Что такое НКО, цели создания, независимость
Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:
- не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
- не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:
- достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
- развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.
Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.
Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.
Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.
Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.
Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.
В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.
Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.
Виды и формы некоммерческих организаций
Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.
Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.
К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):
- создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
- учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
- решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.
В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:
- не имеют членства;
- создаются по решению одного учредителя;
- решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.
Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:
- социально ориентированные некоммерческие организации;
- исполнители общественно-полезных услуг.
При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.
Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.
В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:
- на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
- не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
- не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).
Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Читайте также: Как составить дефектный акт на списание основных средств
Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).
В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.
Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.
Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.
Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).
Виды НКО
НКО разграничиваются на законодательном уровне. Всего законодательство предусматривает 10 видов некоммерческих организаций.
Существующие НКО могут классифицироваться по следующим признакам:
- цели функционирования;
- объем имущественных прав, принадлежащих основателю;
- состав лиц, имеющих статус основателей;
- наличие или отсутствие членства в НКО и пр.
Основным критерием, который позволяет разделить все существующие виды НКО на две большие группы, является наличие/отсутствие членства в ней у ее учредителей.
Ниже мы привели таблицу, в которой отражены все виды некоммерческих организаций. Ознакомившись с ней, можно получить представление о направлениях деятельности НКО, их целях.
Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента
Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).
В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).
Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.
Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:
- получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.
Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).
Читайте также: Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
Выводы
Итак, законодательство довольно четко различает коммерческие и некоммерческие организации. С другой стороны, в России слишком много форм НКО. Поэтому Концепция развития гражданского законодательства от 07.10.2009 года, принятая Советом по кодификации при Президенте РФ, предусматривает их радикальное сокращение. Кроме того, вызывает ряд вопросов и само отнесение к НКО некоторых видов кооперативов и фондов, которые по своей сути являются хозяйственными обществами и создаются для извлечения прибыли. Ну, и наконец, проблема вед
Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0]
Органы управления
Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.
Система органов управления НКО, порядок их формирования и компетенция различаются в зависимости от того, к какой форме и виду относится конкретная организация.
Порядок формирования органов НКО определяется их уставами в соответствии с законами, регулирующими деятельность конкретных видов НКО.
Как указывалось выше, все НКО подразделяются на две большие группы – корпоративные и унитарные.
Общим для всех корпоративных НКО является то, что они создаются на основании членства, именно с этим связана главная особенность системы органов управления НКО данного типа – наличие высшего органа, представляющего интересы всех ее участников (общего собрания членов и т.д.).
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ для корпоративных НКО и производственных кооперативов с числом членов (участников) более 100 предусмотрено специальное правило – в указанных НКО высшим органом управления может быть собрание съезд, конференция, т.е. орган формируемый участниками (членами) НКО на основе представительства (участники направляют для участия в работе высшего органа своих делегатов).
Пунктом 2 указанной статьи определен перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа корпоративных НКО. К ним, например, помимо прочего, относятся:
- утверждение (изменение) устава НКО;
- образование (формирование) и прекращение полномочий иных органов управления НКО;
- утверждение годовых бухгалтерских (финансовых) балансов и отчетов;
- образование специальных ревизионных органов (ревизионная комиссия, ревизор), прекращение их полномочий;
- принятие решений о ликвидации либо реорганизации НКО.
Данный перечень является примерным, т.е. он может быть в соответствии с законом изменен уставом НКО. Так, например, решение вопросов о формировании органов управления, утверждении годовых бухгалтерских балансов, отчетности может быть отнесено к компетенции иных коллегиальных органов НКО.
Особенности формирования высшего органа НКО предусматриваются отдельными федеральными законами. Так, например, ст. 23 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривается, что в кооперативе, в который входит долее двухсот членов, общее собрание членов кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.
В НКО, помимо высшего органа управления образуется единоличный исполнительный орган. В зависимости от вида НКО, в качестве единоличного исполнительного органа могут выступать директор, президент т.д.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 53, ч. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в НКО исполнение функций исполнительного органа может быть возложено на нескольких лиц, либо уставом может быть предусмотрено образование нескольких независимых единоличных исполнительных органов.
Также, закон предусматривает возможность осуществления функций единоличного исполнительного органа специально привлекаемым физическим или юридическим лицам.
Особо предусматривается возможность создания специального коллегиального исполнительного органа (наблюдательный совет и т.д.), основной функцией которого является осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа НКО (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).
Компетенция органов управления НКО определяется законом и их уставами, при этом, компетенция единоличного исполнительного органа определяется компетенцией высшего органа управления НКО, т.е. к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение вопросов, не отнесенных законом или уставом к компетенции высшего органа НКО либо коллегиального исполнительного органа.
Источники формирования имущества некоммерческих организаций
Все НКО, как юридические лица, обладают важнейшим признаком – наличие самостоятельного баланса и обособленного имущества.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ о НКО имущество может принадлежать НКО на праве собственности или на праве оперативного управления.
Конкретные режим и источники формирования имущества НКО определяются их уставами в соответствии с законодательством в зависимости от вида НКО (организационно-правовой формы).
Так, на праве оперативного управления наделяются имуществом НКО, созданные в виде учреждений, т.е. собственником остается лицо, их создавшее.
Формирование имущества НКО производится за счет различных источников, в том числе:
- имущество, передаваемое НКО их учредителями при создании организации;
- имущество, поступающее НКО в виде членских взносов (для организаций, основанных на принципе членства);
- имущество, получаемое НКО в результате хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
- имущество, получаемое НКО из иных источников (добровольные пожертвования и т.д.).
Частные учреждения
Частные учреждения могут быть созданы компанией либо физическим лицом.
Частные учреждения, также, как и Фонды, не имеют членства.
Цель создания частных учреждений — культурная, образовательная, социальная деятельность.
Популярными частными учреждениями являются медицинские, образовательные центры. Такую форму выбирают частные детские садики, языковые центры, спортивно-оздоровительные лагеря. Например, частные учреждения «Английский клуб», «Детский , «Центр содействия самозанятости».
Чем частные учреждения отличаются от других НКО?
Особенностью данного вида НКО является субсидиарная ответственность учредителя. То есть учредитель является собственником имущества частного учреждения и несет ответственность всем своим имуществом.