Отражение принятых денежных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Учет принятых денежных обязательств

В программе «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» учет по денежным обязательствам ведется на нескольких счетах:

  • 502.12 — денежные обязательства, принятые на текущий финансовый год
  • 502.22 — обязательства, принятые на первый год, следующий за текущим
  • 502.32 — денежные обязательства, принятые на второй год, следующий за текущим
  • 502.42 — обязательства на второй год, следующий за очередным

В соответствии с Инструкцией по использованию ЕПСБУ по данным счетам ведение аналитического учета осуществляется:

  • По видам принятых обязательств в разрезе «Принятые обязательства» типа «Справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств»
  • По видам расходов в разрезе «КЭК» (коды экономической классификации) типа «Справочник КЭК»
  • По лицевым счетам в разрезе «Разделы лицевых счетов» типа «Справочник»
  • По видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и КПС (классификационным признакам счетов) в соответствии со структурой рабочего плана счетов организации

Отражения операций по счетам осуществляется в журнале №9. То есть в проводках по счету будет установлен номер журнала 9, а операции будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.

Типы учреждений

Как известно, Федеральный закон от 08.05.10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Читайте также:  Счет 52 в бухгалтерском учете: проводки, примеры операций по валютному счету

Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.

Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство. После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).

Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ. Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н (далее Инструкция № 183н).

Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).

В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155, где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.

Регистрация денежных обязательств

В программном решении «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» суммы денежных обязательств, принятых учреждением на текущий год, отражаются в документе «Принятое денежное обязательство». Его можно ввести самостоятельно или на основе документов, например, таких как «Покупка материалов», «Покупка ОС, НМА», «Отражение зарплаты в учете, «Таможенная декларация по импорту» и др.

Если ввод осуществляется на основании документов, то большая часть реквизитов будет проставлена автоматически (из документа -основания). В том числе будет автоматически заполнен реквизит «Основание», в котором указывается документ, на основании которого проставлялись данные.

Последний шаг — указываем «Лицевой счет» и «Раздел лицевого счета», где будет отражаться кассовое выбытие по исполнению денежных обязательств

Если в программе зарегистрированы факты поступления услуг, работ или товаров, то ввести документ «Принятое денежное обязательство» можно на основании документов этих поступлений.

Бухгалтерские записи по принятым денежным обязательствам можно формировать также при проведении перечисленных выше документов, которые используются для регистрации поступлений работ, услуг, товаров.

Чтобы установить нужный способ регистрации денежных обязательств (автоматическое формирование, в том числе проводки или документы «Принятое денежное обязательство»), нужно зайти в «Настройки параметров учета». Они находятся в меню на закладке «Ввод денежных обязательств» в меню «Бухгалтерский учет» — «Настройка параметров учета», интерфейс «Полный».

Обращаем Ваше внимание, что если по соответствующему обязательству, то есть по определенному элементу справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств», уже выполнена регистрация денежного обязательства на сумму аванса, то в сформированном автоматически документе «Принятое денежное обязательство» нужно уменьшить сумму до суммы денежного обязательства, зарегистрированного по авансу.

Регистрирование ДО (ден. обязательства) на сумму аванса в соответствии с условиями договора, в том числе в других случаях, ввод документа «Принятое денежное обязательство» выполняется самостоятельно.

Новый документ «Принятое денежное обязательство» вводится с указанием «Даты документа», которая устанавливается по рабочей дате программы, которую при необходимости можно изменить. Номер присваивается документу автоматически при его записи.

В реквизите «Учреждение» нужно вписать наименование организации, принявшей обязательство.

Читайте также:  План счетов. Счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»

Если ведение учета выполняет по видам «Источников финансового обеспечения» (балансов), для проводок нужно установить вид «Источник финансового обеспечения» (ИФО).

В документе оформляется одна операция — это «Принятие денежного обязательства текущего года». При этом указываются те корреспондирующие счета, которые будут отражаться в формируемых при проведении документа проводках: Счет дебета 502.11 и Счет кредита 502.12.

Реквизиты первичного документа – сумма обязательства по видам расходов и основания для принятия обязательства — также нужно указать в документе

Отслеживать цепочку выполнения сметы, или, другими словами, плана ФХД, от доведенных плановых, сметных назначений до кассовой выплаты можно благодаря тому, что в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» по счетам 502.12 и 502.11 ведется аналитический учет по лицевым счетам (по видам Разделов лицевых счетов типа Справочник). Поэтому нужно указывать в документе по принятому платежному у обязательству также «Лицевой счет» и «Раздел лицевого счет», на которых будет отражаться кассовое выбытие по исполнению ДО.

В таблице следует указать следующие данные:

  • КФО — выбираем код финансового обеспечения обязательства
  • КПС, КЭК – указываем код бюджетной классификации и код КОСГУ, по которым обязательство принимается
  • Раздел лицевого счета – выбираем раздел лицевого счета, по которому учитывается принятое обязательство
  • Договор или иное основание возникновения обязательств — выбираем из соответствующего справочника основание, на котором было принято ДО

Если в организации аналитика ведется также по мероприятиям, целям, дополнительной классификации, то в реквизиты также нужно включить «Код мероприятия», «Код цели», «Дополнительная классификация». Настроить видимость необходимых реквизитов можно в «Настройках списка» из контекстного меню.

В реквизите «Сумма на текущий год» прописывается сумма, соответствующая указанному виду расходов принятого ДО на текущий финансовый год.

Информационная строка «Итого» используется для подсчета итогового значения таблицы. Его рекомендуется сравнить с суммой документа-основания или аванса для принятия денежного обязательства. Если документ заполнен правильно, его нужно записать (жмем на кнопку «Записать») и затем провести (для этого используем кнопки «Привести» или «ОК»).

После проведения документа будут сформированы бухгалтерские записи по принятию ДО в уменьшение взятого обязательства текущего года: по дебету 0.502.11.000 и кредиту 0.502.12.000

В программе можно сформировать из документа бухгалтерскую справку (ф. 0504833) , воспользовавшись кнопкой «Бухгалтерская справка». Также документ «Принятое денежное обязательство» по авансовым платежам можно ввести на основании договора (элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств»), в котором зарегистрирован документ «План-график финансирования обязательства с суммой аванса».

Счет 40160 Резервы предстоящих расходов и Счет 50209 Отложенные обязательства

Письмо Министерства финансов РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

дополнило информацию об учете операций с отложенными обязательствами и учете резервов предстоящих расходов.

Напомним, что изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г.

коснулись такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников»
счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов»
. Что же о нем говорится в Инструкции?

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

Читайте также:  Постановка на учет автомобиля в бухгалтерском учете

возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

§ предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

§ предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

§ иных аналогичных предстоящих оплат;

возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

В Приложении №1 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Минфин дает отдельные рекомендации по формированию рабочего плана счетов учреждения, в частности рекомендует ввести в 23-й разряд детализацию вида резервов.

Исходя из определения счета, перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н

(см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), а также последнего
Письма Минфина РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.
можно перечислить следующие хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в хозяйственной жизни учреждения:

1. Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) — КОСГУ 211.

2. Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.

3. Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.

4. Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.

5. Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.

6. Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.

В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.

Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся на последнее число периода, предшествующего тому, для которого рассчитывают резерв. Хозяйственные операции по формированию резервов на следующий финансовый год проводятся последним днем 31.12 текущего года

для отражения резервов следующего финансового года с добавлением проводок по счетам санкционирования 050209000 «Отложенные обязательства». В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств и отложенные обязательства также списываются.
В конце года
может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год. Также поступают и по счетам санкционирования, чтобы кредитовое сальдо на счете 040160000 было равно кредитовому сальдо счета 050209000.

На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918

об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2021 финансового года.

Читайте также:  Возврат товара поставщику в 2021 году: НДС

Приведем проводки по резервам предстоящих расходов и отложенным обязательствам согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 и Письма № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Проводки по учету резервов предстоящих расходов

№ п/п Наименование операции ДЕБЕТ КРЕДИТ Первичный документ 1. Формирование резерва 1.1 Начисление резервов на оплату отпусков 0.109.60.211

(0.401.20.211)

0.401.60.211 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 1.2 Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков 0.506.90.211 0.502.99.211 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 1.3 Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов 0.109.60.213

(0.401.20.213)

0.401.60.213 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 1.4 Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов 0.506.90.213 0.502.99.213 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 1.5 Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы 0.109.60.200

(0.401.20.200)

0.401.60.200 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 1.6 Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы 0.506.90.200 0.502.99.200 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 1.7 Начисление резервов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0.401.20.200 0.401.60.200 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 1.8 Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0.506.90.200 0.502.99.200 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом 2. Начисление расходов за счет резервов и сверх них 2.1 Начисление отпускных за счет сформированных резервов 0.401.60.211 0.302.11.730 Расчетная ведомость по оплате труда 2.2 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков 0.502.99.211 0.506.90.211 Расчетная ведомость по оплате труда 2.3 Начисление обязательств по оплате отпускных 0.506.10.211 0.502.11.211 Расчетная ведомость по оплате труда 2.4 Начисление отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв 0.109.60.211

(0.401.20.211)

0.302.11.730 Расчетная ведомость по оплате труда 2.5 Начисление обязательств по оплате отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.3) 0.506.10.211 0.502.11.211 Расчетная ведомость по оплате труда 2.6 Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов 0.401.60.213 0.303.00.730 Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов 2.7 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов 0.502.99.213 0.506.90.213 Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов 2.8 Начисление обязательств по оплате отпускных в части страховых взносов 0.506.10.213 0.502.11.213 Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов 2.9 Начисление отпускных в части страховых взносов на сумму, превышающую сформированный резерв 0.109.60.213

(0.401.20.213)

0.303.00.730 Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов 2.10 Начисление обязательств по оплате отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.8) 0.506.10.213 0.502.11.213 Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов 2.11 Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов 0.401.60.200 0.302.00.730

0.303.00.730

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов 2.12 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, по которым поступили расчетные документы 0.502.99.200 0.506.90.200 Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов 2.13 Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы 0.506.10.200 0.502.11.200 Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов 2.14 Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы на сумму, превышающую сформированный резерв 0.109.60.200

(0.401.20.200)

0.302.00.730

0.303.00.730

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов 2.15 Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.13) 0.506.10.200 0.502.11.200 Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов 2.16 Начисление расходов, признанных в судебном порядке за счет сформированных резервов 0.401.60.200 0.302.00.730

0.303.00.730

Решение суда/ Акт 2.17 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, признанных в судебном порядке 0.502.99.200 0.506.90.200 Решение суда/ Акт 2.18 Начисление обязательств, признанных в судебном порядке 0.506.10.200 0.502.11.200 Решение суда/ Акт 2.19 Начисление обязательств, признанных в судебном порядке, превышающую сформированный резерв 0.401.20.200 0.302.00.730

0.303.00.730

Решение суда/ Акт 2.20 Начисление обязательств, признанных в судебном порядке на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.18) 0.506.10.200 0.502.11.200 Решение суда/ Акт

Приведу несколько моих замечаний по рекомендациям Минфина:

1. Использование в счетах санкционирования по резервам в 22-м разряде цифру «9» неоправданно, скорее надо было указать знак «Х», т.к. учреждение при формировании резерва наверняка знает на какой именно плановый финансовый год произведен расчет, в частности для отпусков это скорее всего следующий финансовый год, которому соответствует цифра «2» в 22-м разряде по Плану счетов Инструкции №157н

.

2. Ни один программный продукт в данный момент не автоматизирует рассматриваемый раздел учета, т.е. необходимо вести полностью «ручной» учет. Сложность даже не в калькулировании резерва по каждому сотруднику/контрагенту, а в выделении проводок по начислению расходов за счет резервов. Будем надеяться, что разработчики программных продуктов предложат какой-либо инструмент для автоматизации этих процессов.

В Приложении №3 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Минфин дает пример расчета резерва отпусков, который можно применять в учете своего учреждения, отразив ссылку на письмо в учетной политике.

Рассмотрим пример:

Учреждение в конце 2015г. формирует резервы расходов на 2021г. по источнику «Субсидии на выполнение гос.задания». В результате калькуляции бухгалтерия от экономиста получила следующие данные:

1. Резерв предстоящих отпусков в 2021г. = 3 570 000,00 руб.

2. Резерв предстоящих отпусков в части страховых взносов в 2016г. 1 142 400,00 руб.

3. Резерв предстоящих выплат по сокращению штата в 2021г. = 580 000,00 руб.

4. Резерв расходов по обязательствам, по которым не поступили подтверждающие документы на 2021г. 170 000,00 руб.

В марте 2021г. произошло сокращение штата и выплаты составили 540 000,00 руб.

Выплата отпускных в 2021г. составила 4 250 000,00 руб. Расходы на отпускные в части страховых взносов в 2021г. составили 952 000,00 руб.

Подтверждающие документы за предыдущий период поступили на всю резервируемую сумму.

Распишем проводки по всем операциям в таблице:

№ п/п Наименование операции ДЕБЕТ КРЕДИТ Сумма, руб. 1. Формирование резервов (дата проводки 31.12.2015г.) 1.1 Начисление резервов на оплату отпусков 4.109.60.211 4.401.60.211 3 570 000,00 1.2 Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков 4.506.90.211 4.502.99.211 3 570 000,00 1.3 Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов 4.109.60.213 4.401.60.213 1 142 400,00 1.4 Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов 4.506.90.213 4.502.99.213 1 142 400,00 1.5 Начисление резервов на выплаты по сокращению в 2021г. 4.109.60.211 4.401.60.211 580 000,00 1.6 Начисление отложенных обязательств по сокращению штата в 2016г. 4.506.90.211 4.502.99.211 580 800,00 1.7 Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы 4.109.60.200 4.401.60.200 170 000,00 1.8 Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы 4.506.90.200 4.502.99.200 170 000,00 2. Начисление расходов за счет резервов и сверх них в течение 2016г. (суммарный оборот за 2021г.) 2.1 Начисление отпускных за счет сформированных резервов 4.401.60.211 4.302.11.730 3 570 000,00 2.2 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков 4.502.99.211 4.506.90.211 3 570 000,00 2.3 Начисление отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв 4.109.60.211 4.302.11.730 680 000,00 2.4 Начисление обязательств по оплате отпускных 4.506.10.211 4.502.11.211 4 250 000,00 2.5 Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов 4.401.60.213 4.303.00.730 952 000,00 2.6 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов 4.502.99.213 4.506.90.213 952 000,00 2.7 Начисление обязательств по оплате отпускных в части страховых взносов 4.506.10.213 4.502.11.213 952 000,00 2.8 Начисление выплат по сокращению за счет сформированных резервов 4.401.60.211 4.302.11.730 540 000,00 2.9 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на сокращение штата 4.502.99.211 4.506.90.211 540 000,00 2.10 Начисление обязательств по сокращению штата 4.506.10.211 4.502.11.211 540 000,00 2.11 Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов 4.401.60.200 4.302.00.730 170 000,00 2.12 Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, по которым поступили расчетные документы 4.502.99.200 4.506.90.200 170 000,00 2.13 Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы 0.506.10.200 0.502.11.200 170 000,00

При формировании резерва на 2021г. Учреждение будет формировать резерв с учетом оставшегося сальдо счета 040160000 по следующим резервам:

— 440160211 резерв по сокращению штата = 40 000,00 руб.

— 440160213 резерв по выплате отпускных в части страховых взносов = 190 400,00 руб.

Ссылка на письмо Минфина РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/budgetaccounting/?id_57=62408

Изменение объема денежных обязательств

В соответствии с пунктом 311 Инструкции по применению ЕПСБУ, суммы, отражающие изменения объема денежных обязательств организации, которые были приняты в текущем финансовом году, должны отражаться в аналитическом учете по дебету счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту счета 050202000 «Принятые денежные обязательства». Сумма уменьшения принятых обязательств при этом отражается методом «красное сторно».

Чтобы отразить в программе изменения по объему денежных обязательств, вводится новый документ «Принятое денежное обязательство». Более быстро его можно создать копированием (просто копируем документ «Принятое денежное обязательство», сумму которого нам нужно изменить»)

Чтобы увеличить сумму принятого ДО в новом созданном документе, нужно указать сумму увеличения. Соответственно для уменьшения суммы обязательства вводим сумму уменьшения со знаком минус.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Еще по теме: Расходы за счет средств ОМС: что можно и нельзя оплачивать учреждению

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Читайте также:  Разница между платежным ордером и платежным поручением

Перерегистрация денежного обязательства

В соответствии с пунктом 310 Инструкции по применению ЕПСБУ, операции по санкционированию обязательств бюджетного или автономного учреждения (в дальнейшем в статье именуются как «обязательства учреждения»), а также обязательств участника бюджетного процесса, которые были приняты в текущем финансовом году, должны формироваться с учетом неисполненных и принятых организацией денежных обязательств.

Если принятое денежное обязательство было не исполнено в текущем году, выполняется перерегистрация неисполненной части обязательства, а затем в новом году выполняется перерегистрация денежного обязательство в объеме, которое запланировано к исполнению.

Для это в программе можно просто скопировать соответствующее «Принятое денежное обязательство» и скорректировать при необходимости его сумму.

Подтверждение возникновения денежного обязательства (санкционирование расходов учреждения)

Под денежными обязательствами понимаются обязанности учреждения в отношении организации, физического лица или бюджета по выплате определенной суммы денежных средств после того, как выполняются условия, оговоренные в ходе проведения гражданско-правовой сделки, которая заключалась учреждением в границах его бюджетных полномочий (или в согласии с положениями законодательного акта РФ, другого правового акта, договора, соглашения).

Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, на основании статьи 219 БК РФ принимает на себя бюджетные обязательства и обязуется оплачивать денежные обязательства путем заключения госконтрактов и других договоров с организациями, ИП и физическими лицами в рамках доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).

Казенные учреждения в целях подтверждения возникновения денежного обязательства должны предоставлять в ОФК следующие документы:

  • заявки на кассовый расход (по форме 0531801, 0531851);
  • документы, доказывающие факт возникновения денежного обязательства (акт оказанных услуг, акт выполненных работ, счет-фактура, товарная накладная, счет), другие документы, предусмотренные правовыми актами Министерства финансов, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, федеральным законодательством (Письмо Федерального казначейства от 30.03.2015 № 07-04-05/05-196, Письмо Минфина РФ № 02-03-09/17449).

В качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, может быть предоставлен:

  • первичный документ (любой) с обязательными реквизитами (предусмотренными актуальными нормативно-правовыми актами), который подтверждал бы оказание услуги, выполнение работы, совершение поставки и т.д.;
  • универсальный передаточный акт (составленный по предложенной Федеральной налоговой службой форме – см. Письмо ФНС РФ № ММВ-20-3/[email protected]), в графе 1 раздела 2 которого сообщается о том, что данный документ является универсальным передаточным актом, а в графах 2 и 3 указывается дата и номер документа соответственно.

Решение о предоставлении в ОФК именно упомянутых выше документов было принято на основании того факта, что унифицированная форма первичного учетного документа для оформления актов хозяйственной жизни (имеющих отношение к закупке товаров, услуг и работ организациями гос. сектора) не установлена.

Формирование регистров учета принятых денежных обязательств

Журнал по санкционированию

В соответствии с пунктом 314 Инструкции по применению ЕПСБУ, для учета операций с принятыми денежными обязательствами, используется Журнал по операциям санкционирования, заполняемый на основании первичных (учетных) документов, которые установлены финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением). При этом должна отражаться корреспонденция по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренным для данного вида учреждений Инструкцией по использованию Плана счетов.

Отражение операций по счету 502.12 в программе «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» осуществляется в «Журнале операций», который в свою очередь позволяет формировать «Журнал по санкционированию по форме 0504071».

Порядок заполнения Формы 0504071 установлен приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. В соответствии с Методическими указаниями по формированию «Журналов операций» (пунктом 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) данная форма создается на основании единой формы документа, куда записываются номер и наименование создаваемого документа.

Чтобы сформировать «Журнал по санкционированию» нужно в настройках выбрать параметр отчета «Журнал операций» и указать номер журнала — 9.

О для формирования «Журналов операций» не содержится конкретных указаний для формирования «Журнала по санкционированию».

В связи с тем, что по счету 502.12 введение учета осуществляется по разделам лицевых счетов, отчет можно также получать отдельно по каждому лицевому счету, если в качестве разделителя операций установить субконто «Разделы лицевых счетов».

Вывод раздела лицевого счета можно настроить также для журнала № 9, если в качестве показателя субконто также установить «Разделы лицевых счетов».

«Журнал операций № 9 по санкционированию» может быть сформирован отдельно по счету 502.12. Чтобы это сделать, счет нужно включить в отбор

Настроенный вариант отчета можно сохранить, используя кнопку «Сохранить настройки отчета» для удобства в дальнейшей работе. В последующем, сохраненную настройку моно применить, используя кнопку «Загрузить настройки отчета».

Порядок отражения в учете операций по формированию и использованию резервов

У государственных (муниципальных) учреждений существует обязательство по гарантированному работникам праву на получение ежегодных оплачиваемых отпусков. При этом отсутствует определенность во времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время ввиду, например, возможного изменения запланированных дат отпусков. Кроме того, величина такого обязательства не может быть точно определена.

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, предназначен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

В силу п. 308 названной инструкции обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов являются отложенными обязательствами.

У бухгалтеров нередко возникает вопрос: можно ли использовать резерв на оплату отпусков для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск?

Если в учетной политике для целей бухгалтерского учета предусмотрено, что при создании резерва на оплату отпусков учитывается выплата компенсации за неиспользованный отпуск, резерв может использоваться на выплату такой компенсации (п. 302.1 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 16.08.2019 № 02-06-10/62943).

Добавить комментарий

Adblock
detector