ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ ЗАМЕНИЛ КОМПЬЮТЕР: ШТУРМАН

Особенности работы

Прежде чем отправиться в плавание, будущий моряк должен доказать, что он обладает определёнными навыками и знаниями. Это позволит своевременно определить должность, на которую он может претендовать, и соответствующий дальнейший доход.

Поступив на корабль, новичок может быть востребован по специальности:

  • матрос;
  • механик;
  • штурман;
  • лоцман;
  • капитан;
  • помощник капитана;
  • кок и так далее.

Минимальным требованием для начинающего моряка является наличие диплома мореходного училища.

Для претендующих на какую-то должность в руководящем составе потребуется иметь соответствующее ей высшее образование. Помимо этого, рекомендуется знание как минимум английского языка на разговорном уровне.

Как оформить и получить паспорт моряка можете узнать по ссылке.

Читайте также:  Работа: библиотекарь в школе — чем занимается специалист, зарплата

Однако особенности, касающиеся познаний иностранных языков, могут быть проигнорированы в случае поступления на службу в военный флот. Помимо поверхностных понятий о мореходстве, желательно, чтобы претендент умел выполнять обязанности аналогичной должности на суше. К примеру, кок должен уметь готовить, капитан — руководить командой, обращаться с приборами и т. д.


Должностные обязанности на флоте

Важно! Основная особенность работы моряка связана с продолжительным плаванием и частым отсутствием дома в кругу семьи.

О работе на корабле дальнего плавания можете узнать на нашем сайте.

Вернуться к оглавлению

штурман

ШТУРМАН, а, мн. ы, ов и (разг.) а, ов, м. Специалист по проведению по курсу судов, летательных аппаратов.

Подземный штурман (разг.) нивелировщик на подземных работах.

| прил. штурманский, ая, ое.

Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. штурман — орф. штурман, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. штурман — ШТУРМАН -а; мн. штурманы; (проф.) штурмана; м. [голл. stuurman] Специалист по вождению надводных, подводных и воздушных кораблей. Ш. дальнего плавания. Старший, младший ш. Потомственный ш. Академия штурманов. Ш. устанавливал курс. ◁ Штурманский, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  3. штурман — ШТУРМАН Второй водитель в экипаже по ралли, который обеспечивает пилота (первого водителя) экспресс-информацией об особенностях дорожных условий и графике движения. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  4. штурман — Заим. в Петровскую эпоху из голл. яз., в котором stuurman — сложение stuur — «руль» и man — «человек, мужчина». Штурман буквально значит «рулевой». Этимологический словарь Шанского
  5. штурман — Шту́рман/, мн. шту́рман/ы и штурман/а́. Морфемно-орфографический словарь
  6. Штурман — Помощник капитана на коммерческом судне (см. Шкипер); на военных судах — офицер, специалист по кораблевождению; до 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров; после этого было решено… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. штурман — ШТ’УРМАН, штурмана, ·муж. (·голланд. stuurman). На больших, а также военных судах — специалист по кораблевождению. Старший штурман. Младший штурман. 1) На малых судах — помощник капитана. | В авиации — специалист по вождению летательных аппаратов. Штурман эскадрильи. Толковый словарь Ушакова
  8. штурман — Штурман, штурманы, штурмана, штурмана, штурманов, штурману, штурманам, штурмана, штурманов, штурманом, штурманами, штурмане, штурманах Грамматический словарь Зализняка
  9. штурман — Заимствование из голландского, где stuurman образовано сложением слов stuur – «руль» и man – «человек». Штурман буквально – «рулевой». Этимологический словарь Крылова
  10. штурман — Штурмана, м. [гол. stuurman]. Специалист по вождению кораблей, самолетов (прокладывает курс, отмечает движение). Большой словарь иностранных слов
  11. штурман — шту́рман стар. штюрман, Уст. морск. 1720 г. (см. Смирнов 339), стюрман, 1697 г.; см. Христиани 39. Из нидерл. stuurman «кормщик, рулевой», ср.-н.-нем. stûrman; см. Мёлен 208; Преобр., Труды I, 108; М.–Э. 3, 1110. Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. штурман — ШТУРМАН морск. вообще, кто ведет дневник пути корабля, делает счисленье, наблюдает и вычисляет широту и долготу, определяет место корабля на карте и пр. Корпус штурманов, штурмансках чинов. Штурманская должность, -каюта. Штурвал… Толковый словарь Даля
  13. штурман — -а, мн. штурманы и штурмана, м. Специалист по вождению надводных, подводных кораблей и летательных аппаратов. Штурман дальнего плавания. □ Штурман был многоопытный парень, не раз приводивший самолет на такие вот тайные лесные партизанские аэродромы. Б. Полевой, Золото. [голл. stuurman] Малый академический словарь
  14. штурман — штурман , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  15. штурман — штурман м. Специалист по прокладке курса надводных и подводных судов и летательных аппаратов. Толковый словарь Ефремовой
  16. штурман — сущ., кол-во синонимов: 9 автоштурман 2 блудила 2 германизм 176 звездовожатый 1 моревод 1 нивелировщик 1 подштурман 2 профессия 336 флаг-штурман 1 Словарь синонимов русского языка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

От чего зависит доход

Уровень зарплаты моряков складывается из ряда факторов. Наиболее значимыми можно назвать следующие:

  • Место трудоустройства. Уровень заработной платы в одной компании может существенно отличаться от дохода сотрудников другой. Причем разница варьируется как в большую, так и в меньшую сторону. Помимо этого, заработок сотрудников коммерческого мореходства, вооружённых сил или моряков-подводников отличается весьма существенно.
  • На корабле требуется большое количество должностей. Помимо капитана и матросов, здесь есть обслуживающий и ремонтный персонал, мастера добычи рыбы, медицинский и другой специализированный штат. Каждый выполняет свои обязанности и получает за это заработок, который может отличаться от дохода других.
  • Срок службы не играет роли для выплат при работе на частные компании. В случае с государственными: рыболовство, вооружённые силы, морская полиция и так далее — учитывается срок службы. Чем дольше времени человек трудится в морском флоте, тем существеннее его надбавки к окладу.

Данные факторы являются ключевыми при определении уровня дохода моряков. Однако сумма может зависеть и от других условий.

Полезно знать! Все вопросы, касающиеся соблюдения интересов моряков России, Украины и других стран мира, регулируются под контролем ITF (Международной Федерации Транспортных Рабочих).

Вернуться к оглавлению

Российская империя

Согласно своду морских постановлений издания 1886 года:

Читайте также:  Как стать профессиональным веб-разработчиком?

Боцман

— старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман), на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, — производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа, употребляемого для подъёма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдаёт якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке. Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана.

Величина среднего уровня дохода

Прежде всего следует разделить мореходцев на несколько категорий. К ним относится самое востребованное место трудоустройства — промысел, связанный с добычей рыбы. Вариантом можно рассматривать транспортный флот, в этом случае уровень заработной платы будет ниже. Ещё одно направление — это служба в рядах Вооружённых сил РФ.


Рынок труда для специалистов в сфере » Морской и речной транспорт»

Доходы в данных сферах могут быть следующими:

  • Промысел. Трудоустройство на должность матроса в развитую компанию позволит соискателю получить стабильный доход не менее 50 000 рублей. Даже в самом крайнем случае средняя величина дохода «морских охотников» и обслуживающего персонала, что выходит с ними в море, составляет не менее 40 000 рублей. В случае трудоустройства на суда, называющиеся «иномарки», оклад матроса может возрасти до 80 000 рублей.
  • Вне зависимости от уровня компании работодателя величина дохода матроса транспортного флота не ниже 40 000 рублей. Однако при попадании в рейсы дальнего плавания эта сумма может возрасти в два, а в некоторых случаях и в три раза. Моряки также несут периодические вахты, устраиваются во второстепенный, вспомогательный флот. При этом зарплата не менее 50 000 рублей.

Если сравнивать уровень дохода гражданского и военного моряка, разница будет существенной. Причина здесь скрывается в политике руководства страны, направленной на стимулирование вооружённых сил и увеличение социальных гарантий и уровня зарплаты военнослужащих.

Однако на очередном обсуждении вопроса, касающегося данных тем, предложение об очередном увеличении окладов было отклонено.

Таблица: заработная плата моряков

ДолжностьОклад в долларах СШАМатрос1000-1200Кок1300-1800Сварщик1000-1500Токарь1000-1500Механик — наладчик1200-1800Третий штурман3000-4000Второй штурман3500-4500Старпом5500-7000Капитан9000Моторист1000-1500Четвертый механик1500-2500Третий механик3000-3500Второй механик5000-7000Старший механик8000-10000Электромеханик4500-5000

Уровень дохода моряков в 2020 году остался на прежней позиции и составляет от 8 до 17 долларов в сутки, проведённые на морских просторах. Величина варьируется в зависимости от занимаемой должности, ранга и выслуги лет.

Узнайте об уровне оклада профессионального подводника по ссылке.

Вернуться к оглавлению

Штурман крейсера «Москва»: Если откажут приборы, выведу корабль по звездам

Фото: из личного архива Александра Богомолова
Фото: из личного архива Александра Богомолова

25 января в России отмечают профессиональный праздник военнослужащие, чья деятельность связана с прокладкой курсов судов и авиации ВМФ. «Комсомолка» встретилась накануне праздника с командиром штурманской боевой части флагмана Черноморского флота ордена Нахимова гвардейского ракетного крейсера «Москва» капитан-лейтенантом Александром Богомоловым.

На флоте без смекалки никак

Читайте также:  Железнодорожные профессии. Электроэнергетика и электротехника: кем работать и что предпочесть

— Чтобы стать хорошим штурманом, надо отучиться пять лет, — утверждает 30-летний штурман крейсера «Москва». — У меня отец — военный, служил в береговых войсках на флоте, поэтому для меня другого пути и не было. Я хотел тоже на флот, но на корабль. Поступил в училище в Санкт-Петербурге на штурманский факультет.

Александр — главный по морским приборам. Приборы на корабле, как правило, используют электронавигационные и радионавигационные. Попади гражданский в штурманскую рубку, от обилия кнопочек и всевозможных механизмов голова закружится. А для штурмана — обычное дело, ничего сложного.

— А если все приборы вдруг откажут, сможете вывести корабль по старинке — по звездам? — интересуемся у штурмана.

— Конечно! Этому учат еще в училище. И не только по звездам, но и по солнцу, — смеется Александр. — Современные навигационные системы, конечно, позволяют точно определить место корабля — путем одного взгляда на монитор компьютера. Но в нашей профессии нужна и творческая составляющая. Особенно когда все делаешь дедовскими способами.

Фото: из личного архива Александра Богомолова

Без смекалки в море никак. Он рассуждает: вот как без творчества, когда определяешь, например, месторасположение корабля по рельефу дна, по тем же самым звездам, солнцу, по радиосигналам, по маякам, когда результат зависит не только от техники, но, прежде всего, от умений человека. И если информации недостаточно или сомневаешься в ней, необходимо комбинировать различные способы. Автопрокладчику можно доверять, но надо обязательно перепроверять другими методами.

Это раньше, еще при становлении российского флота, Петр I даже в Уставе специально указывал: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают» или «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают».

Сейчас же штурман военного корабля, напротив, является одним из ответственных, аккуратных и продвинутых в экипаже.

Когда в море штормы

Где только не бывал экипаж крейсера во время службы. Ходили по Средиземному морю, Индийскому, Атлантическому, Тихому океану.

Доходили до Владивостока, посещали Филиппины, Малайзию, Шри-Ланку, Оман, Индию, Сингапур, Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, Францию, Италию, Грецию, Кипр, Мальту, Сирию.

— Самый интересный поход был в Тихий океан в 2014 году, — вспоминает Александр. — Мы выходили для участия в мероприятиях «Русской недели» на греческих Ионических островах. Погода прекрасная, накупили подарков родным. А тут приказ — выход в Тихий океан к островам Бисмарка.

Крейсер Черноморского флота «Москва».

Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Военные, конечно, всегда морально готовы к таким поворотам судьбы, но экстрим заключался в том, по словам Александра, что подготовка к выполнению этой задачи происходила прямо в море.

— Если раньше к таким походам готовились долго, то здесь быстро изучали маршрут, театр действий, получали карты, проводили навигационную прокладку, разрабатывали заходы в порты. Все это делали уже на пути к Суэцкому каналу, — говорит он. — Такой опыт для штурмана, конечно, бесценен, и если вновь возникнет подобная ситуация, то это уже будет, как у нас говорят, «отработанный элемент подготовки».

В Индийском океане встретили по пути тайфун.

— Мы справились и со стихией, и со всеми поставленными задачами!

Тортик от кока

Просим Александра перечислить корабельный распорядок дня.

— Начинается день с построения на подъем флага, потом идут учения, начиная от борьбы за живучесть и заканчивая защитой от оружия массового поражения. В таких учениях участвуют все, даже кок! — делится штурман.

Свободного времени, по его словам, на корабле мало. Если выдается — читают книги, в основном специализированные издания и документы, но и о художественной литературе моряки не забывают. По воскресеньям для личного состава устраиваются просмотры фильмов, концерты, обязательно спортивные мероприятия.

— Как штурманы отмечают свой праздник?

— Конкурсом по штурманской подготовке среди офицеров, — совсем не шутит Александр. — Решаем задачи по маневрированию, астрономии, по ведению навигационной прокладки, определению места корабля и так далее. Ну, и, конечно же, какой праздник без торта, который готовит корабельный кок. Его и получает победитель.

Обзор вакансий

Ниже в таблице приведен краткий обзор вакансий.

Читайте также:  В Тверской области старший инспектор по делам несовершеннолетних спасла детей на пожаре и помогла найти педофилаВакансияМесто трудоустройстваУровень заработной платы, р.ПримечаниеВысший командный состав в рыбодобывающий флотКалининград130 000Официальное трудоустройство, Европа, каботажРабота в мореВладивосток75 000Паспорт моряка с последующим трудоустройством. Работа в Перу (Латинская Америка)Специалист отдела кадровРостов-на-Дону45 000Трудоустройство моряковСтарший помощникХатанга120 000Контракт на 120 сутокЭлектромеханикСанкт-Петербург70 000Контракт на пять месяцевМотористУкраина, Херсон70 000Официальное трудоустройствоВторой механикТаганрог150 000Европейский судовладелец, контракт на четыре месяцаТретий помощник капитанаАстрахань99 000Опыт работы на химовозахМатросВладивосток80 000Гарантированный оклад + промысловый коэффициентКокПриморск60 000Опыт работы приветствуется

Внимание! Обзор вакансий составлен по состоянию на начало 2020 года.

Размер заработной платы моряков в сравнении с другими профессиями весьма достойный, так как он регулируется на международном уровне и находится под контролем так называемого международного профсоюза ITF.
Даже практически не имея образования, матрос низшей категории может получать не менее 50 000 рублей. Помимо этого, на протяжении всего плавания он обеспечивается питанием, жильём и спецодеждой, что существенно перекрывает затраты на традиционное жизнеобеспечение.

Как потребность в боцманах менялась с годами

Многие считают, что это спорная и противоречивая профессия. Именно к ней относится боцман. Первые упоминания о подобных людях на корабле появились еще в 1667 году. Тогда был написан документ, рассказывающий о «делах и строении корабля». Назывался тогда этот ранг бутман, или ботеман. Позже, как мы уже говорили выше, эту должность переименовали в сержантов. В английском и голландском флоте также была подобная должность. В переводах есть нечто общее. Итак, кто такой боцман? Это лодочный человек (boot – флотилия или лодка, man – мужчина, человек).

боцман что значит

В 1720 году в морском уставе боцман появляется снова. Отмечается, что он заведует тросами и канатами, якорями и талями, швартовыми принадлежностями и буксировкой. Этот человек обязан был знать имя каждого матроса, служившего на судне. В документах указано, что боцман обязан был передать свои знания ученику, а лучше нескольким. Служили тогда на флоте долго, поэтому после схождения на берег, смерти или ранения должна быть уже воспитана достойная замена.

История

В Российской Империи

В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом[1][2].

С начала Первой Мировой войны в России существовало около 20 курсов «Лётчиков-наблюдателей»[3]. 24 марта 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция в составе авиационного командования, что считается днём рождения авиационной штурманской службы. Активные боевые действия потребовали в экипаже новой должности — навигатора[1][4].

В СССР

После революции экономика пришла в упадок и развитие авиации остановилось. Несмотря на применение в Гражданской войне авиации[5], никаких нововведений, в отличие от Европы, в воздухоплавательной навигации в России в это время не происходило. Большая часть как лётчиков, так и лётных наблюдателей, перешла на сторону «белых» и либо была убита, либо покинула страну. Из 97 авиаотрядов в стране остались 33, да и те были потрёпаны войной[1]. Лишь по окончании Гражданской войны — в 1921 году — при управлении Воздушного Флота была организована аэронавигационная служба. Её техническое оснащение оставляло желать лучшего — приборов было мало, летать немногочисленные аэронавигаторы предпочитали по хорошо известным ориентирам[4][6].

В 1926 году аэронавигационную службу возглавил Борис Васильевич Стерлигов[1]. Он переоснастил аэронавигаторов и организовал курсы для их подготовки. Именно по его инициативе аэронавагаторов (на тот момент именовавшихся лётными-наблюдателями) стали называть штурманами по аналогии с морскими навигаторами[4]. Приказом № 180 Реввоенсовета СССР от 28 февраля 1933 года были определены все лётные штурманские должности, вплоть до флагштурмана, которым стал Борис Стерлигов[1].

В годы Великой Отечественной войны множество лётчиков-штурманов совершили подвиги на фронтах, за что были удостоены наград, в том числе многие из них были удостоены высшей награды — Золотой Звезды Героя Советского Союза[7]. В. В. Сенько стал единственным из штурманов авиации, кто был награждён этим званием дважды[8][9].

Должности в профессии бортштурман:

  • штурман воздушного судна;
  • штурман-оператор;
  • штурман-испытатель;
  • штурман-инструктор;
  • старший штурман-инспектор;
  • ведущий штурман-инспектор;
  • главный штурман-инспектор;
  • штурман авиационной эскадрильи;
  • старший штурман учебного авиационного центра;
  • старший штурман авиационного училища;
  • старший штурман авиационного предприятия;
  • флаг-штурман (в ВВС с 1933 года). В Гражданской Авиации с 1973 года согласно «Наставлению по штурманской работе Министерства ГА» (НШС ГА-73 См. Стр.35 «Штурманская служба гражданской авиации от взлета до посадки». Электронная версия книги Липин А. В.). До 1975 года и впоследствии упразднено.
  • главный штурман. В Гражданской Авиации с 1975 года согласно «Наставлению по штурманской работе Министерства ГА» (НШС ГА-75 См. Стр.35 «Штурманская служба гражданской авиации от взлета до посадки». Электронная версия книги Липин А. В.).

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В Российской Федерации

В современной гражданской авиации бортовые штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю нужную информацию «одним нажатием» (в будущем «одним словом»). И тем не менее в ВВС должность бортового штурмана ещё долго будет востребована[6][10].

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Лётчик-наблюдатель лесного хозяйства

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 18 января 2020 года

.

В составах лётных экипажей, осуществляющих лесопатологический мониторинг, обязательно присутствует лётчик-наблюдатель, чья деятельность включает как ориентирование экипажа на местности, так и контроль с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами. Наблюдение осуществляется как визуально, так и с помощью технических средств. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, авиационную охрану лесов на территории субъектов РФ осуществляют региональные авиабазы.

Законодательная база Российской Федерации

отменен/утратил силу Редакция от 20.03.1995

Подробная информация

Наименование документПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 26.04.94 N 33 (ред. от 20.03.95) «О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО — КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Вид документапостановлениеПринявший органминтруд рфНомер документа33Дата принятия01.01.1970Дата редакции20.03.1995Дата регистрации в Минюсте01.01.1970Статусотменен/утратил силуПубликация

  • В данном виде документ опубликован не был

НавигаторПримечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 26.04.94 N 33 (ред. от 20.03.95) «О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО — КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Дежурный штурман аэропорта

6 — 10 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет контроль за предполетной штурманской подготовкой экипажей. Проверяет перед вылетом наличие у экипажей необходимой документации, правильность расчета навигационного плана, знание штурманами рельефа местности и препятствий по трассам и в районе аэропорта, правил и порядка использования радионавигационных и радиолокационных средств по трассам, месторасположения и оборудования основных и запасных аэродромов по маршрутам полетов, а также инструкций по производству полетов на этих аэродромах. Обеспечивает экипажи бланками, справочными материалами для предполетной подготовки. Осуществляет проверку контрольных часов, дает консультации экипажам ВС. Вносит изменения в контрольные экземпляры документов аэронавигационной информации и организует размножение листов предупреждений. Ведет учет поступающих изменений и составляет контрольный лист предупреждений. Изучает и доводит до экипажей документы по безопасности полетов, проверяет у них знания причин и мер предупреждения летных происшествий и предпосылок к ним. Участвует в оборудовании штурманской комнаты, поддерживает в ней порядок. Оформляет установленную документацию. Осуществляет контроль за сохранностью оборудования и документов в штурманской комнате.

Дополнительно для дежурного штурмана международного аэропорта. Осуществляет обработку НОТАМ — извещений государств по аэронавигационной информации и формирует на их основании бюллетень предполетной информации для экипажей всех авиакомпаний. Осуществляет информационно — консультативное обслуживание экипажей иностранных авиакомпаний. Осуществляет ведение и внесение изменений в Российский государственный сборник аэронавигационной информации АИП и в сборники изданий иностранных фирм.

Должен знать: Воздушный кодекс; Положение о дисциплинарной ответственности работников ВТ; наставления, инструкции, приказы и другие организационно — распорядительные документы ДВТ регионального управления ВТ; особенности самолетовождения на трассах, обслуживаемых аэропортом; эксплуатацию пилотажно — навигационного оборудования; метеорологические условия полетов по обслуживаемым трассам; схемы производства полетов в районе аэропорта и ближайших аэропортах; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

6 разряд: при выполнении должностных обязанностей дежурного штурмана аэропорта в аэропортах, принимающих самолеты 4 класса, вертолеты всех классов, — среднее профессиональное образование и стаж работы в должности штурмана ВС не менее 1 года;

7 — 8 разряды: при выполнении должностных обязанностей дежурного штурмана аэропорта в аэропортах, принимающих самолеты 3, 2, 1 класса и широкофюзеляжные самолеты, — среднее профессиональное образование и стаж работы в должности штурмана ВС не менее 2 лет;

9 — 10 разряды: при выполнении должностных обязанностей дежурного штурмана аэропорта в аэропортах, оборудованных АСШОП, — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности штурмана ВС не менее 3 лет.

подполковник Багров Георгий Алексеевич — старший преподаватель кафедры автоматизированных и радиотехнических средств управления авиацией

Для лучшего понимания всего, изложенного ниже, необходимо короткое вступление.

Необходимость управления воздушным движением с земли, возникла вместе с появлением авиации, как таковой. Необходимость боевого управления, появилась вместе с началом ее боевого применения.

Естественно, что для этого нужны были соответствующие специалисты. На первых порах это были лётчики, выполняющие функцию управления с земли «по совместительству», параллельно с выполнением полётов.

По мере появления новых средств связи с экипажем самолётов (радио ) и новых средств наблюдения за воздушной обстановкой (радиолокация ), при возрастающей роли оборудованных такими средствами командных пунктов, функция боевого управления потребовала наличия не «совместителей», а специально подготовленных специалистов.

Так появилась новая авиационная профессия — штурман наведения (затем – офицер боевого управления ).

Первоначально и долгое время на должности штурманов наведения командных пунктов назначались бывшие лётчики, по той или иной причине прекратившие летную работу. Их подготовка осуществлялась на соответствующих курсах (Липецк, Краснодар). Однако, практика показала, что для успешного выполнения функций боевого управления необходимо иметь достаточно высокий уровень специального образования. Поэтому было принято решение о подготовке специалистов по боевому управлению авиацией по программам высшего военного авиационного училища и на его базе.

Вот именно с этого момента и начинается история подготовки офицеров боевого управления, получивших высшее специальное образование и продолживших службу практически на всех командных пункта ВВС Советской и Российской Армии ( да и других стран СНГ).

Первый выпуск штурманов наведения был сделан в 1968 году. В обучении принимали участие преподаватели Ейского и Краснодарского авиационных училищ летчиков. Отдел подготовки офицеров боевого управления (его первое название – отдел подготовки штурманов наведения – штурманов боевого управления ) был создан в составе Ейского высшего авиационного училища лётчиков имени В.М. Комарова в конце 1968 года.

Для подготовки специалистов этого профиля были сформированы:

-кафедра боевого управления авиацией (начальник кафедры полковник Слуцкер Л.Б. );

Читайте также:  Как составить резюме — самая понятная инструкция

-учебно-тренажный комплекс (начальник комплекса — майор Пушкарь );

-учебно-действующий командный пункт (начальник УДКП – подполковник Фролов В.В.)

Эти подразделения входили в состав Учебно-лётного отдела училища (начальник УЛО –полковник Мишурный) и составляли собственно Отдел подготовки ШБУ..

Кроме этого, для обеспечении практической подготовки курсантов профиля ШБУ были созданы и введены в штат учебного полка, базирующегося на аэродроме Ейск ещё два подразделения:

-эскадрилья истребителей перехватчиков на самолётах МИГ -21 (пятая эскадрилья-командир майор Левит);

-узел автоматизированной системы управления, оснащённый современной для того времени радиолокационной техникой и аппаратурой управления и наведения – УАСУ

(начальник УАСУ — капитан-инженер Багров Г.А, ).

Начальником Отдела подготовки ШБУ был назначен подполковник Захаров Н.А.

Курсантской ротой командовал майор Шаболтас И.Д.

В штате кафедры БУА к весне 1969 года находились:

— полковник Слуцкер Л,Б. — теория и методика наведения (ТМН );

— подполковник Варфоломеев Н.Ф.- автоматизированные системы управления (АСУ);

— подполковник Ицкович Л.М.- радиотехнические средства управления авиацией (РТСУА);

— майор Губский А.(РТСУА );

— подполковник Бугаенко В. (ТМН );

— майор Кугай П,Я.(ТМН );

— майор Иванов И,Н. (ТМН );

— майор Самаржаян Ш.С.- самолётовождение;

— капитан Елсуков Н.И. (ТМН );

— подполковник Кудряшов Ф.И.- боевое управление авиацией (БУА);

— подполковник Сизов (БУА);

— подполковник Зверяев (БУА);

— майор Опрощенко Л.Д.( БУА)

— майор Грецов (БУА)

В штате учебно-тренажного комплекса находился его будущий многолетний начальник капитан-инженер ( в 1969 году) Бройде А.А. Здесь же начинали свою службу будущие преподаватели лейтенанты Михайлов А.А, Подрез С., Румянцев Ю., Мамченко Ю.

Старшим штурманом-инструктором УДКП был подполковник Задорожный Н.Ф., штурманами –инструкторами майоры Анфалов В, Деркачёв Б, Слюсаренко А, Пантелеев О.

В марте 1970 года на кафедру были назначены преподавателями АСУ майоры Багров Г.А. и Герасименко Н.И. (будущий начальник учебной части).

Выпуски 1969-1971 годов были сравнительно небольшими. Обучение проводилось по специально разработанным программам (начиная с третьего курса). На первых двух курсах обучение велось в различных авиационных училищах лётчиков. По причине лётной неуспеваемости курсанты отчислялись из лётных училищ и переводились в отдел подготовки ШБУ.

В 1969 году была набрана одна учебная группа, которая обучалась в Ейском училище по специальной программе с первого курса. Выпуск группы в 1973 году показал достаточно высокие результаты. Её выпускники показали достойный уровень подготовки и при службе в строевых частях. Многие курсанты этой группы впоследствии успешно окончили ВВА им. Ю.А.Гагарина.

Крайний (как говорят в авиации ) выпуск в Ейске состоялся осенью 1972 года. Это был полноценный по всем параметрам выпуск — и по количеству, и по программе обучения.

выпуск 1970г. Ейск. Период «Голубого карантина» в …

выпуск 1970г. Ейск

выпуск 1971г и курсанты 1 курса 113 ко (выпуска 19…

выпуск 1971г. Ейск

выпуск 1972г. Крайний выпуск в Ейске.

выпуск 1972г.

Сразу после выпуска началось перебазирование отдела на Крымский полуостров в посёлок Багерово.

Подразделение Ейского училища (Северо-Кавказский военный округ ) оказалось на территории Одесского военного округа с небом над головой, контролируемым Черноморским Флотом.

Произошли штатные и кадровые преобразования.

Теперь отдел включал в себя три учебные кафедры, учебно-тренажный комплекс и учебно- действующий командный пункт.

Для обеспечения учебного процесса Отдела были созданы:

— авиационный полк;

— батальон обеспечения;

— батальон связи;

— узел автоматизированной системы управления.

Стояла задача — в кратчайшие сроки( пока не прибыли курсанты четвёртого курса, находящиеся в отпуске и курсанты третьего курса, прибывающие из разных авиационных училищ )подготовить учебную базу на совершенно не приспособленных для этого объектах и территориях.

Задача была выполнена и с 12 ноября 1972 года начались плановые занятия.

Преподавательский состав к этому времени:

Начальником Отдела оставался подполковник Захаров Н.А., начальником учебной части был назначен майор Герасименко Н.И.

Кафедра теории и методики наведения:

Начальник кафедры – полковник Слуцкер Л.Б.

Преподаватели: подполковник БугаенкоВ., подполковник Кугай П.Я., подполковник Щеглов М.М., капитан Елсуков Н.И., ст.лейтннант Ильяшенко В., майор ОноприенкоВ.

Кафедра боевого управления авиацией:

Начальник кафедры подполковник Кудряшов Ф.И., преподаватели майор Опрощенко Л.Д., майор Щербаков Б., подполковник Самаржаян Ш.С.(Штурманская подготовка), м-р Орлов Ф.Ф. (Аэродинамика)

Кафедра автоматизированных и радиотехнических средств управления авиацией:

Начальник кафедры подполковник Ицкович Л.М.

Преподаватели: подполковник Евстратов, майор Арестов А.А, майор Багров Г.А., майор Петров Ю.Я.

Со временем в состав кафедры были назначены преподавателями капитан Михайлов А.А. капитан Румянцев, капитан Калитиевский А., капитан Осадчий И.В.

Начальниками лабораторий кафедр были назначены капитаны Синёв (БУА ) и Логинов В.Р. (АРТСУА ).

Таков, с позволения сказать, «стартовый состав» преподавателей Отдела.

Учебно-тренажный комплекс возглавил майор Бройде А.А.

Начальником УДКП был подполковник Фролов В.В. Среди штурманов-инструкторов появились наши выпускники-лейтенанты Перминов, Гудзенко, Тё, Костюченко(ов) и л-т Черемухин из состава летчиков учебного авиационного полка Миг-21.

выпуск 1976г .Багерово

выпуск 1976г. Ворошиловградская рота. Багерово

выпускники 1979 г.(1-я рота Челябинская) Багерово

выпуск 1978г. 24 ко. Багерово

Продолжение следует.

Автор рассчитывает на понимание читателей при возможных допущенных неточностях.

Добавить комментарий

Adblock
detector