Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики (действующая редакция)

Как платят НДС компании на ОСНО

Большинство хозяйствующих субъектов на ОСНО платят НДС. ИП на ОСНО платят НДС в общем порядке аналогично юрлицам. Налог к уплате рассчитывается исходя из стоимости продаваемых на территории страны товаров, услуг или работ. НДС по своим закупкам можно принять к вычету и уменьшить платеж в бюджет. Ставка налога составляет 0, 10 или 20 %, а налоговым периодом является квартал.

Платеж по налогу на добавленную стоимость, рассчитанный за квартал, делится на три равные части. Они уплачиваются в течение трех месяцев после очередного налогового периода. НДС нужно перечислить в бюджет не позднее 25-го числа. Декларация сдается электронным способом не позже 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Когда можно не платить НДС на ОСНО? Некоторые организации и ИП имеют право освободиться от уплаты НДС. Для этого им нужно соответствовать ограничению по выручке от продаж. Ее сумма за три прошедших календарных месяца не должна быть больше 2 млн руб. (ч. 1 ст. 145 НК РФ). Если вы желаете использовать эту возможность, то необходимо подать уведомление в свою налоговую инспекцию. Сделать это нужно не позже 20-го числа месяца, с которого планируется использовать право освобождения от налога. После этого в течение года вы не должны будете исчислять и уплачивать НДС. Однако если вы импортируете товары, обязанность платить ввозной НДС сохраняется.

Полный перечень лиц, которые могут не платить НДС (за исключением ввозного), указаны в ст. 145 и 145.1 Налогового кодекса. К неплательщикам относятся и лица на спецрежимах: УСН (ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ), патентной системе (ст. 346.43 НК РФ).

Кто является плательщиком НДС

В качестве налогоплательщиков НДС выступают как индивидуальные предприниматели, так и организации, на основании НК РФ, ст. 143.

Читайте также:  Патентная система налогообложения. Выгодна ли она вам?

В качестве налогоплательщика организации будут выступать российские, а так же иностранные, международные юридические лица, в том числе имеющие филиалы и представительства этих организаций которые были созданы на территории РФ (согласно НК РФ, ст. 11).

Данные организации могут осуществлять деятельность посредством своих обособленных подразделений, которые были созданы отдельно от основной структуры и на другой территории, имеющие свои рабочие места для персонала. В этом случае, в качестве налогоплательщика НДС будет выступать головная организация, а ее обособленные подразделения выступают в качестве ее представителя и производят выставление и получение счетов-фактур от имени налогоплательщика.

В качестве плательщиков налога на добавленную стоимость будут выступать и государственные органы (муниципальные), выступающие в качестве юридических лиц, по проведенным хозяйственным операциям, по которым они действуют, как самостоятельный субъект. В тоже время они не являются плательщиками НДС при осуществлении функции публично-правового образования или же выступают от его имени (в соответствии с ГК РФ, ст. 125).

Публично-правовые образования не входят в состав плательщиков НДС, описанных в НК РФ, ст. 143. Так же на основании постановления пленума ВАС РФ № 33 п.1, от 30.05.2014, писем ФНС № ШС-22-3/562 от 13.07.2009 и Минфина РФ №03-07-11/616 от 07.12.2007.

Налогоплательщики, которые стоят на налоговом учете в налоговых органах РФ обязаны исчислять и производить уплату налога, а так же предоставлять отчетность самостоятельно.

На ряду с этим, в определенных случаях, вышеуказанные функции возложены на налогового агента, в случае, если им производятся следующие действия:

  • Приобретаются товары (услуги, работы) у иностранного лица, которое не состоит на налоговом учете в РФ (согласно НК РФ, ст. 161, п.п. 1,2).
  • Арендуется гос. имущество (муниципальное) – на основании НК РФ, ст. 161, п.3.
  • При реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества (и прочего), если выступает в качестве уполномоченного лица (согласно НК РФ, ст. 161, п.4).
  • При приобретении казенного имущества (в соответствии НК РФ, ст. 161, п.3, 2-го абзаца).
  • Ранее было: в случае приобретения имущества должников, а также имущественных прав организации должника (банкрота). Данное условие действовало до 1 января 2015 года, на данные момент такая обязанность исключена!
  • В случае реализации товаров (услуг, работ и имущественных прав)иностранных лиц, которые не стоят в РФ на налоговом учете, на основании посреднического договора (в соответствии с НК РФ, ст. 161 п.5).
  • В случае, если с момента перехода права собственности на судно, передаваемое заказчику от налогоплательщика, не была в течение 45 дней произведена регистрация в Российском международном реестре судов (согласно НК РФ, ст 161, п.6).

Платят ли НДС организации и ИП на УСН

По общему правилу компании и ИП на УСН не платят НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Однако в некоторых случаях налог все-таки придется перечислить в бюджет. ИП и ООО на УСН платят НДС в следующих случаях.

  1. Льгота не работает, если упрощенец по своему желанию выставил счет-фактуру контрагенту. Иногда покупатели на ОСНО отказываются проводить сделки с лицами на УСН из-за того, что не смогут потом принять НДС по приобретению к вычету. Поэтому, чтобы заключить контракт, поставщик-упрощенец имеет право выделить НДС и составить счет-фактуру для клиента. Однако при этом ему придется уплатить налог в бюджет, а также представить декларацию по данному налогу. Основанием является пп. 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса.
    В отличие от юрлиц и ИП на ОСНО, упрощенец должен перечислить налог до 25-го числа следующего за очередным кварталом месяца полностью, не разделяя на три части.
  2. Упрощенцы могут вести операции по ввозу товаров из-за рубежа. В этом случае они должны уплачивать импортный НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Ставка будет зависеть от вида ввозимой продукции.
  3. Если компания или ИП на УСН имеют статус доверительного управляющего, то при продаже полученного в управление имущества они также обязаны выставить счет-фактуру и уплатить НДС.
  4. ИП и организации на УСН платят НДС, когда они выступают в качестве налогового агента (ст. 161 НК РФ). Чаще всего так происходит, когда предприятие реализует продукцию иностранца на российском рынке. Юрлицо или ИП будет являться агентом, если иностранная компания не имеет в России постоянного представительства.

3. Налогоплательщики. Исполнение обязанностей плательщика НДС лицами, освобожденными от его уплаты

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ).

Из этого следует, что организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям ст. 11 НК РФ, устанавливающей определение таких лиц, являются плательщиками НДС. Однако это не все.

Во-первых, п. 1 ст. 145 НК РФ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (если иное не предусмотрено другими положениями данной статьи Кодекса), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Во-вторых, согласно абзацу второму п. 7 ст. 12 НК РФ установленные Кодексом специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13—15 НК РФ.

Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС.

Обратите внимание

: п. 8, 13 ст. 1 Закона № 85-ФЗ в ст. 346.1 и 346.11 НК РФ внесены изменения, касающиеся налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения и являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Данными изменениями установлено, что вышеуказанные налогоплательщики должны исполнять обязанности по уплате НДС по операциям, осуществляемым в рамках вышеуказанных договоров в случаях, если на них согласно ст. 174.1 НК РФ возложено ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 146 настоящего Кодекса.

Как указывается в ст. 174.1 НК РФ, в целях главы 21 Кодекса ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым является российская организация либо индивидуальный предприниматель.

Читайте также:  Как применять патентную систему налогообложения в 2021 году: ответы на часто задаваемые вопросы

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) на вышеуказанного участника товарищества возлагаются обязанности плательщика НДС.

Вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года.

Обратите внимание

: по общему правилу, лица, применяющие специальные налоговые режимы, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не являются плательщиками данного налога. Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, не все так просто.

Актуальная проблема

. Пунктом 5 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:

– лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

– налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

На практике может случиться так, что освобожденный от уплаты НДС налогоплательщик (например, применяющий упрощенную систему налогообложения) выставляет при реализации товаров (услуг, работ) покупателям счет-фактуру. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ, если лица, освобожденные от уплаты НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной в них суммой этого налога, они обязаны уплатить налог.

Но между налогоплательщиками и налоговыми органами часто возникают споры по вопросу применения положений п. 5 ст. 173 НК РФ. Рассмотрим эту ситуацию более подробно в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этих и последующих ссылках в данном издании на официальную позицию обращаем внимание читателей на следующее.

Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Данные определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Письмо не является нормативным правовым актом, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, в связи с чем понятие «действующего» письма весьма условно.

Читайте также:  Когда и как заявить о льготах по транспортному и земельному налогам?

Другое дело, что суды в некоторых случаях признают письма равными нормативно-правовым актам, а также признают некоторые из них недействующими. С этой точки зрения все нижеприведенные письма проверены и являются «действующими».

Официальная позиция

. По мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность, предусмотренная ст. 169 НК РФ, предъявлять покупателям счета-фактуры. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму НДС не выделяют и счета-фактуры не выставляют.

В письме Минфина России от 13.05.2005 № 03-06-05-04/124 указано на то, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, счета-фактуры при осуществлении ими предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, не выставляют.

Согласно письму Минфина России от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33 в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Такие выводы закреплены Минфином России и в письме от 23.03.2007 № 03-07-11/68.

Налоговые органы занимают по данному вопросу аналогичную позицию: в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога указанная в счете-фактуре сумма НДС подлежит уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 № 19-11/48885).

Следовательно, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС без последующей уплаты данного налога в бюджет подлежат привлечению к ответственности согласно ст. 122 НК РФ.

Однако в судебной практике отсутствует единая позиция по данному вопросу.

Судебная практика

. По мнению некоторых судов, при применении ст. 122 НК РФ судам следует исходить из наличия у привлекаемого лица статуса налогоплательщика.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А17-1793/5-2006 суд пришел к выводу, что налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком НДС, то есть вышеуказанная сумма налога не была его задолженностью в значении, придаваемом ст. 11, 44 и 45 НК РФ.

Учитывая, что на основании ст. 122 НК РФ к налоговой ответственности могут быть привлечены только налогоплательщики, а Кодексом ответственность за неуплату незаконно полученного и не перечисленного в бюджет налога не установлена, суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа в подобной ситуации.

В постановлении от 17.11.2006 № А29-13970/2005А ФАС Волго-Вятского округа также указал, что налогоплательщик, не являвшийся плательщиком НДС, был неправомерно привлечен к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ. Кроме того, суд отметил, что налогоплательщику были неправомерно начислены пени.

Аналогичные выводы также сделаны в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 № Ф04-7765/2006 (28634-А46-34), от 12.12.2006 № Ф04-8300/2006(29053-А27-27), от 20.11.2006 № Ф04-7742/2006(28606-А27-6), от 16.10.2006 № Ф04-6585/2006(27194-А45-6), № Ф04-4198/2006(27208-А27-31), от 29.08.2006 № Ф04-5400/2006(26554-А75-27), ФАС Уральского округа от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 19.09.2006 № Ф09-8329/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Кроме того, суды отмечают, что на налогоплательщиках, применяющих упрощенную систему налогообложения, лежит только обязанность по перечислению неправомерно выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, что предусмотрено подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ [1].

Однако по вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к ответственности согласно ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет сумм НДС, полученных от покупателей товаров (работ, услуг) в случае выставления таким налогоплательщиком счета-фактуры, в судебной практике существует и противоположная позиция.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в соответствии с п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения деяний (действий или бездействия).

Руководствуясь данной позицией Пленума ВАС РФ и учитывая, что на основании выставленных налогоплательщиком счетов-фактур покупатель вправе предъявить уплаченные ему суммы НДС к вычету из бюджета и при этом предполагается, что поставщик перечислил в бюджет полученный налог, суды приходят к выводу о наличии у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры обязанности по перечислению НДС в бюджет. Следовательно, по мнению судов, привлечение такого налогоплательщика к ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии вины обоснованно.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2006 № А33-11936/06-Ф02-5948/06-С1 отмечено, что у налогоплательщика возникла обязанность по уплате НДС, неисполнение которой влекло ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ. По мнению суда, неправомерное бездействие, выразившееся в неисчислении и неуплате суммы НДС при наличии соответствующей обязанности, повлекло занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС. Таким образом, суд признал правомерным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика в вышеуказанной ситуации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

Такие выводы были также сделаны и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2005 № Ф08-3678/ 2005-1486А.

Очевидно, что все вышеприведенное можно применить и к ситуации, при которой налогоплательщик, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выставляет счет-фактуру.

Актуальная проблема

. Если налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, выставляет счет-фактуру, однако при этом не уплачивает соответствующие суммы НДС в бюджет, велика вероятность того, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы начислят налогоплательщику пени за несвоевременную уплату НДС. В данном случае судебная практика, как правило, на стороне налогоплательщика.

Судебная практика

Читайте также:  Налоговая тайна: что это такое, понятие и особенности, ответственность за разглашение

. По мнению судов, на лице, не являющемся плательщиком НДС, лежит обязанность по перечислению в бюджет выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, однако пени за его несвоевременную уплату начислению не подлежат.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2006 № А17-6893/5-2005 указано, что нормы главы 21 НК РФ не содержат положений, согласно которым лицо, не являющееся налогоплательщиком, но получившее сумму НДС от покупателей собственной продукции, приобретает статус налогоплательщика. У него только возникает обязанность по перечислению в бюджет полученной суммы налога.

На основании анализа положений ст. 75 НК РФ суд пришел к выводу о том, что обязанность по уплате пеней также возникает только у лиц, которые являются налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Суд установил, что в проверяемый налоговым органом период налогоплательщик по деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг, уплачивал единый налог на вмененный доход; следовательно, он не был плательщиком НДС. Однако обязанность по уплате НДС возникла у налогоплательщика в связи с выставлением счетов-фактур, в которых этот налог был неправомерно выделен.

С учетом вышеизложенного суд сделал вывод о том, что налогоплательщик не должен был уплачивать пени, и отказал в удовлетворении этой части требований налогового органа.

Аналогичные выводы приведены также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 № А17-5398/5-3-2005, 2052/5-2006.

Актуальная проблема

. Возникновением риска привлечения к налоговой ответственности согласно ст. 122 НК РФ и доначисления пеней налогоплательщику, освобожденному от уплаты НДС, но выставившему счет-фактуру с выделенной суммой налога, проблемы такого налогоплательщика не заканчиваются.

В арбитражной практике возникают налоговые споры по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности согласно ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по НДС в подобной ситуации.

Например, по мнению налоговых органов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании п. 5 ст. 173 и 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае выставления покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС (см. письмо УМНС России по г. Москве от 14.11.2003 № 21-09/64172).

В случае неисполнения вышеуказанной обязанности налогоплательщик может быть привлечен, по мнению налоговых органов, к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ. Однако суды, как правило, отклоняют такие доводы налоговых органов как противоречащие положениям ст. 119 НК РФ и указывают, что применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов), приведенных в п. 5 ст. 173 Кодекса, поэтому у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, как это предусмотрено п. 5 ст. 174 НК РФ. Такие выводы выражены ФАС Дальневосточного округа в постановлениях от 29.11.2006, 22.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4257, от 22.11.2006, 15.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4265.

Аналогичной позиции придерживаются суды в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 № А26-2012/2006-211, ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 № А12-4687/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2006 № А74-28/06-Ф02-2554/06-С1 и ФАС Уральского округа от 02.10.2006 № Ф09-8654/06-С1, от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Актуальная проблема

. На практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают налоговые споры по вопросу о том, подлежит ли налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если при проведении мероприятий налогового контроля он не исполнил требование налогового органа о представлении документов по НДС в случае выставления в проверяемый налоговым органом период покупателям счета-фактуры.

Позиция судов по данному вопросу такова, что если налогоплательщик не является плательщиком НДС (или налоговым агентом), то обязанности по представлению соответствующих документов налоговому органу у него не возникает. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2006 № А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1 и ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2006 № А17-6892/5-2005.

Оглавление

Должны ли платить НДС компании и ИП на ЕНВД

Плательщики на ЕНВД не должны уплачивать НДС. При этом есть исключения, аналогичные упрощенке: выставление счета-фактуры по своему желанию, роль налогового агента или импортера.

Одно из отличий ЕНВД от УСН — это возможность совмещать этот режим с другими. Компания или ИП на вмененке могут работать одновременно и на ОСНО. Следовательно, по части бизнеса, которая ведется на общей системе, необходимо уплачивать НДС. Поэтому для таких случаев законодательно установлена обязанность вести раздельный учет. Операции на ОСНО будут облагаться НДС, а на ЕНВД — нет.

Помимо лиц на упрощенке и вмененке, плательщиками НДС также не являются резиденты «Сколково» и лица на патенте или режиме единого сельхозналога.

Участие в торгах «упрощенца». Чехарда с НДС

24.04.18

М.Полуэктов / АК Полуэктова и партнеры

Многие организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) (далее – «упрощенцы»), участвуют в торгах, проводимых по ФЗ N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или по ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Если победителем торгов становится «упрощенец», то нередко заказчики уменьшают цену контракта на сумму НДС либо после полной оплаты цены контракта обращаются в арбитражный суд с требованием о взыскании с контрагента неосновательного обогащения в размере уплаченного НДС. И суды нередко встают на сторону заказчика.

Дело в том, что начальная (максимальная) цена контракта как правило указывается со словами «в том числе НДС».

В силу ст.168 НК РФ плательщик НДС обязан предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг) сумму НДС дополнительно к их цене, то есть при буквальном толковании данной нормы в цену товара НДС не входит.

Если победителем торгов является плательщик НДС, то он выставит заказчику счет-фактуру, на основании которого заказчик (если он является плательщиком НДС) сможет принять сумму НДС к вычету. В результате заказчик получает экономическую выгоду – либо он получит из бюджета сумму уплаченного НДС, либо заплатить на эту сумму меньше налогов. При этом подрядчик (поставщик) перечислит в бюджет сумму полученного НДС (либо зачтет его при определении налоговой базы) и в составе доходов учтет полученную цену без НДС.

Однако по общему правилу «упрощенцы» не признаются налогоплательщиками НДС (ст.346.11 НК РФ) и не выставляют счета-фактуры (хотя могут выставить, но тогда должны будут перечислить в бюджет НДС). Соответственно, заказчик, который является плательщиком НДС, не сможет получить вышеуказанную экономическую выгоду путем принятия к вычету суммы НДС. Тогда как «упрощенец» не перечислит в бюджет сумму полученного в составе цены НДС и учтет в составе доходов всю полученную от заказчика сумму.

Именно такой логикой руководствуются заказчики.

Однако данную логику не разделяет антимонопольный орган, который рассматривает жалобы по торгам.

Так в Письме ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14 сказано, что контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника. Сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) применяет иную систему налогообложения, цена контракта может быть снижена на сумму НДС, но только с согласия поставщика.

Таким образом, заказчик в одностороннем порядке не вправе уменьшить цену контракта на сумму НДС, если победитель закупки применяет УСН. Это означает, что в торгах с экономической точки зрения «упрощенцы» находятся в более выгодном положении по сравнению с плательщиками НДС.

Судебная практика по данному вопросу пестрит разнообразием.

Например, по делу N А74-2759/2011 ФАС Восточно-Сибирского пришел к выводу, что «упрощенец» имеет право на получение полной цены контракта, даже если его цена была определена с выделением НДС, а в актах выполненных работ стоимость работ исчислена без учета НДС. Суд указал, что в данном случае необходимо различать гражданско-правовые и публично-правовые отношения. Уплата цены контракта в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляет сумма НДС, является гражданско-правовой обязанностью. Факт того, что подрядчик по муниципальным контрактам не является плательщиком НДС, не может являться основанием для изменения заказчиком цены контракта в одностороннем порядке, поскольку при заключении договоров гражданского характера стороны регулируют только гражданско-правовые отношения и не могут влиять на определение налоговых обязательств участников отношений (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.06.2012).

Однако уже через несколько месяцев ФАС Восточно-Сибирского округа по иному разрешил спор, в котором цена контракта была указана без выделения НДС, а в акте выполненных работ указана стоимость работ указана за вычетом НДС. Суд решил, что в такой ситуации «упрощенец» не имеет право на получение от заказчика полной цены контракта и должен получить ту сумму, которая указана в акте, т.е. за минусом НДС (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2012 по делу N А74-741/2012).

Суды других регионов также решают подобные споры по-разному.

Примечательно, что Верховный Суд РФ сформулировал следующий подход к разрешению подобных споров: «независимо от применения системы налогообложения у победителя, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов и включает в себя все налоги» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1.10.15 по делу N А37-662/2014).

Особо показательно дело, когда еще на этапе подписания контракта между победителем торгов («упрощенцем») и заказчиком возник спор о том, каким образом должна быть указана цена в контракте – без выделения суммы НДС (на чем настаивал победитель торгов) или с выделением НДС (на чем настаивал заказчик, очевидно полагая, что в этом случае он заплатит меньше).

Рассмотрев данное дело Верховный Суд РФ пришел к выводу, что поскольку победитель торгов освобожден от уплаты НДС, то цена контракта должна быть указана без вычета из нее НДС (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2015 по делу N А75-4212/2013). Примечательно, что в данном деле в аукционной документации говорилось о расчете цены контракта с учетом НДС.

Таким образом, Верховный Суд РФ, по сути, занял вышеуказанную позицию антимонопольного органа.

Если победителем торгов становится плательщик НДС, а конкурсная документация не содержит каких-либо указаний на НДС, то вопрос должен решаться исходя из следующей презумпции, которую установил Пленум ВАС РФ: «если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 НК РФ)» (п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Этот же подход закреплен в Определении Верховного Суда РФ ль 6.04.17 по делу № 309-ЭС16-17994. Однако эта тема уже другой статьи.

Читайте также:  Сервисы для заполнения справки 2-НДФЛ онлайн

НДС и единый сельскохозяйственный налог

В общем случае сельхозпроизводители должны уплачивать налог на добавленную стоимость. Эта обязанность появилась с 2021 года. Однако предприятия имеют право на освобождение от НДС. Для этого нужно подать уведомление в свою налоговую инспекцию — не позднее 20 дней с завершения того месяца, в котором вы начинаете использовать льготу. Условия освобождения от уплаты НДС следующие:

  • лицо переходит на ЕСХН и получает право на освобождение от НДС в этом же календарном году;
  • если компания или ИП уже работают на ЕСХН, то выручка от продажи сельхозпродукции в предыдущем налоговом периоде не должна быть более установленного лимита: в 2021 году — 100 млн руб.; в 2019 году — 90 млн руб.; в 2021 году — 80 млн руб.; в 2021 году — 70 млн руб.; в 2022 и последующих годах — 60 млн руб.

Индивидуальный предприниматель – НДС

В соответствии с п. 1 стат. 163 НК индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС наравне с обычными предприятиями. То есть налог на добавленную стоимость одинаково применяется как ИП, так и юрлицами при реализации товаров или услуг. К примеру, если себестоимость продукта равна 100 руб., при продаже необходимо накрутить сверху НДС по ставке в 18 или 10 % в зависимости от того, чем именно торгует (производит) предприниматель (стат. 164).

Налогообложение ИП с НДС зависит от того, на каком режиме находится бизнес. Некоторые специальные налоговые системы предоставляют предпринимателям возможность законно уменьшить фискальную нагрузку путем замены ряда налогов на уплату единого, взимаемого по ЕНВД, УСН, ЕСХН или патенту. Рассмотрим, платит ли ИП НДС при УСН или других спецрежимах налогообложения.

Когда еще не нужно платить НДС

В перечисленных выше ситуациях ответ на вопрос «Надо или не надо уплачивать НДС?» зависит от типа самого предприятия или ИП. Одновременно с этим существуют льготы, касающиеся объекта налогообложения. Полные перечни таких товаров и операций приведены в ст. 146 и 149 НК РФ. В частности, не облагаются НДС:

  • продажа и импорт медицинских товаров из установленного перечня (Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042);
  • услуги пассажирских перевозок городским общественным транспортом;
  • отдельные виды банковских операций (например, привлечение денежных средств вкладчиков, покупка/продажа валюты, ведение счетов);
  • услуги страхования;
  • продажа земельных участков и т.д.

Если покупатель не выделил НДС в «платежке»

ООО (общая система налогообложения) – оптовая торговля мебелью. В банковских платежных поручениях от наших покупателей (ИП, ООО) некоторые пишут в назначении платежа: «Без НДС», «НДС не облагается».

Обязательно ли должен быть выделен в платежном поручении НДС суммой? Как это может отразиться на ООО-продавце?

Согласно п. 4 ст. 168 НК РФ

в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Требования к содержанию расчетных документов установлены п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П.

Расчетные документы должны содержать, в частности, такой реквизит как назначение платежа.

Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог на уплачивается).

На основании этих норм Минфин и налоговики делают вывод о том, что при оплате покупателем, в том числе применяющим упрощенную систему налогообложения, товаров (работ, услуг), приобретенных с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцом этих товаров (работ, услуг), в поле платежного поручения «Назначение платежа» сумму налога следует выделять отдельной строкой (письма Минфина РФ от 31.05.2007 г. № 03-07-11/147, УФНС по г. Москве от 07.05.2007 г. № 19-11/42273).

В принципе, данный вывод является правильным.

Но если покупатель не выделит сумму НДС в платежном поручении, продавцу ничего не грозит.

В счете-фактуре

, предъявленном покупателю, сумма НДС выделена
отдельной строкой
.

В соответствии со ст. 154 НК РФ

налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) без включения в них налога на добавленную стоимость.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 166 НК РФ

).

Расчет НДС для перечисления в бюджет налогоплательщик может произвести на основании счета-фактуры.

Кстати, большинство арбитражных судов признают неправомерным даже отказ покупателям в вычете НДС по основанию отсутствия в платежных поручениях суммы НДС.

При этом суды указывают, что нормы Налогового кодекса РФ не связывают право на налоговый вычет с выделением или невыделением суммы НДС в платежном поручении. Обязательным требованием в соответствии со ст. 169 НК РФ

является выделение суммы НДС в счете фактуре.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено такое последствие несоблюдения п. 4 ст. 168 НК РФ

в отношении платежно-расчетных документов, как отказ в налоговом вычете.

Поэтому оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежными документами, в которых сумма НДС не выделена отдельной строкой, не является основанием для отказа в налоговом вычете, поскольку факт уплаты налога поставщикам подтверждается счетами-фактурами и платежными поручениями (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2006 г. № Ф04-6116/2006(26616-А27-42), ФАС Волго-Вятского округа от 15.11.2007 г. № А29-1951/2007, ФАС Московского округа от 20.03.2008 г. № КА-А40/1789-08).

Все же для подстраховки разъясняйте Вашим потенциальным покупателям правила заполнения поля «Назначение платежа» платежного поручения.

Проверка декларации перед отправкой

Декларации по НДС подаются в электронной форме. После их получения налоговая инспекция обрабатывает документы. При проверке деклараций анализируется соблюдение контрольных соотношений, а также сопоставляются данные покупателей и продавцов.

Если налоговая выявит ошибки, это повлечет за собой негативные последствия для предприятия. Компания, которая допустила нарушение, должно будет как минимум уплатить пени или штраф. Чтобы избежать таких рисков, перед отправкой лучше самостоятельно проверять декларации. В частности, нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • корректность ставки в проводимых в учетной базе первичных документах и банковских выписках;
  • наличие счетов-фактур, а также обязательных реквизитов этих документов;
  • правильность распределения НДС (если ведется раздельный учет НДС);
  • правильность заполнения самого бланка декларации.

По возможности рекомендуется регулярно проводить сверку счетов-фактур со счетами-фактурами контрагентов, чтобы избежать расхождений и ошибок в книге покупок или продаж.

ИП на НДС – какие отчеты сдавать

Основным видом отчетности для ИП на НДС является налоговая декларация. Подается форма за налоговые периоды, которые установлены в один квартал (стат. 163). Способ представления – электронный. Срок подачи – 25-ое число следующего за отчетным месяца. Бывает ли декларация по НДС нулевая для ИП? Такое возможно, если предприниматель – плательщик НДС, но деятельность по каким-либо причинам не вел. В этом случае ИП обязан подать в контрольные органы отчетность по прибыли, а также налогу на добавленную стоимость, чтобы избежать штрафов за несдачу деклараций.

Добавить комментарий

Adblock
detector