- Проверка организаций, эксплуатирующих транспорт
- Как правильно заполнять путевой лист для автомобиля бюджетного учреждения?
- Широкий круг интересов Трудоинспекции
- Зачем трудовая инспекция проверяет путевые листы?
- Инспекция сверяет рабочее время водителей по факту
- Отметка механика в путевом листе
- Что с другими реквизитами
- Штраф 115 тысяч за отсутствие предрейсового осмотра
- Предусмотренная система штрафов за отсутствие бланка путевого листа в 2021 году
- Нарушения предъявленные ТИ:
- Движение горючего
- Новости 2021 года в Трудовой политике
- Разъяснения в части проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров
- Обязательно ли проходить медосмотр?
- Что такое путевой лист
- Как избежать прохождения медосмотра?
- Чем подтверждается пройденный медосмотр?
Проверка организаций, эксплуатирующих транспорт
Сузив задачу, обратимся к положениям, которые касаются юрлиц, ИП, государственных (бюджетных), автономных и прочих компаний, использующих транспортные средства. Трудоинспекция проверит:
- Штат сотрудников, отвечающих за техническое состояние ТС, за безопасность дорожного движения. Их квалификацию, в соответствии с требованиями законодательства (документы об аттестации, прохождение обучения, распоряжения руководства о назначении, об их обязательствах, инструкции, условия труда и отдыха, технику безопасности на рабочем месте, журналы проведения инструктажей и т. п.).
- Организацию предрейсовых, послерейсовых медосмотров. Соответствует ли процедура медицинских осмотров требованиям законодательства (лицензирование медицинской деятельности, соответствие медработника требуемой квалификации, оборудование медкабинета, ведение журналов предрейсовых (послерейсовых) в соответствии с нормативами, установленными Минздравом РФ).
Путевые листы.
Соответствуют ли требованиям Приказа №152, все ли необходимые реквизиты имеет документ. Сверяют данные в табеле учета рабочего времени с фактическим (по записям в п/л). Оплачивается ли переработка, соответствует ли она требованиям законодательства РФ, входит ли время, затраченное на прохождение тех- медосмотра, в рабочее и т. п. Это далеко не полный список сферы проверки трудовой инспекции в отношении транспортных и нетранспортных организаций. Чтобы ориентироваться в том, что может заинтересовать проверяющих, надо изучить: Приложение к постановлению Минтруда №28 (12.05.03 г.); Приказ Минтранса №15 (20.08.04 г.); ФЗ №196; ФЗ №323; Приказ МЗ №835н; и связанные с ними нормативные документы.
Как правильно заполнять путевой лист для автомобиля бюджетного учреждения?
автор ответа,
Читайте также: Счет 10.09 — Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Вопрос
Бюджетное учреждение имеет свой легковой транспорт и водителя для служебных целей. Применяем форму путевого листа для легкового автомобиля согласно постановлению Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Нужно ли заполнять на оборотной стороне время выезда и возвращения, когда указан (адрес) место?
Ответ
Да, нужно.
Дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку являются обязательными реквизитами путевого листа, подлежащими заполнению.
Отсутствие времени возвращения в путевом листе говорит о том, что водитель закончил служебную поездку, а автомобиль в надлежащее время не вернул. В путевом листе время выезда и возвращения нужно фиксировать обязательно. Время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с подтверждением продолжительности работы водителя: можно определить, где водитель находился в то или иное время, сколько времени ушло на дорогу.
Графа «Место отправления и назначения» не является обязательной для заполнения в силу норм Приказа № 152, однако рекомендуем ее заполнять, поскольку пункты назначения по маршрутам следования позволяют обосновать производственный характер поездки и подтвердить показания счетчика. Следует избегать общих слов в документе («по городу», «по району», «по области»): они не позволяют идентифицировать поездку. «Внешние» проверяющие обращают внимание на заполнение этой графы и делают отметку в акте проверки, если графа не заполнена или заполнена ненадлежащим образом.
Обоснование
Статьей 9 Закона о бухгалтерском учете установлено: каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
Бюджетные учреждения при отражении фактов финансово-хозяйственной деятельности применяют формы первичных учетных документов, приведенные в Приказе Минфина России № 52н*.
Из Приказа следует, что основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов является акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Поскольку топливо (бензин, масла и др.) – объект материальных запасов (исходя из положений Приказа Минфина России № 52н), его списание может быть оформлено актом (ф. 0504230).
Среди форм, содержащихся в данном документе, путевых листов нет.
Однако в силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Исходя из п. 1 ст. 20 данного Закона юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта;
- обеспечивать безопасность дорожного движения, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии на них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В Определении ВС РФ от 09.03.2017 № 309-КГ17-1326 высказано мнение: поскольку учреждение ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, оно обязано соблюдать требования, установленные ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, обязано оформлять путевые листы.
Читайте также: Что это постоянные налоговые обязательства – как начислить, проводки и примеры
Кроме того, путевые листы в обязательном порядке применяются при перевозке пассажиров в случаях, установленных законодательством РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» сказано, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.
Путевой лист – это первичный учетный документ, на основании которого производится списание израсходованного в ходе эксплуатации транспортных средств бензина. В настоящее время учреждения используют следующие формы путевых листов:
- 0345001 «Путевой лист легкового автомобиля»;
- 0345002 «Путевой лист специального автомобиля»;
- 0345004 «Путевой лист грузового автомобиля»;
- 0345005 «Путевой лист грузового автомобиля»;
- 0345007 «Путевой лист автобуса необщего пользования».
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152).
Данный документ содержит перечень обязательных реквизитов путевого листа и разъясняет порядок их заполнения:
«…..
II. Обязательные реквизиты путевого листа
3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
1) для юридического лица – наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;
Читайте также: Расходы на подарки с логотипом: как избежать ошибок в налоговом учете (прибыль и НДС)
(в ред. Приказа Минтранса России от 07.11.2017 № 476)
2) для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
(в ред. Приказа Минтранса России от 07.11.2017 № 476)
6. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку;
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
(пп. 5 введен Приказом Минтранса России от 07.11.2017 № 476)
7. Сведения о водителе включают:
1) фамилию, имя, отчество водителя;
2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом….»
Незаполнение хотя бы одного обязательного реквизита путевого листа или заполнение его с нарушением положений Приказа № 152 расценивается проверяющими как оформление первичных документов с нарушением установленных правил.
При заполнении путевых листов встречаются следующие нарушения:
- Отсутствуют подписи и расшифровки ответственных лиц, в частности, водителя. Ответственность за достоверность, правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, их создавшие и подписавшие. Пунктом 13 Приказа № 152 установлено, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя учреждения, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий. Также в путевом листе в силу норм п. 16 Приказа № 152 должны присутствовать даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Они проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
- На основании норм п. 6 Приказа № 152 дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку являются обязательными реквизитами путевого листа, подлежащими заполнению. Отсутствие времени возвращения в путевом листе говорит о том, что водитель закончил служебную поездку, а автомобиль в надлежащее время не вернул. В путевом листе время выезда и возвращения нужно фиксировать обязательно. Время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с подтверждением продолжительности работы водителя: можно определить, где водитель находился в то или иное время, сколько времени ушло на дорогу.
- Не проставлены данные о выданном (заправленном) бензине. Отдельный раздел путевого листа предназначен для учета движения горючего. В нем указывается, сколько литров бензина было в баке при выезде и возвращении, сколько было заправлено и израсходовано во время поездки. Если водителю выдается бензин по заправочному листу, то в графе должно отражаться количество бензина. Если выдача бензина не предусматривается, то водитель приобретает его за подотчетные деньги. Чек, который он получил на АЗС, прикрепляется к авансовому отчету. При проверке ГСМ производится сопоставление сведений о заправках автомобиля топливом, отраженных в путевых листах, с данными авансовых отчетов подотчетных лиц, к которым прикладываются документы, подтверждающие заправку автомобиля топливом. При проведении такого сопоставления проверяющие обращают внимание на следующее: дата и количество заправляемого топлива, указанные в оправдательном документе, приложенном к авансовому отчету, должны соответствовать информации, отраженной в путевом листе, составленном на соответствующую дату;
- заправка топлива должна быть произведена в рабочее время водителя (если заправка автомобиля топливом по чекам была произведена в нерабочее время, то этот факт является основанием для дальнейших разбирательств);
- на счетах бухгалтерского учета приобретение подотчетным лицом топлива должно быть отражено в полном объеме.
- внутренним локальном актом учреждения;
Минтрансом либо специализированной организацией, в которую учреждение обратится с запросом для расчета нормы списания ГСМ по конкретному виду автотранспорта, не указанному в Распоряжении № АМ-23-р.
Следует отметить, что графа «Расход: по норме» не является обязательным реквизитом согласно нормам Приказа № 152, тем не менее рекомендуем все же ее заполнять. Это упростит работу бухгалтера, который на основании путевого листа будет производить расчет норм списания ГСМ, и позволит избежать ненужных придирок проверяющих при проведении ими внешних проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
* Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
На вопрос отвечала:
О.Я. Решетова,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»
Широкий круг интересов Трудоинспекции
В сферу интересов трудовой инспекции входят нормативы не только, касающиеся труда, но и других надзорных органов. Нарушая требования Гостранснадзора, обязательно попутно не исполняются требования закона о труде. Безопасность людей, работающих с транспортом – источником повышенной опасности, входит в сферу интересов инспекторов по труду.
Межотраслевые правила охватывают обширную область интересов инспекции. Предусмотреть все невозможно, найти нарушение будет не трудно. Успокаивает одно: чаще всего наказание, если дело дойдет до разбирательства в суде, будет одно на все выявленные просчеты, но максимальное. Хотя не исключается штраф по совокупности нарушений (читайте ниже).
Зачем трудовая инспекция проверяет путевые листы?
Законом РФ предусмотрены нормы рабочего времени и отдыха сотрудников. Инспекторы уделяют этому вопросу особое внимание, так как, здесь всегда можно найти нарушения. Работа водителей не укладывается в нормы обычных служащих: от сих, до сих. График поездок необходимо организовать в соответствии с Приказом Министерства транспорта №15 (об особенностях режима работы водителей). Путевые листы проверяют на соответствие времени, засчитанное как рабочее, по табелю учета. Несовпадения с указанным временем, включая техническую подготовку ТС и период, затраченный на прохождение предрейсового медосмотра, считаются грубым нарушением.
Положение регламентирует правила учета и график работы водителя, с которым он должен ознакомиться. Режим работы по нормативам, разработанный в соответствии с Положением, должен выполняться как руководителями, так и подчиненными.
Читайте также: Как происходит удержание по исполнительному листу из заработной платы
Инспекция сверяет рабочее время водителей по факту
В нормативе перечислены все периоды времени, которые должны учитываться, как рабочее, и соответственно, оплачиваться работодателем. О многочасовой переработке инспектора узнают до того, как приступят к проверке, опросив сначала водителей о графике поездок (не представляясь ревизорами).
Подобных периодов в Положении перечислено несколько и все они должны учитываться как рабочее время. Бухгалтеру надо проверить, совпадают ли данные путевого листа с табелем учета. Трудовая инспекция эти сведения не пропустит.
Отметка механика в путевом листе
На основании того же Положения проверяется отметка контроля технического состояния транспортного средства перед выездом из гаража (стоянки). Согласно Приказу №152 в путевом листе должна стоять подпись механика, штампик об исправности автомобиля, дата и время выезда на линию. Это обязательный реквизит документа, подтверждающий контроль за АТС, выезжающим на дорогу исправным.
Кроме отметки в п/л, подписи контролера и водителя должны стоять в журнале учета ТС, выезжающих в рейс. С водителем проводится инструктаж по БДД, лицом ответственным за это. Инспекция проверит квалификацию должностных лиц (документы о повышении квалификации), приказы (договора) и распоряжения руководства о назначении, обязанностях работников, которые несут ответственность за безопасность как на рабочем месте (гараж), так и на пути следования транспорта.
Что с другими реквизитами
Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.
Две категории обязательных реквизитов путевого листа
Сведения для допуска ТС к эксплуатацииСведения для принятия документа к учету
- наименование и номер ТС
- срок действия путевого листа
- вид перевозки и сообщения
- собственник ТС
- сведения о самом ТС
- информация о водителе
- наименование документа
- дата составления путевого листа
- наименование организации
- информация о хозоперации
- натуральные и денежные измерители операции
- ФИО ответственных лиц
- подписи ответственных
Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:
- нормы расхода топлива;
- маршрут движения транспортного средства;
- экономия (перерасход) топлива.
Штраф 115 тысяч за отсутствие предрейсового осмотра
В Саратове областным судом рассматривалось дело №21-62/2017. ООО привлекли к административной ответственности за отсутствие медосмотров сотрудников, в т. ч. и предрейсовых. В компании считали, не являясь транспортной организацией, они не обязаны выполнять требования по прохождению предрейсовых медосмотров. При том что использовали автомобили, находящиеся на балансе организации, в служебных и личных целях. Общество пыталось доказать, что они не должны нести административную ответственность по ст. 5.27.1 ч.3 КоАП, так как, Трудовая инспекция (подавшая на них в суд) не имеет права вменять нарушение об отсутствии предрейсовых осмотров. По мнению компании в компетенцию инспекторов (ГИТ) не входит этот вид нарушения, так как, не касается прав по труду. Судья не согласился с доводами Общества, и поддержал сторону Трудоинспекции.
Предусмотренная система штрафов за отсутствие бланка путевого листа в 2021 году
Система штрафных взысканий выглядит следующим образом:
- Отсутствие путевого листа грозит водителю штрафом в 500 р.
- Уклонение от прохождения предрейсового медосмотра грозит владельцу автомобиля штрафом в размере 30000 р.
- Отсутствие предрейсового техосмотра накладывает на владельца авто штраф 30000 р.
- Неправильное оформление путёвки или отсутствие одной или обеих печатей контролёра и медика — 30000 р.
- Отсутствие квалификации, установленной Приказом Минтранса №287 — 100000 р. для ИП или юридического лица.
- Если лист заполнен неправильно или не полностью, налоговая инспекция откажет в возмещении расходов, что приносит большие убытки крупным предприятиям.
- Водители такси без путевых листов не только выплачивают штраф, но и лишаются прав на два месяца.
- Поддельные документы и печати преследуются уголовной ответственностью.
Нарушения предъявленные ТИ:
1. Общество допустило сотрудника к исполнению обязанностей, не проведя инструктаж, обучение, аттестацию знаний согласно нормам по охране труда.
2. Медицинские осмотры (при приеме на работу, периодические, обязательные, предрейсовые) не проводились.
3. Отсутствовали документы об освидетельствовании сотрудников психиатром. Работники, выполняя обязанности водителей, не осматривались на наличие противопоказаний к управлению автотранспортом. Совершали не только личные, но и служебные поездки.
Судья выразил согласие со ст. 22 Трудового кодекса. Руководитель любого учреждения обязан соблюдать нормы и правовые акты, права и пункты трудового соглашения, привлекая сотрудников к исполнению служебных дел. В связи с этим назначено наказание в виде штрафа:
- должностных лиц – от 15 до 25 тыс. р.;
- ИП без образования юрлица – от 15 до 25 тыс. р.;
- юрлиц – от 110 до 130 тыс. р. Обязанности работодателя, по этому делу, занимают много места. Приведем только статьи, которые нарушены в организации:
- Статья 76; 212; 213; 225 ТК.
- Статья 419 ТК (предусматривает в т. ч. уголовную ответственность).
- Приказ МЗ №835н.
- ФЗ №196; №323 и др.
Постановление, вынесенное инспектором по труду, полностью поддержано в судебном разбирательстве. Штраф на сумму 115 тыс. р. ООО придется выплатить.
Движение горючего
Как рассчитываются нормы списания ГСМ, как производится списание ГСМ по нормам и сверх норм (в т.ч. за счет средств предприятия и за счет виновного лица), какие ошибки чаще всего допускают при учете ГСМ и запчастей и как это все правильно оформлять документально — очень подробно и с примерами в мастер-классе «Как вести учет ГСМ и запчастей в 1С».
Выдано по заправочному листу №. Указывается количество горючего, выданного организацией, если у неё есть свои запасы. Могут также указываться данные о количестве заправленного топлива на АЗС. Например, 38л. Если горючее выдается по заправочному листу – нужно указать его номер.
Остаток при выезде. Количество горючего, которое было в баке при выезде авто на линию, например, 8.
Остаток при возвращении. Количество горючего, которое было в баке по возвращении, например, 11.
Расход по норме. Нужно брать цифры из Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (распоряжение Минтранса от 14 марта 2008 года №АМ-23-р). Мы для примера взяли Ford Focus 1.6. Согласно Методическим рекомендациям на 100 км он расходует 16,6 л бензина.
Расход фактический. Пишем, сколько было израсходовано на самом деле. Допустим, израсходовали чуть больше — 17 л.
Экономия. Это поле заполняется, если расход топлива по факту меньше, чем по норме. В нашем случае реальный расход больше, чем по норме, поэтому не заполняем это поле.
Перерасход. По аналогии с экономией: заполняем, если фактический расход больше, чем по норме. В нашем примере авто «съело» 0,4 л больше, чем полагалось по норме.
Автомобиль принял. Показания одометра при возвращении в гараж. Показание одометра при возвращении в гараж, км. В нашем примере показание одометра будет 20 344.
Механик. Подпись расшифровка подписи. Тут всё понятно.
Новости 2021 года в Трудовой политике
Плановые проверки, проводимые Трудовой инспекцией, с марта 2017 года претерпели изменения. Для некоторых организаций их возможность практически сведена к нулю, для других – периодичность аудита может участиться. Все будет зависеть от оценки риска деятельности организации. На сайтах прокуратуры и ТИ, в свободном доступе, находятся списки тех компаний, которые имеют наивысший и средний балл риска.
С перечнем может ознакомиться любой, и понять стоит ли в 2018 году беспокоиться о грядущей проверке Трудоинспекции. Как показывает судебная, практика чаще всего, привлекают к ответственности те организации, которые считают, что для них правила еще не написаны. Смотрите Саратовское дело. В связи с этим позаботьтесь:
1. Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей и работников, которые в этой роли исполняют служебные обязанности.
2. Чтобы в компании, эксплуатирующей ТС, имелся сотрудник, отвечающий за БДД и техническое состояние автомобиля (им может быть сам водитель). 3. О рисках: насколько путевые листы необходимы для ведения учета ГСМ. Удовлетворят ли они (или их отсутствие) налоговую инспекцию.
Рекомендуем обратить внимание (если нашли себя в списке на проверку) на Приказ МЗ №835н; МТ №141;ФЗ №152; №259; №402; №196; Постановление Правительства №291. Это касается всех компаний, которые имеют на балансе автомобили, а не только тех кто оказывает услуги по перевозке.
Разъяснения в части проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров
В сведениях о водителе, как и ранее, необходимо указывать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя. Но теперь по поводу послерейсового осмотра водителя уточнено, что это надо делать, если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ.
Согласно п. 15 Порядка даты и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотров водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Это условие не изменилось.
Однако добавлено, что по результатам прохождения предрейсового осмотра на путевом листе проставляется о, по результатам прохождения послерейсового осмотра — о.
Обязательно ли проходить медосмотр?
С организациями, имеющими большой парк ТС, все ясно и понятно. ФЗ №196 (ст. 20; п. 1) не оставляет сомнений – проходить медосмотр, перед выездом на линию, обязан каждый водитель. Вопрос возникает только у руководителей компаний, которые не оказывают транспортные услуги, а используют автомобили для служебных и личных целей. Трудовая инспекция и судьи относятся к этому по-разному.
Ситуация №1.
Сотрудник числится водителем. Как показывает судебная практика, предрейсовый медосмотр он должен проходить обязательно. ТИ и судьи в этом решении единодушны.
Ситуация №2.
Сотрудник не является водителем, но на служебном автомобиле совершает поездки в интересах работодателя. Некоторые суды, как и работодатель считают, что предоставление транспорта – это льгота, а не обязанность сотрудника.
Ситуация №3.
Сотрудник выполняет служебные поездки, исполняя свои обязанности. Он не числится водителем, но для работы ему предоставлено ТС. В этом случае руководство несет ответственность за БДД, и обязано организовать прохождение медосмотра перед сменой. Суды и ТИ смотрят на эту ситуацию однозначно.
Примечание:
Способы начисления суммы штрафа по регионам разнятся. Встречаются дела, где административное наказание налагается в зависимости от штата водителей. Например, их в компании 10 человек. За каждого, не прошедшего предрейсовый медосмотр, налагается минимальный штраф – 110 тыс. р. В сумме выйдет 1 млн. 100 тыс. р. В других судах налагается штраф только за отсутствие медосмотров (независимо от количества водителей) – от 110 до 130 тыс. на юридическое лицо.
Читайте также: Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01
Что такое путевой лист
Путевой лист — это документ, дающий право водителю управлять транспортным средством и содержащий информацию:
- об организации, выдавшей путевой лист, а именно: название, адрес, телефон, ОГРН;
- водителе, управляющем транспортным средством, включая отметки о медосмотре;
- транспортном средстве, включая дату и время предрейсового (или предсменного) техосмотра;
Важно! С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь.
- маршруте следования транспортного следования.
Путевой лист используется организацией для учета:
- работы водителя;
- расхода горюче-смазочных материалов;
- пробега транспортного средства.
Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно при условии отражения в ней обязательных реквизитов, установленных ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368.
ВНИМАНИЕ! Приказом Минтрана от 11.09.2020 № 368 установлены новые требования к оформлению путевых листов. Какие именно, читайте здесь.
Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа (форма 3), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, на сегодняшний день нет. Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.
Водитель на служебном автомобиле обязательно должен иметь водительское удостоверение российского образца. За его отсутствие на работодателя и на сотрудника наложат штраф. Какой именно, узнайте в КонсультантПлюс, пролучив пробный доступ к системе бесплатно.
Образец заполнения формы путевого листа см. здесь.
О том, какой срок хранения установлен для путевого листа, см. в материале «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?».
Как избежать прохождения медосмотра?
Возможность избежать медосмотра есть – это Ситуация №2. В некоторых случаях, действительно, автомобиль предоставляется сотруднику, ни как средство исполнения обязанностей, а в качестве льготы (бонуса), чтобы не тратить время на общественный транспорт. Для этого необходимо обзавестись документами, по которым следует, что:
- В обязанности работника не входит перевозка, доставка грузов, оказание услуг и пр.
- Использование ТС не является обязанностью для данного лица.
- Рабочее место сотрудника, по трудовому договору, не автомобиль.
- В договоре об использовании ТС указывается, что оно предоставляется сотруднику для служебных и личных поездок, как льгота.
Если сможете представить доказательства, что дело обстоит именно так, списание ГСМ ведется на основании актов или иных первичных документов, то возможность (хотя и не 100%) пользоваться автомобилем без медосмотра существует. О чем свидетельствует судебная практика (особенно в центральных регионах РФ). О чем свидетельствует судебная практика (особенно в центральных регионах РФ). Если случится ДТП, готовьтесь к жесткой проверке надзорных органов. Так же стоит знать о проверке налоговых органов проведения предрейсовых осмотров.
Чем подтверждается пройденный медосмотр?
Кроме штампа медика в путевом листе, инспекторы могут запросить журнал предрейсовых осмотров который заполняется в кабинете предрейсовых осмотров , договор, лицензию на оказание услуг, акты выполненных и оплаченных работ. Тогда реальность прохождения водителями (сотрудниками) медицинского освидетельствования будет подтверждена.