Новый КоАП: ответственность за налоговые нарушения

Для недобросовестных предпринимателей занижение налоговой базы по НДС – это достаточно рискованный способ сэкономить, а для добросовестных – иногда очень серьезная проблема.

Предприятия очень часто прибегают к разным уловкам для уменьшения суммы НДС, в частности, занижают налоговую базу. И если некоторые бизнесмены делают это намеренно, то другие – без всякой задней мыли. Но, так или иначе, неуплата или частичная уплата налогов приводит к ответственности

Занижение налоговой базы по НДС

Чтобы рассчитать размер НДС, необходимо сначала правильно сформировать налоговую базу. Каждая компания должна делать это самостоятельно, исходя из особенностей своей деятельности. Сама по себе формула расчета налоговой базы достаточно проста. Однако рассчитать отдельные составляющие довольно сложно. Поэтому в расчеты вкрадываются погрешности, и в результате налогооблагаемая база ненамеренно занижается.

Типичные ошибки при расчете налоговой базы – это ошибочное определение объекта налогообложения; ошибочное применение ставки налога и неправомерное использование вычета «входного» НДС. Причины ошибок кроются в неверной квалификации факта хозяйственной жизни; несвоевременном учете произошедшего факта; арифметических и логических ошибках в первичных документах; опечатках; двойной регистрации одного и того же события на основании разных документов. Нередко причинами ошибок становится отсутствие оригиналов договоров, первичных документов и счетов фактур. Однако основная проблема – это недостаточная квалификация бухгалтера. Непрофессионализм сотрудника стоит дорого, а расплачиваться за него приходится руководителю.

Читайте также:  Как переработчику отчитаться об использовании давальческого сырья

Впрочем, и сами бизнесмены порой умышленно занижают налогооблагаемую базу с целью получения налоговой выгоды, что рано или поздно приводит к ответственности по закону.

Как рассчитывается налогооблагаемая база

Общий принцип формирования налогооблагаемой базы един для всех плательщиков НДС и рассчитывается по формуле:

НОБ = (ОбН х СтН) – НВ

НОБ – налогооблагаемая база.

ОбН – объект налогообложения. Объектами налогообложения в целях НДС являются: реализация товаров или услуг на территории России или в режиме экспорта; частичная оплата (то есть аванс) в счет предстоящих поставок; передача на территории России товаров или оказание услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в режиме импорта.

СтН – ставка налога. На сегодняшний день действуют следующие ставки НДС: 0%, 10%, 18%. Применение той или иной ставки зависит от объекта налогообложения. Определить ставку, которую следует использовать при расчете налогооблагаемой базы, можно руководствуясь статьей 164 Налогового кодекса РФ.

НВ – налоговые вычеты. Налоговые вычеты – это сумма налога, на которую уменьшается налоговая база. Как правило, эти суммы уплачиваются поставщикам в стоимости товаров или услуг.

Случаи, когда штрафы за налоговое правонарушение в отношении организации-должника не начисляются

Обеспечивая интересы Клиента как кредитора организации-должника, мы выявили ситуацию, в которой нет правовой определенности. Внимание привлек порядок определения состава и размера обязательных платежей (налоги, пени, штрафы) должника по итогам налоговой проверки, решение по которой вынесено и вступило в силу в ходе наблюдения.

Закон о банкротстве содержит прямую норму, но правоприменительная практика в арбитражных судах складывается в ином ключе. При этом позиция ФНС России по рассматриваемому вопросу в Приказе с рекомендациями для нижестоящих налоговых органов не выражена.

Ситуация:

По результатам проведения выездной налоговой проверки за 2017-2018 гг. в отношении организации-должника, находящегося в наблюдении, налоговой инспекцией вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности. Проверка проведена за период до принятия заявления о признании должника банкротом.

В Решении отражено доначисление налогов за проверенные налоговые периоды, пени за период до введения наблюдения и штраф, предусмотренный ч. 3 ст. 122 НК РФ.

Решением Управления ФНС России по субъекту по апелляционной жалобе, также в период наблюдения, Решение налогового органа оставлено без изменений.

Налоговый орган заявляет свои требования для включения в реестр кредиторов должника в сумме, отраженной в Решении о привлечении к налоговой ответственности.

Читайте также:  На помощь ЧП и бизнесменам: как согласно правилам заполнить приходный кассовый ордер

Противоречие ввиду правовой неопределенности:

1. Прямая норма Закона о банкротстве.

Согласно ст. 63 Закона о банкротстве (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ; начало действия с 29.01.2015):

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

2. Правоприменительная практика Арбитражных судов:

При рассмотрении требований налоговых органов, основанных на Решениях о привлечении к налоговой ответственности по итогам налоговых проверок (проверяемый период до принятия заявления о признании должника банкротом), принятых после вынесения судом определения о введении наблюдения (принятия решения о признании должника банкротом), суды рассматривают штрафы в составе требования по обязательным платежам и включают их в реестр требований кредиторов.

Также при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о необоснованности Решений о привлечении к налоговой ответственности по итогам налоговых проверок (проверяемый период до принятия заявления о признании должника банкротом), принятых после вынесения судом определения о введении наблюдения (принятия решения о признании должника банкротом), суды отказывают в удовлетворении требований налогоплательщиков без рассмотрения вопросов в части штрафов в свете ст. 63 Закона о банкротстве.

Определением Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 309-ЭС19-13768 отказано в передаче дела № А47-3361/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления. Данным определением судья Верховного суда РФ Т.В. Завьялова подтвердила выводы Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2019 № Ф09-2380/19, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 и Решения Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2018 об обоснованности привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 123 НК РФ в виде штрафа по решению налогового органа, вынесенному в конкурсном производстве должника, но за период до принятия заявления о признании должника банкротом.

3. Позиция ФНС России:

Приказ ФНС России о порядке действия налоговых органов при выявлении налоговых правонарушений и вынесении Решения по результатам налоговой проверки в период после вынесения судом определения о введении наблюдения (принятия решения о признании должника банкротом) в части привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также начисления пени и штрафов, отсутствует.

Учитывая позицию налоговых органов, проводящих проверки, и УФНС по субъектам Федерации об обоснованности начисления штрафов в описанной ситуации, видится, что ФНС России также придерживается указанной позиции.

Обоснование позиции по оспариванию включения в реестр кредиторов обязательных платежей в части штрафов за налоговое правонарушение:

О недопустимости начисления штрафов по результатам проведения выездной налоговой проверки при вынесении налоговым органом Решения в период после вынесения судом определения о введении наблюдения, помимо требований ст. 63 Закона о банкротстве, свидетельствуют:

1. Иные положения Закона о банкротстве в совокупности с положениями РФ.

Читайте также:  Нормы срока действия векселя: временные рамки погашения и предъявления к оплате

2. Отсутствие преемственности правоприменительной практики в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), из Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 по вопросу прекращения начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

3. Разъяснения Верховного суда РФ в Обзоре Верховного Суда РФ от 20.12.2016.

Положения Закона о банкротстве в совокупности с положениями РФ о недопустимости начисления штрафов после принятия заявления о признании должника банкротом и вынесения судом определения о введении наблюдения.

Законом о банкротстве определено и подтверждено комментариями Верховного суда РФ, что задолженность по обязательным платежам либо подлежит установлению в реестре требований кредиторов и может быть удовлетворена лишь с соблюдением очередности, установленной п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве, либо относится к текущим платежам, погашаемым, согласно п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, за счет конкурсной массы вне очереди.

В соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

Согласно ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Таким образом, при совершении налогоплательщиком налогового правонарушения его ответственность в виде штрафа, т.е. обязательный платеж, возникает при вступлении решения в силу.

В рамках Закона о банкротстве задолженность по обязательным платежам в форме штрафа либо подлежит установлению в реестре требований кредиторов, если она возникла до принятия судом заявления о признании должника банкротом, либо относится к текущим платежам, если возникла после принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно п. 7 Обзора Верховного Суда РФ от 20.12.2016 штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения — выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

Если соответствующее правонарушение совершено должником до возбуждения дела о банкротстве, но решение налогового органа вступает в силу в ходе дела о банкротстве (дата потенциального возникновения штрафа), то в рамках Закона о банкротстве обязательный платеж в форме штрафа не формируется (не начисляется).

Если бы штраф был сформирован (начислен), то он бы не мог быть отнесен ни к задолженности по обязательным платежам, которая подлежит установлению в реестре требований кредиторов (возник после возбуждения дела о банкротстве), ни к текущим платежам (назначен не за текущее налоговое правонарушение).

Требование об уплате задолженности по налогам, доначисленным в ходе налоговой проверки, не является основным к требованию об уплате штрафов за налоговое правонарушение в части применяемого правового режима (подлежат включению в реестр требований кредиторов или относятся к текущим платежам). Соответственно, требование об уплате штрафов за налоговое правонарушение не является дополнительным к требованию об уплате задолженности по налогам (в терминологии Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве»). Требование об уплате штрафов за налоговое правонарушение имеет самостоятельную процедуру назначения, определения размера и возникновения; в целях Закона о банкротстве соотносится с периодом совершения налогового правонарушения, а не с требованием об уплате задолженности по налогам, доначисленным в ходе проверки (п. 7 и 8 Обзора Верховного Суда РФ от 20.12.2016).

Об отсутствии преемственности правоприменительной практики:

Положения ст. 126 Закона о банкротстве о прекращении начисления процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей включены в Закон о банкротстве Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ (начало действия с 31.12.2008).

Положения ст. 63 Закона о банкротстве о не начислении (прекращении начисления) процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей включены в Закон о банкротстве Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ (начало действия 29 января 2015 г.).

С 22 декабря 2006 г. до 20 декабря 2021 г. в части применения правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства действовали рекомендации ВАС РФ по данному вопросу в п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

В п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 отражено:

При применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона) судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.

Таким образом, названные правила подлежат применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт 11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанные положения Закона о банкротстве не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123 НК РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2016 № 59 отменило Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25.

В Обзор Верховного суда РФ от 20.12.2016 и иные Постановления Верховного Суда РФ отдельные разъяснения о начислении финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства, помимо текущих платежей, не включены.

При этом в п. 9 Обзора Верховного суда РФ от 20.12.2016 отражено выражение «начисленные должнику пени и штрафы за не перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди». В данном пункте к штрафам (как финансовым санкциям за налоговые правонарушения) применяется выражение «начисление», что противоречит рекомендациям п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «при применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона) судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей».

Читайте также:  Скидки, премии, бонусы при приобретении запасов по ФСБУ 5/2019

Использование при применении Закона о банкротстве к штрафам специального термина – «наложенные» по ст. 120, 122, 123, 126 НК РФ с игнорированием термина применительно к штрафам – «начисленные» проявляет правовую неопределенность.

Кроме того, в Законе о банкротстве и Налоговом кодексе РФ применительно к штрафам по налоговому законодательству выражение «наложение штрафа» не применяется.

Термин «начисление» в отношениях, регулируемых ст. 63 и 126 Закона о банкротстве видится необходимым применять не в свете «определения размера в зависимости от продолжительности периода просрочки», а в свете «возложения обязанностей в конкретной сумме на должника ввиду правоотношений».

Разъяснения Верховного суда РФ в Обзоре Верховного Суда РФ от 20.12.2016:

В п. 6 Обзора Верховного Суда РФ от 20.12.2016, который прямо разъясняет рассматриваемую ситуацию, установлено:

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

В положении Обзора отдельно не разъясняется порядок рассмотрения вопроса о квалификации требований налогового органа по начисленным штрафам по результатам проверки, так как согласно ст. 4, и Закона о банкротстве штрафы в данном случае не начисляются. Дополнительные разъяснения по данному вопросу не требуются.

Президиум Верховного Суда РФ в указанных разъяснениях описывает исчерпывающие возможные варианты начисления обязательных платежей при вынесении Решения.

При этом в положении Обзора также не отражено, что в Решении начисление пеней по доначисленным налогам производится до даты введения наблюдения или конкурсного производства, что установлено ст. 63 Закона о банкротстве и не требует дополнительного разъяснения.

Относительно пени в п. 6 Обзора Верховного Суда РФ от 20.12.2016 отражено, что требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 95, п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).

Выводы:

По результатам проведения налоговой проверки за период до даты принятия заявления о признании должника банкротом при вынесении налоговым органом Решения после вынесения судом определения о введении наблюдения штрафы по ст. 120, 122, 123, 126 НК РФ в отношении налогоплательщика не начисляются.

Ввиду сложившейся противоречивой судебной практики, а также с учетом многолетнего отсутствия инициативы ФНС России определить свою позицию по указанной ситуации, видится возможным реализация следующих мер для достижения правовой определенности:

1. Мотивированно заявлять о необоснованности и незаконности начисленных штрафов в соответствующих решениях налогового органа:

· Налогоплательщикам при обжаловании решений (в УФНС Росси по субъекту Федерации; в ФНС России; в судах, вплоть до Верховного суда РФ).

· Кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве должника, при возражениях относительно состава и размера требований налогового органа в заявлении о включении в реестр требований кредиторов, а также при обжаловании определений об уже включенных требованиях (вплоть до Верховного суда РФ).

· Кредиторам должника при оспаривании Решений налогового органа или судебных актов по их обжалованию (вплоть до Верховного суда РФ).

2. Мотивированно ходатайствовать в арбитражных судах о направлении судом запроса в Конституционный Суд РФ о несоответствии нормоположений п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 95, п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве Конституции Российской Федерации (ст. 13 АПК РФ), в части нарушения конституционного принципа правовой определенности.

3. Направлять жалобы на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный суд РФ нормоположениями п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 95, п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, в части нарушения конституционного принципа правовой определенности (если имеется право на обращение и жалоба допустима в соответствии со ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Дополнительно следует отметить, что в Законе о банкротстве и разъяснениях Верховного суда РФ отсутствуют положения о ситуации с не начисленными штрафами и иными финансовыми санкциями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей в случае прекращения производства по делу о банкротстве. Подлежат ли они начислению на дату решения о прекращении производства по делу о банкротстве или погашаются процентами, начисленными в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату введения наблюдения (п. 2 ст. 81, абз. 4 п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве)?

Правовой вакуум в данном вопросе, вероятнее всего, обусловлен отсутствием правовой определённости с начислением в наблюдении штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей по результатам проведения выездной налоговой проверки за период до даты принятия заявления о признании должника банкротом.

При формировании позиции по общему вопросу, полагаем, что будет оперативно достигнуто обоснование и по частному вопросу.

Неправомерное использование вычета «входного» НДС

Основной документ, на основании которого происходит вычет «входного» НДС, – это счет-фактура. После получение от вашего продавца счета фактуры вы можете принять НДС к вычету. Важно, чтобы документ был составлен без ошибок, в противном случае получить вычет будет невозможно. В случае, когда вы включите счет-фактуру с ошибками в книгу покупок, вы неправомерно используете право на вычет «входного» НДС.

Чаще всего при заполнении счета-фактуры допускаются следующие виды ошибок:

ошибки, не позволяющие определить, кто является покупателем или продавцомневерное указание названия компании, адреса, ИННошибки, не позволяющие определить, какой товар приобретеннеправильное наименование товара или услугиошибки, не позволяющие определить стоимость товара или услуги, а также сумму авансаневерное указание валюты, цены или количества товара, а также арифметические ошибкиошибки, не позволяющие определить ставку налоганапример, при указании ставки 10% расчет производится по ставке 18%ошибки, не позволяющие определить сумму налогаарифметические ошибки из-за неверного указания ставки НДС

Все эти ошибки не позволяют принять «входной» НДС по счетам-фактурам.

Многие бухгалтеры считают, что счет-фактура является первичным документом. Это ошибочное мнение. Первичные документы подтверждают отгрузку товара или выполнение работ, а у счета-фактуры функции несколько иные. В первую очередь, это налоговый документ, на основании которого происходит формирование базы для расчета НДС.

Для достоверного формирования величины налогооблагаемой базы по НДС, необходимо своевременно и точно проводить оформление и регистрацию счетов-фактур в регистрах учета. Это означает, что счет-фактура должен быть выставлен в течение 5 календарных дней со дня продажи товара или услуги; получения аванса от покупателя; изменение стоимости отгруженных товаров.

Счет-фактура выписывается продавцом покупателю в двух экземплярах и подписывается директором или главным бухгалтером. Иные лица имеют право подписать документ по доверенности.

Административная ответственность

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же:

  • презумпция невиновности;
  • за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз;
  • все сомнения толкуются в пользу лица;
  • необходимо соблюдать процессуальный порядков привлечения к ответственности.

Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КоАП РФ.

По административному законодательству привлекаются к ответственности должностные лица. Это не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных нарушений не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6). Речь идет только управляющий персонал организации, который распоряжается, управляет имуществом, ведет отчетности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении. Он составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка и оформлен протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд.

Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:

1. нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган. Статьей 15.3 КоАП РФ предусмотрен штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции. Но если нарушение срока постановки не превышает 2-3 недель.

Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

2. нарушение сроков отчетности (то есть, подачи декларации) в ИФНС. Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена мягкая санкция – предупреждение или штраф 300-500 рублей. Обычно виновным по данной норме признается главный бухгалтер или другое лицо, на кого возложена функция предоставления декларации в инспекцию. Кроме того, физические лица несут ответственность за те же действия и на основании ст. 119 НК РФ.

3. отказ в предоставлении документов, необходимых сотрудникам ИФНС для осуществления контрольных мероприятий налогового характера. Это статья 15.6 КоАП РФ со штрафом для должностных лиц в размере 300-500 рублей. Кроме того, в части 1 ст. 15.6 КоАП РФ отдельно есть штраф и для физических лиц, в том числе и предпринимателей в сумме 100-300 рублей.

Суть правонарушения в полном или частичном отказе предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В налоговом кодексе есть специальная процедура – налогоплательщику вручается требование о предоставлении сведений в срок 10 рабочих суток со дня его получения.

После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются меры ст. 15.6 КоАП РФ. Административное производство возбуждается даже когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.

Читайте также:  Ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности

4. существенные нарушения ведения бухучета. Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (от 10000 до 20000 рублей при повторном в течение года нарушении аналогичного характера). Речь идет о несоблюдении Закона РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» касаемо оформления первичных учетных и иных документов.

В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КоАП РФ. Если такие действия исказили отчетность более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КоАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.

Вопрос: Как быть, если штатного бухгалтера в организации нет и отчетностью занимается сторонний специалист, работающий по договору?

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за предприятием в целом.

Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КоАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.

Штрафы и уголовная ответственность за занижение НДС

В случае умышленного занижения НДС бизнесмен сильно рискует. Закон предусматривает за это серьезную ответственность, вплоть до уголовной. В случае случайного занижения налоговой базы ответственность носит материальный характер и зависит от того, кем обнаружена ошибка, а обнаружить ее может как сам налогоплательщик, так и налоговые органы.

Если вы самостоятельно обнаружили ошибку, постарайтесь в кратчайшие сроки ее исправить. Это избавит вас от лишних расходов. Для исправления ошибок вам необходимо подать уточненную налоговую декларацию, доплатить налог и рассчитать пени.

Формула расчета пени при занижении НДС

Пени = НД х Д х УСБ х 1/300

  • НД – сумма налога к доплате
  • Д – количество дней просрочки
  • УСБ – учетная ставка рефинансирования Банка России, действующая в период просрочки

Как определить количество дней просрочки? Последний день уплаты НДС – 25 число месяца, следующего за отчетным периодом. Пени начисляются со следующего дня за днем уплаты налога, то есть с 26 числа. Отчетный период составляет квартал, поэтому дни уплаты НДС – 25 января, 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Соответственно, с 26 числа каждого из этих месяцев и до дня, когда доплачен налог в бюджет, вам начисляется пени.

Поясним это на примере. Допустим, налогоплательщик самостоятельность обнаружил ошибку в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года. 15 апреля 2021 года он представил уточненную декларацию и доплатил налог. Пени необходимо рассчитать за период с 26 октября 2015 года по 14 апреля 2021 года.

Если занижение НДС обнаружили налоговые органы, то ответственность наступает по статье 122 Налогового кодекса РФ. Она подразумевает штраф в размере 20% от величины неуплаченного налога и пени за каждый день просрочки. В случае если налоговиками будет установлено умышленное занижение налогооблагаемой базы, то штраф возрастет до 40%.

Если сумма занижения налога к уплате в бюджет за 2 года составит более 2 млн. рублей, то уже наступает уголовная ответственность по статье 199 Уголовного кодекса РФ. К ответственности по данной статье привлекаются руководитель, главный бухгалтер и другие лица, причастные к умышленному занижению уплаты налога в казну.

За последнее время уголовное законодательство по финансовым преступлениям изменилось. И если раньше уголовное дело могло быть возбуждено только по материалам, представленным в правоохранительные органы налоговиками, то теперь поводом для привлечения к ответственности может стать любая информация, поступившая в следственные органы из любых источников. А такими источниками могут стать материалы, переданные налоговыми органами; заявление о преступлении; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении; явка с повинной.

Уголовная ответственность зависит от размера неуплаченных налогов и варьируется от штрафа в 100 тыс. рублей до 6 лет лишения свободы.

Какой штраф установлен за неуплату налога на прибыль

Штраф за неуплату налога на прибыль составляет 20% от суммы задолженности по налогу. При этом он возрастет до 40%, если выяснится, что налог не уплачен умышленно (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).

Если вы правильно рассчитали сумму налога на прибыль и указали ее в декларации, но своевременно не уплатили в бюджет, то штраф по ст. 122 НК РФ не применяется (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

В остальных случаях, когда задолженность по налогу на прибыль возникла, например, из-за занижения налоговой базы или неправильного расчета суммы налога, на вас могут наложить штраф за неуплату налога на прибыль.

При несвоевременной уплате налога (так же как и при неуплате налога) нужно уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Несмотря на выписанный штраф, налог все равно придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Если налог на прибыль не уплачен налоговым агентом, то ему грозит штраф по ст. 123 НК РФ.

Заметим, что должностным лицам организации может грозить привлечение к уголовной ответственности, если размер недоимки существенный (ст. ст. 199, 199.1 УК РФ).

Какой штраф установлен за неуплату налога на прибыль налоговым агентом

Размер штрафа при неуплате налога на прибыль налоговым агентом – 20% от суммы налога, которая не удержана и (или) не перечислена в бюджет (ст. 123 НК РФ).

Такой штраф вам грозит, если вы (ст. 123 НК РФ):

не удержали налог или удержали его не полностью;

удержали налог, но не перечислили его в бюджет или уплатили позже срока;

удержали налог, но перечислили не всю его сумму.

При этом штраф вам выпишут независимо от того, на сколько вы просрочили перечисление налога – на один день или на год (Письма Минфина России от 08.11.2016 N 03-02-08/65310, от 13.10.2016 N 03-02-08/59771).

Если возможности удержать налог на прибыль у вас не было, то привлечь вас к ответственности нельзя (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Наложение штрафа не освобождает вас от перечисления в бюджет удержанной суммы налога на прибыль (п. 5 ст. 108 НК РФ).

См. также: Как налоговый агент удерживает налог на прибыль

Налог на имущество

Общая система налогообложения. Налог на имущество попадает в состав прочих расходов и уменьшает базу по налогу на прибыль. Сумму налога определяйте по имущественной декларации или приравнивайте к сумме авансовых платежей из справки-расчета или платежного поручения.

Если налог уплачен с имущества непроизводственного назначения — здания столовой, детского сада, спортклуба и пр. — его тоже можно признать в расходах. Это подтверждают письма Минфина и судебная практика (письмо Минфина от 22.06.2015 № 03-03-06/1/35994, постановление ФАС Уральского округа от 07.11.2011 № Ф09-7085/11).

Упрощенная система налогообложения. Платить налог на имущество упрощенцам нужно только с имущества, которое облагается налогом по кадастровой стоимости. Если вы платите единый налог с доходов, налог на имущество не уменьшит налоговую базу. В состав расходов его могут включить только плательщики УСН 15%, если имущество используется в предпринимательской деятельности, а «кадастровый налог» фактически уплачен.

Добавить комментарий

Adblock
detector