Когда вводить автотранспортное средство в эксплуатацию?

К основным средствам относится любое имущество, при помощи которого организация может осуществлять свою деятельность: оборудование, приборы, техника, здания, сооружения и т.д. Акт о вводе в эксплуатацию основного средства составляется при покупке, постройке, модернизации, ремонте, реконструкции имущества предприятия и т.д.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

Что значит термин «ввод в эксплуатацию» и зачем нужен акт

Под эксплуатацией понимается применение основного средства по прямому назначению для реализации задач и целей предприятия, а также обслуживание и поддержание данного имущества в рабочем состоянии.

Акт ввода в эксплуатацию удостоверяет тот факт, что основное средство, числящееся на балансе предприятия или только принимаемое к учету, соответствует всем нормативам, исправно, не имеет каких бы то ни было поломок, неисправностей или изъянов и с определенной даты может использоваться в деятельности компании.

Читайте также:  Как использовать нераспределенную прибыль прошлых лет

Применение формы ОС-1

Данный документ оформляется в тех ситуациях, когда одна компания передает основные средства другой. Как правило, документ заполняется не только представителем компании, которая получает основные средства. Здесь участие должна принимать и вторая сторона, которая и передает эти основные средства.

Обычно акт составляется и подписывается руководителями компаний и их заместителями. Однако могут возникнуть ситуации, когда необходимо привлечь третью сторону. Например, когда передается достаточно сложный прибор, устройство или оборудование. Здесь вряд ли удастся обойтись без квалифицированных экспертов. По сути, данная форма предназначена для того, чтобы обе стороны выполнили свои обязательства по составленному ранее договору. Стоит отметить, нет никакой разницы, кто принимает участие в сделке. Это могут быть частные предприниматели или юридические лица.

Документ, составленный по форме ОС-1, является основанием для того, чтобы компания, получившая основные средства, поставила их на учет и имела возможность вести их в эксплуатацию.

(Видео: «1С 8.2 ОС ввод в эксплуатацию, использование основного средства»)

Порядок ввода в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию – не самая простая процедура. В некоторых случаях, предварительно требуется провести огромную подготовительную работу.

Например, при вводе в эксплуатацию какого-либо сооружения или постройки нужно:

  • Подготовить всю техническую документацию к основному средству, составить акт выполненных работ.
  • Параллельно необходимо проверить объект на качество и соответствие всем требованиям – эту работу проводят высококвалифицированные специалисты со стороны подрядчика и заказчика, а также контролирующих структур.
  • Затем идет процесс взаимодействия с архитектурным отделом муниципального учреждения о разрешении ввода объекта в эксплуатацию.
  • И, наконец, полное комплексное его обследование.

Этот пример вполне полно иллюстрирует этапы ввода в эксплуатацию сложных технических объектов, зданий и сооружений.

Важно! Каждая ступень требует письменного документального сопровождения.

Конечно, не все основные средства вводятся в эксплуатацию таким сложным путем – бытовая мебель и техника, инвентарь и прочие простые предметы не требуют высокоспециализированного технологического контроля, поэтому в таких случаях представители организаций ограничиваются простым визуальным осмотром и проверкой прилагаемых к ним бумаг.

Когда вводить автотранспортное средство в эксплуатацию?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Жанны (г. Великий Новгород)

Приобрели автомобиль у физлица. В ПТС указана дата купли-продажи 14.01.10г. Дата постановки на учет 22.01.10г. Все госпошлины оплатили 19.01.10г. На какую дату мы должны в БУ и НУ поставить а/м на сч.01? И будут ли включаться в первоначальную стоимость госпошлины?

Вопрос о моменте ввода объекта в эксплуатацию основных средств, в рассматриваемом случае – автомобиль, нормативно-правовыми актами не регулируется. Это решает руководство организации в зависимости от того, готов ли данный объект к использованию в производственной деятельности.

При вводе автотранспортных средств в эксплуатацию необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства допускаются к дорожному движению на территории Российской Федерации путем их регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В п. 12 этого документа говорится: «Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства… не зарегистрированные в установленном порядке». Порядок государственной регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59.

Таким образом, организация вправе эксплуатировать автомобиль только после его государственной регистрации в органах ГИБДД. Если организация введет в эксплуатацию автомобиль, не прошедший госрегистрацию, и в течение длительного времени не будет его регистрировать в органах ГИБДД, это может привести к негативным последствиям по налогу на прибыль. Сумму амортизации по незарегистрированному автомобилю нельзя считать экономически обоснованным расходом. Значит, она не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Читайте также:  Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2021 и в 2021 году

Учитывая изложенное, ваша организация может вводить автомобиль в эксплуатацию, начиная с 22.01.10г., т.е. с даты государственной регистрации автомобиля в органах ГИБДД. Что касается уплаченной госпошлины, то вопрос неоднозначный. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Как отмечалось выше, транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории РФ только после их регистрации в ГИБДД и выдачи соответствующих документов. Поэтому, по мнению контролирующих органов, госпошлина, уплачиваемая в связи с такой регистрацией ОС, относится к фактическим затратам на его приобретение и, соответственно, включается в его первоначальную стоимость и списывается в установленном порядке при начислении амортизации (Письма Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101, от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138, от 26.06.2006 N 07-05-06/161).

Но такая точка зрения не бесспорна. Во-первых, госпошлина за постановку автомобиля на учет является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ), а значит, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п.п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, регистрация транспортного средства в ГИБДД не считается доведением его до состояния, пригодного для использования, так как осуществляется только в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и оценки его технического состояния для эксплуатации (п. 1.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

В то же время, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный порядок учета следует закрепить в учетной политике организации (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение о том, включать госпошлину в первоначальную стоимость автомобиля или учитывать ее в составе прочих расходов. При этом необходимо помнить, что при выборе второго варианта вероятно возникновение споров с налоговыми органами.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
  • 26.08.2021
    Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание

Кто составляет акт

Как правило, акт составляется между двумя сторонами: передающей основное средство и принимающей его, в т.ч. вводящей в эксплуатацию.

Представителями сторон в большинстве случаев выступают директора фирм, их заместители или руководители структурных подразделений.

Однако, при необходимости может быть привлечена и третья сторона, в виде экспертов (особенно это бывает актуально в случаях передачи сложного технического оборудования, приборов, техники, различного рода сооружений).

Основные фонды фирмы

Все материальные активы предприятия, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, следует относить к основным средствам. Причем объекты принято группировать по видам, категориям и прочим характеристикам.

Помимо ключевой классификации по амортизационным группам, предусматривают разделение ОС на активные и пассивны категории. Например, активная часть основных средств — это все категории активов, которые непосредственно участвуют в производственном цикле. Это и оборудование, и машины. То есть все, без чего компания не сможет вести экономическую деятельность.

Пассивная часть — это имущество, которое участвует в обеспечении стабильного процесса жизнедеятельности предприятия. Например, это здание или сооружение, которое, по сути, не участвует в самом производстве, но без него выполнять технологический процесс было бы проблематично или невозможно.

Как правильно составить акт

Акт относится к первичной документации, поэтому с 2013 года требование оформлять его по строгому унифицированному образцу отменено. На сегодняшний день предприятия и организации имеют полное право составлять его в произвольном виде или по шаблону, разработанному и утвержденному внутри фирмы.

Важное условие: по своей структуре и содержанию акт должен соответствовать определенным нормам делопроизводства, деловой документации и правилам русского языка.

В документе надо указывать некоторые обязательные сведения:

  • ссылку на договор, приложением к которому является акт, а также номер, дату, место его создания;
  • внести информацию о предприятиях, которые формируют акт;
  • указать наименование основного средства, адрес по которому оно монтируется или вводится в эксплуатацию;
  • описать испытания и проверки, которым было подвергнуто основное средство, а также их результаты;
  • в выводах следует зафиксировать пригодность основного средства к дальнейшему использованию и дату, с которого его можно начать применять в работе.

При наличии каких-то дополнительных сопроводительных бумаг, их надо отметить в акте отдельным пунктом.

Читайте также:  Коммунальные платежи при усн учитываются в составе материальных расходов

Акт ввода в эксплуатацию объекта основных средств

Инструкция по заполнению акта

Хотя строгих требований к оформлению данного акта не существует, необходимо помнить о нормах составления деловых документов. Для правильного оформления акта следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. В верхней части должна быть «шапка», в которой говорится, к какому именно договору этот акт является приложением. Отмечается дата, номер и место составления этого договора. Многие компании отмечают здесь наименование, данные и должность руководителя.
  2. В центре листа указывается название документа. Ниже отмечается подробная информация об объекте, который планируется начать эксплуатировать. Также следует отметить адрес и место, где новое оборудование будет установлено.
  3. Указывается информация об организациях, которые принимают участие в оформлении документа. В акт вносятся и ответственные лица, которые входят в состав комиссии.
  4. Описывается процесс проведения проверок и испытаний, отмечаются их результаты.
  5. Комиссия делает вывод, отмечая, пригоден ли осматриваемый объект к работе. Также ответственные лица определяют дату, с которой можно начинать эксплуатировать данный объект.
  6. Если к акту прилагаются какие-либо дополнительные документы, о них также необходимо упомянуть отдельным пунктом.
  7. В документе указывается, какой именно сотрудник становится ответственным за хранение новых основных средств.
  8. В нижней части документа члены комиссии ставят свои подписи с расшифровками.

Как правильно оформить акт

Как к содержанию документа, так и к его оформлению в законе не предусмотрено никаких особенных требований. Акт можно писать на обыкновенном листе бумаги или на фирменном бланке организации. Все необходимые сведения вносить можно от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но только не карандашом) или печатать на компьютере.

Есть только одно условие, которое нужно соблюдать непременно: наличие «живых» подписей всех присутствовавших при вводе основного средства в эксплуатацию людей. При этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо образом, недопустимо.

Удостоверять акт при помощи печатей предприятий не обязательно – это необходимо делать только в тех случаях, если данная норма прописана в локальных нормативно-правовых актах компании: с 2016 года использование юридическими лицами штемпельных изделий отдано на их усмотрение.

Акт печатается минимум в двух экземплярах, но при необходимости можно сделать их дополнительные копии.

Выводы

По указанной теме можно выделить несколько основных моментов:

  • При вводе в эксплуатацию основных средств организацией обязательно оформляется соответствующий акт (в количестве 2 штук).
  • Бланк подтверждает исправность объекта и необходим для бухгалтерского учета.
  • Существует унифицированная форма, но организации не обязаны ее использовать. Допускается заполнять утвержденные на предприятии формы.
  • Акт должен соответствовать всем правилам делопроизводства и русского языка. Оформляется документ без ошибок, исправления не допускаются.
  • Бланк можно заполнять от руки или напечатать на машинке, подписи сторон всегда должны быть от руки.

Ремонт, реконструкция, дооборудование или модернизация

Объект ОС в течение срока использования со временем становится непригодным к эксплуатации. Например, его технические характеристики не отвечают современным стандартам. В таком случае компания принимает решение: обновить актив либо заменить его на новый. Решение принимает специальная комиссия, созданная в компании. Необходимо учитывать рациональность финансовых вложений в актуализацию ОС. Например, экономически выгоднее купить новый монитор для компьютера, чем ремонтировать старый. Или, наоборот, дешевле заменить сломанную или несоответствующую деталь станка, чем приобретать новый комплект оборудования.

Соответствующие этапы жизни ОС оформляют такими документами:

  • акт о приеме-передаче основного средства в ремонт;
  • акт о приеме-передаче основного средства на модернизацию;
  • акт о приеме-передаче основного средства на реконструкцию;
  • акт о приеме-передаче основного средства на достройку (дооборудование).
Добавить комментарий

Adblock
detector