Отказ в государственной регистрации юридического лица

Обращение заявителей в налоговую инспекцию не всегда заканчивается открытием ООО. Отказ в регистрации юридического лица может быть вызван множеством причин, указанных в статье 23 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

ФНС считает, что процент отказов по заявлениям Р11001 сравнительно небольшой, но для каждого заявителя это неприятная ситуация, которую лучше не допускать. Причины отказа в государственной регистрации юридических лиц можно разделить на несколько групп, предлагаем в них разобраться подробнее.

Документы для регистрации заполнены неверно, неполно или частично отсутствуют

Самая частая причина, по которой налоговый орган выносит решение об отказе в государственной регистрации, это как раз проблемы с документами:

  1. Неактуальный бланк заявления Р11001. Обратите внимание, что в 2018 году действует форма, утвержденная Приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Последние изменения в нее вносились 25.05.2016 после введения в действие нового классификатора ОКВЭД-2.
  2. Любые ошибки или неточности при заполнении заявления на регистрацию ООО. Требования к заполнению утверждены приказом № ММВ-7-6/[email protected], и их надо обязательно соблюдать. Основанием для отказа в регистрации может стать даже лишняя точка или знак, внесенный не в свое поле.
  3. Неполный комплект документов. В обязательный перечень, указанный в статье 12 закона № 129-ФЗ, входит решение или протокол об учреждении общества, устав, документ об уплате государственной пошлины и само заявление Р11001. Причем, к каждому из них также установлены свои требования, нарушение которых расценивается, как непредставление документа вообще.
  4. Документ об оплате пошлины имеет неверные реквизиты или, при наличии нескольких заявителей, пошлина оплачена только одним из них.

Читайте также:  Регистрация КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства): пакет документов, госпошлина, пошаговая инструкция

Особенности решения об отказе юридического лица

Когда речь идет об отказе в государственной регистрации, то данное решение является процессуальным и предусматривает возможность вынесения только после того, как были представлены необходимые документы в уполномоченный орган в официальном порядке. В случае представления потенциальным заявителем необходимого комплекта документов в рамках предварительного ознакомления и консультации, отказ невозможен ввиду отсутствия оснований и нарушения действующих положений законодательства.

Вынести решение об отказе в государственной регистрации или отсутствии возможности для дальнейшего продолжения соответствующих действий могут только уполномоченные должностные лица налогового органа. Факт проставления подписи и утверждения рассматриваемого процессуального решения не уполномоченным лицом является поводом для признания незаконности отказа в государственной регистрации. Документ об отказе в совершении регистрации должен включать в себя основание для принятия подобного решения с обязательной ссылкой на пункт действующего законодательства.

При отказе в совершении регистрации происходит полное прекращение мероприятий по проверке и оформлению документов. Исключениями являются случаи, которые предусмотрены Федеральными законами. После того, как было вынесено решение рассматриваемого содержания, оно направляется заявителю с обязательным возвратом представленных документов.

Решение об отказе в совершении регистрации может приниматься в срок, утвержденный действующим законодательством и равный пяти рабочим дням. Исчисление данного срока времени начинается с того дня, как заявителем был представлен перечень необходимых документов в уполномоченный орган. Выдача решения осуществляется путем направления заявителю или его законному представителю. Решение должно быть выдано в течение рабочего дня после принятия.

Недостоверный юридический адрес

Хотя документы, подтверждающие юридический адрес, не указаны в обязательном перечне статьи 12 закона № 129-ФЗ, однако их отсутствие может привести к признанию адреса недостоверным и последующем отказе в регистрации.

Чтобы этого не допустить, в налоговый орган также подается (по выбору):

  • гарантийное письмо при регистрации ООО на нежилое помещение;
  • согласие собственника на создание компании в жилом помещении.

Необходимо также приложить документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости: копия свидетельства или выписка из ЕГРН.

Кроме того, к порокам юридического адреса относятся:

  • наличие незавершенного строительного объекта, разрушенного здания или помещения, где невозможно вести деятельность;
  • по заявленному адресу расположена военная часть или государственный орган;
  • собственник недвижимости заявил о запрете регистрации ООО по этому адресу;
  • по адресу уже зарегистрировано 10 и более юридических лиц, и он признан адресом массовой регистрации.

Фирменное наименование ООО не соответствует требованиям закона

Требования и ограничения к фирменному наименованию общества установлены статьей 1473 ГК РФ. Среди них запрет на:

  • понятия, не соответствующие гуманности, морали, общественным интересам;
  • полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств и органов государственной власти России (федеральных, субъектов РФ, местного самоуправления), а также слова, производные от таких наименований;
  • полные или сокращенные наименования общественных объединений, международных и межправительственных организаций;
  • иноязычные заимствования, отражающие организационно-правовую форму юридического лица (например, Ltd).

Что же касается уникальности названия, то налоговая инспекция не проверяет этот критерий. Соответственно, отказ в государственной регистрации юридических лиц не может быть вызван заимствованием названия уже действующей организации.

Надо только учитывать, что организация-правообладатель фирменного наименования, зарегистрированная ранее, потом может через суд потребовать сменить название, если ООО-тёзка работает в той же сфере.

Бесплатная консультация по регистрации бизнеса

Учредитель или руководитель относится к массовым

Если учредитель или руководитель уже имели отношение к деятельности более 10 юридических лиц, то их могут признать массовыми, и на этом основании вынести отказ в регистрации новой компании.

К причинам отказа, связанными с учредителем или руководителем, также относят:

  • судебное решение о дисквалификации руководителя, срок которого еще не истек;
  • учредитель-физлицо лишен права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • учредитель-юрлицо находится в процессе ликвидации;

Дополнительные основания содержатся в пункте 1 (пп. ф) статьи 23 закона «О государственной регистрации».

Тонкости регистрации: основания отказа, о которых вы не знаете

Бытует мнение, что 90% отказов в госрегистрации сведений об учредителе (участнике) или руководителе организации объясняются формальными нарушениями закона о госрегистрации юрлиц. Но в 2016 году в него внесли специальные основания для отказа. Большинству директоров и учредителей они до сих пор неизвестны. Поэтому отказ в регистрации, а также его причины могут стать для заявителей полной неожиданностью. Как правильно подобрать руководителя или учредителя (участника) компании, расскажет старший консультант Департамента юридической практики Alliance Legal Consulting Group Никита Роженцов.

Читайте также:  Инструктаж по технике безопасности в 2021 году: виды, содержание, как провести

1 января 2021 года начали действовать новые основания для отказа в регистрации учредителей (участников) и руководителей (лиц, действующих от лица компании без доверенности). Кандидатуры не внесут в ЕГРЮЛ, если их прошлый опыт дает основания сомневаться в их добросовестности:

– лицо ранее было учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее (п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации) и при этом имело долги, в том числе безнадежные, перед бюджетом;

– лицо является учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, сведения о котором в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации компании.

Новые нормы внесли в п. «ф» ст. 23 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанные ограничения действуют в течение трех лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ либо внесения соответствующих сведений в реестр.

Ограничения в отношении учредителя (участника) либо руководителя компании де-факто дублируют положения КоАП РФ о дисквалификации (ст. 3.11) с той лишь разницей, что административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судьей.

Стоит отметить, что введенные ограничения могут распространять свое действие применительно к случаям, когда управление юридическим лицом осуществляется управляющей компанией (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-6644/2016 по делу № А73-9926/2016 от 6 февраля 2021 г.).

«Бомба замедленного действия»

Логика законодателя проста и понятна: он стремился обеспечить достоверность ЕГРЮЛ, в частности, не допустить регистрации компаний, которые создаются для недобросовестной деятельности путем использования «номиналов» и т. д.

В то же время могут пострадать интересы лиц, которые занимались компанией, а затем потеряли к ней интерес и оставили с долгами перед бюджетом (пускай даже самыми незначительными). Для таких лиц нормы могут оказаться «бомбой замедленного действия»: они могут даже не подозревать об ограничениях, о которых узнают, как правило, лишь когда получат решение ИФНС об отказе в регистрации.

В более выигрышном положении те, кто имеет отношение к «проблемной» компании, которая еще не ликвидирована, но сведения о которой в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные. Они могут преодолеть ограничение, если внесут в реестр достоверную информацию или обжалуют соответствующую запись в административном или (или) судебном порядке.

Информация: как и что проверить

Хотя закон не регламентирует процедуру проверки указанных ограничений, не составляет большого труда узнать, участвовал ли человек в деятельности прошлым. Достаточно проверить сведения в ЕГРЮЛ, это общедоступно. Куда сложнее выяснить, были ли долги у компании, прекратившей деятельность. Ее участник или руководитель могут просто не располагать достоверной информацией об этом.

Действующие правовые акты дают возможность получить справки от налоговых органов о том, платил ли налогоплательщик (плательщик сбора и/или страховых взносов, налоговый агент) налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако закон не регламентирует право бывшего учредителя (участника) либо руководителя юридического лица обратиться за такими справками в налоговый орган. В силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ это могут сделать только налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент. В то же время даже минимальная непогашенная задолженность перед бюджетом – вполне себе основание отказать в регистрации (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06-21519/2017 по делу № А49-11258/2016 от 8 июня 2021 г.).

Остается надеяться, что обсуждаемые нормы Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволят повысить достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, а также послужат толчком к осознанному подбору кандидатур на должность участника либо руководителя компании.

  • ЕГРЮЛ, Суды и судьи

Нарушена процедура подачи документов

К сожалению, даже правильно заполненные документы могут привести к отказу в регистрации, если была нарушена процедура их подачи:

Читайте также:  Гарантии и компенсации при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

  1. Форма Р11001 подписана лицом, не имеющим на это полномочий. Право на подпись заявления на регистрацию ООО есть только у самих заявителей, а не у будущего руководителя или представителя.
  2. Не соблюдена нотариальная форма заверения Р11001. Для заявителей есть возможность обойтись без услуг нотариуса, если они лично обращаются в налоговый орган или документы подписаны усиленной КЭП. В остальных случаях подпись учредителя должен удостоверить нотариус.
  3. Заявитель обратился не в ту инспекцию. Документы для регистрации подают в ИФНС, которой подведомственен юридический адрес организации. Часто это единственная регистрирующая инспекция на город или область (например, 46-ая ИФНС в Москве). Узнать нужные контакты можно в ближайшей налоговой инспекции или на сайте ФНС.

После выхода Обзора судебной практики Президиума ВС от 25.12.2019 некоторые ИФНС стали требовать нотариального заверения решения или протокола об учреждении ООО. При этом закон № 129-ФЗ такого условия не содержит. Нам стало известно о нескольких случаях отказа в регистрации ООО, если решение или протокол не заверены у нотариуса. До тех пор, пока от ФНС не поступит соответствующих разъяснений, рекомендуем нашим пользователям уточнять этот вопрос в своем регистрирующем органе.

Обзоры ФНС по отказам в регистрации

Каждый квартал Федеральная налоговая служба рассылает в налоговые инспекции обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов. В них приводятся реальные судебные дела, где заявители, в том числе, обжаловали отказ в регистрации юридического лица, но безуспешно. Приведем несколько примеров.

1. Дело №А40-185135/16. В заявлении по форме № Р11001 не был заполнен пункт 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс. При этом заявитель считал решение об отказе в государственной регистрации необоснованным, потому что почтовый индекс был указан в гарантийном письме. Соответственно, по его мнению, налоговая инспекция могла самостоятельно внести недостающие сведения об адресе.

Суды всех инстанций признали правоту регистрирующего органа, потому что обязанность по правильному и полному заполнению заявления лежит на заявителе. Налоговая инспекция не обязана исправлять документы с неполными или недостающими данными.

2. Дело № А03-10637/2016. В этом деле отказ в регистрации ООО был вызван особенностями заявителя-физического лиц. Ранее заявитель являлся участником другого общества с ограниченной ответственностью с долей уставного капитала в размере 50%. Это юридическое лицо имело перед бюджетом задолженность, признанную безнадежной, и исключено из ЕГРЮЛ. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок с даты исключения из ЕГРЮЛ общества, где заявитель был участником.

3. Дело № А60-12861/2016. В нарушение требований закона «Об ООО» решение единственного учредителя не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала, а также размере и номинальной стоимости доли учредителя. В результате решение было расценено налоговой инспекцией, как непредставленное, а пакет документов, обязательных для регистрации, – неполным.

4. Дело № А73-9914/2016. Отказ в регистрации ООО был вынесен заявителю, который ранее являлся учредителем и/или руководителем нескольких юридических лиц. При этом установлено, что шесть из них были исключены из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившие свою деятельность. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок исключения этих организаций из реестра. Кроме того, две компании, где заявитель был руководителем, имели задолженность, безнадежную к взысканию, на суммы 3,8 и 2,2 млн рублей.

На каких основаниях Федеральная налоговая служба может отказать в регистрации юридического лица?

Полный перечень правовых оснований, которыми руководствуются служащие Федеральной налоговой службы в процессе вынесения решения об отказе в осуществлении государственной регистрации конкретного юридического лица, приводится в главе восьмой соответствующего Федерального закона. Список допустимых и признанных законными оснований включает в себя в общей сложности 21 условие. При этом большая часть данных условий и обстоятельств используется в рамках урегулирования процедуры государственной регистрации вновь создаваемой организации или предприятия.

Основания, предусмотренные Федеральным законом, могут быть сгруппированы в соответствии с содержанием и сутью допущенного заявителем нарушения. Таким образом, в государственной регистрации может быть отказано в случае допущения со стороны юридического лица следующих нарушений:

  • при условии непредоставления полного перечня необходимых документов и сведений со стороны юридического лица. В данном случае речь идет о сведениях и документах, которые подразумеваются общими и индивидуальными законодательными нормами для различных форм юридического лица;
  • при нарушений нормативных актов, которые были выявлены в процессе изучения содержания учредительной документации юридического лица;
  • при неправильном выборе уполномоченного органа по различным принципам и последующем направлении заявления и документов в орган, не располагающий соответствующими полномочиями;
  • неверной формы и содержания бланков, необходимых для совершения процедуры;
  • при предоставлении бланков, не прошедших процедуру нотариального заверения в случаях, когда данная процедура является обязательной по закону;
  • при выявлении каких-либо ограничений, препятствующих участию определенных групп людей в статусе учредителя организации или предприятия.

Основания для отказа могут быть выявлены и установлены после того, как заявитель представил необходимые документы в уполномоченный налоговый орган (на этапе проверки данных документов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации). Должностные служащие налогового органа имеют право на совершение межведомственных запросов с целью получения подробных данных относительно учредителей организации или предприятия.

Наличие причин при принятии решения об отказе в государственной регистрации моет определяться с учетом конкретной формы потенциального юридического лица. Например, если речь идет о некоммерческом образовании, то дополнительными причинами для отказа, в соответствии со статьей 23.1 в соответствующем Федеральном законе могут стать:

  • существование некоммерческого образования под названием, аналогичным тому, что выбрано учредителями;
  • выявление факта оскорбления и нарушения нравственных, национальных и религиозных ценностей названием, выбранным учредителями.
  • наличие противоречий действующему законодательству Российской Федерации в случае создания иностранной некоммерческой организации неправительственного характера;
  • возникновение угрозы при создании иностранной некоммерческой организации неправительственного характера в отношении государственного суверенитета, независимости и иных факторов;
  • выявление факта ликвидации иностранного некоммерческого образования, существовавшего ранее, на основании грубого противоречия действующим нормативам и положениям страны.

Другие причины отказа, который может быть принят в отношении регистрации юридических лиц в форме некоммерческого образования, соответствуют тем, что предусмотрены для коммерческой компании.

Приведенный выше список оснований является полностью исчерпывающим. Это значит, что уполномоченный орган в лице налоговой службы не имеет права отказать в регистрации юридических лиц по иным причинам, которые не предусмотрены в действующем законодательстве Российской Федерации. Аналогичным образом, существуют основания, которые не могут повлиять на решение налоговой службы. К списку данных оснований, не принимаемых во внимание, является наличие судебных или третейских споров относительно следующих предметов:

  • величины или части доли определенного учредителя в уставном капитале;
  • принадлежности целой доли или частичного уставного капитала тому или иному лицу;
  • других факторов, которые имеют непосредственную связь с содержанием данных о предприятии или организации, подлежащих государственной регистрации.

Юридическая практика показывает, что, несмотря на четкий перечень оснований, сотрудники налоговых служб часто могут самостоятельно расширять этот список, обуславливая отказы по регистрациям. Например, ошибки в заполнении различных пунктов заявления могут расцениваться должностными лицами в качестве непредоставления документа или предоставления неверных сведений. Таким образом, сотрудничество с квалифицированными юристами еще на этапе подготовки документов на регистрацию организации или предприятия является важным условием для исключения вероятности получить отказ.

Что делать в случае отказа в регистрации ООО

Закон предусматривает обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, поэтому если вы уверены в своей правоте, то можете начать эту процедуру.

Сначала надо обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию, которая в течение 15 рабочих дней должна дать на нее ответ. Если этот ответ вас не удовлетворил, вы вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС, а затем в суд.

Подробнее о том, как провести обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, можно узнать в главе VIII.1. закона № 129-ФЗ. Минимальные сроки до вынесения первого судебного решения по обжалованию отказа составляют не менее трех месяцев. Учитывая такие длительные сроки, заявители редко обращаются в суд, если им надо быстро зарегистрировать ООО.

А с 1 октября 2021 года вступает в силу норма закона «О регистрации», которая позволяет заявителю в течение трех месяцев после отказа подать документы заново, не уплачивая повторно пошлину. Это хороший шаг навстречу бизнесу со стороны ФНС, и он должен положительно отразиться на снижении процента отказов в регистрации юридических лиц.

Что делать, если ИФНС вынесла решение об отказе

Если вы уверены в том, что все требования по подготовке и подаче документов были вами соблюдены, можно начать обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица.

Выше мы уже писали, что ответ на вопрос о том, можно ли в случае отказа вернуть уплаченную государственную пошлину, будет отрицательным. Причина этого в том, что пошлина при регистрации общества уплачивается не за сам состоявшийся факт создания юридического лица, а за регистрационные действия. ФНС настаивает, что действия по приему и проверке документов производились, поэтому в случае отказа никаких оснований для возврата денег нет. В ходе обжалования можно добиться только того, чтобы регистрация ООО на основании уже поданных документов все-таки состоялась.

☑ Учтите, что с 2015 года установлен обязательный досудебный порядок обжалования, поэтому если вам срочно необходимо зарегистрировать компанию, возможно, имеет смысл подать документы заново, повторно уплатив пошлину.

Если же особой срочности в госрегистрации нет, и вы уверены в своей правоте, то для начала надо подать жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. В течение 15 рабочих дней (срок может быть дополнительно продлен еще на 10 рабочих дней) вышестоящая ИФНС обязана дать ответ на жалобу.

Если ответ в эти сроки не был дан или он вас не устроил, то заявитель вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС. И только после неудовлетворительного ответа от Федеральной налоговой службы можно обращаться в суд. Весь процесс обжалования от вынесения первого решения об отказе до судебного решения в вашу пользу может занять не менее трех месяцев. Полностью порядок обжалования, в том числе содержание самой жалобы, приводится в главе VIII.1. закона № 129-ФЗ.

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте анонсы новых статей на свою почту, сразу после выхода свежего поста:

Добавить комментарий

Adblock
detector