Как правильно сделать проводки по агентскому договору?

Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?

Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:

  • без грамотного построения документооборота (включая обеспечение его полноты и своевременности);
  • корректного применения бухсчетов при отражении операций по агентскому договору (для формирования и представления заинтересованным пользователям достоверной отчетности, а также для безошибочного исполнения налоговых обязательств).

Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:

  • действует ли агент от своего имени или от имени принципала;
  • участвует ли он в расчетах;
  • проходит ли товар через его склады;
  • какие сроки и форма отчетности агента перед принципалом установлены и в каких временных рамках происходит утверждение отчета принципалом (или отказ в его принятии);
  • алгоритм расчета агентского вознаграждения (в процентах, в твердой сумме и др.);
  • нюансы получения вознаграждения (посредством удержания из полученных от контрагента сумм или отдельным перечислением от принципала);
  • периодичность отчетности агента (по мере исполнения договора или после его завершения);
  • иные важные особенности, способные повлиять на специфику бухучета и отчетности по агентскому договору.

Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров вам помогут материалы этой рубрики нашего сайта.

Перед подписанием агентского договора обязательно проверьте условия на налоговые риски. Как правильно это сделать разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как наладить документооборот между агентом и принципалом?

Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:

Читайте также:  Бухгалтерия доступным и простым языком — бухучет для чайников в пошаговых уроках

  • подтвердить расходы и правомерность вычетов по НДС;

Как оформлять счета-фактуры при продаже товаров через посредника, узнайте тут. См. также нашу статью о перевыставлении счетов-фактур по агентскому договору.

  • доказать правоту в суде при возникновении споров между агентом и контрагентами.

Кроме агентского договора в комплект документов включаются:

  • оригиналы документов контрагента — договоров, накладных, счетов, актов и др. (если агент действует от имени принципала);
  • копии вышеуказанных документов (если агент действует от своего имени);
  • отчет агента вместе с подтверждающими его расходы документальными копиями;
  • счета-фактуры на агентское вознаграждение;
  • иные документы (подтверждающие выплату вознаграждения, иные расходы агента и т. д.).

Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора. В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:

  • агентского вознаграждения;
  • возмещаемых агенту расходов.

Проверить агентский договор на риски вам помогут Готовые решения от КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовое решение для принципала. А по этой ссылке вы попадете в Готовое решение для агента. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

Бухгалтерский учет у агента и принципала

Для отражения в бухучете проводок по агентскому договору используются разные учетные схемы, позволяющие зафиксировать взаимоотношения сторон агентского договора в ситуации:

  • продажи агентом продукции (товаров, работ, услуг);
  • закупочных посреднических операций.

Бухгалтерский учет у агента по агентскому договору и бухгалтерский учет агентских договоров у принципала представлены на рисунках:

Агентирование на продажу

Агентирование на покупку

Про особенности агентского договора в бухгалтерском учете также читайте здесь.

Оформление передачи продукции агенту

На основании п. 1 ст. 971 ГК РФ и п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, переданные принципалом агенту, остаются собственностью принципала.

Учитывая изложенное, при передаче агенту продукции принципала ее выбытия у принципала не происходит.

Читайте также:  Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете

Операция по передаче товаров на хранение, в частности, агенту для последующей реализации является фактом хозяйственной жизни в понимании ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) и подлежит соответствующему отражению на счетах бухгалтерского учета (часть 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Порядок учета готовой продукции регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания).

Согласно абзацу второму п. 208 Методических указаний основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе являются распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

В рассматриваемом случае в качестве основания для отпуска продукции со склада организации будет агентский договор.

Накладная на отпуск готовой продукции должна содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и может отражать дополнительные показатели, такие как:

— основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в том числе код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.д.;

— наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию;

— наименование агента и основание для отпуска.

Методические указания в качестве типовой формы накладной рекомендуют использовать форму N М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону», утвержденную постановлением Госкомстата от 30.10.1997 N 71а (смотрите также письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-11-05/96 и от 04.04.2006 N 03-11-04/3/186 и УФНС России по г. Москве от 28.04.2006 N 20-12/35854). На основе этой унифицированной формы организация может разработать собственный бланк накладной.

По нашему мнению, при отгрузке готовой продукции организация также вправе использовать товарную накладную (за основу для ее разработки можно принять форму ТОРГ-12, которая утверждена постановлением Госкомстата от 25.12.1998 N 132) с пометкой «по агентскому договору» и товарно-транспортную накладную по унифицированной форме N 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, далее — ТТН) в случае передачи товара перевозчику для доставки на склад комиссионера. Наряду с ТТН применяется форма транспортной накладной, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов и Инструкция) для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, предназначен счет 45 «Товары отгруженные».

С учётом изложенного в момент передачи готовой продукции агенту в бухгалтерском учете принципала делается запись:

Дебет 45 Кредит 43

— отгружена готовая продукция агенту для реализации.

Итоги

Чтобы не ошибиться с проводками по агентскому договору, необходимо изучить его условия — на основании каких документов отражать операции в учете, по каким алгоритмам рассчитывать агентское вознаграждение и пр.

Читайте также:  При выкупе собственных акций дохода может не возникнуть

Основной счет для отражения операций — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами 51 (по платежам), 68/2 (по учету НДС), 44 (по принятию на учет приобретенных товаров) и т. д.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ответ Профбух8

Ольга Шерст

Елена, здравствуйте, с оформлением агентских операций по приобретению материалов для принципала есть некоторые нестыковки по вводу 1С — т.к. штатно в программе реализовано комиссионная продажа, а не приобретение товаров. Я постаралась подобрать для вас наиболее приемлемую схему:

1) Проводка по поступлению денежных средств от принципала на закупку материалов:

  • Дт 51
  • Кт 76.09 — документ «Поступление на расчетный счет» — вид договора «С комитентом (принципалом)».

2) Проводка по перечислению денежных средств поставщику по закупленным товарам

  • Дт 60.01
  • Кт 51 — документ «Списание с расчетного счета»

3) Проводка по принятию товаров на склад Дт 002 — по идее может быть оформлена документом «Поступление товаров и услуг», но в дальнейшем списать с учета эти товары документом не получится — лишь «Операции введенные вручную», поэтому для автоматизации процесса фирма 1С предлагает использовать счет 004 (который применяется наоборот для принятых на комиссию товаров), но если его ставить в документ, то в дальнейшем получится товары передать принципалу автоматически документом «Реализация товаров и услуг». Вот такая нестыковка идет в этой схеме — но она единственная. Можно конечно нарушить методологию БУ и применить забалансовый счет 004 — это всего лишь методология БУ, зато учет будет автоматизирован.

4) Отчет агента принципалу регистрируется документом «Отчет комитенту (принципалу) о продажах» , в нем указывается:

  • на закладке «Товары и услуги» можете указать материалы, приобретенные для принципала
  • на закладке «Вознагражение» указываете свое вознаграждение и счета его учета, в результате у вас должны быть сформированы проводки:

Дт 62.01 Кт 90.01.1 — на сумму комиссионного вознаграждения

Дт 90.03 Кт 68.02 — на сумму НДС с комиссионного вознаграждения

Дт 76.09 Кт 62.01 — на сумму удержанного вознаграждения (если необходимо зачесть вознаграждение из перечисленной суммы агенту)

5) Корректируете взаиморасчеты с принципалом по средствам, потраченным на приобретение товаров у поставщика с помощью документа «Корректировка долга» — «Проведение взаиморасчетов»,

т.е. схлопываете дебеторскую и кредиторскую задолженность между принципалом и поставщиком, т.е. должна быть сформирована проводка:

  • Дт76.09 (принципал)
  • Кт 60.01 (поставщик материалов).

И тогда все получится!

С уважением, Ольга Шерст.

Елена Огромное спасибо, за схему в 1с 8.3 и последовательность операций при агентском договоре, сейчас займусь.

Я, правда забыла отметить, что мы на УСНО-доходы, платить будем 6% только с суммы вознаграждения.

Я пыталась в апреле сама через счёт 02, но что-то не получался отчёт агента.

Сегодня попробую по-другому. Отпишусь. Ещё раз спасибо!!!!!!!!!!!

Оцените, пожалуйста, данный вопрос: (
2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП

Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП
Я уже зарегистрирован
После регистрации на указанный адрес Вы получите ссылку на просмотр более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП 8 (бесплатно)

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных

Войти в кабинет

Забыли пароль?

Добавить комментарий

Adblock
detector