Статья 226 НК РФ уплата налогов налоговыми агентами

Для кого предназначена статья 226 НК РФ?

Положения ст. 226 НК РФ обязаны выполнять налоговые агенты, к которым в нашей стране относятся российские организации, ИП, частные нотариусы, а также обособленные подразделения иностранных компаний в РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Важно! Определение налоговых агентов и перечень их обязанностей даны в ст. 24 НК РФ.

Необходимость исполнения обязанностей налогового агента у указанных лиц возникает в том случае, если они выплатили налогоплательщику какие-либо доходы. Исключение составляют доходы, в отношении которых расчет и уплата налога производятся в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Как платить НДФЛ с выигрыша?

В случае получения дохода в виде выигрыша в лотерее, в казино или на игровых автоматах физическое лицо обязано самостоятельно подавать декларацию, рассчитывать и платить НДФЛ. Однако если денежный приз был получен в тотализаторах или букмекерских конторах, при его выплате организаторы подобных мероприятий обязаны удержать из вручаемой суммы налог. В противном случае они обязаны уведомить физлицо о возникновении у него обязанности самостоятельной уплаты НДФЛ (п. 1 статьи 210 НК РФ, пп. 2 п. 2 статьи 211 НК РФ, п. 2 статьи 214.7 НК РФ, п. 1 статьи 226 НК РФ , пп. 5 п. 1 статьи 228 НК РФ).

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2018–2019 годах?

В 2018-2019 годах налоговые агенты исполняют свои обязанности в привычном для них режиме. Никаких существенных изменений или новововедений по сравнению с ранее действовашими правилами в этом периоде нет. А обязанности эти, напомним, заключаются в правильном и своевременном исчислении НДФЛ, его удержании у налогоплательщика и перечислении в бюджет. Кроме этого, нужно не забывать сдавать в ИФНС отчетность: формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Читайте также:  Текущие активы в балансе: как рассчитать и отразить в бухучете

Внимание! С 2021 года справки 2-НДФЛ нужно будет составлять по новой форме. Это, пожалуй, и есть самый существенный нюанс ст. 226 НК РФ в 2021 году.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Когда функции налогового агента можно возложить на доверительного управляющего?

По ГК РФ имущество может быть передано в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности на него к управляющему. Но сделки с этим имуществом такой управляющий совершает от своего имени. Если физ. лицо, например, решает заключить депозитный договор не лично, а через доверительного управляющего, то управляющий заключает договор от своего имени, хотя и за счёт денег доверителя. Так как договор с банком заключило не физ. лицо, то и доход от депозитного договора это физ. лицо не получает. Гражданин в этом случае получает доход от доверительного управления, а не от банковского вклада. По п 1 ст 226 НК РФ налоговым агентом может быть признана организация от взаимодействия с которой, гражданин-налогоплательщик получил доход. Так как гражданин заключил договор доверительного управления и получил доход от взаимодействия с управляющим, то, попадая под определение, доверительный управляющий может быть признан налоговым агентом. Физическое лицо будет получателем дохода по депозитному договору, заключенному доверительным управляющим. НДФЛ с этого дохода будет удержан при выплате денег физическому лицу доверительным управляющим.

Статья 226 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Читайте также:  Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
< Статья 225 НК РФ >Статья 226.1 НК РФ

Перечисление НДФЛ в бюджет (ст. 226 НК РФ).

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ установлены сроки перечисления в бюджет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом:

  • в общем случае налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;
  • в случае выплаты доходов в денежной форме – не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода;
  • в случае выплаты доходов в натуральной форме – не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога.

В Постановлении ФАС СЗО от 18.01.2013 № А42-8095/2011 был рассмотрен спор о нарушении норм ст. 226 НК РФ. По мнению ИФНС, налоговым агентом было допущено необоснованное неперечисление в бюджет НДФЛ разницы между удержанным из доходов физических лиц налогом и суммой, перечисленной в бюджет. Основанием для такого вывода послужила проверка выборочным методом расчетных и платежных ведомостей, списков по перечислению средств на пластиковые карты работников, учетных регистров по счетам бухгалтерского учета.

Признавая позицию ИФНС неправомерной, ФАС указал, что наличие или отсутствие недоимки по НДФЛ должно определяться на основании первичных документов, подтверждающих обстоятельства, с возникновением которых ст. 226 НК РФ связывает возникновение обязанности по перечислению НДФЛ в отношении каждого физического лица с указанием дат выплат заработной платы либо иных доходов по каждому физическому лицу.

Примененный инспекцией выборочный метод проверки представленных налоговым агентом документов не гарантирует правильность определения налога, перечисленного по каждому работнику, поскольку в этом случае не учитываются профессиональные и иные вычеты, выплата командировочных, отпускных и другие выплаты. Поскольку в рамках выездной налоговой проверки первичные документы по НДФЛ по каждому работнику организации (налоговые карточки по учету доходов и НДФЛ по каждому физическому лицу) налоговым органом не истребовались и не исследовались, требования налоговой инспекции были отклонены.

Добавить комментарий

Adblock
detector