Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

I уровень Правительство РФ Центробанк РФ II уровень Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Проведение надзора

Он осуществляется:

1. За расчетами в денежном выражении и иными действиями, совершаемыми с платежными единицами других государств, производимыми на территории РФ.

Читайте также:  Проводки по 76 счету — Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

2. За передвижениями дензнаков через государственную границу РФ.

3. За исполнением обязательств (выраженных в денежном эквиваленте) перед Россией и ее резидентами.

Глава 4 ФЗ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (Закон о валютном регулировании в РФ, з-н № 173) дает четкое определение валютного контроля и органов, осуществляющих его в России, очерчивает рамки их компетенции при реализации возложенных на них задач и функций, решает некоторые другие вопросы валютного регулирования.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По ФЗ № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
      о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
  3. о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
  4. о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Читайте также:  Начисление амортизации основных средств в 2018-2019 годах

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Налоговая служба РФ (ФНС)

Положение о данном органе государственной власти утверждено Постановлением от 30 сентября 2004 №506. В нем закреплены полномочия по исполнению ВК. Служба может отслеживать часть операций с валютными денежными средствами, которые относятся к ее компетенции.

ФНС как орган валютного регулирования в РФ контролирует:

1. Соблюдение юридическими и физическими лицами требований валютного законодательства независимо от того, является ли объект резидентом или нет. Сфера налогообложения ограничивает в таких случаях полномочия ФНС.

2. Соответствие разрешительных документов и лицензий проводимым гражданами и юридическими лицами валютным операциям.

3. Уведомление органов ФНС об открытии/ закрытии счетов в зарубежных банках. Далее следит за предшествующими их закрытию операциями.

Надзор осуществляется именно в той части, которая возложена на нее законодательными актами, без затрагивания сфер, которые отнесены к компетенции других органов контроля. Например, все операции по передвижению валюты входят в ведение таможенных органов РФ. Они также входят в общую надзорную систему.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Какие операции классифицируют как валютные

Далеко не все действия на денежном рынке подходят под это определение. Только отдельные операции в РФ подпадают под валютный контроль.

В их числе:

1. Продажа и покупка валютных ценностей, пользование ими в качестве средств платежа, сторонами сделки при этом выступают резиденты.

2. Договоры между нерезидентами, резидентом и нерезидентом по поводу продажи валюты и/или ценных бумаг (ц/б) (в их числе и применение валюты и ц/б как средства платежа).

Читайте также:  Форма № инв-17 акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

3. Перемещение денежных средств в валюте другого государства как в РФ, так и из нее.

4. Валютные переводы (транзакции) на расчетные счета одного и того же юридического лица, если эти счета находятся в разных странах, одной из которых является Россия.

5. Все перемещения денежных средств между расчетными счетами нерезидента, открытыми в РФ.

6. Переводы со счетов как резидентов, находящихся на территории РФ, так российских резидентов, находящиеся за пределами страны.

Как отражаются валютные операции в бухгалтерском учете?

В бухгалтерском учете валютные операции отражаются в российских рублях. Для этого суммы в инвалюте должны быть в них и пересчитаны. Если же и сумма операции выражена в валюте, и по условиям договора оплата должна быть произведена в валюте, то потребуется дополнительно провести записи в валюте (п. п. 4, 7, 20 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»).

При перерасчете в рубли суммы валютной операции используют, по общему правилу, официальный курс валюты к рублю, установленный ЦБ РФ на дату:

  • перечисления (поступления) денежных средств (при внесении аванса, предоплаты, задатка);
  • совершения валютной операции — с остальной суммы (п. п. 5-6, 9 ПБУ 3/2006).

Иной курс может быть согласован в договоре. Суммы обязательств и требований, которые возникли в результате совершения валютной операции, подлежат переоценке. Исключение составляют обязательства и требования, возникшие в результате перечисления аванса, задатка, иной формы предварительной оплаты (п. п. 7, 10 ПБУ 3/2006).

Для переоценки валютных обязательств (требований) в бухгалтерском учете на каждую отчетную дату и дату погашения (в т. ч. частичного) суммы, выраженные в валюте, подлежат пересчету в российские рубли по курсу ЦБ РФ на дату переоценки (если иной курс не установлен договором, цена которого выражена в у. е., п. п. 5-8 ПБУ 3/2006).

МТС Банк предлагает современные инструменты для расчетов с зарубежными партнерами: открытие счета — за один день, автоматическое уведомление налоговых органов. Обслуживание валютного счета — бесплатно, низкие комиссии за перевод. Удобные валютные расчеты день в день. Дополнительно банк предоставляет возможность рассчитываться с зарубежными контрагентами с помощью международных аккредитивов.

Права и обязанности

Каждый орган валютного регулирования в РФ, агент вправе:

1. Осуществлять проверки, если это необходимо или требует вмешательства исполнительных органов, по соблюдению требований законодательных актов лицами – участниками валютных операций в области денежных обращений в иностранной валюте.

2. Проводить верификацию документов, которые предоставляют резиденты и нерезиденты, о проведенных денежных транзакциях на выявление их достоверности и всесторонности.

3. Высылать оформленные соответствующим образом запросы от резидентов или нерезидентов для получения сведений или документов, необходимых для пояснения и понимания связи между открытием счета и проведениями денежных операций.

Дополнительные полномочия, предоставленные органам ВК:

1. Выдача виновным лицам соответствующих предписаний с требованиями об обязательном устранении в установленные сроки нарушений. Это необходимо при обнаружении неправомерных операций, подпадающих под действие валютного контроля.

2. Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в случаях грубого попрания валютного законодательства.

Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы?

2018 – год перемен в жизни участников внешнеэкономической деятельности:

  • внесены изменения в Федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие персональную ответственность для лиц, принимающих решения;
  • вступила в силу новая инструкция Банка России № 181-И.

Как жить участникам ВЭД в новых условиях? Означают ли эти нововведения, что мы идем по пути либерализации? Давайте разбираться.

Основные поправки 173-ФЗ

Начнем с Федерального закона № 173-ФЗ, т.к. он касается всех нас – физических лиц и граждан РФ. С 1 января 2018 года все граждане России становятся резидентами РФ – вне зависимости от наличия другого гражданства и места проживания. Если сравнить с мировой практикой, то обычно резидентство определяется не гражданством, а постоянным местом пребывания человека.

Если вы являетесь гражданином России, но пребываете в совокупности более 183 календарных дней в году за пределами страны и имеете счета в иностранных банках, то вам не нужно подавать в налоговые органы отчет о движение денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ. Однако на вас, как на резидента, распространяются все права и обязанности, предусмотренные 173-ФЗ. Например, резидент может перевести иностранную валюту без ограничения в сумме со своего счета, открытого в российском банке, в адрес другого резидента только в случае, если адресат является близким родственником (родство необходимо подтвердить документально).

С 14 мая вступают в силу еще два важных изменения:

  • во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции;
  • во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.

Также недавно Госдума приняла закон, который устанавливает обязанность резидентов по репатриации средств в соответствии с договорами займа. Это означает, что та лазейка в законе, которой пользовались участники ВЭД для вывода капитала, устранена. Резиденты будут обязаны передавать уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату денежных средств.

Персональная ответственность для лиц, принимающих решения

Читайте также:  Как компенсировать транспортные расходы сотрудникам

С мая 2021 года начинают действовать поправки в ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, цель которых – персонализация ответственности за незаконные валютные операции и не репатриацию средств. Лицо, принимающее решение в организации, будет считаться должностным лицом. На него теперь может быть наложен штраф за правонарушение в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а при повторном правонарушении грозит дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет.

Кто является должностным лицом в организации? В большинстве случаев вся ответственность ложится на генерального директора как на лицо, единолично принимающего решения в соответствии с Уставом организации. Поэтому рекомендуем изучить учетную политику вашей компании: если в соответствии со структурой вашего бизнеса решение о том, с кем заключать контракты и определять условия оплаты, принимает коммерческий директор, укажите это в учетной политике на всякий случай.

Новая инструкция Банка России 181-И

И, наконец, о новой инструкции Банка России № 181-И. Она пришла на смену инструкции 138-И и начала действовать с 1 марта 2021 года. Ключевое новшество этой инструкции – отмена паспорта сделок и справки о валютных операциях. Теперь единственной формой учета валютных операций является справка о подтверждающих документах. Также появились новые требования к учету внешнеторговых контрактов. Давайте разберем подробнее, как изменился учет контрактов и операций по ним.

Итак, форму паспорта сделки, действительно, отменили, но требование об учете контрактов осталось в силе. Все паспорта сделок, которые существовали до 1 марта 2021, считаются закрытыми, а контракты – поставленными на учет с присвоением уникального номера контракта (УНК). Этот уникальный номер и есть номер паспорта сделки, структура его осталась неизменной.

Новые требования к контрактам – это порог по общей сумме обязательств по каждому контракту. Ранее все контракты по сумме пересчитывались в доллары США по курсу ЦБ РФ на дату их вступления в силу, чтобы понять, нужно ли открывать паспорт сделки. Процесс не изменился, только теперь пересчет идет в российские рубли:

Тип контракта Сумма контракта Комментарий все контракты не более 200 000 руб. Операция проводится без документов, для валютного контроля ничего предоставлять не нужно импортный контракт (товары/услуги) и договоры займа менее 3 000 000 руб. Контракт, который является основанием, нужно предоставить в банк в момент операции. импортный контракт (товары/услуги) и договоры займа более 3 000 000 руб. Контракт нужно поставить на учет в банк, присвоив УНК до операции или таможенного оформления. Для этого направьте контракт в банк и не позднее следующего рабочего дня вы получите УНК. экспортный контракт (товары/услуги) менее 6 000 000 руб. Контракт нужно предоставить в банк в момент операции или не позднее 15 рабочих дней после зачисления денег от нерезидента

Вы, наверняка, заметили, что порог для экспортных контрактов увеличен вдвое. Это должно положительно повлиять на представителей экспортеров в малом бизнесе. Пользоваться «подарком для экспортеров» (сначала деньги – потом документы) мы не рекомендуем. Есть риск забыть про 15 рабочих дней, а это будет повод заплатить штраф, размер которого может достигать 50 000 руб.

Что еще изменилось с новой инструкцией:

  • такие понятия как «ведомость банковского контроля», «справка о подтверждающих документах» не исчезли и не изменились, но появилось дополнение: в справку добавлена новая графа 12 для корректировки данных;
  • переоформление и закрытие паспорта сделки теперь называется «внесение изменений в раздел I ведомости банковского контроля» и «снятие контракта с учета», соответственно. Основания и документы остались прежними, со стороны резидентов по срокам изменений также. Однако у банков на оформление теперь есть не три, а два рабочих дня;
  • перевести контракт на обслуживание в другой банк стало проще: как и прежде, нужно снять контракт с учета в старом банке, прийти с ним в новый банк и сообщить УНК. Но всю необходимую информацию новый банк самостоятельно запросит у ЦБ РФ (в т.ч. ведомость банковского контроля).

В начале статьи мы говорили, что справку о валютной операции отменили. Но что же пришло взамен? Резиденты, как и прежде, должны сообщать банку сведения о валютной операции – ссылку на контракт или УНК (при наличии) и ожидаемые сроки (по импорту). Код вида валютной операции банк теперь должен определить самостоятельно на основании документов и информации, которой располагает. Сделать это не сложно, если в контракте определен единственный способ оплаты, однако при смешанном типе оплаты банку может потребоваться дополнительная информация от вас. И согласно ст. 23 173-ФЗ у банка есть право запрашивать любую информацию, связанную с проводимой валютной операцией. Важно понимать, что всю ответственность за правильный учет и, как следствие, соблюдение требований закона о репатриации средств несет участник ВЭД. Поэтому мы рекомендуем указывать наиболее полную и достоверную информацию при проведении расчетов, в том числе и код вида валютной операции.

А теперь давайте подведем итоги. Внешнеэкономическая деятельность становится прозрачнее: теперь банки обязаны направлять информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства ежедекадно (до 01.03.2018 – ежемесячно) и вместе с информацией о присвоении УНК, внесении изменений и снятии с учета в адрес ФТС России передавать скан-копии контрактов и дополнительных соглашений. Для участников ВЭД упрощается процесс оформления сделок – отменены формы документов и сроки на оформление со стороны банков сократились. При этом вводятся новые требования, которые ужесточают контроль за выводом капитала. В этих условиях важно найти партнера, который всегда будет рядом в новой ситуации и предупредит о неверном шаге. Прежде всего таким партнером должен стать ваш банк. Убедитесь, что ваша компания может рассчитывать не только на сервис по переводу средств, но и на помощь в учете валютных операций и контрактов и всестороннюю консалтинговую поддержку по вопросам ВЭД.

Особенности валютных операций на валютном рынке

Выполнять валютные операции могут не только компании, но и физические лица, банковские учреждения. Компаниям разрешено использовать наличную валюту при выезде их сотрудников в командировки (заграничные).

Порядок выполнения валютных операций изменился и упростился с 1.07.2016, потому что некоторые положения закона №173-ФЗ утратили силу.

Осталось действительным требование по осуществлению операций, направленных на приобретение иностранной валюты через уполномоченные банковские учреждения. Такие банки обязательно должны иметь лицензию на выполнение любых операций с валютой.

Физические лица имеют возможность осуществлять на внутреннем рынке разные валютно-обменные операции. Физические лица покупают валюту для собственных потребностей.

При осуществлении сделок с валютой устанавливаются определенные требования для идентификации личности. В законе нет информации об ограничениях по количеству покупаемой валюты.

Добавить комментарий

Adblock
detector