Какие акты, действия и бездействие ИФНС можно обжаловать

Как обжаловать решение налогового органа

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Выделяют два вида обязательного обжалования:

  • апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
  • жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

Читайте также:  Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом.

После обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган можно обратиться не в суд, а подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Какие акты, действия и бездействие ИФНС можно обжаловать

Из приведенных определений следует, что неправомерные действия должностных лиц налоговых органов, обжалуемые налогоплательщиками, могут быть различными. Анализ судебной практики позволил выделить наиболее часто встречающиеся.

Во-первых, к ним относятся действия по выдаче налогоплательщикам справок о состоянии расчетов с бюджетом, в которых указана задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов, право на взыскание которой (в соответствии со ст. 70, 46–48 НК РФ) утрачено налоговыми органами

. В данном случае имеется в виду несоблюдение инспекторами сроков, установленных в:

  • ст. 70 НК РФ (сроки направления требования об уплате налога);
  • ст. 46 НК РФ (сроки обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика – индивидуального предпринимателя или юридического лица, находящиеся в банке);
  • ст. 47 НК РФ (сроки обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика – индивидуального предпринимателя или юридического лица);
  • ст. 48 НК РФ (сроки обращения взыскания на имущество налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

На основании вступившего в законную силу судебного акта, состоявшегося по заявлению об обжаловании таких действий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с требованием о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). О положительной практике обжалования налогоплательщиками таких действий см., например, постановления ФАС Московского округа от 18.01.2013 по делу № А40-49924/12-115-293, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 по делу № А19-1192/2012, ФАС Поволжского округа от 07.12.2011 по делу № А55-3754/2011.

Во-вторых, для налогоплательщиков – физических лиц актуальным является обжалование незаконных действий налогового органа по начислению налогов

. Известно, что сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по общему правилу рассчитывает сам налогоплательщик. Однако в силу ст. 362 и 396 НК РФ, а также ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговый орган берет на себя обязанность по исчислению за налогоплательщиков – физических лиц транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Данная обязанность реализуется посредством направления таким налогоплательщикам налоговых уведомлений – не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Нередко инспекторы ошибочно направляют налогоплательщикам уведомления, например, на уплату транспортного налога с автомобиля, снятого с учета, с квартиры, находящейся в собственности у иного лица, и т.п. В судебной практике накоплен опыт признания таких действий незаконными (см., например, определение Верховного Суда РФ от 16.02.2011 № 69-В10-15).

В-третьих, широкое распространение на практике приобретают такие незаконные действия должностных лиц налоговых органов, как неправомерное направление в банк инкассовых поручений о списании денежных средств со счетов налогоплательщиков

. В силу ст. 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налогоплательщиком налога в установленный срок обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках и его электронные денежные средства. Такое взыскание налога производится по решению ИФНС путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему необходимых денежных средств.

Принятие решения о взыскании, а также направление в банк инкассового поручения производится не позднее двух месяцев после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налога. Как правило, действия должностных лиц ИФНС по направлению в банк инкассовых поручений обжалуются в связи с нарушением указанного срока (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 № 8922/07 по делу № А49-5369/2006-256а/8).

В-четвертых, в качестве предмета обжалования выступают различные действия должностных лиц налоговых органов при осуществлении контрольных мероприятий

. В качестве примеров можно привести:

  • обжалование действий при производстве выемки документов и предметов (см., например, постановление ФАС Московского округа от 12.10.2012 по делу № А40-15826/12-121-144);
  • обжалование действий по истребованию у налогоплательщика определенных документов (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28.04.2012 по делу № А40-87461/11-99-409);
  • обжалование действий по осмотру помещений налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2006 по делу № А56-34779/2005) и т.п.

Этапы обжалования в ИФНС

1. В первую очередь нужно составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в инспекцию в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по акту целиком или по отдельным положениям акта.

Читайте также:  Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, в чем именно налогоплательщик не согласен. Очень хорошо будет, если налогоплательщик может подтвердить свои аргументы документально. В перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Подать возражения можно лично или через представителя, у которого обязательно должна быть доверенность (ст. 185-189 ГК РФ). Возражения подаются в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа. Можно отправить возражения почтой.

2. Если акты налогового органа уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика, подается жалоба. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Если решение налогового органа о привлечении к ответственности еще не вступило в силу, подается апелляционная жалоба. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Информация, которую обязательно нужно включить в жалобу и апелляционную жалобу, указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ). Он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

3. Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Читайте также:  Что такое отчетный период в бухгалтерской отчетности

Обжалование актов налоговых органов

Дата публикации: 25.05.2012 12:14 (архив)

Подразделение ФНС России Тип жалобы Инспекция ФНС России Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц инспекции ФНС России Управление ФНС России по субъекту РФ 1. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц инспекции ФНС России межрайонного уровня. 2. Жалоба на акты ненормативного характера инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня. 3. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по субъекту РФ Центральный аппарат ФНС России 1. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по субъекту РФ, начальника (заместителя начальника) Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. 2. Жалоба на акты ненормативного характера Управления ФНС России по субъекту РФ, Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. 3. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц ФНС России

Общий порядок обжалования.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 НК РФ).

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются ст. ст. 139 — 141 НК РФ.

По правилам названных статей обжалуются:

— решение об отказе в зачете или возврате налога;

— требование об уплате налога, пеней, штрафа;

— действия или бездействие налоговых органов;

— решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (с установленными ст. 101.2 НК РФ особенностями).

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменном виде соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа (п. п. 1, 3 ст. 139 НК РФ).

Порядок рассмотрения жалобы

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов. О продлении срока в течение трех дней со дня принятия такого решения сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 101 НК РФ присутствие налогоплательщика при рассмотрении его жалобы НК РФ не предусмотрено.

Принятие решения по жалобе

О решении, принятом по жалобе, налогоплательщику сообщают в течение трех дней со дня его принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ).

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

Следует отметить, что отменить решение по налоговой проверке в той части, которая не обжалуется налогоплательщиком, налоговый орган не вправе.

Особенности обжалования решений о привлечении к налоговой ответственности

Процедура обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности установлена в ст. 101.2 НК РФ. Одновременно в части, не противоречащей упомянутой статье, при обжаловании итоговых решений применяются также ст. ст. 139 — 141 НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 101.2 НК РФ.

Таким образом, правила ст. 101.2 НК РФ являются специальными по отношению к общему порядку, предусмотренному ст. ст. 139 — 141 НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

В первую очередь это касается решений, принимаемых налоговыми органами по материалам проведенных проверок.Для решений о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения введено обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Читайте также:  Как считать налог и оплачивать патенты в 2021 году?

Порядок обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности зависит от того, вступило оно в силу или нет.

Решение вступило в силу.

Если решение налогового органа вступило в силу, подача и рассмотрение жалобы осуществляются по общим правилам ст. ст. 139 — 141 НК РФ.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не обжаловано в апелляционном порядке,подается в течение года с момента вынесения такого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Апелляционная жалоба. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, обжалуется в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности подается до истечения десяти дней с момента получения налогоплательщиком указанного решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ). Этот срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) со следующего дня после даты вручения решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если апелляционную жалобу отправили почтой, днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Апелляционная жалоба подается через ту инспекцию, которая это решение вынесла (абз. 2 п. 3 ст. 139 НК РФ). Она обязана в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящую налоговую инстанцию. Подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган напрямую нельзя: ее не будут рассматривать.

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение месяца со дня получения (п. 3 ст. 140 НК РФ), и этот срок не может быть увеличен.

Когда апелляционная жалоба подана, заявитель не вправе отозвать ее (в отличие от простой жалобы) до принятия по ней решения (п. п. 3 и 4 ст. 139 НК РФ). В этом случае решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение (абз. 2 п. 9 ст. 101, п. 1 ст. 141 НК РФ). Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящей инспекции, оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Судебный порядок обжалования актов налоговых органов.

Акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ)

Напрямую в суд можно обжаловать:

а) решение об отказе в зачете или возврате налога;

б) требование об уплате налога, пеней, штрафа;

в) действия или бездействие налоговых органов.

Обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц можно путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 138 НК РФ).

С 2009г. для обжалования решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Добавить комментарий

Adblock
detector