ЕСХН в 2021 году: для кого, как платить и что учитывать

Что такое ЕСХН в налогообложении

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты:

  • налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств);
  • налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям.

Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят:

  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение — доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ);
  • налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции.

До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили.

Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года;
  • сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2021 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы).

Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем.

Читайте также:  Местные налоги и сборы: состав, общая характеристика, перспективы развития

Учетная политика для целей налогообложения на ЕСХН

Что такое налоговая учетная политика

Общее определение налоговой учетной политики приведено в статье 11 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговая учетная политика, как правило, содержит следующие разделы:

1) применяемые способы и методы исчисления налоговой базы (определения объекта налогообложения);

2) налоговый учет;

3) документооборот.

Элементы налогообложения по ЕСХН

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) являются организации и индивидуальные предприниматели – сельскохозяйственные товаропроизводители, которые добровольно перешли на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся:

1) организации и индивидуальные предприниматели при условии, что

— они производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализуют эту продукцию;

— (и) доля продукции, произведенной из собственного сельскохозяйственного сырья, составляет не менее 70% в общем доходе;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие) при условии, что доля доходов от реализации собственной сельхозпродукции составляет не менее 70%;

3) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (при выполнении условий, установленных п.2.1 ст. 346.2)

Объект налогообложения на ЕСХН определяется как «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ст. 346.4 НК РФ). Порядок определения и признания доходов и расходов установлен в статье 346.5 Кодекса.

Читайте также:  Что нужно знать про новую форму П-1 в Росстат: бланк (скачать), сроки сдачи и образец заполнения

Налоговая база по ЕСХН исчисляется как денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года. При этом налоговая база может быть уменьшена на величину убытков, полученных в предыдущие годы.

Налоговый период по ЕСХН – календарный год, отчетный период – полугодие (ст. 346.7 НК РФ).

Налоговая ставка установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ).

Налоговый учет организаций – плательщиков ЕСХН

Согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ.

В налоговой учетной политике организация должна привести перечень и образцы (или описание) налоговых регистров, в которых ведется учет доходов и расходов для целей исчисления ЕСХН. Если бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов совпадают, то в налоговой учетной политике следует привести перечень бухгалтерских регистров, на основании которых исчисляется налоговая база по ЕСХН. При этом в налоговой учетной политике следует сделать ссылку на бухгалтерскую учетную политику, в которой организация в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 обязана утвердить формы бухгалтерских регистров.

Налоговый учет индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕСХН

Налоговый учет индивидуальными предпринимателями ведется в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (далее – Книга). Форма Книги и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 11.12.2006 № 169н.

Установлены следующие правила ведения книги:

1. Книга ведется в течение календарного года. На каждый год открывается новая книга.

2. Книга ведется на бумажных носителях или в электронном виде (по выбору индивидуального предпринимателя).

3. Книга, которая ведется в электронном виде, по окончании года должна быть распечатана.

4. Книга на бумаге, а также распечатанная электронная книга должна быть прошита, пронумерована и скреплена подписью и печатью (при наличии) индивидуального предпринимателя. На последнем листе книги указывают количество страниц в ней.

5. Книга должна быть заверена в налоговом органе:

а) на бумажных носителях – до начала ее ведения;

Читайте также:  Как ИП получить налоговый вычет при покупке квартиры

б) распечатанная электронная книга – не позднее 31 марта следующего года.

6. Книга ведется на русском языке.

7. Исправления в Книге допускаются. Рядом с исправленной записью надо поставить подпись индивидуального предпринимателя, печать (при наличии) и дату исправления.

Порядок регистрации хозяйственных операций в Книге:

1. В Книге регистрируют в хронологическом порядке хозяйственные операции, в результате которых:

а) возникают доходы, которые включаются в налоговую базу по ЕСХН, а именно (п.1 ст. 346.5 НК РФ):

— доходы от реализации (ст. 249);

— внереализационные доходы (ст. 250);

б) образуются расходы, перечисленные в п.2 ст. 346.16 НК РФ.

2. Регистрация хозяйственных операций производится только на основании первичных учетных документов.

3. В случаях, когда для признания доходов или расходов должны выполняться дополнительные условия, то записи в книге производятся на основании бухгалтерской справки, справки-расчета и т.п.

4. В разделе II книги производится расчет расходов, связанных с предпринимательской деятельностью на ЕСХН:

а) на приобретение (создание, изготовление сооружение) основных средств;

б) на достройку, дооборудование, техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию основных средств;

в) на приобретение (создание) нематериальных активов.

Указанные расходы отражаются в книге в последнюю дату отчетного (налогового) периода в размере фактически оплаченных сумм по каждому введенному в эксплуатацию объекту основных средств (принятому к учету объекту нематериальных активов) отдельно. В налоговую базу эти расходы включаются до конца налогового периода равными частями. Если права на объект должны быть зарегистрированы, то его стоимость отражается в разделе II книги при условии, что документы поданы на госрегистрацию.

Исходя из вышеизложенного, в налоговой учетной политике индивидуальный предприниматель должен установить:

— порядок ведения Книги – в электронном виде или на бумажных носителях;

— перечень первичных учетных документов, которыми оформляются хозяйственные операции, и на основании которых производятся записи в Книге;

— формы бухгалтерских справок, справок-расчетов и т.п., на основании которых производятся записи в Книге в случаях, когда для отражения доходов или расходов необходимы дополнительные расчеты или выполнение особых условий.

Лимит доли доходов для применения ЕСХН

Одним из условий, дающих право на применение ЕСХН, является соблюдение лимита доли доходов от реализации сельхозпродукции за налоговый период – не менее 70%.

К сельскохозяйственной продукции относится:

— продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;

— продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Читайте также:  Льготные ставки по налогу на прибыль для учреждений: новшества-2020

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 утверждены:

— порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства;

— перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (приложение № 1 к Постановлению);

— перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (приложение № 2 к Постановлению).

К сельскохозяйственной продукции также относятся уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, перечень которых приведен в пункте 3 ст. 346.2, пунктах 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.

Алгоритм расчета доли доходов заключается в следующем:

1. Определить сумму дохода от реализации товаров, работ, услуг (Д). Для этого надо взять только доходы от реализации, признаваемые для целей налогообложения согласно статьям 248 и 249 НК РФ (без учета доходов, перечисленных в статьях 250 и 251 НК РФ). Плательщики ЕСХН выручку определяют по правилам, установленным для этого спецрежима. В расчет принимаются доходы от реализации по всем видам деятельности, в том числе и переведенным на ЕНВД;

2. Определить сумму дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства (ДСХ);

3. Определить долю дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе от реализации продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (dД). Для этого следует сумму расходов на производство сельхозпродукции (РП) и первичную переработку сельхозпродукции (РПП) разделить на сумму расходов на производство всей продукции из произведенного сельскохозяйственного сырья (Р):

dД = (РПП + РП) : Р;

4. Рассчитать доход от реализации сельхозпродукции первичной переработки (ДСХп) в общем доходе от реализации произведенной сельхозпродукции:

ДСХп = ДСХ х dД;

5. Рассчитать долю реализации сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки (dР), в общей сумме дохода от реализации:

dР = ДСХп : Д;

6. Рассчитанную долю (dР) сравнить с предельным показателем 70%.

В налоговой учетной политике следует установить:

— перечень доходов от реализации сельхозпродукции;

— порядок раздельного учета доходов от реализации сельхозпродукции и иной реализации;

— порядок и периодичность расчета (ежемесячно или ежеквартально нарастающим итогом) доли доходов от реализации сельхозпродукции;

— форму налогового регистра для расчета доли доходов от реализации сельхозпродукции.

Учет расходов

Расходы для целей налогообложения ЕСХН учитываются после их оплаты. Закрытый перечень расходов приведен в статье 346.5 НК РФ. Для признания некоторых видов расходов установлены ограничения, поэтому для включения таких расходов в налоговую базу необходимо произвести предварительный расчет в бухгалтерской справке, справке-расчете или специальном налоговом регистре. Формы этих справок (регистров) утверждают в налоговой учетной политике.

К таким расходам относятся:

1. Проценты по кредитам и займам (пп.9 п. 2, п. 3 ст. 346.5, ст. 269). В налоговой учетной политике следует установить порядок определения предельного размера процентов, включаемых в расходы, в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ. Предельный размер процентов можно определять:

а) по ставке рефинансирования ЦБ РФ, скорректированной на повышающие коэффициенты, установленные в п.1 и п. 1.1 ст. 269;

б) (или) по среднему уровню процентов по сопоставимым долговым обязательствам. При выборе указанного варианта в учетной политике для целей налогообложения определяют критерии сопоставимости займов и кредитов: объемы, сроки, обеспечения.

2. Расходы на командировки (пп.13 п. 2 , п. 3 ст. 346.5). Перечень указанных расходов, признаваемых для целей налогообложения, приведен в пп.12 п. 1 ст. 264. Если организация возмещает иные расходы на командировки, то для расчета «налоговых» расходов составляют налоговый регистр или бухгалтерскую справку.

3. Плата нотариусу за нотариальное оформление документов признается расходом для целей налогообложения в пределах установленных законодательством о нотариате тарифов (пп.14 п. 2, п. 3 ст. 346.5) и, соответственно, включается в расходы на основании специального расчета.

4. Расходы на рекламу (пп.20 п. 2, п. 3 ст. 346.5). Перечень указанных расходов приведен в п. 4 ст. 264. Из них расходы на рекламу через СМИ и информационно-телекоммуникационные сети, световую и иную наружную рекламу, участие в выставках и ярмарках, изготовление брошюр и каталогов не лимитируются (абз.2-4 п.4 ст. 264). Остальные расходы на рекламу признаются для целей налогообложения в размере не более 1% доходов от реализации. Эти расходы включаются в налоговую базу отчетного (налогового) периода по специальному расчету.

Раздельный учет при совмещении режимов

Налогоплательщики, совмещающие ЕСХН и ЕНВД, включают в налоговую учетную политику положения о раздельном учете.

Согласно п.10 ст. 346.6 НК РФ налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности:

а) ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам;

б) распределяют «общие» расходы пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных на ЕСХН и ЕНВД.

В налоговой учетной политике необходимо утвердить:

— порядок раздельного учета доходов и расходов: на счетах бухгалтерского учета или в специальных налоговых регистрах;

— перечень «общих» расходов, подлежащих распределению;

— форму регистра (расчета) по распределению «общих» расходов.

Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Из вышеприведенной нормы следует, что налогоплательщик, совмещающий ЕСХН и ЕНВД, в налоговой учетной политике должен предусмотреть порядок раздельного учета:

Читайте также:  Статья 271 НК РФ. Порядок признания доходов при методе начисления (действующая редакция)

— имущества;

— обязательств;

— хозяйственных операций.

Чем отличается ЕСХН от УСН

ЕСХН, как и упрощенная система налогообложения (УСН), представляет собой спецрежим, применение которого освобождает от уплаты отдельных налогов. Однако между ними существует немало различий:

  • в отличие от УСН плательщики ЕСХН не освобождены от уплаты НДС;
  • на ЕСХН могут работать только производители сельскохозяйственной продукции, при условии, что доля от такой деятельности составляет не менее 70 процентов от всех их доходов. Для плательщиков УСН не установлен конкретный перечень видов деятельности. Существует ряд компаний, которым запрещено переходить на этот спецрежим, в частности, банкам, организациям с филиалами и так далее (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • для некоторых категорий плательщиков ЕСХН — рыболовецких артелей и рыбохозяйственных организаций — установлены дополнительные ограничения. Они должны работать на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Кроме того, среднесписочная численность рыбохозяйственных организаций не должна превышать 300 сотрудников. На УСН действуют другие правила уже в отношении всех, кто применяет этот спецрежим. Сотрудников не должно быть более 130 человек, доход не должен превышать 200 млн рублей, а доля участия других организаций — 25%;
  • в отличие от УСН, плательщики ЕСХН не могут выбрать объект налогообложения. Для них он един — «Доходы минус расходы». На УСН существует выбор между объектами «Доходы» и «Доходы минус расходы»;
  • на ЕСХН необходимо уплатить авансовый платеж по итогам полугодия и налог по итогам года, а на УСН предоплату вносят ежеквартально. При этом сдавать авансовые расчеты на обоих спецрежимах не нужно.

Кто может применять ЕСХН

Существует несколько категорий налогоплательщиков, которые могут применять ЕСХН.

Во-первых, организации и ИП, которые непосредственно производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Доход от такой деятельности, а также от оказания услуг сельхозпроизводителям должен составлять не менее 70 процентов от всех их доходов. К сельскохозяйственной продукции относят продукцию животноводства сельского и лесного растениеводства.

Полный список можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.

Во-вторых,компании и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, в частности, услуги:

  • по подготовке полей;
  • по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
  • по обрезке фруктовых деревьев;
  • по перегонке и выпасу скота и так далее.

Доля доходов от такой деятельности также должна составлять не менее 70% от общего дохода.

В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе животноводческие, снабженческие, растениеводческие и другие. К ним также применяют правило о доходе.

В-четвертых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие артели, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Доля от продажи улова и рыбной продукции собственного производства должна составлять 70 процентов и более.

В-пятых,рыбохозяйственные организации и ИП, удовлетворяющие требованиям, установленным для рыболовецких артелей. Кроме того, их среднесписочная численность не должна превышать 300 работников.

Не могут применять спецрежим:

  • компании и ИП, производящие подакцизные товары (исключение — подакцизный виноград, вино, виноматериалы собственного производства);
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • компании, организующие и проводящие азартные игры.

Как перейти на ЕСХН

Компания или ИП, желающие перейти на ЕСХН, должны подать в налоговую инспекцию уведомление до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором будет осуществлен переход. В документе необходимо указать долю дохода от реализации сельхозпродукции. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/[email protected]

Документ можно:

  • отправить по почте ценным письмом с описью вложения;
  • принести в инспекцию лично;
  • направить в электронной форме через кабинет налогоплательщика.

Вновь созданная фирма или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить ФНС в течение 30 дней с момента постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Если пропустить этот срок, придется до конца года работать на общей системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, утратившие право на уплату налога на профессиональный доход, должны уведомить о переходе на ЕСХН в течение 20 дней с момента снятия с учета в качестве самозанятого. (п. 6 ст. 15 Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Революционные нововведения для ЕСХН

Налоговый кодекс РФ получил несколько поправок в статьях, касающихся налогообложения на ЕСХН: для этого был принят Федеральный закон 27.11.2017 №335-ФЗ о внесении соответствующих изменений. Главных новшеств два:

  • введение уплаты НДС в 2021 года;
  • изменение оснований для освобождения от налога на имущество с 2018 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ограничения освобождения от налога на имущество означают, что теперь он обязателен к уплате, за исключением оговоренных НК РФ ситуаций.

Когда сдавать декларацию по ЕСХН

Декларацию по ЕСХН необходимо подавать единожды по окончании налогового периода, которым является год. В течение года ничего сдавать не нужно. Плательщики ЕСХН подают декларацию в налоговую инспекцию по месту своего нахождения не позднее:

  • 31 марта года, следующего за отчетным (декларацию за 2021 год необходимо сдать до 31.03.2021);
  • 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация или ИП прекратили свою деятельность в качестве сельхозпроизводителя по п. 9 ст. 346.3 НК РФ.

Документ можно подать:

  • на бумаге, если среднесписочная численность сотрудников за год не превысила 100 человек (декларацию можно отправить по почте или принести в инспекцию лично);
  • в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).

За подачу документов на бумажном носителе тем, чья среднесписочная численность превышает 100 работников, грозит штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Отчетность, учет и уплата налога на ЕСХН

Плательщики сельхозналога сдают одну декларацию в год, заполняемую в установленном порядке, в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

Индивидуальные предприниматели на ЕСХН ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима, организации – только регистры бухгалтерского учета.

Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора:

Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания:

Получить бесплатное бухгалтерское обслуживание

Сельхозналог платят два раза в год: один раз в виде авансового платежа по итогам полугодия не позднее 25 июля, а второй раз – по итогам года, включительно до 31 марта следующего года, учитывая уже внесенный авансовый платеж.

Кроме того, если плательщик сельхозналога не получил освобождение от уплаты НДС по нормам статьи 145 НК РФ, то он должен платить налог на добавленную стоимость и сдавать соответствующие декларации.

Как заполнить декларацию ЕСХН

Бланк декларации по ЕСХН утвержден Приказом ФНС РФ от 28.07.2014 № ММВ-7-3/[email protected] Документ будет действовать с 29.03.2021 в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 18.12.2020 № ЕД-7-3/[email protected]). В период с 29.03.2021 по 31.03.2021 сдать декларацию можно как по старой, так и по новой форме (письмо ФНС РФ от 12.02.2021 № СД-4-3/[email protected]).

Документ состоит из титульного листа и четырех разделов.

На титульном листе необходимо указать:

  • данные налогоплательщика (название, ИНН, КПП);
  • номер корректировки, при подаче первичной декларации следует проставить «0»;
  • налоговый период «34» — календарный год;
  • год, за который сдается отчетность (2020-й);
  • код налоговой инспекции.

В разделе 1 указываем:

  • в строках 001 и 003 — код ОКТМО, в строке 001 код проставляют все налогоплательщики, в строке 003 — только те, которые сменили свое местонахождение;
  • в строке 002 — сумму авансового платежа;
  • в строке 004 — сумму, которую необходимо заплатить по итогам года с учетом аванса;
  • в строке 005 — сумму налога к уменьшению, если сумма аванса превысила сумму налога, исчисленного за год.

В разделе 2 прописываем:

  • в строке 010 — полученные доходы, их размер берем из книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н;
  • в строке 020 — понесенные расходы;
  • в строке 030 — налоговую базу по налогу (из доходов вычитаем расходы), при отрицательной разнице налоговая база равна нулю;
  • в строке 040 — сумму убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база;
  • в строке 045 — ставку налога;
  • в строке 050 — сумму налога за год (налоговую базу уменьшаем на сумму убытков прошлых лет и умножаем на налоговую ставку).

Раздел 2.1 заполняют только те, кто имеет убытки прошлых лет. Полученные убытки можно учитывать при расчете налога в течение 10 лет.

Раздел 3 оформляют только налогоплательщики, получившие денежные средства, а также другое имущество в рамках целевого финансирования или благотворительной деятельности.

Налоговый Кодекс РФ. Глава 26.1

Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ в пункт 1 статьи 346.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

1. При определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса, а также доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом в соответствии с положениями статей 214 и 275 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ в пункт 2 статьи 346.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи);

2) расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи);

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:

добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);

добровольному страхованию грузов;

добровольному страхованию основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

добровольному страхованию товарно-материальных запасов;

добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных;

добровольному страхованию иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями;

8)

8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей;

9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

16) расходы на опубликование бухгалтерской отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

20) расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

23) суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

24) расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;

25) расходы на информационно-консультативные услуги;

26) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;

27) судебные расходы и арбитражные сборы;

28) расходы в виде уплаченных на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

Федеральным законом от 29 июня 2005 г. N 68-ФЗ пункт 2 статьи 346.5 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 29, вступающим в силу с 1 января 2006 г.

29) расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее трех лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения;

30) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

31) расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, в том числе:

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

на земельные участки, которые находятся в государственной или в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства;

32) расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;

33) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельскохозяйственным производством по пастбищному скотоводству;

34) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

35) расходы на сертификацию продукции;

36) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

37) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы, а также расходы на проведение оценки имущества при определении его рыночной стоимости в целях залога;

38) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

39) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

40) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и по предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

41) расходы, связанные с участием в открытых или закрытых торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при размещении заказов на поставку сельскохозяйственной продукции.

42) расходы в виде потерь от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

3. Расходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.

Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9-21, 26 и 30 пункта 2 настоящей статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ в пункт 4 статьи 346.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

4. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, — с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) в период применения единого сельскохозяйственного налога нематериальных активов — с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет;

2) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости и в течение третьего календарного года — 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение первых 10 лет применения единого сельскохозяйственного налога равными долями от стоимости основных средств и нематериальных активов.

При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.

В случае, если налогоплательщик перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 6.1 и 9 статьи 346.6 настоящего Кодекса.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

В состав основных средств и нематериальных активов в целях настоящей статьи включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 настоящего Кодекса.

4.1. Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.

5. Признание доходов и расходов налогоплательщика осуществляется в следующем порядке:

1) в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) и (или) имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу;

Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ в подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2) расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;

расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;

расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;

расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но в размере, не превышающем суммы долгового обязательства, указанной в векселе;

3) налогоплательщики, определяющие доходы и расходы в соответствии с настоящей главой, не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

6. Утратил силу с 1 января 2006 г.

7. Утратил силу с 1 января 2006 г.

8. Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений настоящей главы.

Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Что входит в расходы при ЕСХН

При расчете налоговой базы из суммы полученных доходов вычитают сумму произведенных расходов. Перечень расходов превышает 40 позиций (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В него входят, в частности, траты:

  • на покупку и изготовление основных средств, их реконструкцию, модернизацию;
  • на оплату труда и больничных;
  • на уплату обязательных страховых взносов и вносов по некоторым видам добровольного страхования;
  • на командировки;
  • на услуги связи и так далее.

Расходы плательщика ЕСХН должны быть (п. 3, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными, то есть экономически оправданными и выраженными в денежной форме;
  • подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством или обычаями делового оборота;
  • оплаченными.

Расходы сельхозпроизводителей при расчете ЕСХН

Список расходов, которые могут уменьшить объект налогообложения ЕСХН, опубликован в ст.346.5 НК РФ. Перечисление издержек носит закрытый характер и не может быть дополнен затратами, не входящими в этот список.

Сельхозпредприятие при расчете авансового платежа на ЕСХН принимает в расчет следующие специфические категории затрат:

  • покупка/создание объектов, относящихся к основным средствам или нематериальных активам;
  • закуп материалов и сырья, используемых в сельскохозяйственном производстве;
  • НДС, уплаченный при расчетах с поставщиками;
  • оплата труда, все разновидности пособий и компенсаций, а также обязательные отчисления в фонды;
  • все виды страхования (транспорта, товарных запасов, будущего урожая и т.д.);
  • мероприятия по охране труда работников с/х организаций и содержание медицинских пунктов на территории хозяйств;
  • питание сельхозрабочих и экипажей рыболовецких промысловых судов;
  • приобретение молодняка сельскохозяйственных животных;
  • проценты, выплаченные по банковским займам;
  • расходы, понесенные в результате потерь урожая или падежа скота/птицы;
  • покупка имущественных прав на недвижимость (земельные участки сельхозназначения).

Внимание: издержки на приобретение земельных участков принимаются в уменьшение объекта налогообложения на протяжении 7 лет равными частями.

Если по завершении налогового периода плательщик ЕСХН получил убыток, то на протяжении 10 лет эту сумму можно пропорционально включать в расходы будущих периодов. Однако это правило «работает» только при составлении годовой декларации. При расчете авансовых платежей переносить убытки прошлых лет в произведенные расходы нельзя.

Налоговую базу ЕСХН формируют, сопоставляя цифры в Книге учета и данных, отраженных на бухгалтерских счетах сельхозорганизации. Если сведения, касающиеся одной и той же хозяйственной операции, расходятся, то для расчета налога следует взять информацию из бухгалтерских книг.

Бухгалтерский учет в компаниях ведется по методу начисления, т.е. именно в том налоговом периоде, когда возникли обязательства. В то же время для целей ЕСХН расходы и доходы определяются по кассовому методу – по сроку исполнения финансовой задолженности. Для того, чтобы избежать ошибок при исчислении авансового платежа по ЕСХН, следует разработать собственные бухгалтерские регистры или использовать оборотные ведомости в части оплаты.

Как рассчитать налог ЕСХН

Сумму налога следует считать по формуле: налоговая база, умноженная на ставку налога. Как мы выяснили ранее, для определения налоговой базы из полученных доходов вычитают расходы и убытки прошлых лет.

Налоговая ставка равна 6 процентам. Регионы могут устанавливать с 01.01.2019 дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6 процентов в зависимости:

  • от вида сельхозпродукции;
  • от места ведения деятельности;
  • от размера доходов вследствие продажи сельхозпродукции собственного производства;
  • от среднесписочной численности работников.

Например, для сельхозпроизводителей Московской области с 01.01.2019 по 31.12.2021 действует нулевая ставка налога (Закон Московской области «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Московской области» от 27.08.2018 № 145/2018-ОЗ).

Пример

ИП Иванов А.П. за первое полугодие 2021 года получил доходы в размере 3 879 500 рублей. Расходы составили 2 158 600 рублей. Авансовый платеж составил (3 879 500 — 2 158 600) х 6 процентов = 1 720 900×6 процентов = 103 254 рубля.

Во втором полугодии доходы составили 1 460 200 рублей расходы — 1 350 000 рублей. Итоговая сумма налога составит: доходы за годы (3 879 500 1 460 200) — расходы за год (2 158 600 1 350 000) х 6 процентов = 5 339 700 — 3 508 600×6 процентов = 109 866 рублей. Уменьшим полученную сумму на размер уплаченного аванса: 109 866 — 103 254 = 6 612 рублей. Таким образом, по итогам 2021 года предпринимателю необходимо заплатить 6 612 рублей.

Совмещение ЕСХН с другими режимами

До отмены системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход плательщики ЕСХН могли совмещать этот спецрежим с ЕНВД. Его с УСН и ОСНО сочетать запрещено. После отмены ЕНВД с 2021 года юрлица не имеют право совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Индивидуальные предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентной системой налогообложения. Они должны вести раздельный учет доходов и расходов по этим спецрежимам. Семидесятипроцентную долю доходов от продажи сельхозпродукции необходимо считать от доходов, полученных по обеим системам налогообложения (письмо Минфина РФ от 17.10.2011 № 03-11-09/64).

Налоговый учет при сельскохозяйственной налоге: основные правила

При ЕСХН индивидуальные предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР) по строго утвержденной форме. Главными принципами при ее ведении являются:

  • необходимость подтверждения доходов кассовым методом;
  • необходимость подтверждения расходов. Список расходов, которые могут служить основанием для уменьшения налогоисчисляемой базы, подробно прописан в НК РФ.

Внимание! На ЕСХН убытки, понесенные в прошлых налоговых периодах, могут быть перенесены на будущие периоды, но не далее чем на 10 лет вперед и только в той последовательности, в которой они были получены.

Юридические лица, находящиеся на ЕСХН, для правильного ведения налогового учета обязательно должны пользоваться бухгалтерским учетом.

Преимущества и недостатки ЕСХН

К преимуществам ЕСХН можно отнести:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДФЛ;
  • минимальное количество отчетов — ежегодно необходимо сдавать лишь декларацию по ЕСХН;
  • возможность для ИП совмещать этот спецрежим с патентной системой налогообложения;
  • отсутствие минимального налога, если фирма сработала в убыток. Например, на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» придется заплатить 1 процент от доходов, определяемых по ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

К недостаткам отнесем:

  • жесткие требования к доле доходов от продажи сельхозпродукции;
  • обязанность уплачивать НДС в отличие от УСН или ПСН. Хотя для компаний, работающих с поставщиками, уплачивающими НДС, данный факт стал плюсом, так как позволил принимать «входной» НДС к вычету. Фирмы и ИП, чья выручка невелика, могут получить освобождение от уплаты налога;
  • отсутствие возможности для юрлиц совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Роль представительских расходов в базе налога на прибыль

Представительские расходы вычитаются из сумм, составляющих чистую прибыль предприятия, тем самым уменьшая налоговую базу. При этом входной НДС также вычитается. Если в следующих отчетных периодах расходы укладываются в 4-процентный лимит, НДС с них также может быть принят к вычету.

Именно по этой причине «ломаются копья» относительно признания или непризнания различных расходов представительскими. Даже если организация мероприятия по факту потребовала издержек, не включаемых в представительские расходы Налоговым кодексом, их нельзя включить в эти затраты для снижения налогооблагаемой базы.

Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на приобретение алкогольных напитков для организации официального приема? Посмотреть ответ

НАПРИМЕР. ООО «Кассандра» организовало встречу с представителями других организаций для обговаривания условий сотрудничества. На это мероприятие было затрачено 140 тыс. руб. Из этих средств на прием-обед было затрачено 70 тыс. руб., на буфетное обслуживание – 25 тыс. руб., на провоз участников к месту обеда и обратно на фирму – 20 тыс. руб., на посещение представления в театре – 10 тыс. руб., на экскурсию по памятным местам города – 15 тыс. руб., на цветы и сувениры для участников – 45 тыс. руб.

На представительские расходы в этом случае можно списать только 115 тыс. руб., то есть сумму расходов на прием, буфетное обслуживание и транспорт. Остальные средства в размере 25 тыс. руб. должны быть выплачены из чистой прибыли после вычисления суммы налога.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Представительские расходы принимаются к вычету только у налогоплательщиков, использующих общую систему налогообложения. В ст. 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, на которые может уменьшать базу плательщик, работающий по УСН – представительские расходы в этом перечне отсутствуют. Предприниматели, «сидящие» на льготных системах налогообложения, могут использовать на представительские траты только средства из чистой прибыли (разницу между доходами и расходами).

Добавить комментарий

Adblock
detector