Выездная налоговая проверка: суть, прохождение, срок, подготовка, сопровождение и обжалование решения

Юридическая фирма Шмелева и Партнеры

Финансы и право

2 879

Выездная налоговая проверка (ВНП) представляет собой вид надзорной деятельности ФНС России. Выездная налоговая проверка направлена на выявление нарушений в работе различных организаций и предприятий. В данном случае ВНП осуществляется с выездом по месту нахождения организации. Проводятся надзорные мероприятия только в соответствии с решением руководителя налогового органа ФНС.

Читайте также:  Как правильно рассчитать штатную численность персонала

Содержание
  1. Что такое выездная налоговая проверка?
  2. Камеральные проверки
  3. Какой бывает выездная налоговая проверка?
  4. Основания для проведения выездной налоговой проверки
  5. Выездная налоговая проверка — решение о проведении
  6. Что изменилось в налоговых проверках: перспективы и риски
  7. Налоговые проверки больше никогда не будут прежними
  8. Некогда законные схемы по оптимизации налогов стали криминальными
  9. У необоснованной налоговой выгоды появилась новая трактовка
  10. Ответственность учредителя и руководителя за долги компании ужесточается
  11. Порядок проведения выездной налоговой проверки
  12. Основные процедуры
  13. Сроки прохождения выездной налоговой проверки
  14. Особенности проведения проверок
  15. Результаты налоговой проверки — справка по форме КНД 1165010 и акт по ВНП по форме КНД 1160098
  16. Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
  17. Требование о представлении пояснений
  18. Выездная налоговая проверка: обжалование решения ВНП
  19. Характерные нарушения
  20. Меры ответственности за нарушение налогового законодательства РФ
  21. Обстоятельства, которые вынуждают налоговый орган отказаться от мер ответственности
  22. Как понять, что грядет налоговая проверка?
  23. Выездная налоговая проверка — подготовка и прохождение
  24. Юридическая статья от:

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Камеральные проверки

Заблуждение:если налоговые органы не беспокоят своим вниманием, то никаких налоговых проверок не проводится.

О том, что в данный момент в отношении вашей компании проводится камеральная проверка, вы можете даже не знать. Если налоговый орган не обнаружит нарушений в отчетности, проверка останется вами незамеченной. И не получить документ по её итогам намного лучше, чем этот документ получить. Конечно, если он не касается возмещения НДС или акцизов.

Срок камеральной проверки является пресекательным и не подлежащим приостановлению. Продлить срок проверки с двух месяцев до трех можно лишь при наличии нарушений в декларации по НДС.

Предмет камеральной проверки — налоговая декларация (расчет) за определенный период, а не сам период. Нет декларации — нет проверки. Две декларации по разным налогам за один период приводят к двум камеральным проверкам.

Период их проведения не ограничен тремя годами. Если вашему бухгалтеру вдруг вздумалось в 2021 году внести изменения в декларацию за год 2014, этот факт не останется незамеченным бдительными налоговыми органами. И если по итогам камеральной проверки этой декларации выявляются нарушения, процедура будет такая же, как и по итогам недавней декларации. Единственное отличие — возникшую переплату по налогам получить не удастся, т.к. здесь трехлетний срок, увы, работает.

Какой бывает выездная налоговая проверка?

Выездная проверка назначается согласно сведениям, имеющимся у ФНС России, анализ которых позволяет разработать план контрольных мероприятий и определить их временные рамки. За основу берутся материалы камеральной и предыдущей работы на местах.

По характеру проведения и количеству проверяемых налогов, определяется несколько видов контрольных мероприятий по месту нахождения плательщика:

  • Плановая выездная проверка.

В данном случае надзорные меры принимаются согласно установленному ежеквартальному плану. Он утверждается руководством на основании ранее полученных сведений.

  • Внеплановая выездная поверка.

Здесь организация контрольных мероприятий осуществляется по инициативе вышестоящих или правоохранительных органов, то есть в исключительных случаях, когда ситуация требует провести анализ документации той или иной компании.

  • Комплексная.

В ходе такой проверки анализируется система уплаты и начисления всех налогов и сборов, которые компания должна уплачивать в связи со своей деятельностью. План мероприятий предусматривает общие формулировки, акцентируя внимания на такой цели проверки, как оценка правильности начисления и своевременной уплаты установленных платежей.

Читайте также:  Как часто проводится специальная оценка условий труда?

  • Тематическая.

Этот вид предусматривает конкретное определение проверяемых платежей. Выбор налогов и сборов осуществляется должностным лицом. План мероприятий в этом случае должен содержать четко определенный предмет. Например, «проверка правильности исчисления налога на прибыль организации, НДФЛ, единого социального налога».

Характер проверки определяется конкретной ситуацией. Выездная налоговая проверка компаний, предприятий и иных организаций обязательное мероприятие, а в некоторых ситуациях необходимое для контроля над устранением выявленных нарушений.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

  • Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007 года.

  • Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

  • Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

  • Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

  • Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

  • Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

  • Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Если организация игнорирует такие письма, то это может стать основанием для проведения проверки непосредственно в месте ее нахождения.

Но многие думают, что если занять позицию «я никого не вижу, значит и меня никто не видит», то проблема уйдет. Однако, это не так. Вы действительно можете тянуть время, пока бюрократический аппарат приходит в действие. Но в итоге, последствия будут гораздо плачевнее.

Таким образом, нарушения или несоответствия, выступающие основаниями для контрольных налоговых мероприятий, касаются непосредственно деятельности налогоплательщиков и правильности исполнения ими требований НК РФ.

Выездная налоговая проверка — решение о проведении

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка ООО, АО и иных организаций, независимо от формы, проводится только на основании решения руководителя ФНС России.

Читайте также:  «Детские» вычеты по НДФЛ в 2021 году: о чем нужно знать бухгалтеру

Даже при наличии представленных выше обстоятельств, которые выступают прямой причиной для контрольных мероприятий, при отсутствии этого документа их проведение невозможно.

Решение о выездной проверке налоговой инспекции выносится по месту нахождения юридического или физического лица, в случае если надзорные меры направлены на отдельное подразделение или филиал, то непосредственно по его адресу.

Когда речь идет о крупных компаниях, то проверку осуществляет только тот налоговый орган, который ставил субъект на учет.

В соответствии с положениями НК РФ решение руководителя налогового органа должно содержать в себе ряд обязательных сведений:

  • полное наименование проверяемого субъекта;
  • предмет – налоги, подлежащие проверке;
  • сроки выездной налоговой проверки;
  • должность и полное имя сотрудника, который назначен для проведения проверки.

Форма документа утверждается федеральным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор по вопросам налогов и сборов.

Что изменилось в налоговых проверках: перспективы и риски

Государственный бюджет живет сегодня отдельной от обещаний президента жизнью и остро нуждается в притоке денег. Власть дала налоговой новые инструменты для наведения порядка, которые ухудшат положение бизнеса, ужесточат контроль за платежами налогов в полном объеме, отсекут известные способы налоговой оптимизации. Особенно обратите внимание на то, что ответственность учредителей и руководителей компаний за налоговые долги в ближайшее время возрастет и будет все чаще оцениваться людьми из налоговой в уголовной плоскости.

Если говорить о ждущих всех нас перспективах категорично, то…

Налоговые проверки больше никогда не будут прежними

Следственный комитет России и ФНС выпустили революционный документ – Письмо от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected], которое описывает новое направление в борьбе с налоговыми «уклонистами». Методы, изложенные в нем, в совокупности с Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ и поправками в НК РФ, которые увеличивают размер пени по налогам (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ начал действовать в этой части с 1 октября 2021 года), сигнализируют о том, что налоговые проверки уже никогда не будут прежними.

В Письме от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] указывается на подробный анализ и сбор качественной доказательственной базы, подтверждающей фиктивность заключенных недобросовестными контрагентами сделок как с фирмами-однодневками, так и с аффилированными юрлицами.

Задачи, которые государство поставило перед налоговиками, довольно конкретны: «Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей» (п. 6 Письма ФНС от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected]). Фактически здесь говорится о сборе такой доказательственной базы противоправных действий налогоплательщика по неуплате налогов, которая бы безошибочно позволяла квалифицировать эти действия по п. 3 ст. 122 НК РФ как умышленные.

Понятие «умысел», чаще применяемое в уголовном праве, теперь будет активно использоваться в результатах налоговых проверок. При этом налоговикам предлагают «ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса». Также налоговые органы могут привлекать к участию в выездных налоговых проверках сотрудников внутренних органов, проводить консультации с сотрудниками следственных органов в соответствии с заключенными соглашениями ФНС с МВД и Следственным комитетом.

Квалификация противоправных действий налогоплательщика как умышленных под чутким руководством сотрудников Следственного комитета позволит государству одним выстрелом убить двух зайцев:

  1. Назначить штраф в размере не 20%, а 40% от доначисленных сумм. Как известно, подавляющее большинство налоговых проверок связано с фирмами-однодневками и/или общеизвестными схемами оптимизации, доначисления по ним составляют миллионы рублей, поэтому прирост поступлений в бюджет от ФНС будет заметным.
  2. Повысить шансы на дальнейшее развитие событий в плоскости уголовного преследования налогоплательщика и его представителей как лиц, осознанно нарушавших закон.

Некогда законные схемы по оптимизации налогов стали криминальными

Письмо от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] ставит крест на любые варианты налоговой оптимизации, которые ранее считались законными. В частности, Следственный комитет дает рекомендации по выявлению и подтверждению схемы по дроблению бизнеса с целью необоснованного применения спецрежимов ЕНВД или УСН. А в Письме ФНС РФ от 11.08.2017 N СА-4-7/[email protected] приводится судебная арбитражная практика по делам о дроблении бизнеса. Предпринимателям стоит обратить особое внимание на эти письма, поскольку дробление бизнеса с целью экономии на налогах относится к распространенным способам налоговой оптимизации. В письме ФНС эта схема описывается следующим образом: «Для того чтобы минимизировать налоговую нагрузку, многие налогоплательщики свою деятельность, имеющую определенные ограничения, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, делят на ряд более мелких, подпадающих под упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (далее — ЕНВД). Например, один магазин с большой площадью делят на несколько отделов площадью менее 150 кв. м. Управляющие отделами регистрируются в качестве предпринимателей и оформляют свою торговлю через ЕНВД, получив свою площадь в аренду и заключив, например, договор поручительства, реализуют товар».

Как показывает практика, первым делом налоговики пытаются выявить взаимозависимые общества или ИП и понять, есть ли в применяемом дроблении признаки получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая будет ориентироваться при выявлении схемы на ключевой пункт: обусловлено ли разделение бизнеса реальными предпринимательскими и экономическими причинами или только получением налоговой выгоды.

Сегодня предприниматели активно обсуждают эти письма, а юристы и налоговые консультанты строят прогнозы, как будет развиваться практика. Однако многих владельцев бизнеса волнует вопрос — как теперь можно дробить бизнес, а как уже нельзя.

Во-первых, стоит очень подробно изучить два письма ФНС. Во-вторых, следует понять, что для налогоплательщика существует только два варианта развития событий:

  1. Разделение бизнеса обусловлено бизнес-процессами и реальной финансово-хозяйственной деятельностью. В этом случае опасаться нечего, но нужно быть готовым представить налоговикам доказательства и обоснования такого способа ведения бизнеса.
  2. Бизнес дробится с целью уменьшения налогов. Тогда следует отказаться от этих схем и/или поменять способы ведения бизнеса.

Если налоговикам удастся выявить и доказать схему дробления бизнеса, а также доказать умысел, то это грозит доначислением недоимок, пеней, штрафов в размере 40% от неуплаченной суммы налогов (ст. 122 НК РФ). Кроме того, на руководителя и учредителей может быть заведено уголовное дело по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов»), которое может быть прекращено только при полном погашении всех доначисленных недоимок, пеней и штрафов до последней копейки.

У необоснованной налоговой выгоды появилась новая трактовка

Для большинства налогоплательщиков возможность избежать доначислений по итогам выездной налоговой проверки значительно сократилась, когда 19 августа 2021 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся правил проведения налоговых проверок (№ 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»).

Согласно новой ст. 54.1 НК РФ налогоплательщик сможет уменьшить базу или сумму налога при выполнении следующих условий:

1) организация не исказила в налоговом и бухгалтерском учете или налоговой отчетности сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;

2) сделка или операция совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата;

3) контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке или операции, исполнили его.

Фирма-однодневка или аффилированная компания не сможет соответствовать третьему условию, поскольку в ходе налоговой проверки такая фирма не подтвердит реальную возможность исполнения взятых на себя обязательств: у нее не окажется ни соответствующих производственных ресурсов, ни работников. Это условие является ключевым. Оно показывает, куда смещаются ориентиры при проведении выездной налоговой проверки: исследование обстоятельств, условий и наличия реальных возможностей у спорного контрагента по исполнению договора.

Получайте все данные о контрагенте в один клик

Узнать больше

Читайте также:  4- ФСС за 9 месяцев 2021: заполнение, сроки сдачи, образец

Если все три вышеупомянутые условия выполнены, но первичные документы подписало ненадлежащее лицо, контрагент нарушил законодательство о налогах и сборах или можно было совершить другую законную сделку с тем же экономическим результатом — такие обстоятельства не считаются самостоятельным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Ответственность учредителя и руководителя за долги компании ужесточается

В закон о банкротстве 29 июля 2021 года была введена новая глава об ответственности руководителя-должника и иных лиц за долги предприятия. Налоговики смогли ужесточить закон в части привлечения к субсидиарной ответственности и взыскания недоимки за счет личного имущества максимального количества физлиц, которые теперь могут быть по закону признаны контролирующими должника лицами.

Новая ст. 61.10 в законе о банкротстве подробно описывает, кто может быть признан контролирующим должника лицами: руководитель, ликвидатор, главный бухгалтер, финансовый директор, учредитель, владеющий более 50% акций, а также иные лица. Перечень таких лиц достаточно широк и сформулирован таким образом, чтобы можно было при необходимости признать контролирующим и подтянуть к конкретной субсидиарной ответственности любое лицо, в отношении которого судом будет установлено, что оно контролировало должника, давало указания или определяло условия сделок.

Также кредиторы теперь смогут инициировать субсидиарную ответственность фактически на любой стадии банкротства. Кроме этого государством прикрывается лазейка, которая имела место быть по продаже права требования о привлечении к субсидиарной ответственности с торгов за копейки: теперь кредиторы, в частности налоговая инспекция, будут решать — возможно это или нет.

Кроме того, с 1 июля 2021 года кредиторы могут обратиться с таким заявлением в течение трех лет после завершения процедуры конкурсного производства. Раньше должник, у которого не было активов и конкурсная масса которого никак не могла погасить все требования кредиторов, мог спокойно дождаться официального завершения процедуры банкротства. Теперь кредиторы, в том числе ИФНС, могут и за рамками дела о банкротстве привлечь конкретное физлицо к ответственности в течение трех лет.

Лоббируя изменения в законе о банкротстве в части субсидиарной ответственности, ФНС уверена, что таким способом прикроется популярная сейчас схема ухода от налогов, когда должник полностью контролирует банкротство через своего арбитражного управляющего, который заботиться о безопасном выводе активов и минимизирует риски привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В настоящее время эту процедуру все еще можно проводить так, чтобы обойти налоговые органы. И даже если налоговым органам удавалось привлечь конкретное физлицо к субсидиарной ответственности, то право требования о привлечении к субсидиарной ответственности также можно было продать за копейки с торгов подконтрольному собственникам лицу и, таким образом, оставить инспекцию и бюджет ни с чем.

Однако сегодня ситуация начинает меняться. Если предприятие ведет свою деятельность с высоким налоговым риском, то до налоговой проверки ситуацию собственникам лучше не доводить. Банкротство перестает быть выгодным и надежным способом избавления от невыплаты недоимки.

Кира Гин, управляющий партнер юридической

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка предусматривает совершение ряда контрольных мероприятий в месте нахождения налогоплательщика. Это необходимо, чтобы проверить имеющуюся документацию по предмету анализа – порядку исчисления и уплаты налогов в конкретной организации.

Основные процедуры

Каждое мероприятие, реализуемое при проведении выездной проверки, регламентируется Налоговым кодексом РФ. К ним относят следующее:

  • Инвентаризация (ст. 89 НК РФ).

С помощью данного мероприятия проводится проверка достоверности сведений, полученных от налогоплательщика. Также инвентаризация может помочь выявить дополнительные обстоятельства.

  • Осмотр (ст. 91,92 НК РФ).

Сотрудник налоговой инспекции имеет право осмотреть любое помещение, склад или территорию, которые используются плательщиком для реализации своей деятельности, получения дохода или содержания принадлежащих объектов.

  • Истребование документации (ст. 93, 93.1 НК РФ).

Инспектор может также потребовать у налогоплательщика любые документы, которые необходимы для проверки. Также он имеет право самостоятельно запрашивать сведения у иных органов для подтверждения информации.

  • Выемка (ст. 94 НК РФ).

Данное мероприятие направлено на получение документов и предметов от налогоплательщика для дальнейшей проверки сведений.

  • Экспертиза (ст. 95 НК РФ).

Привлечение эксперта осуществляется в исключительных случаях. Сотрудничество происходит на договорной основе. Нередко экспертные действия связаны с оценкой показателей работы организации, бухгалтерией и отчетностью.

  • Допрос (ст. 90 НК РФ).

К этому мероприятия привлекаются свидетели, которые могу владеть информацией, необходимой для достижения достоверного результата проверки.

  • Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ).

Налоговые органы без ограничений могут вызывать физических лиц для получения сведений по вопросам проводимой проверки.

  • Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ).

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, влияющие на ход проверочных мероприятий, то они могут входить в заключение, а позже в документированный результат выездной проверки.

  • Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ).

Это мероприятия осуществляется при необходимости поверки документов на другом языке, либо когда субъектом выступает иностранное лицо.

Требования по выездным проверкам должны осуществляться не только со стороны налогоплательщиков, но и должностных лиц, осуществляющих контрольные меры.

Сроки прохождения выездной налоговой проверки

Прохождение налоговой проверки для юридических лиц занимает конкретно установленный срок. Как было указанно ранее, период проведения контрольных мероприятий в части налогообложения составляет 2 месяца. Если выездная проверка ИФНС носит самостоятельный характер, то срок сокращается до 1 месяца.

Порядок выездной налоговой проверки допускает продление сроков дом 4 и 6 месяцев. Это возможно в следующих случаях:

  • если субъект проверки признается крупнейшим налогоплательщиком;
  • если требуется дополнительная поверка в связи с получением сведений о нарушении законодательства;
  • при наличии нескольких подразделений компании;
  • налогоплательщиком по требованию службы в установленный срок не были представлены документы;
  • иные обстоятельства.
При этом выездная проверка не может превышать 3 года, несмотря на возможность продления этого периода.

Исчисление срока проверки осуществляется со дня вынесения решения руководством ФНС. Завершающей является дата составления справки о проделанной работе.

Законом также предусмотрено приостановление срока проверки. Это допускается при следующих обстоятельствах:

  • направление запросов в иностранные государственные органы в рамках международных договоренностей;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение переводчика и перевод документов на русский язык.
Задержка сроков со стороны налогоплательщика (несвоевременное предоставление документов, ограничение доступа к объектам) может рассматриваться как препятствование проведению выездной проверки ФНС.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Результаты налоговой проверки — справка по форме КНД 1165010 и акт по ВНП по форме КНД 1160098

Проведение выездной налоговой проверки завершается составлением справки по форме КНД 1165010. Документ отражает предмет анализа и сроки контрольных мероприятий. Справка передается в последний день проверки налогоплательщику, либо его представителю. Дата составления документа – день окончания работы налогового инспектора.

Справка также необходима для обозначения начального срока вынесения окончательного решения по проверке. Практические мероприятия не последний этап работы налоговой инспекции, далее необходимо проанализировать полученные сведения и составить итоговый документ. На это отводится отдельное количество времени.

Читайте также:  Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки

В соответствии со ст. 100 НК РФ результаты фиксируются в акте выездной проверки по форме КНД 1160098. На его оформление отводится 2 месяца со дня получения налогоплательщиком справки.

Такой документ выездной налоговой проверки составляется при любых обстоятельствах, независимо от того, выявлены нарушения или нет.

Акт согласно положениям закона должен включать в себе ряд обязательных сведений, к которым относят:

  • дата составления акта, которой считается день подписания документа всеми уполномоченными лицами;
  • полное и сокращенное наименование организации, а также ее подразделения, если проверка направлена на его деятельность;
  • должность и полное имя лица, уполномоченного на проведение проверки, а также наименование органа, руководитель которого ее инициировал;
  • дата и номер решения руководителя соответствующего налогового органа о назначении проверки;
  • перечень документов, которые поступили со стороны налогоплательщика, а также представленных проверяющим в ходе контрольных мероприятий;
  • срок, точные даты начала и окончания проверки;
  • предмет – вид налогов, подлежащих проверке;
  • адрес нахождения проверяемой компании;
  • перечень процедур, реализованных в рамках конкретной проверки;
  • документы, подтверждающие факты нарушений, если таковые были выявлены;
  • выводы, предложения и рекомендации должностного лица по результатам проверки, сроки устранения недостатков.

К акту должны прилагаться документы, которые подтверждают нарушение законодательства. При этом ранее предоставленные бумаги со стороны налогоплательщика не являются приложением к нему.

Когда речь идет о сведениях, составляющих государственную, налоговую, коммерческую тайну, то их необходимо прилагать к акту только в виде заверенных ИФНС выписок.

Плательщик налогов может подать возражения на акт, дать пояснения относительно рекомендаций и предложений сотрудника ФНС России. Сделать это допускается не позже 15 рабочих дней с момента получения документа.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Налоговый орган учитывает наличие смягчающих или полностью исключающих вину обстоятельств.

Решение должно быть принято в течение 10 дней. Срок отсчитывается сразу после истечения 15 дней для подачи возражений. Далее налоговый орган уведомляет плательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При этом его участие необязательно, так он может приехать лично, либо назначить представителя.

После вынесения решения плательщику дается 10 дней на обжалование. Срок отсчитывается с момента непосредственного получения документа. После истечения указанного периода решение вступает в законную силу.

Требование о представлении пояснений

Заблуждение: при получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан предоставить также и запрошенные документы.

Налоговый орган может запросить документы таким путем, но ваш отказ в их предоставлении правомерен.

В рамках камеральной проверки требование о представлении пояснений может быть направлено в следующих случаях:

  • если выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • если выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • если в уточненной налоговой декларации (расчете) уменьшена сумма налога, подлежащая уплате по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • если в налоговой декларации (расчете) заявлена сумма полученного убытка;
  • если применены налоговые льготы в отношении операций или имущества.

При наличии этих оснований предоставление документов является правом налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка: обжалование решения ВНП

Плательщик, ставший субъектом проверки, может подать апелляционную жалобу на решение налоговой службы о привлечении его к ответственности.

Для этого необходимо соблюсти установленный срок обжалования, который составляет 10 дней, и определиться с органом для направления обращения: вышестоящая инстанция ИФНС или суд.

Второй вариант применим, когда не сработал первый.

Подача жалобы требует обоснования позиции. Недостаточно выразить возражение по пунктам решения налогового органа, потребуется привести доказательства того, что выявленные нарушения не существовали, либо не требуют применения принудительных мер. Прилагаемые материалы должны быть более содержательными, чем те, что сформированы по итогу проверочных действий.

В этом вам может помочь наша юридическая фирма. У юристов компании огромный опыт в защите прав бизнесменов при проведении выездной налоговой проверки.

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

  • Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

  • Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

  • Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

  • Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

  • Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Скачать и посмотреть документы можно по ссылкам:

  1. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2014-2016 годах, с учетом сформулированных в судебных
  2. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2021 году, с учетом сформулированных в судебных актах правовых позиций

Меры ответственности за нарушение налогового законодательства РФ

Если было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то необходимо определить ее вид, в чем поможет состав правонарушения.

К налоговой и административной ответственности в рамках НК РФ лицо может быть привлечено непосредственно налоговой службой. Ее должные лица наделены этими полномочиями на законодательном уровне.

Законом определяется три вида ответственности, к которой может быть привлечен плательщик при выявлении в его работе нарушений НК РФ:

  • Налоговая.

Это нарушения Налогового кодекса РФ, ответственность за которые находится исключительно в компетенции ИФНС.

По результатам проверки, которые выступают основанием решения службы, лицу назначаются меры принуждения согласно ст. 101 НК РФ.

Освободиться от ответственности в этом случае можно только при истечении срока давности, либо установлении факта отсутствия вины.

  • Административная.

Этот вид применяется к должностным лицам и руководству компании, которая подвергалась проверке. То есть помимо налоговых мер принуждения, в соответствии с НК РФ и КоАП РФ конкретные лица в организации привлекаются к административной ответственности. Решение принимает либо вышестоящий налоговый орган, либо суд.

  • Уголовная.

В ситуации, когда действия лица имеют состав преступления, налоговая служба не может принять решение о привлечении его к ответственности. Потребуется передача материалов в правоохранительные органы, которые проведут проверку и возбудят уголовное дело в случае подтверждения нарушений.

Обстоятельства, которые вынуждают налоговый орган отказаться от мер ответственности

Первый вариант, как было указано выше, – срок давности, составляющий 3 года. Его исчисление осуществляется двумя способами:

  • с момента совершения правонарушения (для всех видов);
  • с первого дня налогового периода, следующего за тем, в котором было допущено нарушение (при уклонении от уплаты налогов или допущении грубых ошибок ведения отчетности).

Второй вариант – обстоятельства, который полностью исключают вину плательщика. Относят к ним следующее:

  • стихийное бедствие или иное форс-мажорное событие;
  • исполнение разъяснений контролирующих ведомств, направленных на неопределенный круг лиц или на конкретную организацию.
Закрепляются данные понятия в статьях 111 и 113 Налогового кодекса РФ и обязательны для ИФНС РФ при принятии решения по результатам проверки.

Санкции, предусмотренные за налоговые правонарушения, варьируют. Предусматривается денежное взыскание в сумме от 1 000 рублей до нескольких сотен тысяч. Наказание в виде штрафа установлено НК РФ и КоАП РФ.

Административная ответственность предусматривает более крупные суммы взысканий. По УК РФ налоговые преступления влекут за собой не только штрафы, но и иные виды наказаний: обязательные работы, арест, лишение свободы.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Спрогнозировать назначение внеплановой ревизии очень сложно. Однако если принято решение закрыть бизнес или изменить его структуру, нужно заранее быть готовыми к назначению проверки. И хотя налоговики не проверяют абсолютно все компании, которые находятся в процессе ликвидации или реорганизации, риск попасть под контрольные мероприятия высок.
Наличие острого конфликта с контрагентом, клиентов или конкурентом также может послужить толчком к ревизии, если обиженная сторона сообщит о нарушениях закона с вашей стороны в контролирующие органы, например, в прокуратуру или в вышестоящий налоговый орган.

Выездная налоговая проверка — подготовка и прохождение

Поскольку налоговые органы могут прийти на порог организации без предупреждения, к этому всегда нужно быть готовым любому руководителю.

Нет компании, в которой ИФНС РФ не найдет нарушений, но характер и степень тяжести могут повлиять на результат надзорных мероприятий и решение руководства службы.

В то время, когда проходит выездная налоговая проверка, лучше иметь юриста, с опытом прохождения проверок, в штате или нанять юриста на юридическое сопровождение в период прохождения проверки.

Таким образом, вы можете избежать множества проблем и получить положительное решение по итогам проведения ВНП.

При подготовке к возможной выездной налоговой проверке, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • Порядок в бухгалтерских документах.

Нередко крупные компании ведут отчетность небрежно. Встречаются неподписанные документы, правильные и «неправильные» ведомости, счета, акты сверок.

Эти материалы должны быть либо хорошо спрятаны, либо исключены совсем. Кроме того, с 2021 года любое фото такого документа, сделанное сотрудником ИФНС РФ при проведении проверки, станет доказательством нарушения, даже если в итоге эта бумага окажется уничтоженной.

  • Оценка рисков.

Нужно объективно оценивать, во сколько обойдется тот или иной обход налога, если проверяющий выявит это. Иногда дешевле соблюсти предписания НК РФ, чем попытаться его нарушить.

  • Положение о коммерческой тайне.

Наличие такого документа позволит сократить риски утечки информации в случае опроса сотрудников. Коммерческой тайной могут быть цены за услуги, клиентская база, план работы компании и так далее.

Каждая организация должна ориентироваться на особенности своей деятельности, анализировать процесс, чтобы определить примерные вопросы, которые могут встать перед сотрудником ИФНС.

Таким образом, выездная налоговая проверка осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика и направлена на выявление нарушений законодательства в части уплаты и начисления налогов.

Юридическая статья от:

Добавить комментарий

Adblock
detector