- Когда проводят проверку
- Когда нужно инвентаризовать дебиторскую задолженность
- Инвентаризация при составлении годовой отчетности
- Как составить распоряжение на проверку по форме № ИНВ-22
- Итоги внеплановой инвентаризации
- Как составить приказ на инвентаризацию основных средств
- Правила проведения внеплановой инвентаризации
- Составление приказа в произвольной форме
- Оформление результатов инвентаризации
- Когда проводится внеплановая инвентаризация
- Цели проведения
- Отличия от плановой инвентаризации
- Подведение итогов
- Документирование итогов
Когда проводят проверку
Приказ обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственный за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует, — лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.
Инвентаризация обязательна в нескольких случаях (п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
- перед составлением годовой отчетности (потребуется инвентаризировать все активы и обязательства);
- при смене материально ответственных лиц, в том числе связанных с передачей имущества третьим лицам;
- после чрезвычайных ситуаций — пожаров, наводнений, иных бедствий;
- при выявлении хищений или порчи имущества.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно провести инвентаризацию. Используйте эти инструкции бесплатно.
Когда нужно инвентаризовать дебиторскую задолженность
Периодичность проведения комплексной инвентаризации имущества и обязательств установлена ст. 2.1 Методических указаний по проведению инвентаризации (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49). Вместе с тем при определенных обстоятельствах может понадобиться инвентаризация отдельной составляющей активов предприятия — дебиторской задолженности (ДЗ). В качестве примеров таких обстоятельств можно привести следующие:
Читайте также: Списание спецодежды в бухгалтерском учете в 2021 — 2021 годах
- накопление непогашенных долгов контрагентов в течение длительного периода, обусловленного в договорах и характерного для правил делового оборота в конкретной сфере бизнеса;
- специфика деятельности предприятия, при которой основную часть активов составляет ДЗ (например, деятельность по выдаче ссуд или инвестиционная деятельность);
- нехватка оборотных средств в результате того, что средства зависают в долгах контрагентов;
- ухудшение финансовых показателей по данным бухгалтерской или управленческой отчетности (например, коэффициента оборачиваемости ДЗ).
Формулу для расчета оборачиваемости ДЗ см. здесь.
Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно и какими документами зафиксировать списание дебиторской задолженности в налоговом учете:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Инвентаризация при составлении годовой отчетности
Порядок, сроки проведения и перечень объектов устанавливаются в учетной политике. На ее основе ежегодно составляется распоряжение. Перечислите в нем состав комиссии, наименование инвентаризируемых активов и обязательств, даты начала и окончания, сформулируйте причину:
«Необходимость составления годовой бухгалтерской отчетности».
Как составить распоряжение на проверку по форме № ИНВ-22
Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 утверждена форма № ИНВ-22, на ее основе подготовлен приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 2021 года. Формой ИНВ-22 необходимо пользоваться независимо от того, с чем связано разбирательство, является ли оно полным или частичным, было заранее запланировано или проводится неожиданно.
Приказ содержит:
- конкретную цель проведения — инвентаризация товаров, основных средств, активов, дебиторских задолженностей, всего имущества;
- перечисление подразделений организации, где проведут проверку, к примеру, только на складе или в ином отделе, по всей компании;
- период и длительность мероприятия — с какой по какую дату проходит, когда предоставить результаты проверочных действий;
- состав комиссии, в том числе Ф.И.О. ее председателя, — в нее разрешено включать не только сотрудников компании, способных оценить состояние имущества и обязательств, но и сторонних аудиторов;
- данные о приказе: его дата, номер, информация о подписавшем распоряжение руководителе.
После того как устанавливающий документ подготовлен, его необходимо зарегистрировать в журнале для учета контроля исполнения таких решений. Соответствующую форму реестра возьмите из постановления Госкомстата № 88 — форма № ИНВ-23. Это необязательно, компаниям разрешено разработать собственный вариант журнала, но для удобства пользуйтесь шаблоном, предложенным чиновниками.
Важно, чтобы с приказом были ознакомлены все перечисленные в нем работники. Подписи они ставят непосредственно на листе, содержащем данные о предстоящей проверке, либо на отдельном листе ознакомления с документом, который подшивается к распоряжению.
О намерении провести сопоставление товаров, запасов, ценностей на бумаге и в действительности надо уведомить под подпись и материально ответственных лиц того подразделения, где проводится сверка.
Итоги внеплановой инвентаризации
На основании итогов мероприятия можно прийти к этим выводам:
Читайте также: Двойная запись в бухучете: что это и как правильно использовать
- Соответствие фактического количества ценностей тому, что указанно в документах. Наличие всех приходно-расходных бумаг на продукцию.
- Продукция не соответствует информации, содержащейся в документах.
Вне зависимости от выводов, нужно утвердить мнение комиссии в описи. Полная информация о продукции прописывается в акте. Участники комиссии обладают ограниченными полномочиями. В частности, они могут только зафиксировать наличие или отсутствие ценностей.
Как составить приказ на инвентаризацию основных средств
Шаг 1. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, уточняем номер приказа и дату его составления.
Шаг 2. Уточняем, какое мероприятие проводится и кто из сотрудников в нем участвует: распоряжение содержит полные Ф.И.О. сотрудников, но при перечислении допускается сокращать их имена и отчества.
Шаг 3. Указываем, что надо проверить и в каком подразделении, объясняем причины, по которым необходимо провести сравнение реальных запасов, ценностей, товаров и указанных в документах. В нашем случае пример причины инвентаризации в приказе содержит формулировку:
«Выявление факта хищения ценностей со склада охранником».
Одновременно вписываем даты начала и окончания процедуры анализа состояния имущества.
Шаг 4. Последнее — определить последнюю дату сдачи отчета по итогам сверки, подписать у руководителя, назначившего проверку.
Готовый приказ:
Правила проведения внеплановой инвентаризации
В пункте 2.8 приказа Минфина №49 указано, что процедура должна выполняться при присутствии материально ответственного лица. Он проставляет свою подпись на документе. Она подтверждает ознакомление с содержанием бумаги. Процедура проводится в соответствующем порядке:
- Издание приказа руководителя об инициировании процедуры. Документ является распоряжением, на базе которого проводится инвентаризация.
- На базе приказа комиссия начинает свою работу. Ее сроки должны соответствовать тем срокам, которые указаны в документах.
ВАЖНО! За финансово ответственными лицами закреплены проверяемые активы. Однако они не могут входить в комиссию, но должны присутствовать при мероприятии.
Читайте также: Поставщик вместо кассового чека предоставил приходный кассовый ордер.
К СВЕДЕНИЮ! О дате и времени внеплановых инвентаризаций уведомляют только участников комиссии.
В период процедуры должностное лицо не может вмешиваться в деятельность комиссии. Строго воспрещается создавать ей помехи к работе.
Составление приказа в произвольной форме
Приказ допускается составлять и в произвольной форме. Но существует перечень сведений и реквизитов, которые обязательно указать в официальном документе:
- наименование фирмы;
- дата составления и номер документа;
- объекты и цель проведения проверки;
- перечень задействованных подразделений;
- период проведения;
- сроки предоставления результатов;
- состав комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей каждого ее члена;
- фамилия, имя, отчество и подпись руководителя.
Оформление результатов инвентаризации
Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Сначала члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.
По окончании процедуры подсчета и сопоставления члены комиссии оформляют документы, содержащие результаты проверки. Чаще всего это не один документ, а несколько. Так, выявленные расхождения фиксируются в ведомости учета результатов. В качестве шаблона такого документа используют форму № ИНВ-26 из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26.
Документы для оформления результатов инвентаризации составляются после ее проведения. Например, если ваша организация проводила инвентаризацию перед составлением годовой отчетности в декабре 2020, то разрешается оформить документы по ее результатам уже в январе 2021. Если выявлено расхождение между фактическими данными и данными бухгалтерского учета, то их необходимо зафиксировать в сличительной ведомости. На объекты, находящиеся на ответственном хранении, или арендуемые объекты составляется отдельная сличительная ведомость.
Бухгалтер составляет сличительную ведомость в двух экземплярах. Один из них останется в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.
Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования — правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Одновременно комиссия выдвигает предложения оприходовать, списать выявленные излишки (недостатки), отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе допустимо зафиксировать иные инициативы, к примеру, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений. Итак, в списке итоговых документов содержатся следующие документы:
- ведомость учета результатов;
- сличительная ведомость результатов инвентаризации;
- сличительная ведомость результатов инвентаризации ценностей, находящихся в собственности организации;
- сличительная ведомость результатов инвентаризации арендуемых объектов;
- инвентаризационная опись;
- объяснительная записка.
Когда проводится внеплановая инвентаризация
Внеплановое мероприятие осуществляется обычно внезапно, вне ранее составленного плана. То есть ему не предшествует подготовка. Нужно это специально для обнаружения несоответствий. Инвентаризация требуется только в том случае, если присутствуют определенные обстоятельства. К примеру, это могут быть следующие условия:
- Смена руководителя или материально-ответственного лица.
- Предположительное хищение товарно-материальных ценностей.
- Предстоит сформировать годовую финансовую отчетность.
- Переоценка более 1/3 продукции или ценностей, находящихся под ответственностью материально ответственного лица.
- Стихийные бедствия и ЧП, которые могли привести к утрате ТМЦ.
В законе не сказано, когда именно руководитель обязан назначать ВИ. Он может инициировать ее в любой момент, когда на это есть необходимость.
Цели проведения
Инвентаризация преследует эти цели:
- Обнаружение фактического числа ТМЦ, ОС и прочих ценностей.
- Сопоставление фактических показателей и значений, прописанных в документах.
- Обнаружение ценностей, которые не задействованы в деятельности фирмы.
- Контроль над надежным хранением ценностей.
К СВЕДЕНИЮ! ВИ может быть полной или выборочной. Первая подразумевает проверку всех активов. Выборочная, в свою очередь, предполагает проверку конкретного комплекса ценностей. Актуальна тогда, когда известно о проблемах с конкретной группой активов.
Отличия от плановой инвентаризации
Дата проведения плановой процедуры известна заранее. Она проводится в любом случае, вне зависимости от обстоятельств. Внеплановая инвентаризация организуется тогда, когда на то есть причины. Дата ее не известна. Она может проводиться с любой периодичностью.
Подведение итогов
После того как комиссия закончила проводить инвентаризацию, проводят заседание. Во время него определяют основные результаты и выявленные расхождения. Одновременно устанавливают причину несоответствий и способы исправления ситуации. По результатам составляется протокол заседания. Обычно этот документ имеет такую структуру:
- наименование компании с указанием организационно-правовой формы;
- название подразделения, где проводилась инвентаризация;
- наименование документа — протокол инвентаризационной комиссии;
- список членов комиссии с указанием фамилий, инициалов и должностей;
- описание результатов проверки;
- перечень выступавших на заседании;
- принятое решение;
- заключение комиссии;
- выявленные нарушения (если они есть);
- виновные в нарушении с указанием фамилий, инициалов и должностей;
- сведения о мероприятиях по устранению нарушений;
- подписи председателя и всех членов комиссии;
- приложения.
В качестве иллюстрации дадим вариант протокола.
Чтобы с легкостью составить подобный документ, оформления протокола заседания, прикрепленный к статье.
В качестве приложений к протоколу заседания прикрепляют следующие документы:
- акты и описи проведенной инвентаризации по формам ИНВ по каждому материально ответственному сотруднику, объекту, складу или подразделению;
- список неподходящей для дальнейшего использования продукции;
- перечень недостающей или излишней продукции с указанием цены;
- объяснительные записки материально ответственных работников или иных должностных лиц.
Добавим, что на заседании комиссия должна вынести следующие предложения:
- по срокам и способам устранения недостач, по проведению служебных расследований (в случае обнаружения недостачи);
- по дальнейшему пользованию устаревшей и непригодной для последующего использования продукцией;
- иные предложения касательно работы с подвергшимися инвентаризации ценностями.
Если в ходе проверки не было обнаружено нарушений, то составлять протокол нет необходимости.
На основании такого протокола руководитель издает итоговое распоряжение.
Документирование итогов
Инвентаризация осуществляется по описям специальной ведомости, утвержденной в соответствии с формами Госстандарта. Ее итоги устанавливаются по обособленному акту. Он подписывается участниками комиссии и ответственного лица. Ведомости и акты оформляются в двух экземплярах. Один крепится к плану, а второй – передается лицу, ответственному за проверяемый склад.
Описи по ведомости нужно заполнять шариковыми ручками. Исключены помарки и подчистки. Если в документе содержатся исправления, их нужно утвердить. То есть под правками ставятся подписи участников комиссии.