В банк пришло инкассовое поручение на дополнительный расчетный счёт. Что делать в этой ситуации?

В каких случаях выставляется инкассовое поручение

Инкассовое поручение – это платежный документ для списания денежных средств со счета плательщика без его дополнительного согласия (в бесспорном порядке). Регулирует порядок применения расчетов по инкассо Гражданский кодекс (ст. 874-876 ГК РФ).

Инкассовые поручения на счет предъявляют:

1) налоговые органы и внебюджетные фонды при истекшем сроке исполнения требования;

2) судебные приставы при наличии исполнительного документа к взысканию;

3) контрагенты предприятия или ИП, если есть договор с условием оплаты в бесспорном порядке;

Читайте также:  Как вернуть себе 13% от лечения, обучения или покупки жилья? Все, что нужно знать о получении налогового вычета и 3-НДФЛ

4) банк, ведущий расчеты организации или ИП — для контрагентов на основании их заявления и исполнительного листа, выданного в связи с судебным решением.

В любом случае использование инкассового поручения основано на праве получателя взыскать с плательщика определенную денежную сумму (п. 7.4 «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П, утв. Банком России 19.06.2012).

Расчеты по инкассо

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071. ВЗЫСКАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ
При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на номер закона, дату принятия и соответствующую статью.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение.

В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя. Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

Банки, обслуживающие должников (исполняющие банки), исполняют поступившие инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами либо при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя, делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований, в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещают инкассовое поручение, с приложенным исполнительным документом, в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.

Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания).

Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий ему пункт, предусматривающий право бесспорного списания.

Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

Читайте также:  Что делать, если по договору займа не возвращают долг: правила составления документа, взыскание задолженности

  • по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;
  • при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
  • по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено. При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению, его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.
Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, возвращается вместе с инкассовым поручением исполняющим банком банку-эмитенту для передачи взыскателю лично под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате возврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.

О возврате исполнительного документа в журнале регистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы (или остатка суммы) и причины возврата.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСЧЕТАХ ПО ИНКАССО

При расчетах по инкассо

банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк.

ИСПОЛНЕНИЕ ИНКАССОВОГО ПОРУЧЕНИЯ

При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению, исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.

Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

Читайте также:  Как отразить в учете расходы на освоение месторождений

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ

Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.

Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий. При неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
  • 26.08.2021
    Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание

Отличие от прочих платежных документов

Рассмотрим, чем отличается инкассовое поручение от других видов платежных документов.

Платежное поручение на перечисление средств заполняет и предъявляет банку к исполнению сам плательщик на добровольной основе.

Платежное требование составляет получатель платежа, но его предъявление еще не означает исполнения банком – для проведения оплаты нередко требуется согласие (акцепт) плательщика. В случае несогласия плательщика такой документ вернется получателю без исполнения. В определенных случаях возможно и безакцептное списание по платежному требованию (по решению суда, по основаниям, предусмотренным законом), в т.ч. если об этом договорились стороны договора.

Где оно может использоваться?

Используется документ в нескольких случаях:

  • Когда бесспорная система взыскания денег установлена законом, даже при взыскании средств контрольными органами.
  • Когда взыскание осуществляется по исполнительной документации.
  • В случае, предусмотренным контрактом, при условии предоставления кредитному учреждению либо физическому лицу привилегии на отчисление денег со счета данного лица без разрешения.

Всю ответственность за правильность и законное основание выставления поручения несет взыскатель денег. Банк может приостановить отчисление в случае решения органа на основании закона, если есть судебное заключение о приостановлении и иные основания согласно закону.

Обязательные реквизиты инкассового поручения

На сегодня применяется установленная форма инкассового поручения 0401071 (приложение № 4 к Положению № 383-П). Помимо общих требований, предъявляемым ко всем платежным документам для безналичных расчетов (дата, номер, сумма, наименование плательщика и его ИНН, КПП, банковские реквизиты -наименование банка, БИК и корреспондентский счет банка, получатель и его ИНН, КПП, банковские реквизиты), по инкассо имеются дополнительные требования:

  • В назначении платежа:

    Если инкассо выставляется на основании договора, указывают его номер, пункт о бесспорном порядке списания, а также наименование товаров, работ, услуг, за которые производится оплата.

  • Когда инкассовое поручение выставляют на основании закона (например, при взыскании налоговиками штрафа), указывается наименование взыскания, дата, номер и статья обосновывающего взыскание федерального закона, номер и дата решения о взыскании.
  • В документе на основании исполнительного листа указываются: орган, выдавший документ, дата исполлиста, номер судебного дела или материалов.
  • Если взыскание производят по исполнительному листу — следует приложить его оригинал.
  • К инкассовому поручению по договору с контрагентом прилагаются обосновывающие документы.
  • Банк проверяет и саму форму, и приложения. Исполнение инкассового поручения производится только при выполнении всех формальных требований к документу. Если они не соблюдаются, исполняющий банк извещает составителя – для устранения им недостатков. Если взыскатель не исправил недочеты, банк возвращает инкассовое поручение без исполнения (п. 1 ст. 875 ГК РФ; п.3 Приложения 13 Положения Банка России «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П).

    Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2021 года № 30

    1. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179 «Об утверждении Правил по оформлению, использованию и исполнению платежных поручений, платежных требований-поручений, инкассовых распоряжений» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 1155).

    2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 декабря 2000 года № 488 «О внесении изменений и дополнений в Правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 1379, опубликованное в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан в 2001 году № 14, ст.360).

    3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 18 января 2002 года № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан» от 25 апреля 2000 года № 179» (зарегистрированные в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 1779, опубликованное в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан в 2002 году № 17, ст. 588).

    4. Подпункт 2) пункта 1 постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 января 2003 года № 20 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам использования платежных документов» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2193, опубликованное 20 марта 2003 года в газете «Казахстанская правда» № 77-78 (24017-24018).

    5. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 октября 2003 года № 372 «О внесении дополнений в Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан», зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан под № 1155» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2593, опубликованное 30 января 2004 года в газете «Казахстанская правда» № 18-19 (24328-24329).

    6. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 января 2004 года № 13 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан», зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан под № 1155» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2704, опубликованное 24 февраля 2004 года в газете «Казахстанская правда» № 36 (24346).

    7. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 ноября 2004 года № 150 «О внесении дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3283).

    8. Пункт 1 постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2005 года № 95 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам оформления и исполнения платежных документов» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3883, опубликованное 27 октября 2005 года в газете «Юридическая газета» № 197-198 (931-932).

    9. Пункт 2 постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 августа 2006 года№ 74 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам ведения банковских счетов в Национальном Банке Республики Казахстан и исполнения инкассовых распоряжений» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4407, опубликованное 19 октября 2006 года в газете «Юридическая газета» № 185 (1165).

    10. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 апреля 2007 года № 50 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4700, опубликованное 15 июня 2007 года в газете «Юридическая газета» № 90 (1293).

    11. Пункт 3 приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 июля 2007 года № 76 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам идентификационных номеров» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4880, опубликованному 5 сентября 2007 года в газете «Юридическая газета» № 135 (1338).

    12. Пункт 4 приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 85 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5806, опубликованному 30 октября 2009 года в газете «Юридическая газета» № 166 (1763).

    13. Пункт 3 приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 76 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам идентификационных номеров» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6534, опубликованному 4 ноября 2010 года в газете «Казахстанская правда» № 292 (26353).

    14. Пункт 1 постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 марта 2011 года № 24 «О внесении дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам осуществления платежей и переводов денег и открытия и ведения банковских счетов» (зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6946, опубликованного 28 мая 2011 года в газете «Казахстанская правда» № 170-171 (26591-26592).

    Читайте также:  Как учесть товары без перехода права собственности?

    15. Пункт 1 приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2011 года № 52 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам осуществления платежей и переводов денег» (зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7080, опубликованного 3 августа 2011 года в газете «Юридическая газета» № 110 (2100).

    16. Пункт 2 приложения 1 к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 1 июля 2011 года № 65 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам идентификационных номеров» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7122, опубликованному 15 сентября 2011 года в газете «Юридическая газета» № 133 (2123).

    17. Пункт 3 приложения 1 к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 108 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам идентификационных номеров» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7625, опубликованному в газете «Казахстанская правда» 6 сентября 2012 года № 299-300 (27118-27119).

    18. Пункт 1 приложения 1 к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 266 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам открытия, ведения и закрытия банковских счетов, осуществления платежей и переводов денег, а также признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7992, опубликованному 5 декабря 2012 года в газете «Казахстанская правда» № 421-422 (27240-27241).

    19. Пункт 2 приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 апреля 2013 года № 117 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты по вопросам осуществления платежей и переводов денег» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8513, опубликованному в газете «Юридическая газета» 23 июля 2013 года № 107 (2482).

    20. Пункт 2 перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2014 года № 168 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9796, опубликованному в газете «Юридическая газета» 25 ноября 2014 года № 178 (2746).

    21. Пункт 2 приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года № 28 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10715, опубликованному 6 мая 2015 года в информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»).

    22. Пункт 2 приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 8 мая 2015 года № 72 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам платежей и переводов денег и ведения банковских счетов» (зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11163, опубликованному 2 июня 2015 года в информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»).

    Инкассовые поручения налоговых органов

    Наиболее часто компании и ИП сталкиваются с инкассовыми поручениями налоговиков. В случае несвоевременной оплаты налогов и финансовых санкций (пени, штрафов), ИФНС выставляет должнику требование на уплату с указанием суммы и даты — до какого числа оно должно быть исполнено. Если налогоплательщик не оплатил вовремя или не оспорил законность требования (п.3 ст.46 НК):

    • не позднее 2 месяцев по окончании отведенного для уплаты срока выносится решение о взыскании денежных средств;
    • если прошло более 2 месяцев с даты, указанной в требовании, решение о взыскании принять уже нельзя, но инспекция вправе в течение полугода обратиться в суд.

    Инкассовые поручения налоговых органов в банк поступают обычно в течение суток с момента вынесения решения о взыскании, и денежные суммы списываются в бесспорном порядке. О решении взыскать платежи ИФНС должна уведомить налогоплательщика в течение 6 дней.

    Помимо инкассового поручения налоговики обычно направляют в банк и решение о приостановлении операций по счету на такую же сумму. Кроме того, при наличии таких ограничений банки не имеют права открывать новый расчетный счет налогоплательщику. Даже если оплата прошла сразу – отмена приостановления может затянуться.

    Читайте также: Письмо в налоговую о разблокировке счета: образец

    В случае отсутствия достаточных средств на счете, ИФНС (и внебюджетные фонды) посылают судебным приставам решение о взыскании причитающейся суммы за счет имущества должника (ст. НК РФ). Неисполнение в течение 5 дней постановления судебного пристава влечет взыскание еще и исполнительского сбора – 7% от взыскания, но не менее 1000 рублей с ИП и не менее 10000 рублей с организации (ст.112 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007).

    Инкассо на дополнительный счет: что можно сделать и как избежать повторной ситуации

    Итак, ФНС выставила требование об уплате налога, организация в срок его не оплатила. Дальше налоговые органы просматривают информацию по открытым счетам

    юридического лица или индивидуального предпринимателя во всех банках на территории России.

    Информация об открытии и закрытии расчетных счетов предоставляется в ИФНС

    и своевременно актуализируется финансово-кредитными учреждениями без участия самого клиента.

    Если у предприятия всего один счет – проблем не возникает. Налоговые органы направляют в адрес налогоплательщика – должника решение о приостановлении операций по расчетному счету, а в банк – инкассовое поручение. Решение выглядит так:

    Инкассовое поручение самому юридическому лицу (должнику) не направляется ни Налоговой службой, ни банком

    . То есть налогоплательщик не будет оповещен о том, с какого счета будут списаны деньги.

    Наличие или отсутствие блокировок по счету можно проверить

    на сайте ФНС России по данной ссылке. Для проверки надо выбрать из представленного списка тип «Запрос о действующих решениях о приостановлении», указать ИНН юридического лица и БИК банка (любого, в котором открыт счет фирмы). Форма выглядит так:

    Спорная ситуация возникает при условии наличия нескольких открытых расчетных счетов у предприятия или ИП. В этом случае решения о приостановлении операций

    по расчетному счету выставляются на все счета, а инкассо – только в один банк.

    И если инкассовое поручение было сформировано на дополнительный счет, на котором нет денег или их не хватает для оплаты по требованию, то возникает спорная ситуация: как быть в данном случае?

    Стоит отметить, что инкассо не может быть отозвано налоговыми органами

    , если по нему не была проведена оплата.

    Возможных вариантов решения всего 3:

    • обращение в ИФНС для формирования нового инкассового поручения;
    • пополнение дополнительного расчетного счета на сумму инкассо;
    • уплата суммы долга предприятия собственником бизнеса или другим юридическим лицом.

    В дальнейшем, чтобы не возникало подобных ситуаций, предприятию лучше составить официальное письмо в произвольной форме

    , в котором указать, какой расчетный счет юридического лица является основным и на который необходимо выставлять все возможные инкассовые поручения. Этот документ можно оформить на официальном бланке предприятия при его наличии. Письмо должно быть зарегистрировано как на фирме, так и в налоговом органе, поэтому оно оформляется в 2 вариантах (один вариант остается у ФНС, второй с отметкой о приеме – у юридического лица). Документ подписывается руководителем или уполномоченным на это лицом и проставляется печать (при наличии).

    Расчеты инкассовыми поручениями между контрагентами

    Существуют два вида инкассо по расчетам:

    • чистое инкассо – к оплате предъявляется вексель, чек;
    • документарное инкассо – для совершения оплаты требуются документы по сделке: договор, накладная (акт), счет-фактура и т.д.

    Между поставщиками (исполнителями) и покупателями (заказчиками) может заключаться договор, предусматривающий право поставщика получить денежные средства с расчетного счета покупателя без его согласия при определенных условиях (например, завершении поставки товаров). Экземпляр договора передается в обслуживающую финансовую организацию. При представлении подтверждающих документов банк получателя проверяет законность требования и, если все в порядке, передает инкассовое поручение и документы банку плательщика. Плательщик уведомляется о переводе денежных средств, а получатель – об их зачислении.

    В каких случаях востребован данный документ

    Сказать о том, что инкассовое поручение имеет широкое распространение, нельзя. Однако в некоторых случаях он встречается довольно часто, например, в практике налоговой инспекции, когда в банк должника по налогам отправляется инкассовое поручение и долги автоматически списываются с его счетов (такие инкассовые поручения подлежат безусловному исполнению, оспаривать их нельзя). Или в деятельности коммунальных служб, когда между коммунальщиками и получателем услуги заключен договор с возможностью безакцептных (т.е не требующих разрешения и участия непосредственного плательщика) платежей – в этом случае плата из банка получателя услуги в банк коммунальной организации также переводится путем применения инкассового поручения.

    Организации порой тоже заключают между собой подобные договоры, но такая практика не имеет общеприменительного характера, поскольку она требует стопроцентной доверительности в отношениях между контрагентами, а также их бесспорной платежеспособности.

    Схема расчетов

    Сущность расчета по инкассо основана на том, что банк по поручению заимодавца получает выплаты от плательщика после оказания услуг. Принимаемые деньги зачисляются на счет клиента. Платежи с плательщика взимаются:

    • На основании различной финансовой документации.
    • На основании финансовой документации, которая сопровождается коммерческими бумагами.

    Упрощенная схема по данному поручению:

    1. После заключения договора экспортер оказывает услугу или отгружает товар в соответствии с обстоятельствами.
    2. Передача экспортеру транспортных бумаг от перевозчика.
    3. Экспортер готовит всю документацию и предоставляет ее с инкассовым поручением банку-ремитенту.
    4. Банк проводит проверку бумаг и отсылает их инкассирующему банку в государство импортера.
    5. Инкассирующей структурой предоставляется вся документация плательщику для проверки, чтобы получить выплаты.
    6. Получение выплат от плательщика и выдача ему бумаг.
    7. Перечисление выручки банку-ремитенту.
    8. Зачисление этим банком средств на счета экспортера.

    Операция по инкассо считается выгодной для импортера. Прохождение документации через банковских служащих осуществляется на протяжении от нескольких недель до месяца.

    Подробнее о международных расчетах по инкассо вы можете узнать из следующего видео:

    Недобросовестный банк

    Стоит учесть, что при выбранном способе взыскания имеется риск недобросовестных действий банковских служащих – они могут оповестить должника о поступившем исполнительном листе до момента списания средств со счета. И здесь включается механизм очередности, предусмотренный статьей 855 ГК РФ: информированный должник может направить остаток денег на счете на выплату «заработной платы», «премий» работникам или авторских отчислений в пользу третьих лиц – такое перечисление имеет более высокий статус, чем платежи по исполнительным документам. Таким нехитрым способом должник способен оставить потенциального взыскателя без надлежащей сатисфакции. Избежать данной ситуации возможно, если идти по пути возбуждения исполнительного производства, однако и эта процедура имеет ряд особенностей, которые не дают стопроцентной гарантии взыскания требуемой суммы. Посмотрим, почему так происходит.

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector