Земельный участок под МКД не является объектом налогообложения

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

Читайте также:  Начисление амортизации основных средств в 2018-2019 годах

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Земельные участки, не признаваемые объектами налогообложения по земельному налогу

Главная — Статьи

Юридические лица могут использовать земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом. К таким земельным участкам относятся земли как изъятые из оборота, так и ограниченные в обороте. При рассмотрении вопросов о признании земельных участков изъятыми из оборота или ограниченными в обороте для целей применения положений п. 2 ст. 389 НК РФ необходимо иметь в виду следующее. Пунктом 2 ст. 389 НК РФ установлено, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. К земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций Федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения необходимо подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности. Что касается земельных участков, исключенных из объектов налогообложения, занятых находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, необходимо иметь в виду следующее. Земли государственных природных заповедников, а также биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ). Кроме того, правовой режим земель, объявленных заповедником, установлен Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 27.12.2009) и Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (ред. от 23.04.1996). Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные объекты закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). При этом положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. В основном на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Следует также иметь в виду, что органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Что касается национальных парков, ими признаются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, имеющих земельные участки, например для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха. Такие земельные участки подлежат налогообложению в установленном порядке, так как не являются землями, изъятыми из оборота. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В отношении изъятых из оборота земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, необходимо иметь в виду следующее. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 27.07.2010)). К военной службе относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, других войсках и воинских формированиях (ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 27.07.2010)). Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона N 61-ФЗ). К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (п. 5 ст. 1 Закона N 61-ФЗ). Создание, деятельность и комплектование других войск, воинских формирований и органов, а также управление ими осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Вопросы координации деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны определяются Президентом Российской Федерации (ст. 17 Закона N 61-ФЗ). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования (п. 6 ст. 1 Закона N 61-ФЗ). Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» (ред. от 23.10.2008) утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, в котором установлены органы и организации, относящиеся к инженерно-техническим воинским формированиям и дорожно-строительным воинским формированиям. К инженерно-техническим воинским формированиям отнесены: военно-инженерные технические формирования специального строительства — главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, управления специального строительства по территориям, управления строительной промышленности, военно-инженерные технические управления, строительные и специализированные управления, заводы, строительные и промышленные комбинаты, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные, военно-образовательные учреждения профессионального образования; военно-инженерные технические формирования связи — Военное эксплуатационно-восстановительное управление связи, инженерно-технические узлы, центры и отделения связи, мобилизационные группы. К дорожно-строительным воинским формированиям относятся военные управления дорожного строительства, управления дорожно-строительных работ, базы автотранспорта и механизации и другие дорожно-строительные воинские части и организации. При этом следует иметь в виду, что воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные воинским формированиям в соответствии с федеральным законодательством, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, на которых расположены воинские формирования, в том числе являющиеся юридическими лицами, а по организационно-правовой форме — федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, находятся у них в постоянном (бессрочном) пользовании. Земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не являются объектами налогообложения по налогу. В отношении земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, необходимо иметь в виду следующее. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 30.04.2010) военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия согласно федеральным конституционным законам и федеральным законам. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, предприятий и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В их систему входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона N 1-ФКЗ). Здания, сооружения и движимое имущество используются военными судами только в целях осуществления правосудия или организационного обеспечения своей деятельности и являются федеральной собственностью. Военные суды освобождаются от уплаты арендных и иных платежей за пользование землей, отведенной для размещения зданий и сооружений, которые находятся во владении военных судов (п. 4 ст. 37 Закона N 1-ФКЗ). Земельные участки под зданиями, сооружениями, занятые военными судами, не являются объектом налогообложения земельным налогом. В отношении земель, изъятых из оборота, занятых объектами организаций Федеральной службы безопасности, необходимо учитывать следующее. Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 16.10.2010) к органам Федеральной службы безопасности отнесены: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления; управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе; авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения. Земельные участки, предоставленные органам Федеральной службы безопасности, являются федеральной собственностью. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» утверждены Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Структура органов Федеральной службы безопасности. Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает структурные подразделения, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности и организации, необходимые для реализации задач, возложенных на органы и войска, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, подразделения специального назначения. Земельные участки, закрепленные за указанными органами и организациями, не облагаются земельным налогом. Рассмотрим основания признания земель, занятых объектами организаций федеральных органов государственной охраны, изъятыми из оборота. Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, контролю в сфере государственной охраны, президентской, правительственной специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 (ред. от 14.05.2010)). В состав федеральных органов государственной охраны входят: ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, и подразделения, исполняющие управленческие функции; управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России; подразделения связи специального назначения ФСО России; образовательные, научно-исследовательские организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны. Земельные участки, закрепленные за указанными организациями ФСО России, не являются объектом налогообложения земельным налогом. В отношении земельных участков, занятых под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, относящихся к землям, изъятым из оборота, необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 27.11.2009) объектами атомной энергии являются: ядерные установки — сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда, космические и летательные аппараты; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими ядерными стендами; сооружения и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях. Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения отходов. Отнесение указанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе. При этом эксплуатирующая организация — это организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии (ст. 34 Закона N 170-ФЗ). В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения (ст. 31 Закона N 170-ФЗ). В утратившем силу Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 238 был утвержден Перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, хранение, утилизацию ядерного оружия, радиационно опасных материалов. При определении указанных организаций следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 09.12.2005 N 753 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с утверждением перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты». В отношении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, необходимо учитывать следующее. Статьей 1 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ред. от 27.12.2009) определено, что закрытым административно-территориальным образованием (далее — ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам (п. 2 ст. 6 Закона N 3297-1). Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ЗАТО. Пунктом 2 ст. 6 Закона N 3297-1 определены особенности землепользования в ЗАТО. Так, земельные участки, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам. В ЗАТО особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства Российской Федерации. Учитывая изложенное, положение п. 2 ст. 389 НК РФ применяется в отношении земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО. В отношении земель, изъятых из оборота, занятых объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, необходимо иметь в виду следующее. Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (ред. от 14.05.2010) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России осуществляет свою деятельность через территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Земельные участки, закрепленные за органами и учреждениями ФСИН России, не являются объектом налогообложения земельным налогом. При определении земель, изъятых из оборота, занятых землями под воинскими и гражданскими захоронениями, необходимо иметь в виду следующее. Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 25.11.2009) к указанным объектам отнесены: общественные кладбища, предназначенные для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; воинские кладбища, предназначенные для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы, если это не противоречит волеизъявлению супруга, близких родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления; федеральное военное мемориальное кладбище, предназначенное для погребения и увековечения памяти лиц, имевших особые заслуги перед государством. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны; военные мемориальные кладбища, предназначенные для погребения и увековечения памяти погибших при защите Отечества, перечень которых установлен Законом РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (Закон N 4292-1). В соответствии со ст. 3 Закона N 4292-1 воинскими захоронениями считаются захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения. К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших. Воинские захоронения подлежат государственному учету, который ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт (ст. 5 Закона N 4292-1). Земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности участками под воинскими и гражданскими захоронениями, не признаются объектами налогообложения по земельному налогу. В отношении земельных участков, изъятых из оборота, занятых объектами инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п. 3 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право возводить инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках (ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010)). Статьей 8 Закона N 4730-1 установлено, что пограничным органам отводится в соответствии с законодательством Российской Федерации земельная полоса, проходящая вдоль Государственной границы Российской Федерации на суше, а при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема. Земельные участки, занятые объектами инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, не признаются объектами налогообложения по земельному налогу.

Земельный налог

Пересчет налогов, уплачиваемых физическими лицами

Уплата земельного налога в 2015 году

Сроки начисления и уплаты налогов в 2015 году

Авансы по налогу на имущество транспортному и земельному налогам

Расчет земельного налога для физических лиц

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

Читайте также:  Списание строительных материалов на предприятии, при чем тут сметчик?

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

До 2021 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2021 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.

Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему, введена обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного .

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Читайте также:  Пошаговый алгоритм взыскания дебиторской задолженности

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

  • «Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении “налога на долгострой”»;
  • «Минфин готовит изменения в налог на имущество и земельный налог».

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Adblock
detector