Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества

Социальный педагог — специалист, работающий с детьми, которые нуждаются в психологической, правовой поддержке и патронате. Профессия предполагает выполнение широкого круга обязанностей, требует высокого уровня эмпатии, готовности вникать в проблемы ребенка, бороться за его адаптацию в социуме и успешность в дальнейшей жизни.

Социальные педагоги взаимодействуют с детьми, растущими в неблагополучных семьях, попавшими в трудную ситуацию, демонстрирующими антиобщественное, девиантное поведение, подвергающимися травле и насилию. Это трудная, но благодарная профессия, которая подойдет тем, кто искренне любит свое дело, интересуется психологией, педагогикой, социальными проблемами.

Описание профессии

Работа социального педагога направлена на психологическую реабилитацию, а зачастую и правовую поддержку детей, которых называют «трудными» или «проблемными». Педагогическая деятельность такого специалиста сочетается с оказанием эмоциональной и другой помощи. Она необходима многим детям — живущим в неприемлемых условиях, страдающим от насилия дома или в социальном окружении, не имеющим базового материального обеспечения.

Ребенок, попавший в трудные условия, подвергающийся буллингу, жестокому обращению, находится в постоянном психоэмоциональном стрессе. Это зачастую приводит к поведенческим нарушениям, агрессии и нарушению закона. Социальный педагог стремится замедлить рост детской преступности, помочь ребенку адаптироваться в обществе, преодолеть внутренние барьеры. Также специалист работает с родителями (законными представителями) детей, взаимодействует с учителями, психологами, сотрудниками органов опеки и правопорядка. Если необходимо, он выступает в судах, рассматривающих гражданские, административные дела.

Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества

Читайте также:  Кем работать с лингвистическим образованием. Специальность «Лингвистика»: где и кем работать? Где работают лингвисты

Эссе «Профессия – социальный педагог»

  • 29 ноября 2016

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «О педагогике – с любовью»

Социальный педагог – это уникальная профессия. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это поддержка, это внимание к их проблемам, это любовь.

Социальный педагог – это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов, всегда стремится к развитию, к личностному и профессиональному росту. Социальный педагог – это незаменимый помощник и настоящий друг.

Профессия «социальный педагог» многогранна. В своей работе он и психолог, и воспитатель, и юрист, и организатор. В обязанности социального педагога входит работа с трудными и проблемными детьми из социально неблагополучных семей, с детьми-инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевную травму.

Дети и подростки, их классные руководители и воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Разочарованные, потерявшие надежду, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи.

Сегодня эта профессия стала наиболее востребованной, когда вырос процент преступности, увеличилось число детей с нарушениями, родители стали хуже относиться к своим детям…

Я – социальный педагог, работаю непосредственно с детьми, провожу профилактическую работу с трудными подростками, организую мероприятия — ведь легче предупредить неверный шаг ребенка, чем потом долго и методично его исправлять.

Во мне нуждаются родители, многие из них не умеют или испытывают затруднения в воспитании своих детей. Ситуации в жизни бывают разные, зачастую мне приходится сталкиваться с сотрудниками полиции, с которыми мы ведем совместную профилактическую работу. И тут наши интересы совпадают, главная наша задача – оградить ребенка, предотвратить совершение проступка.

Рост наркомании, алкоголизма, жестокости в социальной среде, делает профессию социального педагога еще более необходимой. Личность подростка еще недостаточно сформирована; он очень податлив веяниям со стороны и близкого окружения, и здесь моя задача – обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении ребенка, в их общении, таким образом, оздоровить окружающую социальную среду.

Что такое работа социального педагога – социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Да, я задаю себе эти вопросы, но ответить однозначно не могу. Может потому, что главная цель моей работы: развитие и воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека.

Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку, когда он встает на путь исправления.

Главное в моей работе: научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок — человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Сделать так, чтобы ребенок поверил, послушал совета, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Ведь каждый ребенок – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию. Я считаю, что самое важное в моей профессии — глубокое уважение к личности каждого ребенка.

За что же я люблю свою профессию? За неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за то, что моя профессия была и будет нужна.

Работа социального педагога не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.

Наша современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, требует тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества – школы, семьи, общественности.

Читайте также:  Профессия биолог: плюсы и минусы выбора. Кто такой биолог и чем он занимается

Социальный педагог является специалистом, барометром ситуации и погоды в школе, педагогом – сопровождающим и ребенка и учителя, координатором действий между учителем – учеником – родителем.

Именно он может помочь ребенку пройти процесс социализации. Он, скоординировав свою работу, ослабляет опасные для школьников тенденции развития, укрепляет ценности, необходимые для позитивного развития личности, создает все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь.

Считаю, что социальный педагог – необходимый человек для ребенка в современной школе. Именно он должен помочь ребенку понять себя и поверить в свои силы.

Найти рецепт профессионального успеха – мечта любого человека, а составляющие моей работы: Доброта, Честность, Искренность, Справедливость, Профессионализм.

Автор: Смирнова Людмила Николаевна, социальный педагог МОУ «Школа-интернат среднего общего образования», с. Ныда, Надымский район, ЯНАО.

Обязанности

Конкретные должностные обязанности определяет организация, где работает социальный педагог. Точно они фиксируются в трудовом договоре. Среди ключевых обязанностей социального педагога — взаимодействие с детьми, работа с их психологическим состоянием с целью уменьшения проблем и предотвращения их появления в будущем. Для этого используются специальные коррекционные методы, арт-терапия, индивидуальное общение с ребенком и т.д. Другие обязанности в рамках профессии:

  • работа с семьями, законными представителями детей — чтобы наладить межличностные взаимоотношения, добиться комфортных условий для ребенка;
  • защита прав детей и юридическая поддержка — в сохранении жилья, получении социальной помощи, материальных выплат и льгот;
  • организация мероприятий, направленных на психологическую стабилизацию и корректировку поведенческих проблем ребенка — это может быть воспитательная работа, проведение совместных игр, культурно-досуговая деятельность;
  • адаптация детей в социуме — помощь в выявлении способностей, получении полезных навыков, профориентации, трудоустройстве;
  • патронат, сотрудничество с социальными службами, при необходимости — организация медицинской, психиатрической помощи.

Должностные обязанности соц педагога

Важно понимать, что хоть на эту работу и можно прийти после получения образования, здесь не задержатся люди, которым не близка сама профессия и дети, подростки. И, конечно, нужно понимание, что от тебя зависит их будущее.

Об этом в должностных обязанностях социального педагога школы, колледжа или детского сада (именно там они и работают) не пишут. Но это предполагается по умолчанию.

Вот почему, для выполнения своих функциональных обязанностей соцпедагогу нужно:

  • быть наблюдательным;
  • быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • обладать выдержкой и самоконтролем.

И, конечно же, нужно не забывать о профессиональных качествах. А это, прежде всего:

  • Коммуникативные навыки, то есть умение общаться, находить общий язык с любой категорией учащихся, родителей, с другими работниками, представителями органов власти
  • Педагогические качества
  • Нравственные качества

Социальный педагог в школе — должностные обязанности

Должностные обязанности соцпедагога в школе очень обширны и затрагивают как учебно-воспитательный и образовательный процесс, так и соцзащиту учащихся.

В своей работе социальный педагог знает не только личность учащихся, но и углубленно изучает семью, условия проживания, знает привычки и то, чем любят заниматься учащиеся.

Социальный педагог своевременно обнаруживает трудности и проблемы, которые возникают у учеников и старается незамедлительно помочь и поддержать таких учащихся.

Функциональные обязанности социального педагога школы условно подразделяются на блоки.

1 блок – это непосредственная работа с учащимися. Прежде всего, это работа с детьми из семей низкого социального статуса (семьи, где есть выпивающие родители, аморальные семьи), с детьми сиротами и оставшимися без попечения родителей, с учащимися которые состоят на учете в ПДН и КДН, с детьми с поведением, отклоняющимся от нормального, с неуспевающими учениками. По каждому из таких учеников соцпедагог разрабатывает план работы, причем работает с детьми как в стенах образовательной организации, так и выезжает в составе комиссий непосредственно по адресам, где проживают ученики.

Читайте также:  05.03.05 Прикладная гидрометеорология

2 блок должностных обязанностей школьного соцпедагога ‑ сотрудничество с органами, службами, ведомствами. Социальный педагог тесно работает со специалистами органов опеки, комиссией по делам несовершеннолетних, полицией. Часто соцпедагога привлекают к допросам несовершеннолетних. Соцпедагог является представителем образовательной организации в судах.

3 блок ‑ это ведение и работа с документами и локальными актами. У социального педагога есть множество документов: план на учебный год, совместные с правоохранительными органами планы работы, социальные паспорта отдельно по классами по учреждению, всевозможные списки учащихся, протоколы Совета профилактики, журналы проведенных рейдов, осмотров, обследований жилищных условий, информация о занятости во внеучебное время учащихся из «группы риска», статистика правонарушений и другие.

Профессиональные и личные качества

Социальный педагог обязан создать для детей психологически благополучные условия для адаптации и преодоления проблем. Для этого важно установить доверительные отношения, завоевать расположение ребенка, преодолеть его отрицание, замкнутость, приступы агрессии. Для этого необходимо желание помогать детям и определенные личные качества:

  • терпеливость, деликатность, тактичность;
  • психоэмоциональная стабильность, стрессоустойчивость;
  • общительность, умение наладить коммуникацию с самыми разными людьми;
  • организаторские способности и ответственность;
  • умение сохранять конфиденциальность информации, доверенной при выполнении обязанностей;
  • наблюдательность, умение анализировать поведение детей;
  • способность быстро принимать решения, настойчивость;
  • умение убедительно говорить и выстраивать результативный диалог.

Профессия требует специальных знаний в области семейного, трудового законодательства, психологии, общей и социальной педагогики, психодиагностики. Необходимо владеть диагностическими методиками определения склонностей, способностей ребенка, техниками реабилитации и социализации «трудных» детей. Важно уметь практически реализовывать общественно-педагогические мероприятия, организовывать работу по воспитанию и социальной защите подопечных.

– Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии? – Я работаю в Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Архангельской Области «Вычегодская специальная коррекционная общеобразовательная школа- интернат» с 1992 года воспитателем, а социальным педагогом стала работать с 2004 года.

– Почему Вы выбрали эту профессию? – Когда я пришла работать сюда в школу, то впервые близко столкнулась с детьми-сиротами. Тогда я решила получить специальность «социальный педагог». Мне нравится помогать детям, оказыватьпосильную им помощь, защищать их интересы.

– Довольны ли Вы своим выбором? – Да, довольна.Я работаю с детьми в тех случаях, когда обычный подход к ним невозможен или неэффективен, веду индивидуальную воспитательную работу, посещаю семьи трудных детей .

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого? – Чтобы освоить профессию социальный педагог нужно много читать законов и уметь их применять их на практике. Обязательно должно быть высшее педагогическое образование, если работаешь в школе. Я закончила Поморский государственный университет им. Ломоносова по специальности «Специалист по специальной работе с семьёй и детьми».

– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области? – Да, здесь нужны особые навыки и качества: умение работать с документами; человек должен быть ответственным, собранным, пунктуальным, честным, постоянно заниматься самообразованием.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе? – Трудности в работе по соблюдению прав детей, оставшихся без попечения родителей в плане защиты их имущественных интересах (т.е. своевременная выплата элементов родителями). К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят.

– Что самое интересное в Вашей работе? – Я испытываю удовлетворение от того что приношу пользу людям, и когда удаётся реально помочь ребёнку стать на путь исправления и, в итоге, вырасти полноценным членом общества.

– Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя? – Моя профессия позволяет раскрыть творческие способности: я пишу социальные проекты для получения грантов, которые реализую в своей работе. Провожу много внеклассных мероприятий для создания психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

– Сбылась ли детская мечта о будущей профессии? – Нет, моя детская мечта не сбылась. Я закончила музыкальную школуи хотела быть учителем по классу «баян». Единственное, что получилось – это работа с детьми.

– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны? – Профессия «Социальный педагог» важна, потому что она позволяет защищать интересы детей оставшихся без попечения родителей. Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков, взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход? – Мой заработок можно отнести как «средний прожиточный минимум». Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию? – Я бы предложила эту профессию людям, у которых хорошая память, есть стремления к саморазвитию, самообразованию, желание помогать людям. Человек должен обладать умением принимать нестандартные решения, быть коммуникабельным, иметь организаторские способности.

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас. – Хочу сказать, что не получится отработать день и уйти с работы, забыв о ней. В голове постоянно «крутятся» мысли о проделанных и предстоящих делах, бывает, что приходится прерывать отпуск, либо в выходной день прийти на работу.

– Как Вы видите свою профессию в будущем? – Профессия нужна и будет востребована пока есть дети – сироты, беспризорники, подростки, которые совершаю правонарушения.Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов.

– Как вы относитесь к детям с которыми вы работаете? – Дети с которыми я работаю – это не слышащие дети, оставшихся без попечения родителей. Я отношусь к ним с уважением с заботой, с любовью, стараюсь больше времени проводить с ними. А с «трудными» подростками я провожу беседы, тренинги по воспитанию, решению трудных жизненных ситуаций.

– В вашей семье кто-то работал в данной должности? – В моей семье никто никогда не работал социальным педагогом, и у меня нет близких родственников, кто бы занимался педагогической деятельностью. К тому же профессия «социальный педагог» еще «молодая», появилась в 2000 году.

– Вы бы хотели, что бы ваши дети работали по данной профессии? – Это больше женская профессия, а у меня два сына, поэтому мои дети выбрали другие виды деятельности.Очень сложно представить в роли Социального педагога в школе мужчину, хотя, нет таких факторов, которые бы категорически запрещали мужчинам работать.

– Много ли времени занимает ваша работа? – Моя рабочая нагрузка составляет 36 часов в неделю, это то время когда я нахожусь на рабочем месте. Но если быть честным и до конца откровенным, то мысленно я постоянно «нахожусь на работе».

– Хватает ли времени на семью и отдых? – Не всегда хватает время на семейный отдых. Но стараюсь совмещать «приятное с полезным», и даже привлекаю членов семьи к своей работе: ищем спонсоров, которые готовы помочь детям, оставшимся без попечения родителей.

– Может ли человек с нарушением слуха работать социальным педагогом? – Да, может, но только слабослышащий школьник. И за годы работы в данной школе-интернате две выпускницы получили образование по специальности «социальный педагог».

Источник: Моё образование

Читайте также:  Профессия фармацевт/провизор для женщин: кто такой и чем он занимается

Плюсы и минусы специальности

Плюсы работы социального педагога — возможность помочь детям социализироваться и преодолеть бедственное положение. Это уважаемая, общественно значимая профессия, позволяющая при значительном стаже получать надбавки и льготы. Другие ее преимущества:

  • интересная работа, связанная с постоянным движением, коммуникацией с разными слоями населения;
  • возможность совмещать работу с другими занятиями (при наличии соответствующего образования) — можно заниматься психологическими консультациями, общественной, писательской деятельностью, вести онлайн-блог и монетизировать его и т.д.;
  • достаточно простое трудоустройство благодаря востребованности профессии во всех регионах.

У работы социального педагога есть ряд минусов. Это профессия, связанная с постоянными психологическими нагрузками, моральным и физическим напряжением. График работы часто ненормированный, специалисту иногда приходится сталкиваться с агрессией со стороны воспитанников, их родителей. Другие опасности специальности — риск эмоционального «выгорания», перегрузок.

Предпосылки возникновения социальной педагогики

Замечание 1
Истоки возникновения социальной педагогики неразрывно связаны с этнографическими, историко-культурными традициями обычаями народа, предопределены социально-экономическим развитием государства, базируются на нравственно-этических и религиозных представлениях о человеческих ценностях и человеке.

Реальная социальная деятельность по оказанию помощи обездоленным имеет глубокие исторические корни. На протяжении развития человеческой цивилизации разные общества сталкивалось с проблемой отношения к людям, которые не могут обеспечить свое существование самостоятельно: старикам, детям, инвалидам, лицам, имеющим физические или психические отклонения.

Отношение к людям, требующим особой помощи общества на разных этапах развития государств было разным: от физического уничтожения до полной интеграции в общество. Все определялось характерной аксиологической позицией данного общества — системой значимых, предпочитаемых, устойчивых, имеющих ценность представлений для членов общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа История социальной педагогики 450 руб.
  • Реферат История социальной педагогики 250 руб.
  • Контрольная работа История социальной педагогики 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В России традиции сострадательного и гуманного отношения к обездоленным и немощным людям (особенно детям) стали закладываться еще в период родоплеменных отношений. С принятием христианства эти традиции закрепились в разных формах благотворительности и милосердия, которые имели место на всех этапах развития российского государства и общества. Благотворительность – одна из форм проявления милосердия, подразумевает оказание организациями или частными лицами регулярной и безвозмездной помощи нуждающимся людям.

Замечание 2

Развитие благотворительности в каждой стране имеет свои исторические особенности.

Востребованность профессии

Социальный педагог — профессия достаточно новая. В России такие специалисты стали активно востребованы с начала 2000-х годов. До этого обязанности социального педагога возлагались преимущественно на классных руководителей, воспитателей детсадов, учителей по внеклассной работе. Потребность в профильных специалистах высока, так как проблемы социальной напряженности, детской преступности сохраняются, количество неблагополучных семей велико.

Социальные педагоги достаточно быстро трудоустраиваются, в особенности при наличии опыта. Однако, работу можно найти даже сразу после обучения — если не специалистом, то его помощником, тьютором.

Должностные права социального педагога

Есть то, что соцпедагог делать обязан и должен в силу своей профессии, а есть и то, на что он имеет право.

Это прямо прописано в должностных обязанностях социального педагога колледжа и школы в нормативных документах.

Например, соц педагог имеет право:

  • Функционировать от имени образовательной организации, тесно взаимодействовать с вышестоящими отделами образования, правоохранительными органами, органами соцзащиты, детскими и молодежными объединениями, психологическими центрами, органами местного самоуправления и власти, СМИ. И никто не должен создавать ему для этого препятствия.
  • Вносить рекомендации, поправки, замечания по улучшению деятельности учреждения
  • Делать замечания по деятельности других работников организации;
  • Предлагать способы устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков;
  • Требовать от руководителя своего учреждения нормальных условий труда для выполнения служебных обязанностей;
  • Принимать решения в пределах своей компетенции;
  • Запрашивать необходимую информацию у руководства и других сотрудников.

Само собой, что список не исчерпывающий. А иногда, к сожалению, социальному педагогу школы или колледжа даже приходится выходить за рамки своих должностных полномочий. Но если все это на благо подрастающего поколения, то подобную инициативу можно лишь поприветствовать.

Карьерный рост

Карьерный рост зависит от многих факторов — какая у человека квалификация, есть ли у него дополнительная или смежная специальность, насколько сложные обязанности он выполняет. Существует стереотип, что на данной позиции карьерный рост затруднен, но это не так. При постоянном развитии, наращивании компетенций, социальный педагог сможет добиться карьерных успехов.

Среди возможных должностей — старший специалиста или начальника отдела в государственных или муниципальных структурах, общественный защитник, детский психолог, социолог. При стремлении к самостоятельной деятельности можно создать собственный центр адаптации и защиты или общественную приемную.

Где получить образование?

Для работы по специальности требуется образование — необходимо окончить ВУЗ или колледж. Также можно пройти соответствующую переподготовку, если ВО или СПО было получено по другому профилю. Основные направления подготовки для этой специальности — психолого-педагогическое образование, организационно-педагогическое обеспечение образовательного процесса и социализации обучающихся, соцработа, прикладные методы социологических исследований и другие.

Получить необходимую специальность можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется по российским и международным нормам, по официальной образовательной лицензии. Доступен широкий выбор дистанционных* программ — можно учиться без отрыва от работы, находясь в любом регионе России.

Поступая в АНПОО «НСПК», вы получаете фундаментальную подготовку по специальности, а также сразу два государственных диплома — о среднем профобразовании и профессиональной переподготовке. Это существенно расширяет карьерные возможности, повышает шансы на быстрое трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Другие преимущества АНПОО «НСПК»:

  • для поступления необязательно сдавать ЕГЭ, вступительные экзамены не проводятся;
  • дисциплины, ранее пройденные в других учебных заведениях, автоматически перезачитываются;
  • удобный личный кабинет для дистанционной* учебы — изучения лекций, выполнения самостоятельных работ и практических заданий.

Чтобы больше узнать о специальностях, условиях поступления, действующих акциях, свяжитесь с сотрудниками приемной комиссии АНПОО «НСПК».

Добавить комментарий

Adblock
detector