Приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных средств организаций и ИП

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных средств организаций и ИП


Получить заключение эксперта по счетам в банках и переводов электронных средств организаций и ИП в два клика

После замораживания счета организация или ИП не могут проводить какие-либо операции по уменьшению суммы на счете.

Ситуации, в которых приостанавливают операции

Под приостановлением каких-либо расчетных операций, в том числе и электронных, понимается замораживание счета организации или индивидуального предпринимателя, в результате чего пользование этим счетом становится невозможным.

Примечательно, что пополнить счет можно, на это приостановление никак не влияет в некоторых случаях. Электронные средства, которые есть у организации или ИП, а точнее расчетные операции по ним тоже могут быть приостановлены, при этом останавливаются только расходные операции, пополнять электронными средства счет все так же можно.

Читайте также:  Открыл ИП и не пользовался им. Как узнать про долги и что делать дальше?

Согласно действующему налоговому законодательству существует три ситуации, при которых операции по счетам (следует понимать, и как электронных) могут быть приостановлены:

  • при не предоставлении заполненной налоговой декларации;
  • организация не предоставила в налоговый орган квитанцию в рамках действующего законодательства;
  • во исполнение вынесенного налоговым органом решения.

Примечательно, что в первом случае операции приостанавливаются временно: ровно до тех пор, пока плательщик не предоставит налоговому органу правильно заполненную и действительную налоговую декларацию.

Согласно нормам статьи 76 Налогового Кодекса, приостановление по операциям никак не влияет на расходные операции, связанные с очередными уплатами взносов по страхованию, социальных взносов, выплат, а также налогов и сборов, чья очередь по уплате в счет государственного бюджета наступила раньше, чем поступившее на исполнение в банк решение налогового органа.

Кроме того, нельзя заморозить те операции по счетам, которые относятся к избирательным или специальным (следует понимать, как фонд референдума). Все остальные электронные расходные операции приостанавливаются при наличии соответствующего решения.

В статье 23 Налогового кодекса прописаны обязанности плательщиков, в том числе и организаций. Так, согласно нормам 5 пункта организация обязана принять от налогового органа документы, по которым производятся расчеты и заполняются налоговые декларации, а затем направить квитанцию с уведомлением о получении документов.

Если такая квитанция направлена не была, то налоговую декларацию правильно организация заполнить не может, а, значит, попадает под действие статьи 76 Налогового кодекса. В качестве меры пресечения используется как раз приостановление расходных операций по счетам, в том числе и электронным.

Когда ФНС может блокировать счет

Правила наложения ограничений на расходные операции, а также на перевод электронных денежных средств, Налоговой службе дает статья 76 НК РФ. Решение о блокировке счета принимается руководителем налогового органа или его заместителем.

Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:

  1. Организация или ИП не заплатили налоги, штрафы, пени, проценты согласно требованию об уплате (пп. 1, 8 ст. 69, п. 2 ст. 76 НК РФ).
  2. В течение 10 рабочих дней со дня окончания срока организация не представила налоговую декларацию (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Налогоплательщик не передал налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронном виде. Срок блокировки по истечении 10 дней со дня истечения срока передачи таких документов — 6 дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
  4. В качестве обеспечения исполнения решения налогового органа по итогам камеральной или выездной проверок (п. 1 ст. 76, п. 10.2 ст. 101 НК РФ). Арест вводится только после вынесения решения о привлечении организации к ответственности (п. 10 ст. 101 НК РФ).
  5. Если налоговый агент опоздал больше чем на 10 дней со сдачей нового расчета 6 НДФЛ или расчет по страховым взносам (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
  6. Налогоплательщик не обеспечил электронный документооборот по ТКС с инспекцией – в течении 10 рабочих дней после того, как инспекция обнаружила, что налогоплательщик не исполнил обязанность и не подключился к оператору ЭДО (п. 5.1 ст.23, пп 1.1. п.3 ст. 76 НК РФ).

Приняв решение, налоговый орган выпускает постановление и направляет его напрямую в банк. Информация о блокировке счета на сайте ФНС появится уже на следующий день.

Если денежных средств на счете не хватает, то выплата по постановлению ФНС будет поставлена в очередь. При этом все входящие на счет платежи будут приниматься без ограничений, а списания будут происходить в соответствии с очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса. Налоговые недоимки по постановлениям налоговой гасятся в третью очередь.

Основания для приостановления всех расходных операций

Одним из оснований для приостановления расходных операций у организации или индивидуального предпринимателя является незаполненная в срок налоговая декларация.

Так, по истечении срока на заполнение юридическому лицу или ИП дается еще 10 календарных дней на то, чтобы предоставить декларацию в налоговый орган. Если этого сделано не было, то налоговый орган вправе просить банк о приостановлении всех расходных операций, кроме тех, которые являются внеочередными.

Данная обеспечительная мера указана в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса. Кроме того, если организация или ИП не получили или не подтвердили факт получения от налогового органа всех необходимых для заполнения декларации документов, то эти документы считаются непринятыми, а декларация незаполненной или заполненной неверно.

Это, в свою очередь, тоже ведет к применению норм статьи 76 Налогового кодекса. А именно – приостановлению каких-либо расходных операций.

Налоговые органы присылают документацию для того, чтобы все пункты декларации были заполнены корректно и достоверно.

Именно поэтому плательщики-организации и ИП обязаны уведомлять налоговые органы о получении документов. Более того они могут запрашивать разъяснения и пояснения, которые представляются налоговыми органами.

Самыми часто встречающимся основаниями для приостановления всех расходных операций по счетам организаций или ИП являются решения налоговых органов, нацеленных на уплату недоимок, внесения налогов и сборов, а так же штрафов и пени в счет государственного бюджета.

Читайте также:  Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и др.служащих — главный бухгалтер

При этом перед вынесением решения плательщику-должнику направляется требование, в котором указываются сроки и условия погашения задолженности. Если этого не происходит, то руководитель (или лицо, которое выполняет его функции и полномочия) налогового органа выносит решение о взыскании недостающих средств путем приостановления операций по счету.

Мера носит обеспечительный характер, позволяя пополнять государственный бюджет ровно на ту сумму, которая причитается с конкретного плательщика, но не более того.

СПОРЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Материал подготовил юрист ЮФ»Логос» Исмайлов Тимур


Как следует из норм пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), п.3 ст. 76 НК РФ и подп.2 п.10 ст. 101 НК РФ Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется:
— либо для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п.1 ст. 76 НК РФ)

— либо в связи в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п.3 ст. 76 НК РФ);

— либо в качестве обеспечительной меры направленной на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (подп.2 п.10 ст. 101 НК РФ). Иных случаев и оснований принятия налоговым органом Решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Согласно п.1 ст. 76 НК РФ Приостановление операций по счету

означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п.2 ст. 76 НК РФ. По смыслу п.2 ст. 76 НК РФ, если решение о приостановлении принято в связи с неисполнением налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа), то
приостановление операций по счетам налогоплательщика
-организации в банке, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке Решение о
приостановлении операций налогоплательщика по его счетам
в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected] Оно направляется налоговым органом в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В этот же срок копия решения о приостановлении операций по его счетам в банке должна быть передана самому налогоплательщику.

Решение о приостановлении операций по счетам

может нарушать интересы налогоплательщика, поскольку лишает последнего возможности распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами, используя их в хозяйственной деятельности, фактически эту деятельность парализуя, поскольку денежные средства, представляют собой наиболее ликвидные активы хозяйствующего субъекта, в том числе необходимые для его текущей деятельности по расчетам с контрагентами и кредиторами по ранее возникшим обязательствам. Налогоплательщик вправе
обжаловать решение о приостановлении операций по счетам
в банке и переводов электронных денежных средств, принятое в порядке ст. 76 НК РФ. Обязательный досудебный порядок для обжалования данной категории решений не установлен. Поэтому налогоплательщик вправе обжаловать такое решение, как во внесудебном порядке – в вышестоящий налоговый орган, так и непосредственно в арбитражный суд, подав заявление о признании недействительным ненормативного акта в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебной практике встречаются, например, следующие основания, по которым решение о приостановлении операций по счетам в банке

и переводов электронных денежных средств может быть признано недействительным: общая сумма по решениям о приостановлении операций существенно превысила общую сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налогового органа о взыскании налоговых платежей. (Определение ВАС РФ от 27.08.2010 N ВАС-11208/10 по делу N А76-16890/2009-35-448, Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2010 N Ф09-3642/10-С3 по делу N А76-16890/2009-35-448).

Несоблюдение порядка, установленного пунктом 10 статьи 101 НК РФ. Суд сделал вывод, что приостановление операций по счетам

в банке как обеспечительная мера может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Определение ВАС РФ от 14.01.2010 N ВАС-15019/09 по делу N А65-26985/2008-СА1-19, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 по делу N А65-26985/2008). В то же время, если Решение о приостановлении операций по счетам принято не в связи с принятием решения о привлечении к ответственности, а для обеспечения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке, то вышеуказанные обстоятельства не могут служить основанием для признания его недействительным, что влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика Судом (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 по делу N А56-14350/2011)

Читайте также:  Внеплановая проверка Роспотребнадзора: все что вам нужно знать

В нарушение положений статей 69, 70 НК РФ налоговый орган не выставил в адрес налогоплательщика требования об уплате доначисленных налогов, начисленных пеней и штрафных санкций по решению о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в обеспечение которого принято решение о приостановлении операций по счетам. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом нарушена процедура принятия обеспечительной меры, установленная пунктом 10 статьи 101 и статьей 76 НК РФ и признал решение о приостановлении операций про счетам недействительным (Определение ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-7277/09 по делу N А55-11389/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А55-11389/2008). Встречаются и иные основания признания недействительными Решений о приостановлении операций по счетам. В то же время и отказы судов в удовлетворении таковых требований налогоплательщика нередки в судебной практике.

При оспаривании подобных решений налогоплательщику целесообразно проанализировать основания принятия решения о приостановлении операций по счетам

в данном конкретном случае, с учетом фактических обстоятельств (в том числе взыскиваемая сумма, стоимость имущества и др.), проанализировать соблюдение налоговым органом процедуры принятия решения, установленной нормами НК РФ с учетом толкования, которое дается им в судебной практике. Ошибки в этой области, неправильное истолкование норм законодательства, необоснованные ссылки на правила относящихся к другим случаям принятия решений о приостановлении операций по счетам (как в деле А56-14350/2011) могут привести к отказу в удовлетворении требований налогоплательщика.

Условия для приостановления

Приостановление операций по счетам налогоплательщика может производиться, как по одному счету, так и по нескольким. При этом если средств для погашения задолженности на одном счете достаточно, то плательщик имеет право на подачу заявления в налоговый орган о приостановлении действия его решения о заморозке более одного счета.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение двух рабочих дней и вынести по нему решение. Так, к примеру, если у плательщика-организации имеется два счета, суммы средств на которых в совокупности хватает для уплаты задолженности, то банк обязан перечислить долг в пользу государственного бюджета.

Остаток остается на счетах плательщика. И организация имеет право на подачу заявления об отмене приостановления операций по счетам. При этом предъявлять претензии банку организация не может, поскольку банк исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства.

Если средств на счету или счетах плательщика-должника недостаточно для погашения задолженности перед государственным бюджетом, то налоговый орган вправе продолжить приостановление расходных операций на определенный срок.

В случае если в течение одного календарного месяца сумма на счету или счетах не достигла необходимой для уплаты задолженности, к плательщику уже применяются меры пресечения в виде штрафа, ареста имущества или уголовного преследования на усмотрение суда, в который налоговый орган направляет заявление.

Зачем ФНС новые полномочия

Читайте на РБК Pro


«Вы тупые?!»: как дерзкий маркетинг помог шведской Oatly покорить мир


Какие хитрости легендарных мошенников пригодятся вам во время переговоров


На рынке полупроводников — безумный ажиотаж. За какими акциями следить


Morningstar предостерегает от покупки этих 12 акций США. Полный список

ФНС стремится получить неограниченный доступ к банковской тайне давно, с начала 2000-х годов, напоминает партнер юридической Paragon Advice Group Александр Захаров. «Действующий премьер Михаил Мишустин в то время уже работал в Министерстве налогов и сборов (было преобразовано в налоговую службу в 2004-м. — РБК), он эту тему прекрасно знает. Еще с тех пор Центробанк активно защищал банковскую тайну, поскольку открытие доступа ко всем банковских проводкам могло снизить доверие к банковской системе», — поясняет собеседник РБК.

ЦБ ответил на идею передать сотрудникам МВД доступ к банковской тайне Финансы

Планы расширить полномочия ФНС можно трактовать как желание дать налоговым органам возможность получать банковские данные клиентов-физлиц вне налоговых проверок, допускает партнер ФБК Legal Надежда Орлова. Подобная инициатива обсуждалась еще летом 2018 года. ФНС направляла такое предложение в Минфин, писал «Коммерсантъ». Но Илья Трунин, на тот момент занимавший пост заместителя министра финансов, заявлял, что налоговикам не нужны новые полномочия для повышения сборов налогов с физлиц.

Налоговых проверок физлиц сейчас проводится немного — это трудоемкий процесс с неочевидной эффективностью, замечает Орлова. Но все может измениться, если ФНС получит больше данных о гражданах от банков. В этом случае служба сможет анализировать данные о движениях денежных средств, выделять конкретные группы налогоплательщиков и точечно проводить проверки, говорит эксперт. Аналогичный подход ФНС уже применяет к юрлицам, по которым у службы больше данных, напоминает она.

Обязанности банка

Согласно действующему законодательству, банк не вправе игнорировать поступившее из налоговых органов решение. Более того нормами налогового законодательства предусмотрено немедленное исполнение полученного решения. То есть решение считается вступившим в силу в день получения его банком (не позднее следующего после вынесения дня).

Банк новые расчетные счета открывать должникам (следует понимать, как ИП и юридические лица) не вправе. Более того банк обязан приостановить расчетные операции в тот же день, как получил решение от налогового органа, вынесшего решение, а перечисление средств в государственный бюджет со счетов должников – не позднее следующего операционного дня. Кроме того банк обязан уведомлять налоговый орган о том, сколько средств осталось на счету у должника на конкретную дату.

Налоговым законодательством предусмотрено отсутствие ответственности у банка за те убытки, которые в ходе списания средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, штрафам, пени несет организации или ИП, у которых были приостановлены операции по счетам. Предъявлять претензии к банку по этим вопросам нецелесообразно и незаконно.

Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банком не могут быть проигнорированы – это нарушение норм законодательства, поэтому и подлежат исполнению, даже в убыток клиентам.

Если налоговый орган принял решение об отмене своего первого решения (следует понимать, как отмену заморозки счетов), то копию этой отмены направляют в банк, а тот в свою очередь не позднее следующего рабочего дня исполняет – восстанавливает расходные операции по счетам организаций или ИП.

Ответственность налоговиков

С 1 января 2010 года налоговые органы несут ответственность перед налогоплательщиками за несвоевременную разблокировку счета (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, по ставке рефинансирования Центробанка РФ (действовавшей в период приостановления операций или вручения решения об отмене приостановления).

Таким образом, ИФНС, которая нарушила срок отмены решения о приостановлении либо срок вручения банку такого решения, должна уплачивать компании проценты за каждый календарный день просрочки.

Читайте также:  Декларация по налогу на прибыль за 2 квартал 2021 года: подробная инструкция и особенности

Начиная с 2011 года ответственность налоговиков, связанная с процедурой блокировки счетов налогоплательщиков усилилась. Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ в статью 76 Налогового кодекса введено следующее новшество. За незаконное приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке инспекция должна заплатить ему проценты. Которые уплачиваются за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о блокировки счетов налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене такого решения.

При этом сумма процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни незаконной блокировки счета.

Решения об отмене решений

Такие решения принимаются тем же налоговым органом, что приняло решение о приостановлении операций по счетам. При этом для отмены существует свой установленный порядок:

  • при непредставлении декларации плательщиком – в течение рабочего дня после получения заполненной декларации;
  • при неисполнении обязательств по уведомлению налогового органа – в течение рабочего дня после уведомления о получении документации;
  • при отсутствии электронной связи с налоговым органом – в течение рабочего дня после налаживания связи.

Решение об отмене передается в банк не позднее одного рабочего дня на исполнение. При этом банк игнорировать решение не может и выполняет его своевременно – не позднее следующего дня.

Плательщика-должника уведомляют о том, что его обязанность по уплате задолженности была исполнена, если имело место задолженность, или не исполнена, и дело передается на рассмотрение в суд.

Форма решения об отмене, как и форма решения о приостановлении операций по счетам, имеет утвержденный вид, заполняется в электронном формате и передается в банк, а так же плательщику для ознакомления и исполнения. В бумажном формате заполнение не предусмотрено.

Форма находится на контроле исполнительного федерального органа власти, который уполномочен на контроль в сфере исполнения налогового законодательства.

Автор статьи

Как доказать незаконность блокировки счета

Право на получение процентов за незаконную блокировку счета является, безусловно, положительным новшеством. Однако в данном случае важно знать, когда организации смогут воспользоваться данным правом.

Итак, компания может рассчитывать на материальную компенсацию за незаконное «замораживание» денежных средств если:

  • нарушена процедура блокировки счета;
  • отсутствуют основания для приостановления расчетных операций по счетам.

К процедурным недочетам можно отнести, например, подписание решение о блокировки счета неуполномоченным на то лицом. Ведь право подписи решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке предоставлено только руководителю и заместителю руководителя налогового органа.

Несвоевременная уплата налога, пеней, штрафа

Что касается отсутствия законных оснований для блокировки, то тут все зависит от ее причин: недоимки либо непредставлении отчетности. Причем каждая из причин имеет ряд особенностей. Укажем на оплошности налоговиков, которые могут пополнить карманы организации в случае недоимки.

1. ИФНС заблокировала счет, в то время как у налогоплательщика имелось необходимое имущество и его стоимость превышала размер задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов.

Приостановление операций по счетам в банке может применяться только после:

  • наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества;
  • если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы задолженности перед бюджетом.

Суд в Постановлении ФАС Центрального округа от 28 января 2010 г. № А35-6133/2009 признал обжалуемое решение налогового органа недействительным, указав на нарушение процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам. В силу пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса приоритетной обеспечительной мерой по отношению к приостановлению операций по счетам налогоплательщика в банке является наложение запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика. Соответственно, ИФНС имела возможность применить указанную обеспечительную меру.

2. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принято ранее вынесения решения о взыскании налога.

Инспекция заблокировала счет налогоплательщика раньше, чем вынесла решение о взыскании налога. Суд признал такие действия неправомерными (постановление ФАС Поволжского округа от 19 января 2010 г. № А12-10402/2009). По мнению арбитров, налоговым органом было допущено нарушение порядка применения обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам, поскольку до вынесения обжалуемого решения налоговым органом не были выставлены соответствующие требования об уплате налогов. Из положений статьи 76 Налогового кодекса следует, что решение о приостановлении операций организации по его счетам может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

3. Копия решения о приостановлении операций по счетам не была своевременно передана налогоплательщику.

Налоговым кодексом установлено, что решение о блокировке счета компании передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде (п. 4 ст. 76 НК РФ). Копию такого решения налоговики должны передать организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения документа в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В большинстве своем судьи считают, налогоплательщики обязательно должны быть уведомлены о принятии решения о приостановлении операций по счету. В противном счете такая блокировка считается неправомерной (постановления ФАС Московского округа от 2 июля 2009 г. № КА-А40/5984-09, от 23 мая 2008 г. № КА-А40/4404-08, от 27 мая 2005 г. № КА-А40/4362-05).

Однако есть судебные решения, в которых арбитры приходят к выводу, что не направление налоговым органом компании уведомления о вынесении решения о блокировки счета не является достаточным основанием для признания недействительным принятого в установленном порядке решения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2010 г. № А45-23256/2009).

4. Арестованы все счета компании, даже те к которым не были предъявлены инкассовые поручения.

У компаний есть возможность истребовать проценты за незаконную блокировку, если, например, налоговики приостановили расчетные операции по всем счетам налогоплательщика, но инкассо на списание денег было предъявлено только к одному из них.

Решение о приостановлении принимается для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. При этом решение о взыскании исполняется посредством направления в банк поручения на перечисление сумм налога в бюджет (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Возникает вопрос: обязательно ли для приостановления операций на счете в банке выставлять к этому счету инкассовое поручение, ведь предусмотрено, что операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются только после вынесения решения о взыскании.

Однако Налоговый кодекс не дает пояснений. Минфин РФ также не высказывался по данному вопросу. В свою очередь, по мнению налоговых органов, такая блокировка правомерна.

Как ни странно суды встают на сторону налоговиков. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19 августа 2010 г. № Ф03-3911/2010 арбитры отметили, что на расчетном счету компании, к которому было предъявлено инкассо, отсутствовала необходимая сумма денег для покрытия задолженности перед бюджетом. Суд указал на то, что выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие инспекцией соответствующих решений о приостановлении операций по другим счетам, не противоречит предусмотренному статьями 46, 47 Налогового кодекса порядку внесудебного взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам. Аналогичную позицию высказали судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2009 г. № А56-27827/2008. Арбитры отметили, что операции по счетам организации приостанавливаются в целях исполнения решения о взыскании налога, а не инкассового поручения.

Опоздание с декларацией

Опоздание или непредставление отчетности в назначенные сроки также карается приостановлением операций по счетам. Но и тут не все так просто, и инспекторы частенько блокируют счета, не разобравшись в сути проблемы. Ведь случается, что декларация теряется уже в самой налоговой, а страдают из-за этого налогоплательщики. Разберемся, за какую отчетность налоговики не вправе замораживать счет.

1. Непредставления налогоплательщиком расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

В Налоговом кодексе четко прописано, что решение о блокировки счета организации может приниматься в случае непредставления им налоговой декларации

в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления.

Таким образом, не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае непредставления им:

  • расчетов по авансовым платежам,
  • бухгалтерской отчетности
  • иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Такого мнения придерживаются в Минфине РФ (письмо от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324). Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 25 июля 2008 г. № А40-1160/08-75-5.

2. Непредставление аудиторского заключения

Аудиторское заключение не является налоговой декларацией. Данный документ включается в состав бухгалтерской отчетности.

Следовательно, за непредставление данного документа налоговики не смогут заблокировать счет фирмы (постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2006 г. № КА-А40/9158-06).

3. Непредставление налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности работников

По мнению налоговиков в случае непредставления указанных сведений расчетный счет компании может быть заблокирован. Однако судьи считают такую позицию неправомерной. Возможность приостановления операций по счетам в банках налогоплательщика за непредставление сведений, представляемых помимо налоговой декларации, не предусмотрена (постановления ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. № КА-А40/1265-09, от 29 января 2009 г. № КА-А40/13357-08).

4. Представление налоговой декларации, подписанной руководителем организации, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ.

Данные действия не является основанием для приостановления налоговым органом операций по счетам в банке (подп. 5 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 76 НК РФ). Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 23 марта 2010 г. № А65-21742/2009 судьи не приняли довод налогового органа о подписании налоговых деклараций руководителем, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

Таким образом, ИФНС не доказала, что государственная регистрация налогоплательщика недействительная. Это означает, что компания выполнила обязанность налогоплательщика, установленную подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса. Представление налоговой декларации налогоплательщиком с установленными недостатками не является основанием для приостановления налоговым органом операций по счетам в банке.

Читайте также:  Порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес — Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)

5. Представление декларации с неполным количеством листов.

Налогоплательщик представил декларацию по почте. Согласно Приказу, которым утверждена форма декларация, должна состоять из трех листов. Однако представленная заявителем опись вложения содержит указание на документ «декларация», состоящая из 2 листов. В связи с этим направленный по описи вложения документ, по мнению ИФНС не является налоговой декларацией в понимании действующего налогового законодательства.

Суд отклонил доводы налоговиков. Арбитры приняли пояснения компании о том, что три страницы декларации, отпечатанные типографским способом, размещены на двух листах, и соответственно в описи вложения было указано два листа документа.

Таким образом, суд постановил, что налогоплательщиком была исполнена обязанность по предоставлению налоговой отчетности. Это означает, что блокировка его счета неправомерна (постановление ФАС Московского округа от 10 декабря 2008 г. № КА-А40/10409-08).

6. Решение о блокировке счета вынесено до истечения десятидневного срока с даты окончания срока представления налоговой декларации.

Десятидневный срок, является сроком, ранее которого налоговым органом не может быть принято решение о приостановлении операции по счетам (письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-227 и УФНС России по г. Москве от 24 декабря 2008 г. № 09-14/120416).

При этом судьи в постановлении ФАС Московского округа от 20 февраля 2009 г. № КА-А41/433-09 добавили, что ИФНС должна вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в течение 10 дней по окончании срока, установленного для представления декларации.

7. Представление декларации по старой форме.

Законодательством не предусмотрено право налогового органа вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке в случае представления налоговой декларации, составленной по старой форме. Причем налоговая не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком налоговой декларации составленной на бланке старой формы (п. 2 ст. 80 НК РФ). Таким образом, представление декларации по устаревшей форме не грозит блокировкой счета (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 октября 2008 г. № А05-4850/2008).

8. Непредставление декларации обособленным подразделением компании.

Непредставление деклараций обособленными подразделениями не влечет за собой блокировку счета головной компании (письмо УФНС России по г. Москве от 9 июня 2007 г. № 16-10/[email protected]). Органы имеют право вынести решение о приостановлении операций по счетам организаций только в случае, если она обязана подавать соответствующие декларации.

Обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком (ст. 11 НК РФ). Следовательно, приостановление операций будет осуществляться по счетам организации-налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Важно

Непредставление деклараций по налогу на имущество за прошлые периоды.

С 2010 года организации, не имеющие на балансе имущества, признаваемого объектом налогообложения, не являются плательщиками налога на имущество организаций. Поэтому у них отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций и расчетов по авансовым платежам по данному налогу. Однако до 2009 года обязанность по представлению деклараций была предусмотрена для всех налогоплательщиков независимо от наличия объектов налогообложения.

Таким образом, решение о блокировке счета налогоплательщика может быть вынесено, в том числе, в случае выявления в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией налоговых деклараций по тем налогам, которые он был обязан уплачивать в предыдущих налоговых периодах (письмо ФНС России от 9 февраля 2011 г.).

Добавить комментарий

Adblock
detector