Эволюция налоговой политики в Российской Федерации

Пути эволюционного развития налоговой системы РФ

 В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития налоговой системы РФ.

Ключевые слова: налог, элементы налогообложения, налоговая система, налоговый кодекс.

Актуальность темы «Пути эволюционного развития налоговой системы» неоспорима, так как в настоящее время в России уделяется особое внимание налоговой системе. Разрабатываются и публикуются новые законы, проекты и нормативные акты по улучшению, совершенствованию налоговой системы. Идет формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов воздействия фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей государственной экономики. Данные реформы свидетельствуют о стремлении РФ изменить экономическое положение в стране.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство влияет на рыночную экономику, являются налоги. В рыночной экономике каждая страна, в каждом государстве налоговую политику используют как своего рода регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов формируются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Кроме того, при помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе вовлечение иностранных инвестиций, формируются хозрасчетные доходы и прибыль предприятий.

Читайте также:  В чем состоят особенности увольнения работающего пенсионера по собственному желанию?

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе предоставления определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Также в Налоговом кодексе Российской Федерации в статье 17 «Общие условия установления налогов и сборов» закреплены элементы налогообложения, которые представлены на рисунке 1:

Рис. 1. Элементы налогообложения

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом, формы и методы их построения, способы исчисления налогов и налоговый контроль.

Т. Ф. Юткина понимает под налоговой системой институциональное образование, смысл которого заключается в функционировании всей совокупности налоговых форм на основе фундаментальных принципов налогообложения, обеспечивающих компромисс различных финансовых интересов [9, с. 10].

В. Г. Пансков считает, что «налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства» [7, с. 20].

Основными органически связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в течение определенного периода. Налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж являются основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике. Налоговый механизм — более широкое понятие, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на реализацию налогового законодательства. Через налоговый механизм реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевой направленностью является решение конкретных социально-экономических задач [2, с. 54].

Когда-то философы относились к налогу как к общественно необходимому и полезному явлению, несмотря на то, что формы налога были варварскими: военные трофеи, труд рабов, жертвоприношения и многое другое. С развитием общества налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к современному содержанию.

Что же собой представляют налоги, какими качествами должны обладать определенные платежи, чтобы их можно было назвать налогами? Л. Н. Лыкова дает понятие, что » налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления» [3, с. 11].

Н. В. Миляков же пишет, что налог — это платеж, связанные с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него [5, с. 15].

Налоговая система подвержена постоянным изменениям под воздействием внутренних и внешних факторов (влияний), т. е. является не статической, а динамической системой. Налоговая система Российской Федерации строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней, в зависимости от уровня управления налоговым процессом: Федерального (на уровне Российской Федерации), регионального (на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения) и местного (муниципальных образований).

Федеральные налоги в Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов составляется там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и применяются на территории соответствующего субъекта Федерации.

Вводя региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговую ставку по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога. Все остальные элементы региональных налогов устанавливаются соответствующей главой Налогового кодекса. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований [6, с. 93].

Читайте также:  Инспекция ФНС России по Железнодорожному району Хабаровска в Хабаровске

Сегодня российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

Экономическая сущность налога выражается при помощи его функции. Налоговая функция — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Основные функции налогов — это контрольная, стимулирующая, распределительная и фискальная.

Законодательная база налоговой системы Российской Федерации определяется Налоговым кодексом (НК). В России общую линию налогового законодательства определяется Советом Федерации, Государственной Думой, Президентом РФ и Правительством РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые вступают в силу с одобрения Совета Федерации и подписью Президента [1].

Налоговый кодекс Российской Федерации — это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговая система основана на ряде принципов. Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от уплаты налогов утверждается законом. Это дает возможность использовать налоговую систему как инструмент государственной политики, имеющий силу закона, с одной стороны, а с другой — для защиты прав налогоплательщика. Принципы налогообложения — это основные идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В налоговой системе можно выделить экономические, организационные и юридические принципы (таблица 1).

Таблица 1

Принципы налогообложения

Организационные Экономические Юридические Принцип единства налоговой системы Принцип хозяйственной независимости Принцип нейтральности Принцип подвижности налогообложения Принцип справедливости Принцип установления налогов законами Принцип стабильности налоговой системы Принцип соразмерности Принцип приоритета налогового закона над неналоговым Принцип множественности налогов Принцип учета интересов Принцип отрицания обратной силы налогового закона Принцип исчерпывающего перечня налогов Принцип экономичности Принцип наличия в законе существенных

элементов налога

Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений

Принципы налоговой системы Российской Федерации принимают интересы субъектов налоговой системы и соответствуют основам налоговой системы, установленным в современном демократическом обществе. Необходимость налогов определяется непосредственно функциями государства. Как указывал Ж. Прудон, в сущности, вопрос о налоге есть — вопрос о государстве. Налоги были и остаются основными источниками государственных доходов. На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили естественный и материальный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме. По образному выражению К. Маркса «налоги — это материнская грудь, кормящая государство, или пятый Бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [4. C. 83].

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изм. и доп. на 1 октября 2021 г. (+ сравнительная таблица изменений). — М.: Издательство Эксмо, 2021. — 1664с.
  2. Георгиев, В. А. История России XIX — начала XX века. — М.: Академия изд-во МГУ, 2011. — 864с.
  3. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — Серия: Профессиональное образование
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955–1973. Т. 7. — 83 с.
  5. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение. Учебник. — 7-е изд., пе-рераб. и доп. / / Н. В. Миляков. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 509с.
  6. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 655 с.
  7. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. / В. Г. Пансков. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001–448с.
  8. Поляка, Г. Б. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 463 с.
  9. Юткина Т. Ф. Налоги и Налогообложение. Учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. / Т. Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2011–576с.
  10. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1998–2002. М.: Дело, 2003.
Добавить комментарий

Adblock
detector