- Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
- Счет в бюджетном учете для чего используется
- Учет на счете 2 210 06 «Расчеты с учредителем»
- Учет операций по администрированию доходов бюджета (Мишанина М.)
- С 6 января 2021 года действует новая редакция инструкции № 174н для бюджетных учреждений
- Всероссийский муниципальный форум
- Кто такие прочие дебиторы?
- План счетов бюджетного учета — 2020-2021
- Корреспонденция счетов
- Состав и структура счета бюджетного учета
- Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2019 году
- Правовое регулирование
- Новое в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений
- Санкционирование расходов в бюджетном учете
- Отчетность казенного учреждения в 2021 году
- Актуальный бланк: пояснительная записка к балансу казенного учреждения за 2021 год
- Образец пояснительной записки к балансу 0503160 казенного учреждения
- Изменения, актуальные в 2020-2021 годах
- Счет 20934 в казенном учреждении
- Научно-исследовательский журнал
- Рабочий план счетов бюджетного учета на 2021 год
- Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2020 году
- Бюджетный счет 2020
- План счетов бухгалтерского учета 2021 в бюджетных организациях
- Особенности санкционирования расходов разных видов деятельности получателей бюджетных средств (для казенных учреждений)
- Порядок применения счета 209 00: учитываем изменения
- План счетов бюджетного учёта на 2021 год — инструкция 162н
- Как сформировать госзадание для казенного учреждения
- Счет 020500000 — Расчеты по доходам
- Материалы журнала «Консультант Свердловская область»
- Ведение забалансовых счетов
- Итоги
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
- на автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
- для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
- бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
- казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
Счет в бюджетном учете для чего используется
Это связано с тем, что по категории «неэксплуатируемые объекты основных средств» расходов по их содержанию и эксплуатации в экономическом обосновании на стадии планирования не допускается. При этом также необходимо помнить, что категория «неэксплуатируемые объекты основных средств» должна подтверждаться оправдательными документами.
Читайте также: Как происходит удержание по исполнительному листу из заработной платы
Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом – Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование,
Учет на счете 2 210 06 «Расчеты с учредителем»
Согласно пункту 238 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 21006 «Расчеты с учредителем»: «.предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения».
Согласно пунктам 2, 3 статьи 298 ГК РФ: «2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Автономное учреждение вправе
Учет операций по администрированию доходов бюджета (Мишанина М.)
——————————— Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Начисление администрируемых доходов. Согласно п. 197 Инструкции N 157н для учета расчетов по доходам предназначен счет 1 205 00 000 «Расчеты по доходам».
На указанном счете отражаются суммы начисленных администраторами доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступившей от плательщиков предварительной оплаты. Расчеты по доходам группируются на счете 1 205 00 000 в разрезе видов
С 6 января 2021 года действует новая редакция инструкции № 174н для бюджетных учреждений
План счетов Из плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (как и из Единого плана счетов) исключены счета:
- 215 51 «Вложения в управляющие компании».
- 204 51 «Активы в управляющих компаниях»;
Передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000.
Одновременно сведения об активах в доверительном управлении формируются на забалансовом счете 40. Скорректировано название счета 206 63. В новой редакции счет называется
«Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»
.
Из текста исключено упоминание о расчетах по пенсиям (очевидно, ввиду отсутствия таких авансов).
Приказом № 212н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п.
Всероссийский муниципальный форум
№ 65н, классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
В соответствии с положениями раздела V Указаний № 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога), в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения
Кто такие прочие дебиторы?
Бухгалтеры привыкли любые нестандартные расчеты с контрагентами учитывать на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и на соответствующем ему счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам».
Между тем само название счета 302 00 указывает на то, что он предназначен исключительно для отражения расчетов, которые возникают в связи с принятием учреждением денежных обязательств. Именно поэтому при принятии и проверке бухгалтерской отчетности (в частности, О тчета об обязательствах учреждения (ф.
0503738)) все более пристальное внимание уделяется сопоставимости показателей принятых денежных обязательств (счет 502 02) и данных, учтенных на счете 302 00 и иных счетах учета расчетов.
Выделение расчетов с прочими дебиторами на счете 210 05 позволяет формировать более прозрачную бухгалтерскую отчетность, проводить ее анализ без дополнительных трудозатрат. Итак, расчеты с дебиторами и кредиторами
План счетов бюджетного учета — 2020-2021
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из 5 разделов:
- Нефинансовые активы.
- Финансовые активы.
- Обязательства.
- Финансовый результат.
- Санкционирование расходов.
В нефинансовые активы входят:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- материалы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- наценка;
- вложения в нефинансовые активы;
- нефинансовые активы в пути;
- нефинансовые активы имущества казны;
- расходы.
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают в себя:
- денежные средства в различных местах хранения;
- финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
- дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Читайте также: Транспортный налог: как рассчитать и оплатить, льготы, ставки по регионам
Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
- ассигнований из бюджета;
- лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
- плановых доходов и расходов.
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Корреспонденция счетов
Рассмотренные выше общие положения применения счета 209 00 приведены в Инструкции № 157н, которая определяет единый порядок организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях. При этом корреспонденция счетов с использованием данного счета в Инструкции № 157н отсутствует.
Правила оформления бухгалтерских записей с применением счета 209 00 содержатся в инструкциях № 162н, № 174н, № 183н, которые разработаны для определенного типа учреждений (казенных, бюджетных и автономных соответственно). Приведем в таблице корреспонденцию счетов с использованием счета 209 00 на основании положений указанных инструкций с учетом предполагаемых изменений (соответствующие проекты приказов размещены на сайте Минфина).
Операции по увеличению расчетов по ущербу (недостачам) оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Казенное учреждение (п. 86 Инструкции № 162н)Бюджетное учреждение
(п. 109 Инструкции № 174н)Автономное учреждение
(п. 112 Инструкции № 183н)ДебетКредитДебетКредитДебетКредитСуммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовым активом0 209 71 560 –
0 209 74 5600 401 10 1722 209 71 560 – 2 209 74 5602 401 10 1720 209 71 000 –
0 209 74 0000 401 10 172Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств0 209 81 5600 201 34 610
0 201 27 6100 209 81 5600 201 34 610
0 201 23 610
0 201 27 610
0 209 81 0000 201 34 000
0 201 21 000
0 201 23 000
0 201 27 000
Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств0 209 82 5600 401 10 1720 209 82 5600 401 10 1720 209 82 0000 401 10 172Суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках контрактов (договоров), по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения контрактов (договоров), иных соглашений, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы0 209 30 5600 401 10 1300 209 30 5600 401 10 1300 209 30 0000 401 10 130Суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний0 209 30 5600 401 10 1300 209 30 5600 401 10 1300 209 30 0000 401 10 130Суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска0 209 30 5600 401 10 1300 209 30 5600 401 10 1300 209 30 0000 401 10 130Суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)0 209 30 5600 401 10 1300 209 30 5600 401 10 1300 209 30 0000 401 10 130Суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством0 209 40 5600 401 10 1400 209 40 5600 401 10 1400 209 40 0000 401 10 140Суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанной на забалансовый учет*0 209 xx 5600 401 10 1730 209 xx 5600 401 10 1730 209 xx 0000 401 10 173
* Указанная проводка отражается с одновременным списанием восстановленной задолженности с забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Операции по уменьшению расчетов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Казенное учреждение (п. 86 Инструкции № 162н)Бюджетное учреждение
(п. 110 Инструкции
№ 174н)
Автономное учреждение
(п. 113 Инструкции
№ 183н)
ДебетКредитДебетКредитДебетКредитПоступление средств от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба0 201 21 510
0 201 34 510
0 210 02 000
0 303 05 830
0 209 xx 6600 201 11 510
0 201 34 5100 209 xx 6600 201 11 000
0 201 21 000
0 201 34 000
0 209 xx 000Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме0 401 10 1720 209 xx 6600 401 10 1720 209 xx 6600 401 10 1720 209 xx 000Возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ––0 304 03 8300 209 xx 6600 304 03 0000 209 xx 000Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов*0 401 10 1720 209 xx 6600 401 10 1720 209 xx 6600 401 10 1720 209 xx 000Суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительным взысканием, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным*0 401 10 1730 209 xx 6600 401 10 1730 209 xx 6600 401 10 1730 209 xx 000Уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю контракта (договора) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)0 302 xx 830
0 304 06 8300 209 40 6602 302 xx 830
2 304 06 8302 209 40 660––
*Указанные проводки записываются с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
По результатам проведенной в бюджетном учреждении спорта ревизии кассы обнаружена недостача денежных средств в сумме 170 руб. в рамках деятельности по оказанию услуг при выполнении государственного задания. Кассир внес недостающие средства в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.Отражена выявленная недостача денежных средств4 209 81 5604 201 34 610170Внесены кассиром денежные средства в возмещение причиненного учреждению ущерба4 201 34 5104 209 81 660170
В автономном учреждении спорта увольняется работник по собственному желанию. За последний рабочий год, который он отработал не полностью, ему был предоставлен основной ежегодный отпуск в полном объеме. При увольнении он обязан вернуть часть выплаченных ему отпускных за неотработанные дни отпуска. Сумма задолженности перед учреждением составляет 3 000 руб. По заявлению работника указанная сумма задолженности удерживается из его заработной платы, выплачиваемой при окончательном расчете с ним. Данный сотрудник был занят в рамках приносящей доход деятельности. Сумма окончательного расчета составила 15 000 руб. Величина удерживаемого НДФЛ – 1 950 руб.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.Отражена задолженность работника перед учреждением2 209 30 0002 401 10 1303 000Начислена сумма удержаний в размере задолженности перед учреждением2 302 11 0002 304 03 0003 000Начислена заработная плата сотруднику при окончательном расчете2 109 60 2112 302 11 00015 000Начислен НДФЛ2 302 11 0002 303 01 0001 950Погашена задолженность работника перед учреждением путем удержания ее суммы из заработной платы2 304 03 0002 209 30 0003 000Выдана заработная плата увольняемому сотруднику за вычетом сумм удержаний (15 000 — 1 950 — 3 000) руб.2 302 11 0002 201 34 00010 050
Спортивная школа (бюджетное учреждение) заключила договор на поставку оборудования на 100 000 руб. Поставщик не поставил оборудование в срок, установленный договором. В связи с этим учреждение предъявило к нему требование по уплате неустойки. При подписании акта о приемке оборудования в нем была выделена сумма неустойки (17 000 руб.). Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.Предъявлена учреждением в адрес поставщика неустойка на условиях договора2 209 40 5602 401 10 14017 000Отражены капитальные вложения по приобретению оборудования2 106 31 3102 302 31 730100 000Произведена оплата поставщику по договору, уменьшенная на сумму неустойки2 302 31 8302 201 11 61083 000Прекращены встречные требования зачетом (согласно акту приемки оборудования)2 302 31 8302 209 40 66017 000
Стоит отметить, что ранее согласно разъяснениям Минфина предусматривалось отражение суммы неустойки на счете 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (письма от 26.12.2011 № 02‑11‑00/5959, от 18.09.2012 № 02‑06‑10/3788).
* * *
Читайте также: Операции по расчетному счету в бухгалтерском учете
Приказом № 89н внесены значительные изменения в порядок применения счета 209 00. Указанные изменения должны быть внедрены в практику до конца 2014 года. При этом учреждения могут отражать операции по счету с учетом данных изменений и раньше этой даты, если это предусмотрено в их учетной политике.
Исходя из этого учреждениям уже сейчас необходимо проанализировать задолженность, числящуюся на соответствующих аналитических счетах счета 209 00 и счета205 00, с целью перевода ее на новые аналитические счета 209 00 к концу года.
Порядок такого перевода законодателями не установлен. Однако, по мнению автора, в ближайшее время должны быть разработаны и направлены для работы переходные таблицы, необходимые для внедрения на практике изменений, внесенных в Инструкцию № 157н.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Таблица 1
Номер разряда счета 1–17 18 19–21 22 23 24–26 Классификационный признак поступлений и выбытий Код финансового обеспечения (деятельности) Объект учета
(код ситнетического счета)
Группа объекта учета
(код аналитического счета)
Вид объекта учета
(код аналитического счета)
Вид поступлений, выбытий объекта учета
Разряды 18-26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.
Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».
Номер разряда Значение разряда Расшифровка 1–17 КРБ См. таблицу 2 18 1 За счет средств бюджета 19–21 102 Нематериальные активы 22 3 Иное движимое имущество 23 0 — 24–26 320 Увеличение стоимости НМА
Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.
КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.
Таблица 2
Номер разряда КБК (кода расходов) 1–3 4–5 6–7 8–12 13–17 18 19 20 Код главного распорядителя бюджетных средств Код раздела Код подраздела Код целевой статьи Код вида расходов Программная (непрограммная) статья Направление расходов Группа Подгруппа Элемент Приложение 2 к указаниям № 85н Приложение 3 к указаниям № 85н Приложение 4 к указаниям № 85н
Для финансовых органов КБК в счете отражаются по-другому. В 1–17-й разряды счета попадают 1–17-й разряды КБК, а на место 24–26-го разрядов счета ставятся 18–20-й разряды КБК. Общее количество цифр в КБК осталось неизменным (20), так как в коды были добавлены 3 цифры: подвид дохода в классификации доходов, целевой статьи в классификации расходов и вид источников финансирования дефицита.
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2019 году
Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2021 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Правовое регулирование
Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2021 году регламентированы:
- законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
- инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
- инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
- инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
- порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
- федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
- методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.
Новое в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений
В 2021 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.
https://www.youtube.com/watch?v=GJfNGeT-m38
Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2021 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.
Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.
Подробно об этих нововведениях читайте в статьях «Изменения по КБК с 2021 года: что важно знать бюджетникам и НКО» и «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».
Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2021 года.
Напомним, что первые пять ФСБУ 2021 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2021 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».
ФСБУ 2021 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:
- утвердили новые требования к учетной политике,
- утвердили отчет о движении денежных средств,
- утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
- охарактеризовали объект учета — доходы,
- обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.
Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику.
Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года.
Проверить учетную политику на 2021 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Также обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.
Санкционирование расходов в бюджетном учете
Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч.
0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства.
Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.
Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.
Отчетность казенного учреждения в 2021 году
Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».
Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.
Отчетная форма состоит из пяти разделов:
- Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
- Результаты деятельности субъекта БО.
- Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
- Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
- Прочие вопросы деятельности субъекта БО.
Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.
Актуальный бланк: пояснительная записка к балансу казенного учреждения за 2021 год
Вышестоящий распорядитель вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Такие требования должны быть доведены до КУ отдельным распорядительным актом.
Образец пояснительной записки к балансу 0503160 казенного учреждения
Скачать
Читайте также: Счет 69 в бухгалтерском учете: проводки, субсчета и пример
Изменения, актуальные в 2020-2021 годах
В Единый ПС а также ПС бюджетного учета № 162н в 2021 году были внесены изменения, которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов с 01.01.2019 и на 2020-2021 годы (приказы Минфина от 28.12.2018 № 298н, от 28.12.2018 № 297н). Планы счетов приведены в соответствие с КОСГУ и федеральными стандартами бухучета в госсекторе, которые вступили в силу 1 января 2019 года.
В частности, в едином ПС согласно новой КОСГУ были детализированы счета 205 00, 206 00, 208 00 и 302 00. Например:
- появились новые группы счетов 206 80 и 302 80 для учета безвозмездных перечислений капитального характера организациям;
- скорректировано назначение групп счетов 205 50, 205 60, 206 40, 302 40.
Изменились и некоторые проводки. Кстати, в инструкции к бюджетному ПС на конкретных проводках показано, как формировать счета для ситуаций, которые не рассмотрены в КОСГУ.
Счет 20934 в казенном учреждении
- Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
- Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.
Также должное внимание следует обратить на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н при принятии к учёту объектов основных средств.
В нем указывается, что отдельные помещения зданий, которые имеют разное функциональное назначение, а также являются самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.
Научно-исследовательский журнал
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы.
Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Рабочий план счетов бюджетного учета на 2021 год
- законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
- инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
- инструкцией № 65н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
- инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
- федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
- методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов ФР и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2020 году
Приказом Минфина РФ № 209н скорректированы сроки составления отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Начиная со следующего года отчет будет формироваться по состоянию на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным (то есть будет включаться в состав годовой и полугодовой отчетности).
Бюджетный счет 2020
Эта политика регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, которая служит основой для разрабатываемой каждым органом собственной политики бюджетного учета. Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.
План счетов бухгалтерского учета 2021 в бюджетных организациях
На 500-х счетах казенное учреждение отражает: 1) принимаемые обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждения предоставить (с использованием конкурентных способов определения поставщиков – конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяют на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта; 2) обязательства участника бюджетного процесса – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени учреждения предоставить в соответствующем финансовом году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
3) денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в соответствии с законодательством РФ, иным правовым актом, условиями договора или соглашения.
Особенности санкционирования расходов разных видов деятельности получателей бюджетных средств (для казенных учреждений)
- суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
- суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
- суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска;
- суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек);
- суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;
- прочие суммы ущерба, возникающие в ходе хозяйственной деятельности учреждения;
Обратите внимание => Металлические конструкции это движимое имущес
б) на счете 209 40 учитываются:
Порядок применения счета 209 00: учитываем изменения
В 2021 году при формировании своей учётной политики все российские бюджетные организации, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязаны руководствоваться положениями Приказа Минфина РФ №162н от 6 декабря 2010 г.
Издание данного нормативного акта преследовало целью ввести единое нормативно-правовое регулирование в сфере учёта бюджетных средств, которые предоставляются субъектам в виде субсидий из федерального бюджета.
Приказ №162н адресован всем получателям бюджетных средств, обладающим при этом бюджетными полномочиями.
План счетов бюджетного учёта на 2021 год — инструкция 162н
Государственное задание формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Об этом напоминает Минфин России в письме от 6 мая 2021 г. № 02-01-09/26201.
Как сформировать госзадание для казенного учреждения
начисление сумм доходов, требующих уточнения, органами казначейства администраторами невыясненных поступлений, отражается при их поступлении — по дебету счета 021002180 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам» и кредиту счета 020581660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам», при выяснении — по дебету счета 020581560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредит счета 021002180 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам»;
Счет 020500000 — Расчеты по доходам
При планировании доходов бюджета на 2020–2021 годы учтите, что со следующего года будет действовать новый документ, который регламентирует порядок применения КОСГУ. Мы расскажем о наиболее важных новациях в части доходов. Полный перечень детализированных доходных статей, которые будут действовать с 2021 года, смотрите в сервисе в конце статьи.
- установление годового объема и направления расходования средств бюджета на основе доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
- показатели расходов (ЛБО) формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией целевых статей и видов расходов;
- смета составляется казенным учреждением по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее – ГРСБ);
- смета составляется на основании установленных ГРСБ на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
- допускается при ведении сметы внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.
Материалы журнала «Консультант Свердловская область»
Бюджетный учет ценностей за балансом ведется по простой системе — корреспондирующие (двойные) записи не используются.
При отнесении сумм стоимости того или иного имущества дебетуется соответствующий забалансовый счет, а при списании имущества этот же счет кредитуется.
Для обеспечения управленческого учета КУ вправе вводить дополнительные забалансовые счета. Характеристика дополнительных забалансовых счетов должна быть отражена в учетной политике учреждения.
Ведение забалансовых счетов
По данным счетам на основании документов, прилагаемых к выпискам со счетов, оформляются ниже приведенные записи в соответствии с пунктом 43 Инструкции 162н.
Поступление денежных средств по бюджетной деятельности с лицевого счета на счет, открытый в кредитной организации главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджетных средств, главному администратору, администратору источников финансирования дефицита бюджета, для осуществления платежей в соответствии с утвержденной бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета отражается:
Итоги
Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2020-2021 годах необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.
Источники:
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
- Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н
- Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.