Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами

Современные формы профориентационной работы в ВУЗах

В последнее время очень остро стал подниматься вопрос, связанный с проблемами современного профессионального образования в области инженерных и технических направлений. О его важности говорил и президент России В.В. Путин в своем ежегодном Посланием Федеральному Собранию 1 декабря 2020 года: «Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности» [3].

И здесь профориентационая работа выходит на первое место. Это целый комплекс мероприятий, направленных на помощь в самоопределении и выборе профессиональной деятельности молодых людей, вступающих во взрослую жизнь (выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и средне-профессиональных заведений), а также в их дальнейшем личностном и профессиональном росте. Благодаря целенаправленной профориентационной работе у учащихся формируются компетентности, позволяющие им адаптироваться на рынке труда.

По мнению Титовой С.В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры менеджмента Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права, методы профориентационной работы делятся на пассивные и эффективные [6]. К пассивным методам относятся:

— беседы о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;

— приглашение профессионалов на тематические вечера;

Читайте также:  Как правильно выбрать профессию

— организация лекториев;

— оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;

— посещения предполагаемыми абитуриентами образовательных учреждений;

— организация «Дня открытых дверей»;

— подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;

— выступление ученых вуза в СМИ.

Активные методы профориентационной деятельности образовательного учреждения требуют более тщательной подготовки и направлены на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.

В качестве активных методов профориентации автор отмечает:

— организуемые в вузах различные лагеря (спортивные, трудовые, научные), клубы (юных экономистов, маркетологов, менеджеров, юристов и т.п.);

— привлечение к работе вузовских научных кружков школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений;

— организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;

— проведение профессиональных недель факультетов;

— организация олимпиад для школьников и др. [6].

С целью усиления профориентационной работы Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий, направленных на популяризацию инженерных профессий. Согласно плану проводится Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, кроме того проводится ежегодный Всероссийский конкурс студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по инженерным специальностям и направлениям подготовки высшего образования, Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» [5]. Вовлечение молодежи в данные мероприятия является главным стимулом в выборе именно инженерных специальностей для дальнейшего профессионального развития.

Молодые люди активно включаются в эту деятельность. Они готовы участвовать в конкурсах, обсуждениях, полны сил и творческих идей. Им нужна только заинтересованность и поддержка. И здесь главная задача в наставлении обучающихся, выявлении их потенциала и настрой на продуктивную деятельность. А это еще, и готовность педагогов быть, в какой-то мере новаторами, увлекающими за собой и учеников и коллег, создающих вокруг себя активное творческое пространство.

Читайте также:  Специальность строительство железных дорог

Сейчас традиционно во многих современных ВУЗах проходят «Дни открытых дверей», как общевузовские, так и отдельных факультетов, в рамках которых проводятся экскурсии, в том числе с демонстрацией новейших достижений, выставки, мастер-классы, открытые уроки по профессиям и т.д. Эти методы работы тоже, бесспорно нужны, но как было отмечено выше, все эти мероприятия относятся к пассивным методам работы. А к молодому поколению на данный момент крайне необходим современный подход, поэтому акцент нужно сделать на эффективные методы профориентационной работы, которые позволяют вовлекать выпускников в активные действия по начальному знакомству с профессий, формировать их заинтересованность.

Именно благодаря правильным формам и методам подготовки происходит ориентация будущих молодых специалистов на рынке труда. Поэтому очень важно привлекать к данной проблеме и работодателей, которые имеют реальное и грамотное представление о социально-экономической ситуации в стране на текущий момент. Такой формой работы могут быть встречи с реальными инженерными работниками ведущих предприятий региона, где они, как потенциальные работодатели, могут быть вовлечены в профориентационную деятельность в качестве партнеров профильных конкурсов или олимпиад, или как члены жюри, являясь представителями деловой элиты и ярким примером профессиональной успешности для подрастающего поколения.

В указанном выше плане мероприятий популяризации рабочих и инженерных профессий Правительства РФ в 13-м пункте поставлена задача «Содействие в проведении международного конкурса среди организаций на лучшую систему работы с молодежью на предприятиях» [4]. В связи с этим в планах вузах и школах следует продумывать мероприятия для эффективного взаимодействия предприятий, в лице работодателей и молодежи, в частности образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования.

Одним из примеров такой формы профориентационной работы являются «Профессиональные пробы». Которые представляют собой систему мер сопровождения процесса профессионального самоопределения молодежи с участием преподавателей вузов и работодателей.

Еще одной из эффективной формой взаимодействия с потенциальными абитуриентами является выполнение научно-исследовательских работ старшеклассников. Одним из примеров можно выделить исследовательскую работу под руководством преподавателей Нижегородского государственный университета им. Н.И. Лобачевского [5]. Такая форма активной работы со школьниками позволяет сформировать у них интерес к исследовательской деятельности, развитие их научного и творческого потенциала, а также создать «эффект погружения» в профессиональную деятельность в выбранной выпускниками школ сфере знаний. Особое место в системе профориентационных мероприятий занимает Летняя физико-математическая школа «Будущие исследователи», реализуемая в рамках программы «Университетский кластер образования». С 2014 года в период летних каникул учащиеся 10-х классов школ «Университетского кластера образования», а также победители и призеры олимпиады «Будущие исследователи — будущее науки» по физике и математике приглашаются в Летнюю школу, проводимую на базе студенческого оздоровительного лагеря, где в течение недели преподаватели университета ведут занятия по физике, математике, читают научно-популярные лекции [5].

Современным методом работы с абитуриентами является профориентационное тестирование, которое позволяет молодым людям выявить склонности к тем или иным видам деятельности и подобрать будущее направление профессиональной деятельности. Такое тестирование можно самостоятельно пройти, например, на сайте Вятского государственного университета. Также в ВятГУ работает региональная площадка Всероссийского фестиваля науки, в рамках которой для посетителей организуется более 100 активных тематических стендов. Для младших школьников и старшеклассников по возрасту проводился квест — «Занимательная метрология», для более старших посетителей проводилась небольшая экскурсия по выставленным экспонатам, а также предоставлялась возможность поучаствовать в проведении различных научных опытов, с элементами шоу. В рамках фестиваля проводится турнир «Дебаты юных ученых» в британском формате парламентских дебатов и т.д.[1].

Еще одним из примеров профориентационной деятельности обучающихся является ежегодный Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ обучающихся «Первые шаги в науку: инновации и творчество», организуемый кафедрой технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного университета, г. Киров. Конкурс проводится дистанционно. Адрес доступа: https://sites.google.com/site/pervyesagivnauku/

В статье, посвященной обзору профориентационной работы в последние годы по России [2], отмечается, что в целях популяризации инженерно-технических профессий проходят дни профориентационной работы, в ходе которых осуществляются следующие мероприятия:

— групповое и индивидуальное профессиональное консультирование выпускников школ и их родителей, диагностика сферы профессиональных предпочтений школьников;

-профориентационные уроки, классные часы, лектории, фестивали и парады профессий;

-интерактивные брейн-ринги, конкурсы, викторины, ток-шоу, тренинги, презентации востребованных инженерно-технических профессий;

-встречи с представителями различных направлений инженерной деятельности;

-экскурсии на предприятия, ярмарки учебных мест, встречи с представителями профессиональных образовательных организаций, дни открытых дверей службы занятости и образовательных учреждений;

-профессиональные пробы;

-родительские собрания профориентационной тематики.

Читайте также:  Кондуктор – это непрестижная и нервная работа?

Такие мероприятия помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного дела и почувствовать его дух, познакомиться с товарищами по интересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной работы. Они также являются важным пунктом в резюме и могут быть полезным фактором при поступлении выпускников школ в вузы [2].

В каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность школьнику в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране. По словам президента РФ В.В. Путина: «Каждый ребёнок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России». «Вижу в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке. Верю, что это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития» [3]. А главным аспектом удачного профессионального будущего для молодого гражданина является самоопределение, и здесь на первый план выходит профориентационная работа. Именно она сейчас является одной из ступенек будущего успеха. Поэтому, чтобы работа по профориентации была наиболее эффективной необходимо использовать современные методы и формы работы с обучающимися, в частности, активное использование мультимедийных и информационных технологий. Общеизвестным является факт, что молодежь сейчас активно пользуется ресурсами сети Интернет. Нужно максимально использовать эту тенденцию – дать возможность «покорять» глобальную сеть с пользой, а для этого заинтересовывать, искать новые формы и идеи для профориентационной работы.

Основные группы профориентационных методов

Можно условно выделить (перечислить) группы методов в соответствии с уже выделенными ранее основными задачами профориентации: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента и методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента. Знание и владение этими методами не только во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределения консультируемого человека, но и способствуют лучшему пониманию смысла выполняемой работы самого профконсультанта, т.е. способствуют и его собственному самоопределению.

Информационно-справочные, просветительские методы.

  • профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
  • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
  • информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т. п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ). Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС, но для их эффективной работы нужны не только подготовленные программисты, но и ирреальные контакты профконсультацион-ных центров с заинтересованными организациями и учреждениями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто;
  • профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
  • встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения произвести впечатление на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения объема профессиографи-ческой информации и спокойного отношения к разного рода редакторским правкам и цензуре);
  • различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ. На этих «ярмарках» безработные и незанятые люди встречаются с представителями различных фирм и учреждений и нередко делают важные выборы (иногда до 40 % клиентов решают на «ярмарках профессий» свои проблемы). Такая форма работы позволяет экономить много времени (не нужно каждый раз куда-то идти, договариваться и т.п., нужно просто переходить от одного стола к другому и завязывать контакты с представителями организаций).

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):

  • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
  • открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
  • опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
  • опросники профессиональных способностей. Их нужно применять очень избирательно; для их использования и интерпретации результатов требуется особая подготовка профконсультанта; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий профпригодность формируется в самой трудовой деятельности;
  • «личностные» опросники. Требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании — понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профкон-сультации (по-настоящему личность нельзя «просчитать»); настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «голосованиях», когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде) и в обычных житейских ситуациях. Таким образом, тест на «личностность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме жизни;
  • проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
  • методы наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы психолога (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
  • сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение доносчиков);
  • психофизиологические обследования (в широкой практике они имеют смысл для профессий, связанных с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
  • «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фуку-ямы (см.: Укке, 1990). Они обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ;
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора). Это позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
  • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с испытательным сроком);
  • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

  • группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобразной формой развития подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где в благоприятной психологической атмосфере удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
  • тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
  • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.). Иногда они помогают клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; эти методы требуют особой подготовки профконсультанта;
  • пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, такие выступления при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов. Правда, они могут стать и сильным средством манипуляции по отношению к клиентам;
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
  • личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
  • различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
  • «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественно-заорганизованное мероприятие).

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

  • построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно (на бумаге) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы (траектории) самоопределяющегося человека;
  • построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив (траекторий);
  • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
Добавить комментарий

Adblock
detector