Признание расходов согласно отечественным и международным стандартам

Условия признания

Ключевые условия признания расходов в бухгалтерском учете таковы:

  • расход имеет место в соответствии с конкретным договором/требованием законодательных и нормативных актов/обычаями делового оборота;
  • сумму расхода можно определить;
  • есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т. е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи).

Также см. «Основные виды затрат на производстве».

Основные принципы признания в бухгалтерском учете расходов сводятся к следующему: если в отношении любых расходов, понесённых организацией, не исполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то в бухгалтерском учете она признаёт дебиторскую задолженность.

Также см. «Учет дебиторской задолженности в бухгалтерии: на какой счет относить?».

Амортизацию признают в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений – на основе:

Читайте также:  Что указать в назначении платежа при переводе между расчетными счетами

  • стоимости амортизируемых активов;
  • их срока полезного использования;
  • принятых организацией способов начисления амортизации.

Момент признания расходов фиксируется в учетной политике предприятия. В качестве примера рассмотрим типовое решения по признанию расходов.

Расходы, связанные с реализацией

Датой признания расходов по выполненным работам, оказанным услугам сторонних организаций, включаемым в материальные и прочие расходы, признается дата подписания должностным лицом Общества акта сдачи-приемки работ (услуг). Если такая дата в акте не указана, то наиболее поздняя из даты составления акта и даты подписания акта должностным лицом поставщика работ (услуг).

Датой осуществления расходов по договорам аренды (лизинга) признается дата получения документов для осуществления расчетов или последний день отчетного периода.

Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на ремонт основных средств, полученных по договорам аренды и лизинга, если по договору аренды (лизинга) ремонт производится за счет арендатора, включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат.

Резерв на гарантийный ремонт и обслуживание не создается. Расходы включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Внереализационные расходы

Расходы в виде штрафов, пени, сумм возмещения ущерба, упущенной выгоды признаются на дату признания Обществом или вступления в законную силу решения суда

Расходы в виде государственной пошлины признаются на дату уплаты, согласно ст.333.18 НК РФ.

Расходы в виде присужденных к уплате судебных издержек (выплаты экспертам, свидетелям, переводчикам) признаются на дату вступления в законную силу судебного решения о взыскании судебных издержек.

Датой признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам признается наиболее ранняя из двух дат: последний день отчетного периода либо дата прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Датой признания расходов прошлых лет с неопределенным периодом возникновения признается дата выявления этого расхода, определяемая как дата получения (обнаружения) документов, подтверждающих факт осуществления расхода.

Налоги по списанной кредиторской задолженности признаются в том периоде, когда кредиторская задолженность была списана.

Расходы по оплате услуг банков, которые не оформляются первичными документами (актами, счетами), признаются на дату их оплаты.

Расходы в виде списанных безнадежных долгов признаются на дату документально оформленного решения исполнительного органа Общества о списании указанной задолженности. Резервы по сомнительным долгам не формируются.

Расходы в виде потерь от простоев по внутрипроизводственным причинам, не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам, расходы от потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций признаются в том периоде, когда они были понесены.

Расходы в виде недостач и/или порчи в пределах норм естественной убыли признаются на дату выявления недостачи (порчи), оформленного документально.

Читайте также:  Шпаргалка по проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками у бюджетников

Расходы в виде недостач и хищений, виновники которых не установлены, признаются на дату документального подтверждения уполномоченным государственным органом факта отсутствия виновных лиц.

Даты признания внереализационных доходов, не перечисленных выше, определяются в соответствии с положениями ст. 272 НК РФ.

Упрощенная бухгалтерия

Некоторые организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Они могут установить себе такой порядок признания выручки от продаж: не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию/отпущенный товар/выполненную работу/оказанную услугу, а после поступления денег и иной формы оплаты.

В этом случае расходы признают после погашения задолженности.

Также см. «Ведение бухгалтерского учета на УСН».

Правила признания в отчёте о фин. результатах

Расходы признают в отчете о финансовых результатах на основе следующих правил:

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами – когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как их принимают для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

Пример (2) применения альтернативных методов расчета себестоимости по МСФО и US GAAP.

В Примере 1 компания KDL смогла определить, какие именно единицы товара были проданы, а какие остались в запасах для продажи в последующие периоды.

В этом примере использовался способ определения затрат называемый сплошной идентификацией или методом специфической идентификации (англ. ‘specific identification method’), при котором определение списанных и оставшихся запасов основано на их физическом перемещении.

Но на практике, как правило, не представляется возможным (или целесообразным) определить, какие конкретно единицы товаров были проданы, а какие остались на складе, поэтому стандарты бухгалтерского учета позволяют относить стоимость запасов на себестоимость проданных товаров с использованием:

  • в МСФО — формул расчета себестоимости (англ. ‘cost formulas’) или
  • в US GAAP — методов признания стоимостных потоков (англ. ‘cost flow assumptions’).

[см. также параграф IAS 2:23 и далее]

Формулы расчета себестоимости или методы признания стоимостных потоков определяют, какие товары считаются проданными (т.е. списать на себестоимость продаж) и какие считаются оставшимися в запасах.

И МСФО и US GAAP разрешают использовать для распределения затрат метод ФИФО и метод средневзвешенной стоимости.

ФИФО (FIFO).

Метод ФИФО или «первое поступление — первый отпуск» (FIFO, от англ. ‘first in, first out’) означает, что товары, приобретенные (или изготовленные) первыми, будут проданы первыми, а товары приобретенные (или изготовленные) последними, останутся в запасах на конец периода.

[см. параграф IAS 2:27]

См. также:

Читайте также:  Бухгалтерский и налоговый учет расходов по уплате государственной пошлины при регистрации купли-продажи и аренды недвижимости

IAS 2 — Выбор формулы расчета себестоимости: FIFO или средневзвешенная стоимость?

Стоимость товаров из ранних партий закупок или производства будет включена в себестоимость проданных товаров в первую очередь, как если бы купленные раньше всех товары продавались первыми.

Остатки запасов, таким образом, включает в себя самые последние закупки.

В Примере 1, единицы товара, определенные как проданные, были также первыми закупленными, поэтому в данном примере используется метод ФИФО, и себестоимость проданных товаров, рассчитанная в соответствии с этим методом равна $231,800, как показано выше.

Метод средневзвешенной стоимости.

Метод средневзвешенной стоимости (англ. ‘weighted average cost formula’) относит на себестоимость среднюю стоимость запасов. Списание запасов основано на средней стоимости за единицу (общая стоимость товаров для продажи / общее количество единиц товара для продажи), количестве проданных и оставшихся единиц запасов.

Для KDL, средневзвешенная стоимость за единицу будет:

$321,600 / 7,600 ед. = $42.3158 за ед.

Себестоимость проданных товаров с использованием метода средневзвешенной стоимости будет:

5,600 ед. * $42.3158 за ед. = $236,968.

Остаток запасов при использовании метода средневзвешенной стоимости будет:

2,000 ед. * $42,3158 за ед. = $84,632.

ЛИФО (LIFO).

Еще один метод расчета себестоимости, который разрешен в соответствии с US GAAP, но не допускается в соответствии с МСФО, это метод ЛИФО или «последнее поступление — первый отпуск» (LIFO, от англ. ‘last in, first out’).

Согласно методу ЛИФО, последние приобретенные (или изготовленные) товары списываются на себестоимость первыми, а наиболее ранние партии приобретенных (или изготовленных) товаров остаются в запасах на конец периода.

Стоимость последних закупок списывается на себестоимость в первую очередь, как если бы последние закупки продавались первыми.

Может показаться, что такой подход противоречит здравому смыслу, тем не менее, он логичен в определенных обстоятельствах.

Так, например, на лесном складе древесина может быть сложена штабелями так, что самая старая древесина находится в нижней части штабеля. При продаже древесины покупателю отгружается древесина с вершины штабеля, поэтому последние партии древесины физически отгружаются покупателям первыми.

Теоретически, компания должна выбрать метод, соответствующий физическим потокам запасов, и в приведенном примере логично использовать метод ЛИФО.

На самом деле, основная причина, по которой некоторые компании в США предпочитают использовать метод ЛИФО, заключается в снижении налогов.

Когда цены и объемы запасов растут, метод ЛИФО, как правило, приводит к более высокой себестоимости проданных товаров и низкой прибыли, и, следовательно, к более низким налогам.

Налоговые правила США требуют, чтобы при использовании ЛИФО в налоговом учете, этот метод также использовался в финансовой отчетности компании, составленной в соответствии с US GAAP.

В нашем примере с KDL, если вести учет согласно методу ЛИФО, можно предположить, что 2,000 единиц оставшихся запасов соответствуют закупкам первого квартала:

$2,000 ед. * $40 за ед. = $80,000.

Остальная стоимость запасов должна быть отнесена на себестоимость проданных товаров:

Общая стоимость запасов $321,600 — $80,000, оставшихся на конец периода = $241,600.

Если бы были известны данные о продажах в течение квартала, то ответ мог быть другим, так как себестоимость проданных товаров определялась бы в течение квартала, а не на конец квартала.

Читайте также:  Прямые и косвенные затраты: что это такое и как отслеживать

Кроме того, по методу ЛИФО стоимость последних 5.600 единиц распределяется на себестоимость проданных товаров следующим образом:

1,900 ед. * $45 за ед. + 2,200 ед. * $43 за ед. + 1,500 ед. * $41 за ед. = $241,600.

Альтернативный способ представить себе эти закупки — это думать о них как о создании актива (запасов) в размере $321,600. На конец периода запасы компании уменьшилась до $80,000.

Таким образом, признанная за период сумма себестоимости проданных товаров должна быть равна разнице:

$321,600 — $80,000 = $241,600.

Иллюстрация 6 обобщает и сравнивает методы расчета себестоимости запасов.

Добавить комментарий

Adblock
detector