Экологический сбор 2021: пример заполнения расчета

Экологический сбор введен поправками к Федеральному закону № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. еще в 2014 году. Суть закона состоит в том, чтобы внедрить расширенную ответственность производителей и импортёров в сфере экологии, в частности ответственность за образующиеся от эксплуатации товаров и упаковки отходы.

  1. Общая информация: экологический сбор
  2. Перечень товаров на утилизацию
  3. Нормативы утилизации товаров
  4. Как провести утилизацию?
  5. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?
  6. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности
  7. Как отчитываться за экологический сбор?
  8. Расчет суммы экологического сбора
  9. Экологический сбор: Куда направляются средства?
Содержание
  1. Общая информация: экологический сбор
  2. Кто представляет отчетность по экологическому сбору
  3. Перечень товаров на утилизацию
  4. Новые ставки экологического сбора
  5. Кстати!
  6. Нормативы утилизации товаров
  7. Пример заполнения декларации по экологическому сбору в программе Росприроднадзора
  8. Как провести утилизацию?
  9. Обратите внимание!
  10. Ставки и нормативы утилизации для экологического сбора 2020-2021 года
  11. Важно!
  12. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?
  13. Бланки
  14. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности
  15. Уточнен порядок уплаты экологического сбора и сдачи отчетности
  16. Как отчитываться за экологический сбор?
  17. Уплата экологического сбора отдельно за товары и упаковку
  18. Экологический сбор: расчет суммы
  19. Кто является администратором платежей?
  20. Штрафы за неуплату экологического сбора в срок
  21. Важно

Общая информация: экологический сбор

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории России и осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов ЕЭС, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем организации инфраструктуры по сбору таких товаров либо путем заключения договоров на утилизацию товаров с третьими лицами. Данный норматив можно выполнить в ходе утилизации не только отходов, образованных от конкретного товара, но и от группы аналогичных товаров в соответствии с перечнем товаров.

Кто представляет отчетность по экологическому сбору

Указанные отчетные документы составляют плательщики экологического сбора. А именно ИП и юрлица, которые производят в России товары, указанные в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р, либо импортируют такие товары.

При этом сбор не платится за товары, которые:

  • утилизированы в порядке, предусмотренном законодательством, после утраты потребительских свойств;
  • не подлежат продаже или перепродаже как готовая продукция (то есть используются производителем или импортером на собственные нужды);
  • вывезены за рубеж.

Важный нюанс: имеет значение то, для каких целей товар продан или перепродан. Если он продан в целях реализации конечному потребителю в неизменном виде, экологический сбор платится производителем (или импортером). Если товар продан в целях дальнейшей переработки покупателем (для производства других товаров), то экологический сбор за него платит уже покупатель.

Читайте также:  Где и как можно получить уин, зачем он нужен. Как получить новый уин для аськи Зарегистрировать новый уин для аськи

Ознакомьтесь со сроками и реквизитами для уплаты экологического сбора.

Стоит отметить, что декларация о товарах подается в Росприроднадзор, даже если производитель либо импортер и не предполагают утилизировать соответствующие товары на практике. Цель предоставления документа — проинформировать ведомство о том, что хозяйствующий субъект произвел или импортировал на территорию РФ некоторое изделие, в потенциале способное нанести вред экологии и потому подлежащее утилизации (самим хозяйствующим субъектом либо другими — на те деньги, которые производитель или импортер переведут в бюджет в порядке уплаты экологического сбора).

Перечень товаров на утилизацию

Перечень товаров утверждён Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 16.06.2018) “Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств”. Распоряжение состоит из разделов:

Раздел I. Товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включающий 46 различных групп товаров. Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств, включающая 8 групп упаковки.

Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Принадлежность товара к перечню товаров, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Производитель или импортер может вступить в ассоциацию по выполнению данных нормативов на основе договора, если он не хочет или не может утилизировать отходы самостоятельно. В случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов, которые переданы ему производителем, импортером товаров, обязательства признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обязательств, то есть если ассоциация «недоутилизировала» отходы, виноват будет производитель/импортер.

Расчет экологического сбора

Новые ставки экологического сбора

Правительство РФ скорректировало ставки экологического сбора для утилизируемых товаров и упаковки (Постановление от 31.10.2018 № 1293). Ранее был дополнен перечень товаров, подлежащих утилизации (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р). Следствием этого является возникновение новых групп утилизируемых товаров и упаковки, по которым теперь установлены ставки сбора. В частности, введены группы № 37-54 со следующими ставками сбора:

  • группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов» 33 476 руб.,
  • группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые» 2 025 руб. и др.

Также изменены ставки сбора в отношении ряда товаров и упаковки (группы № 10-36). Все поправки действуют с 10.11.2018.

В «1С:Предприятии» необходимые изменения поддерживаются с выходом очередных версий. Подробнее о сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».

Кстати!

Письмо Росприроднадзора от 26.01.2017 № АС-10-02-36/1417 «О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки»: Одновременно необходимо отметить, что при заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Нормативы утилизации товаров

Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки. Производители упаковки не обязаны утилизировать ее – утилизацией упаковки занимаются производители товаров в этой упаковке. Если нормативы утилизации перевыполнены, то на следующий год нормативы уменьшаются на эту разницу. Норматив также может быть снижен, если упаковка производится из вторичного сырья. Нормативы утилизации устанавливаются для групп товаров в процентах от общего количества выпущенных товаров с учетом экономических и экологических условий и пересматриваются раз в 3 года.

Представление отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:

  • С помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя “Модуль природопользователя”, размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • С помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” “Личного кабинета” природопользователя;
  • С помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

Пример заполнения декларации по экологическому сбору в программе Росприроднадзора

В качестве примера формирования расчета по экосбору в электронном виде рассмотрим, как это организовано в программе «Модуль природопользователя», которую можно бесплатно взять на сайте Росприроднадзора.

1. Начинать работу с модулем нужно так же, как и с другими подобными программами — с внесения данных о своей компании. Это делается на вкладке «Реестр».

Читайте также:  Заполним вашу декларацию 3 -НДФЛза 15 минут, онлайн

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Одну программу можно применять для нескольких плательщиков, по очереди вводя их в реестр. Тогда в поле слева будет виден список всех введенных в реестр предприятий, а также будет возможна навигация.

2. После внесения сведений о предприятии можно приступать к созданию отчетов. Для этого следует перейти на вкладку «Отчеты» и выбрать нужный отчет. В нашем случае — «Расчет по экологическому сбору» — иконка РЭС.

После внесения сведений о предприятии можно приступать к созданию отчетов. Для этого следует перейти на вкладку «Отчеты» и выбрать нужный отчет. В нашем случае — «Расчет по экологическому сбору» — иконка РЭС

3. Вкладка «Титул» заполнится автоматически теми данными, что внесены в реестр. Далее в форме отчета нужно перейти на вкладку «Расчет экологического сбора».

4. Внесение данных в расчет доступно 2 способами:

  • Вручную. Тогда на вкладке «Расчет экосбора» заполняется таблица, куда вносятся все виды произведенных (импортированных) товаров, подлежащих утилизации (из выпадающего списка, по перечням, утвержденным Правительством РФ). Кроме самих товаров указывается также их количество.
  • Автоматически. Данный вариант предпочтителен, если вы уже пользовались программой, чтобы подать отчет об общем количестве готовых изделий за этот же период (в нашем случае — 2021 год). Тогда, перейдя на вкладку «Расчет», можно сразу нажать кнопку «Рассчитать» в левом верхнем углу (см. рисунок 2). Программа автоматически перенесет данные из отчета о количестве подлежащих утилизации изделий в расчет экосбора по ним и выполнит расчет экосбора.

5. Для выгрузки заполненного отчета надо на вкладке «Титул» установить галочку «Отчет закрыт». Затем, нажав иконку «Выгрузить» на верхней панели инструментов, можно выгрузить файл с отчетом в формате xml (xms).

Как провести утилизацию?

Обязанность по утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора. Утилизация отходов подтверждается заключенными договорами с третьими лицами (при передаче им отходов) и актами по утилизации. Письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 введены рекомендованные формы актов утилизации.

Обратите внимание!

Утилизация отходов от использования товаров и упаковки – это лицензируемый вид деятельности, если отходы не отнесены к V классу. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) “Об отходах производства и потребления” Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности 1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом положений настоящего Федерального закона.

Ставки и нормативы утилизации для экологического сбора 2020-2021 года

Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, по каждой группе упаковки товаров, отходы от которых подлежат утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством РФ (п.5 ст.24_5 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ).

Важно!

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 г. N 284.

Минприроды России ежегодно, не позднее 1 сентября, должно вносить предложения размеров новых ставок на следующий год (п.2 Постановления Правительства РФ от 09.04.2016 г. N 284).

Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?

Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:

  • Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.

Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах. Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.

Бланки

Предприятия и ИП, которые наносят урон окружающей среде, сдают документацию в Росприроднадзор:

Читайте также:  Отчетность и уплата налогов при регистрации в конце периода

  • декларация об уплате налога за негативное воздействие на экологию;
  • формы 2-ТП об отходах и рекультивации;
  • документ, подтверждающий декларирование готовых товаров;
  • отчетная документация о выполненной утилизации;
  • отчет о мероприятиях, проведенных с отходами (получение, использование, утилизация, обезвреживание, размещение).

Образец документации, отражающей отчетность по утилизации и выплате экологического сбора в период за 2019-2020 год, представлен ниже.

  • Акт утилизации отходов: https://drive.google.com/file/d/1tA-hfGYjEzNtoua80BLo6tYIdRtZyfjo/view?usp=sharing
  • Декларация о количестве выпущенной продукции и тары: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ubxOoYsCgIfoM9JfOK4Yal2_krhnne1q/edit#gid=1807274520
  • Отчет о выполнении нормативов утилизации: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1dEbAL8-Am6RqS5roKkEIiDAWYe-ECB2S/edit#gid=260937216
  • Форма расчета суммы экологического сбора: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1tcJ9F5sr-TmEubj5z2GB-UC_2MmnNnsM/edit?usp=drive_web&ouid=107563112595162836737&dls=true

Вся нормативно-правовая база представлена на сайте Росприроднадзора.

Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности

Порядок, формы и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2018) “Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров”. Отчетность об утилизации представляется в срок до 1 апреля за истекший год.

Отчетность, как и декларация, подается производителями товаров в территориальное отделение Росприроднадзора, а импортерами – в центральный аппарат Росприроднадзора. В качестве подтверждающих документов Росприроднадзор вправе запросить копии договоров производителя с третьим лицом, утилизировавшим его отходы либо, если производитель утилизирует отходы самостоятельно, – копии актов об утилизации. Договор можно заключать не только с оператором и региональным оператором, но и с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

Уточнен порядок уплаты экологического сбора и сдачи отчетности

В соответствии с поправками экологический сбор необходимо перечислять на счет (п. 4, 4.1 Правил):

  • территориального органа Росприроднадзора по месту госрегистрации организации или предпринимателя, если плательщик сбора является производителем товара и (или) упаковки;
  • центрального аппарата Росприроднадзора, если плательщик является импортером товаров и (или) упаковки либо одновременно производителем и импортером.

Коды и реквизиты платежей, образцы платежных поручений для уплаты экологического сбора представлены:

  • производителями — на сайтах территориальных органов Росприроднадзора (например, на сайте Департамента Росприроднадзора по ЦФО в разделе «Реквизиты»);
  • импортерами и производителями-импортерами — на сайте центрального аппарата Росприроднадзора.

Экологический сбор перечисляется ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Соответственно, платеж, исчисленный по обновленным Правилам, нужно заплатить по итогам 2021 года до 15.04.2019.

Одновременно с уплатой экологического сбора в соответствующий орган ведомства (территориальное отделение либо центральный аппарат) необходимо представить расчет сбора (п. 10 Правил). Его форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Ведомство еще до внесения изменений указывало на такой алгоритм уплаты сбора и подачи расчета (несмотря на то, что Правила предусматривали единый порядок перечисления платежей и сдачи отчетности для всех категорий плательщиков — по реквизитам территориальных органов Росприродназора, см. подробнее об этом в 1С:ИТС).

В решениях «1С:Предприятия 8» форма расчета суммы экологического сбора реализована. Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.

Как отчитываться за экологический сбор?

В январе 2021 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2021 год. В данном письме было, в частности, сказано, […] Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2021 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р). При подаче в 2021 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год. В 2021 году за отчетный 2021 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р. В 2021 году за отчетный 2021 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2021 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2021 г. N 1293). Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2021 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2021 год, и за 2021 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, и уплата экологического сбора за 2021 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2021 году экологический сбор за 2021 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации. Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2021 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р. […]

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

[…] В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2021 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2021 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2021 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности было не совсем понятно, как отчитываться в апреле 2021 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2021 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? На момент апреля 2019 года мы ждали дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

Уплата экологического сбора отдельно за товары и упаковку

Из Закона № 89-ФЗ и Правил теперь следует, что экологический сбор должны платить (п. 2 Правил):

  • в отношении товаров и упаковки как готового товара — производители и импортеры товаров;
  • в отношении упаковки как сырья (для упаковки иных товаров) — производители и импортеры товаров в этой упаковке.

Ранее из нормативных актов это четко не следовало. Однако Росприроднадзор в письме от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 дал пояснения, которые теперь закреплены законодательно.

На практике сложности могут возникнуть при уплате сбора в отношении упаковки товара. Например, производитель стеклянной тары может поставлять ее магазинам розничной сети, производителям напитков.

В подобной ситуации нужно вести раздельной учет тары, поскольку:

  • в первом случае такая тара является готовым товаром, и ответственность за ее утилизацию и уплату сбора (если утилизация не проводится) несет производитель стеклотары,
  • во втором случае эта ответственность возлагается на производителя напитков в указанной таре.

В Правилах появилась новая норма. Она касается производителей товаров, которые затем реализуются лицам, изготавливающим специальные колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. Перечень таких транспортных средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Производители указанных товаров экологический сбор должны платить только в отношении их упаковки (п. 2.1 Правил).

Неизменным осталось положение о том, что не нужно платить экологический сбор по товарам и упаковке, которые вывозятся из России (п. 9 Правил).

Экологический сбор: расчет суммы

Если нормативы утилизации не выполнены либо выполнены не полностью, нужно рассчитать сумму экологического сбора и подать расчет в Росприроднадзор до 15 апреля года, следующего за отчетным. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Для упаковки он уплачивается производителем товара в упаковке, а если товар не является готовым к употреблению, то платится сбор только за упаковку. Ставки по сбору установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 “Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)”. Ставки установлены в рублях за тонну отходов и сформированы по каждой группе товаров и упаковки, варьируя от 2025 руб./тонну аккумуляторов свинцовых («Группа N 38») до 33476 руб./тонну для Группы N 37 “Элементы первичные и батареи первичных элементов” и Группы N 39 “Батареи аккумуляторные”

Согласно ч. 5 и 6 статьи 24.5 Федерльного закона № 7-ФЗ: 5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Порядок взимания экологического сбора устанавливается Правительством Российской Федерации через Постановление от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) “О порядке взимания экологического сбора”. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Данная форма включает:

Раздел 1. Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров Раздел 2. Расчет суммы экологического сбора

При расчете сбора используется показатель количества товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории РФ, который необходимо брать из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации. Итоговое количество, подлежащее утилизации, включается в расчет в соответствии с указанным количеством из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сумма экологического сбора за готовые товары и сумма сбора за упаковку определяются путем суммирования значений по группам товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации. Итоговая сумма определяется путем суммирования суммы сбора за готовые товары и суммы сбора за упаковку.

Читайте также:  Что это за показатель – списочная численность работников?

Если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье, что позволит воспользоваться понижающим коэффициентом при расчете.

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются документы: а) копии платежных документов об уплате экологического сбора; б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Кто является администратором платежей?

Администратором платежей является Росприроднадзор. Расчет суммы можно провести с помощью программных средств или на бумажном носителе. Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления через Интернет в Росприроднадзор, на бумажном носителе датой считается отметка Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления. Администратор платежей может составить акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения при выявлении данных фактов. Акт направляется плательщику в течение 3 дней, плательщик же может в течение 10 дней направить администратору копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.

15(3). В акте контроля указываются:

а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;

б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;

в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;

г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте “б” настоящего пункта.

Если же плательщик не сможет обосновать правильность расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке. Кроме того, возможно зачисление сумм сбора в счёт будущих платежей или возврат платы по заявлению после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора. Заявление может быть подано плательщиком или его представителем администратору в течение 3 лет со дня последней уплаты (взыскания) экологического сбора с приложением документов:

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, подается представителем плательщика.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме сбора и (или) непредставления расчета суммы сбора плательщиком в установленные сроки администратор направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора, на это отводится 15 дней, поле чего взыскание начинается в судебном порядке.

Штрафы за неуплату экологического сбора в срок

Неуплата в установленный срок экологического сбора, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа на (ст. 8.41_1 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – от 5 000 до 7 000 рублей;
  • индивидуальных предпринимателей – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей;
  • на юридических лиц – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.

Правила взимания экологического сбора (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. N 1073.

Важно

В случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке (п.25 Правил).

Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (п.1 ст.24_5 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ)).

Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Добавить комментарий

Adblock
detector