Сделки между взаимозависимыми лицами: быть или не быть?

Почему контролируют

Согласно п. ст. 105 НК РФ 20 мая 2021 г. некоторые категории организаций должны подать Уведомление о контролируемых сделках за 2019 г. (форма утверждена приказом ФНС от 06.7.2019 № ММВ-7-13/[email protected]).

Смысл контроля ФНС всегда один — узнать не занизил ли налогоплательщик сумму налога. Ведь продавая товар взаимозависимому лицу организации могут и не устоять, и продать товар дешевле, чтобы платить меньше, или же дороже купить, чтобы уменьшить налог. Манипуляции касаются не только товаров с высокой стоимостью — если цена мала, но при этом продаются тысячи единиц товара, то такие сделки тоже могут заинтересовать нечестных бизнесменов.

Хотя изменение в цене не обязательно свидетельствует о злом умысле. Приведу пример из собственной практики. Согласно Методическим указаниям ФНС, цена товара, установленная в копейках, округляется до целых чисел. Мы ее так и округлили, только мы округлили в сторону увеличения — до 1 рубля, а наш поставщик в сторону уменьшения — до 0. И получилось, что мы в 100 раз завысили цену товара. Это выяснилось, когда наши цены стали сравнивать с ценами других организаций, подающих такие уведомления и каждая ИФНС, проанализировав их на наличие ошибок передала данные в Управление. Управление сравнило цены и выслало в нашу ИФНС запрос, который оформив в Требование уже передала нам наша инспекция.

Когда я увидела Требование — мне стало не по себе, но созвонившись с инспектором и выяснив причины возникновения вопросов к нам, успокоилась. Инспекторы пошли нам на встречу, так как понятно, что это не схема, а просто неверная трактовка Указаний. ИФНС постановила, что в этом случае нужно округлять до 0, и мы отправили пояснительное письмо. Все завершилось удачно.

Предмет контролируемых сделок

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами, как и любые другие, должны содержать в себе такой критерий и определение, как предмет. Именно на предмет направлены все последствия сделки, ее признаки, а также ответственность сторон и иные сведения.

Читайте также:  Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

Предмет контролируемой сделки между лицами всегда выражается в одном из трех основных видах: покупка или поставка определенных товаров, выполнение работ, либо оказание услуг. В дальнейшем критерий предмета определяет ценообразование, устанавливает определенный порядок признания лиц взаимозависимыми и т.д. Предмет контролируемой сделки указывает в соответствующих документах, на основании данных, представленных в существующей бухгалтерской отчетности.

Сведения о предмете сделки обязательно должны быть представлены в уведомлении о контролируемых сделках.

Эти сведения должны содержать его основные признаки, определение, ценообразование и необходимое пояснение. Помимо этого, в документе должна быть кратко описана суть предмета, его виды, требование, способы передачи и т.д.

Предмет также требует указания времени и места его отгрузки, если речь идет о конкретном товаре, и точное место совершения сделки – адрес доставки, разгрузки и иные сведения. Если предметом сделки является оказание определенных услуг, указывается место потребления результатов данных услуг, а также иные важные сведения, например, последствия их некачественного выполнения, признаки, ценообразование и т.д.

Кого контролируют

Основное внимание уделяется сделкам между взаимозависимыми или приравненными к ним лицами. Ст. 105.1 НК РФ дает нам перечень лиц, которые считаются взаимозависимыми: или учредители имеют болю 50% в уставном капитале, или одни и те же лица состоят в совете директоров или являются кровными родственниками (опекунами, приемными детьми). Приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами признаются следующие:

  • сделки, совершенные с участием посредников, обязанность которых состоит в том, чтобы свести участников сделки, и не несущие ответственности по контрактным обязательствам;
  • внешнеторговые сделки с товарами мировой биржи;
  • сделки с налоговыми резидентами офшорной зоны.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2021 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected] в редакции приказа от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected] Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Сделки на территории РФ

Не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Чтобы попасть в перечень контролируемых сделка должна отвечать следующим требованиям:

1. Сумма сделки должна превышать 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Обратите внимание: не сумма акта/товарной накладной. А именно сумма сделки, все что было продано/куплено в рамках договора считается одной сделкой.

2. Организации, заключившие контракт, должны применять разные ставки по налогу на прибыль. Важно здесь то, что разная налоговая ставка должна относиться именно к тому виду деятельности, который указан в контракте. Если организации имеют разные ставки по налогу на прибыль в части одного вида деятельности, но договор заключен в рамках другого вида и ставка налога по ней будет стандартной (20%), то эта сделка не попадает в список контролируемых.

3. Если заключен контракт на закупку полезных ископаемых у организации, которая является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется в процентной налоговой ставке.

4. Одна из сторон сделки применяет спецрежимы: ЕСХН, ЕНВД. Тут тоже есть свои особенности. Сделка признается контролируемой если она заключена именно в рамках применяемого спецрежима. Одно дело, если сельхозпроизводитель продал зерно, а другое — если он продал доски со склада. Доски под контролируемые сделки не попадут. Далее: одна из сторон сделки не должна применять спецрежим. Если все участники контракта спецрежимники, контролировать их не будут.

5. Далее идет экзотика из разряда заключения сделок со «Сколково», организациями по добыче углеводородного сырья и организациями, которые в течение отчетного года делали инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ).

Понятие контролируемой сделки

Контролируемые сделки взаимозависимых лиц являются единственным видом сделок, стоимость и ценообразование которых могут проверить налоговые органы и сравнить с текущим положением рыночных цен.

Читайте также:  Налоговая требует уточнить налоговые обязательства по НДС в связи с недобросовестными действиями контрагентов. Уточненка по НДС.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами являются правомерным методом налогового контроля, который позволяет получить требуемые и необходимые сведения о текущем финансовом состоянии той или иной организации, о ее налогообложении и о соблюдении руководством всех установленных налоговых норм.

Непосредственным предметом данных сделок взаимозависимых лиц может являться как продажа определенных товаров, так и оказание работ или услуг.

При этом данные услуги или поставка товаров всегда определяются конкретной денежной суммой, которая и формирует общую цену договора.

Данные сделки физических или юридических лиц всегда несут за собой определенные правовые последствия, определение которых дано в НК РФ. Помимо этого, они требуют соблюдения множества условий и своевременного представления необходимой отчетности. Главным критерием данных сделок является ценообразование. Оно может быть осуществлено одним из методов, утвержденным налоговым законодательством РФ.

Не контролируемые, но могут контролироваться

Не всегда фортуна стоит к нам лицом и поэтому бывают случаи, что инспектор ФНС решает, что сделка контролируемая, хотя по законодательству — нет. Почему он так может решить? Сумма контракта сильно занижена по сравнению со средней по отрасли. Но тут не обязательно будет злой умысел. Ситуации в бизнесе бывают разные: может предприятие нуждается в деньгах и готово продать товар практически по себестоимости, также организация может быть вновь созданной и ей нужно привлечь клиентов… Поводы могут быть разными, главное — грамотно их отразить в пояснительном письме и помнить, что даже если придется подавать Уведомление, то к налоговым затратам это не приведет, а полученный опыт всегда будет с вами.

У вас неконтролируемые сделки? Тогда мы идем к вам

Почитал определение и решения судов нижестоящих инстанций по этому делу. Несмотря на «чудовищное» занижение цены реализации, не согласен с мнением, что налогоплательщик в этой ситуации неправ. Потому что эта ситуация ничуть не лучше и не хуже дела СтавГазоборудования. Допустим, продажа прошла по нерыночной цене. Это само по себе означает возникновение налоговой выгоды? В чем конкретно она выражается? Ведь этот вопрос обсуждался в заседании СКЭС по СГО, насколько я знаю.

Обращение к оценщикам в делах о цене сделки — не более чем уход от проблемы, создание видимости обоснованности судебного решения. В своих решениях суды указывают четко, почему они одну оценку принимают, а другую не принимают, по каким критериям? А с учетом того, как появляются такие заключения («сколько изволите»), еще и профанация судопроизводства. Давайте это честно признаем.

Давайте также признаем, что методы в гл. 14.3 — такие же условные, как и заключение оценщика. Чуть больше ограничений, чуть меньше усмотрения, но не более того. Определить рыночную цену крайне сложно. Более-менее уверенно можно говорить только о существенном отклонении от некоего диапазона, но не о том, какова рыночная цена. Рыночную цену знает только рынок, а у нас есть только представления о ней. И попытки районных инспекций определить рыночную цену пока выглядят довольно жалко.

Не является выходом и предложенное в деле Камского завода решение обращаться к «рыночным ценам, применяемым по аналогичным сделкам». Более того, в большинстве «схем» определение размера НВ вообще не требует установления рыночной цены. А там, где требует, законодатель этого не предусмотрел, исходя из нецелесообразности (соотношение выгод и издержек такого контроля для общества), соответственно не предусмотрев и балансирующие права и гарантии налогоплательщикам. Так что это вопрос, который может решить не Минфин и не суд, даже Верховный, а только законодатель. Поэтому соглашаться, исходя из ощущений «справедливости», с желанием налоговой службы пересматривать цены — это значит поддерживать неправовой, т.е. не основанный на законе подход.

Все-таки в первую очередь дело Минаевского делового центра опасно тем, что ВС может подтвердить право налоговой фактически контролировать цены. А уже во вторую — что может санкционировать использование оценщиков, недалеко ушедших от шаманских камланий. И для этого налоговая, как она часто делает в последнее время, выбрала дело с такой фактурой, которая резко ухудшает способность здраво рассуждать, в том числе и у судей. Но за таким «вопиющим» делом неминуемо последуют более распространенные. И тогда мы будем спорить — существенным или не очень было отклонение. Но по каким-то критериям это надо будет определять. По каким? Вот мы и придем снова к тому, от чего сейчас пытаемся уйти.

«Минаевской» группе компаний это дело грозит тем, что сейчас ООО «Деловой явного» завышения или занижения цен. Но из решения по СтавГазоборудованию, на мой взгляд, не следует, что для определения НВ нужно обращаться к рыночным ценам. Поэтому, полагаю, налоговым специалистам не стоит торопиться бросаться на наживку «определенности».

Сделки не признаются контролируемыми, если

1. сторонами сделок являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок с плательщиком НДПИ);

2. сторонами сделок являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • среди указанных сторон сделок нет лиц, которые являются: плательщиками НДПИ; плательщиками ЕСХН или ЕНВД; освобожденными от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль.

3. межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 (семи) календарных дней; 4. сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками; 5. сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

6. и другие (подробнее ст. 105.14 НК РФ).

Читайте также:  Уведомляем налоговую о невозможности представить документы по новой форме с 2021 года

По заявлению ФНС суд может признать любую сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.12.2016 N 03-12-11/1/78760).

Ассоциация международныхавтомобильных перевозчиков

Под категорию контролируемых сделок попадают все соглашения между взаимозависимыми юрлицами, а также между приравненных к ним (ст.105.14 НК РФ). Кроме того, сделка должна соответствовать определенным критериям.

Таблица критериев контролируемых сделок в 2021 году в соответствии со ст.105.14 НК РФ

Субъекты сделок Какая сделка может рассматриваться как контролируемая Критерии отнесения сделки к контролируемой Статья НК Любые взаимозависимые или приравненные к взаимозависимым лица, являющиеся резидентами РФ Любая сделка между лицами, признанными взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ Сделка становится контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; •стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль, за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2–4 статьи 284 НК; подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ; • если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год; п. 3 ст. 105.14 НК РФ Сделка становится контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам; подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; • если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год; п. 3 ст. 105.14 НК РФ Сделка становится контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хоз. субъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД; подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; • если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год; п. 3 ст. 105.14 НК РФ; Сделка становится контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • хотя бы одна из ее сторон вправе не платить налог на прибыль (например, применяет УСН) или является резидентом технопарка «Сколково», применяя нулевую ставку по соответствующему налогу, а иная сторона по сделке платит налог на прибыль или не участвует в проекте «Сколково»; подп. 4, 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; • если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год; п. 3 ст. 105.14 НК РФ; Сделка становится контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • хотя бы одна из ее сторон — участник регионального инвестпроекта в соответствии с критериями, указанными в п. 1 ст. 25.9 НК РФ или применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль в соответствии со ст.286.1 НК РФ; подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 1 ст. 25.9 НК РФ; • если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год п. 3 ст. 105.14 НК РФ Сделка признается контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ, а другая нет; подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; ст. 275.2 НК РФ; • если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год п. 3 ст. 105.14 НК РФ Сделка признается контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • одна из ее сторон является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; • если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год п. 3 ст. 105.14 НК РФ Сделка признается контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как: • нефть и нефтепродукты; • сталь и иные черные металлы; • алюминий и иные цветные металлы; • минеральные удобрения; • золото и иные драгметаллы; • алмазы и другие драгоценные камни; п. 1 ст. 105.14 НК РФ; подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ; п. 5 ст. 105.14 НК РФ; • предмет сделки – товар, код которого входит в перечень, утвержденный приказом Минпромторга от 28.04.2018 № 1714 п. 6 ст. 105.14 НК РФ; Приказ Минпромторга от 28.04.2018 № 1714 • обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год. п. 3 ст. 105.14 НК РФ Любые лица, приравненные к взаимозависимым Сделка при участии посредников между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ • Сделка признается контролируемой, если посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту п. 1 ст. 105.14 НК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ • обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год. п. 3 ст. 105.14 НК РФ Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (предмет сделки — товары мировой биржевой торговли) Сделка признается контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как: • нефть и нефтепродукты; • сталь и иные черные металлы; • алюминий и иные цветные металлы; • минеральные удобрения; • золото и иные драгметаллы; • алмазы и другие драгоценные камни; п. 1 ст. 105.14 НК РФ; подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ; п. 5 ст. 105.14 НК РФ; •предмет сделки – товар, код которого входит в перечень, утвержденный приказом Минпромторга от 28.04.2018 № 1714 п. 6 ст. 105.14 НК РФ; Приказ Минпромторга от 28.04.2018 № 1714 •независимо от суммы, если одна из сторон сделки является нерезидентом письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070 Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н Сделка признается контролируемой, если: ст. 105.1 НК РФ; • сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ; приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н • обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год. п. 3 ст. 105.14 НК РФ Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ Сделка признается контролируемой в любом случае вне зависимости от суммы, если ее участники признаются взаимозависимыми лицами или приравненными к взаимозависимым и одна из сторон сделки не является налоговым резидентом РФ ст. 105.1 НК РФ; п. 1 ст. 105.14 НК РФ; письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070 Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/[email protected] • обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год. п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Налоговый кодекс допускает, что не все сделки, соответствующие критериям в таблице признаются контролируемыми. Нельзя признать таковыми при следующих обстоятельствах (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

— если стороны договора входят в одну консолидируемую группу. Исключение – это сделки с полезными ископаемыми, облагаемые по ставке в процентах. Либо договора, доходы по которым учитываются в базе по налогу на дополнительный доход от добычи углеводорода (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ);

— стороны зарегистрированы в одном российском субъекте, и в других регионах не имеют ни филиалов, ни налоговых отчислений. При этом все участники не несут убытков (подп.2-3 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 06.08.2013 № 03-01-18/31694);

— договор связан с банковским кредитом или депозитом на срок не более недели (подп. 4 п. 4 ст. 105.14 НК РФ);

— предмет соглашения – военно-техническое сотрудничество РФ с другой страной (подп. 5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ);

— есть поручительства и гарантии по сделке (кроме банков) (подп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ);

— все стороны соглашения – резиденты РФ, а предметом выступают беспроцентные займы (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ);

— компании грозит банкротство, и банк уступает права-требования (подп. 8 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

— в качестве года принимается один календарный год;

— доход рассчитывайте по всем договорам отдельно по каждому контрагенту и виду сделок без учета НДС;

— в совокупном годовом доходе учитываются доходы от сделки, которые признаются по правилам главы 25 НК. Доходы, полученные вне сделки, например дивиденды, доходы от переоценки ценных бумаг, возмещение убытков, договорные санкции и нереализованные курсовые разницы, в расчет не включайте. Также не учитывайте доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 НК;

— в расчет включают доходы, которые получили обе стороны сделки за весь календарный год. Например, если по одному договору вы продали товар взаимозависимому контрагенту, а по другому – этот же контрагент оказал вашей компании услуги, суммируйте доходы по двум контрактам. Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14, пункта 1 статьи 248 НК и писем Минфина от 03.11.2017 № 03-12-11/1/72800, от 21.03.2017 № 03-12-11/1/16105, от 11.12.2015 № 03-01-18/72842, от 03.12.2014 № 03-01-18/62029, от 29.04.2014 № 03-01-РЗ/20100, от 13.01.2014 № 03-01-18/349, от 09.07.2013 № 03-01-18/26448, от 17.07.2013 № 03-01-18/28094, от 17.10.2012 № 03-01-18/8-143, от 01.10.2012 № 03-01-18/7-133, от 11.05.2012 № 03-01-18/3-59, пункта 7 письма ФНС от 01.11.2013 № ОА-4-13/19652.

Сделки с взаимозависимыми лицами из стран, входящих в ЕАЭС, признаются контролируемыми на общих основаниях, независимо от объема доходов (письмо Минфина от 04.09.2015 № 03-01-11/51070).

Если иностранная организация зарегистрирована в офшорной зоне, но действует через постоянное представительство в России, сделки с ней приравниваются к контролируемым. Считается, что иностранная организация и ее постоянное представительство – это одно лицо. Поэтому, чтобы определить годовой доход, их доходы нужно суммировать. Об этом сказано в письме Минфина от 17.02.2017 № 03-12-11/1/9340.

Начиная с 2021 года, изменился срок представления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях (КИК) для физических лиц – теперь необходимо представить уведомления не позднее 30 апреля. Изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ.

Для юридических лиц срок представления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях остался прежним – не позднее 20 марта.

Уведомление о КИК необходимо представить независимо от финансового результата деятельности такой иностранной компании.

Изменилась и мера ответственности за несвоевременное представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК. Нарушение сроков влечет взыскание штрафа в размере 500 тысяч рублей по каждой КИК, сведения о которой не представлены либо представлены недостоверные сведения (пункт 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации). Ранее сумма штрафа составляла 100 тысяч рублей.

Налогоплательщик-контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании, представляя следующие документы (пункт 5 статьи 25.15 Налогового кодекса РФ):

1) финансовую отчетность КИК, составленную в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за финансовый год;

Читайте также:  Закон 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

— организациями – вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (не позднее 29 марта);

— физическими лицами – вместе с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях (то есть не позднее 30 апреля).

Теперь налоговые органы имеют право истребовать документы, необходимые для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения, или документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК. Указанные документы должны быть представлены контролирующим лицом в течение месяца (статья 25.14-1 Налогового кодекса РФ).

За непредставление налоговому органу документов в установленный срок либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями предусмотрен штраф в размере одного миллиона рублей (пункт 1.1-1 статьи 126 Налогового кодекса РФ). Указанная ответственность применяется исключительно к подтверждающим документам, представляемым в отношении налоговых периодов начиная с 2020 года.

Добавить комментарий

Adblock
detector