Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете

Содержание
  1. Нормативное регулирование
  2. Трудовое законодательство
  3. НДФЛ и страховые взносы
  4. Правила бухучета штрафов по налогам и договорам
  5. Неустойка по договору поставки
  6. Списание сумм неустойки
  7. Штрафы и пени по налогам
  8. Пени – на расчеты с бюджетом
  9. Понятие и виды штрафных наказаний
  10. Проводки по штрафам
  11. Расчет проводок при начислении штрафов/пений
  12. Штрафы гибдд бухгалтерский и налоговый учет
  13. Как провести штраф ГИБДД в 1С 8.3
  14. Начисление штрафа
  15. Уплата штрафа в ГИБДД
  16. Получено согласие работника на возмещение ущерба
  17. Внесение работником суммы штрафа в кассу предприятия
  18. Удержание НДФЛ в случае отказа от возмещения штрафа
  19. Штраф ГИБДД — проводки в 1С 8.3
  20. shtraf.jpg
  21. Похожие публикации
  22. В каких случаях на компанию могут быть наложены административные санкции
  23. Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете
  24. Особенности отражения в бухгалтерском учете налоговых санкций
  25. Ближайшие бесплатные вебинары
  26. Компенсация штрафов ГИБДД за счет виновного лица
  27. Пример
  28. Как показать в учете штрафы – бухгалтерские проводки

Нормативное регулирование

Штраф ГИБДД учитывается в целях бухгалтерского учета в прочих расходах (п. 12 ПБУ 10/99) и отражается на счете 91.02 (План счетов 1С).
Штрафы за нарушение ПДД нельзя учесть в налоговых расходах как экономически не обоснованные (ст. 252 НК РФ). Кроме того, они прямо поименованы в расходах, не учитываемых в целях налогообложения (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Сумма возмещения ущерба в случае удержания ее с виновного лица включается в доходы в целях налога на прибыль (УСН) на дату признания должником либо дату вступления в силу решения суда (п. 3 ст. 250 НК РФ, п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Трудовое законодательство

В расчетах с работником возможны два варианта:

  • удержать сумму штрафа (ст. 238 ТК РФ),
  • не удерживать сумму штрафа (ст. 240 ТК РФ).

Взыскание ущерба с виновного лица производится по распоряжению работодателя, которое он должен издать не позднее месяца со дня установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).

Взыскать долг можно только в судебном порядке, если:

Читайте также:  Переоценка имущества: учет и налогообложение результатов

  • месячный срок истек;
  • работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб;
  • сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок;
  • работник обязался возместить ущерб добровольно, но до полного погашения долга уволился и отказался выплачивать долг.

С работника необходимо взять письменное согласие возместить сумму штрафа организации.

НДФЛ и страховые взносы

Организация может принять решение простить работнику ущерб, в этом случае возникает вопрос о необходимости обложения НДФЛ суммы ущерба.

Существует два противоположных мнения контролирующих ведомств относительно удержания НДФЛ с работника в случае прощения организацией нанесенного ей ущерба:

  • У работника возникает экономическая выгода (натуральный доход) в виде освобождения от обязанности возместить прямой действительный ущерб в сумме неудержанного штрафа (ст. 41 НК РФ). Доход подлежит обложению НДФЛ (Письма Минфина РФ N 03-04-05/1660 от 20.01.2016, от 22.08.2014 N 03-04-06/42105, от 12.04.2013 N 03-04-06/12341, от 10.04.2013 N 03-04-06/1183, от 08.11.2012 N 03-04-06/10-310).
  • У работника не возникает дохода, так как к ответственности привлечена организация как владелец транспортного средства (Письмо ФНС РФ от 18.04.2013 N ЕД-4-3/[email protected]).

Если вы примете решение удержать налог, то для целей учета НДФЛ:

  • дата получения дохода — день прощения ущерба (дата распоряжения, приказа о прощении) (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ);
  • дата удержания НДФЛ — дата первой по времени денежной выплаты в пользу работника (п. 4 ст. 226 НК РФ);
  • срок перечисления НДФЛ — день, следующий за днем выплаты работнику (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Страховыми взносами прощенный штраф не облагается, так как никаких выплат в пользу работника не производилось (ст. 420 НК РФ).

Правила бухучета штрафов по налогам и договорам

Компанию могут оштрафовать налоговые органы, к примеру, за несвоевременную сдачу отчетности. Штрафы могут предъявить контрагенты за нарушение условий договоров. Может случиться и обратное — организация сама получит денежную компенсацию от поставщика, который вовремя не отгрузил товар. Учет санкций в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Неустойка по договору поставки

Штраф можно предъявить как покупателю, так и поставщику товара в таких ситуациях:

1. Поставщик нарушил сроки поставки товара, указанные в договоре.

2. Покупатель не оплатил товар в сроки, прописанные в договоре поставки.

Чаще всего нарушитель платит пени, рассчитанные за каждый день просрочки платежа. При нарушении условий договора виновная сторона должна заплатить неустойку согласно договору. Компания, права которой нарушены, выставляет в адрес виновной организации письменное требование (претензию) об уплате неустойки (ст. 331 ГК РФ). Стороны могут договориться о переносе сроков выплаты штрафа, подписав дополнительное соглашение.

Нередко нарушитель договора отказывается платить штраф. В таком случае можно подать иск в суд. Если суд вынесет положительное решение, контрагент будет обязан выплатить штраф. Скорее всего, нарушителя обяжут возместить судебные издержки и государственную пошлину, уплаченную истцом за рассмотрение дела в суде.

Учет у пострадавшей стороны

В налоговом учете полученная пострадавшей стороной неустойка отражается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими доходами (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Проводки будут такими:

Читайте также:  Как учесть компьютер — как один объект или как несколько? (выбираем удобный способ в бухгалтерском и налоговом учете)

Дебет 76 Кредит 91.01 — отражена сумма неустойки в учете

Дебет 91.02 Кредит 68 — отражена госпошлина за рассмотрение иска в суде

Дебет 76 Кредит 91.01 — сумма госпошлины по решению суда предъявлена к возмещению нарушителем

Дебет 51 Кредит 76 — сумма неустойки поступила на расчетный счет

Учет у нарушителя

В налоговом учете сторона договора, допустившая нарушение, включает неустойку в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими расходами (п. 12 ПБУ 10/99).

Проводки будут такими:

Дебет 91.02 Кредит 76 — начислена неустойка

Дебет 76 Кредит 51 — сумма неустойки перечислена пострадавшей стороне.

ООО «Глобус» отгрузило ООО «Меч» электростанцию на сумму 826 000 рублей, в том числе НДС — 126 000 рублей. ООО «Меч» по условиям договора должно заплатить за товар до 15.05.2017 включительно. Деньги на счет ООО «Глобус» поступили 25.05.2017. Размер неустойки составляет 0,3 % от суммы договора за каждый день просрочки. Начисление неустойки начнется с 16.05.2017. Неустойка = 826 000 х 0,3 % х 10 дней = 24 780 рублей. ООО «Глобус» отразит неустойку в составе внереализационных доходов: Дебет 76 Кредит 91.01 — 24 780 ООО «Меч» отразит неустойку в составе внереализационных расходов: Дебет 91.02 Кредит 76 — 24 780

Списание сумм неустойки

Уменьшение сумм начисленных доходов при списании неустойки по основаниям, предусмотренным Правительством РФ в соответствии с Инструкциями, отражается:
Д-т    (КДБ) Х

. 401.10 (174)

К-т    (КДБ) Х

. 209.40. (560)
либо
(КДБ)
Х*
. 205.41. (560)

Читайте также:  Правила заполнения инвентаризационной описи тмц

Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).

Счет 401.10.174 «Выпадающие доходы» внесен в Инструкции по бухгалтерскому учету Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 №209н (вступил в силу 05.12.2016).

Штрафы и пени по налогам

Проводки будут такими:

Дебет 99 Кредит 68 (69) — начислен штраф по налогу (страховым взносам).

Дебет 68 (69) Кредит 51 — перечислен штраф по налогу (страховым взносам).

Важно! Налоговые штрафы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Кроме штрафных санкций, за просрочку платежа контролирующие органы могут начислить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 75 НК РФ). Пени = Недоимка по налогу x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования. Пени начинают начисляться со следующего дня после наступления срока уплаты налога.

По мнению ФНС, пени нужно начислять вплоть до дня погашения недоимки по налогам, включая и сам этот день (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Суды и Минфин не согласны с таким подходом (письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Арбитры и финансисты считают, что за день погашения задолженности пени начислять неправомерно.

Важно! С 01.10.2017 при просрочке более 30 дней пени начисляются исходя из 1/150 ставки рефинансирования (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Чаще всего бухгалтеры списывают пени на счет 99:

Дебет 99 Кредит 68 — начислены пени.

Некоторые специалисты считают, что пени нужно относить на счет 91.

Организации предстоит самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить соответствующие правила в учетной политике. Обратите внимание, что пени по своей экономической сути схожи со штрафами. А для учета штрафов предназначен счет 99. Но если компания учитывает пени на счете 91, то нужно отражать постоянное налоговое обязательство (по требованиям ПБУ 18/02).

ИФНС выставила в адрес ООО «Меч» требование об уплате пеней в размере 620 рублей. В учетной политике ООО «Меч» закреплено, что пени отражаются на счете 91. Компания отразит операцию такими проводками: Дебет 91-2 Кредит 68 620 — начислены и отражены в учете пени; Дебет 99 Кредит 68 124 — рассчитано постоянное налоговое обязательство (620 x 20 %).

Пени – на расчеты с бюджетом

Начисление пени за несвоевременную уплату налога (авансовых платежей по нему) отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» независимо от системы налогообложения (инструкция по применению плана счетов, письмо Минфина от 28 декабря 2021 г. № 07-04-09/78875).

Проводка будет такой:

Дебет 99 Кредит 68

— начислены пени по налогу.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как начислить налоговые санкции

Понятие и виды штрафных наказаний

Это разновидность материальной ответственности за совершенные нелегитимные действия, выраженная в конкретной денежной сумме.

Все штрафы подразделяются на две категории:

  1. Гражданско-правовые — устанавливаются за нарушение сторонами обязательств по договору (п. 7 ПБУ 9/99).
  2. Административный штраф — категория санкций, взыскиваемая различными госорганами и учреждениями. К административным взысканиям относятся платежи в ФНС, ГИБДД, Роспотребнадзор и проч.

Бухучет санкций ведется, согласно нормативам ПБУ 10/99, по следующим счетам:

  • в случае нарушения законодательных норм — по счету 99 «Прибыли и убытки»;
  • при нарушении договорных условий и обязательств и положений КоАП — по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Документальным основанием для отражения штрафных платежей является решение о привлечении к административной ответственности либо платежное (инкассовое) поручение, подтверждающее оплату взыскания.

Издержки на уплату наказания по решению судебных органов и принятые должником организация включает во внереализационные расходы, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу налога на прибыль (ст. 265 НК РФ). На основании ПБУ 18/02, этот вид затрат не является составной частью налога на прибыль и не включается в базу, формирующую налог на прибыль. Таким образом, затраты на взыскания подлежат списанию в конце отчетного периода.

Читайте также:  Как сэкономить налог на прибыль по договору лизинга

Проводки по штрафам

Рассмотрим основные проводки по отражению штрафных санкций в бухгалтерском учете некоммерческих организаций:

  • Дт 99 Кт 68 — начисление наказания за нарушение нормативов действующего налогового законодательства;
  • Дт 76.2 Кт 91 — начислено взыскание за несоблюдение условий и обязательств по договору.

Для некоммерческой организации проводки по штрафам ГИБДД формируются так:

  • Дт 91 Кт 76. субсчет «Административные штрафы» — начислено взыскание ГИБДД за правонарушение по правилам дорожного движения;
  • Дт 76 Кт 50, 51 — бухгалтерские проводки по штрафу за нарушение ПДД (штраф оплачен).

Начисление санкций от ФНС за неуплату налога фиксируется так:

  • Дт 99.1 Кт 68.4 — начисление взыскания;
  • Дт 99.2 Кт 68.4 — отражение пени, начисленной за просроченный налоговый платеж;
  • Дт 68.4 Кт 51 — оплата санкций по просрочке в ФНС.

Расходы на штрафные санкции бюджетных учреждений отражаются на КОСГУ 290 — «Прочие расходы» (Приказ Минфина № 65н от 01.07.2013).

Расчет проводок при начислении штрафов/пений

В программе 1С 8.2 можно создать проводку двумя методиками — вручную или через типовую операцию.

Как сформировать проводку вручную?

Шаг 1. Необходимо создать новую ручную операцию в версии программы 1С 8.3. Пользователь переходит. В раздел «Операции» и кликает на надпись «Операции, введенные вручную». Через несколько секунд пользователю откроется окно для ручных операций.

В открывшейся форме необходимо выбрать пункт «Создать» и выбрать ссылку «Операция». В программе запустится окно для создания нужных проводок по начислению штрафов и пени.

Шаг 2. Важно сделать проводку по начислению штрафа в ручном режиме в окне «Операция (Создание)». На этом этапе клиент заполняет несколько полей с указанием персональных данных. Подтвердить процедуру, нажав на кнопку «Добавить». Следом откроется форма для создания бухгалтерских подводок.

В поле «Дебет» пользователь указывает наименование счёта 99.01.1 «Прибыли и убытки». Далее открывается справочник с несколькими пунктами. Среди них необходимо выбрать «Причитающиеся налоговые санкции». В поле «Кредит» указывается счет бухгалтерского учета , по которому учитываются текущие расчеты по налогу. Именно по нему были начислены штрафные санкции.

Пример:

Для 68.01 «НДФЛ» нужно выбрать из справочника пункт «Штраф: начислено / уплачено». В открывшемся поле с суммой отмечается размер штрафа или пени в рублях. Ниже необходимо написать содержание проводки, например, «Начисление штрафа по требованию №256».

Последним шагом становится подтверждение процедуры. Пользователь кликает на надпись «Записать». В 1С 8.3 можно создать неограниченное количество проводов по пеням и штрафам.

Штрафы гибдд бухгалтерский и налоговый учет

Несмотря на то что в описанной ситуации ПДД нарушил водитель, административную ответственность в подобном случае понесет именно собственник транспортного средства, то есть организация. Это правило установлено в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ. Как гласит названная норма, к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения (в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Тогда как согласно определению, данному в п. 1.2 Правил дорожного движения*(1), водитель — это лицо, управляющее транспортным средством. Причем о праве собственности на транспортное средство как о квалифицирующем признаке водителя речь здесь не идет.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что водителем признается любое лицо, севшее за руль: не только водитель, сдавший экзамены на право управления каким-либо видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и лицо, у которого удостоверение было изъято в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов ПДД, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Примечание. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и в полном объеме зачисляется в бюджет (ч. 1, 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Итак, организация, являясь собственником транспортного средства, выступает субъектом правонарушения в области ПДД, поскольку в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ указан специальный субъект ответственности — собственник транспортного средства (абз. 8 вопроса 10 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010). Поэтому административный штраф должна уплатить организация (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Отметим, что согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ организация может быть освобождена от административной ответственности, если докажет, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из обладания организации в результате противоправных действий других лиц.

К сведению. Федеральным законом от 07.05.2013 N 92-ФЗ*(2) внесены изменения в Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ. В частности, КоАП РФ дополнен ст. 12.32.1 следующего содержания: допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 50 000 рублей. Данная норма вступает в силу 05.11.2013.

Кто виноват?

Между тем фактическим виновником в рассматриваемой ситуации является водитель, поскольку именно он совершил административное правонарушение. Значит, он и обязан возместить организации прямой действительный ущерб, под которым в соответствии со ст. 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя.

Исходя из ч. 2 ст. 130 ГК РФ деньги признаются движимым имуществом. Следовательно, действия работника, приведшие к уплате организацией штрафа, рассматриваются как причинение ей прямого действительного ущерба в виде уменьшения размера движимого имущества.

В случае причинения работником ущерба в результате административного проступка, установленного соответствующим государственным органом, на работника возлагается полная материальная ответственность (ст. 243 ТК РФ).

Согласно ст. 242 ТК РФ работник должен возместить ущерб, причиненный организации, в полном размере. В то же время работодатель может отказаться от своего права взыскать с работника сумму причиненного ущерба. Это следует из положений ст. 240 ТК РФ.

Резюмируем сказанное. Работодатель в любом случае обязан уплатить административный штраф. Однако далее возможны два варианта развития событий: работодатель взыщет с работника сумму ущерба или откажется от взыскания. То, как это должно быть отражено в учете, рассмотрим далее.

Организация уплатила штраф, работник его возместил

Ситуация, когда работник соглашается возместить сумму штрафа, уплаченного работодателем, в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов*(3) должна отражаться в учете так:

Дебет 76 Кредит 51 — сумма штрафа уплачена работодателем в бюджет Дебет 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 76 — работник принял на себя обязательство возместить работодателю причиненный ущерб (запись делается на момент подписания соответствующего документа (например, акта) работодателем и работником) Дебет 50 (70) Кредит 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» — отражена сумма, внесенная работником в кассу организации (удержанная из его заработной платы)

Организация решает не взыскивать с работника сумму штрафа

В данном случае порядок отражения операций в учете несколько иной. Сразу отметим, что сумма административного штрафа за нарушение ПДД, уплаченного работодателем за своего работника, в бухгалтерском и налоговом учете признается по-разному.

В бухгалтерском учете сумма штрафа учитывается на основании п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»*(4) в составе прочих расходов.

При этом в учете делаются следующие записи: Дебет 91-2 Кредит 76 — отражен расход в размере суммы административного штрафа Дебет 76 Кредит 51 — сумма штрафа уплачена в бюджет В налоговом учете сумма штрафа, уплаченная работодателем за нарушение работником ПДД, не учитывается в целях налогообложения прибыли. Основание — п. 2 ст. 270 НК РФ. В результате признания в бухгалтерском учете суммы административного штрафа, не учитываемого при исчислении налога на прибыль, образуется постоянная разница и соответствующая ей сумма постоянного налогового обязательства (ПНО) (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»*(5)). В учете ПНО отражается так: Дебет 99 Кредит 68-ПНО.

Здесь остается добавить, что положения ПБУ 18/02 субъекты малого предпринимательства*(6) могут не применять (п. 2 данного бухгалтерского стандарта). При этом свой выбор таким организациям нужно в обязательном порядке прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Важный нюанс

Помимо непосредственно уплаты штрафа, размер которого может варьироваться в зависимости от состава совершенного работником правонарушения, работодатель, принимая решение не взыскивать с работника сумму ущерба, должен решить для себя следующий вопрос. Возникает ли в этом случае у работника облагаемый НДФЛ доход, а у работодателя, соответственно, обязанности налогового агента? И этот вопрос отнюдь не праздный, поскольку однозначного ответа на него действующее законодательство не дает, а мнения контролирующих органов, похоже, разделились.

В частности, Минфин считает, что, если организация уплатила штраф за нарушение ПДД и впоследствии простила работнику причиненный материальный ущерб, у работника возникает экономическая выгода в натуральной форме, которая облагается НДФЛ. Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в письмах от 10.04.2013 N 03-04-06/1183, от 08.11.2012 N 03-04-06/10-310.

Свою позицию финансисты обосновывают так. В рассматриваемой ситуации установлен и размер причиненного ущерба, и конкретное виновное лицо, следовательно, прощение суммы административного штрафа приводит к возникновению у работника экономической выгоды, полученной в натуральной форме, которая, в свою очередь, в силу ст. 41 НК РФ приводит к возникновению объекта обложения НДФЛ.

Читайте также:  Учет движения денежных средств на счете 55 «Специальные счета в банках»

Как провести штраф ГИБДД в 1С 8.3

Начисление штрафа

В Организацию поступило Постановление об административном правонарушении в отношении ПДД.

07 мая Постановление вступило в силу.

08 мая оплачен штраф ГИБДД.

13 мая получено согласие работника на возмещение ущерба, нанесенного Организации.

20 мая внесена работником в кассу сумма возмещения.

Начисление штрафа ГИБДД в 1С 8.3 отразите документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную на дату вступления в силу Постановления об административном правонарушении.

Укажите:

  • Дебет — 91.02 «Прочие расходы»: Субконто 1 — статья прочих доходов и расходов, Вид статьи — Прочие внереализационные доходы (расходы), флажок Принимается к налоговому учету не установлен.
  • Кредит — 76.02 «Расчеты по претензиям»:
      Субконто 1— государственный орган, начисливший штраф: выбирается из справочника Контрагенты;
  • Субконто 2 — Постановление о назначении штрафа, Вид договора —Прочее;
  • Сумма — сумма штрафа.
  • Уплата штрафа в ГИБДД

    Уплату штрафа в 1С 8.3 отразите документом Списание с расчетного счета вид операции Прочие расчеты с контрагентами в разделе Банк и Касса – Банк – Банковские выписки – кнопка Списание.

    Укажите:

    • Дата — дата уплаты штрафа, согласно выписке банка;
    • По документу № от — номер и дата платежного поручения;
    • Получатель — государственный орган, начисливший штраф;
    • Договор — Постановление о назначении штрафа;
    • Статья расходов — Прочие расходы; Вид движения — Прочие платежи по текущим операциям.

    Получено согласие работника на возмещение ущерба

    Если получено согласие работника на возмещение ущерба организации, то задолженность работника отразите документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную.

    В документе укажите:

    • от — дата письменного признания виновным лицом ущерба.

    Отнесение суммы ущерба на виновного работника:

    • Дебет — 73.02 «Расчеты по возмещению материального ущерба»: Субконто — указывается виновный работник из справочника Физические лица, с которого подлежит взысканию сумма ущерба;
  • Кредит — 91.01 «Прочие доходы»:
      Субконто— статья прочих расходов и доходов, Вид статьи— Возмещение убытков к получению (уплате), флажок Принимается к налоговому учетуустановлен.
  • Сумма — сумма штрафа.
  • Сумма штрафа может быть:

    • внесена работником в кассу;
    • удержана работодателем из зарплаты.

    Подробнее на примере Удержания из зарплаты ущерба за недостачу

    Внесение работником суммы штрафа в кассу предприятия

    Оформите документ Поступление наличных вид операции Прочий приход в разделе Банк и касса – Касса — Кассовые документы – кнопка Поступление.

    Укажите:

    • Статья доходов — Получение штрафов, пеней, неустоек за неисполнение договоров: Вид движения — Прочие поступления по текущим операциям.

    Удержание НДФЛ в случае отказа от возмещения штрафа

    Для исчисления НДФЛ с прощенной суммы ущерба создайте новый вид начисления Прощенный ущерб. Настройка нового вида начисления осуществляется в разделе Зарплата и кадры — Справочники и настройки — Настройки зарплаты — раздел Расчет зарплаты — ссылка Начисления — кнопка Создать.

    Установите:

    • В разделе НДФЛ: переключатель — облагается;
    • код дохода — 4800 «Иные доходы»;
    • флажок Доход в натуральной форме установлен: это требуется для того, чтобы в документе Начисление зарплаты был исчислен НДФЛ, но начисление самого дохода не происходило.
  • В разделе Страховые взносы:
      Вид дохода— Доходы, целиком не облагаемые страховыми взносами, кроме пособий за счет ФСС и денежного довольствия военнослужащих.
  • В разделе Налог на прибыль, вид расхода по ст. ­255 НК РФ:
      переключатель — не включается в расходы по оплате труда.
  • Флажок Входит в состав базовых начислений для расчета начислений «Районный коэффициент» и «Северная надбавка» — не устанавливаете.
  • Исчисление НДФЛ с прощенного ущерба оформите документом Начисление зарплаты в разделе Зарплата и кадры — Зарплата — Все начисления – кнопка Создать – Начисление зарплаты.

    По кнопке Добавить в форме Начисления укажите созданный вид начисления:

    • Дата выплаты — дата уплаты штрафа Организацией;
    • Сумма — сумма прощенного штрафа.

    Штраф ГИБДД — проводки в 1С 8.3

    Документ формирует проводки:

    • Дт Кт — начисление зарплаты;
    • Дт Кт 68.01 — удержание НДФЛ с зарплаты и натурального дохода;
    • Дт Кт 69.01 — начисление страховых взносов на социальное страхование в ФСС с зарплаты;
    • Дт Кт 69.03.1 — начисление страховых взносов в ФФОМС с зарплаты;
    • Дт Кт 69.02.7 — начисление страховых взносов на пенсионное страхование в ПФР с зарплаты.

    shtraf.jpg

    Похожие публикации

    Когда речь заходит о штрафах для предприятия, в первую очередь возникает мысль о налоговых санкциях. Действительно, это наиболее распространенная ситуация, в которой компания несет подобные затраты. Но в некоторых случаях организации приходится платить и штрафы, не связанные с налоговыми нарушениями. Рассмотрим, в каких случаях это может быть и как отразить штрафы в бухучете.

    В каких случаях на компанию могут быть наложены административные санкции

    Административный кодекс содержит десятки статей, согласно которым юридическое лицо может быть подвергнуто штрафным санкциям.

    Перечислим ряд наиболее распространенных случаев:

    • При нарушении правил дорожного движения водителями, управляющими принадлежащим организации автотранспортом.
    • При нарушениях трудового законодательства, выявленных специалистами Роструда.
    • При нарушениях законодательства о защите прав потребителей торговыми организациями.
    • При нарушениях отдельных требований налогового законодательства, не связанных непосредственно с уплатой налогов (например, сроков сдачи деклараций).

    Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете

    Общие принципы отражения расходов в бухучете приведены в ПБУ 10/99 «Расходы организации».

    Т.к. штрафы нельзя отнести к расходам, непосредственно связанным с основной деятельностью компании, то они могут быть отнесены к прочим расходам в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99. Приведенный в этом пункте перечень является открытым, поэтому на его основании можно признать в качестве расходов и штрафные санкции.

    В соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н для учета прочих расходов применяется счет 91.

    Таким образом, если компании начислены штрафы, проводки в бухучете будут связаны с этим счетом. Независимо от типа штрафа – нарушение ПДД или штраф трудовой инспекции – бухгалтерские проводки будут одинаковыми:

    ДТ 91.2 – КТ 76 – начисление штрафа;

    ДТ 76 – КТ 51 – штраф перечислен в бюджет.

    Если предприятие оспаривало штрафные санкции в суде, но проиграло дело, взыскание могут производить судебные приставы. При этом проводки по исполнительному листу будут аналогичными рассмотренным выше.

    В отличие от бухгалтерского, положения налогового учета содержат прямой запрет на включение в затраты штрафных санкций, перечисляемых в бюджет (п. 2 ст. 270 НК РФ).

    В данном случае возникает постоянная разница между двумя видами учета в сумме начисленных штрафных санкций.

    Поэтому, если организация осуществила начисление штрафа, проводки нужно дополнить операциями по отражению налоговых разниц в соответствии с ПБУ 18/02. В данном случае возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО). Чтобы определить его величину, нужно умножить постоянную разницу на текущую ставку налога на прибыль.

    ДТ 99 – КТ 68.4 – отражено ПНО

    Таким образом, если организации был начислен штраф, проводки касаются не только расчетов с бюджетом, но и возникающих налоговых разниц.

    Особенности отражения в бухгалтерском учете налоговых санкций

    Никто не застрахован от ошибок. К сожалению, российское законодательство позволяет наказать организацию и должностных лиц не только за свои ошибки, но и за действия тех, с кем мы работаем – наших контрагентов. И прежде, чем начать разговор об учете санкций, давайте определимся, что же они из себя представляют.

    Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (часть 1 ст. 106 НК РФ).

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений организации несут в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 107 НК РФ).

    Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 114 НК РФ).

    Итак, налоговые санкции – это штраф, который налоговые органы накладывают за нарушение налогового законодательства. Пени к ним не относятся. Но, поскольку организациям приходится платить и то, и другое, расскажем, как следует отразить такие начисления в бухгалтерском учете, а также об особенностях отражения в бухгалтерском учете административных штрафов.

    Штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений существуют давно, а единого подхода к их учету в бухгалтерском учете до сих пор нет, вернее, специалисты не всегда соглашаются с мнением Минфина России.

    Минфин в письме от 15.02.2006 № 07-05-06/31 предлагает суммы причитающихся налоговых санкций отражать на счете 99 «Прибыли и убытки». Списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

    Обратимся к другим документам. В приказе Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» указано, что счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного периода отражаются:

    • прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
    • сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
    • суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
    Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в п. 83 подтверждает данные положения.

    В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

    В отчете о прибылях и убытках по строке «Прочее» отражаются в том числе и штрафные санкции, уплачиваемые организациями за нарушения налогового и иного законодательства, а также доначисления (суммы к уменьшению) по налогу на прибыль за предыдущие налоговые периоды в связи с выявлением несущественных ошибок (п. 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

    И вроде бы все понятно, делаем следующую проводку:

    • Д-т счета 99 «Прибыли и убытки», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – при начислении штрафных санкций.

    При перечислении их в бюджет:

    • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».

    Однако некоторые эксперты считают, что подобным образом нужно учитывать только штрафные санкции по налогу на прибыль. Штрафные санкции, не связанные с исчислением налога на прибыль, следует учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы», так как санкции по налогам, за исключением налога на прибыль, являются прочими расходами, что соответствует ПБУ 10/99 «Расходы организаций». В таком случае начисление и перечисление штрафных санкций оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

    • Д-т счета 91-1 «Прочие доходы и расходы», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
    • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».

    При этом следует помнить, что суммы перечисляемых в бюджет санкций не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) независимо от того, в корреспонденции с каким счетом сделана проводка в бухгалтерском учете. Поэтому организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» должны учесть следующее.
    При выборе первого способа отражения операции по начислению штрафа различий в порядке признания доходов и расходов между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает. При этом способе условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной без учета суммы штрафа (п. 20 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

    При выборе второго способа отражения операции по начислению штрафа его сумма в бухгалтерском учете включается в состав расходов. Это значит, что условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной с учетом суммы прочего расхода в виде штрафа (п. 20 ПБУ 18/02).

    Так как в налоговом учете данный расход не учитывается, у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (абз. 2 п. 4, п. 7 ПБУ 18/02). Возникновение постоянного налогового обязательства отражается записью по дебету счета 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)», и кредиту счета 68.

    Штраф может быть административным, наложенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на основании п. 1 ст. 23.5 налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 14.5, ст. 15.1, 19.7.6 КоАП РФ.

    Например, организацию могут оштрафовать за неприменение ККТ. Начисление и уплату данного штрафа необходимо отразить следующими бухгалтерскими проводками:

    • Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Уплата штрафа отражается:

    • Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», К-т счета 51 «Расчетные счета».

    Сумма административного штрафа, подлежащая уплате организацией, учитывается в составе прочих расходов на основании п. 11 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
    Следует отметить, что организация должна оплачивать только те санкции, которые наложены на предприятие, а не на конкретное физическое лицо. Должностные лица оплачивают наложенные на них штрафные санкции за счет собственных средств. В противном случае организация, оплатившая такой штраф, выплатила доход физическому лицу и должна исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ, т.е. удержать с оплаченной суммы налог и перечислить его в бюджет. Кроме того, ей придется начислить на оплаченную сумму и страховые взносы (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

    Ближайшие бесплатные вебинары

    • 23.08.2021
      Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
    • 25.08.2021
      Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
    • 26.08.2021
      Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание

    Компенсация штрафов ГИБДД за счет виновного лица

    В соответствии со ст. 238 ТК РФ организация имеет право взыскать уплаченный штраф с виновного лица. В данном случае виновным лицом может быть признан водитель.

    Если организации – владельцу транспортного средства был начислен штраф ГИБДД, проводки по компенсации ущерба будут следующие:

    ДТ 73 – КТ 91.1 – сумма штрафа отнесена на расчеты с виновным лицом;

    ДТ 70 – КТ 73 – сумма удержана из зарплаты, или

    ДТ 50 – КТ 73 – сумма добровольно внесена в кассу предприятия.

    Пример

    Водитель Смирнов А.В. на автомобиле, принадлежащем ООО «Альфа», превысил скорость и был оштрафован на 1 тысячу рублей. Чтобы отразить в учете данный штраф за нарушение ПДД, бухгалтерские проводки будут следующие:

    ДТ 91.2 – КТ 76 (1000 руб.) – начислен штраф

    ДТ 76 – КТ 51 (1000 руб.) – сумма штрафа перечислена в бюджет

    ДТ 99 – КТ 68.4 (1000 х 20% = 200 руб.) – отражено постоянное налоговое обязательство

    ДТ 73 – КТ 91.1 (1000 руб.) – штраф отнесен на виновное лицо

    ДТ 50 – КТ 73 (1000 руб.) – водитель внес сумму в кассу.

    Как показать в учете штрафы – бухгалтерские проводки

    Чтобы понять, как показывать в учетных данных штраф, необходимо сначала определиться с типом санкции – налоговая или неналоговая.

    По штрафам, налагаемым на субъекты хозяйствования за нарушение налогового законодательства, расходы относят на 99 счет «Прибыли и убытки» или на сч. 91.2 «Прочие расходы» (Д-т 91.2, 99 — К-т 68). При оплате штрафа проводки имеют вид: Д-т – К-т 51.

    Штрафы по страховым взносам относятся на прочие расходы, проводка составляется между дебетом 91 счета и кредитом счета (Д-т 91.2 – К-т 69).

    Еще одна категория санкций – административный штраф. Например, если субъекту хозяйствования выписан штраф ГИБДД, проводки будут составляться между дебетом счета 91.2 и кредитом счета (Д-т 91.2 – К-т 76/штраф). При оплате штрафа делается запись о погашении обязательств перед бюджетом (Д-т 76/штраф – К-т 91.2). Аналогичные записи формируются при штрафах от трудовой инспекции и т.п.

    При начислении и уплате штрафа в пользу обычного контрагента, предусмотренные договором штрафные санкции фиксируются корреспонденцией Д-т 91.2 – К-т 76.2, то есть дополнительные затраты относятся к прочим расходам. Если субъект хозяйствования выступает в роли получателя штрафа от контрагента, то в учете подлежащая зачислению санкция отражается записью Д-т 76 – К-т 91.1.