Какие профессии по специальности государственное управление?

Получив образование по специальности государственное и муниципальное управление

— кем потом работать, понимают лишь единицы. У многих сложилось ошибочное мнение, что с этой специализацией можно рассчитывать на должность бухгалтера или экономиста. Случаи такого трудоустройства можно встретить, но очень редко. Помогают знакомства или острая нехватка кадров. Если вы хотите стать менеджером, экономистом или бухгалтером – лучше выбрать другую специальность.

государственное и муниципальное управление кем потом работать

Как давно учат государственному и муниципальному управлению?

Государственное и муниципальное управление или ГиМУ возникло как направление обучения в конце 1990-х годов. Тогда же профессия приобрела популярность у абитуриентов. В этот период стало понятно, что специалистов, занятых в государственных и муниципальных структурах, реализующих исполнительную или законодательную функции власти, нужно обучать по-новому.

В современной практике такая специальность стала частью другого блока программ обучения. Профессии менеджеров покрывают потребности не только государственного или муниципального секторов экономики, но и коммерческого.

В рамках программы обучения развиваются компетенции, которые позволяют успешно реализовать себя в будущей профессии:

  • управленческие навыки;
  • экономические знания;
  • юридические основы;
  • общекультурные знания;
  • умение осуществлять самоконтроль, самомотивацию, саморазвитие.

До этого подобные знания можно было получить только по партийной линии в специальных школах и на курсах при ВУЗах и ССУЗах.

Читайте также:  Украшения из натуральных камней

Как появилась данная специальность?

Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

Какие профессии по специальности государственное управление?

Почему престижно получить такую профессию?

Популярность профессии ГиМУ вызвана несколькими факторами

  • В период экономических реформ сфера государственного и муниципального управления кажется наиболее надёжной и стабильной, позволяющей быть уверенным в том, что все права и обязательства со стороны работодателя будут выполнены.
  • Многие ошибочно считают, что, получив такое образование, сразу открывается прямой путь на самый верх властных структур. Фактически карьера чиновника является обычно поступательной, как и в других сферах.
  • Существует миф о том, что чиновники имеют высокие заработные платы. Хотя в сфере муниципального управления оплата труда специалистов колеблется на уровне 13–20 тыс. рублей в месяц.
  • Работающие в соответствующих структурах органов власти должны повышать свою квалификацию и иметь профильное образование.
  • Бизнесмены, которые желают лоббировать свои интересы в органах власти, заинтересованы в том, чтобы иметь соответствующее образование.
  • Такое образование не теряет своей актуальности во времени, потому что чиновники нужны всегда. В случае необходимости можно пройти повышение квалификации, чтобы ознакомиться с новыми изменениями в законодательстве.
  • Некоторые регионы, заинтересованные в чиновниках, работающих в глубинке, подписывают договоры с ВУЗами и направляют туда желающих бесплатно учиться.

государственное и муниципальное управление

ХарактеристикаОписание программыО профессииОтзывы

Институт Институт развития города Руководитель программы

Намханова Маргарита Валентиновна, д.э.н., профессор

Государственное и муниципальное управление Университетский городок (кампус) наб. Корнилова, 7 Уровень образования Бакалавриат Общежитие Есть Форма обучения

ОФО/ЗФО

Вступительные испытания

  • ЕГЭ: Математика, русский язык, обществознание

Бюджетные места

  • Очная форма обучения: 18
  • квота приема (сироты, инвалиды): 3

Стоимость обучения

  • Очная форма обучения — 110 000 руб./год, места: 30
  • Заочная форма обучения — 60 000 руб./год, места: 30

Партнеры программы:

Читайте также:  Профессия журналист — с чего начать, плюсы и минусы профессии

  • Органы государственной власти Севастополя,
  • ОМС,
  • Бюджетные учреждения

Полезные ссылки:

https://sev.gov.ru/

Освоившие образовательную программу выпускники будут обладать компетенциями:

  • Умение применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов;
  • способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
  • владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения;
  • способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ и др.

Уникальность программы:

  • Интеграция в образовательном процессе учебной, исследовательской и практической (проектной) деятельности;
  • Практико-ориентированный подход: участие в создании и реализации городских проектов;
  • Социально, клиенто — ориентированность;
  • Междисциплинарность

Основные дисциплины:

  • Система государственного и муниципального управления Российской Федерации;
  • Управление государственной и муниципальной собственностью и ведение кадастров;
  • Управление персоналом в государственном и муниципальном управлении;
  • Экономика города;
  • Цифровое проектирование и моделирование развития города и др.

Направления НИРС

  • Развитие системы местного самоуправления.
  • Эффективность реализации Национальных проектов и государственных программ.

Ведущие преподаватели

  • Намханова Маргарита Валентиновна;
  • Преподаватели из числа руководящего состава органов государственной власти Севастополя.

Профессиональные компетенции

  • Исполнение полномочий органов государственной власти. Разработка и реализация управленческих решений;
  • Разработка и реализация проектов;
  • Взаимодействие между органами и институтами гражданского общества;
  • Участие в проектировании организационных систем;
  • Организационно-административное обеспечение государственных и муниципальных предприятий и учреждений;
  • Взаимодействие между органами и институтами гражданского общества.

Практика и стажировки для студентов

  • Органы государственной власти города Севастополя и органы местного самоуправления;
  • Бюджетные учреждения.

Будущая карьера (сферы деятельности)

  • Служащий органов государственной власти города Севастополя и других регионов;
  • Служащий федеральных органов власти;
  • Сотрудник учреждений бюджетной сферы;
  • Специалист по взаимодействию с органами государственной власти в коммерческих организациях.

Заработная плата

на старте карьеры: — 40-60 тысяч рублей в месяц с перспективой роста

В 2020 году осуществляется первый набор абитуриентов на направление — государственное и муниципальное управление.

Кем можно работать?

Профессия ГиМУ достаточно универсальна. Она даёт возможность проявить себя в разных областях. Ведь функции, которые реализуют федеральные, региональные и местные органы власти, очень разнообразны. Человек с таким образованием может работать:

  • в законодательных органах власти любого уровня в качестве помощника депутата;
  • в надзорных органах (прокуратора, налоговая инспекция);
  • в структурах пенсионного фонда;
  • в органах социальной защиты населения;
  • в структурах исполнительной власти любого уровня;
  • в структурах по связям с общественностью.

Профессия позволяет успешно работать и в коммерции. Ведь управленческие и другие навыки там также востребованы. Знания законодательства всегда являлись слабым звеном у тех, кто получил образование по коммерческим специальностям. Управление бизнесом к тому же предполагает активное взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти.

Читайте также:  Список профессий в области экономики и финансов

Требование о том, чтобы у соискателя по вакансии в органах государственной и муниципальной власти была такая профессия, звучит в большинстве случаев.

Немного истории

Государственное и муниципальное управление, кем работать по этой специальности

В тот период основное управление социальными отношениями осуществлял административный аппарат, который принимал в XVII веке множество необоснованных приказов. Отмена крепостного права подняла страну на новый уровень развития, создала предпосылки для проведения новых реформ, которые способствовали превращению России в мощную державу.

Развитие государства и постоянное сложное положение во внешней политике способствовало формированию государственной службы. Значительное обновление в управлении произошло после Октябрьской революции, когда старые государственные службы были заменены новыми.

Подготовка кадров

В начале девяностых годов XXI века правительство России старается быстрее перейти к новому стилю государственного управления и заново перестроить эти службы. Остро встал вопрос о проведении профориентации среди молодежи и подготовки новых кадров, которые станут лицом власти.

Государственное и муниципальное управление, кем работать по этой специальности

Для обучения будущих чиновников по специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузах страны существует около ста факультетов и кафедр, несколько десятков колледжей. При поступлении абитуриенты сдают экзамены по трем предметам:

  • математике;
  • обществоведению;
  • русскому языку.

Экзамен по русскому языку может быть заменен на иностранный, это выбирает учебное заведение. Кроме того, широко развивается система переподготовки и повышения квалификации служащих. Специальность ГМУ предусматривает получение публичной, общественной профессии, которую можно будет реализовать на государственной или муниципальной службе.

Эти органы обеспечивают политических руководителей информационными, организационными и технологическими функциями и оказывают разные услуги населению. Служащим может стать любой гражданин РФ возрастом от 18 до 65 лет, который имеет соответствующее образование и исполняет обязанности по должности.

Программы обучения

В экономическом университете им. Плеханова города Москвы, кроме специальности ГМУ, открыта программа изучения «Государственного и корпоративного управления». Выпускникам предоставляется возможность посетить лагерь, где происходит отбор лучших абитуриентов.

Если результаты будут положительные, то будущий студент может получить грант на дальнейшее обучение. Получив субсидию, студент может полностью оплатить учебный процесс или покрыть его половину.

Институт государственной службы и управления при академии народного хозяйства проводит обучение по множеству программ. Среди них можно отметить:

  1. «Эффективное государственное управление» — профиль с расширенным изучением права.
  2. «Цифровое государство» — при изучении этой программы студенты овладевают глубокими познаниями по математике и IT-технологиям.
  3. «Внутренняя политика и лидерство» — по этому профилю обучаются будущие политические деятели.
  4. «Общественные связи в государственном и муниципальном управлении» — по этой тематике учатся будущие специалисты способные эффективно управлять информационными процессами.
  5. «Политика и право» — совместная программа специалистов из России и Испании с расширенным изучением иностранных языков.

В магистратуре академии народного хозяйства служащие с дипломом бакалавра могут продолжить обучение по профилю ГМУ. Если специалисты хотят, то они могут поменять профессию, получив второе образование. Предлагаемые программы по направлению ГМУ:

  1. Актуальные профессиональные вопросы.
  2. Надзор и контроль в управлении государством.
  3. Информационно-аналитическое обеспечение работы служб ГМУ.
  4. Общественный контроль за деятельностью государственных органов.
  5. Порядок урегулирования конфликтов на государственной службе.
  6. Применение кадровых технологий в аппаратах ГМУ и другие.

Обучение проводится как очно, так и дистанционно. В программу включено проведение личностно-профессиональной диагностики, по результатам которой для каждого служащего подбирается индивидуальная программа.

Престижным считается обучение государственному управлению в МГУ. Факультет был создан в начале девяностых годов XXI века, а сейчас он является одним из быстро развивающихся звеньев университета. Кроме ГМУ, студенты изучают: менеджмент, экономику, политологию, управление персоналом и др.

Особенности профессии

Сейчас специальность ГМУ считается одной из самых престижных. Объясняется такая ситуация некоторыми факторами. Пример, во время экономических преобразований и кризисных ситуаций эта профессия считается самой стабильной и надежной. Она обеспечивает уверенность служащего, что его права и обязательства будут соблюдены.

Государственное и муниципальное управление, кем работать по этой специальности

Молодые специалисты считают, что закончив учебу, они сразу получат высокую должность в органах управления. Но чтобы получить место чиновника, необходимо пройти все ступени деятельности, как и в других сферах. Считается, что зарплаты в секторе управления довольно высокие, но в действительности это не так.

У специалистов второй категории в месяц выходит не более 20 тыс. руб. Сотрудники, работающие в управлении, обязаны периодически совершенствовать свою квалификацию. Бизнесмены, которые хотят оказывать влияние на сектор законодательной или исполнительной власти, также заинтересованы в получении соответствующего образования.

Эта профессия всегда будет актуальна, и если есть необходимость, то можно повысить профессиональный уровень или сменить специализацию, чтобы свободно ориентироваться в законодательстве. Некоторые региональные или городские управления из-за нехватки служащих заключают с вузами договоры и направляют в них желающих бесплатно получить образование.

Государственное и муниципальное управление, кем работать по этой специальности

Современный чиновник, работающий в управлении, должен быть человеком с разносторонним образованием и широким кругом интересов. Чтобы его работа была более эффективной, он должен иметь понятие о последних событиях в стране и мире, наблюдать за работой людей, отвечающих за принятие новых законов, разбираться в различиях, специфике работы официальных органов и организаций.

Выбор программы обучения

Профессия может быть освоена выпускниками школ, а также теми, кто уже реализовал себя на рынке труда. В современной системе существует несколько форматов, позволяющих получить высшее образование по ГиМУ. Многие из них позволяют работать и учиться одновременно.

Среди них:

  • Программы бакалавриата. Это базовое образование, которое реализуется на очной и заочной форме обучения. Может быть организовано дистанционно. Относится к высшему образованию. Начальная ступень может стать отличным стартом в будущей профессии или подспорьем при построении чиновничьей карьеры.
  • Программы магистратуры. Для тех, кто хочет более глубоко изучить вопросы государственного и муниципального управления, предлагаются двухлетние программы обучения. При этом человек может уже иметь базовое образование ГиМУ или же использовать знания, полученные в ходе освоения других специальностей.
  • Программы профессиональной переподготовки. Обычно их реализуют в течение года. Любой специалист с высшим образованием может обучиться профессии ГиМУ.
  • Программы повышения квалификации. Органы государственной и муниципальной власти обязаны отправлять на повышение квалификации своих сотрудников минимум 1 раз в 5 лет. Если человек имеет другое образование (экономическое или юридическое), он всё равно располагает правом на повышение квалификации по профессии ГиМУ. Управление данными вопросами возложено на кадровые службы.

К услугам специалистов также программы обучения в аспирантуре и докторантуре. Получение учёной степени в области государственного и муниципального управления позволяет повысить свой статус среди коллег. Этот вид обучения направлен на серьёзное продвижение по карьерной лестнице.

Читайте также:  Особенности профессии оператор по добыче нефти и газа

Государственное управление подразумевает, что его представители должны хорошо разбираться в материале с позиции научных подходов. Поэтому аспирантская или докторская деятельность позволяют освоить эти компетенции.

Средняя зарплата

Официально оклады маленькие: специалист 1 разряда, ведущий специалист получают от 10 000 до 20 000 рублей в месяц.

Доходы напрямую зависят от регионального коэффициента, оклада по должности, на которую претендует гражданин, квалификации, установленной по результатам аттестации, и от продолжительности предыдущего срока государственной (муниципальной) службы.

Не на последнем месте – благосклонность начальства, так как руководство самостоятельно решает вопрос о назначении надбавок за особые условия.

В аппарате правительства получают 231,7 тысячи, в администрации президента — 217,1 тысячи рублей. В Госдуме и Совете Федерации — 136,9 и 173,9 тысячи рублей соответственно.

Какие профессии по специальности государственное управление?
Ведомости

Самыми же большими зарплатами из всех министерств и ведомств могут похвастаться работники Счетной палаты — 187,6 тысячи рублей, Федерального казначейства — 165,7 тысячи, министерства иностранных дел — 148,2 тысячи рублей, министерства финансов — 130,9 и Спецстроя — 120,7 тысячи рублей.

В 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда.

Где лучше учиться?

Для того чтобы стать лучшим в профессии, имеет значение то, где ты получаешь своё образование. Не все ВУЗы или научные центры одинаково хороши в подаче материала.

Выбор программы обучения

Поэтому при выборе программы и базы обучения, нужно проанализировать ряд показателей.

  • Сколько лет реализуется обучение на базе этого ВУЗа.
  • Какова позиция ВУЗа в общенациональном рейтинге.
  • Сколько насчитывается выпускников по программам, какова доля их трудоустройства, есть ли известные личности среди окончивших ВУЗ.
  • Наличие лицензии и ближайшая дата аттестации ВУЗа.
  • Наличие партнерских программ с государственными и муниципальными органами власти.
  • Существует ли направление студентов для прохождения практики в организации, где реализуется государственное и муниципальное управление.
  • Стоимость обучения. Она не может быть низкой, т. к. привлечение высококвалифицированных специалистов в процессе обучения является дорогим удовольствием. Если важен сам факт получения корочек, для того чтобы работать на существующей позиции, данный показатель можно не принимать во внимание.

Какие качества помогут в обучении и в работе?

Учитывая, что данная профессия подразумевает получение знаний в разных областях, индивид должен постоянно расширять свой кругозор. Если человек ориентирован на управление своей карьерой в области ГиМУ, ему нужно:

  • развивать лидерские качества;
  • работать над совершенствованием ораторского искусства и коммуникационных навыков;
  • изучать психологию личности, в т. ч. способы управления общественным мнением;
  • заниматься личным имиджем;
  • быть готовым работать на низших позициях или в качестве волонтёра, чтобы обрести нужные компетенции и связи;
  • уметь вовремя высказывать личное мнение.

Получение образования по направлению ГиМУ не гарантирует успешного трудоустройства. Но если личность планомерно идёт к заветной цели, то подобные программы обучения могут хорошо помочь в будущей трудовой деятельности.

Государственный служащий: понятие, содержание деятельности

Государственная служба представляет собой профессиональную управленческую деятельность — специфический вид деятельности людей, который требует определенных качеств, навыков и знаний и принципиально отличается от всех других видов практической и духовной деятельности человека.
Отличительные признаки государственной службы как профессиональной деятельности следующие:

1. Является механизмом государственного управления, выполняет его функции

2. Государственный служащий – не просто наемный работник, а лицо, представляющее государство, а через него – общество.

3. Государственные служащие имеют особый правовой статус, подлежащий строгому государственно-правовому регулированию.

4. На государственной службе существуют ограничения и запреты, в определенной мере ущемляющие права госслужащих как граждан. В качестве компенсации госслужащим положены дополнительные гарантии.

5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована.

Это особый вид общественно полезной деятельности, которая отличается своим государственным, публичным характером. Она регулируется в значительной мере не трудовым, а административным правом.

Центральной фигурой в системе государственной службы как вида профессиональной деятельности является государственный служащий.

Государственный служащий — в законодательстве о государственной (публичной) службе служащий, который находится по отношению к государству (его органу) в специально установленной законом правовой связи. В большинстве стран государственные служащие делятся на классы с определенным режимом (например, во Франции) или на отдельные категории (в Германии — чиновники и служащие по найму в государственных органах).

Государственная служба должна осуществляться профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур.

Отличие государственной службы от других видов трудовой деятельности — от производства материальных благ, предпринимательства и других — состоит в том, что предметом труда служащего является информация.

В числе особенностей труда государственных служащих можно выделить следующие:

а) их труд выражается в обосновании це­лей и направлений общественного развития, в конкретной органи­зации и регулировании сознания, поведения и деятельности людей;

б) их труд — интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный;

в) во всех их усилиях проявля­ется государственная власть,

г) научные знания, искусство и опыт таких людей не создают потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные потребности, но формируют особый духов­но-материальный «продукт», обеспечивающий рациональность и эффективность общественных отношений;

д) их труд является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из исполнителей жесткие требования в смысле подго­товки, личностных дарований, поведения и общения с людьми.

В российской практике, в соответствии с федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», под государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств бюджета.

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— Российской Федерации;

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

С учетом международного и российского опыта можно выделить следующие сущностные признаки государственного служащего:

1. Гражданство страны – государственный служащий должен являться гражданином той страны, в государственных органах которой проходит службу (в РФ есть единственное исключение: военную службу по контракту может проходить иностранный гражданин, остальные виды государственной службы комплектуются гражданами РФ)

Читайте также:  Сколько на самом деле получает повар

2. Наличие должности государственной службы – важнейший признак, именно с момента занятия должности гражданин становится государственным служащим

3. Наличие акта руководителя государственного органа о назначении на должность, а также подписанного контракта

4. Служащий добровольно принимает на себя обязанности по прохождению государственной службы (в РФ в качестве исключения можно рассматривать военную службу по призыву)

5. Денежное содержание исключительно из государственного бюджета

Гражданские служащие в любой стране несут ответственную нагрузку, составляя основу исполнительного механизма при осуществлении государственной политики. Поэтому наряду с необходимостью существования особого законодательства о государственной службе как социального института требуются законодательная защита гражданских служащих, установление их правового и социального статусов.

Под правовым статусом государственного служащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы.

Правовой статус государственного служащего возникает с момента выхода акта о назначении на соответствующую должность, правоотношения с государством обычно конкретизируются в трудовом (служебном) договоре.

Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащего, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государством.

В системе государственной службы РФ складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией России, федеральными законами.

Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (в РФ — гражданской, военной или правоохранительной).

Специальный правовой статус государственного служащего определяется правовым положением государственного органа, его специализацией, носит профессиональный характер. Специальный правовой статус – это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.

Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.

Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего является должностной регламент по занимаемой должности государственной службы. В нем должны содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность.

Одним из требований, предъявляемых к государственной службе, является возможность ее осуществления только на профессиональной основе (т. е. категорией служащих, для которых работа в государственном аппарате – основная профессия). Под профессиональной основой А. П. Алехин понимает деятельность непрерывную, преемственную и компетентную. Д. Н. Бахрах – деятельность постоянную в течение определенного времени в рамках определенного коллектива за регулярно получаемое вознаграждение.

Таким образом, для государственной службы характерна профессионализация – требование для осуществления деятельности специальных знаний, навыков, опыта работы.

Профессионализм государственного служащего призван обеспечить качественное выполнение должностных обязанностей, стабильность государственной службы, постоянную готовность к подготовке и реализации решений из сложных задач, возможность повышения своей квалификации и т.д. Это необходимое правовое требование, без которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.

Именно в соответствии с подразделением профессиональной служебной деятельности государственные служащие структурируются на различные категории.

Условно различают следующие виды государственных служащих:

a) по функциональному назначению:

− служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;

− служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;

− служащие совмещающие выполнение указанных выше функций.

б) по характеру и объему полномочий:

− представители административной власти — должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении;

− оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалиста государственного органа, наделенного полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми (юрисконсульт);

− вспомогательный состав – служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их деятельность связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава (технические секретари);

− граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариус).

В российской практике соответственно необходимым профессиональным характеристикам и специфике обязанностей выделяются, к примеру, категории должностей государственной гражданской службы.

К государственным служащим применяются особые требования к личностным и профессиональным качествам по сравнению с другими отраслями деятельности.

Первичные (исходные) качества:

— в общекультурном ас­пекте — общая подготовка; целевые и ценностные жизненные ориентации; опыт общения с людьми; культура речи;

— в деловом (профессиональном) — компетентность в вопросах управления в соответствующей сфере; трудовая актив­ность; опыт общественной и государствен­ной деятельности; дисциплинированность, умение повышать свою квалификацию;

— в личностном — моральная устойчивость, честность, самостоятельность, ини­циативность, коммуникабельность, надежность.

Принципиальное значение имеют приобретаемые качества:

— общекультурные — знание истории страны и основных интеллектуаль­ных ценностей современности; ораторское мастерство, навыки про­ведения массовых мероприятий; чувство лидерства и ответствен­ности за него;

— деловые — организованность; умение руководить; настойчивость и последовательность в решении задач; знание достижений социаль­ного и научно-технического прогресса и ис­пользовать их на практике;

— личностные — мужество; принципи­альность; способность противостоять конъюнктуре и личной выго­де; умение убеждать; образцовое поведение в любых ситуациях.

Зачастую от госслужащих требуется (прямо или косвенно) лояльность к действующей власти, либо политическая нейтральность.

Добавить комментарий

Adblock
detector