Процедура оформления утилизации оргтехники в компании

Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.

Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.

Как списать оргтехнику с баланса?

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

Читайте также:  Как компенсировать транспортные расходы сотрудникам

  1. Профилактика вреда окружающей среде. Отработанная офисная техника относится к опасным отходам. При производстве компьютеров и других агрегатов применяются вещества, опасные для жизнедеятельности, например, свинец, мышьяк и др. Обычное выбрасывание техники, особенно регулярное, может нанести непоправимый вред экологии и здоровью.
  2. Сбережение того, что можно сохранить. В состав оргтехники входят детали, содержащие цветной металл, а также определенное количество драгметаллов: золота, серебра, платины. Таким образом, Налоговый кодекс РФ считает даже абсолютно непригодную технику не лишенной определенной ценности. Металл можно извлечь и использовать повторно, кроме того, ценные составляющие необходимо правильно провести по бухгалтерии как часть активов.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

Использовать заново

Как гласит пословица: «В хозяйстве пригодится все». Действительно, материалы от разборки старого имущества могут формировать себестоимость нового, иными словами, используются в производстве.

При отпуске материалов со складов в производство они списываются из материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета затрат, а для управленческих нужд – учитываются в расходах. При этом цена материалов, по которой они были приняты на склад, отражается в себестоимости полученной готовой продукции, или увеличивает сумму произведенного с их участием основного средства.

Например, при ликвидации морально устаревшего ОС приняты к учету материалы на общую сумму по рыночной стоимости 10 000 рублей. Указанные запасы были использованы в полном объеме:

  1. При ремонте другого основного средства силами ремонтной бригады;
  2. При реконструкции (создании) другого основного средства;
  3. При производстве готовой продукции;
  4. На общехозяйственные нужды.

В бухгалтерии организации в каждом случае будут произведены различные записи на бухгалтерских счетах:
Дебет 23 Кредит 10 – отражены материальные расходы на ремонт;Дебет 08 Кредит 10 – списаны материалы на реконструкцию ОС;Дебет 20 Кредит 10 – материалы израсходованы на производство;Дебет 26 Кредит 10 – материалы включены в состав общехозяйственных расходов.
В налоговом учете имущество, полученное в результате демонтажа или разборки выводимых из эксплуатации основных средств, признается материально-производственными запасами. Такие товары включаются в материальные расходы. При этом сумма затрат равна сумме ранее учтенной в составе внереализационных доходов (пункт 2 статьи 254 НК).

Что говорит закон

Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:

  1. Административный кодекс в ст. 8.2 запрещает выбрасывать технику наряду с обыкновенным мусором, причем запрет касается как частных лиц, так и организаций.
  2. Отдельный запрет на это действие для юрлиц прописан в постановлении Правительства РФ № 340.
  3. Делать это своими силами предприятиям запрещает Федеральный закон № 89.
  4. П.2 ст. 20 Федерального закона № 41 от 26 марта 1998 года обуславливает ненадлежащую утилизацию техники как нарушение Налогового кодекса РФ из-за содержания в ней ценных металлов, которые должны быть переработаны и направлены в фонд государства.
  5. Специализированным предприятиям разрешено утилизировать технику при наличии соответствующей лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ № 524 от 26 августа 2006 года.

Как выделить части оргтехники, содержащие драгметаллы?

Проводки по списанию ОС при безвозмездной передаче

Особенностью этой операции является отсутствие получаемого дохода от передачи объекта, хотя она трактуется в НК РФ как реализация. Поэтому обязательным условием становится и уплата НДС с рыночной стоимости передаваемого объекта. В остальном бухгалтерские записи идентичны проводкам, оформляемым при продаже ОС.

Пример:

Компания безвозмездно передает частному лицу оборудование стоимостью 300 тыс. руб., на которое начислена амортизация в размере 220 тыс. руб.

Операции Д/т К/т Сумма Списана первоначальная стоимость оборудования 01/выб 01 300 000 Списана амортизация 02 01/выб 220 000 Учтена остаточная стоимость 91 01/выб 80 000 Начислен НДС с рыночной стоимости переданного оборудования (допустим, что она равна остаточной) 91 68 14 400

Что именно нужно утилизировать

Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:

  • компьютеры;
  • мониторы;
  • люминисцентные лампы;
  • медицинская техника;
  • бытовые приборы;
  • аккумуляторы;
  • сканеры;
  • ксероксы;
  • принтеры и картриджи для них и др.

ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Как учесть в бухгалтерском учете утилизацию компьютерной техники?

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

Читайте также:  Учет готовой продукции в бухгалтерском учете: как ведется выпуск, реализация, списание продуктов на производстве

  • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
  • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Бухгалтерские проводки списания оргтехники

Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

Вопрос: Предмет закупки — утилизация вычислительной оргтехники (компьютеры, принтеры, мониторы). Должны ли участники такой закупки обладать какими-либо лицензиями? Посмотреть ответ

Оформляем документы

Первичными документами, подтверждающими поступление материалов, полученных при ликвидации основных средств на склад, являются:

  • Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35);
  • Накладная на внутреннее перемещение материалов (форма № М-12);
  • Приходный ордер (форма М-4).

Фактическая себестоимость материалов, полученных в результате ликвидации ОС или другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (пункт 79 Методических указаний по бухучету основных средств, пункт 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). В момент принятия к учету материалов, полученных в результате ликвидации основных средств, эта сумма включается в прочие доходы (пункт 31 ПБУ 6/01).

Этапы утилизации оргтехники

Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.

  1. Получение акта списания:
      экспертная оценка;
  2. определение остаточной стоимости списываемой техники;
  3. заключение о невозможности ее дальнейшего использования;
  4. оформление выбытия ОС.
  5. Демонтаж оборудования с отделением содержащих драгоценные металлы частей:
      обязателен акт об изъятии комплектующих, на основании которого техника списывается с карточек учета;
  6. на его основании на каждую деталь заводится своя карточка учета (форма М-17), в которой указывается наименование лома (название узла), его общая масса и доля в ней драгметаллов каждого наименования.
  7. Аффинаж – отделение драгоценных металлов от частей техники.
  8. Оприходование полученных ценностей.
  9. Передача драгметаллов в фонд государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

Проводки при списании реализуемых основных средств

При продаже ОС, как любого другого имущества, предполагается не только получение дохода от реализации, но и формирование блока затрат, состоящего из остаточной стоимости выбывающего объекта и расходов, связанных с его реализацией. Типовые проводки списания основных средств будут такими:

Операции Д/т К/т Учтен доход от реализации ОС 62 91 Начислен НДС 91 68 Списание остаточной стоимости проданного объекта 91 01/выб Списаны затраты, связанные с реализацией 91 10,60,76

Пример:

Вернувшись к исходным данным предыдущего примера, допустим, что компания продает станок за 200 тыс. руб. (без учета НДС), а расходы по продаже (доставка) составили 6 тыс. руб. В этом случае списание основного средства с остаточной стоимостью оформляется так:

Операции Д/т К/т Сумма Списана первоначальная стоимость станка 01/выб 01 360 000 Списан начисленный износ 02 01/выб 300 000 Получена оплата 51 62 236 000 Учтен доход от продажи станка 62 91 236 000 Начислен НДС 91 68 36 000 Уплачен НДС 68 51 36 000 Списание остаточной стоимости объекта 91 01/выб 60 000 Стоимость транспортировки 91 76 6000

От продажи станка компанией получена прибыль в сумме 134000 руб. (236 000 – 36 000 – 60 000 – 6000).

Как провести утилизацию с помощью спецфирм

Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

  • помощь в составлении актов списания на каждый из утилизируемых приборов;
  • транспортировку, обезвреживание и размещение опасной части отходов;
  • оформление санитарно-эпидемиологических документов;
  • все последующие процедуры, связанные с драгметаллами.

Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

  1. Выбрать компанию для утилизации техники, сертифицированную в Пробирной палате.
  2. Составить предварительный список техники, подлежащей утилизации.
  3. Согласовать с фирмой стоимость ее услуг в зависимости от количества единиц техники и предоставляемого сервиса.
  4. Заключить договор на утилизацию списанных основных технических средств.
  5. Демонтаж поименованной техники.
  6. Вывоз демонтированной аппаратуры.
  7. Подписание акта о выполнении работ и окончательный расчет.

Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

Проводки по списанию основных средств в результате порчи или недостачи

Как и в ситуации, когда в связи с моральным или физическим износом объект ОС не может эксплуатироваться, активы, испорченные в результате аварии, чрезвычайных обстоятельств или же зафиксированные недостачи по итогам проведения очередной инвентаризации, отражаются в составе прочих затрат. Однако, прежде их целесообразно учесть на счете потерь и недостач проводкой Д/т 94 К/т 01/выб.

В дальнейшем руководитель своим распоряжением утверждает либо отнесение стоимости ОС на сч. 91 (Д/т 91 К/т 94), либо взыскание суммы потерь с виновного лица при его выявлении (Д/т 73 К/т 94).

Добавить комментарий

Adblock
detector