Как подготовиться к проведению инвентаризации по всем правилам

Периодичность проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами

Инвентаризацию, объектом которой являются расчеты с подотчетными лицами, следует проводить минимум один раз в год, во время подготовки к итоговому годовому балансу.

Какие документы проверяют при проведении инвентаризации расчетов с подотчетными лицами (Приказ Минфина от 13.06.1995г. № 49):

  • по каждому подотчетному лицу необходимо проверить денежные суммы, которые были выданы в подотчет авансов. Изучают сроки предоставления и целевое назначение.
  • все отчеты, на основании которых получившие в подотчет деньги указывали направления их использования.

Инвентаризация расчетов: понятие и цели

Ежегодная инвентаризация расчетов – внутренняя аудиторская проверка имущества, активов, отчетов по подотчетным выплатам, и прочим финансово-хозяйственным операциям.

Целью проведения такой проверки является:

  • проверка соответствия фактических данных учетным;
  • выявление случаев нарушения документального оформления финансово-хозяйственных операций, в том числе – по оформлению и своевременной сдаче отчетов по выдававшимся подотчетным суммам;
  • проверка и подтверждение использования авансов, выданных под конкретные нужды, согласно их целевому назначению.

Порядок организации инвентаризации расчетов с подотчетными лицами

До того, как начнется проверка утвержденной инвентаризационной комиссией расчетов с подотчетными лицами, члены комиссии получают по состоянию на текущий момент самые последние приходные и расходные документы, отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей. В то же время, сотрудники, на которых возложена ответственность за наличие и правильность оформления этих документов, пишут расписки, в содержании которых указывают, что к моменту проведения инвентаризации в службу бухгалтерского учета переданы все документы по приходу и выдаче имущества.

Читайте также:  Особенности и порядок документального оформления оплаты труда

Расписки аналогичного содержания составляют и те сотрудники, у которых в наличие есть суммы, выданные под отчет для приобретения имущества.

Сотрудник, на которого возложена ответственность за документы, которыми оформляются выдача и получение денежных средств под отчет , должен присутствовать во время проведения проверки инвентаризационной комиссии. В случае отсутствия ответственного сотрудника, комиссия работает без него. Данное обстоятельство не влияет на результаты инвентаризации. Вместе с тем, отсутствие одного из членов инвентаризационной комиссии в ходе проведения инвентаризации не дает оснований для признания результатов проверки быть правомочными.

Одной из задач членов инвентаризационной комиссии является установка за сотрудником или за предприятием задолженности по денежным суммам, которые были выданы под отчет. Также инвентаризационная комиссия проверяет наличие документов, которые подтверждают расходы по выданным средствам и сроки выдачи денег под отчет сотрудникам предприятия.

Какие обязанности возлагаются на членов инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации расчетов с подотчетными лицами:

  • проверка использования авансовых выплат с целевым назначением их выдачи;
  • сравнение информации, отраженной в регистрах бухгалтерского учета с данными, которые содержат в себе первичные документы по авансовым выплатам;
  • определение выданных под отчет денежных средств, по которым ответственный сотрудник не предоставил необходимый авансовый отчет.

Как заполнить форму ИНВ-17

Шапка документа хорошо знакома по другим инвентаризационным актам: здесь следует указать не только предприятие, но и его структурную единицу, по которой ведется учет. Затем выбираем тип документа, который стал основанием для проведения проверки (чаще всего, это распоряжение о ежегодной инвентаризации или приказ об инвентаризации перед продажей представительства). Неподходящие типы документов можно зачеркнуть в электронном документе или, ручкой, уже в распечатанном.

Жестких требований по формату заполнения акта нет. Можно следовать формальным указаниям и вносить в первую колонку названия счетов и краткую справку по дебиторам или кредиторам, а можно — виды деятельности (например, расчеты с подрядчиками).

— если задолженность не подтверждена дебиторами

Обратите внимание, что оборотная сторона, которая печатается на этом же листе, это вторая страница формы. Она содержит данные по кредиторской задолженности, а также поля для подписи ответственных лиц.

Без заполнения этой части документа ИНВ-17 недействительна.

У ИНВ-17п форма для подписи также печатается на другой стороне бланка.

Какие документы относятся к локальным актам, требующих проверки

  • перечень ответственных сотрудников, которые правомочны получать денежные средства под отчет;
  • перечень сотрудников руководящего состава предприятия, которые располагают доверенностью давать поручения сотрудникам в отношении целевого использования авансовых средств, а сотруднику бухгалтерской службы, либо кассиру предприятия – распоряжения в отношении выдачи денежных сумм под отчет.

Авансовые отчеты следует проверять на:

  • соответствие использования денежных средств с целевым назначением;
  • соответствие сроков составления авансового отчета со сроком возврата оставшихся денежных средств;

Важно! Руководитель организации закрывает и утверждает авансовые отчеты.

Предпосылки проверки

Одной из предпосылок проведения инвентаризации авансовых отчетов является основание для выдачи денежных средств под отчет сотруднику, который представил письменное заявление, где указаны цель и необходимость в конкретной сумме. Подробнее в ст. п. 6.3 Указаний Банка РФ № 3210. Неизрасходованные денежные средства подотчетное лицо обязано вернуть в кассу, заполнив соответствующий бланк сдачи подотчетной суммы.

Далее собственник предприятия составляет локальный акт и указывает там срок для утверждения авансового отчета бухгалтерией. Этот акт в обязательном порядке должен быть в списке бумаг на инвентаризацию подотчетных лиц.

Читайте также:  Образец дефектной ведомости и правила составления бланка

Какие документы составляются по итогам инвентаризации

Полученные итоги инвентаризации расчетов с подотчетными лицами фиксируют в Акте с подобным названием унифицированной формы № ИНВ-17. Итоговый акт готовят в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывают члены инвентаризационной комиссии.

Вместе с актом готовится справка, которая является основанием для составления самого акта в разрезе синтетических счетов. Данная справочка обычно составляется только в одном экземпляре.

Справка содержат информацию следующего содержания:

– сумму установленной задолженности со стороны подотчетного лица;

– причину и дату, когда была образована задолженность по расчетам с подотчетными лицами;

– сотрудник (ФИО, должность) – подотчетное лицо.

Оформление результатов инвентаризации

В соответствии с п. 2.5 Методических указаний сведения о реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Примерные формы таких описей и актов приведены в приложениях к Методическим указаниям.
Для оформления итогов инвентаризации расчетов с персоналом используется форма ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

К акту инвентаризации по видам задолженности по расчетам должна быть приложена справка (приложение к форме ИНВ-17), которая является основанием для оформления акта по форме ИНВ-17 (Указания по применению и заполнению форм). Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

Согласно п. 2.9 Методических указаний инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Ошибки исправляются путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними верных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Акт подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

На основании п. 4 ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Как было отмечено выше, согласно ст. 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, кроме случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, а для промежуточной отчетности – период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно. Таким образом, совершение бухгалтерских записей по отражению результатов инвентаризации допускается на любую дату отчетного периода.

Вместе с тем п. 5.5 Методических указаний установлено, что результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Читайте также:  Объем реализации продукции. Формула. Расчет по балансу

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 в соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.
  4. Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  5. Утверждено ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П.
  6. Утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н.
  7. Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н.
  8. Утверждено Постановлением Минтруда РФ, ФСС РФ от 04.04.2000 № 26/34.
  9. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  10. Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Что необходимо указать в итоговом акте:

  • номера счетов бухучета, где отражена задолженность;
  • подотчетное лицо;
  • суммы долгов, срок исковой давности по которым истек на момент проведения проверки;
  • размер долгов, которые были или не были согласованы с лицами, получившими денежные средства под отчет.

Рекомендации. Если по каким-либо причинам член инвентаризационной комиссии отсутствует, необходимо назначить ему замену приказом руководителя предприятия.

Нарушения, которые были выявлены в ходе инвентаризации, необходимо будет устранить, установленных виновных привлечь к ответственности.

Важно! Следует особо обратить внимание на выявление сумм, по которым авансовый отчет не был получен в установленный срок. Необходимость этого обусловлена тем, чтобы в будущем на было доначисления НДФЛ при очередной проверке сотрудниками налоговой службы с выданных авансовых сумм.

Следует помнить! Сотрудники налоговой инспекции могут доначислить НДФЛ с выданных под отчет сумм, которые использовались не по целевому назначению.

Варианты возврата недостающих денежных средств, выданных под отчет

Если по итогам работы инвентаризационной комиссии было установлено виновное лицо в необоснованном невозвращении денежных средств, выданных под отчет, то недостающую сумму можно будет удерживать из зарплаты виновного сотрудника. Работодатель имеет на это право. Но есть определенные условия для ее удержания. Во-первых, удержания из заработной платы можно будет осуществлять не позже одного месяца с момента завершения срока выдачи аванса. Во-вторых, сотрудник со своей стороны согласен с обвинением и размером удержаний.

Если месячный срок работодателем пропущен, то можно дать возможность сотруднику вернуть недостающие средства на добровольной основе, либо передать документы в судебные органы. Есть еще один вариант, который применим к суммам задолженности, он заключается в том, что по истечении срока исковой давности данную сумму признают безнадежной задолженностью. При увольнении работника его задолженность перед организацией может быть также признана безнадежной.

Наиболее распространенные виды нарушений в порядке выдачи средств под отчет

  • Оформление расходов сотрудников, находившихся в командировке.
  • Не соблюдение требований выдачи денежных средств под отчет.
  • Не соблюдение требований по удержанию НДФЛ с денежных сумм, которые превышают установленные нормы расходов на командировку.
  • Не соблюдение требований учета сумм, выделяемых на представительские расходы организации.
  • Не соблюдение требований при оплате выполненных работ, приобретенных материалов подотчетными лицами.
  • Не соблюдение требований порядка организации и ведения синтетического учета расчетов с лицами, получившими средства под отчет.

Пример. В ООО «Ветер перемен» главный бухгалтер решил провести перед закрытием годового баланса инвентаризацию расчетов с подотчетными лицами.

По итогам проведенной инвентаризации выявили, что у одного из сотрудников, Ковалева С.С., которому под отчет была выдана сумма в размере 2500 рублей для приобретения канцелярских принадлежностей, осталась сумма 250 рублей, которую он не вернул в бухгалтерию. В бухгалтерском учете подобная ситуация отражается следующими проводками:

Дт 94 Счета Кт 71 Счета – 250 руб. (в последствии, за нарушение кассовой дисциплины, эту денежную сумму необходимо будет удержать из заработной платы Ковалева С.С.

Способы выдачи наличных

Традиционно подотчет выдаются наличные, но наиболее удобный на сегодняшний день способ — расчеты с подотчетными лицами по безналичному расчету на банковскую карту.

Такая возможность выдачи наличных обязательно должна предусматриваться приказом предприятия.

Для таких целей допустимо использовать корпоративные карты, выпущенные банком на имя работников организации, или зарплатные карты.

В этом случае в заявлении на выдачу денег, помимо указанной выше информации, необходимо указать реквизиты банковской карты. В платежном поручении в поле «Назначение платежа» указать, что перечисленные средства являются подотчетными (возможные формулировки: «Аванс на хозяйственные нужды», «Аванс на оплату командировочных расходов»).

Добавить комментарий

Adblock
detector