Возможности «Налогоплательщика ЮЛ», о которых вы не знаете

Кто такие налогоплательщики

Под налогоплательщиками понимают организации и физлиц, которые обязаны уплачивать налоги в соответствии с действующим налоговым законодательством (19 НК РФ). Все налогоплательщики подлежат налоговому учету, который осуществляется путем постановки на учет.Налоговый учет налогоплательщиков осуществляется по месту жительства физлица или по месту нахождения:

  • организации;
  • обособленного подразделения организации;
  • имущества компании или физлица.

Кроме того, осуществление постановки на учет возможно и другим основаниям, например, по месту ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, либо по месту нахождения земли для деятельности, уплачиваемой налог на полезные ископаемые (

Учет налогоплательщиков: порядок осуществления

Постановка на учет осуществляется в территориальных органах ФНС, куда гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением по форме № 2-2-Учет, а также документом, удостоверяющим личность. Подать документы можно посредством личного посещения ФНС, при помощи портала «Госуслуги» или отправив документы по почте.

Заполнение формы заявления, как правило, не вызывает трудностей. В него вносятся стандартные личные данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер и серия паспорта;
  • пол и дата рождения;
  • сведения о месте проживания.

Образец заполнения бланка заявления

Читайте также:  НДФЛ исчисленный и удержанный: в чем разница

Результатом регистрации является получение соответствующего свидетельства, в котором указан ИНН. ФНС обязана подготовить этот документ в течение пяти рабочих дней. ИНН представляет собой девятизначную комбинацию цифр, в которой зашифрован код подразделения ФНС, а также индивидуальный номер налогоплательщика в соответствующем реестре.

Если свидетельство оформляется на ребенка до 14 лет, подается заявление, паспорт гражданина, от имени которого оно заполнено, а также свидетельство о рождении ребенка. Иностранные граждане должны предоставить документ, удостоверяющий личность, а также подтверждение законности своего нахождения на территории РФ. В зависимости от статуса иностранца допускается предоставление разных бумаг. В частности, это может быть миграционная карта, а также различные справки из миграционной службы.

Бланк заявления

Правовые документы

  • Статья 19 НК РФ. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
  • Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
  • Статья 83 НК РФ. Учет организаций и физических лиц
  • Налоговый кодекс
  • Статья 335 НК РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых
  • Налоговый кодекс Статья 346.28
  • Статья 346.46 НК РФ. Учет налогоплательщиков
  • Статья 366 НК РФ. Объекты налогообложения

Место постановки на учет налогоплательщиков

Однако, несмотря на перечисленные выше места постановки на учет, это не означает, что налогоплательщик всегда осуществляет постановку на учет неоднократно. Например, если физлицо владеет автомобилем, то место постановки на учет будет место жительства лица, по которому он состоит на учете. Но если речь идет о водном не маломерном судне, то физлицо осуществляет постановку на учет в месте регистрации данного транспортное средство.

Обязанность учета в налоговом органе, которая предусмотрена НК РФ, не означает, что налогоплательщик осуществляет постановку имущества на учет самостоятельно. Происходит это на основании сведений, которые сообщают в налоговый орган соответствующие органы. Например, если это касается имущества, то в налоговую сведения предоставляют органы, которые осуществляют госрегистрацию прав лица на недвижимость (85 НК РФ).

Важно! Порядок, по которому осуществляется постановка и снятие физлиц с учета регламентируется 84 статьей НК РФ.

Московский государственный университет печати

10.

Глава 10. Учет налогоплательщиков и налоговый контроль

Общие положения о налоговом контроле

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Налоговый контроль использует три основных метода (рис. 10.2 ).

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

10.1.

Организация учета налогоплательщиков

Читайте также:  Как составить заявление в ФНС на перерасчет транспортного налога?

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Основания для постановки на налоговый учет в налоговом органе организаций и их обособленных подразделений, физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия е обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.

При осуществлении организацией деятельности в РФ, через обособленное подразделение, заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца дня создания обособленного подразделения в налоговый орган, по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию или выдачу лицензий(разрешений). Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

МинФин РФ вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, учета иностранных организаций и иностранных граждан.

Постановке на учет подлежат иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств (далее — иностранные организации), выступающие в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения и осуществляется в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование на основании соглашения о разделе продукции. В случае, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, то постановка на учет производится в налоговом органе субъекта РФ, примыкающего соответственно к району континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

Постановка на учет организации по месту нахождения организации и ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

Читайте также:  Правила внесения исправлений в кассовую книгу. Допускается ли в бумажном и электронном варианте?

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

место жительства;

данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

данные о гражданстве.

Постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц осуществляется в порядке, установленном МинФин РФ.

Особенности порядка постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются МинФин РФ.

Форма заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также постановку на учет (снятие с учета) организаций и физических лиц по основаниям, в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, учреждений, организаций и должностных лиц, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.

Изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющие:

  • расчетные операции (банки);
  • регистрацию;
  • выдачу лицензий и т.д.

Снятие с учета физического лица может осуществляться налоговым органом, при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Идентификационный номер налогоплательщика

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются МинФином РФ.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) имеет следующую структуру:

  • для организации:

XXXX MMMMM K — ИНН организации (10 знаков).

Читайте также:  Методы оценки различных объектов бухгалтерского учета.

XXXX — код налогового органа, присвоившего ИНН (4 знака);

MMMMM — порядковый номер записи в ЕГРН (5 знаков);

K — контрольное число, рассчитываемое по специальному алгоритму (1 знак);

  • для физического лица:

XXXX DDDDDD RR — ИНН физического лица (12 знаков).

XXXX — код налогового органа, присвоившего ИНН (4 знака);

DDDDDD — порядковый номер записи в ЕГРН (6 знаков);

RR- контрольное число, рассчитываемое по специальному алгоритму (2 знак);

Помимо ИНН организациям присваивается Код причины постановки на учет (КПП), состоящий из 9 знаков (XXXX FF HHH).

КПП имеет следующую структуру:

XXXX — код налогового органа, осуществившего постановку на учет (4 знака);

FF — код причины подстановки на учет (2 знака);

01-50 — для российских организаций.

51-99- для иностранных организаций.

HHH — порядковый номер постановки на учет в налоговом органе по соответствующей причине.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке.

Организации — налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций-налогоплательщиков.

10.2.

Налоговые проверки

В процессе проведения мероприятий по осуществлению последующего налогового контроля налоговые органы проводят налоговые проверки. НК РФ установлены два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка

Данный вид проверки осуществляется уполномоченным должностным лицом налогового органа на основании своих служебных обязанностей, по месту нахождения налогового органа. Для проведения камеральной проверки не требуются специальные решения и/или постановления руководителя налогового органа, т.е. она не является процессуальным действием. Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Правила проведения камеральной налоговой проверки распространяются на:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов;
  • налоговых агентов.

Налоговый орган может осуществлять сбор информации в процессе проведения проверки, рассылая запросы в налоговые органы контрагентов налогоплательщика, регистрирующие и лицензирующие органы, в кредитные учреждения и т.д. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При выявлении ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия, налоговый орган сообщается об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик либо представляет в налоговый орган дополнительные пояснения относительно данных внесенных в налоговую декларацию (расчет), либо вносит исправления в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

У налогоплательщиков использующих льготы по налогам и сборам налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика иных дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Исключением являются данные истребуемые налоговым органом в случаях:

  • при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;
  • при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В случае выявления в ходе проведения камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах должностными лицами налогового органа, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка

В отличии от камеральной выездная налоговая проверка проводится на основании особого (специального) решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, который расположен по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица и является процессуальным действием.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В исключительных случаях, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В отношении одного налогоплательщика проверка правильность исчисления и своевременность уплаты налогов может проводиться по одному (тематическая) или нескольким налогам.

Читайте также:  Просто о сложном: что такое ставка рефинансирования и зачем она нужна

Период, который может охватывать выездная налоговая проверка, не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

  • две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При этом выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика не учитывается.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Должностные лица налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, могут:

  • знакомиться с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов только на территории налогоплательщика;
  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • проводить опрос свидетелей. (В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол);
  • при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производить выемку этих документов;
  • осуществлять иные действия в рамках действующего законодательства.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

При проведении мероприятий налогового контроля, действия представителя налогового органа имеют процессуальный характер и оформляются протоколами. Протоколы составляются на русском языке.

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол, после прочтения, подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

В акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8)

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотрена ответственность.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка под расписку, направлен по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица, или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, с даты отправки заказного письма.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Учет налогоплательщиков в налоговых органах

Важно! Под учетом организаций и физлиц в налоговом органе понимают регистрацию налогоплательщиков, целью которой является сбор сведений, требуемых для налогового контроля. Информация о каждом налогоплательщике включается в Единый госреестр налогоплательщиков.

В соответствии с НК РФ, налоговому учету подлежат:

  • организации, которые имеют статус юрлица, а также индивидуальные предприниматели;
  • организации, которые имеют обособленные подразделения;
  • физлица, не являющиеся ИП, если существуют обстоятельства по возникновению обязанностей по уплате налога;
  • налогоплательщики, в собственности которых есть недвижимость или ТС.

Представление налоговой декларации

На основании абз. 1п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация подлежит представлению в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Означает ли это, что налоговая декларация по НДПИ должна представляться в налоговый орган, в котором осуществлена постановка пользователя недр на учет в качестве плательщика НДПИ?
В пункте 1 ст. 346 НК РФ зафиксировано: налоговая декларация по НДПИ представляется пользователем недр в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Данная норма, как указала ФНС, является императивной, поэтому местом представления налоговой декларации по НДПИ следует считать инспекцию ФНС по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (Письмо от 06.06.2013 №ЕД-4-3/[email protected]). Из этого правила есть исключение, касающееся налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Таковые представляют декларацию по НДПИ в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в которой они поставлены на учете (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

При заполнении налоговой декларации на титульном листе (на листе 01) указывается код налогового органа, в который представляется документ. Так, в случае представления декларации по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, ставится код «214», по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика – «213».

Порядок постановки на учет

НалогоплательщикПорядок постановки на учетНовая организацияПостановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРЮЛ и не требует специальной подачи заявления в налоговую.Индивидуальные предпринимателиПостановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРИП и не требует специальной подачи заявления в налоговую.Обособленное подразделениеЕсли у организации есть обособка, то по его месту нахождения подается заявление в налоговый орган в срок до 1 месяца после создания.Физлица, не ИПВстают на учет по месту жительства на основе информации от органов, которые осуществляют регистрацию прав и сделок. Самостоятельное обращение налоговую для постановки на учет не требуетсяНедвижимость и ТСПостановка по месту нахождения имущества на основании сведений от регистрирующих органов.

Если меняются сведения

Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.

У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.

Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.

Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.

Место нахождение имущества для целей учета

Важно! Для того, чтобы осуществить постановку на налоговый учет имущества, необходимо определиться с местом его нахождения.

ИмуществоМесто нахождение для целей налогового учетаМорские, речные и воздушные ТСМесто нахождение собственникаИные ТСМесто прописки или место госрегистрации, а если их нет, то место жительство собственникаИное недвижимое имуществоМесто нахождения имущества

После постановки на учет в налоговой налогоплательщику будет выдано соответствующее свидетельство или уведомление. При этом каждому налогоплательщику будет присвоен единый номер, который действует на территории РФ по всем видам налога. Это идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является персональным для лица.

Обязанности, предписываемые налоговым органам

Согласно действующим нормам РФ, налоговый орган обязан принять заявление о постановке на налоговый учет. И в течение пяти рабочих дней плательщику – физическому лицу выдается первичное свидетельство о постановке на учет, в котором содержатся персональные данные.

Свидетельство выдается лично под роспись о получении. Составляется оно на гербовой бумаге с голографической печатью, подтверждающей подлинность документа.

Если плательщик обратился в налоговый орган посредством интернета или почты (заказным письмом), то налоговый орган обязан принять заявление и в течение тех же пяти дней обработать его: поставить плательщика на учет, и выдать свидетельство тем же путем, каким получил документы.

Примечательно, что плательщик может обратиться за получением документа лично — это его право.

Если обращается с заявлением представитель организации, то постановку на учет налоговый орган обязан осуществить в такой же срок – пять рабочих дней. В этот же период выдается идентификационный налоговый номер – ИНН, без которого деятельность организации не может осуществляться в полной мере.

При этом при наличии обособленных подразделений, постановке на учет подлежит каждое из них от организации, по месту их фактического/юридического нахождения. Как и вновь созданные компании или ИП, которые обязаны получить свидетельство по месту фактического/юридического нахождения.

В свидетельстве о налоговом номере организации проставляются следующие данные:

  • название организации по ЕГРЮЛ;
  • присвоенный налоговый номер и КПП (код учета);
  • номер ОГРН;
  • наименование налогового органа;
  • дату выдачи ИНН;
  • номер налогового органа.

Сотрудники налогового органа обязаны проверить предоставленные сведения, и только потом уже поставить на налоговый учет заявителя-организацию. Установленный законом срок на все действия – пять дней. Независимо от того, кто заявитель, и какие основания для учета.

Если в качестве инициатора по постановке на учет является не заявитель (следует понимать, как организацию, ИП или физическое лицо), а соответствующие органы, то налоговый орган обязан принять документы на рассмотрение и в течение пяти дней выполнить постановку на учет. И в этот же период выдать свидетельство плательщику, а не соответствующим органам.

Вариантов выдачи может быть несколько: обычной почтой (имеется в виду заказное письмо) или в сети интернет, а также лично заявителю под роспись. Налоговый орган не обязан уведомлять плательщика о том, что по сообщению соответствующих органов плательщик был поставлен на налоговый учет, но вручить ему свидетельство должен обязательно.

Добавить комментарий

Adblock
detector