В каком порядке взыскивается недоимка по взносам на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование

Содержание
  1. Основание для взыскания
  2. Недоимка по страховым взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС
  3. Требование об уплате
  4. Порядок взыскания
  5. Особенности начисления пени
  6. Учет пени
  7. Отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов
  8. Задолженность в Пенсионный фонд: каким образом можно получить информацию?
  9. Уплата взносов в Пенсионный фонд, являющаяся обязанностью работодателя
  10. Учет сведений по страховым взносам в Пенсионный фонд
  11. Каким образом можно получить информацию об имеющейся задолженности по уплате взносов?
  12. Согласно каким основаниям возникает задолженность перед Пенсионным фондом?
  13. Пени как санкции в случае несвоевременной уплаты взносов
  14. Штрафные санкции как санкции в случае несвоевременной уплаты взносов
  15. Решение о взыскании
  16. Взыскание недоимки
  17. Требование об уплате недоимки
  18. Порядок уплаты недоимки
  19. Порядок начисления пени
  20. Учет пени при упрощенной системе налогообложения
  21. Взыскание за счет денежных средств
  22. Взыскание за счет имущества
  23. Взыскание суммы долга по взносам. Алгоритм
  24. Списание безнадежной задолженности

Основание для взыскания

Порядок уплаты страховых взносов установлен статьей 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не уплатила (не полностью уплатила) страховые взносы в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), с нее взыскивается недоимка. Это следует из положений части 5 статьи 15 и части 2 статьи 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Такой же порядок применяется в отношении взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (ст. 22.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Недоимка может быть выявлена в результате камеральной или выездной проверки плательщика страховых взносов (ч. 1 ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Правила проведения проверок установлены статьями 34 и 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. На основании этих правил фонды разрабатывают внутренние документы, регламентирующие деятельность проверяющих. Например, порядок организации выездных проверок территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ регулируется Методическими рекомендациями, которые утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Недоимка по страховым взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС

Недоимкой по ФСС признается долг страхователя перед ФСС. Она рассчитывается как разница между уже уплаченных взносов и общей суммой. Работа Фонда социального страхования РФ направлена на сбор социальных взносов и выплата за их счет различного вида пособий гражданам РФ.

Недоимкой в ПФР признается долг по обязательным пенсионным взносам.

Читайте также:  Пошаговая инструкция, если вам задерживают заработную плату

Недоимкой в ФФОМС признается долг по обязательным платежам по обязательному медицинскому обслуживанию.

Как и по недоимке по налогам, за неуплату страховых взносов возникает ответственность, как правило, она выражается в начислении пени. При возникновении долга, контролирующие органы составляют требование о принудительном погашении возникшего долга.

Такая недоимка возникнет в случае, если плательщик не перечислит взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Эти взносы обязаны уплачивать лица, которые принимают на работу наемных лиц. Например, индивидуальный предприниматель принял на работу в свой магазин продавца, с этого момента он обязан уплачивать все обязательные взносы.

Для тех лиц, которые не имеют в своем составе наемных работников, предусмотрена уплата взносов один раз в конце года. К обязательным и основным платежам относят платежи медицинские и пенсионные. Социальные платежи уплачиваются в добровольном порядке.

Требование об уплате

В течение трех месяцев со дня выявления недоимки отделение фонда обязано направить организации требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней). Даты выявления недоимки фиксируются в специальных справках. Об этом сказано в части 2 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Формы требований и справок утверждены приказами Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н и от 23 июня 2014 г. № 400н.

Требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требований об уплате недоимки по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 22, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней) составляется по результатам проверки, его должны направить в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения по акту проверки (ч. 3 ст. 22, ч. 6 ст. 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы решений утверждены приказами Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, от 23 июня 2014 г. № 400н. Они вступают в силу по истечении 10 рабочих дней после вручения представителю организации (ч. 12 ст. 39, ч. 6 ст. 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Некоторые особенности имеет погашение недоимки по взносам на обязательное социальное страхование, которая возникла из-за завышения суммы расходов, принимаемых к вычету при расчете ежемесячного платежа в ФСС России. Обнаружив такое нарушение, территориальное отделение фонда вынесет решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и в течение трех дней направит организации требование об их возмещении с указанием суммы и срока погашения недоимки (ч. 4 и 5 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). На основании этого требования организация обязана перечислить указанную сумму в бюджет ФСС России, скорректировать данные бухгалтерского, а при необходимости и налогового учета, внести изменения в отчетность (п. 5 ч. 2 ст. 4.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, п. 5–10 ПБУ 22/2010 и абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Ситуация: обязана ли организация исполнять требование об уплате обязательных страховых взносов, если оно неправильно оформлено?

Нет, не обязана.

Порядок оформления требований об уплате страховых взносов предусмотрен в части 4 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. В требовании, в частности, должны быть указаны:

  • сумма задолженности по страховым взносам;
  • сумма пеней и штрафов, начисленная к моменту выставления требования;
  • срок уплаты страховых взносов, по которым возникла недоимка;
  • меры, которые будут приняты внебюджетным фондом, если организация не погасит недоимку;
  • основания, по которым взимаются страховые взносы, со ссылками на конкретные нормы Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если полученное организацией требование об уплате страховых взносов не содержит каких-либо данных из приведенного перечня, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организация не должна. Это следует из положений пункта 9 части 1 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Например, постановлением от 20 февраля 2012 г. № А46-5496/2011 ФАС Западно-Сибирского округа признал недействительным требование об уплате пеней по страховым взносам, поскольку в нем не было указано, на какую сумму задолженности и за какой период территориальное отделение Пенсионного фонда РФ начислило организации пени.

Порядок взыскания

Взыскание в принудительном порядке происходит в том случае, если должник отказывается оплатить их добровольно.

Читайте также:  Как в бухгалтерском учете отразить ремонт основных средств

Сам кредитор не имеет права реализовывать принудительные меры в отношении дебитора. Делается это исключительно через суд.

Нельзя сразу отправиться в судебный орган. Нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Для этого должнику сначала направляется требование о добровольной выплате долга, в состав которого входит начисленная пеня. Требование составляется по установленной форме. Направляется оно в течение 3 месяцев с даты появления задолженности. Требование вручается лично в руки. Также оно может быть направлено заказным письмом. В документе обязательно указываются следующие пункты:

  • Сроки, в которые нужно покрыть недоимку.
  • Причины, на основании которых появилась задолженность.
  • Последствия, которые будут применены к должнику, если он не оплатил долг.
  • Информация из соответствующих законов.

В требовании также может не указываться сроков. В этом случае дебитору нужно погасить долг в течение 10 дней.

Если должник никаких выплат не делает, то кредитор имеет право обращаться в суд. После получения исполнительного документа начинается производственный процесс. В процессе его реализуются меры принуждения:

  • Списание средств с банковских счетов в размере долга.
  • Арест имущества.
  • Запрет на выезд за границу.

Если задолженность не выплачивается в течение длительного времени, она признается безнадежной и аннулируется.

Особенности начисления пени

Пеня начисляется ежедневно. Размер ее определяется в процентном соотношении от задолженности. К примеру, долг человека перед налоговой составляет 1000 рублей. Пеня определена в размере 0,1%. Просрочка составила 10 дней. То есть, и пеня будет равна 10 рублей. Недоимка определяется на основании текущей ставки рефинансирования ЦБ.

Учет пени

Как фиксировать пеню в бухучете? В расходах учитывать неустойку не требуется, так как она является необоснованной. Для отражения пени в документах используются проводки. Для отслеживания неустоек можно создать вспомогательные субсчета «Пени». Сумма неустоек указывается на счете «Убытки».

При выплате пени оформляется два платежных поручения. На документах проставляются разные коды бюджетной классификации. Данные коды включают в себя 12 знаков.

Отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов

Пенсионный фонд РФ и ФСС России вправе предоставлять отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов (пеней, штрафов). Об этом сказано в пункте 11 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты страховых взносов (пеней, штрафов) установлены статьями 18.1–18.5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Предоставление отсрочки (рассрочки) плательщику возможно при наличии следующих оснований:

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Это следует из положений части 3 статьи 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Отсрочку (рассрочку) можно получить по любому из трех или сразу по нескольким видам страховых взносов, уплата которых регулируется Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ:

  • в территориальном отделении ФСС России – по взносам на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ – по пенсионным взносам и по взносам на обязательное медицинское страхование.

Важно: отсрочка (рассрочка) по страховым взносам на накопительную часть пенсии не предоставляется. Более того, наличие задолженности по этой части пенсионных взносов делает невозможным получение отсрочки (рассрочки) по взносам на страховую часть трудовой пенсии. Другими словами, до тех пор, пока организация не погасит недоимку по взносам на накопительную часть пенсии, отсрочку (рассрочку) по уплате пенсионных взносов ей не предоставят. Получению отсрочки (рассрочки) по взносам на обязательное медицинское страхование наличие задолженности по накопительной части пенсионных взносов не препятствует.

Это следует из положений частей 4 и 7 статьи 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Читайте также:  Что должно быть в чеке онлайн-кассы: номенклатура от А до Я, требования закона после 1.02.2021 года

Если отсрочка (рассрочка) предоставляется в связи с сезонным характером деятельности организации, погашать задолженность по страховым взносам придется с процентами. Проценты начислят исходя из суммы задолженности и половинной ставки рефинансирования, действовавшей в период отсрочки (рассрочки).

В остальных случаях проценты за предоставление отсрочки (рассрочки) фонды не взимают.

Такой порядок предусмотрен частями 5 и 6 статьи 18.1 и статьей 18.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Как правило, отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на срок не более одного года (ч. 1 ст. 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Есть обстоятельства, исключающие возможность получения отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов. Отсрочку (рассрочку) не предоставят, если в отношении организации:

  • ведется производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях в области страхования;
  • имеется решение фонда о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки). В очередной отсрочке (рассрочке) откажут, если такое решение было принято в течение трех предыдущих лет.

Это следует из положений частей 1 и 2 статьи 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, в территориальное отделение фонда нужно подать:

  • заявление. Форма заявления для каждого фонда своя. В Пенсионный фонд РФ подайте заявление по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 20 февраля 2015 г. № 35п. А в ФСС России – по форме, утвержденной приказом ФСС России от 21 мая 2015 г. № 205;
  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых предоставляется отсрочка (рассрочка);
  • график погашения задолженности;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки).

Такой порядок предусмотрен частью 9 статьи 18.1, частями 1 и 6 статьи 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки), зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера деятельности организации в фонд нужно подать документы, свидетельствующие о неравномерном поступлении доходов (например, договоры с контрагентами со сроками реализации в весенне-летнем или, наоборот, осенне-зимнем периоде).

Кроме того, в зависимости от причины обращения за отсрочкой (рассрочкой) в фонд придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить справку-расчет. Этот расчет должен подтверждать, что доходы организации от сезонной деятельности составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Это следует из положений части 5 статьи 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Территориальное отделение Пенсионного фонда РФ примет решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты страховых взносов (пеней, штрафов) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. По ходатайству организации на этот период фонд может принять решение о временном приостановлении уплаты страховых взносов (ч. 7, 8 ст. 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Правления ПФР от 20 февраля 2015 г. № 35п).

Территориальное отделение ФСС России также примет решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты страховых взносов (пеней, штрафов) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. По ходатайству организации на этот период фонд может принять решение о временном приостановлении уплаты страховых взносов (ч. 7, 8 ст. 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, приказ ФСС России от 21 мая 2015 г. № 205).

О своем решении территориальное отделение фонда обязано уведомить организацию в течение трех дней после его принятия (ч. 13 ст. 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Решение об отказе в отсрочке (рассрочке) можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ч. 12 ст. 18.4, ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 2 ст. 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Задолженность в Пенсионный фонд: каким образом можно получить информацию?

Уплата взносов в Пенсионный фонд, являющаяся обязанностью работодателя

Социальная защищенность лиц Российской Федерации – это приоритетная задача, установленная Конституцией государства. Чтобы обеспечить исполнение такой установки в текущее время в стране, используются различные нормативно-правовые акты. Акты эти устанавливают различные меры и инструменты, основное направление которых – достичь поставленной цели.

При этом, исходя из того места, которое занимает конкретный индивид в социальной иерархии, учитывая его социально-экономические характеристики, применяемые конкретно к нему меры и инструменты могут иметь существенные различия.

К примеру, такой наиболее многочисленной категорией считают наемных работников, которые являются лицами, занимающимися осуществлением определенных трудовых действий за плату. Плата устанавливается исходя из договоренностей, достигнутых между ними и их работодателями. На данный временной период основной нормативно-правовой акт, осуществляющий регулирование соблюдения законных прав и интересов данной гражданской категории – это Трудовой Кодекс Российской Федерации. При этом действующая законодательная база обладает гораздо большим количеством иных нормативно-правовых актов, основное направление которых – урегулирование конкретных аспектов трудовой деятельности населения: ими производится установление получения страхового полиса, узнается задолженность в Пенсионном фонде.

На данный момент наиболее острая проблема, возникающая в процессе трудовой рабочей деятельности – это возникновение сложной жизненной ситуации, когда работник не в состоянии осуществлять полноценное исполнение собственных трудовых обязанностей. Таким образом, им не может обеспечиваться тот же самый объем, предпринимателю, который его нанял. Он не приносит ту же самую прибыль, какая была обычно. Например, если работник достиг пенсионного возраста, получил увечье или заболевание, которые, в свою очередь, могут касаться или нет осуществления ими профессиональной деятельности – или в иных аналогичных ситуациях.

Для обеспечения социальной защиты сотрудника с одной стороны на случай, если возникнут подобные ситуации, а с другой – для формирования благоприятной экономической среды предпринимателю с предоставлением ему так называемой страховки от неожиданной потери ценного сотрудника, действующим законодательством предусматривается наложение на работодателя обязанности, согласно которой он должен уплачивать обязательные взносы в конкретные специализированные фонды.

Например, говорится об обязанности предпринимателя осуществлять уплату взносов на каждого сотрудника в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). При этом порядок, сроки и иные условия внесения подобных взносов, уплачиваемых предпринимателем, регулируются конкретными нормативно-правовыми актами, которые описывают механизм взаимодействия работодателя с каждым из указанных фондов.

Допустим, порядок, исходя из которого, предпринимателем должно осуществляться взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования, в данный временной период регулируется с помощью Федерального закона №326-ФЗ от 29-го ноября 2010-го года. Он регулирует обязательное медицинское страхование в нашем государстве. Взаимодействие с Фондом социального страхования отражают положения Федерального закона № 125-ФЗ от 24-го июля 1998-го года. Этот закон отражает нормативы обязательного социального страхования от несчастных производственных случаев и профессиональных заболеваний. Взаимодействие с Пенсионным фондом – положения Федерального закона № 167-ФЗ от 15-го декабря 2001-го года. Этот закон затрагивает нормативы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Кроме того, действующие аспекты подобного взаимодействия (размер величины взносов, которые подлежат уплате в определенный временной промежуток) регулируют отдельные нормативно-правовые акты, например, Федеральный закон № 212-ФЗ от 24-го июля 2009-го года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, ФСС РФ, ФФОМС».

Учет сведений по страховым взносам в Пенсионный фонд

Исходя из положений второго пункта 14-й статьи Федерального закона № 167-ФЗ от 15-го декабря 2001-го года, обязанность, которая должна исполняться предпринимателем – это своевременная уплата взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такое положение устанавливает действующее российское законодательство и иные акты. Выплаты должны осуществляться в полном объеме и соответственно типу юридического лица, на котором лежит данная обязанность (также учитываются и иные его характеристики).

Кроме всего вышесказанного, данный раздел упомянутого нормативно-правового акта говорит о том, что предприниматель обязан вести самостоятельный учет размера и сроков уплаты по подобным взносам.

Такое условие устанавливают требования Федерального закона №27-ФЗ от 1-го апреля 1996-го года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В данном нормативно-правовом акте прописаны требования, согласно которым сотрудник в случае надобности может получить от работодателя информацию о том, в какие временные рамки и в каком размере им были уплачены за него установленные нормативно-правовыми актами взносы в Пенсионный фонд. Таким образом, чтобы обеспечить вариант с предоставлением таких сведений сотруднику, каждое предприятие должно хорошо наладить систему учета уплаты взносов в Пенсионный фонд.

Читайте также:  Что такое реформация бухгалтерского баланса? Когда ее нужно делать? Пример проводок

Каким образом можно получить информацию об имеющейся задолженности по уплате взносов?

Юридическое лицо должно своевременно узнавать, существует ли у него задолженность перед Пенсионным фондом: если такая задолженность существует, ее необходимо немедленно погасить.

Подобная проверка задолженности дается предпринимателю на сегодняшний день не просто так. Проблема в том, что согласно действующему законодательству, информацию о наличии задолженности такого типа, называют сведениями, относящими к категории личных данных (также, как, и индивидуальный номер налогоплательщика – ИНН и прочие данные). Так как Конституцией Российской Федерации защищаются права субъектов на сохранение тайны касательно подобной информации, как задолженность, их не публикуют в открытом доступе. Иными словами, предпринимателем не может быть осуществлена оперативная проверка необходимой информации в отношении задолженности: осуществить ее поиск на сайте Пенсионного фонда либо в иных открытых источниках.

В данный временной период идет рассмотрение вопроса о том, что можно организовать возможность получения подобной информации в отношении задолженности с помощью портала государственных услуг. Этот метод дал бы возможность осуществить соблюдение законодательных требований о сохранении тайны в отношении личных данных, поскольку доступ к ним мог бы быть получен юридическим лицом только при использовании пароля или номера – а это ограничило бы их предоставление третьим лицам.

Но, в данный временной период, такую возможность еще не реализовали, а потому процедуру получения сведений о наличии задолженности работодателя, допустим общества с ограниченной ответственностью либо индивидуального предпринимателя, от Пенсионного фонда Российской Федерации невозможно пройти без личного обращения представителя компании в территориальный орган фонда (по месту нахождения самой компании).

Если представителю компании требуется получение подобной информации по поводу задолженности, им должно быть составлено личное обращение в территориальный орган Пенсионного фонда. Необходимо приложить документ, удостоверяющий личность, и документы, которые подтверждают его полномочия на формирование подобного запроса от имени компании. Кроме того, если есть расхождения между сведениями в отношении задолженности, содержащимися во внутреннем реестре компании по учету взносов, уплаченных в Пенсионный фонд, и сведениями самого фонда, Пенсионным фондом или предпринимателем может быть затребована процедура проведения сверки необходимых расчетов. По ее итогам возможно установление факта наличия или отсутствия задолженности юридического лица перед данным фондом. Если же проверкой будет показано, что задолженность существует, ее необходимо будет погасить. Если же будет выяснено, что работодателем уплачены излишние взносы, их обязательно учтут в счет будущих временных периодов.

Согласно каким основаниям возникает задолженность перед Пенсионным фондом?

Если предприниматель – дисциплинированный и ответственный плательщик, своевременно и полноценно погашающий имеющиеся у него денежные обязательства, как перед собственными работниками, так и перед государством, возможно возникновение ситуации, когда он становится должен совершенно иному контрагенту. Один из таких контрагентов может быть и Пенсионным фондом – если нарушается порядок уплаты взносов, который предусматривает действующее законодательство.

Причины, по которым возникает такой долг, могут быть самыми разными. Возможна ситуация, когда вносятся изменения в конкретные нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд. В ситуации, когда специалистами той или иной коммерческой фирмы по различным причинам в положенный срок не было отслежено внесение специальных изменений и не были внесены необходимые корректировки в стандартный порядок уплаты пенсионных взносов, может получиться, что новый платежный размер будет гораздо выше ранее установленного. В таком случае сумму недоплаты можно будет считать задолженностью перед Пенсионным фондом. Это может привести уже к наложению определенных штрафных санкций по отношению к той коммерческой фирме, которая допустила возникновение такой ситуации.

Кроме того, стоит помнить, что важнейшее условие отсутствия задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации – это строгое соблюдение порядка внесения взносов, установленное действующим законодательством. Известно, пятый пункт статьи 15-й Федерального закона №212-ФЗ от 24-го июля 2009-го года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требует, чтобы все подлежащие оплате платежи уплачивались не позднее, чем в срок до 15-го числа месяца, который следует за тем, на базе которого был сформирован очередной платеж.

Например, если дело коснется уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за март месяц, конкретный платеж необходимо вносить не позднее, чем 15-е апреля. Но, если в этом примере 15-е апреля является выходным днем, конец срока уплаты пенсионного взноса будет перенесен на первый после него рабочий день. Таким же образом происходит и перенос срока, если это праздничные дни.

Пени как санкции в случае несвоевременной уплаты взносов

В такой ситуации, начиная со дня, который следует за днем окончания предельного срока внесения платежа, обязательство по уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации начинает считаться просроченным: юридическое лицо становится должником касательно Пенсионного фонда. Действующим законодательством предусмотрено наложение финансовых санкций по отношению к фирме, которая допустила подобную просрочку: исходя из положений 25-й статьи Федерального закона № 212-ФЗ от 24-го июля 2009-го года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в дополнение к сумме взносов, которая должна быть погашена плательщиком при следующем обращении в фонд, на него также налагается обязанность по уплате пеней, начисленный за каждый календарный день просрочки платежа по взносам.

В пункте четвертом данной статьи этого нормативно-правового акта установлено, что на данный временной промежуток действующий размер ежедневной пени за такое правонарушение равняется 1/300 долю ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент расчета пеней. Так, уровень текущего размера процентной ставки, котрая действует с 14-го сентября 2012-го года на основании Указания Центрального банка Российской Федерации № 2873-У от 13-го сентября 2012-го года «О размере ставки рефинансирования Банка России», составляет 8,25%.

Штрафные санкции как санкции в случае несвоевременной уплаты взносов

Но данные меры финансовой ответственности плательщика налогов за невнесение определенных платежей в Пенсионный фонд – это еще далеко не все. Исходя из положений статьи 47-й Федерального закона № 212-ФЗ от 24-го июля 2009-го года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае, если юридическим лицом по той или иной причине неправильно рассчитан размер взносов в Пенсионный фонд, подлежащих уплате, или иным способом ненамеренно уклонилось от своих обязательств по отношению к этому фонду, оно должно уплатить штраф в размере 20% от суммы платежа, подлежащего взысканию.

Если же подобное уклонение было совершено умышленно, штрафные санкции составят уже 40% от указанной суммы.

Решение о взыскании

Если в установленный срок недоимка не погашена, отделение фонда вынесет решение о принудительном взыскании страховых взносов (ч. 1 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы решений утверждены приказами Минтруда:

  • от 23 июня 2014 г. № 400н – для взыскания недоимки по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • от 27 ноября 2013 г. № 698н – для взыскания недоимки по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

По общему правилу подготовить решение о взыскании сотрудники фонда должны не позже чем через два месяца с того момента, когда истек срок исполнения требования о добровольном погашении недоимки (ч. 5 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Это правило не применяется при незначительных суммах недоимки – в таких случаях представители фондов могут выносить решение о взыскании сразу по нескольким требованиям, если суммарная задолженность по ним (включая пени и штрафы) не превышает:

  • 1500 руб. – по платежам в Пенсионный фонд РФ;
  • 500 руб. – по платежам в ФСС России.

Срок для принятия решений в этих ситуациях – 14 месяцев с того момента, когда истек срок добровольного исполнения самого раннего требования.

Решения, принятые позже установленных сроков, считаются недействительными. Исполнять их необязательно.

Это следует из положений частей 5.1–5.3 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если сроки, установленные для вынесения решений о взыскании, пропущены, представители фондов могут взыскать недоимку в судебном порядке. При этом в первом случае они должны обратиться в суд не позже чем через шесть месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования о добровольном погашении недоимки. Во втором случае – не позже чем через шесть месяцев с того момента, когда истек срок для принятия решения о взыскании недоимки.

Об этом сказано в частях 5.4–5.6 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение о взыскании недоимки должно быть доведено до организации в течение шести рабочих дней после его принятия. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления решений по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 19, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Принудительно взыскать недоимку отделение фонда может за счет:

  • денежных средств;
  • имущества;
  • дебиторской задолженности.

Взыскание недоимки

При несвоевременной оплате либо полном отсутствии перечислений, происходит взыскание данных средств в соответствии с действующим законодательством.

Взыскание происходит следующими способами:

  • денежными средствами;
  • имуществом должника, если его банковские счета нулевые или на них недостаточно денежных средств.

Требование об уплате недоимки

Перед тем, как начнется процедура принудительного изъятия денежных средств с должника, ему высылается требование о добровольной уплате взносов с начисленной пеней. Требование обязательно содержит срок уплаты недоимки. Такое требование имеет стандартную форму: для пенсионных и медицинских взносов – 4-ПФР, для социальных взносов – 5-ФОС. Все формы бланков закреплены законодательством РФ.

Требование должнику должно быть выслано в течение трех месяцев с момента обнаружения контролирующим органом недоимки.

Если такая недоимка выявилась при проверке лица, ответственного за перечисление взносов, тогда требование ему высылается в течение 10 дней с дня принятия решения.

Такое требование должно быть вручено страхователю либо лично в руки под роспись, либо заказным письмом, либо в электронном варианте. В нем обязательно должны быть прописаны следующие данные:

  • сроки уплаты недоимки;
  • причины взыскания;
  • последствия, возникающие при неуплате недоимок в срок;
  • выдержки из законов, регулирующих деятельность страховых фондов.

Если в требовании не указан срок уплаты недоимки, то плательщик обязан погасить долг в десятидневный срок.

Если должник никаким образом не реагирует на полученное требование, контролирующие органы начинают процедуру принудительного изъятия денежных средств. Данный этап занимает около двух месяцев. Должник получает данное решение в течение шести дней.

После этого с вашего счета в банке могут быть списаны данные суммы без вашего согласия. Если денежных средств недостаточно, их могут списывать по факту пополнения вашей карты. Если же никаких операций по карте вы не проводите и денежных средств на ней недостаточно, контролирующий орган может принять решение об изъятии у вас имущества в пользу фондов, что также регулируется законодательно.

Порядок уплаты недоимки

После получения требования, необходимо уточнить срок оплаты недоимки.

  • Если в требовании указан срок, то именно в этот срок вам и необходимо ее оплатить.
  • Если срок в требовании не указан, необходимо оплатить недоимку в десятидневный срок с момента получения требования.
  • Если требование пришло вам заказным письмом – то это, как правило, уже шестой день, то есть у вас на оплату остается четыре дня.
  • Если же письмо пришло вам на электронную почту, либо вручено лично в руки, то первым днем считается день получения вами этого требования.

Платежное поручение необходимо сформировать самостоятельно на основе полученного требования.

Порядок начисления пени

Контролирующие органы при выявлении недоимки начисляют пеню. Сумма пени зависит от суммы задолженности. Однако чтобы не уплатить излишнюю сумму, вам нужно уметь правильно ее рассчитывать.

Она начисляется как ставка рефинансирования умноженная на ставку рефинансирования разделенную на 300, и все это умножается на количество дней просрочки.

Ставка рефинансирования берется на первый день возникновения недоимки. Если же ставка рефинансирования менялась в период недоимки, нужно рассчитывать по каждой ставке сумму отдельно. В текущем году ставка рефинансирования составляет 11%.

Учет пени при упрощенной системе налогообложения

При упрощенной системе налогообложения, в расходах учет пени не предусматривается, так как эти расходы признаются необоснованными. Из-за этого отражать их в книгах доходов или расходов не нужно.

В бухгалтерском учете пени отражаются соответствующими проводками. Для упрощения работы и для отслеживания наличия пеней можно открывать дополнительные субсчета «Пени». Суммы пеней должны указываться по счету «Прибыль и убытки».

Читайте также:  Учет строительных материалов в строительстве – проводки

Важно помнить, что при уплате недоимок и пени, необходимо составлять два платежных поручения, так как у них различные коды бюджетной классификации. Коды бюджетной классификации состоят из двадцати знаков.

Взыскание за счет денежных средств

Решение о взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. После того как решение о взыскании недоимки было принято, отделение фонда должно направить в этот банк поручение на перечисление страховых взносов (штрафов, пеней) (в т. ч. в электронном виде) (ч. 7 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Банк обязан исполнить это поручение:

  • не позднее следующего операционного дня, если взыскание производится с рублевого счета организации;
  • в течение двух операционных дней, если недоимка взыскивается с валютного счета.

Такой порядок предусмотрен частью 12 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение помещается в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит за вычетом платежей первой и второй очереди. Это следует из положений части 13 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств (ч. 9 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Для этого отделение фонда должно дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Такой порядок предусмотрен частью 10 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора запрещено (ч. 11 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если недоимка не погашена за счет денежных средств, отделение фонда может взыскать ее за счет прочего имущества организации (ч. 14 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о взыскании за счет прочего имущества принимается в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате страховых взносов (штрафов, пеней) (ч. 3 ст. 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взыскание за счет имущества

Взыскание недоимки за счет прочего имущества производится судебным приставом-исполнителем по решению и на основании постановления, вынесенного отделением фонда (ч. 2 ст. 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). При этом должен соблюдаться порядок, предусмотренный Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Перечень имущества, которое может быть взыскано в счет погашения недоимки, приведен в части 8 статьи 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Организация вправе указать на имущество, которое следует взыскать в первую очередь, однако окончательное решение об очередности взыскания принимает судебный пристав (ч. 5 ст. 69 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Ситуация: может ли территориальное отделение внебюджетного фонда взыскать задолженность по обязательным страховым взносам за счет дебиторской задолженности коммерческой организации?

Да, может.

При недостаточности денег на счете в банках отделение фонда вправе взыскать задолженность по страховым взносам за счет имущества организации (ч. 14 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок принудительного исполнения решений контролирующих ведомств установлен Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Об этом сказано в части 2 статьи 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 75 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ взыскание может быть обращено на дебиторскую задолженность должника. При этом дебиторская задолженность учитывается в составе второй очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ). Таким образом, отделение внебюджетного фонда вправе взыскать недоимку по страховым взносам за счет дебиторской задолженности организации. Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность установлен статьей 76 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Следует отметить, что взыскание недоимки за счет дебиторской задолженности может быть выгодно организации. Ведь фактически ей предоставлена возможность расплатиться с внебюджетными фондами за счет непогашенных долгов покупателей (заказчиков). В отсутствие денежных средств на банковских счетах такое использование актива весьма эффективно.

Пример взыскания недоимки по страховым взносам за счет дебиторской задолженности организации

На имущество организации, которое занимается производством продукции, обращено взыскание в сумме 3 000 000 руб.

На балансе организации числится:

  • дебиторская задолженность – на сумму 4 500 000 руб.;
  • готовая продукция – на сумму 150 000 руб.;
  • материалы – на сумму 150 000 руб.;
  • оборудование для производства продукции – на сумму 1 700 000 руб.

Оценка имущества судебными приставами совпала с его стоимостью по данным бухучета. В итоге дебиторской задолженности хватило, чтобы рассчитаться с внебюджетными фондами.

Ситуация: что делать, чтобы территориальное отделение внебюджетного фонда не взыскало во внесудебном порядке сумму недоимки по обязательным страховым взносам?

Обжалуйте решение о взыскании недоимки и обратитесь в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер.

Организация вправе обжаловать требование об уплате страховых взносов в суде (ч. 1 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Одновременно с подачей искового заявления организация может обратиться в суд с просьбой принять обеспечительные меры в отношении спорных сумм (ст. 90, 91, 199 АПК РФ). Если суд согласится с этой просьбой, то до окончания судебного разбирательства отделение фонда не сможет взыскать недоимку (ч. 4, 5 ст. 96 АПК РФ).

При этом период, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в предусмотренный частью 5 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ двухмесячный срок, отпущенный отделению фонда на взыскание недоимки во внесудебном порядке. То есть, если требование об уплате страховых взносов будет признано правомерным, решение о взыскании недоимки отделение фонда сможет вынести в течение двух месяцев с момента отмены судом обеспечительных мер. Такие разъяснения содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № 17533/08. Несмотря на то что в указанном постановлении рассматривалось дело о взыскании налога и пеней, разъяснения, приведенные в нем, можно использовать и в отношении взыскания недоимки по страховым взносам.

Взыскание суммы долга по взносам. Алгоритм

При обнаружении неуплаченных сумм взносов, внебюджетные фонды проводят определенные процедуры, направленные на стимуляцию плательщиков перечислить положенную сумму.

Порядок взыскания прописан в законе №212-ФЗ и предусматривает:

  1. Подачу должнику требования о погашении долга.
  2. Принудительное изъятие необходимой суммы со счета в банке.
  3. Взыскание через суд.

Первый шаг – это направление в адрес должника требования с прописанной в нем величиной денежной задолженности по взносам, пени и штрафа. Помимо сумм, требование определяет конкретные даты для их перечисления.

Сознательному страхователю или застрахованному лицу лучше в добровольном порядке на основании полученного требования погасить долг, в противном случае может последовать следующий шаг со стороны ПФР и ФСС, направленный на взыскание задолженности.

Второй шаг – принудительное изъятие требуемой суммы с банковского счета должника, такой порядок именуется бесспорным. Такой шаг можно выполнить при отсутствии оплаты в течение двух месяцев с даты, отраженной в требовании. Если срок в два месяца упущен, то воспользоваться принудительным взысканием задолженности уже будет нельзя, вопрос придется решать через суд.

Существуют специальные типовые бланки, направляемые в банк внебюджетными фондами для снятия необходимой суммы со счета клиента. Данные бланки утверждены Приказом №698н от 27.11.13, для Пенсионного фонда предусмотрена форма 1-ПФР, для Фонда социального страхования – форма 1-ФСС. При наличии денег на счете должника банк обязан удержать требуемую сумму и перечислить ее в пользу фонда.

Самого должника фонд должен уведомить о решении взыскать долг по взносам с его счета в письменном виде посредством отправки заказного письма, после чего можно направлять необходимые документы в банк.

Третий шаг – обращение с иском в суд. Данный шаг выполняется, если упущен двухмесячный срок для принудительного взыскания долга с банковского счета, но не позднее шести месяцев с даты оплаты, указанной в требовании. Если фонд пропустит этот срок, то в более поздней подаче заявления суд откажет при отсутствии уважительных причин.

Такой порядок взыскания долга по страховым взносам правомерен в отношении компаний работодателей, а также ИП. Если физлицо не является ИП, то с него изъять долг можно только через судебные органы.

Списание безнадежной задолженности

Имеющаяся у организации недоимка по страховым взносам (штрафам, пеням) может быть признана безнадежной для взыскания и списана только:

  • при ликвидации организации;
  • в связи с истечением срока взыскания по решению суда;
  • при исключении организации, фактически не ведущей деятельность, из ЕГРЮЛ.

Это следует из положений частей 1, 2 статьи 23 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпунктов «а», «г», «д» пункта 1 постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 820.

Решение о списании недоимки по страховым взносам (штрафам, пеням) (форма утверждена приказом Минтруда России от 12 марта 2015 г. № 162н) принимают:

  • Пенсионный фонд РФ – в отношении взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
  • ФСС России – в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 820.

Добавить комментарий

Adblock
detector