С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам

В чем суть документа?

В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ. Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2021 г. № 451-ФЗ.

Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:

  • закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  • работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
  • установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  • в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.

В каких случаях назначается внеочередная проверка СОУТ

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Несмотря на базовый срок действия отчёта о СОУТ, в некоторых непредвиденных случаях может быть назначена внеочередная инспекция, обязывающая руководство предприятия провести срочную проверку и сдать необходимые документы в соответствии с действующими регламентами повторно.

Читайте также:  Налоговый кодекс: госпошлина в суды общей юрисдикции по ст. 333 НК РФ

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам
Декларация, подтверждающая составления отчёта о СОУТ

Такие внеочередные процедуры необходимо провести при наступлении одной из следующих ситуаций:

  • Если на производстве произошло чрезвычайное происшествие, повлекшее за собой смерть или травмы любого из сотрудников, выполнявшего свои прямые обязанности, что говорит о ненадлежащем уровне охраны труда. В данном случае утверждается новая комиссия, проводится расследование, так как перед составлением отчёта необходимо установить перечень лиц, несущих ответственность за несчастный случай, а также определить размер страховых выплат.
  • Если у одного или нескольких сотрудников предприятия, производственный процесс на котором неизбежно влечёт за собой образование вредных факторов, обнаруживается заболевание, напрямую связанное с его трудовой деятельностью. В данном случае работник должен обратиться к врачу, где ему будут проведено необходимое обследование с последующей постановкой диагноза в письменном виде.
  • Если уполномоченный представитель трудовой инспекции проводит внеочередную проверку предприятия, в ходе которой выявляются значительные нарушения условий труда и техники безопасности, что противоречит содержанию ранее поданной декларации и отчёта о СОУТ.
  • В случае, когда на предприятии происходит переоснащение рабочих зон, закупка нового оборудования, конвейеров, компьютеров, серверов и прочих агрегатов.
  • При расширении компании с добавлением новых рабочих мест и увеличение штата.

Важно! Во всех перечисленных ситуациях работодатель должен будет повторно пригласить инспектирующую организацию для проведения исследований и составления отчёта СОУТ, так как поданная им ранее декларация теряет свою юридическую силу, и необходимо подписывать новые документы.

Следует учесть, что описанные выше регламенты подачи декларации о проведении СОУТ — это стандартная процедура для тысяч компаний по стране, и все руководители должны знать о своих прямых обязанностях.

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам
Условия для проведения внеочередной проверки СОУТ

Конечно, многие из них готовятся к соответствующей проверке, приводят в порядок рабочие места заранее, улучшают условия для работников, уделяют повышенное внимание технике безопасности и охране труда.

Все эти факторы приводят, как правило, к тому, что в ходе инспекции, серьёзные нарушения не выявляются, и руководство легко отчитывается перед государственными инстанциями. В противном же случае, ответственным лицам придётся не только понести наказание в виде штрафов, но также и устранить все нарушения собственными силами в отведённые по закону сроки. Сделать это нужно будет до проведения повторной внеочередной проверки, так как ни один эксперт не сможет подписать документ до тех пор, пока лично не убедится в устранении всех предписаний после проведения спецоценки условий труда.

Какие обязанности появились у организаций, проводящих СОУТ?

Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки. Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ. Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки.

Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кстати, идентификационный номер необходимо будет указывать на титульном листе отчёта о результатах проведения спецоценки.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда

Спецоценка не нужна если рабочие места организованы за пределами территории работодателя (это касается дистанционных и надомных сотрудников). Для остальных категорий персонала спецоценка является обязательной. Оценивать условия труда могут только аккредитованные эксперты и организации.

Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда необходимо производить в письменном виде на унифицированном бланке отчета, с учетом требований ст. закона № 426-ФЗ. Шаблон отчета о результатах спецоценки приведен в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Отчет включает следующую информацию:

  • данные о работодателе, проводившем мероприятия по спецоценке;
  • список рабочих объектов, по которым был произведен мониторинг и анализ;
  • обнаруженные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека процессе работы, с привязкой к рабочим местам;
  • карты спецоценки, в которых указаны классы по каждому обследованному объекту, характеризующие текущие условия труда;
  • тексты протоколов, которые велись в процессе исследований, измерений;
  • протоколы по обследованию средств защиты;
  • сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • экспертные рекомендации, которыми работодатель может воспользоваться для улучшения системы безопасности труда, и заключение.

Протоколы по исследованиям эксперта в отношении вредных или опасных условий на производстве составляются по каждому выявленному фактору.

В обязанности работодателя входит ознакомление с отчетом всех сотрудников. О факте прочтения работником документа свидетельствует его собственноручная подпись. Для оповещения наемного персонала об итогах спецоценки отводится 30 календарных дней. Продление срока возможно только в отношении работников, которые находились на больничном, в командировке, отпуске, либо отсутствовали по другим документально подтвержденным причинам.

Читайте также:  Какие организации обязаны применять профстандарты?

Если вредных факторов не было выявлено, то результаты проведения специальной оценки труда будут отражать лишь информацию об экспертной организации и списке обследованных производственных объектов с заключением эксперта.

Отчет обязательно подписывается членами комиссии по спецоценке. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с экспертными выводами, он вправе изложить свое особое мнение письменно, эти аргументированные доводы приобщаются к отчету. Результаты спецоценки могут быть изменены после обжалования их в судебном порядке.

Какую информацию привлекут для выявления вредных и опасных факторов?

Установлено, что в целях выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов работодателям дополнительно придётся представлять результаты, полученные при осуществлении следующих мероприятий:

  • организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Правда, все эти материалы предоставляются работодателем только при их наличии.

Кто составляет документ и что в нем пишут

Хотя результаты проверки условий труда на рабочих местах оформляет организация, которая проводила специальную оценку у работодателя, сам отчет о проведении СОУТ подписывают все члены комиссии, участвовавшие в исследованиях, а утверждает его председатель комиссии (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Фактически отчет должен утвердить руководитель (представитель) компании, где проводилась СОУТ, поскольку только он вправе возглавить экспертную комиссию.

В отчет включают (обязательный минимум):

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку;
  • список рабочих мест, где она проводилась;
  • выявленные вредные производственные факторы;
  • протоколы проведения исследований и измерений выявленных опасных факторов;
  • карты спецоценки, в которых эксперт организации, проводящей СОУТ, указывает класс (подкласс) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • сводную ведомость спецоценки;
  • заключение приглашенного эксперта.

Дополнительно к отчету могут быть приложены:

  • протокол оценки эффективности СИЗ, применяемых работниками, которые трудятся во вредных условиях, если такая проверка проводилась;
  • если принималось решение о невозможности проведения оценки вредных производственных факторов в соответствии с п. 9 ст. 12 закона № 426-ФЗ, нужен соответствующий протокол комиссии;
  • в отношении рабочих мест, на которых идентифицированы опасные и вредные производственные факторы, понадобится утвердить и приложить к отчету перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • особое мотивированное мнение, если один или несколько членов комиссии не согласны с выводами внешнего эксперта.

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты спецоценки в течение 10 дней передаются работодателем в Федеральную информационную систему учета (ст. закона № 426-ФЗ). Если по производственным объектам не выявлены риски воздействия факторов, отрицательно сказывающихся на самочувствии или представляющих угрозу жизни людей, предприятием декларируется соответствие имеющихся условий труда персонала нормативным стандартам.

Практическое использование итогов экспертной оценки, при любом типе заключения, возможно с даты, которой был утвержден отчет. Результатом проведения специальной оценки условий труда является присвоение рабочим объектам и местам класса условий труда. Полученные результаты спецоценки применяют, в частности, для:

  • установления и уплаты дополнительного тарифа страхового взноса за работников, имеющих право на досрочный уход на пенсию (если такое право является следствием влияния производственных условий труда);
  • разработки системы дополнительных компенсаций и социальных гарантий работникам, отражения ее в действующих локальных актах, регулирующих трудовые взаимоотношения (повышение заработной платы, введение надбавок и доплат, увеличение длительности отпуска, сокращение продолжительности смен);
  • обеспечения законодательно утвержденными нормами спецпитания, средствами общей и индивидуальной защиты;
  • модернизации производства для улучшения условий труда;
  • информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, организации медосмотров;
  • подготовки статистической отчетности по условиям труда и т.д.

Документальные образцы для проведения СОУТ

  • Документальные образцы для проведения СОУТ
  • Оформление локальных нормативных документов
  • Результаты СОУТ и образцы документов
  • Оформление отчета
  • Образец декларации по результатам СОУТ

Однако компаниям, планирующим проведение спецоценки, не стоит опасаться сложностей при подготовке требуемых документов. Их перечень четко прописан в законодательстве, причем основным нормативным актом, где можно найти ответы практически на все вопросы о СОУТ, является 426-ФЗ. Что касается требований к образцу заполнения нужных бумаг, то в большинстве случаев организации предоставляется возможность составить их в произвольной форме в соответствии со своими предпочтениями. Это касается, например, образца сопроводительного письма в ГИТ по СОУТ или образца заявки на специальную оценку условий труда.

Добавить комментарий

Adblock
detector