 2008 г. и, следовательно, распространяются на следующий за 2007 г. налоговый период, т.е. на 2008 г. и последующие налоговые периоды.

В заключение сделаем несколько выводов:

1. Действующее законодательство содержит неопределенность, касающуюся результатов учета переоценки основных средств для целей исчисления налога на имущество. С 01.01.08г. данная неопределенность в законодательстве устранена.

2. Налогоплательщики (хозяйствующие субъекты, кредитные организации и бюджетные организации) фактически поставлены в неравные условия по налогообложению налогом на имущество по результатам переоценки.

3. В результате переоценки образуются разницы между показателями бухгалтерского и налогового учета. Возникающие разницы отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Эти разницы должны быть учтены как постоянные с формированием ПНО или ПНА.

Автор Аудитор отдела общего аудита и консалтинга ООО «Аудит МСК»

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
  • 26.08.2021
    Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание

Документальное оформление решения о переоценке

Решение о проведение переоценки основных средств оформляется приказом руководителя организации, в котором следует указать:

  • сотрудников, которые будут участвовать в переоценке;
  • группы однородных объектов основных средств, подлежащих переоценке.

На основании приказа бухгалтер должен подготовить перечень объектов, входящих в группу однородных основных средств (предварительно проверив их наличие). В перечне рекомендуется указать следующую информацию по каждому объекту основных средств:

  • точное название;
  • дату приобретения (сооружения);
  • дату принятия к учету.

Такой порядок установлен в пункте 45 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

При переоценке по каждому однородному объекту основных средств проводится:

  • расчет восстановительной стоимости;
  • пересчет суммы начисленной амортизации;
  • расчет общей суммы уценки (дооценки).

Об этом сказано в пункте 46 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Порядок проведения переоценки

Для проведения переоценки руководитель организации издает соответствующий приказ.

Для пересмотра стоимости объектов ОС необходимо, как минимум, проверить наличие этих объектов в действительности. Если ОС ранее не переоценивалось, пересчет стоимости производится на основании текущей стоимости. Для переоцененных ранее ОС берется восстановительная стоимость. Пересчитывается как первоначальная стоимость объекта, так и сумма амортизации.

Существуют два способа переоценки стоимости ОС:

  • прямой перерасчет;
  • индексация.

Для того чтобы результаты переоценки имели юридическую силу, предприятие для переоценки должно воспользоваться услугами профессиональных компаний-оценщиков.

Метод прямого пересчета

При методе прямого пересчета нужно определить рыночную стоимость основного средства по состоянию на 31 декабря. Для этого по выбору организации могут быть использованы:

Читайте также:  Как учитывать расходы на корпоративные мероприятия

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные от изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся в статистическом управлении, торговых инспекциях и т. д.;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ (газетах, журналах и т. п.) и специальной литературе;
  • оценка БТИ;
  • оценка независимого эксперта.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: как при переоценке рассчитать восстановительную стоимость основного средства, используя метод индексации?

Использование метода индексации предполагает корректировку стоимости основных средств на специальные индексы, учитывающие уровень инфляции. До 2001 года эти индексы для каждого региона России разрабатывал Госкомстат России. С 1 января 2001 года Госкомстат России прекратил их расчет. Однако в случае необходимости эти индексы могут быть разработаны НИИ Госкомстата России на коммерческой основе. Об этом сказано в пункте 6 письма Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480.

В связи с этим Минфин России в письме от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/63 подтвердил право организаций проводить переоценку основных средств методом индексации. Однако для этого организация:

  • должна разработать индексы переоценки самостоятельно (при условии, что у организации есть необходимая информация об уровне инфляции в регионе, в котором ведется ее деятельность);
  • либо обратиться за их разработкой в НИИ Госкомстата России на платной основе.

Оба предложенных варианта на практике трудновыполнимы. Поэтому фактически провести переоценку группы однородных объектов основных средств возможно только методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Определение суммы дооценки или уценки

Сумму, на которую по результатам переоценки нужно увеличить (уменьшить) стоимость основного средства, рассчитайте так:

Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства = Восстановительная стоимость основного средства, которую определили в результате переоценки Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства до переоценки

Сумму амортизации, начисленной по основному средству по состоянию на 31 декабря года проведения переоценки, пересчитайте так:

Коэффициент пересчета = Восстановительная стоимость основного средства, которую определили в результате переоценки : Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства до переоценки Пересчитанная сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря = Сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря × Коэффициент пересчета Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) начисленную амортизацию по основному средству = Пересчитанная сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря Сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря

Общую сумму уценки (дооценки) по каждому основному средству рассчитайте по формуле:

Общая сумма уценки (дооценки) по основному средству = Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) начисленную амортизацию по основному средству

Такой порядок проведения расчетов при переоценке основных средств установлен в пункте 48 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Пример проведения расчетов при переоценке основных средств

ЗАО «Альфа» ежегодно проводит переоценку вычислительной техники.

По состоянию на 31 декабря в «Альфе» числится компьютер, восстановительная стоимость которого равна 50 000 руб. Сумма начисленной амортизации по компьютеру составляет 5000 руб.

По результатам проведенной переоценки рыночная цена компьютера по состоянию на 31 декабря составляет 45 000 руб. Коэффициент пересчета равен 0,9 (45 000 руб. : 50 000 руб.). Пересчитанная сумма амортизации – 4500 руб. (5000 руб. × 0,9).

Сумма, на которую нужно уменьшать восстановительную стоимость компьютера по результатам переоценки, составила 5000 руб. (50 000 руб. – 45 000 руб.). Сумма, на которую нужно уменьшать сумму амортизации, начисленной по основному средству, – 500 руб. (5000 руб. – 4500 руб.). Общая сумма уценки стоимости основного средства составила 4500 руб. (5000 руб. – 500 руб.).

Учетная политика

После проведения переоценки необходимо отражение в бухгалтерском учете данных при этом все зависит от того, какие мероприятия выполнялись – переоценка ОС или дооценка.

Если переоценка привела к увеличению стоимости объекта, то записываются следующие проводки:

  • Дт 01 Кт 83 – удорожание имущества в результате мероприятия;
  • Дт 83 Кт 02 – увеличение уровня амортизации как следствие.

Если переоценка увеличила стоимость ранее уцененных, то сумму дооценки равной предыдущей цене относят на прочие доходы с внесением следующих записей:

  • Дт 01 Кт 91.1 – добавочная стоимость в пределах предыдущей уценки;
  • Дт 91.2 Кт 02 – увеличение амортизации в соответствующем объеме.

Если произошло превышение суммы дооценки над суммой уценки, тогда записи вносятся в состав добавочного капитала:

  • Дт 01 Кт 83 – отражение новой суммы, превышающей уценку;
  • Дт 83 Кт 02 – соответствующее положение амортизации.

В случае уменьшения первоначальной стоимости происходит запись в прочие результаты:

  • Дт 91.2 Кт 01 – снижение цены по объекту, ранее не оцениваемого;
  • Дт 02 Кт 91.1 – уменьшение амортизации.

Если уменьшение цены произошло по ранее уцененным ОС, тогда уменьшается и сумма добавочного капитала:

  • Дт 83 Кт 01 – отражение уменьшение сумм в пределах ранее выполненной уценки;
  • Дт 02 Кт 83 – отражение по снижению показателей амортизации.

Превышение суммы уценки над суммой дооценки выражается в следующих записях:

  • Дт 91.2 Кт 02 – отражение уменьшенной суммы сверх предыдущей добавочной стоимости;
  • Дт 02 Кт 91.1- отражение соответствующих показателей по амортизации.

Рекомендуем прочитать статью: Бухгалтерский и налоговый учет уценки и дооценки ОС, где приведены таблицы с проводками и рассмотрены примеры.

Влияние на финансовый результат

Финансовый результат – это показатель деятельности предприятия за истекший период.

В его состав включается:

  • прибыль/убыток от обычного вида деятельности;
  • доход или потеря прибыли от прочих операций;
  • доходы/расходы, возникшие в результате уменьшения прибыли.

Поэтому данные относительно переоценки основных средств вносятся в:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях/убытках;
  • в прочие бухгалтерские документы, информация из которых подлежит раскрытию и предоставлению заинтересованным лицам.

Однако в силу того, что данные по суммам дооценки относятся на добавочный капитал предприятия, полученные сведения не имеют отношение к финансовому результату или налоговой базе по налогу на прибыль.

Кроме этого, растет налоговое обязательство, так как изменение показателей амортизации не отражены в учете для налоговой.

Согласно проведенному процессу может возникнуть несколько вариантов внесения данных в финансовый результат:

  • добавочная стоимость и уценка в предыдущие периоды равны – данные указываются в финансовом результате как прочие расходы и зачисляются в него в качестве прочих доходов;
  • показатели уценки в финансовый результат заносятся как прочие расходы. Далее происходит внесение цифр в качестве снижения добавочного капитала, сформированного за счет сумм, полученных в результате переоценки в истекших периодах;
  • сумма уценки преобладает над показателями дооценки в предыдущих годах, тогда данные заносятся в финансовый результат в качестве прочих расходов.

Документальное оформление результатов переоценки

Результаты переоценки основных средств отражают в акте, составленном в произвольной форме (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Результаты проведенной переоценки основных средств отразите в бухучете и в инвентарной карточке по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Из этого правила есть исключение. Результаты переоценки можно не учитывать по тем группам однородных объектов основных средств, стоимость которых изменилась несущественно. Чтобы воспользоваться этим правом, по каждой группе однородных объектов основных средств нужно рассчитать уровень изменения стоимости:

Уровень изменения стоимости основных средств = Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств : Стоимость основных средств до переоценки

Такой порядок установлен в пункте 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Для чего нужна?

Цель переоценки – это обеспечение стоимости основных средств согласно рыночным запросам и условиям воспроизводства.

Организация не обязана проводить данный процесс – это ее право. Но при решении однажды выполнить переоценку придется осуществлять весь процесс регулярно, чтобы цена в учетном балансе соответствовала восстановительной.

Если в каком-либо году стоимость ОС не будет существенно отличаться от рыночной, процесс переоценки можно не проводить.

С целью определения подобной необходимости нужно действовать согласно методическим указаниям № 91, где обозначено, что существенной разницей считается порог в 5%.

Кроме этого задача переоценки следующая:

  • привлечение инвестиций – знание реальной стоимости основных средств поможет получить дополнительные вливания в качестве кредита или займа;
  • в случае увеличения размера уставного капитала путем выпуска ценных бумаг;
  • с целью проведения анализа для определения себестоимости продукции и ее цены.
Добавить комментарий

Adblock
detector