Почему рейтинг профессии учителя упал ниже плинтуса?

Особенности профессии учителя

Каким должен быть учитель будущего? Какие навыки нужно развивать уже сегодня, чтобы потом на рынке труда было проще получить заветное место в учебном заведении. Необходимо знать, как протекает рабочий день педагога в современной школе.

Чем занимаются преподаватели

Круг обязанностей у учителя предметника и классного руководителя с обычной нагрузкой будет различаться.

Обязанности без классного руководства:

  • Подготовка поурочного и тематического планирования.
  • Проведение уроков.
  • Проверка тетрадей.
  • Подготовка отчетов.

Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле
Профессия учителя — одна из самых древних профессий на Земле

Что делает классный руководитель

  • Организуетработу с родителями.
  • Проводитклассные часы, мероприятия на каникулах.
  • Делает отчеты завучу по воспитательной работе.
  • Исследование условия, в которых находится ребенок дома.
  • Собираетплату за питание, если в школе нет карт.
  • Решает спорные вопросы класса.

Если учителю доверили классный коллектив, то обязанности по ведению уроков по предмету остаются за ним.

Учитель обязан взаимодействовать

  • С социальными службами: получать проездные, информацию по льготному питанию.
  • С правоохранительными органами.
  • С администрацией города, села.

Учитель – это представитель системы российского образования. Рабочий день специалиста зависит от личной нагрузки.

Почему рейтинг профессии учителя упал ниже плинтуса?

Нет необходимости высиживать на рабочем месте от звонка до звонка. Опять же, не на морозе или в жару на рынке.

Читайте также:  ТОП-19 лучших дистанционных курсов дизайна интерьера для начинающих

Но желающих поступить в педагогический все меньше, а те, кто все-таки его оканчивает, стремятся всеми правдами и неправдами от школы откреститься. Нет желающих сеять разумное, доброе, вечное …

Скажу больше — и не будет. Даже если зарплату существенно прибавят.

Потому что…

Сама по себе профессия отличная. Утверждаю с полной ответственностью.

Во-первых, это профессия творческая. Я как-то читала статью о режиссере Ларисе Шепитько. Отправной точкой статьи было утверждение, что щедро наделенная талантами, Лариса самой судьбой была предназначена стать режиссером. Она прекрасно рисовала, обладала чувством ритма, чувством времени, изрядными актерскими способностями, лидерскими качествами, умела мыслить нестандартно.

Так вот, все эти таланты необходимы и хорошему учителю. Потому что урок — это, по сути, сценическая площадка, на которой учитель — и режиссер, и актер, купающийся во внимании по меньшей мере двадцати пяти пар глаз. А такое внимание — это наркотик.

Но дело не только в этом. Хороший урок — это такой всплеск серотонина — гормона радости, что сравнить с ним я могу, пожалуй, только очень качественный секс (да простят меня коллеги за неуместность сравнения). Не случайно хорошие учителя долго не стареют.

Правда, неудачный урок высасывает столько энергии, что ни одному вампиру не снилось.

Во-вторых, это профессия, предполагающая постоянный рост. Как-то мне пришлось поработать в рекламной фирме администратором. Все было классно: и зарплата, и статус, и льготы. Но это оказалось так скучно! Одно и то же, да по тому же. Бумажки — по папочкам, клиенту — прайсик, дизайнеру — формочку. Ваш заказ выполнен, когда изволите получить? Ах, извините, небольшая проблема, но послезавтра все будет готово. И главное — не от тебя зависит качество, не от тебя сроки… Через месяц я выдохлась. И вернулась к настоящей работе.

Одинаковых уроков не бывает. И каждый — отправная точка для собственного роста. Это получилось, не получилось (почему?), это надо было вот так, а если…

В-третьих, это профессия, по большому счету, благодарная. Учителей помнят. Узнав, что я учитель, новые знакомые обыкновенно вспоминают: а вот у нас была…

И слова: спасибо за урок — приносят огромное удовлетворение. И даже без спасибо. Если просто глаза горят.

Но в нынешней школе я работать не буду. И никому не посоветую. Потому что более бесправного и эксплуатируемого работника, чем учитель, ни в одной другой отрасли не найдешь.

Читайте также:  Флорист-декоратор. Профессия, в которую приходят только «по любви»

Знаете ли вы, что 80% работы преподавателю не оплачивается? Есть ставка. Как правило, это 18 часов в неделю. Есть нагрузка — это количество часов, которые тебе дают. Есть доплата за проверку тетрадей. В мое время она составляла не больше 5% от ставки, а если у тебя 3−5 классов, то занимала эта проверка часов 5 в день.

Подготовка к урокам не оплачивается совсем. Чтобы подготовиться к уроку, нужно не меньше получаса (бывало и 2−3 часа). А подготовки — три. Да еще план написать требуется от руки, по форме, чтобы и задачи, и цели, и этапы урока отразить. Сейчас еще новшество появилось: пока завуч план не заверит, на урок идти не имеешь права.

А календарный план? А план самообразования? А план воспитательной работы, в котором не только тематику классных часов и собраний будь любезен заранее написать, но и с кем и о чем ты будешь индивидуально в течение года беседовать?

А еще субботники, всеобуч — пройдись по квартирам в свободное время, перепиши, кто где учится, получи подтверждение, что учится действительно.

А выборы? Кто ходит по домам, переписывая потенциальных избирателей? И как вы думаете, хоть копейку они за это получают?

Но хуже всего справки и отчеты. «Мы не работаем, — жалуются учителя, — мы отписываемся». Контрольную провел — отчитайся: сколько пятерок, четверок, сколько двоек, процент успеваемости, процент качества…

Мне как учителю эти отчеты не нужны. Я и так знаю, кто как у меня учится, кто на что способен. И случайная двойка у Маши может быть вызвана ПМС, завтра она все исправит. Но нет! Раз уж попала двойка в журнал, пятерку за четверть я ей не имею права вывести!

А потому приходится вести двойную бухгалтерию. Реальные оценки — в собственную тетрадочку, а Журнал — это святое, исправлять в нем ничего нельзя, темы записываем исключительно по календарному плану. Не дай бог несоответствие!

Школа еще в советские времена стала организацией с феодальной системой. Учителя можно оценить по-разному. Можно по результатам: контрольным, проверочным, тестам, наконец. Можно по уровню мастерства. Можно по отношению учеников. А можно по степени его покладистости: чтоб сказанное было «под есть сделано». Для администрации такой учитель удобнее всего.

Поэтому все нестандартное, яркое, позволяющее себе «свое суждение иметь» из школы просто выдавливается. Прежде всего, мужчины, которые могут дать отпор. Инструменты проверенные: нагрузка (меньше ставки нельзя, а больше — на усмотрение администрации), расписание (скажем, 3 урока можно поставить подряд, а можно с тремя окнами), внеплановое посещение уроков — найти к чему придраться можно всегда. Проигнорировать же присутствие проверяющего не всякий сможет: руки трясутся и голос срывается. А еще можно при детях распечь учителя — почему парты грязные, в журнале оценок мало, дневники не проверены, и вообще, в каком вы виде!

Как назвать бесправного человека, который работает большую часть времени бесплатно, подвергается унижениям, вынужден раболепствовать перед вышестоящими и вымещает это унижение на тех, кто слабее?

А потом мы дружно ругаем школу…

Теги: моральные принципы, учителя, ученики, профессия, школьные проблемы, школа, работа преподавателя

Что надо знать до поступления в педагогический ВУЗ

  • Работу можно найти в своем городе, любом селе, в столице, в северных регионах, за границей.
  • Молодому специалисту оплачивают подъемные в размере от 100 000 рублей. Точная сумма зависит от условий в конкретном регионе. Есть надбавка к зарплате– от 5 тысяч ежемесячно.
  • В столице на одной ставке получают 35 – 50 тысяч.
  • График зависит от работы школы в одну или две смены, личной нагрузки учителя. Если трудиться на одну ставку и не брать классного руководства, то режим работы с 8 до 13. Иногда приходиться работать с 7.30 до 20.00.
  • Дресс код подразумевает классический стиль в одежде, отсутствие оголенных частей тела. Единой формы для педагогов в большинстве школ нет.
  • Есть выплаты на твердое топливо в частных домах, небольшая компенсация для благоустроенного жилья.
  • Детей педагогов записывают в льготную очередь в детский сад.
  • Отпуск педагога составляет 2 месяца.

Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику
Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику

Работа на фрилансе

Пока работа на дому возможно только в форме репетиторства и широко распространена в социальных сетях. Можно устроиться по совместительству с обычными часами, если школа оказывает такие услуги. В основном используют подобные резервы для инклюзии, для работы с детьми с инвалидностью или для обучения старшеклассников из малокомплектных школ, в которых нет 10 и 11 класса. Но в соответствии с правительственной программой к 2024 году у каждого появиться возможность обучаться дистанционно. Соответственно, если появится спрос, будут и предложения о вакансии учителя на удаленке.

Читайте также:  Колледжи Подмосковья: куда пойти учиться после школы

При работе в современной школе к каждому молодому специалисту приставляют педагога-наставника, который ведет его три года. Особое внимание следует обратить на приобретение качественной методической литературы. В зарплате эта графа учтена, но методички понадобятся уже на первом уроке, поэтому лучше закупить их заранее.

Домашние учителя, обучавшие детей в обеспеченных семьях еще во времена древних цивилизаций, были тоже педагогами-фрилансерами
Домашние учителя, обучавшие детей в обеспеченных семьях еще во времена древних цивилизаций, были тоже педагогами-фрилансерами

Чего ожидать новичку с первых дней в профессии

Молодых специалистов принимают во всех школах страны и даже в некоторых лицеях.

Первый год будет трудно, неизбежны придирки от коллег и начальства, ученики будут испытывать терпение на прочность.

Потом станет легче. За год выясниться, останется учитель в школе или уйдет в бизнес.

Повышение квалификации

После трех лет работы доплату как молодому специалисту снимут, но после прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности будет надбавка к зарплате.

Квалификационные категории

  • Вторая
  • Первая
  • Высшая

Чем выше категория, тем больше педагог получает
Чем выше категория, тем больше педагог получает
При получении квалификациинужно будет давать открытые уроки для коллег из других школ, показывать свое мастерство на чужих классах в незнакомых школах.

Профессиональные конкурсы

Самый популярный педагогический конкурс – «Учитель года». Победитель получает хороший денежный приз, и пополнение копилки портфолио, которая пригодиться при повышении категории или при аттестации на соответствие занимаемой должности.

Работа за рубежом

Чаще приглашают педагогов, которые преподают математику, английский, русский языки, литературу, историю. Знание языка – обязательно.

  • Самые внушительные гонорары у учителей из США. Они получают более 4-х тысяч долларов. При поступлении на работу нужно будет пройти обязательную аккредитацию диплома и принести документ, подтверждающий знание языка.
  • На рынке труда много предложений из стран Азии. Чтобы на них откликнуться, необходимо знание английского языка и чувство юмора. Отвечать на заявки от работодателя с текстом«учитель хотел», «учител нужен» – сложно.
  • Западная Европа не рада принимать россиян-учителей, перспектив в этих странах мало, если соискатель не член ЕС.
  • В Беларусь чаще требуются учителя математики или английского языка. Но встречаются и вакансии учителя начальных классов, труда, физики, русского языка и литературы. Оплата от 700 белорусских рублей и выше. Предоставляется съемное и муниципальное жилье.

Работа учителем за границей сильно отличается от работы преподавателя в странах постсоветского пространства, что связано со многими факторами
Работа учителем за границей сильно отличается от работы преподавателя в странах постсоветского пространства, что связано со многими факторами

Обучение смежным профессиям

Переквалифицироваться на воспитателя, учителя начальной школы, математика, из воспитателя в начальную школу можно на базе университетов и колледжей. Обычно это происходит в две сессии в течение одного года. Средняя оплата – в пределах 30 тысяч.

Также при наличии исторического образования или смежного можно работать учителем истории, социальным педагогом, психологом.

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2020 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Где и как учат на учителя

В рейтинге педвузов в 2020 году лидировали РГПУ имени Герцена,Московский педагогический госуниверситет, томский и новосибирский ВУЗы, учебные заведения Красноярска и Ярославля. Урал и Чувашия также могут похвастаться наличием ВУЗов, выпускающих первоклассные педагогические кадры.

Проще получить педобразование в среднеспециальных учебных заведениях. Там дают больше профессиональных, методических навыков, меньше теории. Можно получить специальность учителя начальных классов, английского языка, физкультуры, педагога дошкольного образования. Диплом будет конкурентоспособный, но предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием.

На базе высшего образования в СУЗах можно пройти курсы, дающие право учителю преподавать другие предметы.

Этапы получения педагогического образования

  • Первый курс – преподаются общие науки: история, математика, русский язык, медицина – на всех факультетах. Идет отсев тех, кто поступил случайно и не сможет продолжать учиться.
  • На втором курсе дают специализированные знания.
  • С третьего курса начинается практика, ведение уроков в школе, общение с педагогами-стажистами.

Повышение квалификации педагогов – это вид обучения по обновлению знаний педагогов или приобретения новых навыков, в связи с ростом потребности новых уровней квалификации
Повышение квалификации педагогов – это вид обучения по обновлению знаний педагогов или приобретения новых навыков, в связи с ростом потребности новых уровней квалификации

Преимущества обучения за рубежом

Часто филиалы известных европейских, австралийских, американских вузов находятся на других континентах, в других странах, например, в Малайзии. Жить там будет дешевле, проще снять квартиру, комнату, оплатить полноценное питание. Наличие туристов обеспечит студентов постоянной работой на каникулах. Диплом будет точно такой же, как у тех, кто учился в Англии или в Германии, а денег можно тратить меньше.

С таким дипломом не обязательно работать по профессии.

При трудоустройстве в крупные корпорации больше цениться магистратура, а бакалавров ставят в очередь на ожидание места.

Обязательно знание английского языка и подтверждение аттестата. Без подтверждения придется проучиться дополнительный год в малазийской школе.

Стоимость обучения варьируется от 3000 долларов в год. Есть возможность подработки на каникулах и поступления на бюджетные места. Подробности следует узнавать в переписке с ВУЗом.

Читайте также:  Украшения из натуральных камней

Образование за рубежом – возможность узнать другую культуру, побывать в уникальных туристических местах, увидеть самые красивые города мира и завести новые полезные знакомства с представителями различных стран
Образование за рубежом – возможность узнать другую культуру, побывать в уникальных туристических местах, увидеть самые красивые города мира и завести новые полезные знакомства с представителями различных стран

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение возможно. Чаще это образование педагога начальных классов или воспитателя. Но практика обязательно нужна. Работа с детьми требует обучения, погруженного в непосредственный контакт.

Что делать после получения диплома с прохождением небольшой практики в школе или при наличии только теоретических знаний? Можно устроиться вожатым в лагерь или няней в детский сад. ПосещатьДни открытых дверей в школах и других учебных заведениях.

Пару слов о зарплате — кому из педагогов больше платят

В любом случае, мое мнение таково: педагогу лучше работать по специальности там, куда он сможет устроиться. Единственный минус – повышение квалификации:

  • Преподаватель ВУЗа может повышать собственную заработную плату лишь выслугой лет или защитой научной диссертации;
  • Учитель школы может повышать и категорию, но лишь в том случае, когда имеет законченное высшее образование и работает по профессии, указанной в дипломе;
  • Воспитатель детского сада может повышать категорию лишь в том случае, когда имеет диплом об окончании вуза, в котором указана профессия: «дошкольное воспитание».

Что же касается зарплаты — то наибольшее денежное вознаграждение выплачивается в вузах нашей страны. А вот педагоги детских садов и школ оплачиваются приблизительно одинаково. Хотя не следует забывать и о выслуге лет, которая значительно повышает оплату труда педагога школы или детского сада.

Кому подходит специальность педагог

Главное в будущем педагоге – целеустремленность. Важно любить детей, но не сюсюкать, а стараться им помочь, не иметь любимчиков, разговаривать как со взрослыми, начиная с детского сада. Настоящий педагог должен быть интеллигентен.

Учитель - это одна из самых благородных и востребованных во все времена профессий
Учитель — это одна из самых благородных и востребованных во все времена профессий

Интеллигенция – вымирающая прослойка общества, которую характеризует нестяжательство и служение народу.

Если нет возможности соответствовать таким критериям, можно просто стремиться хорошо выполнять свои обязанности и пытаться стать примером для воспитанников.

Специальность подходить тем, у кого есть желание работать с детьми и приносить пользу обществу.

На что нужно обратить внимание при выборе профессии

С профилем лучше определиться задолго до поступления

  • Гуманитарии должны углубляться в историю и литературу, подтягивать грамотность.
  • Специалисты в естественных науках могут штудировать учебники по биологии, изучать географические журналы.
  • Любителям точных наук следует лучше подойти к изучению высшей математики, пройти курсы по компьютерной подготовке и интернет-грамотности.

Нужны знания по профильному предмету. В современном мире школа – это социальный лифт, прыжок в будущее, а подготовка к госэкзаменам на первом месте. Для будущих учителей важно читать много дополнительной литературы.

Следует учиться быть ответственным лидером, контролировать много процессов одновременно. Для этого подходят компьютерные игры стратегии или фермы.

Осознание себя, как человека, от которого зависит чья-то судьба – является главной трудностью в профессии учитель
Осознание себя, как человека, от которого зависит чья-то судьба – является главной трудностью в профессии учитель

Но те, кто выбрал этот путь, могут рассчитывать на обратную связь от учеников и их родителей, уважение в обществе. Говорят, что учителем быть не престижно, но на деле педагогов не уважают только непосредственные начальники, и то не все.

Для кого перспективен выбор профессии преподаватель

Перспективы в профессии есть у каждого, кому по силам учиться в вузе. Только попробовав себя в роли наставника преподавателя для детей можно понять, легко ли реализоваться в профессии.

С дипломом учителя можно не бояться безработицы, а увеличить зарплату легко дополнительными часами.

Если есть проблемы с жильем, то профессия поспособствует ее решению. При переезде в сельскую местность часто предоставляют муниципальные квартиры. Педагогическое образование – отличное вложение материальных средств и времени, которое окупиться в более чем в 100%. В противном случае можно выбрать одну из востребованных женских профессий, пойти в обществознание или попробовать себя в роли социолога.

Минусы педагогической профессии

Практически все недостатки нынешней школы основаны на недоработках образовательной системы: интересы ученика первичны, интересы учителя вторичны. А ведь одинаково должны учитываться желания и тех, и других. Конечно, есть педагоги, которые портят общий учительский облик, но это скорее исключение, чем правило. А вот учеников, заслуживающих порицания, гораздо больше. И если не произойдёт усовершенствование образовательного процесса, таких учащихся станет гораздо больше. Минусов в профессии педагога предостаточно, особенно явны они в пределах сельской школы:

1. Маленькая зарплата.

На учительскую зарплату трудно выжить, ведь цены растут, как на дрожжах. Нужно брать как можно больше дополнительных часов, чтобы получать большую сумму. Но всё равно этого очень мало, тем более, если есть семья. А семейное гнездо имеется практически у всех работников школьного образования.

Расчёт зарплаты учителей очень простой: 18 часов — это ставка, равная минималке (4330 рублей). К этой сумме добавляется надбавка за дополнительные часы (другой предмет, элективные курсы, факультативы), сельские (если работа в сельской школе), премия за классное руководство (1000 рублей), проверка тетрадей (у учителей русского языка и математики) и прибавка молодого специалиста — 50% от ставки (платится всего три года работы в школе после получения диплома).

Раньше величина заработной платы зависела от стажа и выслуги учителя, сейчас же в действии подушевое финансирование. Сколько часов, детей — столько денег. Эта система начислений имеет и плюсы, и минусы: зелёный свет горит для молодых специалистов, не имеющих стажа, но в убытке работники маленьких школ (им не откуда брать добавочные часы).

2. Огромная ответственность.

Любая работа подразумевает ответственность, а работа с детьми – особенно. Нет ничего ценнее жизни ребёнка, поэтому на учителях лежит забота о жизни и здоровье детей. В стенах школы и за её пределами учителя контролируют времяпрепровождение своих учеников.

Беда, случившаяся с учащимся, независимо от времени, места проецируется на школу. Комиссии, проверки в первую очередь обрушиваются на школьную администрацию. Если ребёнок ушиб руку, сломал ногу, стал участником ДТП, классный руководитель плохо проводил инструктаж по технике безопасности. А куда же смотрели родители?

3. Психологическое давление.

В настоящее время сложилась аномальная ситуация в образовательной системе. На учителей оказывается огромное давление из-за оценок учеников и результатов ЕГЭ. Абсурдно, но педагогам неформально запрещают ставить «двойки» ученикам. Как говорится: «Два» — в уме, «три» — на бумаге. Такую установку даёт Отдел образования администрации школы, а те, в свою очередь, приказывают учителям всячески избегать неудовлетворительных оценок. Объяснение очень простое: с «двойками» у школы будут низкие показатели, а ученикам перед экзаменами настоятельно советуют пройти куры ОГЭ и ЕГЭ.

Если уж учитель будет принципиальным, его замучают проверками. «Непослушный» работник школы обязан будет представить индивидуальный план работы с «двоечником». Это притом, что на учителе 20-25 учебных часов, классное руководство, проверка тетрадей, да ещё и собственная семья. А ученик с «парами» в журнале будет по-прежнему «плевать в потолок». Всё потому, что каждый ребёнок без запинки расскажет вам о том, на что он имеет право и как должны обращаться с ним учителя. А вот о том, какие обязанности есть у учащихся, такие ребята не знают.

«Двоечники» спокойно идут на уроки без выполненного домашнего задания, потому что ничего не боятся. «Двойку» в журнал им не поставят, из школы не выгонят, ЕГЭ сдать помогут. В таких случаях учитель и классный руководитель обращаются за помощью родителей, но те лишь пожимают плечами. Их отговорки просты: «Сын (дочь) нас не слушает». «Мы не знаем, как заставить его (её) учиться». «Мы ничего не можем сделать». Если родители ничего не могут сделать, то что говорить об учителях.

Что касается ЕГЭ, то тут многие учащиеся думают, что сдадут его без проблем. Удивительно, но так оно и есть. Всё дело в указаниях директора, который на педсовете категорично заявляет: «Нужно сдать ЕГЭ без двоек!» И учителя в день экзамена спешат на помощь своим подопечным. По крайней мере так происходит при сдаче ЕМЭ (ЕГЭ для 9 класса). 11-й же класс пользуется подсказкой «звонок другу», пока наблюдатели специально отвлекаются. Это происходит потому, что школы и Отделы образования негласно договариваются об успешном проведении единого экзамена: и вам хорошо, и нам неплохо. Зная об этом, ученики «не парятся» и не корпят над учебниками.

Недавно появилась ещё одна «услуга» не в пользу учителей. Дети могут звонить в специальную службу доверия и рассказывать о неправомерных действиях учителей. Только могут пожаловаться те самые «двоечники», которых «напрягают» учёбой. И эту информацию вряд ли можно назвать объективной и достоверной. Жаль, что не открыли службу доверия для учителей, чтобы жаловаться на плохих учеников.

Добавить комментарий

Adblock
detector