Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»

Автор: Mr.Adamson

16 декабря 2014 12:51

Метки: диджей  интересное  профессия  радио  

5259

5

Читайте также:  Примерная должностная инструкция специалисту по защите информации

А знали ли вы, что профессия телеведущего, согласно опросу проведенному журналом Rolling Stone входит в золотую десятку самых престижных профессий мира, соперничая с профессией актера и эстрадного певца и на голову обгоняя высокопоставленного чиновника. В данном интервью известный радиоведущий анонимно рассказал о курьезных ситуациях в эфире, борьбе с плохой музыкой и цене голоса.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»
0

Смотреть все фото в галерее

Я полюбил радио с десяти лет. Pасписывал голоса ведущих, слушал все радиостанции и знал, что происходит на каждой из них. Это была мечта детства. Как и многие, наверное, играл в радиоведущего: ставил два кассетных магнитофона, с одного из которых шла музыка, а на второй всё писалось. Правда, никому не давал слушать, но мне это нравилось. В 15 лет попал на пиратское радио в чьей-то квартире, а в 17 — на серьёзную радиостанцию. Помню, я написал, что суперпрофессионал, хоть и опыта нет. Сказали: «Приноси — послушаем». Сделал пару демо, отнёс и получил в ответ: «Это круче, чем мы могли ожидать. Можешь выйти в эфир сегодня?»

О работе в эфире

Если взять среднюю радиостанцию, то, пожалуй, самый важный, премиум-сегмент эфира — это утреннее шоу с 07:00 до 11:00. На ведущих, которые работают в это время, делают особую ставку, у них увеличенный рабочий день (часов по восемь вместо четырёх-пяти) и зарплата выше. Ещё одним прайм-таймом считается время с 16:00 до 20:00 — когда все едут домой и стоят в пробках, но этим ведущим больше зачастую не платят. Просто ставят проверенных ребят. Поздний вечер и ночные шоу — время новичков. Слушателей меньше, работа проще, нет сложных элементов вроде звонков, диалогов и раздачи призов, следовательно, меньше шанс облажаться. Да и если ты молод, то ночью тебе работать приятнее. Ты можешь расслабиться и позволить себе какие-то вещи, которые едва ли сказал бы днём. Ты нарабатываешь практику. В ночном эфире ведущие действительно спят между песнями. Лёг, поспал полчаса, сделал «выход». Опять включил музыку и ушёл спать. Можно, конечно, проспать «выход», и раньше в эфире была тишина, но сейчас наше рабочее оборудование стало более совершенными и даже если это случилось, программа подстрахует и запустит музыку по второму кругу. Помню, когда студия была в центре, мы с новостницей делали первый выход, а потом включали музыку и уходили из офиса пить кофе, пиво и говорить по душам. Это всё, что касается линейного эфира. Новости — немного другая история. Там ты приходишь на работу, идёшь на новостные ресурсы, выбрав пару тем, минимально обрабатываешь текст и просто зачитываешь его в эфире. Занимает это три-пять минут, причём блок может выходить просто в средине дня, прерывая музыкальный эфир, или вклиниваться разные программы. У других ведущих в это время есть возможность отдохнуть, попить или просто помолчать, что очень ценно. Над новостниками часто издеваются. У них же серьёзный блок — происшествия, обвалы рынков, трагедии. Им улыбаться даже нельзя. И когда новостной блок в рамках какого-то шоу, то ведущие, чокнутые, начинают мешать. Есть перед лицом или раздевать. Я-то сделать ничего не могу, у меня новости о погибших, я даже улыбнуться не могу. Сидишь — терпишь. Но в какой-то момент мне расстёгивают ширинку, делая типа минет. Вся студия лежит, а я продолжаю говорить про погибших в теракте. О цене голоса и стоимости ведущего Если сейчас спросить людей на улице, что главное для радиоведущего, уверен, десять из десяти ответят: «Голос». А я считаю, что куда важнее харизма. Я могу привести в пример многих гениальных ведущих с дефектами речи или просто неидеальными голосами, но они настолько обаятельны в эфире, они так интересны, что голос уже вторичен. И над голосом можно работать. У меня была проблема — я звучал слишком молодо для радио, на котором работал. Что я сделал? Как Ирина Аллегрова — начал много курить. Причём крепкие сигареты я курил с ранней школы, но тут реально начал курить больше, едва ли не пачку перед эфиром. Закончилось это всё хроническим тонзиллитом, после чего я сразу бросил. Когда ты понимаешь, что это может сказаться на твоей профессии, ты, как беременная женщина, можешь отказаться от многих вещей. Под каждый голос нужно просто искать свою аудиторию, станцию и формат. К тому же многое зависит от того, как настроен голосовой процессор на каждой конкретной радиостанции. Около 90 % радиоведущих занимаются чем-то ещё: работа на радио не занимает много времени. Кто-то на телике работает, у кого-то другое радио по выходным, для души, а кто-то открыл сторонний бизнес. В Москве и Петербурге, работая только на одной радиостанции каждый день по четыре-пять часов, можно получать 40–55 тысяч в месяц. Но есть и очень популярные станции, где ведущий за то же время получает 17–18 тысяч. Основная аргументация в таком случае «простите, но вы работаете на Нашем Бесподобном Радио, а это значит, что вы автоматически можете вести корпоративы за неплохие деньги. Этим и пользуйтесь!» Но, на мой взгляд, это ненормальная политика. Хорошего радиодиджея не так просто найти. Прежде всего нам приходится работать с текстами, обрабатывать и готовить информацию. Даже если ты диджей и не читаешь новости, тебе всё равно нужно уметь выразить мысли и знать, как завоевать внимание и доверие аудитории. Кроме того, нужно уметь говорить с людьми и понимать своего слушателя — не обращаться к каким-то абстрактным людям, а говорить для конкретного человека. И каждый раз надо перестраиваться и надевать на себя маску «ох, как мне всё это близко и интересно». Хотя дай бог тебе понравится 20–30 % того, что ты ставишь в эфир. С остальным приходиться смириться — убавляешь звук, снимаешь наушники или просто пережидаешь. Потому выдержка очень важна.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»
0

Маргарита Митрофанова (экс-ведущая радио Maximum, сейчас ведущая на радио «Маяк»)

Фото: facebook.com/margarita.mitrofanova

– На самом деле на радио мы очень долго не пересекались. Я работала в ночном эфире и ехала домой, когда начиналась их программа. Конечно, они были настолько мощной парой, тандемом «хороший коп – плохой коп» или даже инь и янь. Гена сейчас был бы сверхпрофессионалом, потому что мы все из 90-х с самого начала современного радиовещания. Мы не являлись близкими друзьями, и было удивительно, что он меня позвал на свадьбу. Я была счастлива, что побывала на их свадьбе с Юлькой.

Сейчас трудно вспоминать их какие-то отдельные эфиры. Это как хорошие анекдоты – нужно сделать усилие, чтобы их запомнить. Эфиры настолько гармоничные и качественные, что стали саундтреком к жизни. Я ничего не запоминала, потому что, мне казалось, что так будет всегда. Мне кажется, что их телеопыты были не самыми удачными. Для радиолюдей телек – это просто приятное дополнение, и никак не самоцель. Люди, работающие на радио, в ТВ не стремятся, есть – хорошо, нет – ну и ладно. Думаю, они бы продолжали работать на радио.

О вкусах

Над радиоведущими стоит программный директор, который следит за тем, что пойдёт в эфир и в каком виде. Все музыкальные вопросы координирует музыкальный директор. Он составляет плей-лист на каждый день, лепит джинглы и так далее. Вообще диджею запрещено менять плей-лист, но есть всегда какие-то хитрые ходы, которыми можно воспользоваться. Как-то один обладатель «Золотого граммофона» прислал новую версию своей песни, и у нас собирались поставить её в ротацию. Я послушал — полное говно, старая версия намного лучше. Ну и решил не менять. Этот самый исполнитель лично позвонил начальству и уточнил, почему именно на нашей радиостанции проигнорировали его новый старый трек. Мне говорят: «Тебе, наверное, забыли просто обновлённую версию прислать?» «Да, — отвечаю я. — А певица Алсу не звонила узнать, почему её песни вообще не звучат?» Все были очень удивлены, но оказалось, что у меня была возможность выключать её из плей-листа: по плану в 15 минут должно умещаться 4 песни. Но из-за наличия рекламы, сводки пробок и новостей одну, а то и две песни приходится удалять. «И как-то, — говорю, — так получается, что именно певица Алсу ни разу не влезла в эфир». Нельзя ругать песню: если человек тебя слушает, значит ему определённо эта музыка нравится. Так же как нельзя ругаться со слушателем, который позвонил в эфир: если я это сделаю, он уйдёт с радиостанции, уведёт всю семью и торговый центр, где он наше радио включал. Хотя есть ряд ведущих, например, Кремов и Хрусталёв — когда к ним звонят слушатели в эфир, они в принципе настроены на то, что на них могут вылить много грязи, но это будет естественно и с юмором воспринято. Другая специфика. Ругань с гостями — отдельная история. Это дико непрофессионально, правда. Так нельзя делать. Но иногда и у нас сдают тормоза. К нам как-то на эфир пришла группа «Фристайл». Они были супернадменны, такие звёзды. Перед интервью специально надели свои блестящие костюмы. В общем, очень меня бесили. Ну и я начал их валить идиотскими вопросами (благо формат шоу это позволял и даже поощрял). Потом в перерыве вне эфира произошёл конфликт и я послал солистку. Эфир пришлось заканчивать моей соведущей, а я извинился перед слушателями и сказал, что пойду пока блины печь.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»
0

Разминка для диктора

Л.В. Лементуева, 2020 г.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»

Собраны различные материалы для совершенствования дикции, накопленные автором за долгие годы работы на радио и телевидении. Подробно описана техника извлечения звуков и их сочетаний, изложены правила дыхания. Даны многочисленные упражнения для разработки дикции. Рассмотрены варианты массажей для речедвигательного аппарата. Предложены специальные тексты для работы над речью – в том числе редкие скороговорки, пословицы и поговорки. Издание будет полезно тем, чья работа так или иначе связана с риторикой: дикторам, теле- и радиоведущим, ведущим мероприятий, актерам, журналистам, политикам, адвокатам, преподавателям, а также всем, кто желает улучшить четкость, ясность и звучность своей речи. Может быть использовано в качестве методического пособия для развития дикции студентами соответствующих специальностей.

Цифровая книга

Читайте также:  Курсы повышения квалификации реставраторов для получения лицензии Минкульта и допусков СРО

Об оговорках, мате и табу

На радио случается очень много приколов, мало на какой работе так повеселишься. Начиная от оговорок вроде «генитальный директор» или «администруация области», заканчивая откровенно пьяными эфирами. Был ведущий, который любил основательно выпить и вести программу в таком состоянии. Как-то раз он начал в эфире знакомиться с девушками, мастурбировать с комментариями, материться. Часовой эфир закончился, и что самое интересное — об этом даже не узнали сразу. Начальство проявилось лишь пару дней спустя, когда запись попала в интернет. Мужика уволили, конечно, но и то не сразу. За оговорки и случайный мат тебя едва ли уволят — понимают, что это непреднамеренно. Сильнее всего я облажался на втором своём эфире. Это была ночная стажировка. Я написал себе текст и, пока шла песня, репетировал. Читал вслух все три минуты, до тех пор пока не пришла пора включить микрофон. И только тогда я понял, что микрофон был всё это время включён. Получилось довольно глупо. Иногда шёпот проскакивает чей-то, иногда на фоне во время звонков кто-то орёт. Бывало, программный директор приходил и говорил: «Ребята, у нас низкие рейтинги, давайте ругаться матом». Сейчас мы не можем этого делать. Это табу. Для музыкальных станций нежелательными темами остаются политика, религия, финансы, сексуальная ориентация и любимые темы господина Милонова — кальян и сифилис, аборты, трансжиры. Некоторые радиостанции этим грешат. Чаще всего срываются на темы финансов и политики. Как-то на «Европе» девочка поздравила «всех православных христиан с праздником возрождения добра и надежды». Это было по меньшей мере странно. Сейчас я работаю на радиостанции не с такими жёсткими рамками, как на многих других, нам не запрещают упоминать бренды, «которые нам не заплатили», и начальство в целом весьма лояльно. У нас было вечернее шоу, где чуваки свободно обсуждали педофилию и то, можно ли сочетать браком 12-летних, а в другой вечер могли побеседовать на тему изнасилований или расчленёнки. У этого был свой слушатель, хотя большинство звонков всё же носило весьма критичный характер. Через пару месяцев пришёл начальник и сказал, что пора, пожалуй, закругляться. Но и два месяца — это немалый срок. Как-то у нас была рубрика, спонсором которой стал секс-шоп, а темой программы была мастурбация. И мы заставили слушателей имитировать оргазм, правда, я пожалел об этом уже на втором звонке — бабы безумные звонили. Они так стонали, я реально им верил. А моя соведущая их ещё подначивала фразами типа «Давай, сожми соски посильнее! Ну же, девочка!». Жаль, тогда я был трезв. На другом эфире мы уже сами с моей напарницей перешли на тему спермы и спорили, отстирывается ли она от одежды. И на полном серьёзе обсуждали это минут пять.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»
0

Как стать радиожурналистом. Работа на радио в вопросах и ответах

Николай Еременко, 2011 г.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»

В книге ярко и доходчиво рассказывается о том, как попасть на радио, о специфике работы радиожурналиста, о редакционной «кухне» современной радиостанции. Автор – настоящий профессионал-радийщик, делится секретами мастерства с теми молодыми людьми, кто одержим мечтой стать звездой эфира.

Цифровая книга

Об алкоголе и свободе

Меня часто спрашивают, вёл ли я эфир пьяным. Тупой вопрос: конечно, вёл. Были времена, когда все ведущие очень много пили. И водку из пепельниц, а если не было пепельниц, пили из целлофановых чехлов от пачки сигарет. Но это было давно, сейчас если и случается, то не чаще раза в пару месяцев. Когда я пьян, язык не заплетается. Я расслаблен, весел и говорлив. Иногда делаешь глупости, песням подпеваешь в эфире. Но пока это не мешает эфиру — всё окей. А вот если перед эфиром покурить, тогда становится страшно. Особенно если ты читаешь новости. Приходилось прилагать максимум усилий, чтобы не рассмеяться, рассказывая об очередной автокатастрофе. Паршивый опыт. Больше такого не хочу. Последний новогодний эфир совпал с корпоративом в офисе. Было где-то часов девять. Когда я читал новости в прямом эфире, возле моего лица была голая попа (фишка моего коллеги), вокруг орали люди. Иногда даже в микрофон. А наш коммерческий директор в это время танцевал за стеклом с трансвеститом — тот вёл у нас одну программу. Вообще обычно под алкоголем кажется, что ты можешь всё сказать в эфире. Но на практике нетрезвые ведущие кажутся смешными только себе, а аудиторию они аудиально насилуют. Секс в студии тоже был неоднократно. Причём на разных радиостанциях. Помню вечерний эфир, из сотрудников коллег никого, ставлю в эфир вместо Аллегровой (чего требовал формат) Massive Attack. В эфирке горят гирлянды, за окном офигенный вид — всё очень романтично. Как не потрахаться? Много шампанского, заплетающийся язык и секс на пульте с двигающимися фейдерами. Славный вечер. А вот моей коллеге повезло меньше: у неё всё происходило в кабинете директора, и в этот момент пропал эфир. Потому уж лучше не отходя от рабочего места, я считаю.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»
0

Как просто стать радиоведущим

Как ни странно, и те и другие глубоко заблуждаются!

Радио и телезакулисье действительно, в большинстве своем, скрыто от глаз обывателей. Но это вовсе не означает, что попасть туда можно только через «своих». Стоит о как такового в радиобизнесе нет: никто не возьмет на работу чье-то бесталанное протеже. Потому что хороший ведущий делает высокорейтинговый эфир, что в свою очередь приносит большой доход от рекламы. А деньги, как вы понимаете, на радио считают очень хорошо.

Поэтому каждый, не зависимо от возраста и стажа, имеет шанс связать свою жизнь с этим загадочным и интересным направлением.

Во-первых, следует отметить, что на радио может попасть не только радиоведущий, но и корреспондент, музыкальный редактор, звукорежиссер, сотрудник службы регионального развития, радийный копирайтер, программный директор.

Если же вы не относитесь ни к одной из вышеперечисленных областей, у вас все равно есть шанс. Просто путь к мечте и методы ее достижения будут немного иными.

Для начала давайте разберем, какими чертами, навыками и умениями должен обладать радиоведущий.

Прежде всего, нужно научиться сначала думать, а потом говорить, хотя иногда думать надо очень быстро. Говорить на языке, понятном своей аудитории и при этом грамотно. Не заискивать и не ставить себя умнее слушателей. При этом быть эрудированным и интересным человеком.

Читайте также:  Барменов называют аристократами рабочего класса

Обязательным умением является четкая грамотная речь и приятный не дребезжащий тембр голоса. Кому-то это дано от природы, а кто-то лишен этого преимущества. Если вы попали во вторую категорию, не расстраивайтесь – это дело поправимое.

Во-вторых, очень важно уметь находить выход из любых затруднительных ситуаций. Быстрота реакции очень важна. Признаюсь, что именно неспособность быстро разрулить сложную ситуацию закрыла дорогу на радио не одному десятку талантливых ребят. Знание компьютера обязательно! Также желательны знания студийного оборудования. Если вы обладаете всеми перечисленными достоинствами, значит, вам прямая дорога в студию!

Но и этого может оказаться недостаточно для успешной карьеры на радио. Ведущий должен быть интересным человеком, быть личностью. Если вы обладаете приятной манерой общения, широким кругозором, умеете четко выражать свои мысли, то считайте, что вы почти прошли тест на профессиональную пригодность. Но и при всех этих навыках вы пока еще – алмаз, и вам требуется огранка.

Можно бесконечно дотачивать свои навыки самостоятельно, пробуя на вкус советы из интернета, прибегать к рекомендациям «бывалых» и записывать демо в кустарных условиях. Но имейте в виду, что, возможно, у вас будет всего один шанс понравиться программному директору радиостанции. И если в этот момент у него в руках окажется ваша криво записанная самопрезентация с четко слышимым иногородним говором, о котором вы даже не подозревали, момент будет безвозвратно упущен! Поэтому важно со специалистами выявить свои профессиональные недостатки, научиться грамотно расставлять ударения и акценты, правильно дышать, чтобы не захлебываться во время длительного спича.

Так как же все-таки попасть в кресло радиоведущего? Пожалуй, самым верным решением будет обучение у практикующих профессионалов.

Есть много мест, где вас попытаются этому научить. Но можно по пальцам пересчитать, где этому по-настоящему научат! Одним из таких заведений является Московская Школа Радио и Телевидения (МШРТ). Эта Школа – единственная из существующих входит в состав Мультимедиа Холдинга. А это, к слову, Наше Радио, Best FM, Rock FM, Радио Jazz, Ultra и Национальная Служба Новостей. Причем студенты регулярно стажируются на базе Холдинга, что, несомненно, выгодно отличает МШРТ от одиноких конкурентов. Школа имеет и свою собственную радиостанцию, на базе которой учащиеся практикуются в настоящем Live-эфире.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»

Студенты принимают участие в массовых музыкальных мероприятиях столицы: День Города, Сливки, Winter Mega Dance и другие. И это, несомненно, полезный опыт для будущих радиоведущих. Это вам могут подтвердить выпускники, которые уже вещают в эфирах топовых FM радиостанций. Бывает, что в процессе обучения, выявляются иные способности у студентов и они переориентируются в сопредельные профессиональные области. Например, вы можете открыть в себе талант диктора, склонность к вещанию с экрана или тягу вести мероприятия в роли конферансье. Как говорится, все работы хороши, выбирай на вкус!

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»

При выборе учебного заведения, нужно быть внимательным к мелочам, постараться выявить и миновать подводные камни. Так некоторые школы вводят в заблуждение абитуриентов: приглашая известных ведущих для проведения мастер-класса, а после заявляют их в качестве постоянных преподавателей. Но даже самый известный радиоведущий не сможет сотворить чуда без грамотно построенной учебной программы, в которой будут задействованы группы специалистов из разных, но смежных областей. Только в таком варианте у вас будет реальный шанс попасть на радио.

К примеру, в учебном плане МШРТ задействованы диджеи с радиостанций, телеведущие, дикторы, актеры театра и кино, специалисты по постановке речи и ораторскому искусству. При всем этом, в обучении важна не столько теория, сколько практика. Ее значение трудно переоценить. Поэтому в программе Московской Школы Радио и Телевидения соотношение практики к теории 80 на 20%. Ведь если вы будете весь курс слушать именитых ведущих на тему: «Как это было тогда…», вряд ли вы получите необходимые практические знания. В лучшем случае сможете стать не плохо подкованным блогером. Только в комплексном варианте учебной программы, возможно в короткий срок освоить профессию радиоведущего и достойно проявить себя на собеседовании.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»

Отдельно стоит отметить, что не все дипломы одинаково котируются в радийной сфере. В такой узкой и закрытой области, как радио, все друг друга «знают» и знакомы со всеми школами, которые выпускают радийщиков. И вот тут для вас маленький Lifehack: практически в 70% случаев судьба соискателя предопределена в зависимости от того, выпускником какой школы он является. Далее уже оцениваются способности и навыки соискателя на должность радиоведущего.

Внешность и возраст – единственное, что на радио не имеет значения. Что действительно важно — вы должны любить людей и свою работу. Учиться беспрерывно. Иметь определенные технические навыки для работы с аппаратурой. Ну и, конечно, суметь «вписаться» в коллектив сплошь творческих людей.

Костя Михайлов: «У людей, работающих на радио, рвотный рефлекс от известной музыки»

Не бойтесь экспериментов!

Выбирайте, пробуйте и добивайтесь успеха. Радио того стоит!

Добавить комментарий

Adblock
detector