Различие между «кассой» и «ККМ»
Часто возникает путаница в понятиях «касса» и «ККМ». «Касса» — это условный кошелек предпринимателя или организации, «сейф», в который приходит на хранение наличность и из которого она уходит на нужды бизнеса и владельца бизнеса. А «ККМ» — контрольно-кассовая машина, необходимая при наличных расчетах с покупателями. Это средство для учета тех денег, которые вы получаете от клиентов за товары или услуги. В кассу деньги могут приходить из нескольких ККМ. Из контрольно-кассовой машины расходовать деньги нельзя. В конце дня наличность из всех ККМ вносится в кассу, делается соответствующая запись, и уже из кассы средства могут тратиться. Кассовую дисциплину нужно соблюдать независимо от наличия ККМ.
Кассовая книга
В программе 1С:Бухгалтерия реализован функционал формирование кассовой книги (форма КО-4). Кассовая книга в 1С 8.3 находится в журнале ПКО и РКО. Для ее открытия нажмите на кнопку «Кассовая книга».
В шапке отчета укажите период (по умолчанию проставлен текущий день). Если в вашей программе учет ведется более чем по одной организации, ее так же необходимо указать. Кроме этого вы можете выбрать при необходимости конкретное подразделение, по которому кассовая книга сформируется.
Для более уточненной настройки отчета нажмите на кнопку «Показать настройки».
Читайте также: Как заключить договор займа между юридическими лицами
Здесь вы можете указать, как будет формироваться кассовая книга, и некоторые из настроек по ее оформлению в 1С.
После того, как вы внесли вне изменения в настройку данного отчета, нажмите «Сформировать».
В результате вам выведется отчет со всеми движениями денежных средств по кассе, а так же остатками на начало / конец дня и остатками.
Оформление кассовых документов
Есть два варианта ведения кассовых документов — базовый и упрощенный (для ИП и малых организаций, его мы рассмотрим ниже). В базовом варианте ИП и ООО должны оформлять все кассовые операции с помощью следующих документов:
- приходный кассовый ордер — формируется при поступлении наличности в кассу;
- расходный кассовый ордер — формируется при выдаче наличности из кассы;
- кассовая книга (по форме КО-4) — в ней ведется учет всех поступлений и расходов наличности на основании всех приходных и расходных ордеров;
- объявление на взнос наличными — для сдачи наличных в банк;
- препроводительная ведомость —если деньги забирают инкассаторы;
- расчетно-платежная форма (по форме № Т-49) и платежная ведомость (по форме № Т-53) — документы для расчета и выплаты заработной платы и других выплат персоналу;
- авансовый отчет — это документ, который оформляет сотрудник или директор организации (но не ИП), чтобы отчитаться за расходы наличности, выданные ему ранее авансом или потраченные из личных средств.
К кассовой дисциплине никак не относятся КУДиР, книга учета БСО, справка-отчет (по форме КМ-6) и журнал кассира-операциониста (по форме КМ-4).
Проще говоря, кассовая дисциплина подразумевает ведение кассовой книги и отражение наличных операций, составление кассовых документов (приходные ордера, расходные ордера, авансовые расчеты).
Кассовые документы можно вести в электронном виде и на бумаге. Бумажные документы заполняются от руки или на компьютере, затем распечатываются и заверяются подписью. В электронном виде документы оформляются в специальной программе или бухгалтерском сервисе и подписываются электронными подписями.
Учет кассовых операций в 1С: Бухгалтерии предприятия 8
Опубликовано 03.12.2014 13:06 Автор: Administrator ПКО и РКО — это основные документы, которые используются для отражения движения денежных средств в кассе. Они нужны практически в любой организации, и в этой статье я расскажу, как работать с ними в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 редакции 3.0. Кроме этого речь пойдет о том, как проверить корректность ведения кассовых операций и как установить лимит остатков денег в кассе.
Итак, для того, чтобы отразить приход денежных средств в кассу, необходимо перейти на вкладку «Банк и касса» и выбрать пункт «Поступление наличных (ПКО)».
Добавляем новый документ по кнопке «Создать». В открывшейся форме необходимо правильно выбрать вид операции, от этого зависит состав полей документа, которые нужно заполнить. Мы будем отражать операцию «Оплата от покупателя».
Читайте также: Когда вводить автотранспортное средство в эксплуатацию?
Затем выбираем организацию (если в базе их несколько), контрагента (при необходимости создаем нового), указываем сумму и счет учета. В табличную часть добавляем строку и указываем договор, статью движения денежных средств, сумму, ставку НДС, счета расчетов. В том случае, если платеж нужно отнести к разным договорам, можно добавить несколько строк. Поле «Основание» также необходимо заполнить для того, чтобы эта информация отразилась в печатной форме ПКО.
При проведении документа в нашем случае формируется движение по счетам Дт 50 Кт 62.
Для того, чтобы отразить в программе расход денежных средств, необходимо на вкладке «Банк и касса» выбрать пункт «Выдача наличных (РКО)».
В данном документе также нужно выбрать вид операции, мы рассмотрим операцию «Выплата заработной платы по ведомостям».
Выбираем организацию и добавляем строку в табличную часть. В том случае, если ранее уже была создана ведомость на выплату зарплаты, то нужно её выбрать, или можно создать новую ведомость непосредственно из текущего документа.
Ведомость можно заполнить по всем сотрудникам автоматически, нажав соответствующую кнопку, или вручную добавить нужных людей.
Нажимаем «Провести и закрыть», суммы в документе «Выдача наличных» проставляются автоматически на основании созданной ведомости. Остается только выбрать статью движения денежных средств в поле, расположенном под табличной частью.
Данный документ создает проводку Дт 70 Кт 50.
Также к кассовым документам относится авансовый отчет. О том, как с ним работать я подробно рассказывала в статье Авансовый отчет — как заполнить в 1С: Бухгалтерии предприятия 8.
Еще я рекомендую установить в программе лимит остатков денег в кассе, который будет использоваться при проверке правильности ведения кассовых операций. В том случае, если он будет превышен в какой-то из дней, программа сообщит об этом. Но данную операцию могут не выполнять субъекты малого бизнеса и ИП, которые в соответствии с новым порядком, вступившим в силу с 1 июня 2014 года, не имеют обязанности контролировать лимит.
Всем остальным нужно зайти на вкладку «Главное», выбрать пункт «Организации», нажать кнопку «Ещё» и «Лимиты остатка кассы».
Читайте также: Как сэкономить налог на прибыль по договору лизинга
В открывшейся таблице по кнопке «Создать»указываем лимит и дату, с которой он действует.
Для того, чтобы проверить корректность ведения учета по кассе, необходимо воспользоваться обработкой «Экспресс-проверка ведения учета», которая находится на вкладке «Отчеты».
В форме обработки необходимо установить период проверки, нажать кнопку «Показать настройки» и установить галочку «Операции по кассе». Затем нажимаем «Выполнить проверку».
Программа сообщит, есть ли ошибки по данному разделу учета, а также подскажет информацию о них при наличии.
Если у вас остались вопросы, то вы можете задать их в комментариях к статье или на нашем форуме.
А если вам нужно больше информации о работе в 1С: Бухгалтерии предприятия 8, то вы можете бесплатно получить нашу книгу по ссылке.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Добавить комментарий
Комментарии
+3 Чепикова Наталья Георгиевна 14.11.2020 15:52 Спасибо большое за книгу. Я очень рада, что у меня есть такая замечательная и полезная для меня литература.
Цитировать
Обновить список комментариев
JComments
Порядок ведения кассовых операций
Кассовую дисциплину устанавливают правила Банка России:
1. Для расчетов наличными с контрагентами юрлицами и ИП (не физлицами и не сотрудниками) установлен лимит. По одному договору сумма расчетов не должна превышать 100 000 рублей наличкой.
2. Расходовать наличные можно строго на определенные цели: выплаты работникам, которые входят в фонд зарплаты; выплаты социального характера; оплату товаров, работ, услуг; подотчетные работникам; возврат денег за возвращенные покупателями товары. ИП могут тратить наличные из кассы, в частности, на личные нужды.
3. Также важно хранить деньги в кассе в рамках установленного организацией лимита, а превосходящие его средства сдавать в банк.
Упрощенный порядок ведения кассы для малого бизнеса
Упрощенный порядок кассовых операций установлен с 1 июня 2014. Согласно ему ИП и малые предприятия могут отказаться от оформления приходного и расходного ордера, а также не вести кассовую книгу. В их обязанности вменяется лишь оформление расчетно-платежных и платежных ведомостей при выплатах зарплаты физлицам или иных вознаграждений в наличной форме.
Кроме того, ИП и малые организации с численностью сотрудников до 100 человек и выручкой до 800 млн рублей в год могут не соблюдать лимит остатка денег в кассе. Но если ИП и малым организациям удобно вести кассовые документы, они вправе это делать.
Унифицированные бланки
Согласно постановлению № 88 Госкомстата РФ от 18 августа 1998, регламентирующему оформление документов по кассовым операциям, это:
- ордеры – расходный и приходный, сокращенно РКО и ПКО;
- книга;
- платежная ведомость (если через ККТ рассчитываются с сотрудниками).
Зная их реквизиты, вы существенно упростите и убыстрите составление деловых бумаг. Также есть необязательные, и в их числе:
- журнал регистрации данных счетчиков;
- сами показания;
- справки-расчеты;
- акты – о возврате и переводе средств, о направлении ККМ в ремонт и так далее;
- выписки о вызове технических специалистов.
Учреждение может не использовать именно унифицированные бланки, а разработать свои, отвечающие актуальным стандартам, но оно в любом случае должно своевременно заполнять обязательные бумаги и предъявлять их по требованию проверяющих органов.
Проверки и штрафы
Проверку ведения кассы осуществляет налоговая инспекция. За нарушение кассовой дисциплины (например, неоприходование выручки, превышение лимита наличных расчетов с контрагентами) предусмотрены административные штрафы (ст. 15.1 КоАП РФ):
- для ИП — от 4 000 до 5 000 рублей;
- для ООО — от 40 000 до 50 000 рублей.
Организациям и предпринимателям из реестра МСП штраф могут заменить на предупреждение, если нарушение допущено впервые, нет материального ущерба, угрозы чрезвычайных ситуаций.
Читайте также: Краткосрочные займы и кредиты: характерные особенности, преимущества и недостатки
Ведите кассу в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия: у нас есть касса и необходимые кассовые документы. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, отправляйте отчетность и сверяйтесь с контролирующими органами с помощью Контур.Бухгалтерии.
Попробовать бесплатно