Бухгалтерский учет НКО — Особенности бухучета НКО

Начнем с того, как формируется прибыль НКО. Ее источниками могут быть следующие:

  1. Поступления от учредителей (единовременные и постоянные).
  2. Пожертвования и взносы сторонних лиц.
  3. Прибыль, получаемая от продажи товаров и предоставления услуг населению.
  4. Доходы, которые приходят от акций, банковских вкладов и ценных бумаг.
  5. Прибыль, приходящая от сдачи недвижимости НКО в аренду.
  6. Прочие поступления, не запрещенные российским законодательством.

Независимо от того, какая форма получения прибыли НКО имеет место, по ст. 24 ФЗ № 7, использовать эти финансы можно только на цели, которые поставлены данной организацией. Обычно это общественные и социально значимые задачи.

Схема работы некоммерческих организаций

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Читайте также:  Максимальные декретные выплаты в 2021 ограничения, сумма, размер

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.

Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Признаки автономной некоммерческой организации

Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:

  • унитарное;
  • отсутствие возможности членства;
  • основание производится посредством вкладов в материальном эквиваленте от физических или юридических лиц;
  • цели осуществляемой деятельности обязательно должны носить исключительно некоммерческую специфику;
  • создание может быть произведено одним лицом;
  • имущество, передача которого была осуществлена учредителями, отходит в собственность самого учреждения;
  • учредители не располагают правами на имущество, отданное в распоряжение организации;
  • учредители не несут рисков по материальным обязательствам предприятия;
  • организация, в свою очередь, не несет рисков по задолженности учредителей перед третьими лицами.

Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.

Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:

  • учредители не становятся членами;
  • учредители не располагают заинтересованностью в осуществлении управления деятельностью компании, так как унитарное учреждение заблаговременно наделяется требуемым имуществом, в отличие от корпоративных, где учредителям требуется осуществлять взносы и быть заинтересованными в извлечении прибыли;
  • считаются организациями, не приносящими прибыль.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие Дт Кт Примечание Получены и учтены в доходах целевые средства 07, 08, 10, 50, 51, 52 76 НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86 76 86 Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств 50, 51, 52

(86)

86

(50, 51, 52)

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

«Какой проводкой формируются отрицательные курсовые разницы»;

«Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств 55 (58) 86 Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств 08 60 Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ) 01, 04 08 60 51 86 83 Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС Начисление амортизации ОС — 010 Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007) Выбытие ОС 83 01, 04 Списана балансовая стоимость ОС, НМА Продажа ОС 50, 51 76 Оплата покупателя ОС 76 91-1 При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 91-3 68 НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств»

83 01 Списание учтенной стоимости проданного ОС 10 91-1 Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС Финансовый результат от продажи ОС 91-9

(99)

Читайте также:  Как используют агентские договоры, чтобы сохранить право на УСН 99

(91-9)

Выявлена прибыль (убыток) 99

(84)

84

(99)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная 84

(86)

86

(84)

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств Списана учтенная амортизация ОС 010 — План счетов, абзац 2 п. 17 ПБУ 6/01 Отражены организационные затраты НКО 20, 26 68, 76 Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО 10 60 Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов) 20, 26 10 20, 26 69, 70, 71 Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО 20, 26 76 Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо) 20, 26 68 Налог на имущество, земельный налог, транспортный 86 20, 26 Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО 86 76 Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям 76 01, 10, 50, 51, 52

Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.

Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Налог на прибыль некоммерческих организаций

Бесплатная консультация юриста!

Все некоммерческие организации (далее — НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества. Если некоммерческая организация размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы и услуги и т.п., то эта деятельность считается предпринимательской и НКО является плательщиком налога на прибыль. Согласно требованиям Налогового Кодекса все доходы необходимо разделить на две категории: доходы от реализации; внереализационные доходы. Доходами от реализации признается выручка, полученная в денежной или натуральной форме, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации прочих видов имущества и имущественных прав. Выручка определяется исходя из цен реализации, определяемой сторонами сделки. К числу внереализационных доходов относятся доходы от долевого участия в других организациях; курсовые разницы; суммы штрафов, пеней; доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду; в виде процентов по договорам займа (кредита); в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; другие доходы. Наряду с общими видами доходов, не учитываемых для налогообложения, некоммерческие организации должны внимание уделить следующим особенностям. При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются средства, полученные в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. К указанным средствам, в частности, относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Кроме того не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные ими по целевому назначению. К указанным целевым поступлениям относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования; имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования и др. Под средствами и имуществом, полученными на благотворительную деятельность, понимаются средства и имущество, поступившее некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Перераспределение целевых поступлений между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями при определении налоговой базы не учитывается. В бюджетных учреждениях в составе доходов, подлежащих налогообложению, не учитывается также стоимость имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней. Все некоммерческие организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны обеспечить раздельное ведение учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования и расходов, произведенных за счет указанных средств. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как средства, подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования отнесены средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Ведение некоммерческими организациями и бюджетными учреждениями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений, и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. При организации налогового учета затрат, учитываемых для целей налогообложения, бюджетные учреждения сумму доходов от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не могут направить на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Если в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов. В любом случае для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При организации налогового учета необходимо учитывать, что в некоммерческих организациях не подлежит амортизации имущество, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Не амортизируется также имущество, полученное в рамках целевого финансирования; имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; имущество, полученное медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке. Не подлежит амортизации также и имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления этой деятельности. Общая ставка налога на прибыль – 24%, 6,5% уплачивается в федеральный бюджет и 17,5% в бюджет субъектов РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации подаются в налоговый орган не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, должны представлять декларации по налогу на прибыль в упрощенной форме по истечении налогового периода. Следует также учитывать, что все некоммерческие организации, получающие имущество и средства в виде целевых поступлений и целевого финансирования, а также имущество и средства в рамках благотворительной деятельности в составе декларации за налоговый период должны представить Отчет о целевом использовании этих средств.

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Читайте также:  Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам” в бухгалтерском учете Действие Дт Кт Примечание Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств 08 60 НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС 19 60 01, 04 08 60 51 86 83 Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств Выручка от реализации товаров, оказания услуг 62 90-1 Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям 90-3 68 Отражаются расходы, связанные с предпринимательством 20-2, 26-2 69, 70 Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве 20-2, 26-2 10, 76, 60 Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП 19 10, 76, 60 20-2, 26-2 02, 05 Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве Формирование результатов от предпринимательства 90-2 41, 43, 45 Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров 90-2 20-2, 26-2 Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты 90-9

(99)

99

(90-9)

Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90 99

(84)

84

(99)

Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств 84

(86)

86

(84)

Покупка-реализация ценных бумаг 58 60, 76 Приобретение ценных бумаг.

С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях:

«Бухгалтерский учет финансовых вложений – ПБУ 19/02»;

«Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)»

60, 76 58 58

(91-2)

91-1

(58)

Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная) 91-2 76 Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг 76 91-1 Проданы ценные бумаги 91-2 58 Списана учетная стоимость ценных бумаг Формирование результатов от операций с ценными бумагами 91-9

(99)

99

(91-9)

Выявлена прибыль (убыток) 99

(84)

84

(99)

Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности) 84

(86)

86

(84)

Учет доходов в НКО. Как ведется учет коммерческой деятельности в НКО?

Самый важный момент. Нельзя смешивать коммерческую и некоммерческую деятельность в бухгалтерском учете НКО. Если возникает деятельность приносящая доход ведется раздельный бухгалтерский учет направлений.

  • На основании оказанных
  • На основании проданных товаров «Товарная накладная»

Выделяет коммерческое поступление прежде всего основание платежа. Если оно непонятно какое, налоговая относит его к выручке и оно попадает в налогооблагаемую базу. Как правильно оформить некоммерческое поступление было подробно описано в статье «Некоммерческие поступления».

Размер налога зависит от режима налогообложения. НКО ведущие активную коммерческую деятельность выбирают между ОСНО (Основная система налогообложения) и УСН 15% (Доходы за вычетом расходов). Какой из них выбрать сложный вопрос. Ответ на него должен знать Ваш бухгалтер. Если его нет, можете позвонить нам, у нас есть и бухгалтера и услуги бухгалтерского сопровождения. Руководителям сложно ответить на этот вопрос самостоятельно, слишком много нюансов.

  • Учет выручки формируется на 90 счете — продажи
  • Учет доходов от вложений лучше выделять на 91.1 счет — прочие доходы
  • Учет некоммерческих поступлений формируется отдельно на счете 86 — целевое финансирование

С определение поступлений все относительно просто. Сложности возникают с отнесением расходов. Хорошо, если получается при возникновении расходов есть возможность отнести к одному из направлений. Но это происходит далеко не всегда. Аренда, сотрудники с окладами, постоянные расходы используются двумя направлениями. Задача бухгалтера грамотно разнести расходы, чтобы с одной стороны у гос.органов не возникало лишних вопросов и с другой не начислять лишних налогов. Раздельный бухгалтерский учет в НКО требует от бухгалтера высокой квалификации и хорошую практику.

Важно! Учет НКО проверяет ИФНС (налоговая) и МИНЮСТ. Принципы и цели проверки у них разные.

  • Налоговая. Руководствуется жестким налоговым кодексом. Налоговая фискальный орган, который должен обеспечивать сбор налогов. За нарушение она ссылается на конкретную статью и доначисляет налог, штраф и пени. Следит за тем, чтобы в НКО все коммерческие поступления попали в налогооблагаемую базу.
  • МИНЮСТ. Регуляторный орган. Он следит за соблюдением НКО её уставных целей. Опирается на целый ряд законов касающихся НКО. Решение о соблюдении уставных целей принимается на основании экспертизы деятельности и заключения. Признание за НКО не соблюдение уставных целей (неуставная деятельность) приводят к решению ликвидировать НКО. Решения МИНЮСТа более субъективны и непонятны, но на практике под его проверки попадают иностранные агенты и НКО грубо нарушающие закон, с целью обогащения, мошенничества, терроризма, секты, «обналички» и им подобные.

Бухгалтерское сопровождение

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Читайте также:  Как рассчитать транспортный налог в 2021 году для физических лиц

Позвонить сразу бухгалтеру

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Заказать консультацию

Бухгалтерская отчетность НКО

Ежегодно по итогам своей деятельности НКО, как и обычные коммерческие организации, должны фиксировать результаты бухучета своих операций в бухгалтерской отчетности.

Все без исключения НКО сдают в обязательном порядке 2 формы (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств.

НКО, занимающиеся предпринимательством, дополнительно формируют отчет о финансовых результатах.

Отчеты о движении денежных средств и движении капитала НКО сдают только при наличии требований в отраслевых узкоспециализированных законах.

С более подробными разъяснениями по составу бухгалтерской отчетности НКО вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций».

Распределение общехозяйственных расходов НКО

Если Организация получает доходы, относящиеся к поименованным в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, то она должна обеспечить раздельный учет указанных доходов (расходов).

Распределение расходов необходимо, если налогоплательщик производит какие-либо расходы, связанные как с деятельностью в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, так и с предпринимательской деятельностью.

Порядок признания расходов при методе начисления определен в ст. 272 НК РФ.

Расходы налогоплательщика, которые не относятся непосредственно к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абзац 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

В доходы организации для распределения расходов возможно включать и доходы от реализации, и внереализационные доходы (письмо Минфина РФ от 10.06.2020 N 03-03-06/3/50000). Ранее Минфин России разъяснял, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-03-06/4/25397, от 04.02.2015 N 03-03-06/4/4305, от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31298, от 18.04.2013 N 03-03-06/4/13345, от 18.05.2011 N 03-03-06/4/47, от 20.01.2010 N 03-03-06/4/4). Возможность подобного распределения расходов приходилось доказывать в суде (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5907/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 N Ф04-3336/11).

Однако со ссылкой на определение КС РФ от 24.11.2005 N 412-Офинансовое ведомство допустило,
что распределение общехозяйственных расходов НКО между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (письмо от 23.01.2015 N 03-03-06/4/2051).
Минфином и УФНС конкретизировано следующее (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-03-10/13805, п. 1 письма УФНС России по г. Москве от 05.02.2016 N 16-15/010380):

  • под общехозяйственными расходами следует понимать расходы, которые связаны как с деятельностью, осуществляемой в рамках целевого финансирования и (или) целевых поступлений, так и с предпринимательской деятельностью. При этом невозможно однозначно установить, что такие расходы не осуществляются исключительно в рамках ведения одного из этих видов деятельности. Речь идет о расходах на оплату труда и начисления на оплату труда персонала, занимающегося общими вопросами организации деятельности, обеспечивающего решение хозяйственных, административных, финансовых и других аналогичных функций, на приобретение коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта занимаемых помещений);
  • налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм, от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя;
  • таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет порядок учета расходов для налогообложения прибыли и закрепляет его в учетной политике.

Учитывая, что позиция контролирующих органов в отношении распределения расходов НКО поменялась, полагаем, допустимо распределение общехозяйственных и административно-управленческих расходов как между видами деятельности по целевому финансированию, так и иной предпринимательской деятельностью.

Применяемый порядок учета расходов следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

В результате алгоритм распределения расходов в налоговом учете совпадет с порядком, используемым организацией в целях бухучета.

Следование такому порядку не приводит в общем случае к неуплате налога на прибыль. Напротив, распределение расходов исходя из пропорции с учетом полученных средств целевого финансирования приведет к непризнанию части расходов общехозяйственных и административно-управленческих расходов в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина РФ от 18.10.2019 N 03-03-07/80304).

При этом налоговый риск возможен, когда выделенные средства целевого финансирования полностью предусматривают расходы на содержание АУП и оплату иных необходимых общехозяйственных расходов, существование которых не зависит от наличия или отсутствия доходов от предпринимательской деятельности.

Получите консультацию эксперта

по Вашей ситуации и получите консультацию аудитора.

Задать вопрос

Задать вопрос

Итоги

Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством. В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91. Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Общие положения

Некоммерческие организации имеют существенные отличия от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности (за исключением казенного и частного учреждений), должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (в том числе политических партий, профсоюзных организаций), ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов РФ, фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций, публично-правовых компаний. Это исчерпывающий перечень.

Такое разнообразие организационно-правовых форм и направлений деятельности неизбежно сказывается на содержании финансов некоммерческих организаций. В самом общем виде можно выделить следующие группы финансовых отношений, возникающих у некоммерческих организаций:

  • с бюджетом по поводу получения средств в порядке финансирования и выполнения финансовых обязательств перед бюджетом;
  • с вышестоящими органами по распределению и централизации финансовых ресурсов;
  • внутри организаций между подразделениями и работниками по оплате труда;
  • с другими организациями по оплате предоставленных товаров, работ, услуг.

Могут складываться отношения, характеризующие более узкую определенность взаимосвязей в специфичных видах деятельности, например:

  • между общественными организациями и их членами по уплате взносов — вступительных и членских, а также выплатам поощрительного характера членам этих организаций за определенные достижения и результаты деятельности;
  • некоммерческими организациями и их спонсорами по передаче средств в материальной и денежной формах для поддержки деятельности организации.

Некоммерческим организациям предоставлен ряд налоговых льгот. Так, общероссийские организации инвалидов и религиозные организации освобождены от уплаты налога на имущество, земельного налога в отношении используемых для осуществления уставной деятельности имущества и земельных участков. При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (кроме поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно на основании решений органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные по назначению (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” определяет правовое положение, порядок создания, деятельности некоммерческих организаций всех форм, кроме потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости. Приведем основные положения этого закона, касающиеся финансов некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Источниками формирования денежных средств и иного имущества некоммерческой организации являются:

  • поступления (регулярные и единовременные) от учредителей (участников, членов), установленные учредительными документами;
  • добровольные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также земельные участки в собственности или на ином праве. Некоммерческая организация (за исключением казенного учреждения) может формировать в составе имущества целевой капитал.

При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники.

Существуют специальные законы, регулирующие правовое положение отдельных типов некоммерческих организаций, например:

  • Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”;
  • Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ “О политических партиях”;
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;
  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”.
Добавить комментарий

Adblock
detector