Сверка расчетов с контрагентами. Бланки взаиморасчетов и примеры заполнения

Составление Акта сверки взаиморасчетов необходимо обычно в том случае, когда двум юридическим лицам надо удостоверить произведенные между друг другом перечисления. Чаще всего такие акты сверок производятся по конкретным договорам или счетам-фактурам, также возможны сверки и по контрактам за определенный временной период. Стоит отметить, несмотря на то, что данный документ не имеет обязательного значения и создается только по взаимному согласию сторон, он распространен во всех сферах деятельности и в ходу у большинства организаций.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

Как проводится сверка по расчётам

Данная процедура может производиться только по одной из следующих позиций: наименование или номер товара, договор, конкретная поставка, определенный промежуток времени. Чтобы данный документ являлся достоверным, его следует составлять либо после проведения последнего перечисления, либо с момента поставки. Кроме того, сверку удобно проводить во время ежегодной инвентаризации средств и имущества предприятия. Довольно часто по результатам подобных проверок выявляются задолженности: дебиторские или кредиторские. Если подобные факты подтвердились, нужно сразу же сделать акт сверки и отправить его партнерской организации.

1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0

1.1 Расположение в программе

Акт сверки —документ, содержащий информацию о взаиморасчетах с клиентами за период. В него включаются все операции, которые относятся к выбранному контрагенту за указанный период. При включенной функциональности учета расчетов по договорам акт также можно составить в разрезе договоров. Найти их можно в двух разделах: «Продажи» и «Покупки» по ссылке «Акты сверки расчетов»:

Читайте также:  Актуальный бланк и образец заполнения путевого листа

Расположение одновременно в разделах продаж и покупок осуществлено для удобства доступа к нему пользователем, но представляет собой одинаковый список объектов, в котором хранятся созданные пользователями сверки с контрагентами.

1.2. Операции в журнале «Акты сверок расчетов»

После перехода по ссылке открывается журнал соответствующих объектов:

В журнале будут доступны следующие операции:

  1. Создать (1) – формирует новую сверку по контрагенту;
  2. Создать новый элемент копированием текущего (также доступна по клавише F9) – дает возможность скопировать уже существующий элемент списка для дальнейшей работы с ним;
  3. Печать (3) – открывает окно вывода документа на печать из списка;
  4. Строка поиска (4) – находит информацию в любом столбце, для этого поставьте курсор на строчку в соответствующем столбце и вводите слова, система начнет искать информацию по совпадению вводимых слов в столбце;
  5. Расширенный поиск (5) устанавливает отбор в колонке через элементы в связанном с ней справочнике. С помощью него также можно установить период;
  6. Команда «Еще» (6) – представляет собой набор дополнительных функций, которые доступны до открытия конкретного элемента из списка такие как: проведение записи в списке, отмена проведения, пометка на удаление или ее снятие, а также дублирует некоторые опции, вынесенные на панель.

1.3. Процесс формирования и заполнения данных

По кнопке «Создать» откроется форма нового документа:

Заполнение любого объекта в 1С правильно начинать сверху вниз. Дата всегда проставляется согласно текущей автоматически, при необходимости ее можно изменить на любую дату. Она не отражается на самом акте, т.к. это дата создания и проведения документа.

Примечание! Акт сверки не создает движений по счетам учета и никак не влияет на информацию, содержащуюся в базе данных, он лишь аккумулирует и выводит уже существующие регистраторы хозяйственных операций.

В окошке «Организация» указывается наша фирма, также подбирается валюта, если контракт с клиентом заключен в валюте отличной от рубля.

Далее выбираем контрагента в соответствующем по названию окне, когда кликнете курсором мыши в пространство для его заполнения, высветится окошко:

В нем будут отражены последние использованные значения. При вводе наименования в это окошко начнется автоматический подбор по соответствию названия в связанном справочнике.

Кликните по искомому элементу в списке, если он высветился, в противном случае введите в строку ИНН покупателя (поставщика и т.п.).

Читайте также:  Как правильно учесть расходы по фискальному накопителю в бухучете

По ссылке «Показать все» откроется полный справочник контрагентов, содержащийся в вашей базе данных, если не добились желаемого результата, искать можно и по нему.

По команде «Еще», либо в строке поиска, вводится наименование клиента или его ИНН еще раз, чтобы он сработал в конкретном столбце – переместите туда курсор (например, сейчас он стоит в столбике «Наименование», нажмите в любое место в столбце с ИНН, чтобы курсор переместился туда).

По нажатию на иконку с изображением плюса добавляется контрагент. Однако, если в справочнике его нет, то значит и движений в базе данных по нему не будет.

Затем подберите договор в окне с соответствующим названием. Алгоритм поиска договора не отличается от алгоритма выбора контрагента. Формирование информации о расчетах с клиентом без учета договоров возможно, если оставить это поле пустым.

Далее необходимо ввести период, расчеты за который требуется сопоставить, это можно сделать двумя способами: либо ввести вручную, либо нажав на кнопку «многоточие» открыть календарь и выбрать на нем любой промежуток времени – любой из способов будет верным.

Далее, нажимаем на кнопку «Заполнить».

Доступно две опции: по нашей организации и контрагенту и только по нашей организации. Первая опция заполнит две вкладки: по данным организации и по данным контрагента сразу (показано на картинке ниже). Вторая заполнит отчет по взаиморасчетов только по нашим данным и при выводе на печать часть клиента будет пустой.

На рисунке выше открыта закладка нашей организации. Далее, на следующей закладке доступна информация от лица контрагента.

Заполнить акт сверки можно и на каждой вкладке по отдельности, нажав на слово «Заполнить».

На закладке «Счета учета расчетов» есть возможность выбора тех счетов учета, по которым будет происходить заполнение акта сверки. Бывает такое, что расчеты с заказчиками (поставщиками, покупателями и проч.) ведутся на разных счетах учета и допустим, нужны только операции по счету 76, исключая другие. Для этого снимите флажки на тех счетах, которые не попадают в отчет и заполните его заново.

Читайте также:  ЕНВД. Расчет средней численности работников при отсутствии половины персонала

На закладке «Дополнительно» настраиваются различные опции для печатной формы.

Доступен выбор ответственных лиц в «Представители сторон» для подписи акта сверки и настройка детализации отчета по договорам или по полному названию первичной документации. Когда расчеты между сторонами будут совпадать, в верхней части окна (сразу под выбором организации и валюты) есть поле для установки флажка «Сверка согласована», после установки этого флажка поля табличной части станут неактивными, что означает, что информация введена корректно и изменению не подлежит. При снятии флажка поле акта сверки опять становится активным и доступным к изменению. Таким флажком удобно отмечать уже проверенные акты сверок.

1.4. Печатная форма

Далее акт сверки можно распечатать или сохранить в любом формате на компьютер. Для этого в верхней панели окна нажимаем «Записать», либо «Провести» и затем по желтой кнопке «Печать» — Акт сверки – выведем полученную информацию в режим просмотра печатной формы. Можно сразу нажать на «Печать», тогда появится следующее сообщение:

Нажмите «ОК» и предварительный просмотр формы выведется на экран:

У нас заполнены и левая, и правая стороны документа, т.е. по данным нашей организации и покупателя. По дебету счета с нашей стороны (если это покупатель, как в рассматриваемом случае) отражаются отгрузки и задолженность покупателя перед нашей организацией, по кредиту счета отражаются оплата или наш долг по отгрузке товаров покупателю. По данным покупателя ситуация будет ровно противоположная.

Команда «Печать» документа направит на печать непосредственно на выбранный вами принтер, а щелкнув на изображение дискеты – может быть сохранен в любом доступном формате на ваш компьютер.

Правила оформления акта

Унифицированной, стандартной для всех формы составления акта не существует, поэтому его можно писать в свободной форме или же по разработанному на предприятии шаблону. Для заполнения подойдет обычный лист А4 формата.

Напечатать акт необходимо в двух экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон.

Оба подписанных и заполненных экземпляра отправляются контрагенту, специалисты которого сравнивают сведения из присланного акта с имеющимися у них данными. Если возражений по финансовым перечислениям, указанным в акте, нет, вся информация совпадает, то контрагент подписывает документы и один экземпляр возвращает обратно, второй уставляет у себя.

При необходимости акт можно заверить печатью, но с 2021 года наличие печати у юридических лиц не является требованием закона (тем не менее, без печати, в случае возникновения судебных разбирательств, документ может быть признан не имеющим юридической силы).

Чтобы процесс по подписанию акта сверки не затянулся, при пересылке документа следует указать сроки, в которые его необходимо вернуть обратно.

Кто кому должен

Чтобы понять, какая из сторон остается должником, достаточно лишь внимательно изучить акт взаиморасчетов. Например, вы являетесь поставщиком товара. Но вы его еще не отгрузили, даже после получения денежных средств. Таким образом, должником являетесь вы. В этом случае вы, выступающие в качестве поставщика, обязуетесь отправить указанный товар. Отправляя контрагенту отгрузочную накладную, вы закрываете свой долг.

Обычно акт составляется за определенный период. Он позволяет считать сумму долгов по кредиту и по дебету. При помощи несложных расчетов выявляется остаток. Если он дебетовый, то должны вам, если кредитовый – должны вы. По сути, здесь нет ничего сложного. Главное тщательно изучить документ, и внимательно произвести расчеты.

Срок хранения акта сверки взаиморасчетов

Обязательные сроки хранения закон выдвигает преимущественно к первичным документам. Акт сверки взаиморасчетов не относится к таковым. Его составление объясняется деловым оборотом, что не регулируется законодательством. Таким образом, сколько должен храниться данный акт, определяется учетной политикой организации. Другими словами, каждая компания сама определяет, сколько хранить подобные документы.

(Видео: «Как провести сверку взаиморасчетов с контрагентами»)

Цель составления акта

Если информация в документе, составленном инициатором сверки, не будет совпадать с той, что имеется у его контрагента, то в конце документа следует зафиксировать имеющиеся расхождения. То же самое касается задолженностей: если такие факты будут выявлены, нужно обязательно обозначить период, в течение которого следует их погасить. В противном случае суд, при возникновении претензии, не сможет принять во внимание аргумент по нарушению сроков денежных перечислений.

Акт сверки взаиморасчетов по закону может являться основанием для прерывания трехлетнего срока исковой давности. То есть, в тех случаях, если должник подписывает акт сверки в течение трех лет, он считается признавшим свои долговые обязательства и обязан их погасить в установленные сроки.

Бывает так, что за истекший с момента подписания договора и исполнения обязательств период контрагент был признан банкротом. В таких ситуациях кредиторские долги спустя определенное время могут быть списаны на расходы организации.

Для чего используется

Обычно компании сверяют данные по определённым договорам или счетам-фактурам за конкретный период времени. Цель составления акта сверки — найти и зафиксировать расхождения по всем поступлениям денег.

Выявленная задолженность помогает сторонам договориться о сроках её погашения. Акт сверки вместе с договором, счетами-фактурами, накладными станет подтверждением нарушения сроков при обращении в суд.

Акт сверки взаиморасчётов нужно составлять ежегодно, чтобы вернуть долги, если они есть. Статья 196 Гражданского Кодекса устанавливает срок исковой давности по делам, связанным с возвратом задолженности. А по ст. 200 ГК РФ, подать заявление в суд можно не позже трёх лет с момента обнаружения задолженности.

Если в течение трёх лет вы ничего не сделаете, то должник в суде может сослаться на то, что срок давности истёк. Суд примет решение в его пользу, а вы не получите свои деньги.

Читайте также:  Рентабельность и прибыльность компании. Как использовать расчет валовой прибыли.

Срок исковой давности можно прервать. Для этого нужно составить и подписать акт сверки в течение трёх лет после появления задолженности. Если должник, подписавший акт, так и не выплатил долг, то можно обратиться в суд, который вынесет решение о прерывании срока давности. И у вас будет ещё три года на взыскание задолженности.

Инструкция по заполнению акта сверки

В «шапке» нужно вписать данные о том, за какой период проводится акт сверки, а также указать договор, который послужил основанием для создания данного документа. Здесь же следует вписать название компаний в соответствии с учредительными документами (можно без таких подробностей, как КПП, ИНН, ОГРН и т.д.).

Вторая часть документа включает в себя таблицу, в которую каждая из сторон вносит сведения, содержащиеся в ее бухгалтерском учете по перечислениям согласно рассматриваемому договору или за определенный период времени. Они должны полностью совпадать. Под таблицей каждое предприятия вписывает имеющуюся задолженность. Эти данные также должны быть одинаковы. Если долги отсутствуют, это необходимо письменно отметить.

В завершение документ должен быть обязательно подписан руководителями предприятий с обязательным указанием должностей и расшифровкой подписей. Оформленный по всем правилам делопроизводства документ при наличии подписей директоров предприятий обретает юридическую силу.

Образец заполнения на 2021 год

Сопроводительное письмо к акту

Составитель может отправить контрагенту письмо, в котором попросит подписать акт сверки. Каких-то строгих требований к его составлению не существует. Однако нужно помнить, оно должно быть составлено по правилам деловой переписки.

Здесь указываются такие данные:

  • Дата;
  • Название фирмы, которой адресуется письмо;
  • Юридический адрес получателя;
  • Должность человека, который будет получать письмо;
  • Информация о ранее заключенном договоре;
  • Сама просьба в вежливом тоне;
  • Срок подписания;
  • Подпись директора компании-отправителя.

Текст пишется от первого лица во множественном числе. Рекомендуется указывать в письме отдельные пункты, которые обозначаются арабскими цифрами. Как правило, подготовкой акта сверки занимаются работники бухгалтерии. В их обязанности входит и подготовка сопроводительного письма. Хотя это может сделать делопроизводитель, секретарь или другой сотрудник, которому доверены данные полномочия. Такой работник должен понимать важность составления сопроводительного письма. Ведь одной некорректной фразы достаточно, чтобы организация-контрагент отказалась от дальнейшего сотрудничества.

Если после распечатывания сопроводительного письма была обнаружена ошибка, ее можно исправить. Общие правила обязывают перечеркнуть ее одной чертой, и рядом указать верную информацию. Исправление должно быть заверено ответственными сотрудниками, подписи которых должны стоять в документе.

Добавить комментарий

Adblock
detector