Специфика отражения в бухучете взносов на капремонт нежилого помещения

Цели и задачи некоммерческой организации — ТСЖ

Товарищество собственников жилья — ТСЖ — традиционно создается в городских условиях, в многоквартирных домах. Однако возможны ситуации, когда в ТСЖ объединяются и собственники частных жилых строений, объединенных по какому-либо признаку (например, занимающих соседние земельные участки в населенном пункте).
Основной целью такого объединения является эффективное совместное управление принадлежащей товарищам жилой недвижимостью.

Реализация цели ставит перед участниками ТСЖ такие основные задачи:

  • содержание имущества ТСЖ;
  • ремонт имущества ТСЖ;
  • создание комфортных условий проживания и пользования имуществом для всех собственников.

Помимо основных целей, определяющих некоммерческую направленность деятельности ТСЖ (товарищи ведут деятельность для самих себя), возможны ситуации, когда ТСЖ извлекает доход. Например:

  • получает вознаграждение за размещение на здании рекламы, за использование имущества для оказания услуг интернета, кабельного телевидения, коммерческой телефонии и т. п.;
  • сдает в аренду относящиеся к имуществу нежилые помещения;
  • оказывает платные услуги жильцам (например, по мелкому ремонту в квартирах).

Как создать ТСЖ, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Источники средств товарищества

Средства товарищества могут формироваться за счет:

Читайте также:  ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ ЗАТРАТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

  • членских, вступительных взносов, прочих аналогичных поступлений;
  • субсидий;
  • доходов от коммерческой деятельности организации.

Денежные средства, полученные в качестве членских или прочих взносов, не образуют дохода товарищества и направляются на оплату коммунальных услуг, поддержание жилья в надлежащем состоянии. При осуществлении деятельности, при заключении договоров, ТСЖ должно действовать только в интересах собственников жилья.

Товарищество не является хозяйствующим субъектом, созданным для ведения коммерческой деятельности. Перечень видов деятельности, разрешенных таким организациям, закрытый и имеет строгие ограничения.

ТСЖ может осуществлять:

  • обслуживание и ремонт недвижимости в товариществе;
  • строительство дополнительной недвижимости;
  • предоставление помещений в наем.

Выручка, которая поступает на счета организации от этого, формирует специальные фонды. Расходовать ее можно по тем направлениям, которые предусмотрены уставом товарищества.

Бухгалтерский учет и отчетность в ТСЖ (нюансы)

Особенности ведения деятельности определяют нюансы организации бухучета в ТСЖ.

Одной из главных задач является формирование финансового отчета (обычно за год), представляющего товарищам полную и достоверную информацию о деятельности ТСЖ. Помимо этого, бухгалтерия ТСЖ готовит смету доходов и расходов ТСЖ на следующий год. Смета утверждается на общем собрании товарищей и в дальнейшем является основным планово-расчетным документом при ведении бухучета ТСЖ.

ВАЖНО! В сфере управления многоквартирными домами информация об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за отчетный год, помимо представления собственникам, должна быть опубликована:

  • на сайте ТСЖ (если есть);
  • сайте reformagkh.ru.

Проверку смет производит территориальная инспекция по жилищному надзору. Форма отчета для публикации установлена приказом Минстроя России «Об утверждении форм раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами» от 22.12.2014 № 882/пр.

Кроме того, бухгалтерия ТСЖ обеспечивает представление отчетности и расчеты с налоговыми органами и внебюджетными «зарплатными» фондами. Несмотря на некоммерческую суть деятельности, ТСЖ в любом случае отчитывается и рассчитывается:

  • с ИФНС — по 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, ЕРСВ и среднесписочной численности;
  • ФСС — по 4-ФСС;
  • ПФР — СЗВ-М.

Как можно заметить, все эти расчеты связаны с выплатой зарплаты лицам, занятым в обеспечении деятельности ТСЖ.

Отдельный нюанс касается прочей отчетности, в частности по налогу на прибыль или доходы.

Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:

Поскольку, создав ТСЖ, жители самостоятельно решили, каким образом будет управляться дом, и наделили соответствующий орган (ТСЖ) этими полномочиями, то принцип, размер и правила оплаты определяются правлением ТСЖ и представляются на утверждение общему собранию жильцов.

Иными словами, все перечисленные расходы вам, как жильцам дома, оплачивать придется. Причем делать это вы будете вне зависимости от того, заключен у Вас с ТСЖ договор или нет. Суммы, которые ТСЖ потратит на отопление и освещение мест общего пользования; охрану территории; уборку подъездов и территории; зарплату сантехникам, председателю ЖСК, бухгалтеру и прочее, будут по общему правилу, указанному в ЖК РФ, распределены между всеми собственниками пропорционально квадратным метрам занимаемой ими площади по отношении к общей площади многоквартирного дома.

Вы вправе контролировать затраты ТСЖ, а в случае явного завышения их стоимости имеете право оспорить их в претенциозном или судебном порядке.

Сколько стоят услуги ЖКХ в разных районах Москвы и Подмосковья?

Читайте также:  В каком порядке взыскивается недоимка по взносам на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование

Как не платить за ЖКХ офисов и кафе в нашем доме?

Налоговые обязательства ТСЖ (нюансы)

По умолчанию, если ТСЖ не заявляло иное, оно как юрлицо находится на ОСН. При этом:

  • взносы собственников жилья — участников ТСЖ налогами с реализации не облагаются (п. 14 ст. 251 НК РФ касательно налога на прибыль; подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ в части НДС);
  • при наличии у ТСЖ основных средств (например, дорогой хозяйственно-уборочной техники на балансе) ТСЖ на ОСН является плательщиком налога на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ);

Подробнее о новом порядке расчетов по налогу на имущество.

  • представление ТСЖ коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, отведения сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами) освобождается от НДС (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 154 ЖК РФ, письма Минфина России от 19.03.2014 № 06-05-17/11844, от 05.03.2013 № 03-07-14/6462, ФНС РФ от 02.02.2010 № ШС-17-3/[email protected]), если: эти услуги ТСЖ приобретает у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии, газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  • цена реализации коммунальных услуг соответствует цене их приобретения у ресурсоснабжающих организаций;
  • ТСЖ не отказалось от освобождения от НДС по этим операциям в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ;
  • представление ТСЖ услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме освобождается от НДС (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, письма Минфина России от 03.07.2017 № 03-07-07/41736, от 08.06.2015 № 03-07-07/33108, от 15.07.2011 № 03-07-07/34), если: ТСЖ приобрело эти услуги у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
  • цена реализации работ, услуг по содержанию общего имущества и ремонту управляющими компаниями, ТСЖ соответствует стоимости их приобретения;
  • ТСЖ не отказалось от освобождения от НДС по этим операциям в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ;
  • все прочие поступления ТСЖ, кроме взносов на основную деятельность, содержат признаки налогооблагаемых по прибыли и по НДС — это в том числе:
  • платежи собственников за индивидуальные услуги (например, ремонт квартиры), если они поступают сначала в ТСЖ, а затем перечисляются сторонним организациям, выполняющим услуги фактически;
  • прочие аналогичные случаи, включая оказание услуг собственникам силами ТСЖ за дополнительную плату (сверх необлагаемых обязательных взносов).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не являются объектом налогообложения (подп. 6 п. 2 ст. 388 НК РФ).

Оптимальным выходом для многих ТСЖ стала возможность перехода на УСН (п. 1 ст. 346.1 НК РФ). Данный режим имеет ряд преимуществ при учете поступлений ТСЖ, которые не являются взносами товарищей. Например:

  • решает проблему обложения получаемых сумм НДС;
  • снимает вопрос исчисления и уплаты налога на прибыль;
  • стоимость большей части объектов движимого имущества можно списать в расходы в первый год их ввода в эксплуатацию и сэкономить на налоге на имущество.
  • позволяет с 01.01.2018 не включать в базу, облагаемую УСН, доходы от собственников (пользователей) недвижимости, полученные в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, п. 61 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, письмо Минфина России от 22.05.2018 № 03-11-06/2/34458).

Как ТСЖ на УСН ведет учет доходов и расходов, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Кроме того, выбор УСН «доходы минус расходы» может иметь региональные льготы. Так, например, законом г. Москвы «Об установлении налоговой ставки УСН» от 07.10.2009 № 41 предусмотрена уплата организациями, основной вид деятельности которых управление и эксплуатация жилого фонда, налога по УСН «доходы – расходы» по ставке 10%.

ВАЖНО! Из присвоения ТСЖ того или иного режима налогообложения вытекает и обязанность ТСЖ сдавать установленные для данного режима отчеты в ИФНС.

ТСЖ и отечественное налогообложение

По умолчанию после регистрации ТСЖ, как и любая организация, находится на общей системе налогообложения. Но она имеет полное право перейти на УСН, и большинство выбирает этот вариант, поскольку в таком случае бухгалтерская деятельность и отчетность будут минимальными.

Отчетные документы, сдаваемые в ИНФС:

  • декларация по «упрощенке»;
  • декларация по налогу на доходы физических лиц-2;
  • среднесписочная численность членов ТСЖ.

ТСЖ выполняет работы и оказывает услуги самому себе, а не другим сторонам, поскольку его главный вид деятельности – это содержание и ремонт собственных жилых помещений, это прямой показатель к использованию УСН. Средства, полученные от этой деятельности, не могут быть признаны доходами, а значит, существуют нюансы с начислением на них налогов.

Еще раз перепроверим: не являются доходами:

  • вступительные взносы;
  • членские взносы;
  • паевые взносы;
  • пожертвования благотворителей;
  • спонсорская помощь;
  • резервные отчисления;
  • государственные субсидии.

Являются доходами и подлежат налогообложению:

  • средства, полученные в результате коммерческой деятельности ТСЖ (реализационные и внереализационные – ст. 249 и 250 НК РФ);
  • обязательные платежи по оплате содержания, текущего и капитального ремонта жилой собственности (письмо Минфина от 05.05 2006 г. №03-03-05/8);
  • суммы, полученные от кого угодно, кроме учредителей и членов организации.

Расходами для целей налогообложения признаются траты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ: экономическая обоснованность и документальная подтвержденность.

ВАЖНО! Имеет решающее значение источник поступления средств, даже на одинаковые цели. Например, если финансы внесены собственниками ТСЖ на капитальный ремонт, они не подлежат налогообложению. Если эти же финансы внесены владельцами недвижимости, не являющимися членами ТСЖ, это будет считаться доходом и входить в налоговую базу.

Читайте также:  Порядок проведения инвентаризации: законодательство

Как и любая организация на УСНО, ТСЖ должно выбрать одну из форм налогообложения:

  • платить НДФЛ со всех сумм, признанных доходами;
  • выбрать схему «доходы минус расходы».

Если при регистрации не выбрать упрощенную систему налогообложения, ТСж автоматически окажется на ОСНО – общей системе, где оно обязано перечислять в бюджет все налоги и сборы, предусмотренные законом, и вовремя подавать необходимые декларации. Поэтому следует быть очень внимательными при регистрационных мероприятиях.

Главный риск деятельности ТСЖ

С точки зрения бухгалтерского учета, основная неприятность, которая может грозить ТСЖ, это банкротство. Оно наступает, если на счете не хватает резервных средств: поскольку ТСЖ – организация некоммерческая, в случае непредвиденных расходов чаще всего не из чего покрыть недостачу. Если такое случилось и спасти ТСЖ не получается, банкротство может быть одной из форм его ликвидации. Это тяжелое решение должно приниматься на общем собрании членов ТСЖ. Каких-то особенностей банкротства именно для ТСЖ закон не предусматривается, процедура обычна для всех организаций.

Бухгалтерские проводки в ТСЖ (нюансы)

Бухгалтерский учет в ТСЖ ведется с применением стандартного плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В соответствии с планом и положениями ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н) и ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), учет взносов товарищей на осуществление деятельности ведется на счете 86, а поступления от деятельности, приносящей доход, — на счете 90.

Еще один существенный аспект деятельности ТСЖ — проведение капитального ремонта здания. Здесь сразу следует отметить 2 особенности:

  • средства, полученные на капремонт в многоквартирных домах, относятся к целевому финансированию, подлежат отдельному учету и не включаются в состав доходов для налогообложения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • капремонт может осуществляться с бюджетной поддержкой (ч. 2 ст. 191 ЖК РФ).

Типовые проводки здесь выглядят следующим образом:

Дт 55 Кт 50 — средства собственников на капремонт размещены на отдельном счете;

Дт 55 Кт 86 — поступила бюджетная субсидия на капремонт (здесь возможен вариант: Дт 76 Кт 86 — начислена субсидия членам ТСЖ, Дт 55 Кт 76 — поступили взносы на капремонт от физлиц);

Дт 20 Кт 60 — выполнены работы по капремонту подрядчиком;

Дт 60 Кт 55 — оплачено подрядчику с использованием спецсчета.

Как отразить расходы ТСЖ в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Основные особенности хозяйственной деятельности ТСЖ и ЖСК

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №2 2008)

Извлечение прибыли не является целью деятельности. Данная особенность прямо определяется гражданско-правовым статусом ЖСК и ТСЖ как некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ). Получение прибыли не есть цель деятельности ЖСК и ТСЖ. Очень важно, чтобы в рамках основной непредпринимательской деятельности руководители и бухгалтеры ЖСК, ТСЖ не относились к превышению поступлений над расходами как к полученной прибыли.

Цель деятельности ЖСК и ТСЖ — обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме. Часто в качестве цели хозяйственной деятельности ТСЖ и ЖСК употребляют термин «управление». Все зависит от того, придают ли этому термину расширительный смысл или употребляют в узком смысле, имея в виду лишь функции административного управления. Даже в пределах Жилищного кодекса мы встречаемся с обоими вариантами употребления данного термина.

Например, в части 1 статьи 135 ЖК РФ при определении цели ТСЖ понятия «совместное управление» и «обеспечение эксплуатации» употреблены через запятую, то есть здесь управление понимается в узком смысле (функция обеспечения эксплуатации обособлена и не включена в понятие «управление»).

В то же время часть 1 статьи 161 ЖК РФ использует расширительный смысл термина «управление». В соответствии с этой статьей управление многоквартирным домом включает в себя:

1) обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания;

2) обеспечение надлежащего содержания общего имущества;

3) обеспечение предоставления коммунальных услуг.

Но что значит обеспечивать благоприятные и безопасные условия? Это значит содержать в должном порядке и чистоте холлы, коридоры, лестничные клетки, придомовую территорию. Это значит следить за несущими конструкциями дома, за состоянием электротехнического и сантехнического оборудования, предупреждать опасности аварий, охранять территорию, дом от проникновения подозрительных лиц и так далее. Ну и, конечно же, заключать соответствующие договоры или выполнять силами своих штатных работников. Очевидно, что все это — надлежащее содержание общего имущества.

А что значит обеспечивать предоставление коммунальных услуг? Опять-таки, помимо заключения договоров, это означает обеспечение исправного состояния сантехнического, газового, электрического оборудования дома, устранение потерь тепла и воды, исправную работу счетчиков. А это — тоже содержание общего имущества.

Таким образом, приходим к выводу, что управление многоквартирным домом сводится к одному — обеспечению надлежащего содержания и эксплуатации общего имущества.

В уставной деятельности отсутствует выпуск продукции и не используются связанные с этим понятия. Производство и реализация продукции (товаров, работ, услуг) по определению не могут составлять предмет уставной деятельности ЖСК и ТСЖ, так как это означало бы ведение коммерческой деятельности, направленной на извлечение прибыли. Поэтому к уставной деятельности неприменимы такие понятия, как капитал, себестоимость продукции, стоимость и цена продукции, выручка от реализации. Раз нет себестоимости, то нет и амортизации как элемента себестоимости, вместо него употребляется понятие износа. В уставной деятельности ТСЖ и ЖСК отсутствуют отношения реализации. Поскольку нет стоимости и отсутствует реализация, то не может быть и добавленной стоимости.

Читайте также:  Что такое возвратные отходы и как правильно их учитывать

Основной источник финансирования — целевые поступления. Определение целевых поступлений дано в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. К ним относятся поступления двух видов: 1) поступления из бюджета бюджетополучателям; 2) поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Целевые поступления являются безвозмездными и безвозвратными. Они могут поступать как от юридических, так и от физических лиц и должны использоваться строго по назначению.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. По состоянию на декабрь 2007 года применительно к ЖСК и ТСЖ к ним относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.

Целевые поступления не облагаются никакими налогами.

Превышение целевых поступлений над расходами либо расходов над целевыми поступлениями не образуют финансового результата.

Основной регулятор финансирования — смета. В условиях ЖСК и ТСЖ только смета определяет необходимую величину расходов на содержание персонала, имущества организации и на ведение уставной деятельности, то есть на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации общего имущества. Поэтому смета — важнейший финансовый документ ЖСК и ТСЖ. Статья 148 ЖК РФ обязывает правление ТСЖ составлять смету на каждый год.

Как правило, предусмотренные сметой расходы покрываются из нескольких источников (членские взносы, взносы собственников — не членов ТСЖ, ЖСК, поступления из бюджета, прибыль от предпринимательской деятельности). Поэтому наряду со сметой расходов формируют и смету доходов. В среднем за длительный промежуток времени доходы и расходы взаимно уравновешиваются. Но в отдельно взятом году доходы не равны расходам. Экономия или перерасход по смете на конец года полностью переходят на следующий отчетный период, не образуя финансового результата и объекта налогообложения.

Наличие коммунальных платежей. На расчетные счета ЖСК и ТСЖ регулярно поступают средства двух видов:

1) направляемые на покрытие расходов по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества дома, то есть расходов по смете;

2) предназначенные для оплаты коммунальных и иных услуг, оказываемых собственникам помещений соответствующими обслуживающими и энергоснабжающими организациями (коммунальные платежи).

Коммунальные платежи не имеют отношения к общему имуществу в многоквартирном доме как объекту основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК), и поэтому они не могут признаваться целевыми поступлениями. Этим определяется существенное различие в бухгалтерском отражении целевых поступлений и коммунальных платежей.

Коммунальные платежи не могут признаваться доходом ТСЖ (ЖСК), так как они образуют обязательство ТСЖ (ЖСК) перед собственниками по использованию данных средств строго по назначению. Поэтому превышение коммунальных платежей над расходами либо расходов над коммунальными платежами не образует финансового результата. В конце года бухгалтер исправляет общую сумму начислений по коммунальным услугам, приводя ее к фактическим затратам (операция доначисления либо сторнирования).

ТСЖ и ЖСК могут осуществлять предпринимательскую деятельность. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Это одно из проявлений специальной правоспособности некоммерческих организаций. Оно означает, в частности, что вся прибыль ТСЖ и ЖСК от предпринимательской деятельности должна направляться на уставные цели, то есть на покрытие расходов, предусмотренных сметой. Хотя формально ЖСК (ЖК) имеют право распределять прибыль между их членами (пункт 5 статьи 116 ГК РФ), но ясно, что практически это не имеет никакого смысла.

Нераспределенная прибыль от предпринимательской деятельности может (в отличие от коммерческих организаций) в любое время направляться на уставные цели.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пункта 2 статьи 251 НК РФ должен соблюдаться раздельный учет уставной и предпринимательской деятельности.

Отношения собственности не зависят от членства или не членства в ЖСК, ТСЖ.

Законодатель не делает различий в праве на общее имущество между членами и не членами ТСЖ, ЖСК.

Членство или не членство в ТСЖ, ЖСК влияет лишь на статус владельца помещения в товариществе, на его право голоса, на право избирать и быть избранным в руководящие органы. Но отношения собственности в многоквартирном доме не зависят от того, является или не является собственник помещения членом той или иной организации. Следует подчеркнуть, что согласно статье 249 ГК РФ, части 2 статьи 39 ЖК РФ и части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Для всех участников долевой собственности размер платежей определяется этой долей, а не тем, является или не является собственник членом ТСЖ или ЖСК.

Комментарии к таблицам 1 и 3

Об отражении в бухгалтерском учете затрат НКО

Отражение затрат, связанных с уставной деятельностью некоммерческих организаций (НКО), остается своеобразным «белым пятном». Нынешние нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат сколько-нибудь четких рекомендаций по этому вопросу. С одной стороны, такое положение может казаться благоприятным, так как предоставляет бухгалтеру определенную свободу действий, но, с другой стороны, это является причиной наблюдаемой пестроты и разнобоя в учете затрат. Одни НКО используют для этого счет 20, другие — 26. Некоторые вообще обходятся без счетов учета затрат, сразу списывая их на целевые поступления. Часть НКО (например, многие ЖСК и ТСЖ) используют для учета расходов по смете счет 29. В специальной литературе по НКО тоже не наблюдается устойчивых мнений по данному вопросу. Диапазон литературных рекомендаций примерно соответствует существующему разбросу в бухгалтерской практике самих НКО. Представляется полезным и важным разобраться в этом вопросе.

Даже опытные высококвалифицированные специалисты — бухгалтеры и аудиторы — нередко с удивляющей настойчивостью рекомендуют использовать для учета уставных затрат НКО двадцатые счета. По-видимому, объяснение такой позиции исторически связано с тем, что в старом Плане счетов, который был введен в 1991 году, в преамбуле к разделу III Инструкции [1] по применению Плана счетов было написано о двадцатых (и тридцатых) счетах: «Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о затратах, связанных с осуществлением уставной деятельности предприятия, а также с социально-бытовым обслуживанием работников предприятия». Хотя здесь и был употреблен термин «уставная деятельность», но было совершенно очевидно, что в данном случае речь шла об уставной деятельности производственных предприятий, а не НКО. Это следовало из пояснений к счетам.

Но в ныне действующем Плане счетов ничего подобного уже давно нет. В Инструкции [2] по применению нового Плана счетов дана более четкая и определенная формулировка. В разделе III указывается: «Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу)». В соответствии с ПБУ 10/99 [3] расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, т.е. не имеющие никакого отношения к уставной деятельности НКО.

Тем не менее сторонники использования производственных счетов для отражения расходов по уставной деятельности данное положение игнорируют. Поэтому резонно поставить вопрос: а может быть, они правы, и без этих счетов трудно обойтись бухгалтерскому учету НКО? Весомым аргументом в их пользу выступает абзац из [2] по применению счета 86 «Целевое финансирование». Читаем: «Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации…». Очень странный абзац. Ведь ясно, раз мы отражаем использование целевых средств на содержание НКО (т.е. на уставную деятельность), кредитуя счета 20 или 26, то, значит, по дебету этих счетов отражены «уставные» расходы НКО, не являющиеся расходами по обычным видам деятельности, что противоречит приведенному выше требованию раздела III. Сразу видно, что при разработке Инструкции [2] раздел III «Затраты на производство» составлял один автор, а раздел VII «Капитал» — другой автор, причем они между собой почти не общались. Иначе не было бы этого противоречия. Вполне возможно, что оно будет устранено Минфином, но в пользу чего? Нужны ли двадцатые счета для отражения уставной деятельности НКО? Полагаем, что не нужны по следующим соображениям.

Во-первых, традиционно счета 20-29 и 30-39 используются в нашем бухгалтерском учете для формирования и отражения себестоимости продукции. Эта традиция сохранена и в новом плане счетов. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не связана с выпуском продукции, то себестоимость как таковая отсутствует, и надобность в использовании двадцатых (и тридцатых) счетов отпадает.

Во-вторых, некоммерческая организация, осуществляющая наряду с уставной также и предпринимательскую деятельность, должна обеспечивать раздельный учет доходов и расходов по этим видам деятельности [4, ст. 251, п.2, пп.10]. Для отражения предпринимательства, связанного с обычными видами деятельности (товары, работы, услуги), использование двадцатых счетов неизбежно. Если при этом двадцатые счета используются и для уставной деятельности, то соблюдение принципа раздельного учета становится возможным только в рамках аналитического учета. В этом случае главный отчетный документ — бухгалтерский баланс — перестает отражать результаты раздельного учета.

В-третьих, представляется полезным обратить внимание на то, что двадцатые счета используются для отражения только производственной себестоимости. Даже внепроизводственные расходы, хотя они являются частью полной себестоимости продукции, всегда относили на себестоимость, минуя двадцатые счета. Сохраняется это положение и в новом плане счетов. Было бы странно поэтому использовать двадцатые счета для отражения расходов, которые вообще не имеют никакого отношения к себестоимости.

В-четвертых, и это, пожалуй, самое главное — уставная деятельность НКО не связана с созданием (приращением) имущества. Поэтому традиционное отражение расходов на активных имущественных счетах (означающее прирост имущества) неприменимо к уставной деятельности НКО. Подобное догматическое увеличение активов при обобщении информации об «уставных» расходах НКО было бы искажением реального состояния дел.

Таким образом, неприемлемость двадцатых счетов для уставной деятельности НКО представляется вполне очевидной. Но на все эти аргументы часто следует ответ: все это так, но где-то ведь надо учитывать расходы НКО.

Некоммерческая организация ведет свою работу в соответствии со сметой, которая утверждается высшим органом НКО. Необходимость сметы ТСЖ диктуется, например, статьями 148 п. 3, 137 п. 2, 150 п. 3 [5]. Именно смета выступает в качестве регулятора финансирования уставной деятельности. Статьи сметы отражают состав расходов НКО. В качестве статей обычно фигурируют зарплата, начисления на зарплату, материальные приобретения, канцелярские рас-ходы, подрядные работы и др. Каждая статья сметы — это, в сущности, аналитический счет. Объединяет эти аналитические счета их принадлежность смете. Но в бухгалтерском учете каждая группа аналитических счетов принадлежит определенному синтетическому счету, обобщается им. Поэтому самым естественным образом напрашивается вывод о том, что необходимо иметь отдельный синтетический счет (или субсчет) для отражения на нем расходов по смете. И хотя речь идет об отражении расходов, этот счет не должен быть активным. На этом счете расходы по уставной деятельности должны проявляться не в увеличении активов, а в дебетовании источника.

Необходимость введения для сметы отдельного синтетического счета вытекает также из принятого в нашем бухгалтерском учете принципа начисления [7, п. 10]. К сожалению, в отношении расходов по смете многие НКО нарушают данный принцип, отражая только фактическое движение денежных средств без предварительного начисления расходов. Понятно, что начислить расходы можно лишь при наличии отдельного синтетического счета расходов по смете.

Данный счет мог бы содержать пассивный субсчет для отражения источника финансирования (начисление, резервирование расходов по смете) и активный субсчет для отражения фактических расходов. В конце года сальдо по этому счету, отражающее общую экономию или перерасход по смете, могло бы списываться на целевое финансирование.

Остается решить, какой именно счет использовать.

Поскольку источником финансирования уставной деятельности НКО служат целевые поступления, то для отражения расчетов по смете можно выделить субсчет «Расчеты по смете» счета 86 «Целевое финансирование». Так и поступают некоторые некоммерческие организации. Однако в условиях ТСЖ и ЖСК целевое финансирование (счет 86) — не единственный источник. Ведь взносы собственников, не являющихся членами товарищества, нельзя считать членскими взносами, и, следовательно, они не могут признаваться целевыми поступлениями ([4], п. 2 ст. 251) и по кредиту сч. 86 отражаться не могут. В соответствии с табл. 3 указанные взносы отражаются в качестве обязательства ТСЖ путем кредитования счета 76-5 (хозяйственная операция 42). Возникает второй источник финансирования уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) — счет 76-5. А если ТСЖ (ЖСК) осуществляет предпринимательскую деятельность, то появляется еще один источник — нераспределенная прибыль (счет 84). При наличии нескольких источников бухгалтер сталкивается с неопределенностью в отражении фактических расходов (какой из трех счетов дебетовать).

Поэтому напрашивается процедура формирования единого источника расходов по смете на основе упомянутых отдельных источников. Эту процедуру можно рассматривать как ежемесячное пополнение резерва предстоящих расходов НКО. Такая трактовка вполне естественна. Это дает основание использовать счет 96 «Резервы предстоящих расходов», предусмотрев в нем пассивный субсчет «Резерв расходов по смете» и активный субсчет «Фактические расходы по смете».

Аналогично распространенным операциям формирования резерва предстоящих расходов счет 96 ежемесячно кредитуется в размере месячной суммы утвержденной сметы. Фактические расходы по смете выступают как использование резерва и отражаются по дебету.

Все виды обычных резервов, которые предполагает создавать некоммерческая организация (на оплату отпусков, на ремонт, на возмещение основных средств и т.п.) обязательно должны найти отражение в смете, в ее отдельных статьях. Так что счет 96 «Резервы предстоящих расходов» вместе со сметой автоматически отразит все указанные частные резервы, по которым можно ввести соответствующие субсчета.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости отражения расходов по уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Литература:

1. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Утв. приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56 (с учетом дальнейших изменений и дополнений, внесенных приказами Минфина РФ). Утратила силу с 01.01.2001.

2. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций Утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (с учетом дальнейших изменений и дополнений, внесенных приказами Минфина РФ).

Читайте также:  Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6.05.99 № 32н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утв. приказом Мини-стерства финансов РФ от 30.03.01 № 26н.

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34н (с учетом дальнейших изменений и дополнений, внесенных приказами Минфина РФ).

Отражение коммунальных платежей в бухгалтерском учете ТСЖ (ЖСК)

Единственное возражение, которого можно ожидать от оппонентов, следующее. «Вы против использования двадцатых счетов, потому что так написано в Инструкции по применению Плана счетов. Но ведь в той же Инструкции сказано, что счет 96 предназначен для равномерного включения расходов в затраты на производство». Ответ прост. Во-первых, у НКО тоже возникают потребности в равномерном резервировании некоторых своих расходов, таких, как расходы на оплату отпусков, на капитальный ремонт, хотя они и не относятся на себестоимость. Так что в любом случае НКО имеет право пользоваться счетом 96. Во-вторых, согласно Инструкции [2] организация может уточнять содержание субсчетов, которые включаются в рабочий план счетов, являющийся элементом учетной политики.

На расчетные счета ТСЖ (ЖСК) регулярно поступают от собственников помещений сред-ства двух видов:

1) направляемые на покрытие расходов по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества дома и управлению его эксплуатацией;

2) предназначенные для оплаты услуг, оказываемых различными организациями владельцам квартир: коммунальных услуг, услуг радиосвязи, телевидения и пр. (коммунальные платежи).

Традиционно и тот, и другой виды платежей трактовались и отражались в бухгалтерском учете ЖСК и ТСЖ как целевые поступления. Данное положение было официально закреплено в Рекомендациях по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденных приказом Госстроя России от 14.07.97 г. № 17-45 и одобренных письмом Минфина России от 14.04.97 г. № 16-00-16-74. В этом документе коммунальные платежи было рекомендовано отражать на субсчете «Целевые сборы за коммунальные услуги» бывшего бухгалтерского счета «Целевые финансирование и поступления».

После ввода в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» коммунальные платежи не могут быть отнесены к целевым поступлениям, так как данный вид поступлений не содержится в исчерпывающем перечне в п. 2 ст. 251 НК РФ. Поэтому их нельзя отражать с использованием бухгалтерского счета 86 «Целевое финансирование», так как это может повлечь налоговые санкции за нецелевое использование средств.

Для точного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с платежами за коммунальные услуги, достаточно к счету 76, на котором обычно отражают все расчеты ЖСК и ТСЖ с собственниками, открыть субсчета:

76-1 «Расчеты с собственниками»;

76-4 «Расчеты по коммунальным платежам»;

76-8 «Расчеты с бюджетом по возмещению льгот на оплату коммунальных услуг».

Кроме того, к счету 86 «Целевое финансирование» открывают субсчета:

86-1 «Целевые поступления собственников»;

86-3 «Ассигнования из бюджета на возмещение льгот по коммунальным платежам».

Основные хозяйственные операции, отражающие движение платежей за коммунальные услуги в бухгалтерском учете ЖСК, ТСЖ, представлены в табл. 5.

В хозяйственной операции 3 (в отличие от операции 1) вместо формирования целевых по-ступлений (счет 86-1) образуется обязательство ЖСК, ТСЖ. С точки зрения бухгалтерского уче-та начисленная собственникам сумма коммунальных платежей (дебиторская задолженность) одновременно является обязательством со стороны ТСЖ (ЖСК) по использованию данных средств строго по назначению (кредиторская задолженность). Эта кредиторская задолженность сокращается по мере использования указанных средств (по мере начисления платежей обслуживающим организациям — операция 8).

Сальдо по счету 76-4 может означать излишне начисленные собственникам коммунальные платежи (кредитовое сальдо) либо недоначисление коммунальных платежей (дебетовое сальдо). В любом случае в конце года начисление коммунальных платежей должно быть исправлено (сальдо по счету 76-4 ликвидировано операцией 10).

Итоги

Учет и отчетность ТСЖ имеют свою специфику, обусловленную целями и задачами ТСЖ, а также функциями конкретного ТСЖ в управлении общим имуществом.

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в конкретном ТСЖ отражаются в его учетной политике. О нюансах ее формирования читайте в статье «Формирование учетной политики в ТСЖ (нюансы)».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Adblock
detector