Кто является законным представителем юридического лица?

Как полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются по ГК РФ

Кто является законным представителем юридического лица? Такой вопрос может возникнуть при знакомстве со ст. 27 Налогового кодекса и ст. 25.4 Кодекса об административных правонарушениях. Гражданскому кодексу законный представитель юридического лица неизвестен. В ст. 53 ГК указано:

  • полномочия могут быть предоставлены одному или нескольким лицам, действующим совместно или по отдельности, в соответствии с учредительными документами;
  • сведения о них должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Обратите внимание! Информация вносится в ЕГРЮЛ согласно заявлению по одной из форм, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм…» от 31.08.2020 № ЕД-7-14/[email protected] (например, при учреждении подается заявление по ф. Р11001, сведения о лице, действующем без доверенности, вносятся в лист Е).

В письме «Об обязанности представлять заявление…» от 16.06.2017 № ГД-4-14/[email protected] ФНС РФ указывает, что внешний или конкурсный управляющий также является лицом, которое действует от имени юрлица без доверенности, и в 3-дневный срок после его назначения арбитражным судом сведения о нем должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Таким образом, основным подтверждением статуса законного представителя юрлица является запись в ЕГРЮЛ, сделанная на основании учредительных документов и документа о назначении (протокола или решения). В дополнение к этому может представляться договор на управление (выписка из него), если управление возложено на управляющего.

Наиболее сложная для применения трактовка понятия «законный представитель» содержится в КоАП РФ.

Читайте также:  Спасибо, КЭП! Как ИП получить квалифицированную электронную подпись

О том, кто может представлять интересы организации в арбитражном суде, читайте готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Должен ли представитель в суде иметь высшее юридическое образование?

Как известно, процессуальные кодексы стали требовать в ряде случаев наличия высшего юридического образования или наличия ученой степени по юридической специальности у представителей лиц, участвующих в деле.

Обратиться к этой теме подтолкнула публикация Олега Зайцева в Фейсбуке от 2 октября 2021 г. в 17:51, где он написал: «В истории с высшим образованием судебного представителя меня удивляет презумпция недобросовестности — почему предполагается, что пришедший в процесс представитель врет суду и на самом деле у него нет образования? Думаю, что взаимное уважение участников процесса друг к другу и презумпция добросовестности требуют доверия и в этом вопросе. Вот если что то в поведении представителя заставило суд усомниться в наличии образования, то тогда и можно с указанием этих сомнений попросить его опровергнуть их предъявлением диплома или иным образом. Такая же история давно длится с доверенностями — непонятно, зачем суды подвергают всех представителей проверке и требуют оригиналы доверенностей. Причём показательно, что помимо нарушения доверия и презумпции добросовестности, проверка дипломов и доверенности ещё и фактически бессмысленна — возможности проверить подлинность диплома или доверенности у суда нет. Итого призыв к уважаемым судьям: пожалуйста, доверяйте представителям и не требуйте у всех подряд диплом.»

Для начала воспроизведем хотя бы соответствующие указания частей 1-3 статьи 49 ГПК РФ, именуемой «Лица, которые могут быть представителями в суде» (заметим эта норма не запретительная!):

«1. Представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.

2. Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.»

(По тексту блога я объединяю высшее юридическое образование и наличие ученой степени по юридической специальности и именую их – высшее юробразование. При различии носителей соответствующего статуса, будут оговорки).

Дискуссия на эту тему была и, надеюсь, будет продолжена, поскольку правоприменение весьма неоднозначно и трактуется весьма двусмысленно.

Например, читаем на сайте 11 арбитражного апелляционного суда (https://11aas.arbitr.ru/node/14889): представитель подтверждает своё «Высшее образование … дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, а ученая степень может подтверждаться дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания. Указанные документы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Из цитаты четко следует, что суд требует от представителя предоставить оригинал диплома. Если паспорт гражданина РФ износится его можно поменять и документ будет у вас всегда при себе. Но возможно ли свой износившийся диплом поменять на новый? Это первый аспект против этой нормы.

Процессуальные кодексы ничего не говорят о том, дипломы каких образовательных организаций суды вправе признать. Допустят ли в качестве судебного представителя лицо получившее высшее юр. образование, например, в Абхазии, в Белорусии, в США, или в Китае,..? Можно ли представить в суд судебное решение об установлении юридического факта, подтверждающего факт обучения на юрфаке, например, Тбилисского госуниверситета, и его окончании (помните эпизод из жизни «золотой судьи»)?

Диплом у юриста один, а участвует он в качестве представителя по нескольким делам в разных судах. Как можно в таком случае представить в суд подлинник диплома? Диплом же вошьют в дело. Или расходы на изготовление копии диплома и на удостоверение копии диплома у нотариуса можно будет включать в судебные издержки? И исходя из этого другой вопрос – всегда ли суд удовлетворит именно в полном объеме требования о возмещении этих судебных издержек? Что-то мне подсказывает, что эти суд.издержки не будут возмещены в полном объеме судами. Или нужно будет представлять судебные решения по предыдущим делам, по которым представитель участвовал и предъявлял удостоверенную копию диплома? Кто может удостоверить копию диплома? Только нотариус? Или ее можно удостоверить в жилищной организации, по аналогии с указаниями ст. 53 ГПК РФ?

Далее. По моему мнению в процессуальных кодексах эти нормы не совсем корректно размещены не смотря на то, что их проверяли величайшие юристы из ГосДумы.

Первое. Процессуальные кодексы находятся в области публичного права. В публичном праве действует принцип – разрешено все, что не запрещено законом. Я из этого делаю вывод: запрет быть представителем в суде без высшего юр образования должен быть размещен именно в статье, прямо указывающей на введение такого запрета.

Читайте также:  Минтруд разъясняет: О проведении вводного инструктажа по охране труда

В ГПК РФ это статья 51, которая прямо указывает тех, кому запрещено быть представителем. Аналогичная норма содержится в статье 60 АПК РФ. В КАС РФ нет статьи, которая бы прямо указывала на лиц, которым законом запрещено быть представителями в суде, но часть 2 ст. 60 КАС РФ также говорит о введении законодателем запрета отдельным лицам быть представителями. Ни в одной из перечисленных норм нет прямого указания на то, что запрещено быть представителем в судах лицам, не имеющим высшего юр. образования.

Полагаю, из этого следует вывод, что раз прямой запрет не введен законом, значит, могут быть представителями лица, не имеющие высшего юробразования, а суд не вправе запрещать таким лицам быть судебными представителями. Правовые нормы должны соответствовать принципам. А в данном случае принцип права нарушен.

Второе. Мне возразят, но ведь о необходимости наличия высшего юр. образования у представителя говорится в других статьях (49 ГПК, 61 АПК, 55 КАС) процессуальных кодексов. Соглашусь с тем, что такое квалификационное требование к представителю указано в этих статьях. Но это совсем не равнозначно введению законодателем прямого и недвусмысленного запрета быть представителем лицу, не имеющему высшего юр. образования.

Это обстоятельство также, полагаю, позволяет сделать вывод, что раз прямой запрет не введен законом, значит, в суде представителями могут быть лица, не имеющие высшего юробразования, и отказ суда признавать представителями лиц, участвующих в деле, тех, кто не имеет высшего юробразования, не основан на действующем законодательстве и его принципах.

Введение нормы о наличии у представителя высшего юробразования обусловлено тем, что представителями иногда выступают граждане, не обладающие специальными знаниями в области процесса и права.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 60) понимает получение высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Изучение процессуального права происходит на программах бакалавриата и специалитета, но нет таких учебных курсов у магистрантов. Не изучают процессуальное право, как учебную дисциплину, и аспиранты. Из этого вытекает третье обстоятельство, которое вызывает вопрос о необходимости введения в процессуальные кодексы норм о наличии у представителя высшего юробразования или ученой степени по юридической специальности. Может ли магистрант или кандидат юр.наук быть представителем в деле, если он не проходил учебного курса — процессуальное право? По закону — может. Но, как известно, в юриспруденции есть множество научных направлений. Чем такой представитель-магистрант или представитель-к.ю.н. (например, в области уголовного права) может способствовать осуществлению правосудия по гражданским или административным делам?

Если же предположить, что он, как юрист, научится процессу в ходе разбирательств в судах. Тогда чем оказались плохи представители без высшего юр. образования? Они ведь тоже могут со временем научиться! Даже дельфинов обучают в дельфинариях, собак и кошек — в цирке.

Поэтому, полагаю, эту норму о необходимости в суде представителю иметь высшее юробразование следует исключить из процессуальных кодексов.

Применение термина «законный представитель юридического лица»

Законоположения, в которых содержится термин «законный представитель», отражены в таблице.

Ст. 25.4 КоАП РФ Ст. 27 НК РФ Защиту интересов юрлица могут осуществлять законные представители — руководитель, иные лица, в соответствии с законом и учредительными документами признанные органом юрлица. Законный представитель подтверждает свои полномочия документами, удостоверяющими его служебное положение Законные представители — лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов

Как видим, законодатель использует разнообразные формулировки и понятия (так, НК РФ не требует, чтобы законный представитель был органом юрлица). В научной литературе встречаются такие возражения против использования выражения «законный представитель»:

  • Осуществление полномочий руководителем или другим лицом, действующим без доверенности, — это не представительство, а непосредственная реализация дееспособности юрлица, в связи с чем применение термина «законный представитель» юридически некорректно.
  • Существует общепризнанная терминология для обозначения органов юрлица, которая закреплена в отраслевом (гражданском и трудовом) законодательстве: единоличный исполнительный орган, руководитель (ст. 273 Трудового кодекса). И нет никакой необходимости дублировать ее. В ст. 53 ГК РФ приводится обозначение «лицо, действующее без доверенности от имени юридического лица», перечень таких лиц закрепляется в ЕГРЮЛ, и нет никакой необходимости переименовывать их в законных представителей.

Законный представитель налогоплательщика: кто это

Представители налогоплательщика могут быть:

  • законными (ст. НК РФ);
  • уполномоченными (ст. НК РФ).

В отношении законных представителей нужно учитывать, кого они представляют — юрлицо или физлицо:

  • Законными представителями налогоплательщика-организации могут быть лица, представляющие ее интересы на основании закона либо учредительных документов. Как правило, законный представитель компании — это ее руководитель. Такому представителю не требуется доверенность. Действие (или бездействие) такого законного представителя, связанное с участием представляемого им юрлица в налоговых правоотношениях, расценивается как действие (бездействие) самой организации, которую он представляет (ст. НК РФ), поэтому и ответственность будет нести она. Например, при несдаче руководителем декларации в срок штраф по ст. 119 НК РФ будет наложен на организацию.
  • Представителями физлица по закону могут быть только лица, определенные гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. , ГК РФ, ими могут быть родители, усыновители или попечители несовершеннолетних физлиц, а также опекуны и попечители недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Что касается второй категории представителей — уполномоченных лиц, то их роль одинакова во взаимодействии и с физлицами, и с юрлицами: такие представители действуют на основании выданной им доверенности.

Уполномоченным представителем юрлица или ИП может быть:

Читайте также:  Как оформить доверенность на получение ЭЦП, нужно ли заверять нотариально, скачать бланк и образец

  • штатный работник;
  • внештатный субъект (адвокат, юрист, юридическая организация и т.д.).

Представлять интересы физлица, не являющегося ИП, может другой человек (например, тот же адвокат) или организация.

Уполномоченными представителями налогоплательщиков не вправе быть сотрудники ФНС, ОВД, таможенных органов, прокуроры, судьи, следователи (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Таким образом, законным представителем налогоплательщика признается, строго говоря, только то лицо, которое прописано в положениях нормативных актов и в учредительных документах. Вместе с тем, в обиходе под «законным представителем» часто понимается как раз представитель уполномоченный. В этом случае он считается «законным» не в силу положений НК РФ или ГК РФ, а в силу «законной» доверенности.

Условимся, что законным представителем налогоплательщика являются по существу как раз доверенные лица. Ознакомимся с особенностями составления документа, на основании которого они действуют — доверенности.

Кто законный представитель по КоАП — управляющая компания или ее директор?

Возможность передачи управления организацией другому юрлицу или индивидуальному предпринимателю (ИП) предусмотрена:

  • п. 1 ст. 42 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
  • п. 1 ст. 69 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Важно! При учреждении юрлица сведения об управляющей компании вносятся в лист Е ф. Р11001. Данные управляющей компании в заявление не включаются — в новой форме Р11001 место для этого не предусмотрено.

Поскольку сведения о руководителе управляющей организации есть в ЕГРЮЛ, на практике он представляет интересы управляемого лица без доверенности. Поскольку законный представитель — физлицо, директор управляющей компании является законным представителем двух организаций: управляющей и управляемой (см. также решение Мосгорсуда от 10.04.2018 по делу № 7-4128/2018).

Статья 29 НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика (действующая редакция)

Комментируемая статья определяет лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных представителей.

Для уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие доверенности.

Порядок выдачи доверенности определен статьей 185 ГК РФ.

Порядок нотариального удостоверения доверенностей установлен статьей 59 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993, N 4462-1.

Доверенность дает право совершать юридические действия лицу, которому выдана доверенность, в отношении лица, эту доверенность выдавшего.

Закон требует соблюдения формы доверенности в виде ее нотариального заверения, если такая форма необходима в соответствии с законом.

Полномочия представителей физических лиц должны быть подтверждены нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенностью.

Например, совершение действий представителем (в частности, оплата расходов по обучению) от имени представляемого на основании письменной доверенности, заключенной в простой, нотариально не удостоверенной форме, следует понимать как реализацию гражданских прав представляемого.

В связи с этим отказ в подобной ситуации физическому лицу в предоставлении социального налогового вычета при отсутствии нотариально удостоверенной доверенности, выданной им своему представителю для произведения оплаты обучения, не основан на нормах действующего законодательства.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу абзаца первого пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

В частности, исключение из приведенного общего правила предусмотрено пунктом 4 статьи 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

В то же время договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.

Однако судам необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (например, статьи 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 29 НК РФ). Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

В пункте 2 статьи 185.1 ГК РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке статьи 185.1 ГК РФ.

Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Полномочия представителей юридических лиц должны быть подтверждены письменной доверенностью, заключенной в простой форме.

Читайте также:  Медосмотры работников будут проводить по-новому

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, при этом печать организации на доверенности ставить не обязательно (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ).

Законодательство РФ не предусматривает нотариальную форму доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами в налоговые органы.

Например, руководитель обособленного подразделения может являться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации (см. письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278).

Согласно пункту 15 Обзора судебной практики ФАС Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 НК РФ (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4), в доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Источник комментария:

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ)

Ю.М. Лермонтов, 2016

Может ли директор филиала быть законным представителем юрлица по КоАП

Юрлица вправе создавать филиалы и представительства, в том числе в других регионах (ст. 55 ГК РФ). Эти подразделения вносятся в ЕГРЮЛ, а их руководители действуют на основании доверенности. При этом филиалы могут быть территориально отдалены от головной организации. Исходя из ст. 25.4 КоАП РФ, законным представителем является орган юрлица.

Во многих нормах КоАП РФ содержится требование о непосредственных действиях законного представителя:

  • подписать протокол осмотра (ст. 27.8 КоАП РФ);
  • воспользоваться правом на ознакомление с протоколом об административном правонарушении (п. 4 ст. 28.2 КоАП РФ) и др.

В судебной практике встречаются разные подходы при рассмотрении дел о нарушениях филиалов. Так, в определении ВАС РФ от 18.01.2008 № 7617/08 поддержана позиция ФАС СКО по делу № А-32-11471/2007-23/274-57АЖ: директор филиала не может быть законным представителем, о возбуждении дела должен был быть извещен именно руководитель организации. Подтверждением извещения была бы выдача доверенности на представительство по конкретному делу.

Обратите внимание! В п. 24 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 02.06.2004 № 10 (далее — постановление № 10) сделан акцент на том, что перечень законных представителей закрытый и директор филиала к ним не относится.

Вместе с тем исполняющий обязанности директора организации вполне считается законным представителем (см. постановление ФАС МО от 06.02.2013 по делу № А40-52047/12-93-522).

Как оформить представителя физлица (не ИП)

Типичный законный представитель налогоплательщика-физического лица — это организация или ИП, которые помогают ему подать декларацию о доходах, оформить и получить налоговый вычет и т.п. Отметим, что в общем случае такие фирмы не требуют от налогоплательщика каких-либо доверенностей, поскольку пользуются «хитрым» способом взаимодействия с ИФНС, отправляя туда документы от имени физлица-заказчика по обычной почте. Если нужно, оформляется необходимая сопроводительная документация, или же выписываются обычные гражданско-правовые доверенности (не продиктованные положениями НК РФ) на отправку писем почтой.

Но в особо сложных случаях (например, если требуется согласовать с налоговой большой объем документации) оформляется доверенность, соответствующая требованиям НК РФ. Главная ее особенность в том, что она должна быть заверена нотариально (п. 3 ст. 29 НК РФ). Забегая вперед, скажем, что такое же требование установлено и по доверенностям от лица индивидуальных предпринимателей, поскольку они считаются физлицами (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

В определенных случаях возможно использование документа, приравненного к нотариальной доверенности. Перечень таких документов приведен в п. 2 ст. 185.1 ГК РФ (доверенности военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей, лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками таких мест и т.д.).

Содержание доверенности, особенно в части полномочий, передаваемых доверенному лицу, стороны оговаривают в индивидуальном порядке.

Когда по КоАП может быть допущен уполномоченный представитель

ВАС РФ в пп. 24, 24.1 постановления № 10 дал толкование норм о производстве по КоАП РФ, по которому можно сделать следующие выводы:

  • в деле об административном правонарушении определяющее значение для соблюдения прав юрлица является извещение о возбуждении дела, а также разъяснение прав и обязанностей, следует контролировать, чтобы проинформирован был именно законный представитель (ст. 25.15, п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);
  • дальнейшая реализация прав зависит от руководства юрлица, которое может направить представителя или защитника для участия на всех этапах процедуры (в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ).

При этом в доверенности, выданной представителю, должны быть перечислены конкретные полномочия по делу об административном правонарушении, общая доверенность в данном случае может быть отклонена (см. постановление ВС РФ от 01.09.2017 по делу № 18-АД17-22). Это касается и абстрактной судебной доверенности, которая при судебном обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях не принимается (см. решение ВС РФ от 07.06.2018 № 47-ААД18-9).

В соответствии с выводами ВС РФ, изложенными в приведенных судебных актах, если в доверенности указаны полномочия на представительство именно по этому делу, такой документ является подтверждением, что законный представитель надлежаще извещен и выразил свою волю на участие в данном деле представителя по доверенности.

Оформление полномочий

Личное участие в деле гражданина (законного представителя) не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ). Как правило, уполномоченными представителями граждан в суде являются юристы или адвокаты, отношения с которыми строятся на основании гражданско-правового договора.

Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо (ч. 2 ст. 53 ГПК РФ) или ином порядке, предусмотренном законом.

  • Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией работа нотариусов осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Порядок работы рекомендуем предварительно уточнить (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

Также доверитель вправе указать своего представителя и определить его полномочия непосредственно в суде. Данное заявление можно сделать устно (оно заносится в протокол судебного заседания) или оформить письменно в произвольной форме (ч. 6 ст. 53 ГПК РФ).

В доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения, поскольку без указания этой даты она является недействительной. Доверенность может быть выдана на любой срок, но если конкретный срок в ней не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

  • Важно! Лицо, выдавшее доверенность на ведение дела в суде и впоследствии отменившее ее, обязано незамедлительно известить об отмене суд, рассматривающий дело (ч. 2 ст. 54 ГПК РФ).

Полномочия представителя

Так как представители работодателей являются субъектами трудового права, они могут участвовать в правовых отношениях и нести полную ответственность за выполняемые действия. Все полномочия передаются путем обращения в соответствующие органы профсоюза с заявлением о представлении трудовых интересов работника.

Полномочия могут включать в себя:

  • проведение коллективных переговоров, разрешение возникших споров и принятие конечных решений;
  • участие в управлении организацией;
  • заключение или корректировка трудовых договоров;
  • права на участие в принятии нормативных актов.

Зачастую полномочия устанавливаются исходя из выполняемых трудовых функций сотрудника, и вправе регулироваться не только начальником, но и подчинённым. Ряд функций, включающий в себя профессии, штатное расписание, определенную квалификацию и способности, имеет все права организовывать рабочий процесс и считается действительным только при наличии трудового договора с работником.

Полномочия представителя должны быть утверждены решением полномочного органа, представленного в лице юриста, либо оформлены доверенностью работодателя.

Также, подтвердить полномочия представителя могут любые учредительные документы организации, приказы и положения о распределении обязанностей в компании, локальные нормативные акты организации при наличии в них указания всех полномочий сотрудника.

Виды представительства

Представительства работодателей могут подразделяться по уровням:

  • уровень организации (один работодатель делегирует права и обязанности своему подчиненному, возглавляет интересы организации);
  • вышестоящие уровни (объединение двух и более работодателей (профессиональные союзы или профсоюзные организации) с одной общей целью, представляющее интересы и друг друга на переговорах, принимающее важные решения трудовых вопросов).

Также представительства бывают:

  • законные (возглавляет закон либо устанавливаются на основании актов органов местного самоуправления или государственных органов);
  • добровольные (основанные на договоре между работодателем и его представителем. К ним относятся коммерческие предприятия и доверенности).

Регистрация

Письмо Федеральной налоговой службы №ОА-4-17/[email protected] от 06.09.2016

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение и сообщает следующее.

1. По вопросу необходимости представления доверенности на бумажном носителе, ранее направленной в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС)

Пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что «налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме».

Согласно пункту 5 статьи 80 Кодекса «если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».

В соответствии с пунктом 7 указанной статьи Кодекса «форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Согласно пункту 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса «Доверенность» в программном обеспечении местного уровня, утвержденного приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/[email protected], доверенность, заверенная ответственным лицом, может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/[email protected] утвержден унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи, пунктом 3.3 которого предусмотрено, что «для неформализованных документов в форматах JPEG, TIFF, а также изображений, вложенных в документы формата PDF, RTF, Microsoft Word, Microsoft Excel, Open Document Text, Document Spreadsheet, Open XML Word и Open XML Spreadsheet, содержащих отсканированные изображения, предъявляются следующие требования: черно-белое изображение с разрешением отсканированного документа не менее 150 и не более 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета».

Таким образом, доверенность может быть представлена в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в виде черно-белой сканированной копии бумажного вида доверенности с усиленной квалифицированной электронной подписью, при этом одновременное предоставление указанной доверенности на бумажном носителе не требуется.

Читайте также:  Приказы по личному составу — это какие приказы (виды)?

2. По вопросу наличия в документах, представляемых (направляемых) в налоговые органы, печати общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества

Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее — 82-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в соответствии с которыми общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества вправе, но не обязаны иметь печать.

В связи с этим с 07.04.2015 (даты вступления в силу 82-ФЗ) документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса А.Л.ОВЕРЧУК

Добавить комментарий

Adblock
detector