Нормативы и регламент ведения, хранения и учета трудовых книжек

Как правильно заполнять

Правила и порядок ведения и хранения трудовых книжек и внесения в них записи строго регламентированы постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Заполняют от руки черной, синей или фиолетовой ручкой, использование для заполнения карандаша или маркера не допускается. Все слова прописывают полностью, сокращения недопустимы. Трудовая книжка содержит:

  • информацию о работнике или титульный лист: Ф.И.О., дата рождения, уровень образования, профессия или специальность, дата заполнения титульного листа;
  • сведения о работе, куда вписывают информацию о приеме на работу, перемещениях внутри организации, совместительстве, в том числе внешнем, если работник предоставляет такую информацию, увольнении;
  • сведения о награждениях.

ВАЖНО!

С 2015 года для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ печати не обязательны, в связи с чем 31.10.2016 Минтруд выпустил приказ № 589н, в котором разъяснил вопрос проставления печатей в кадровых бумагах. Печать необходима, если она в организации имеется и утверждена учредительными документами. Если печати нет, бумаги заполняются без нее.

Что такое трудовая книжка

Это документ, который характеризует историю трудовой деятельности отдельного человека, содержит данные о стаже, местах работы и продолжительности. Предоставление книжки является обязательным условием при устройстве на работу.

Читайте также:  Доверенность на представление интересов организации в 2021 году

В том случае, если у работника книжки нет, ее оформляет работодатель при условии, что сотрудник работает более 5 дней на предприятии. В документе фиксируется вся информация о работодателе, работнике и его должности, а так же наградах, поощрениях, переводах и увольнении.

В РФ он существует с 1939 года, несмотря на изменения внешней формы и обложки, суть осталась неизменной. В настоящее время используется образец, заложенный в 2004 году актами Правительства РФ.

Требование обязательного заведения книжки предусматривается в ст. 65 Трудового Кодекса РФ. Работодатель должен быть при этом индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. На физических лиц, нанимаемых на работу сотрудников (горничная, водитель, домработница, няня), не возлагается обязанность фиксировать записи о работнике.

Она особенно актуальна в период расчета общего стажа в ситуации, когда работодатель не предоставил данные в Пенсионный Фонд. Единственным подтверждением трудовой деятельности является именно книжка.

Кто приобретает бланк трудовой книжки

Личные кадровые бумаги — это документы строгой отчетности и приобретаются работодателями. Порядок обеспечения работодателей этими бланками установлен приказом Минфина № 117н от 22.12.2003. В нем сказано, что единственной организацией, которая вправе изготавливать бланки, является объединение «ГОЗНАК» Минфина РФ. Поставлять бланки пользователям вправе только специализированные распространители, согласованные ГОЗНАКОМ.

Если у гражданина нет трудовой, работодатель предоставляет ему чистый бланк, если она полностью заполнена — бланк вкладыша.

Затраты на бланки учитываются в расходы компании: Дебет 20, 26, 44 Кредит 60. Стоимость документа, предоставляемого работнику:

  • компенсируется внесением соответствующей суммы в кассу организации;
  • вычитается из зарплаты сотрудника.

Ответственность за неправильное ведение, хранение, учет или выдачу трудовых книжек

В отношении применения материальной ответственности отметим следующие ключевые моменты:

  • организация-­работодатель может сама (добровольно) возместить работнику не полученный им заработок (материальный ущерб) в том случае, если он был незаконно лишен возможности трудиться. Делается это на основании приказа (распоряжения) работодателя. Например, возмещение заработка может быть осуществлено наряду с признанием недействительной ранее неправильно внесенной записью об увольнении и внесением следом за этим ­правильной ­записи;
  • в случае отказа работодателя в добровольном порядке возместить указанный ущерб работнику последний может обратиться в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (например, в суд) с соответствующим иском и потребовать взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.

В случае обращения в суд существует угроза, что работник также заявит требование и о компенсации морального вреда. Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на ­принадлежащие ему другие нематериальные блага.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237 ТК РФ). Однако в этой ситуации работник должен будет доказать факт причинения ему допущенными работодателем нарушением физических и/или нравственных страданий (например, возникшее в связи с этим заболевание, тяжелое материальное положение работника и его семьи, угнетенное психологическое состояние, вызванное невозможностью найти работу и т.п.).

Суд будет оценивать обоснованность размера заявленной работником компенсации морального вреда (минимальный или максимальный размер законодательно не ограничен, однако традиционно в нашей стране большие денежные компенсации взыскивать не принято) с учетом степени вины организации­-работодателя, степени причиненного работнику морального вреда, индивидуальных особенностей работника и других ­заслуживающих внимание обстоятельств.

Кроме того, в силу ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению работника суд может рассмотреть ­вопрос об индексации взыскиваемых денежных сумм.

Нелишним будет отметить, что при рассмотрении спора в суде работник может привлечь к участию в слушания дела своего представителя и в последующем при вынесении решения потребовать возместить ему расходы на услуги представителя. Размер взыскиваемого возмещения определяется судом с учетом представленных работником доказательств понесенных им на представителя расходов, других обстоятельств (в том числе сложности) конкретного дела.

Соответственно, добровольное возмещение работодателем причиненного работнику материального ущерба сроком не ограничено. А для обращения обиженного работника в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, с требованием о взыскании компенсации за время вынужденного прогула, установлен ограниченный срок – три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как и в ранее описанных случаях, указанный срок может быть продлен в случае наличия уважительной причины его пропуска.

Читайте также:  Электронные трудовые книжки: что работодатели должны сделать в 2020 году

Если организация-­работодатель считает ее привлечение к материальной ответственности, взыскание с нее компенсации морального вреда и т.п. незаконными, она может оспорить решение суда в ­вышестоящий суд.

Как правильно хранить трудовую книжку

Работодатели обязаны соблюдать требования к хранению трудовых книжек, установленные постановлением правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Этот документ устанавливает правила ведения и хранения как чистых бланков, так и текущих кадровых бумаг.

Для хранения заводят специальные книги учета:

БланкДействующие документыНаименование документа учетаПриходно-расходная книгаКнига учета движенияГде утверждена формаПриложение № 2 к постановлению Минтруда России от 10.10.2003 № 69Приложение № 3 к постановлению Минтруда России от 10.10.2003 № 69Кто хранитБухгалтерияКадровая службаГде хранитьВ условиях, позволяющих обеспечить сохранность бумаги: в сейфе, запирающемся шкафу или помещении

Правовое регулирование

В соответствии с действующим законодательством, хранение трудовых книжек и вкладышей к ним является обязанностью работодателей. Об этом, указано в Постановлении Правительства РФ «О трудовых книжках» от 16 апреля 2003 года № 225.

Обеспечивать сохранность документов, руководитель предприятия обязан на протяжении всего срока действия договора с сотрудником. Трудовая книжка обязательно выдается подчиненному лично на руки в последний день его служебной деятельности на предприятии, а также его близкому родственнику под расписку в случае смерти самого сотрудника. Это нужно запомнить.

Где хранится трудовая книжка работника после его увольнения, если он отказался от получения данного документа? Это очень интересный вопрос, волнующий многих граждан. Так вот, в данной ситуации трудовая книжка должна храниться в архиве предприятия до востребования в течение 50 лет, но при том условии, что она поступила в архив после 2003 года. Если данный документ был передан в архив раньше указанного года, то срок хранения увеличивается до 75 лет. Это обязательное условие.

Как назначить ответственного за хранение трудовых книжек

Пункт 45 правил говорит о том, что работодатель ответственен за сохранность бумаг работников и закрепляет обязанность возложить ответственность за хранение на конкретное должностное лицо. Ответственное лицо назначается приказом по организации. Он не имеет законодательно установленной формы, составляется на бланке компании и содержит все возлагаемые на работника обязанности в связи с ведением и хранением кадровых бумаг, правила заполнения и хранения трудовых книжек оговаривают, что назначенное должностное лицо несет административную ответственность за несоблюдение правил обращения с бумагами сотрудников.

Полезно: как составить приказ об ответственном за трудкнижки.

Порядок

Порядок ведения и хранения трудовых книжек падает на ответственные лица. Трудовая книжка ответственность работодателя, который обязан вести трудовые книжки на работников проработавших в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной.

После оформления работника в соответствующей должности, работодатель заполняет ТК, внося в неё основные сведения:


  • дату принятия на работу;

  • должность;
  • наименование организации;
  • соответствующий приказ.

Эта традиция ведения трудового делопроизводства сложилась на заре формирования Советского государства, не утрачивая актуальности, по сей день.

Трудовые книжки ведутся на всех работников работающих в учреждении, если работа является официальной.

Принятый Трудовой кодекс РФ осуществил переход права пользования советскими документами в новых условиях государственности, постепенно и поэтапно модернизируя регистрацию работников и их миграцию в пределах РФ.

Читайте также:  Должностная инструкция финансового директора

Правовая политика в области труда нацелена на максимально безболезненную адаптацию устаревших традиций новым условиям и требованиям.

В настоящее время на одном отрезке трудовой истории уживаются трудящиеся трёх поколений. Это ознаменовано наличием единого нормативного пространства, где учтены следующие виды ТК:

  • 2004 г. выпуска;
  • 1973 г. выпуска;
  • 1938 г. выпуска.

При этом документы унифицированы независимо от источника происхождения, которым полноправно может являться другое государство, которое раньше входило в состав Союза в качестве союзной республики.

По существующим нормативам, записи, внесённые в сведения о работе до распада союза и введение Трудового кодекса РФ, являются актуальными как для определения квалификации сотрудника и его профессионального опыта, так и для учёта трудового стажа.

Как правильно уничтожить трудовую книжку

В соответствии с п. 42 постановления № 225, бланки, испорченные при заполнении, подлежат утилизации. Поскольку речь идет о документе строгой отчетности, прежде чем непосредственно уничтожать, необходимо его правильно списать, а именно: составить акт, в котором перечислить номера всех уничтожаемых бланков, вклеив в него вырезанные номера. Акт не имеет жестко установленной формы.

Подписывает документ комиссия в составе сотрудников работодателя: кадровой службы и бухгалтерии.

После формального списания бумаги физически уничтожаются:

  • наняв для этого специализированную организацию;
  • либо самостоятельно в шредере или через сжигание.

Добавить комментарий

Adblock
detector