Еще вам будет интересно:
- Изменения в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ
29 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325‑ФЗ[1], который внес поправки в порядок исчисления, уплаты и представления отчетности по НДФЛ.
Что непосредственно изменилось в гл. 23 НК РФ? Когда новшества начинают применяться? Какие из них наиболее важны для налоговых агентов? Ответы – в нашей статье.
Поскольку налоговым периодом по НДФЛ является календарный год, практически все изменения, внесенные в гл. 23 НК РФ, вступают в силу с 1 января 2021 года (ст. 216 НК РФ).
- Доходы, полученные от источников в РФ.
- Проценты по вкладам в банках.
- Минимальный доход от продажи недвижимости.
- Отчет агентов перед ИФНС
- Камеральная проверка без декларации.
- Дарение недвижимости.
- Имущественные налоговые вычеты.
- Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.
- Комментарий к ст. 230 НК РФ
- Единый срок представления отчетности по НДФЛ.
- Какие обязанности есть у налогового агента по п. 2 ст. 230 НК РФ?
- Отчетность в один налоговый орган.
- Куда подавать сведения по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ?
- * * *
- Статья 230 НК РФ. Обеспечение соблюдения положений настоящей главы (действующая редакция)
Доходы, полученные от источников в РФ.
Согласно изменениям, внесенным в п. 2 и 5 ст. 208 НК РФ, для целей гл. 23 НК РФ к доходам, полученным от источников в РФ, не относятся в том числе:
Читайте также: Расчет суммы НДС при неправомерном применении налоговых спецрежимов
- доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в виде выигрышей, полученных им от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов;
- доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара в РФ.
В целях исчисления НДФЛ доходами также не признаются доходы в виде сумм НДФЛ, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.
Проценты по вкладам в банках.
В соответствии с уточнениями, сделанными в ст. 214.2 НК РФ, для целей исчисления НДФЛ к вкладам приравняли остатки на счетах.
Выигрыши от участия в азартных играх и лотереях
Статья 214.7 НК РФ дополнена п. 3, согласно которому налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, определяется как положительная разница между денежными средствами, полученными участником азартных игр от организаторов азартных игр, и денежными средствами, уплаченными участником азартных игр организаторам азартных игр в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения в течение налогового периода, в порядке, предусмотренном названным пунктом.
Определение налоговой базы и исчисление суммы налога производятся налоговым органом по истечении налогового периода на основании данных, полученных от организаторов азартных игр, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.
Налогоплательщики, получившие доходы в виде выигрышей от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Минимальный доход от продажи недвижимости.
Статьей 214.10 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения.
Так, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимости. В случае если кадастровая стоимость данного объекта недвижимости отсутствует в ЕГРН, указанные положения не применяются.
Отчет агентов перед ИФНС
Как устанавливает п. 2 ст. 230 НК РФ, субъекты должны предоставить в инспекцию по адресу учета:
- Документ, отражающий информацию о поступлениях плательщиков за предыдущий период, рассчитанных налоговых суммах, удержанных за этот период по каждому гражданину. Предоставляется данный отчет до 1 апреля года, идущего за истекшим периодом.
- Расчет суммы НДФЛ за 1 квартал, 6, 9 мес. – до последнего дня месяца, идущего за соответствующим периодом, а за год – до 1 апреля.
В пункте 2 ст. 230 НК РФ также установлено, что форма, формат, порядок предоставления отчетов утверждаются ФНС.
Камеральная проверка без декларации.
Если налогоплательщик не представит в установленный срок налоговую декларацию в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, то налоговый орган в соответствии с абз. 1 п. 1.2 ст. 88 НК РФ проведет камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах, исчислит сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 – 5 ст. 214.10 НК РФ.
С 1 января 2021 года вступят в силу изменения налоговый кодекс с 2020, внесенные в ст. 88 НК РФ: она будет дополнена п. 1.2, согласно которому камеральная налоговая проверка в указанном случае проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. В рассматриваемом случае камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Сумма НДФЛ исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.
Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, применяются и имущественные вычеты, предусмотренные ст. 220 НК РФ.
Читайте также: 1% с дохода свыше 300 000 ₽: как пересчитать и вернуть
Налоговые органы определят доход от продажи недвижимости исходя из цены сделки, которая будет получена от компетентных органов. Если необходимая информация не будет получена от компетентного органа или цена сделки окажется меньше кадастровой стоимости объекта недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7, то налоговики примут доход в сумме кадастровой стоимости, умноженной на коэффициент 0,7.
Если недвижимость находилась в долевой или совместной собственности, то доход будет определен пропорционально доле в праве собственности или в равных долях соответственно.
Соответствующие поправки внесены в ст. 217.1 НК РФ.
Дарение недвижимости.
Сумма НДФЛ по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.
В данном случае доходы налогоплательщика принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в ЕГРН. При дарении доли доходы налогоплательщика принимаются равными соответствующей доле кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в ЕГРН.
В случае непредставления в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате дарения объекта недвижимого имущества, проводится камеральная проверка на основе имеющихся у налогового органа документов (сведений).
Имущественные налоговые вычеты.
Отдельные коррективы внесены в ст. 220 НК РФ. Так, расширены виды процентов, которые можно учесть в качестве имущественного вычета, – к ним добавили расходы на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством РФ) (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Кроме того, с 2021 года при продаже имущества (за исключением ценных бумаг), полученного на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также по договору дарения, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества.
Если при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования или дарения налог в соответствии с п. 18 и 18.1 ст. 217 НК РФ не взимается, при налогообложении доходов, полученных при продаже такого имущества, учитываются также документально подтвержденные расходы наследодателя (дарителя) на приобретение этого имущества, если такие расходы не учитывались наследодателем (дарителем) в целях налогообложения, за исключением случаев, пре- дусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Новая норма применяется в отношении доходов физических лиц, полученных начиная с налогового периода 2021 года.
Отдельный порядок установлен для ситуации получения дохода от продажи доли в объекте недвижимого имущества, приобретенной в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256‑ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Новые нормы распространяются на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2021 года.
Также расширен перечень лиц, которые имеют право на получение имущественного вычета (п. 6 ст. 220 НК РФ): к действующим категориям добавлены родители детей и подопечных, признанных судом недееспособными.
Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.
Договоры купли-продажи ценных бумаг
Согласно дополнениям, внесенным в п. 1 ст. 226 НК РФ, с 2020 года, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 226.1 НК РФ, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам куп- ли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.
Указанные налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.
Обособленные подразделения
Теперь налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранномму налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Уплата НДФЛ за счет налогового агента
По общему правилу уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Теперь из этого правила будет исключение: случаи доначисления (взыскания) НДФЛ по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.
Отдельные виды доходов
Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ будут производить в том числе физические лица – иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в силу п. 7.4 ст. 83 НК РФ, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам – иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, исходя из сумм таких доходов (п. 1 ст. 228 НК РФ дополнен пп. 9).
Соответственно, обозначенные лица обязаны самостоятельно рассчитать сумму НДФЛ и представить налоговую декларацию в налоговый орган.
Налоговая декларация
Казалось бы, незначительная поправка внесена в п. 4 ст. 229 НК РФ: налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации. Но она существенно упростит и сэкономит время налогоплательщиков, поскольку не нужно будет ждать окончания камеральной проверки декларации, чтобы представить отдельно заявление на возврат (зачет) НДФЛ. Данная норма вступит в силу с 1 января 2021 года.
Кроме того, с 2021 года налоговая декларация по НДФЛ на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через МФЦ, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Обязанности налоговых агентов
Особое внимание нужно обратить на изменения, внесенные в ст. 230 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2021 года.
Комментарий к ст. 230 НК РФ
Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.
В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.
В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 Налогового кодекса РФ):
— российские организации;
— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
— индивидуальные предприниматели;
— постоянные представительства в России иностранных организаций.
Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.
Из приведенного выше правила есть исключения. В пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.
Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:
— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;
— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.
Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:
— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);
Читайте также: Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2021 г.
— от источников за пределами Российской Федерации;
— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).
Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).
Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию.
Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами. Вот эти правила.
1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.
2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.
3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно, без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.
4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.
6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.
7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.
В этой статье закреплены следующие обязанности налоговых агентов:
— учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде;
— представление в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде, ежегодно, но не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку налог с доходов, полученных у источника выплаты, индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности не исчисляется, то и сведения о таких доходах в налоговые органы не представляются. Следует помнить, что это правило распространяется лишь на тех предпринимателей, которые предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах в качестве плательщиков налога на доходы физических лиц на основании налоговой декларации.
По заявлению физических лиц налоговые агенты выдают справки о полученных ими доходах и удержанных с этих доходов суммах налога.
Единый срок представления отчетности по НДФЛ.
Пункт 2 ст. 230 НК РФ, определяющий порядок подачи отчетности по НДФЛ, приведен в новой редакции.
Налоговые агенты теперь должны будут представлять:
- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев (ф. 6‑НДФЛ) – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну) (ф. 2‑НДФЛ), – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Действующий срок представления формы 2‑НДФЛ – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Таким образом, срок представления форм 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ будет единым – не позднее 1 марта.
Снижение порога минимальной численности работников
Отчетность по формам 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по ТКС. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях. В действующей редакции ст. 230 НК РФ указана цифра 25, то есть снижена численность физических лиц, при которой налоговый агент может представить отчетность по НДФЛ на бумажных носителях.
Какие обязанности есть у налогового агента по п. 2 ст. 230 НК РФ?
Если физические лица получают за свою работу денежные средства, источник выплаты этих доходов (налоговый агент) обязан их учитывать (п. 1 ст. 230, подп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ), исчислять с них НДФЛ (пп. 1–3 ст. 226 НК РФ) и перечислять его в бюджет (п. 4 ст. 226 НК РФ), предварительно удержав из дохода физлица (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Но на этом обязанности налогового агента не заканчиваются. П. 2 ст. 230 НК РФ требует, чтобы агент сообщал сведения о сумме дохода и НДФЛ налоговикам, устанавливая виды подаваемой отчетности и ее сроки, а также особенности представления для некоторых налогоплательщиков.
Обязательной для подачи в отношении налога на доходы физлиц является следующая отчетность:
- сведения о доходах, подаваемые по форме 2-НДФЛ по каждому физлицу 1 раз за прошедший год в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (абз. 2 п. 2 ст. 230 НК РФ);
- сводный отчет (форма 6-НДФЛ) о суммах налога, начисленных/удержанных за отчетный период (определяемых поквартально нарастающим итогом), который сдается до окончания месяца, наступающего за очередным отчетным кварталом, а по году — в тот же срок, что и справки 2-НДФЛ (абз. 3 п. 2 ст. 230 НК РФ).
Отчетность должна сдаваться электронно, если число физлиц — получателей дохода составляет 25 человек и более. При меньшем их числе подача отчетов возможна на бумаге (абз. 7 п. 2 ст. 230 НК РФ).
Актуальную форму 2-НДФЛ и образец ее заполнения см. в статье .
А о том, как заполнить годовой отчет 6-НДФЛ и что его будет отличать от квартального, читайте в материале «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ за 2021 год».
Отчетность в один налоговый орган.
Общий порядок представления отчетности по НДФЛ для организаций, имеющих обособленные подразделения, не изменился: они представляют формы 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений.
Но налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений – территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, могут представить отчетность по НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации.
При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1‑го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления рассматриваемой отчетности.
Куда подавать сведения по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ?
Помимо видов отчетности по НДФЛ, обязательной для сдачи, в п. 2 ст. 230 НК РФ определяется, куда она должна представляться:
- юрлицами — по месту их учета (абз. 1);
- юрлицами, имеющими обособленные подразделения, — по месту их учета и месту учета подразделений (абз. 1 и 4);
- крупнейшими налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, —по их выбору либо только по месту своего учета, либо по местам учета своего и обособленных подразделений (абз. 5, письма Минфина России от 02.11.2016 № 03-04-06/64099, от 08.04.2016 № 03-04-06/20059);
- ИП, ведущие деятельность на патенте или ЕНВД и стоящие в связи с этим на учете по месту осуществления деятельности, — по месту такого учета (абз. 6).
Такой порядок коррелирует с обязанностью осуществлять по тем же местам оплату налога (п. 7 ст. 226 НК РФ). Исключение составляют только крупнейшие налогоплательщики, которые в части перечисления подчиняются общему для юрлиц правилу — платить налог по месту учета обособленных подразделений, если они есть.
О том, как уплачивается налог, если работа осуществляется в нескольких подразделениях, читайте в материале «Как платить НДФЛ, если работник работает и в головной организации, и в ее подразделении?». Как составить и сдать справку 2-НДФЛ, если работник трудится сразу в нескольких подразделениях, узнайте здесь.
* * *
С 2021 года вступят в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325‑ФЗ в гл. 23 НК РФ. Изменений много, они разные по значимости. Выделим наиболее важные для налоговых агентов:
- с 2021 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, смогут представлять налоговую отчетность по НДФЛ и перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту учета либо самой организации, либо одного из ее обособленных подразделений. Для этого организации необходимо уведомить о своем выборе налоговый орган. Сейчас такие налоговые агенты сдают отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения. Кроме того, если у организации есть несколько обособленных подразделений в другом муниципальном образовании (не в том, где зарегистрирована головная организация), то среди таких обособленных подразделений организация может выбрать ответственное лицо;
- с 2021 года снижается порог минимальной численности работников с 25 до 10 человек, при которой налоговые агенты обязаны представлять соответствующую налоговую отчетность в электронной форме;
- отчетность по НДФЛ за 2021 год представляется не позднее 2 марта 2021 года по следующим формам – справка 2‑НДФЛ и расчет 6‑НДФЛ.
[1] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №11, 2019 год
Статья 230 НК РФ. Обеспечение соблюдения положений настоящей главы (действующая редакция)
1. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
2. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:
расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.
Налоговые агенты — российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, в случае, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений — территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
3. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
5. В случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежат представлению правопреемником (правопреемниками) в налоговый орган по месту своего учета.
При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.