Правила заполнения расходно-приходной накладной по форме ТОРГ-14 и особенности этого документа

Расходно-приходная накладная – что это такое?

Форма применяется в мелкорозничной торговле. Документ используется при отпуске продукции со складов и баз на продажу с лотков, тележек и др. При передаче на точки на переданные единицы не составляются товарные отчеты. Это связано с тем, что продукция, которую не удалось реализовать, будет возвращена обратно на склад.

После того, как рабочий день закончился, в накладной производится запись о выручке продавца, сданной в организацию. Продавец сдает деньги в кассу предприятия и возвращает весь непроданный товар. На следующий рабочий день он получит новую партию по такой же схеме.

Образец составления расходной накладной

С 2013 года единые, стандартные унифицированные формы первичных бухгалтерских документов отменены, поэтому и типовой формы расходной накладной нет. Сотрудники компаний могут составлять ее в произвольном виде, по ранее действующим, обязательным к применению образцам документа (форма ТОРГ 12, ТОРГ 14 и т.п.), или же, если в организации есть собственный разработанный и утвержденный шаблон накладной – на его основе. Главное, чтобы по своей структуре она соответствовала некоторым стандартам делопроизводства, а по содержанию включала в себя ряд определенных сведений.

Условно накладную можно поделить на три части: «шапку», основную часть и заключение. В первую вносится по порядку:

  • номер и дата составления документа;
  • наименование организации, которая производит отпуск товара и наименование организации, которая его получает (если это физическое лицо или ИП, соответственно, сюда вписывается его фамилия-имя-отчество);
  • также здесь делается ссылка на договор, в целях реализации которого происходит данная операция (указывается его номер и дата заключения);
  • если одно из лиц, задействованных в передаче товарно-материальных ценностей действует на основании доверенности, информацию об этом также надо внести в расходную накладную, указав ее номер и дату выдачи.

Во второй, основной части документа, которая формируется, как правило, в виде таблицы, содержится подробная информация об отпускаемых товарно-материальных ценностях:

Читайте также:  По какому тарифу начислять страховые взносы от несчастных случаев в 2021 году

  • их название;
  • количество (в соответствующих единицах измерения – штуках, литрах, килограммах, метрах и т.п.);
  • цена за штуку;
  • общая стоимость.

Если есть необходимость, этот раздел документа можно дополнить и другими сведениями, в том числе сюда можно вписать сорт, категорию, вид, назначение, особенности, упаковку, условия хранения изделий и т.п. Длина таблицы зависит то того, сколько товаров в нее вносится.

В заключительную часть бланка включается следующая информация: количество наименований товара и итоговая сумма (оба эти значения берутся из таблицы).

Расходная накладная

Для чего используется и в каких случаях?

Документ составляется, если сотрудник работает на выносных точках. Цели составления документа следующие:

  1. Расходно-приходная накладная используется для доказательства факта передачи продавцу товарно-материальных ценностей.
    Поскольку деятельность связана с выносной торговлей, за работником невозможно установить контроль.

    При краже товара невозможно будет доказать факт его передачи, если он не будет подтвержден соответствующим документом.

  2. Документ также подтверждает факт возврата работником нереализованной продукции и передачи выручки за день.

Для чего нужна

Расходной накладной называют документ, согласно которому отпускаются материальные средства. Единой формы она не имеет, но обладает юридической силой. Согласно расходной накладной бухгалтеры проводят операции, связанные с движением товарно-материальных ценностей. И в случае выявления каких-либо расхождений даже спустя некоторое время, согласно этому документу могут производиться разбирательства с претензиями и последующим обращением в суд.

Не смотря на то, что единой формы накладной нет, но законодательством все-таки регулируется данный документ. Из письма Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5 получается, что:

  • Любое перемещение продукции от продавца к покупателю фиксируется товаросопроводительными документами, в т.ч. и накладными;
  • Формируются только материально ответственными лицами;
  • Накладные требуются как для подтверждения расходования, так и для оприходывания средств, в т.ч. и при возврате бракованного товара продавцу;
  • Ответственное лицо, отпускающее товар во время работы, должно подтверждать прием и сдачу своей смены приходно-расходной накладной.

«Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (Письмо Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5)

Учитывая все эти аспекты, можно сказать, что расходная накладная больше нужна для учета продукции внутри самой организации. Это обусловлено еще и простотой оформления.

Часто расходную накладную формируют по одной из унифицированных форм:

  • ТОРГ-12;
  • ТОРГ-13;
  • ТОРГ-14.

Это совсем необязательно, но доступность бланков, которые можно беспрепятственно скачать с нашего сайта, решает проблему быстро.

По какой форме составляется?

Расходно-приходная накладная заполняется по форме ТОРГ-14. На основании ее один сотрудник передает товар, а другой принимает его на реализацию. При необходимости унифицированную форму можно сократить или дополнить.

Допустимо использование как унифицированной формы, так и самостоятельно составленной. В самостоятельно составленном документе должны присутствовать следующие графы:

  • название;
  • дата составления;
  • наименование фирмы, составившей документ;
  • суть произошедшей хозяйственной операции;
  • измерение операции в натуральных и денежных единицах;
  • должности материально ответственных лиц и их подписи.

Где найти бланк ТОРГ-14 и образец его заполнения

В связи с тем, что данный бланк довольно специфический (и по использованию, и по содержанию), то заменять его на какой-то другой документ, отличный от унифицированной формы, не очень удобно, хотя и возможно. К тому же в предлагаемом бланке документа, утвержденном постановлением Госкомитета статистики от 25.12.1998 № 132, учтены все особенности отражения рассматриваемых в данной статье операций.

ТОРГ-14 вы можете бесплатно, кликнув по картинке ниже.

Читайте также:  Что нужно учитывать в учете материалов по новому ФСБУ. Шпаргалка для бухгалтера

Также на нашем сайте можно рассматриваемой формы.

Порядок оформления

Кто должен заполнять?

Накладную составляет материально ответственное лицо, которое отпускает товар. Например, это может быть заведующий складом.

Сколько экземпляров нужно?

Составляется два экземпляра: один остается в организации, другой у продавца, который занимается реализацией продукции на выносной точке.

Заполнение

Форма ТОРГ-14 используется в мелкорозничной торговле. При завершении рабочей смены продавец передает вырученные от продажи средства в кассу организации.

Форма состоит из следующих частей:

  1. Сверху заполняются данные об организации.
  2. Далее указывается дата составления документа и его номер. Нумерация ТОРГ-14 должна быть непрерывной.
  3. В следующей части заполняются данные о лицах, передающих и принимающих товар (их ФИО и должности).
    Если ТМЦ доставляются курьером или водителем, ставятся данные этого сотрудника.
  4. Далее начинается заполнение таблицы. В частях 1-3 указывается порядковый номер, наименование товара и его код.
  5. В графах 4-7 заполняются характеристики отпущенного товара.
  6. 8 и 9 графы содержат сведения об единице измерения.
  7. В 10 графе указывается цена за одну единицу.
  8. В 11 графе указывается количество товара. 12 графа содержит сведения об общей стоимости.
  9. По итогам рабочего дня в накладной делается запись о количестве переданного обратно товара, его общей стоимости и выручке, переданной работником в кассу. Информация заполняется в графах 13-15.
    Если ТМЦ не могут быть переданы, делается запись о количестве оставшегося у продавца товара.
  10. Внизу таблицы подсчитывается общая сумма отпущенного и сданного обратно товара и выручки.
  11. Далее заполняются должности принимающей и передающей стороны. Участвующие в операции лица ставят свои личные подписи с расшифровкой.
  12. Стоимость полученной продукции и сумма выручки заполняются в накладной прописью.
  13. После оприходования денег документ подписывает бухгалтер. Его подпись должна также сопровождаться расшифровкой.

Подписание

Свои подписи ставят: лицо, которое передает товар, и лицо, которое его принимает. Внизу документа свою подпись ставит бухгалтер. Личная подпись должна сопровождаться расшифровкой. Без подписей документ не будет действителен.

Необходимость проставления печати

Печать на расходно-приходной накладной ставить не требуется, поскольку деятельность производится внутри организации, а не между двумя разными фирмами.

Отличия от других документов

Бланк ТОРГ-12 относится к разряду первичных документов и имеет ряд особенностей, отсутствующих у других бумаг.

От приходного ордера

Отличия между приходной товарной накладной и приходным ордером в следующем:

  • Назначение. Бланк по форме ТОРГ-12 является первичным документом, так как подтверждает передачу товара и оформляется в момент совершения отпуска груза. Приходный ордер такими особенностями не обладает, для его составления необходима приходная бумага или другой соответствующий документ. Ордер подтверждает, что изделия поступили на склад в определенном количестве в соответствующий день.
  • Форма. По структуре заполнения эти бумаги также отличаются. В ордере существуют такие графы, которые накладная не имеет. Например, номер склада, номер ордера, код счета и так далее.

Если присутствует ТОРГ-12, то в приходном ордере нет потребности. Так как в бумаге поставщика поставлена печать с такими же реквизитами организации, что и в ордере.

Таким образом, документ на поступившие изделия считается приходным в том случае, если содержит реквизиты и печать. И способен равноценно заменить ордер.

Кто составляет накладную формата А5

Cодержание:

Когда товар продается, покупается, возвращается, или предоставляется какая-то услуга, дынный факт фиксируется в накладной А5. По сути, это своеобразный договор между участниками сделки. Накладная является документальным подтверждением ее совершения.

Оформлением данной накладной занимается лицо, несущее за товар материальную ответственность. До момента его передачи за продукцию отвечает именно компания-продавец, поэтому ее сотрудники должны оформить данный документ. Это может быть не только продавец, но и кладовщик, менеджер, другие сотрудники. Затем накладная направляется в бухгалтерию. На основе этого документа организация-продавец списывает товар со своего баланса, проводит другие нужные расчеты и действия.

Читайте также:  МСФО (IAS) 24 РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ

На каком этапе отгрузки товара формируется накладная


Сложности процесса отгрузки товара видны только изнутри. Например, сначала компания-продавец проверяет его наличие на складке. Затем обрабатывается заявка, составляется лист комплектации, а товар транспортируется в зону сборки и упаковки. И после того, как будет осуществлена погрузка товара, ответственные лица занимаются оформлением документов.
Составлять накладную раньше, например, при получении заявки от покупателя, нецелесообразно. К примеру, на складе может не оказаться нужного товара с необходимой комплектацией. Но при этом накладная уже будет оформлена. В такой ситуации в ней просто теряется смысл. Также при комплектации и упаковке могут произойти повреждения товара, или обнаружение брака, что также неприемлемо. И только после того, как товар уже полностью скомплектован, упакован и подготовлен к отправке, ответственные лица могут заниматься оформлением накладной.

Возвраты поставщикам/возвраты покупателей

Документы данного типа используются для оформления возвратов поставщикам и возвратов от покупателей. Вы можете создать независимый документ возврата, а также создать документ возврата на основе накладной.

Создание новой накладной возврата

Чтобы создать документ возврата поставщику/возврата покупателя, выполните следующие действия:

  • Перейдите к списку документов возврата, как описано в разделе «Навигация по списку первичных документов».
  • Выполните шаги 1-3 по созданию документа, как описано в разделе «Создание документа».
  • На вкладке «Товары»
    (см. «Ввод товаров в спецификацию документа») появится дополнительное представление товаров: подбор товаров для возврата. Если вы создаете документ
    «Возврат поставщику»
    : данное представление содержит список всех товаров, когда-либо приобретенных у поставщика и имеющихся в наличии. Если вы создаете документ
    «Возврат покупателя»
    : данное представление содержит список всех товаров, когда-либо приобретенных покупателем у вашей организации и имеющихся в наличии. В колонке
    «Кол-во»
    отображается количество товара, который был оприходован/отгружен по каждому документу. В колонке
    «Доступно»
    отображается доступное количество товара, рассчитанное по алгоритму склада или документа возврата. Подробнее о расчете алгоритма см.часть 1 руководства «Фрегат-Корпорация/Справочники», раздел «Создание склада».
  • Перенесите необходимые товары в спецификацию, как описано в разделе «Ввод товаров в спецификацию документа», и нажмите «ОК»
    в окне создания документа возврата – новый документ возврата появится в списке.

Создание документа возврата на основе накладной

Вы можете создать накладную возврата на основании как расходной, так и приходной накладной. — Возврат поставщику – на основании приходной накладной. — Возврат от покупателя – на основании расходной накладной. Чтобы создать документ возврата на основании накладной, выполните следующие действия:

  • Перейдите к списку приходных/расходных накладных как описано в разделе «Навигация по списку первичных документов».
  • Найдите нужную накладную в журнале накладных и выберите «Создать зависимый документ» — «Накладная возврата от покупателя»
    (для расходной накладной) или
    «Накладная возврата поставщику»
    (для приходной накладной).
  • На вкладке «Товары»
    (см. «Ввод товаров в спецификацию документа») появится дополнительное представление товаров: по документу-основанию. На вкладке
    «Максим.»
    отображается количество товара, который был оприходован/списан при создании документа-основания (приходной или расходной накладной). В колонке «Доступно» отображается доступное количество товара, рассчитанное по алгоритму склада или документа возврата. Подробнее о расчете алгоритма см. часть 1 руководства «Фрегат-Корпорация/Справочники», раздел «Создание склада».
  • Перенесите необходимые товары в спецификацию, как описано в разделе «Ввод товаров в спецификацию документа», и нажмите «ОК»
    в окне создания документа возврата – новый документ возврата появится в списке.

При попытке списать количество товара, превышающее количество, указанное в колонке «Максим.»

, программа выдаст ошибку.
Результаты операции:
По движению товара и взаиморасчетам контрагентами документы возврата функционируют аналогично накладным. Возврат от покупателя работает так же, как расходная накладная. Подробнее о работе с расходными накладными см. раздел «Приходные и расходные накладные». Возврат поставщику работает так же, как приходная накладная. Подробнее о работе с приходными накладными см. раздел «Приходные и расходные накладные».

Добавить комментарий

Adblock
detector